5. Pryahina E.N. Kompetentnostnyj podhod v obrazovatel'nyh programmah: Materialy V Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii studentov, magistrantov, aspirantov i prepodavatelej. Pod obschej redakciej d-ra ped. nauk, prof. 'E.G. Skibickogo. Novosibirsk: SAFBD, 2014.
6. Gavrilova N.M., Donkova I.A., Stupnikov A.A., Plotonenko Yu.A. Vypolnenie vypusknoj kvalifikacionnoj raboty kak sredstvo formirovaniya kompetentnosti vypusknika. V mire nauchnyh otkrytij. Krasnoyarsk: Nauchno-Innovacionnyj centr. 2015; № 5.2 (65): 631 - 642.
7. Zhibinova I.A., Zhibinov A.I. Proizvodstvennaya praktika studentov v sootvetstvii s trebovaniyami kompetentnostnogo podhoda. Simvol nauki. Mezhdunarodnyjnauchnyjzhurnal. 2015; № 8: 233. Available at: https://os-russia.com/SBORNIKI/SN_8_2015.pdf
8. Ishakova E.N., Medvedeva M.V. Formirovanie profilya professional'nyh kompetencij buduschego programmnogo inzhenera. Available at: https://cyberleninka.ru/article/v/formirovanie-profilya-professionalnyh-kompetentsiy-buduschego-programmnogo-inzhenera
9. Chinyakov O.E. Rol' uchebnoj i proizvodstvennoj praktik v formirovanii professional'nyh kompetencij i trudoustrojstve vypusknikov. Mir nauki i obrazovaniya. 2017; № 3 (11): 9.
Статья поступила в редакцию 02.04.18
УДК 371
Sautieva F.B., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Methodology of Elementary Education, Ingush State University (Magas, Russia), E-mail: [email protected]
FOLK ART'S ROLE IN ENHANCING THE EFFECTIVENESS OF THE AESTHETIC EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN.
The article deals with the specifics of folk art in the aspect of aesthetic education of schoolchildren. The role and importance of folk art is emphasized in detail, in shaping the aesthetic education of schoolchildren on the basis of the optimal involvement of the pedagogical potential of folklore in Ingushetia. The article concludes that the task of improving the efficiency of aesthetic education is to form students' aesthetic appreciation of works of folk arts through their experience with data works. This introduction is necessary to accompany the subsequent discussion saw and read. It is important to seek pupils'' interest and respect for the moral and aesthetic heritage of folklore traditions of their ancestors.
Key words: aesthetic education, features of folk art, folklore, pupils of schools, traditions of the peoples of Ingushetia.
Ф.Б. Саутиева, канд. пед. наук, доц. каф. педагогики и методики начального образования Ингушский государственный университет, г. Магас, E-mail: [email protected]
РОЛЬ НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА В ПОВЫШЕНИИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
В статье рассматривается вопросы особенности народного творчества в аспекте эстетического воспитания школьников. Подчеркивается роль и значение народного творчества, в формировании эстетического воспитания учащихся школ на базе оптимального привлечения педагогического потенциала фольклора Ингушетии. В статье делается вывод о том, что задача повышения эффективности эстетического воспитания - сформировать у учащихся эстетическое восприятие произведений народного творчества путём их непосредственного знакомства с данными произведениями. Данное знакомство нужно сопровождать последующим обсуждением увиденного и прочитанного. При этом важно добиваться у учащихся интереса и уважения к нравственному и эстетическому наследию фольклорных традиций предков.
Ключевые слова: эстетическое воспитание, особенности народного творчества, фольклор, учащихся школ, традиции народов Ингушетии.
Народное творчество, как одна из форм духовной культуры, имеет национальную специфику, зависит от культурно-экономического развития народа, особенностей его жизни, характера.
Устное народное творчество ингушского народа являлось философским осмыслением окружающего мира, носителем фольклоризированной истории, кладезем мудрости, умным и чутким воспитателем, хранителем истоков гибкого и выразительного языка народа.
Произведения народного фольклора отличаются идейным художественно-эстетическим содержанием, высоким мастерством, связью с жизнью, доступностью, осуществляя при этом воспитательную функцию.
Многообразны жанры народного творчества народов Ингушетии - песни, сказки, пословицы и поговорки, легенды, баллады, загадки и т. п.
Меткое, умное, живое слово глубокого содержания свойственно самому короткому жанру фольклора - пословицам и поговоркам. Как целый мир в объективе сконцентрированы умные мысли, переданные устойчивыми оборотами речи. Краткость, выразительность, красота слога удачно передают богатый опыт старших поколений, их отношение к природе, людям, суждения и оценки, характеризующие опыт нравственного и эстетического воспитания в прошлом.
Приступая к изучению темы «Фольклор как средство эстетического воспитания школьников», мы, прежде всего, внимательно проанализировали нынешнее состояние изученности данной проблемы в содержании программы по предмету «Изобразительное искусство», а также работы учёных-исследователей, где рассматриваются проблемы ознакомления учащихся школ с фольклорными произведениями, опираясь на специфику и возможности этого своеобразного вида народного творчества.
Заурбек Мальсагов был одним из основоположников ингушской письменности, говорил о фольклоре, как о живом инстру-
менте, очень чувствительном к изменениям, происходящим в обществе и отражающим их. Фольклор, как живая струна, реагировал и сам менялся вместе с окружающей действительностью [1, с. 747.]
Первый ингушский профессор Дошлуко Мальсагов писал: «Произведения фольклора могут пролить яркий свет на различные моменты истории. Сопоставляя произведения устного творчества ингушей с творчеством других народов, устанавливая между ними связь, прослеживая пути и этапы распространения «странствующих сюжетов», мы можем выяснить очень многое из неизвестного прошлого» [2, с. 175].
Руководитель проекта семитомной Антологии И.А. Дах-кильгов говорил о том, что теперь у читателей нашей республики и за ее пределами появится возможность иметь целостное представление об ингушском фольклоре, причем, в стадиальном его развитии, начиная от древнейших произведений до позднейших [3, с. 372.].
В процессе обучения изобразительном искусству учитель с помощью произведений фольклора должен добиться формирования у школьников основ целостной эстетической культуры, приобщить их к традициям фольклорных произведений и образцам народного творчества, дать представление о художественных оценочных критериях и категориях.
В последние годы возросло внимание к проблеме теории и практики эстетического воспитания как к важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как средству формирования всесторонне развитой духовно богатой личности.
Однако в настоящей момент приходится с глубоким сожалением констатировать, что фольклор не осознается в полной мере как специфическое явление культуры. Он не стал неотъемлемым органическим элементом системы, как общего эстетического воспитания, так и конкретного художественного образования
учащихся средней общеобразовательной школы. Прогрессивные педагоги (Я.А. Каменский, К. Ушинский и другие) всегда считали, что в основе воспитания детей школьного возраста должны лежать национальные традиции. По их мнению, с самого раннего возраста необходимо приобщать детей к отечественной культуре, народному слову. Проблема воспитания детей средствами народного творчества становится предметом научного исследования и в последующие годы. Современные исследования в той или иной степени связаны с вопросами художественной литературы: роль художественного слова в моральном воспитании ребенка дошкольного возраста (Н.С. Карпинская), влияние русского фольклора на словесное творчество детей (А.Е. Шибицкая), развитие образной речи средствами малых форм фольклора (Н.В. Гавриш), развитие поэтического слуха как средство формирование словесного творчества детей (О.С. Ушакова), театрально-игровая творческая деятельность детей (Л.В. Ворошнина) и др.
Эстетическое воспитание представляет собой систему педагогической деятельности, которая своевременно и достаточно полно использует все объективные и субъективные возможности развития школьников. «Данная система включает в себя: учебную деятельность учащихся, внеклассную и внешкольную работу, деятельность в пионерской и комсомольской организациях, эстетическое воспитание в семье и соответствующее самовоспитание школьников» [4, с. 134].
В настоящее время в образовательно-воспитательной деятельности школ остро встаёт вопрос о возрождении традиций народного творчества, о сохранении наследия предков. При этом важно соотносить эстетическое воспитание школьников с национально-художественной культурой, осуществить некоторые изменения педагогического образования в различных социальных, культурных сферах, определить его зависимость от уровня развития национального самосознания и условий региона.
Хотелось бы также отметить, что эстетическое воспитание и художественное воспитание понятия совсем не тождественные. Первое гораздо шире, поскольку затрагивает как художественное творчество, так и эстетику быта, поведения, труда, отношений. Эстетическое воспитание формирует человека всеми эстетически значимыми предметами и явлениями, в том числе и искусством, как самым мощным средством. Эстетическое воспитание использует для своих целей художественное воспитание, ведущее место в нем занимают предметы искусства, «связанные с процессом специфического анализа художественного образа, развития идейно-эмоционального, эстетического отношения к художественным произведениям» [5, с. 67]. Поэтому важнейшей частью эстетического воспитания является художественное воспитание, использующее в качестве воспитательного воздействия средства искусства, формирующее специальные способности развивающее дарования в определенных его видах, перечисленных нами выше. Рассматривая памятники истории и культуры как часть материальной духовной культуры, учащийся извлекает из них соответствующую познавательную ценностно-содержательную эстетико-воспитательную функцию.
Изучение и познание народного творчества в настоящее время означает обеспечение ему возможности нормального естественного развития и использования его педагогического потенциала в эстетическом образовании школьников. Ценность и плодотворность использования сложившегося опыта народного творчества в эстетическом воспитании школьников в процессе обучения изобразительном искусству базируется также и на том, что он, складываясь столетиями, прошёл многовековую проверку практикой, а это, в конечном итоге, позволило создать, отобрать лучшие образцы, методы, приёмы, своего рода художественные эталоны.
Исходя из специфики народного творчества и, в частности, фольклора Республики Ингушетии, а также опираясь на результаты анализа недостатков, имеющихся в системе художественно-педагогического образования, мы создали необходимые педагогические условия и определили содержание, формы, методы и средства эстетического воспитания школьников.
Библиографический список
Ведущее место среди методов эстетического воспитания в отечественной педагогике отводится художественному образованию, воздействию на учащихся средствами искусства, в частности, изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Эстетическое воспитание, осуществляемое различными видами народного творчества, объектами национальной художественной культуры, развивает в учащихся такие важные художественно-эстетические качества, как:
- формирование знаний произведений отечественной и мировой культуры, характеризующих степень художественной и эстетической компетенции;
- овладение умением различать и оценивать прекрасное, гармоничное и безобразное в природе, этнографических фольклорных произведениях изобразительного и декоративно-прикладного искусства;
- развитие эмоционально-эстетического отношения к произведениям фольклора у школьников;
- освоение учебных умений, навыков и способов художественной деятельности учениками в процессе изучения техники и технологии изготовления изделий декоративно-прикладного искусства;
- ознакомление учащихся с культурными традициями предков, формирование у детей основ целостной эстетической культуры через познание художественного образа произведений народных традиций [6; 7].
Воспитание у подрастающих поколений уважения к художественным и национальным традициям народов, их обычаям, в частности, посредством фольклора, служит целям эстетического воспитания школьников, активно способствует формированию эстетического сознания школьников.
Традиции народного творчества наиболее прочно связаны с жизнью и бытом человека. В той или иной форме ребенок сталкивается с ними ежедневно, ежечасно, ощущая на себе силу их воздействия и очень важно умело использовать их педагогический потенциал в эстетическом воспитании школьников.
В этом ряду произведения народного творчества, в частности, фольклора, занимают особое место, они интересны детям всех возрастов, делая глубже и эстетически значимей восприятие изделий, приводя к осознанию их роли в традиционной национальной культуре в процессе взросления.
Приобщение подрастающего поколения к сокровищам родной национальной культуры, в частности, к фольклору, возрождение национальной духовности нравственности - это решение задачи государственного масштаба. Сегодня очень важно формирование у учащихся школ эстетической творческой способности, ведь усвоение и изучение детьми традиций фольклора способствует как эстетическому воспитанию, так и развитию творческих способностей.
Резюмируя вышеизложенное отметим, что изучение и познание народного творчества осуществляется на основе созданной нами концептуальной модели, разработанной на основе методологических положений, ведущих идей, закономерностей и принципов, сущностных характеристик предмета исследования и представленной как сложная педагогическая система, обладающая всеми признаками и направленная на достижение высокого уровня эстетической воспитанности учащихся средствами фольклора. Главная задача повышения эффективности эстетического воспитания - сформировать у учащихся эстетическое восприятие произведений народного творчества путём их непосредственного знакомства с произведениями народного творчества, которое нужно сопровождать последующим обсуждением увиденного и прочитанного. При этом самое важное и значимое на наш взгляд, в эстетическом воспитании школьников средствами фольклора - это добиваться у учащихся интереса и уважения к нравственному и эстетическому наследию фольклорных традиций предков. В значительной степени оно нашло свое воплощение в национально-художественном творчестве, народном фольклоре, ремеслах, конкретных приемах, орнаментальных мотивах. Эта, заложенная дедами и отцами основа, именно то, на чём должно строиться воспитание современных школьников.
1. Саутиева Ф.Б. Устное народное творчество Ингушетии: история развития и специфика национального своеобразия. Мир науки, культуры, образования. 2017; № 6 (67): 113.
2. Корзун В.Б., Мальсагов Д.Д., Ошаев Х.Д. Основные этапы развития чечено-ингушской советской литературы. Очерки истории чече-но-ингушскойлитературы. Грозный: ЧИКИ, 1963.
3. Дахкильгов И.А. Антология ингушского фольклора. «Притчи, пословицы, поговорки, кицаш. Нальчик, ООО «Тетрограф» 2012; Том 10.
4. Семенов Л.П. Мальсагов Заурбек Куразович (Биографическая справка). Литературная энциклопедия. Москва, 1932; Т. VI: 747 - 748.
5. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. Учебное пособие по спецкурсу для студентов педагогических институтов. Москва, 1985.
6. Саутиева Ф.Б. Воспитательный потенциал ингушского фольклора в процессе эстетического воспитания школьников. Проблемы современного педагогического образования. 2017; № 57-2: 214 - 221.
7. Раджабов И.М., Саутиева Ф.Б. Совершенствование концепции эстетического воспитания школьников средствами фольклора. Мир науки, культуры, образования. 2018; № 1 (68): 304 - 305.
References
1. Sautieva F.B. Ustnoe narodnoe tvorchestvo Ingushetii: istoriya razvitiya i specifika nacional'nogo svoeobraziya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017; № 6 (67): 113.
2. Korzun V.B., Mal'sagov D.D., Oshaev H.D. Osnovnye 'etapy razvitiya checheno-ingushskoj sovetskoj literatury. Ocherki istorii checheno-ingushskojliteratury. Groznyj: ChIKI, 1963.
3. Dahkil'gov I.A. Antologiya ingushskogo fol'klora. «Pritchi, poslovicy, pogovorki, kicash. Nal'chik, OOO «Tetrograf» 2012; Tom 10.
4. Semenov L.P. Mal'sagov Zaurbek Kurazovich (Biograficheskaya spravka). Literaturnaya 'enciklopediya. Moskva, 1932; T. VI: 747 - 748.
5. Lihachev B.T. Teoriya 'esteticheskogo vospitaniya shkol'nikov. Uchebnoe posobie po speckursu dlya studentov pedagogicheskih institutov. Moskva, 1985.
6. Sautieva F.B. Vospitatel'nyj potencial ingushskogo fol'klora v processe 'esteticheskogo vospitaniya shkol'nikov. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2017; № 57-2: 214 - 221.
7. Radzhabov I.M., Sautieva F.B. Sovershenstvovanie koncepcii 'esteticheskogo vospitaniya shkol'nikov sredstvami fol'klora. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; № 1 (68): 304 - 305.
Статья поступила в редакцию 09.04.18
УДК 378
Tarasenko E.I., postgraduate, teacher of College of Gzhel State University (Elektroizolyator, Moscow Oblast, Russia),
E-mail: [email protected]
THE PARTICULAR FEATURES OF THE FEMALE BODY AS A FACTOR IN PLANNING THE TRAINING PROCESS. The article deals with the need to take into account the physiological and biological characteristics of the organism of sportswomen in the planning and conduct of training sessions. In the article an actual problem of accounting for biological female features when composing justified from a scientific point of view the program of preparation for the high demands of the chosen sport. Only the correct construction of the training process will ensure the individualization of training loads taking into account the phases of a specific biological cycle and on the basis of regular comprehensive monitoring of the health of athletes. The article describes the processes occurring during each of the phases of the ovarian-menstrual cycle of a healthy girl and gives recommendations for the choice of exercises.
Key words: female organism, ovarian-menstrual cycle, training loads, sport.
Е.И. Тарасенко, аспирант, преподаватель колледжа Гжельского государственного университета, Московская
область, Раменский район, посёлок Электроизолятор, E-mail: [email protected]
УЧЁТ ОСОБЕННОСТЕЙ ЖЕНСКОГО ОРГАНИЗМА
КАК ФАКТОР ГРАМОТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА
В статье говорится о необходимости учёта физиологических и биологических особенностей организма спортсменок при планировании и проведении тренировочных занятий. В работе рассмотрена актуальная проблема учёта биологических женских особенностей при составлении обоснованной с научной точки зрения программы подготовки к высоким требованиям избранного вида спорта. Только правильное построение тренировочного процесса обеспечит индивидуализацию тренировочных нагрузок с учётом фаз специфического биологического цикла и на основе регулярного комплексного контроля за самочувствием спортсменок. В статье описаны процессы, происходящие в течение каждой из фаз овариально-менструального цикла здоровой девушки и даны рекомендации по выбору упражнений.
Ключевые слова: женский организм, овариально-менструальный цикл, тренировочные нагрузки, спорт.
В 1900 году впервые одиннадцать женщин участвовали в двух видах спорта Олимпиады. В 2016 году, в Играх современности их было уже 4700 [1]. Спорт расширяет свою географию, а вместе с этим повышается количество занимающихся спортом. Физические упражнения положительно влияют на женщин: способствуют улучшению настроения, поддержанию физической работоспособности, укреплению здоровья. В некоторых случаях возможно негативное влияние - это травматизм, чрезмерные маскулинизация и омужествление соматотипа, угроза ухудшения репродуктивного здоровья при очень высокоинтенсивных и высокообъемных нагрузках [2]. Спортивные результаты быстро растут, устанавливаются новые рекорды, и каждая спортсменка ставит цель присвоить одному из них своё имя. Главное же биологическое назначение женщины - это продление рода. Научно обоснованная программа подготовки женского организма к высоким требованиям избранного вида спорта должна учитывать его биологические особенности, это подчеркивает актуальность проблемы.
Я.А. Коменский в сочинении «Великая дидактика» впервые сформулировал педагогический принцип природосообразности, согласно которому педагог в своей практической деятельности руководствуется факторами естественного, природного развития ребенка. Швейцарский педагог И.Г. Песталоцци утверждал, что
«любое воспитание, которое не было построено на принципах природосообразности, проходит по ложному пути». Интенсивность тренировочной нагрузки, экстремальные условия соревновательной деятельности - это ситуации, в которых женщина проявляет огромные функциональные и адаптационные возможности. Только правильное построение тренировочного процесса обеспечит индивидуализацию тренировочных нагрузок с учетом фаз специфического биологического цикла и на основе регулярного комплексного контроля за самочувствием спортсменок [3].
Особое внимание следует уделять подростковому периоду, когда физические упражнения сочетаются с периодом полового созревания. При развитии силовой выносливости мышц брюшного пресса и тазового дна, имеющих большое значение для детородной функции следует проявлять особую осторожность [4]. Большие объемы тренировочных нагрузок, несоблюдение педагогических принципов (постепенности, доступности и др.) могут приводить, особенно у юных спортсменок, к нарушениям овариально - менструальных циклов (ОМЦ). Повышенные психические нагрузки, к примеру во время соревнований, так же несут угрозу нарушений ОМЦ, снижению спортивных результатов. В случае коррекции планирования подготовки, снижения объема нагрузок протекание ОМЦ через 2-3 месяца нормализуется [5].