Научная статья на тему 'Характеристика условий использования фольклора в эстетическом воспитании школьников'

Характеристика условий использования фольклора в эстетическом воспитании школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
277
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОЛЬКЛОР / НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО / ХАРАКТЕРИСТИКА УСЛОВИЙ / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ / FOLKLORE / CHARACTERISTICS OF CONDITIONS / FOLK ART / AESTHETIC EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Саутиева Ф. Б.

В статье рассматривается характеристика условий использования фольклора в эстетическом воспитании школьников. Подробно рассмотрены педагогические условия, формы и методы приобщения учащихся к произведениям народного фольклора в аспекте эстетического воспитания и развития художественной культуры школьников. Ингушское народное творчество уникальное средство для эстетического воспитания учащихся школ. Фольклорные эстетические традиции народа, быт, обычаи, посредством которых дети приобщаются к национальной культуре и искусству, несут в себе конкретные художественные и декоративные образы, пробуждая эстетические чувства и убеждения. Различные виды творческой деятельности увлекают учащихся, воздействуя на чувства благодаря средствам выразительности, стимулируя развитие эстетической направленности. Благодаря эстетической потребности у школьника проявляются индивидуальные возможности в развитии материальных и духовных потребностей, педагогическое значение таких качеств в жизни школьника занимает значительное место.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHARACTERISTICS AND CONDITIONS OF USE OF FOLKLORE IN THE AESTHETIC EDUCATION OF STUDENTS

The article deals with characteristics of conditions of folklore use in aesthetic education of schoolchildren. The pedagogical conditions, forms and methods of familiarizing students to the works of folk art in the aspect of aesthetic education and development of artistic culture of schoolchildren are considered in detail. Ingush folk art is a unique tool for aesthetic education of school students. Folk aesthetic traditions of people, everyday life, customs, through which children are introduced to the national culture and art, carry specific artistic and decorative images, awakening aesthetic feelings and beliefs. Different types of creative activities captivate students, influencing feelings through the means of expression, stimulating the development of aesthetic orientation. Due to the aesthetic needs of the student, individual opportunities are manifested in the development of material and spiritual needs, pedagogical importance of such qualities in the life of the student occupies a significant place.

Текст научной работы на тему «Характеристика условий использования фольклора в эстетическом воспитании школьников»

Таким образом, изучение основных условий, подходов, алгоритмов деятельности психолога в ЧС, а так же изучение способов профилактики профессионального выгорания обеспечит психологов необходимыми знаниями и на-

Библиографический список

выками для эффективного выполнения профессиональной деятельности и при этом поддержания личностного профессионального здоровья (которое так же крайне необходимо для успешной профессиональной деятельности).

1. Мухина В.С. Психологическая экспресс-помощь в чрезвычайных ситуациях масштабных катастроф. Психология экстремальных ситуаций. Под редакцией В.В. Рубцова, С.Б. Малых. 2-е изд., стер. Москва, 2008: 56 - 76.

2. Мухина В.С. Человек в экстремальной ситуации своей профессии. Феноменология развития и бытия личности. Москва-Воронеж, 1999: 335 - 542.

3. Мухина В.С., Хвостов К.А. Психологическая помощь в экстремальных ситуациях. II Всероссийский форум «Здоровье нации - основа процветания России». Москва, 2006: 87 - 89.

4. Петрова Н.Ф. Генезис проблемы психологической безопасности личности в зарубежных психологических теориях и концепциях. Мир науки, культуры, образования. 2016; 2 (57): 280 - 282.

5. Петрова Н.Ф. Специфика профессиональной мотивации работников экстремального труда. Мир науки, культуры, образования. 2016; 4 (59): 186 - 188.

6. Пирогова Л.В. Готовность психолога к работе в чрезвычайной ситуации. Available at: cyberleninka.ru/article/n/gotovnost-psihologa-k-rabote-v-chrezvychaynoy-situatsii

7. Церфус Д.Н., Иванова Т.В., Карагачева М.В. Отражение и учет специфики представлений чрезвычайной ситуации обучающихся университета в преподавании дисциплины «Экстремальная психология». Available at: cyberleninka.ru/article/n/otrazhenie-i-uchet-spetsifiki-predstavleniy-chrezvychaynoy-situatsii-obuchayuschihsya-universiteta-v-prepodavanii-distsipliny

8. Солянкина Л.Е. Модель развития профессиональной компетентности в практикоориентированной образовательной среде. Известия ВГПУ. 2011; 1.

References

1. Muhina V.S. Psihologicheskaya 'ekspress-pomosch' v chrezvychajnyh situaciyah masshtabnyh katastrof. Psihologiya 'ekstremal'nyh situacij. Pod redakciej V.V. Rubcova, S.B. Malyh. 2-e izd., ster. Moskva, 2008: 56 - 76.

2. Muhina V.S. Chelovek v 'ekstremal'noj situacii svoej professii. Fenomenologiya razvitiya i bytiya lichnosti. Moskva-Voronezh, 1999: 335 - 542.

3. Muhina V.S., Hvostov K.A. Psihologicheskaya pomosch' v 'ekstremal'nyh situaciyah. II Vserossijskij forum «Zdorov'e nacii - osnova procvetaniya Rossii». Moskva, 2006: 87 - 89.

4. Petrova N.F. Genezis problemy psihologicheskoj bezopasnosti lichnosti v zarubezhnyh psihologicheskih teoriyah i koncepciyah. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2016; 2 (57): 280 - 282.

5. Petrova N.F. Specifika professional'noj motivacii rabotnikov 'ekstremal'nogo truda. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2016; 4 (59): 186 - 188.

6. Pirogova L.V. Gotovnost'psihologa krabote v chrezvychajnojsituacii. Available at: cyberleninka.ru/article/n/gotovnost-psihologa-k-rabote-v-chrezvychaynoy-situatsii

7. Cerfus D.N., Ivanova T.V., Karagacheva M.V. Otrazhenie i uchet specifiki predstavlenij chrezvychajnoj situacii obuchayuschihsya universiteta v prepodavanii discipliny «'Ekstremal'naya psihologiya». Available at: cyberleninka.ru/article/n/otrazhenie-i-uchet-spetsifiki-predstavleniy-chrezvychaynoy-situatsii-obuchayuschihsya-universiteta-v-prepodavanii-distsipliny

8. Solyankina L.E. Model' razvitiya professional'noj kompetentnosti v praktikoorientirovannoj obrazovatel'noj srede. Izvestiya VGPU. 2011; 1.

Статья поступила в редакцию 10.06.19

УДК 371

Sautieva F.B., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Methodology of Elementary Education, Ingush State University

(Magas, Russia), E-mail: [email protected]

CHARACTERISTICS AND CONDITIONS OF USE OF FOLKLORE IN THE AESTHETIC EDUCATION OF STUDENTS. The article deals with characteristics of conditions of folklore use in aesthetic education of schoolchildren. The pedagogical conditions, forms and methods of familiarizing students to the works of folk art in the aspect of aesthetic education and development of artistic culture of schoolchildren are considered in detail. Ingush folk art is a unique tool for aesthetic education of school students. Folk aesthetic traditions of people, everyday life, customs, through which children are introduced to the national culture and art, carry specific artistic and decorative images, awakening aesthetic feelings and beliefs. Different types of creative activities captivate students, influencing feelings through the means of expression, stimulating the development of aesthetic orientation. Due to the aesthetic needs of the student, individual opportunities are manifested in the development of material and spiritual needs, pedagogical importance of such qualities in the life of the student occupies a significant place.

Key words: folklore, characteristics of conditions, folk art, aesthetic education of schoolchildren.

Ф.Б. Саутиееа, канд. пед. наук, доц. каф. педагогики и методики начального образования, Ингушский государственный университет, г. Магас,

E-mail: [email protected]

ХАРАКТЕРИСТИКА УСЛОВИЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФОЛЬКЛОРА В ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ

В статье рассматривается характеристика условий использования фольклора в эстетическом воспитании школьников. Подробно рассмотрены педагогические условия, формы и методы приобщения учащихся к произведениям народного фольклора в аспекте эстетического воспитания и развития художественной культуры школьников. Ингушское народное творчество уникальное средство для эстетического воспитания учащихся школ. Фольклорные эстетические традиции народа, быт, обычаи, посредством которых дети приобщаются к национальной культуре и искусству, несут в себе конкретные художественные и декоративные образы, пробуждая эстетические чувства и убеждения. Различные виды творческой деятельности увлекают учащихся, воздействуя на чувства благодаря средствам выразительности, стимулируя развитие эстетической направленности. Благодаря эстетической потребности у школьника проявляются индивидуальные возможности в развитии материальных и духовных потребностей, педагогическое значение таких качеств в жизни школьника занимает значительное место.

Ключевые слова: фольклор, народное творчество, характеристика условий, эстетическое воспитание школьников.

На современном этапе в образовательной деятельности школ остро встает вопрос эстетического воспитания, возрождения народной культуры искусства, что возможно через изучение школьниками фольклора, грамотное использование произведений народного творчества в образовательном процессе.

При этом изучение традиционной культуры в большей степени способствует естественному развитию социума и использованию его педагогического потенциала в эстетическом воспитании школьников. Фольклор несет с собой, прежде всего порожденное народной культурой искусство устной традиции, вследствие чего важно осознать то, что делали предки, воспроизвести их жизнь и передать традиции следующему поколению. «В народном миропонимании присутствует убежденность в том, что прошлое содержит в себе вечные ценности, которые наполняют собой повседневность и бытовой уклад, песни и обряды, сказки и посло-

вицы, отношение человека к природе и к себе самому, представления о добре и зле, прекрасном и безобразном» [1]. Следовательно, в эстетическом воспитании необходимо использование народного поэтического творчества, исторических и былинных хороводных песен, обрядовых, лирических и других памятников народного творчества, которые несут в себе эстетические ценности, представляют собой образец эстетического отношения, выражения вечных идеалов и народных устремлений.

Важным в эстетическом воспитании школьников средствами фольклора является добиться у детей интереса и уважения к эстетическому и нравственному наследию предков. В значительной степени оно появилось в национальном художественном творчестве, конкретных приемах, ремеслах. Вот на такой основе, и необходимо строить эстетическое воспитание школьников.

С учетом специфики ингушского фольклора, используя результаты изучения просчетов и недостатков, имеющихся в сфере эстетическо-педагогического образования по данной проблеме, нами разработаны условия использования фольклора в эстетическом воспитании школьников.

Нами сформулированы следующие педагогические условия, способствующие эффективному эстетическому воспитанию школьников на основе устного народного творчества:

Таблица 1

Педагогические условия, способствующие эффективному эстетическому воспитанию школьников на основе устного народного творчества

№ Условие

1. стимулирование интереса и эстетического отношения школьников к окружающей действительности;

2. необходимость специального отбора содержания учебного материала по фольклору, декоративно-прикладному искусству для его последовательного изучения на уроках эстетического цикла, имеющего материальную вещественную основу и наличие исторического, эстетического и культурного признака, определяющего его ценностные качества и достоинства;

3. изучение школьниками произведений фольклора, изделий декоративноприкладного искусства, знакомых в быту с раннего возраста, их назначение, т.к. всякое произведение народного творчества является очеловеченным существом, несущим эстетическую мысль и чувство, информацию и энергию своего созидателя;

4. знакомство школьника с наследием культурных традиций с акцентированием внимания на роли и значении традиций в жизни народа, в повседневной деятельности и быту, а также сформирован-ность у детей основы целостной национальной художественной культуры;

5. создание творческой непринужденной атмосферы на уроке, эмоциональноэстетического настроя школьникак выполнению практической работы, способствовавших развитию его эстетической культуры;

6. систематические постановки на уроках эстетического цикла художественнотворческих учебных задач, стимулирующих эстетическую активность школьника;

7. сочетание систематического контроля изобразительной деятельности школьника с оказанием ему квалифицированной практической помощи;

8. активный стимул и оценка практической работы школьника путем применения соревновательных элементов и анализа продукта деятельности;

9. систематическая диагностика уровня интересовучащегося к деятельности с художественной и творческой эстетической направленности с целью корректировки учебно-воспитательного процесса;

10. введение игровых элементов, в структуру урока, а также художественнодидактических игр, использование элементов соревнования, написание рефератов, сочинений, творческих работ, способствующих усвоению традиционной особенности национальной художественной культуры;

11. использование на уроке эстетического цикла нового вариативного подхода к трактовкам подачи наглядных иллюстративных материалов, творческих и проблемных задач, которые активизируют интерес и внимание детей к фольклору.

Рассмотрим более подробно выше названные условия.

Основным условием проявления убеждения, вкуса, и в целом, эстетического сознания, в учебном процессе выступает развитие интереса школьника к учебному материалу, к произведениям устного народного творчества, восприятию национально-художественной культуры с познанием её ценностей. При этом следует развить у ребенка знаний народных традиций, которые тесно связаны с фольклором, способствующие эстетическому воспитанию.

Эстетическое воспитание школьника средствами фольклора должно быть организовано таким образом, чтобы обучить и воспитать возможно было не только на традициях народного искусства и творчества, но и на основе исторического технологического опыта народа, тем самым возродить и ввести в современное культурное пространство древнейшие виды наследия предков.

Особенно важно отметить совместную деятельность учителя и ученика, строящуюся на проявлении доброжелательности, оказании педагогической поддержки, творческой основе, межличностном отношении и духовном равенстве.

Каждому школьнику необходимо осознать себя уникальной личностью, приобщившейся к многолетней традиции, благоприятной эстетической среды вместе с наличием при коллективном сотворчестве для самовыражения, самосовершенствования и самоутверждения личности учащегося.

Каждый урок эстетического цикла должен вызывать интерес школьника, способствовать формированию его эстетического сознания, познанию и изучению особенности устного народного творчества.

Целенаправленные, систематизированные рассказы или беседы о устном народном творчестве способны активизировать внимание детей, учить их восприятию произведений фольклора, как источника знания и эстетического переживания. Беседу на уроках эстетического цикла следует сопровождать демонстрированием различных учебно-методических наглядных материалов (открыток, репродукций, произведений декоративно-прикладного искусства, иллюстраций).

Главная задача заключается в формировании у детей эстетического восприятия произведений фольклора в результате беседы и тесного контакта с ними.

Как отмечает Т.М. Разина, «фольклор существует образами природы - это один из источников вдохновения и учитель в сфере прекрасного» [2, с. 54].

Результаты нашего наблюдения в ходе исследования свидетельствуют о том, что изучение фольклора в школе как средства эстетического воспитания, испытывая определённые трудности, находится пока далеко не на должном уровне.

Если фольклор представлять предметом школьного изучения, то это, несомненно специфическое явление. В бесписьменной исторической эпохе прошлого, в которой фольклор возник и дал ростки, существовала особая система ценностей, в которой были сформированы многие фольклорные образы, отразившие мировосприятие древности.

Поэтому одним из главных условий в обучении учащихся процессу познания и понимания значимости произведений народного творчества является развитие у них способностей, подготовленности к верным эстетическим суждениям и оценкам.

По этому поводу С.Л. Рубинштейн заметил: «Главным мотивом сознательного учения, который связан с осознанием его задач, представляется естественное стремление подготовки к будущей деятельности и если учение - это опосредованное, совершающееся через овладение накопленного человечеством знания, познания мира, - интерес к знанию» [3, с. 80].

При этом следует отметить, что помимо традиционного фольклора важен и сам характер, система преемственности традиций, собранных из разнообразных исторических, бытовых, культурных центров, обязывает его быть доступным для каждого школьника в восприятии и познании. Однако, хотим отметить, что сегодня все эти положения далеко не в полной мере способствуют изучению учащимися значительного историко-культурного потенциала, который сосредоточен в фольклоре ингушского народа.

На основе эстетической потребности познания устного народного творчества ингушского народа у школьников возникают и развиваются эстетические интересы. «Интересы представляют собой особое отношение личности к предметам и явлениям, которое выражается в желании познать их» [4, с. 33].

Необходимым условием в эстетическом воспитании школьников средствами фольклора является отбор произведений устного народного творчества, материала для бесед на уроках эстетического цикла.

Именно поэтому мы в нашем экспериментальном исследовании стремились последовательно сформировать у учащихся знания наследия культуры с учетом основных закономерностей народного творчества, использовать историческую преемственность нравственного эстетического опыта фольклора в эстетическом воспитании школьников.

При этом мы отдавали предпочтение использованию проблемных ситуаций, в частности, проблемного метода обучения. Она предполагает постановку учителем перед учениками проблемной задачи и поиски эффективных путей её решения.

Осуществляя эстетическое воспитание школьников средствами ингушского фольклора, учитель на уроках в соответствии предполагаемыми нами дидактическими условиями может организовать экспериментальную работу по-разному.

Внедрение в уроки образцов материалов: считалки, сказки, песни, игровые песни, календарь будет являться эстетическим образованием, средствами фольклора.

В ходе достижения этой цели у школьников будут воспитываться чувство причастности к национальной культуре, развитие творческой личности: привитие детям любви и знаний к народному искусству, передача детям знаний основ народного творчества. Обучение фольклору должно строиться на освоении народно-художественного творчества и принципов фольклорного творчества.

Ингушское народное творчество уникальное средство для эстетического воспитания учащихся школ. Фольклорные эстетические традиции народа, быт, обычаи, посредством которых дети приобщаются к национальной культуре и искусству, несут в себе конкретные художественные и декоративные образы, пробуждая эстетические чувства и убеждения. Основные виды обучения средствами фольклора заключаются в следующем табл. 2:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.