УДК 371
Radzhabov I.M., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia),
E-mail: radjabov-izo@mail.ru
Sautieva F.B., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Methodology of Elementary
Education, Ingush State University (Magas, Russia), E-mail: Fbilan@mail.ru
THE REFINEMENT OF THE CONCEPT OF AESTHETIC EDUCATION IN THE PROCESS OF INTRODUCING FOLKLORE.
The article considers the importance of folklore in improving modern concepts of aesthetic education of schoolchildren. Folklore has an inherent genre diversity, aesthetic depth, flexibility and richness of native words. It is noted that the folklore is the philosophical comprehension surrounding aesthetic world, carrier of folklorized history, clever and sensitive educator, curator of the life-giving headwaters of flexible and expressive language. The authors conclude that the proposed modern concept of aesthetic education with an optimal use of oral national creativity can give positive results in the upbringing of the younger generation.
Key words: improvements, modern concepts, folk art, artistic creativity, folklore, aesthetic education of schoolchildren.
И.М. Раджабов, д-р пед. наук, проф., Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала,
E-mail: radjabov-izo@mail.ru
Ф.Б. Саутиева, канд. пед. наук, доц. каф. педагогики и методики начального образования, Ингушский
государственный университет, г. Магас, E-mail: Fbilan@mail.ru
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОНЦЕПЦИИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ФОЛЬКЛОРА
В статье рассматривается значение фольклора в совершенствовании современных концепций эстетического воспитании школьников. Фольклору присущи жанровое многообразие, эстетическая глубина, гибкость и богатство родного слова. Отмечается, что устное народное творчество являлось философским осмыслением окружающего эстетического мира, носителем фольклоризированной истории, умным и чутким воспитателем, хранителем живительных истоков гибкого и выразительного языка народа. Авторы делают вывод о том, что предлагаемая современная концепция эстетического воспитания с оптимальным использованием средств устного народного творчества может дать положительные результаты в процессе воспитания подрастающего поколения.
Ключевые слова: совершенствования, современные концепции, народное творчество, художественное творчество, фольклор, эстетическое воспитание школьников.
Роль фольклора в современной жизни и использовании его потенциала в развитии духовно-нравственной культуры учащихся делают проблему изучения традиционного народного фольклора в общеобразовательных школах чрезвычайно актуальной. Сосредоточение в произведениях фольклора разнообразного систематизированного ценностного материала, изучение и определение его специфических возможностей считаются первоочередным в процессе совершенствовании современные концепции эстетического воспитания школьников.
В потоке общекультурных ценностей все чаще звучит тема национально-региональной культуры, народного творчества, заботы об охране народных ремесел, попытки возрождения своеобразия традиционной, в частности, фольклора, утраченной и забытой в предметном мире. В основе эстетической и регионально культурной общности лежат вырабатывавшиеся на протяжении веков характерные представления людей об окружающем мире, которые влияют на художественные особенности предметно-пространственной среды того или иного этноса и региона.
А.В. Брушлинский отмечал, что путь развития человека как субъекта - это путь освоения культуры, всего исторического опыта человечества, но оно осуществляется в процессе приобщения и деятельности - изначально социальной, самостоятельной, творческой и т. д., а не по формуле «от социального к индивидуальному» [1].
Расширение сфер образовательных влияний национального искусства, устного народного творчества, в частности - фольклора, отвечает стратегическим воспитательным задачам общества: максимально использовать в работе с учащимися, молодежью всё то, что опирается на прогрессивные традиции народа, национальной культуры что связанно с его национальной самобытностью во всех областях духовной жизни.
Наша концепция совершенствования эстетического воспитания школьников основывается на формировании творческой, гуманистической, эстетической, гармонически развитой культурой личности. В основе обучения должен лежать комплексный культурологический подход к развитию личности. В одинаковой степени мы должны развивать личность в интеллектуальном, художественно-эстетическом, духовно-нравственном и культурно-физическом плане.
Педагогическая антропология К.Д. Ушинского утверждает, что в человеке имманентно заложены альтруистические ценностные ориентации: природная активность и созидательная
сущность; стремление к интеллектуальному, художественно-эстетическому и духовно-нравственному совершенству; самореализации физических и духовных сил; стремление к самоутверждению и свободе [2].
Ключевая задача современных концепций образования решается созданием условий в педагогическом творческом самоопределении подрастающего поколения в сфере исторических развивающейся культуры, по средствам приобщения детей к ценностям национальной культуры. Бесспорно устное народное творчество есть феномен национальной культуры. Инноваци-онность традиции и новаторство, все необходимые культурные нравственные эстетические ценности, устремленность в перспективу развития делают его важной составляющей в социологической характеристики общества. Сказанное порождает необходимость дальнейшего совершенствования художественного образования, эстетического воспитания учащихся на основе широкого освоения и глубокого восприятия культурно-исторического и этно-педагогического наследия человечества.
«Современный народный фольклор - сложный конгломерат старого и нового репертуара, коллективного и индивидуального творчества, традиции и новаторства. Современный фольклор включает в себя богатое традиционное наследие, и вместе с тем новый или обновленный фольклор, новые песни, частушки, ритуалы новых праздников, новые народные представления и игры, порождённые современной действительностью» [3]. Эти слова Э.В. Померанцевой можно отнести так же и к ингушскому современному фольклору. На территории Ингушетии традиционное народное творчество в его основных жанрах частично сохранилась на достаточно высоком уровне. Создаются новые произведения с новой тематикой, с новым содержанием, живет и развивается народное творчество в различных жанрах и художественных формах. Устное народное творчество пользуется такими жанрами традиционного наследия, как лирическая песня, четверостишие, пословица и поговорка, загадка, сказка, анекдот, устный рассказ.
Устное народное творчество ингушского народа являлось философским осмыслением окружающего мира, носителем фольклоризированной истории, кладезем мудрости, умным и чутким воспитателем, хранителем истоков гибкого и выразительного языка народа.
Руководитель проекта семитомной Антологии И.А. Дах-кильгов говорил о том, что теперь у читателей нашей республи-
ки и за её пределами появится возможность иметь целостное представление об Устное народное творчество ингушского народа являлось философским осмыслением окружающего мира, носителем фольклоризированной истории, кладезем мудрости, умным и чутким воспитателем, хранителем истоков гибкого и выразительного языка народа.
Ингушскому фольклору присущи жанровое многообразие, эстетическая глубина, гибкость и богатство родного слова.
Заурбек Мальсагов был одним из основоположников ингушской письменности, говорил о фольклоре, как о живом инструменте, очень чувствительном к изменениям, происходящим в обществе и отражающим их. Фольклор, как живая струна, реагировал и сам менялся вместе с окружающей действительностью [4].
Первый ингушский профессор Дошлуко Мальсагов писал.
«Произведения фольклора могут пролить яркий свет на различные моменты истории. Сопоставляя произведения устного творчества ингушей с творчеством других народов, устанавливая между ними связь, прослеживая пути и этапы распространения «странствующих сюжетов», мы можем выяснить очень многое из неизвестного прошлого» [5, с. 747].
Живительный дух фольклора проникает в человека с младенчества. Он сопровождал наших предков от колыбельной песни до песни вечного упокоения. Поэтому мы всегда с особым добрым чувством относимся к бесценным творениям народного искусства.
На современном этапе развития общества многие аспекты освоения специфики народного творчества, в частности, фольклорных традиций, изучены в школе недостаточно полно и глубоко.
На основе достаточно длительного опыта преподавательской работы, как в школе, так и в вузе, а также изучение трудов ученых-исследователей и педагогов-практиков России и Ингушетии в области преподавания изобразительного искусства разработана предлагаемая концепция совершенствования системы эстетического воспитания в школах с учетом регионально-национальных традиций и особенностей устного народного творчества Республики Ингушетии.
Научная концепция совершенствования эстетического воспитания школьников включает следующие компоненты: цель, область применения вектор развития, ведущая педагогическая линия, культурные условия, системы внедрения и перспективы совершенствования.
Основные базовые элементы концепции заключаются в следующем:
1. Необходимо пробудить интерес к малой Родине и дать понять, что малая Родина, Республика Ингушетия включает в себя все условия жизни, развития и воспитания детей: территорию, климат, организацию общественной и социальной жизни, особенности языка, быта, культуры, субкультуры, традиции фольклора, обычаев в разные исторические времена.
2. Рассматривая историю методов обучения народному творчеству со строго методологических позиций, считаем, что наиболее верным направлением его развития является веками выработанная народная педагогическая традиция, основывающаяся на положениях классической Российской, Европейской и восточной философии, методологии и эстетики.
3. Веками накопленный традиционный эстетический опыт устного народного творчества - уникальная в своем роде школа эстетического воспитания вкуса, естественного формирования оценочных критериев. Нельзя недооценивать и педагогический потенциал этого наследия: ориентацию на воспитания таких качеств, как усидчивость, трудолюбие, остроумие, мудрость, душевная щедрость, аккуратность, внимание и восприимчивость.
4. Устное народное творчество в целом и особенно Республики Ингушетия необходимо рассматривать не только как основной формирующий компонент общего художественного образования и эстетического воспитания, но и как основополагающую базовую часть глубинного пласта культуры данного региона, органически связанную с историей, фольклором, другими видами и жанрами народного искусства.
Библиографический список
5. Главное направление данного выше указанного процесса повышение эффективности эстетического воспитания неукоснительное внимание к традиции народного творчества конкретного региона, что логически связанно с новыми педагогическими и воспитательными задачами, основанными на требованиях времени.
6. В преподавании изобразительного искусства необходимо стоять на позициях диалектического подхода к соотношению национальных и интернациональных факторов - традиции и исторически сложившихся форм художественной деятельности, и вместе с тем многовекового опыта международной художественной культуры.
7. Содержание эстетического и художественного образования нужно строить, строго учитывая особенности традиции народа, с детства знакомого учащимся народного искусства; не исключая при этом как можно более широкого ознакомления с общемировым художественным опытом.
8. Чтобы правильно построить учебно-воспитательный процесс художественно-эстетического образования с учётом регионально-национальных традиций, необходимо учитывать отношения этих понятий: общее и местное. От понимания красоты родной песни, лаконичной мудрости народного слова учащийся должен перейти к следующим этапам: пониманию и правильному восприятию культуры и искусства своего и на этой основе соседних народов, далее мировой-художественной культуры. Именно таким представляется путь познания мировых культурных, эстетических этических ценностей.
9. Главным, определяющим суть педагогического процесса, по нашему убеждению, должно стать использование в школьной преподавательской работе как сложившихся традиций местного художественного творчества, так и поколениями выработанных методов его передачи от учителя к ученику. Важно выделить и творчески освоить методику, применяемую педагогами, добившимися оптимальных результатов в преподавании рассматриваемого предмета в России и конкретно в Ингушетии.
10. Необходима постоянная продуманная пропаганда художественных достоинств ингушского устного народного творчества и на основе конкретного анализа фольклорных произведений выработка у учащихся понимания основополагающей ценности народного творчества.
Важно соблюдать естественную, органическую преемственность современных концепций художественного образования и эстетического воспитания на всех возрастных этапах - дошкольный период, школа, вуз, практическое стажирование.
11. Необходимость при разработке и практическом применении современных концепций системы художественного образования и эстетического воспитания учащихся, обязательно учитывать сложившиеся традиции народной педагогики, веками выработанные принципы и стилистические особенности национального и локального устного народного творчества.
12. Актуальность разработки наиболее эффективной методики современных концепций всестороннего эстетического воспитания учащихся в специальных условиях уникального, разработанного по культурным традициям Ингушетии с использованием сложившихся традиций устного народного творчества в частности фольклора.
Таким образом, построенная на этих базовых методических элементах и принципах предлагаемая современная концепция эстетического воспитания с оптимальным использованием средств устного народного творчества может дать положительные результаты. Обязательным условием при этом является неукоснительный учёт региональных художественных традиций и эстетических принципов народного творчества. Под этим следует понимать многогранную, тщательно продуманную работу по обогащению общепринятой методике обучения наиболее продуктивными народными педагогическими приемами и эстетическими принципами критериями и выработку на этой основе соответствующий методической системы обучения изобразительному искусству, направленной не только на компенсацию недостающих знаний, умений но и навыков на максимально плодотворное использование того лучшего в общей эстетической и художественной подготовке, что органически унаследовано
1. Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта. Москва: ИП РАН, 1994.
2. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. (Опыт педагогической антропологии): Собр. соч.: В 11 т., 1950.
3. Померанцева Э.В. Мифологические персонажи в русском фольклоре. Москва, 1975.