Научная статья на тему 'Устное народное творчество Ингушетии: история развития и специфика национального своеобразия'

Устное народное творчество Ингушетии: история развития и специфика национального своеобразия Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1498
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО / FOLK ART / ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ / HISTORY OF DEVELOPMENT / ИНГУШЕТИЯ / INGUSHETIA / ФОЛЬКЛОР / FOLKLORE / СПЕЦИФИКА НАЦИОНАЛЬНОГО СВОЕОБРАЗИЯ / SPECIFICITY OF NATIONAL ORIGINALITY / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ТРАДИЦИЯ / ARTISTIC TRADITION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Саутиева Ф.Б.

В статье рассматривается, особенности устного народного творчества Ингушетии, история развития и специфика национального своеобразия сюжетов и художественных средств, которые охватывают многие века и имеет длительную и активную художественную традицию. В устном народном творчестве ингушей отражена многовековая история духовного развития народа. Важной сферой духовной культуры является устное народное творчество, которое выступает ценным источником для изучения истории ингушского народа. Исторические события прошлого, представления об окружающем мире, отголоски древних религий, знания, которые имелись, но были забыты, сохранились в памяти народа в виде преданий, легенд, мифов, сказок, героических и лирических песен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORAL FOLK CULTURE OF INGUSHETIA: HISTORY OF DEVELOPMENT AND SPECIFICITY OF NATIONAL PERFORMANCE

The article deals with specific features of oral folklore of Ingushetia, the history of development and the specifics of the national particular features of plots and artistic means that lived for many centuries and have a long and active artistic tradition. Spiritual development of the people is reflected in the oral folk traditions of the Ingush people. An important field of spiritual culture is folklore, which is a valuable source for the study of the history of the Ingush people. Historical events of the past, views about the world, echoes of ancient religions, knowledge that had been forgotten, but preserved in the memory of the people in the form of Fables, legends, myths, fairy tales, heroic and lyrical songs.

Текст научной работы на тему «Устное народное творчество Ингушетии: история развития и специфика национального своеобразия»

УДК 371

Sautieva F.B., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Methodology of Elementary

Education, Ingush State University (Magas, Russia), E-mail: Fbilan@mail.ru

ORAL FOLK CULTURE OF INGUSHETIA: HISTORY OF DEVELOPMENT AND SPECIFICITY OF NATIONAL PERFORMANCE. The article deals with specific features of oral folklore of Ingushetia, the history of development and the specifics of the national particular features of plots and artistic means that lived for many centuries and have a long and active artistic tradition. Spiritual development of the people is reflected in the oral folk traditions of the Ingush people. An important field of spiritual culture is folklore, which is a valuable source for the study of the history of the Ingush people. Historical events of the past, views about the world, echoes of ancient religions, knowledge that had been forgotten, but preserved in the memory of the people in the form of Fables, legends, myths, fairy tales, heroic and lyrical songs.

Key words: folk art, history of development, Ingushetia, folklore, specificity of national originality, artistic tradition.

Ф.Б. Саутиева, канд. пед. наук, доц. каф. педагогики и методики начального образования, Ингушский

государственный университет, г. Магас, E-mail: Fbilan@mail.ru

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО ИНГУШЕТИИ:

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ И СПЕЦИФИКА НАЦИОНАЛЬНОГО СВОЕОБРАЗИЯ

В статье рассматривается, особенности устного народного творчества Ингушетии, история развития и специфика национального своеобразия сюжетов и художественных средств, которые охватывают многие века и имеет длительную и активную художественную традицию. В устном народном творчестве ингушей отражена многовековая история духовного развития народа. Важной сферой духовной культуры является устное народное творчество, которое выступает ценным источником для изучения истории ингушского народа. Исторические события прошлого, представления об окружающем мире, отголоски древних религий, знания, которые имелись, но были забыты, сохранились в памяти народа в виде преданий, легенд, мифов, сказок, героических и лирических песен.

Ключевые слова: народное творчество, истории развития, Ингушетия, фольклор, специфика национального своеобразия, художественная традиция.

Ингуши являются одним из древнейших народов Кавказа. Корни ингушского народа уходят вглубь веков. Ингушетия занимала уникальное положение среди всех северокавказских народов. Своеобразие национальной культуры ингушей проявляется в материальной и духовной сферах жизни и деятельности народа, охватывающих «всё предметное и духовное богатство, созданное народом и используемое им в своем национальном существовании».

В устном народном творчестве ингушей отражена многовековая история духовного развития народа. Важной сферой духовной культуры является устное народное творчество, которое выступает ценным источником для изучения истории ингушского народа. Исторические события прошлого, представления об окружающем мире, отголоски древних религий, знания, которые имелись, но были забыты, сохранились в памяти народа в виде преданий, легенд, мифов, сказок, героических и лирических песен. В произведениях устного народного творчества прослеживаются мировоззрение, миропонимание, нравственно-этические идеалы народа, различные стороны его жизни и быта, представление о добре и зле, благородстве и справедливости, дается народная оценка многим событиям и человеческим поступкам. Фольклор ингушей имеет вместе с ярко выраженным своеобразием много общего с устным народным творчеством других народов.

Особое место в фольклоре ингушей занимает нартский эпос, являвшийся духовной опорой, и в какой-то степени предопределивший наиболее общие черты национального характера, менталитет и этико-эстетические идеалы. Нарты осознавались предками, объединенными свободолюбием, беззаветным героизмом и презрением к смерти, проявлением рыцарства в бою и быту. Главными героями нартского эпоса были: Колой Кант, Се-ска Солса, Села Сата, Малха Аза, Хамчи Патараз, Нясар, Бот-кий Ширтка, Пхьагал Баьрий и др. Жизнь главных героев эпоса, их изречения и моральные нормы, были для ингушей образцом мужества, смелости, верности в дружбе, примером честности и благородства.

Первые известные нам записи ингушского фольклора производились во второй половине XIX - начале ХХ вв. на русском языке Ч. Ахриевым, Б. Далгатом, В. Светловым, В. Козьминым и другими. В те годы ингушские произведения фольклора публиковались в таких изданиях, как «Сборник сведений о кавказских горцах», «Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа», в «Терском сборнике», «Этнографическом обозрении», на страницах газет «Кавказ», «Терские ведомости» и др.

Впервые на ингушском языке фольклор стал записывать Магомет Джабагиев, а затем и Фома Горепекин. Для этого ими

было создано два варианта ингушского алфавита (Джабагие-вым - на основе латинской графики, Горепекиным - на основе русской).

После революции 1917 года работа по исследованию и сбору фольклора в Ингушетии была поставлена на более или менее научную основу, что выразилось прежде всего в целенаправленной работе по записи текстов устного народного творчества ингушей. В 1920-х годах официальным ингушским алфавитом стал разработанный Заурбеком Мальсаговым алфавит на основе латинской графики. С этого времени ингушский фольклор на языке оригинала стал активно записываться. В 1924 году было организовано Ингушское литературное общество, в которое входили начинающие ингушские писатели, ученые и фольклористы: Заур-бек Мальсагов, Тембот Беков, Лоре Ахриев, Абдул-Вагап Аушев, Хаджибекир Муталиев, Хамзат Осмиев и др. К фольклорной работе подключился и созданный в 1926 году Ингушский научно-исследовательский институт краеведения.

В 1920 - 1930-х годах было опубликовано несколько фольклорных сборников на ингушском и русском языках.

В период депортации ингушского народа (1944 - 1957) не могло быть речи о записи, публикации и изучении ингушского фольклора. По возвращении ингушей на свою родину после депортации 1944 - 1957 гг. исследование фольклора приобрело новый размах в лице молодых энтузиастов, которые на то время были студентами: Ибрагим Дахкильгов, Абу Мальсагов, Ахмет Мальсагов, Башир Костоев, Лидия Цечоева, Абукар Танкиев, в значительной степени восполнившие этот пробел.

В 1960 - 1970 годы активизировалась работа по записи фольклора и его изучению: вышло более десятка различных фольклорных сборников.

В последующие 1980 - 1990 годы отмечается особый интерес к вопросам устного народного творчества. В эти годы собиранием и изучением ингушского фольклора успешно занимаются И. Дахкильгов, А. Мальсагов, Л. Цечоева. На ингушском языке были изданы в 1967 году А.У. Мальсаговым и в 1991 году А.Х. Танкиевым фольклорные сборники «Ингушский фольклор» («Г1алг1ай фольклор»). Также на ингушском языке отдельной книгой И.А. Дахкильгов издал в 1998 году свои фольклорные записи: «Ингушские сказания, предания, сказки и пословицы» («Г1алг1ай оаламаш, дувцараш, фаьлгаш, ки-цаш») [1].

Существенным вкладом в текстовую копилку ингушского фольклора явились изданные на русском языке книги: «Сказки и легенды ингушей и чеченцев» [2], «Сказки, сказания и предания чеченцеви ингушей» [3],«Ингушские сказки, сказания и предания» [4] Большим вкладом в изучение ингушского фольклора

является монографическое исследование И.А. Дахкильгова «Мифы и легенды вайнахов» [5].

Большим успехом ингушской фольклористики стало монографическое изучение отдельных жанров фольклора. Так, нартский эпос исследовали Ахмет Мальсагов и Уздиат Далгат, сказки - Лидия Цечоева и Борис Садулаев, мифы, легенды и предания - Ибрагим Дахкильгов, эстетику ингушского фольклора - Абукар Танкиев, героико-эпические песни - Магомет Матиев.

Прежде чем приступить к непосредственному определению роли ингушского устного народного творчества в эстетическом воспитании, целесообразным, считаем, дать краткую характеристику основным жанрам фольклора Ингушетии.

Одной из самых прекрасных жемчужин ингушского фольклора является нартский эпос, национальная версия которого имеется почти у всех народов Северного Кавказа. Великий кавказовед Е. Крупнов, научная деятельность которого начиналась именно в Ингушетии, не в пример некоторым другим нартоведам, не впадая в голословные утверждения, на основе неопровержимых фактов развенчивает порочную идею о привнесении к народам Кавказа основного ядра нартского эпоса какими-то степными народами, ведшими кочевой образ жизни. Тут самое время обратиться к выводам самого Е. Крупнова из его статьи «О времени формирования основного ядра нартского эпоса у народов Кавказа»: «И сейчас я вновь со всей категоричностью хотел бы подчеркнуть свой главный тезис о том, что героический нартский эпос - это результат самобытного (а не заимствованного) творчества сугубо местных кавказских племен, носителей родственных языков, развитых на основе древнего и единого кавказского субстрата» [6]. Поэтому не случайно нартский эпос возник и развивался в таких районах Северного и Западного Кавказа, на территории которых на рубеже бронзового и железного веков бытовали морфологически близкие между собой, так называемые археологические культуры: кобанская, прикубанская и колхидская. Они развились и развивались также на базе более древних родственных культур эпохи бронзы. Ныне же на этой территории проживают чеченцы, ингуши, кабардинцы, черкесы, адыгейцы, абазины, и абхазы, т.е. народы, принадлежащие к особой, так называемой кавказкой языковой семье, отличной от всех языковых систем мира.

Библиографический список

Много общего с нартским эпосом имеют ингушские герои-ко-эпические песни. Они называются илли. Жанр ингушских илли зародился, бытовал и развивался в период с XV по XIX в. Подобные периоды принято называть героическим веком или эпической эпохой. Конечно, жанр илли возник не на пустом месте, а «на плечах» предыдущих жанров ингушского фольклора, в первую очередь - нартского эпоса и героических песен. Нарт-ский эпос является, конечно, очень древним. Но и он при своем возникновении и творческом развитии вобрал в себя мировоззренческий и художественный опыт других жанров фольклора, в первую очередь - мифологии.

Значительное место не только в культуре, но и в жизни современных ингушей занимают духовные песни (назам, на-зым, назма, во мн. ч. - назамаш, назмаи). Это поэтизированные, фольклоризированные рассказы, славящие Всевышнего, ангелов, а также жизнь, деяния, подвижническую деятельность мусульманских проповедников-святых, сподвижников Пророка, праведных халифов и т. д.

Для песенных форм устного народного творчества ингушей характерна многожанровость, что является свидетельством наличия древних песенных традиций. В ингушском песенном эпосе эти традиции были развиты, переработаны и доведены до вершин совершенства. То же самое произошло и с жанром назым. Назымы являются удачным симбиозом исламских и ингушских (фольклорных) традиций.

Эти песни, исполняемые обычно одним или несколькими солистами в сопровождении хора, по форме исполнения, по своей роли и значимости для народа «заменили» героический эпос. Возникновение и расцвет ингушских илли в свое время явились результатом эволюции и трансформации предшествующих им других, более архаических состояний. Духовные песни «унаследовали» многие особенности и функции героического эпоса, но, конечно, уже в качественно новых условиях.

Ингуши очень любят свой фольклор. Народные песни регулярно звучат по телевидению и радио. Они с удовольствием заучиваются школьниками. Ингушские писатели и поэты пишут свои произведения, используя в них богатый мир сказок, преданий, песен. Исследователи продолжают записывать и изучать устное народное творчество и очень важно использовать его педагогический творческий потенциал в воспитании молодежи и учащихся школ.

1. Ингушские сказания, предания, сказки и пословицы. Составители И.А. Дахкильгов, А.О. Мальсагов. Грозный: Чечено-Ингушское книжное издательство, 1986.

2. Сказки и легенды ингушей и чеченцев. Составитель А.О. Мальсагов. Москва, 1983.

3. Сказки, сказания и предания чеченцев и ингушей. Составитель И.А. Дахкильгов, А.У. Мальсагов. Грозный, 1986.

4. Ингушские сказки, сказания и предания. Составитель И.А. Дахкильгов. Нальчик, 2002.

5. Дахкильгова И.А. Мифы и легенды вайнахов.. Грозный, 1991.

6. Крупнов Е.И. Древнейшая культура Кавказа и кавказская этническая общность. К проблеме происхождения коренных народов Кавказа. 1964; 1: 26.

References

1. Ingushskie skazaniya, predaniya, skazki i poslovicy. Sostaviteli I.A. Dahkil'gov, A.O. Mal'sagov. Groznyj: Checheno-Ingushskoe knizhnoe izdatel'stvo, 1986.

2. Skazkiilegendy ingushejichechencev. Sostavitel' A.O. Mal'sagov. Moskva, 1983.

3. Skazki, skazaniya ipredaniya chechenceviingushej. Sostavitel' I.A. Dahkil'gov, A.U. Mal'sagov. Groznyj, 1986.

4. Ingushskie skazki, skazaniya ipredaniya. Sostavitel' I.A. Dahkil'gov. Nal'chik, 2002.

5. Dahkil'gova I.A. Mify ilegendy vajnahov: Groznyj, 1991.

6. Krupnov E.I. Drevnejshaya kul'tura Kavkaza i kavkazskaya 'etnicheskaya obschnost'. K probleme proishozhdeniya korennyh narodov Kavkaza. 1964; 1: 26.

Статья поступила в редакцию 10.11.17

УДК 159.922.6

Serdyukova E.F., senior teacher, Department of Pedagogy and Psychology, Chechen State University (Grozny, Russia),

E-mail: hellin33@mail.ru

Shapovalova M.L., Cand of Science (Psychology), senior lecturer, Department of General and Pedagogical Psychology,

Pyatigorsk State University (Pyatigorsk, Russia), E-mail: rey71@mail.ru

FEATURES OF INTELLECTUAL SPHERE OF A PERSON DURING THE INVOLUTIONAL PERIOD. The study presents an analysis of the results of studies of the intellectual sphere of a person during an involution period. During the study the authors found out that the safety of intellectual sphere of the elderly people depends on the degree of their involvement into the social relationships, the direction of their cognitive interests and the degree of intensity of their cognitive activity. The authors identified six groups of respondents. The respondents of the first group have a fairly high socio-cultural status, they also continue to engage in socially useful and active mental activity. The respondents of the second group showed a high IQ. These people have a secondary, vocational and higher education, continue to be engaged in an active mental activity, by which is meant not only communication with people of their

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.