ISSN 2078-1024
VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 2/41
УДК [37.06:389](470.66)
DOI: 10.24411/2078-1024-2019-12009
Саутиева Ф.Б.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЛЕКСНОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИНГУШСКОГО ФОЛЬКЛОРА
Саутиева Фатима Белановна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры
педагогики и методики начального образования
Ингушский государственный университет, Магас, Россия
E-mail: [email protected]
тел.: 8(928) 679 36 69
Актуальность исследования. Проблема организации эстетического воспитания школьников средствами фольклора является актуальной для регионов России, которые населены народами, трепетно относящимися к своей самобытной культуре и пытающиеся передать её основы подрастающему поколению. В данной статье показан опыт организации эстетического воспитания школьников на основе ингушского фольклора.
Целью данной статьи является изучение возможностей комплексного подхода в организации эстетического воспитания школьников на основе ингушского фольклора на примере системы общего и дополнительного образования Республики Ингушетия.
В статье используются методы теоретического анализа литературы, метод изучения опыта.
Результаты. В процессе проведённого исследования было установлено, что характер эстетического отношения школьников к действительности изменяется с возрастом: младшие школьники проявляют повышенный интерес к красоте природы; старшеклассники в большей мере интересуются эстетикой поведения, отношений, внешнего вида человека. Эти особенности необходимо учитывать при планировании форм и методов эстетического воспитания школьников средствами фольклора, как в условиях основного общего, так и в условиях дополнительного образования школьников, тем самым реализуя комплексный подход в процессе воспитания.
Ключевые слова: эстетическое воспитание, комплексный подход, Республика Ингушетия, народное творчество, фольклор, Сеска Солса, жанры фольклора.
Для цитирования: Саутиева Ф.Б. Использование комплексного подхода в процессе организации эстетического воспитания школьников средствами ингушского фольклора // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2019. Вып. 2(41) С. 86-95. DOI: 10.24411/2078-1024-2019-12009.
ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO
TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 2/41
Sautieva F.B.
USING AN INTEGRATED APPROACH IN THE PROCESS OF ESTHETIC EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN BY MEANS OF THE INGUSH FOLKLORE
Sautieva Fatima Belanovna, Candidate of Pedagogics, an associate professor of the
Department of Pedagogy and Methods of Primary Education
Ingush State University, Magas, Russia
E-mail: [email protected]
Tel: 8 (928) 679 36 69
The novelty of the research. The problem of organizing aesthetic education of schoolchildren by means of folklore is relevant for the regions of Russia, inhabited by peoples who are anxious about their original culture and are trying to pass its foundations to a younger generation. The article shows the experience of organizing aesthetic education of schoolchildren based on Ingush folklore.
The purpose of the article is to investigate the possibilities of an integrated approach to the organization of aesthetic education of schoolchildren based on the Ingush folklore on the example of the system of general and supplementary education of the Republic of Ingushetia.
The article uses the methods of theoretical analysis of literature, the method of studying experience.
The results. In the process of the research, it has been found that the nature of aesthetic attitude of schoolchildren to reality changes with age: younger students show an increased interest in the beauty of nature; high school students are more interested in aesthetics of behavior, relationships, appearance of a person. These features must be considered when planning forms and methods of aesthetic education of schoolchildren by means offolklore, both in terms of basic general and additional education of schoolchildren, thereby implementing an integrated approach in the process of education.
Key words: aesthetic education, an integrated approach, the Republic of Ingushetia, folklore, Cesca Solsa, folklore genres.
For citation: Sautieva F.B. Using an integrated approach in the process of esthetic education of schoolchildren by means of the Ingush folklore // Bulletin of Maikop State Technological University. 2019. Vol. 2 (41). P. 86-95. DOI: 10.24411/2078-1024-2019-12009.
Проблема организации эстетического воспитания школьников вызывает всё больший интерес, поскольку от её решения зависит уровень ценностного и интеллектуального развития молодых граждан страны. Хорошее эстетическое воспитание, полученное в детстве, - это базисная основа всесторонне развитого человека с богатым внутренним миром.
ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO
TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 2/41
В эстетическом воспитании важнейшим направлением является изучение фольклора. Многие исследователи в области педагогики, придающие особенное значение обучению и воспитанию на основе народных традиций - такие, как выдающийся чешский педагог Я.А. Коменский, российский педагог К.Д. Ушинский и многие другие - полагали, что в основе воспитания обучающихся в образовательной школе должны находиться подходы, подкрепляющие национальную идентичность, основанные на фольклоре.
Однако, вопреки этим положениям, проблема, связанная с эффективной организацией эстетического воспитания школьников средствами фольклора в различных регионах нашей многонациональной и поликультурной страны всё ещё далека от решения. Это связано со многими факторами, в том числе с тем, что современная молодёжь подчас более охотно воспринимает западные образцы культуры, нежели отечественные.
Среди педагогов-исследователей воспитание школьников, посредством инструментов народного творчества, является чрезвычайно важной проблемой, требующей комплексного подхода к решению. Так, данной проблемой занималось множество учёных, в их числе Н.С. Карпинская, Е.И. Тихеева, А.П. Усова, а также учёные Н.В. Гавриш, С.М. Чемортан, О.С. Ушакова и многие другие. [10]
Исследуя и решая проблему эстетического воспитания, крайне важно понимать, что мы имеем дело с целостной педагогической системой, грамотно и с определённой временной периодичностью использующей все потенциальные способы развития школьников. Эта система состоит из ряда компонентов с характерными методами преподавательской деятельности, среди них: непосредственная учебная деятельность; внеклассная деятельность; самовоспитание и эстетическое развитие в кругу семьи; организация воспитания в условиях учреждений дополнительного образования [2, с. 134].
Данная система функционирует на основе комплексного подхода. Как отмечает И.П. Подласый, комплексный подход к воспитанию означает «единство целей, задач, содержания, методов и форм воспитательного воздействия и взаимодействия» [6, с. 321].
К.И. Бузаров [2] комплексный подход понимает как «... способ интеграции всей совокупности условий и факторов, имеющих прямое или косвенное отношение к формированию личности» [2, с. 33].
Необходимость применения комплексного подхода при организации воспитания возникла в связи с тем, что долгое время в теории и практике воспитание рассматривалось, в большей степени как сумма частных процессов, составляющих его структуру. [6]. Однако, действительность показала, что следует использовать раз-
ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO
TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 2/41
личные формы и методы воспитания, в том числе в условиях урочной и внеурочной деятельности учащихся, в системах общего и дополнительного образования, которые в совокупности могут способствовать заметным результатам. Тем самым всё вышеизложенное детерминировало необходимость использования комплексного подхода в процессе организации эстетического воспитания школьников.
В то же время, хотелось бы отметить, что в каждой системе существует свой фундамент, некий базис, на котором выстраивается весь конструкт. Фундамент эстетического воспитания - это фольклор, музыка, живопись, танец и прочие компоненты, которые воздействует на личность посредством характерных особенностей аудиальных и визуальных коммуникативных каналов. При этом важно понимать разницу между художественным и эстетическим развитием, поскольку данные понятия имеют отнюдь не единую коннотацию. Центральным инструментом эстетического развития, объединяющего отношения между людьми, труд, сферу быта и поведение, является искусство.
Художественное развитие, в свою очередь, представляет собой фрагмент системы эстетического воспитания [3, с. 67].
Эффективное решение проблемы организации эстетического воспитания школьников на основе фольклора, по утверждению H.A. Бахтина, невозможно без активного участия педагога, транслирующего идеи национальной культуры. Именно на педагога возложена ответственность за реализацию образовательной парадигмы на основе эстетического воспитания средствами фольклора [1, с. 331]. В этой связи, с целью повышения профессионализма педагогов дополнительного образования необходимо осуществлять их подготовку и в дальнейшем повышение квалификации на основе самых современных технологий [11; 12].
Фольклор неотделим от истории народа, поэтому знание фольклора обеспечивает знание и исторических событий, которые формируют национальную идентичность школьников. Более того, фольклор динамичен, он дополняется с течением времени теми фактами и образами, что оказывают влияние на национальную тождественность данного общества. В связи с этим закономерно сделать вывод о том, что изучение фольклора неизбежно сказывается на всестороннем развитии учеников, на их духовном мире и системе ценностей [7; 8].
В различные периоды существования общества фольклор имеет разные функциональные значения. В настоящее время ощутимо увеличивается воспитательная его функция, в то время как в недалёком прошлом фольклор был неотъемлемым компонентом, прежде всего, сферы быта и играл практико-материальную роль.
И в современном периоде развития нашей страны потенциал фольклора в воспитании исчерпан отнюдь не полностью. Учёные различных регионов особен-
ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO
TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 2/41
но тех, в которых исторически сложились богатые национальные традиции, испокон веков регулирующие все сферы жизнедеятельности населяющих эти регионы народов, активно осуществляют поиск эффективных средств, методов, форм воспитания, которые смогли бы сочетать эти традиции с современными условиями и при этом были бы интересны молодёжи [2; 5; 10].
Фольклор Республики Ингушетии, как считают многие её жители, отражает душу ингушского народа, его поэтику, отношение к жизни и другие стороны быта. При знакомстве с народным творчеством можно лучше понять специфику жизнедеятельности народа, его исторический путь. Фольклор показывает особенности взаимоотношений далёких предков со страной и с соседними народами.
Со стороны российской империи интерес к ингушскому фольклору впервые возник более двух веков назад. Выдающиеся русские поэты и писатели М.Ю. Лермонтов, A.C. Пушкин, А.Н. Толстой и др. обращались к фольклору горских народов, в том числе, ингушей, так же он был интересен многим ученым - историкам, филологам. А с XIX века активными исследователями фольклора стали представители зарождающейся местной интеллигенции. Этнограф Ч. Ахриев был первым, кто опубликовал фольклорные произведения Ингушетии, это было более 130 лет назад [7].
Специфической чертой фольклора является его подверженность внешним общественным изменениям. Об этой характеристике народного творчества писал ещё З.К. Мальсагов, бывший в числе основоположников письменности Ингушетии [9, с. 747].
Фольклор может быть представлен различными жанрами, включающими лирический и эпические мифы и песни, предания, сказки и легенды.
Составленный И.А. Дахкильговым первый том, посвящённый ингушскому фольклору, представляет собой два раздела:
Раздел I: «Мифы»;
Раздел II: «Обрядовый фольклор».
Такое содержание неслучайно, так как включает два очень древних фольклорных жанра. Именно поэтому к этим жанрам вначале обратил свой взор ингушский исследователь [4].
В то же время, следует отметить, что устно-поэтическое наследие ингушей состоит из многих жанров, представленных в таблице 1.
Жанровые разновидности героического эпоса отражаются в нартских сказаниях, волшебных сказках и преданиях.
Знакомство с этими жанрами у младших школьников Республики Ингушетия происходит на уроках чтения, уроках ингушского языка, уроках музыки, изобразительного искусства. Практически на каждом школьном предмете осу-
ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO
TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 2/41
ществляется «вкрапление» национального компонента, использование того или иного элемента или жанра ингушского фольклора [7; 8].
Таблица 1 - Основные жанры Ингушского фольклора
№ Жанры
1 обрядовый фольклор
2 пословицы
3 поговорки
4 лирические и героико-эпические песни
5 легенды
6 мифы
7 предания
8 сказания
9 сказки и др.
Ингуши являются народом, в фольклоре которого широко представлены Нартские сказания. В древнем нартском эпосе ингушские герои наделены положительными чертами, которые являются примером для подражания подрастающего поколения.
Нартскому эпосу в Ингушских школах уделяется особое внимание. Его активно изучают в рамках регионального компонента учебных программ на уроках чтения, а в средних и старших классах, на уроках литературы.
Нартов в сказаниях обычно бывает 63. Данное число для нартского эпоса является эпическим числом. Это спаянная дружина, предводителем которой выступает Сеска Солса. Невероятным представляется рождение этого героя из камня. Сеска Солее приносит людям определённые блага посредством героических действий, в этих его поступках отражена культурная составляющая персонажа. Впоследствии именем Сески Солсы стали называться различные топологические объекты, в их числе некоторые горные местности и вершины Цай-лоама. Аналогичными чертами обладают и другие национальные герои: Хамчи Патараз, Ача-маз, Орзми, Оршамар Эош и т.д. Как правило, младшие школьники - учащиеся начальных классов и младшие подростки, очень восприимчивы к рассказам. По-свящённым подвигам этих национальных героев. На основе мифов и легенд у школьников закладывается представление о настоящих героях. При этом, на примере этих персонажей, у школьников формируется представление о морально-волевых качествах, благородстве, нравственности.
Самым тяжёлым оскорблением у ингушей является оскорбление словом. Ингуши крайне педантичны по отношению к слову и это проявляется во всём. В
ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO
TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 2/41
этой связи в ингушском фольклоре уделяется особое внимание отношению героев друг другу, их общению между собой.
Приобщение к русской, а через неё и к европейской культуре, ингуши видели, прежде всего, через образование. Вполне естественно, что в народе появилось немало изречений на эту тему: «Мехи раздувают огонь - учение развивает ум», «Учение - напильник для заточки ума», «Человеку нужна учёба, как дождь иссохшей земле». С теми, кто пытается пренебречь образованием, спорят пословицы: «Неуч всегда заведует учёному», «Деньги ума не добавляют, его приумножает учение». Видимо, у русских заимствована пословица «Выученное в детстве - что вырезанное на камне». Коранический исток имеет пословица «Хоть в Китай поезжай, но ума прибавляй». Уже в советское время в 20-х годах XX в. с внедрением массового образования в газете «Сердало» стали регулярно печататься пословицы Т. Белова, например: «Учение - компас науки», «Учение - меч эпохи» [4].
Хотелось бы отметить, что в современный период развития Республики Ингушетия особую роль в организации, прежде всего, эстетического воспитания, играет система дополнительного образования школьников. Республиканский Центр творчества детей и юношества в Назрани неоднократно становился лауреатом конкурсов в области дополнительного образования. В данном центре в полной мере реализуется концепция эстетического воспитания и образования подрастающего поколения на основе ингушского фольклора. В различных кружках и творческих коллективах Республиканского Центра творчества детей и юношества в Назрани осуществляется:
- изучение этнического, культурного, исторического своеобразия ингушского народа;
- изучение обрядовых фольклорных праздников ингушей;
- изучение специфики народной художественной культуры;
- изучение памятников культуры, отражающих духовно е наследие Республики Ингушетия;
- изучение культуры ингушского народа на примере ингушского народного костюма, занятий по прикладному творчеству.
Славную плеяду хореографических коллективов Ингушетии составляют: детский хореографический ансамбль «Маленький джигит», ансамбли «Урарту» и «Горянка» [3].
С целью установления диалога культур и формирования толерантности учащимся активно прививается интерес к культурам других народов. В центре нередко звучит музыка и исполняются танцы различных народов, населяющих Россию.
Эстетическое воспитание на основе ингушского фольклора в Республиканском Центре творчества детей и юношества осуществляется на основе комплексного
ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO
TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 2/41
подхода, о котором говорилось ранее. Комплексный подход в процессе организации эстетического воспитания школьников средствами ингушского фольклора предполагает обучение учащихся народной хореографии, пению, игре на народных музыкальных инструментах, а также освоение детьми характерных свойств ингушского фольклора. Педагогами дополнительного образования Центра неизменно учитываются индивидуальные и возрастные возможности детей. При этом одной из главных задач педагогов - создание атмосферы подлинного сотворчества детей и взрослых.
Но ведущей системообразующей целью педагогического коллектива Республиканского Центра творчества детей и юношества в Назрани - приобщение учащихся к миру национальных традиций, культурных ценностей своего народа [3].
Особенно важно отметить то, что характер эстетического отношения школьников к действительности изменяется с возрастом:
- младшие школьники проявляют повышенный интерес к красоте природы (учащиеся стремятся удовлетворить потребность в прекрасном главным образом за счет искусства);
- старшеклассники в большей мере интересуются эстетикой поведения, отношений, внешнего вида человека.
Всё это необходимо учитывать при организации эстетического воспитания школьников средствами фольклора.
Резюмируя вышеизложенное, отметим, что в настоящий момент исключительно важную роль играет формирование у учащихся творческих эстетических способностей на основе традиций фольклора, что способствует эстетическому воспитанию, а так же воспитанию любви в Малой родине, а так же любви, гордости и уважения к своему народу.
Литература:
1. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. Москва: Искусство, 1979.
424 с.
2. Бузаров К.И. Комплексный подход как методологический принцип построения воспитательной системы школы (теоретический аспект) // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия, 3: Педагогика и психология. 2012. №2. С. 32-36.
3. Впереди новые победы [Электронный ресурс] // Ингушетия: интернет-газета. Режим доступа: http://gazetaingush.m/obshchestvo/respublikanskiy-centr-tvorchestva-detey-i-yunoshestva-laureat-konkursa-10-luchshih (Дата обращения 23. 03 2019)
4. Корзун В.Б., Мальсагов Д.Д., Ошаев Х.Д. Основные этапы развития чечено-ингушской советской литературы // Очерки истории чечено-ингушской литературы. Грозный: ЧИКИ, 1963.
ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO
TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 2/41
5. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников: учебное пособие по спецкурсу для студентов педагогических институтов. Москва: Просвещение, 1985. 175 с.
6. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учебное пособие для вузов. Москва: ВЛАДОС-пресс, 2004. 365 с.
7. Раджабов И.М., Саутиева Ф.Б. Совершенствование концепции эстетического воспитания школьников средствами фольклора // Мир науки, культуры, образования. 2018. №1(68). С. 304-305.
8. Саутиева Ф.Б. Роль народного творчества в повышении эстетического воспитания школьников // Мир науки, культуры, образования. 2018. №2(69). С. 290-291.
9. Семенов Л.П. Мальсагов Заурбек Куразович (биографическая справка) // Литературная энциклопедия. Москва, 1932.
10. Тимошенко Л.Г. Современные теории эстетического воспитания // Сибирский педагогический журнал. 2008. №9. С. 255-261.
11. The use of tuning methodology for designing master's degree programmes in teacher education / Igropulo I.F., Semina I.S., Sorokopud Y.V., Shapovalov V.K. // World Applied Sciences Journal. 2013. T. 27, №13 A. C. 116-121.
12. Russian experience of the unesco's programs realization in the sphere of informatization of the pedagogical education / Vezirov T.G. [etc] // Biosciences Biotechnology Research Asia. 2014. T. 11, №3. C. 1631-1638.
Literature:
1. Bakhtin M.M. Aesthetics of verbal creativity. Moscow: Iskusstvo, 1979.
424 p.
2. Buzarov K.I. An integrated approach as a methodological principle of building an educational system of a school (a theoretical aspect) // Bulletin of the Adygh State University. Series, 3: Pedagogy and Psychology. 2012. №2. P. 32-36.
3. New victories are ahead [Electronic resource] // Ingushetia: online newspaper. Access mode: http://gazetaingush.ru/obshchestvo/respublikanskiy-centr-tvorchestva-detey-i-yunoshestva-laureat-konkursa-10-luchshih (Access date: 23. 03 2019)
4. Korzun V.B., Malsagov D.D., Oshayev Kh.D. Main stages of Chechen-Ingush Soviet literature development // Sketches of the history of Chechen-Ingush literature. Grozny: СНПС1, 1963.
5. Likhachev B.T. Theory of aesthetic education of schoolchildren: a textbook on a special course for students of pedagogical institutes. Moscow: Prosveshchenie, 1985. 175 p.
6. Podlasiy I.P. Pedagogy: 100 questions - 100 answers: a textbook for universities. Moscow: VLADOS-press, 2004. 365 p.
94
ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO
TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 2/41
7. Radjabov I.M., Sautieva F.B. Improving the concept of aesthetic education of schoolchildren by means of folklore // World of science, culture, education. 2018. No. 1(68). P. 304-305.
8. Sautieva F.B. The role of folklore in improving the aesthetic education of schoolchildren//World of science, culture, education. 2018. No. 2(69). P. 290-291.
9. Semenov L.P. Malsagov Zaurbek Kurazovich (biographical information) // Literary encyclopedia. Moscow, 1932.
10. Timoshenko L.G. Modern theories of aesthetic education // Siberian Pedagogical Journal. 2008. №9. P. 255-261.
11. The use of tuning methodology for designing master's degree programmes in teacher education / Igropulo I.F., Semina I.S., Sorokopud Y.V., Shapovalov V.K. // World Applied Sciences Journal. 2013. V. 27, №13A. P. 116-121.
12. Russian experience of the Unesco programs realization in the sphere of informatization of the pedagogical education / Vezirov T.G. [etc] // Biosciences Biotechnology Research Asia. 2014. V. 11, №3. P. 1631-1638.
УДК 378.016:81 Б01: 10.24411/2078-1024-2019-12010
Тлевцежева М.А.
ПРИМЕНЕНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПОДХОДА В СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДИКАХ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Тлевцежева Марият Аслановна, кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков
ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет», Майкоп, Россия тел.: 8(8772) 57 12 39
В период глобализации и интернационализации современного образовательного пространства одной из стратегических задач является воспитание всесторонне развитой личности. Интенсивные коммуникационные процессы современного мира, заставляют по-иному оценить роль и значение иностранного языка в образовательном процессе. Формирование высококвалифицированного специалиста сегодня невозможно в узких местнических рамках. Система глобального образования подразумевает сформированность у обучающихся иноязычных речевых коммуникаций, позволяющих свободно общаться в иной социокультурной среде. При изучении иностранных языков обучающиеся в первую очередь сталкиваются не с проблемами лингвистического характера, а с факторами, определяющими социальную, бытовую и культурные сферы страны изучаемого языка. Поэтому современные методики обу-