Научная статья на тему 'Эстетическое воспитание младших школьников в процессе изучения творчества композитора М. М. Кажлаева'

Эстетическое воспитание младших школьников в процессе изучения творчества композитора М. М. Кажлаева Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
274
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / AESTHETIC EDUCATION / НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / NATIONAL CULTURE / COMPOSER'S WORK / МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / MUSICAL CULTURE / УРОК ИСКУССТВА / ART LESSON / НАСЛЕДИЕ / HERITAGE / ТВОРЧЕСТВО КОМПОЗИТОРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Раджабов И. М., Муртузалиева П. Ш.

В статье рассматриваются проблемы эстетического воспитания школьников в процессе изучения творчества композитора М.М. Кажлаева. Особо подчёркивается богатая и разнообразная творческая деятельность выдающегося композитора в формировании эстетического отношения учащихся к традиционной национальной культуре. Мурад Магомедович Кажлаев поднял художественную, нравственно-эстетическую культуру Дагестана на высоту, обогатив ее, расширив ее новыми жанрами и видами, продолжив ее лучшие традиции. Авторы делают вывод о том, что всё творческое наследие М.М. Кажлаева создаёт особые педагогические условия для изучения и усвоения учащимися культурно-исторического и нравственно-эстетического наследия народа, и может выступать в качестве ценностного, духовного ориентира в приобщении школьников к музыкальной, художественной культуре, а также способствовать эстетическому воспитанию подрастающего поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Раджабов И. М., Муртузалиева П. Ш.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AESTHETIC EDUCATION OF YOUNG SCHOOLCHILDREN IN THE PROCESS OF STUDYING THE MUSICAL CREATIVE WORK OF M.M. KAZHLAEV

The article deals with problems of aesthetic education of schoolchildren in the process of studying the creative work of M. M. Kazhlaev, a musical composer. The rich and diverse creative activity of this outstanding composer in shaping the aesthetic attitude of students towards traditional national culture is emphasized. Murad Magomedovich Kazhlaev raised the artistic, moral and aesthetic culture of Dagestan on height, enriching her by extending it with new genres and forms, continuing its best traditions. The authors conclude that all the creative legacy of M.M. Kazhlaev creates special pedagogical conditions for learning and mastering the students cultural and historical and moral-aesthetic heritage of the people, and can act as a value, spiritual guide in the admission of pupils to the musical, artistic culture, as well as contribute to the aesthetic education of younger generation.

Текст научной работы на тему «Эстетическое воспитание младших школьников в процессе изучения творчества композитора М. М. Кажлаева»

с детьми, делать их увлекательными, непредсказуемыми, и что очень важно, доступными детям» [15].

Авторы считают, что в настоящее время теоретико-методологические основы применения квест-технологии в образова-

Библиографический список

тельной деятельности требуют дальнейшего развития, адаптации к современным условиям, что позволяет сделать вывод об актуальности дальнейших научных исследований в данном направлении.

1. Зябрева В.Ф. Игра как ресурс развития экологической компетентности ученика. Непрерывное экологическое образование: проблемы, опыт, перспективы: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Томск: Издательство «Ветер», 2015: 168 - 169.

2. Николайко О.А. Игра как средство воспитания экологической культуры. Непрерывное экологическое образование: проблемы, опыт, перспективы: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Томск: Издательство «Ветер», 2015: 70 - 71.

3. Сязи Н.М. Региональные образовательные традиции в формировании полиэтнической культуры школьников. Современные образовательные технологии в мировом учебно-воспитательном пространстве. 2016; 5. 183 - 189.

4. Шатунова О.В. Ландшафтные квест-игры в технологической подготовке школьников. Вестник научных конференций. 2015; 4-4(4): 152 - 155.

5. Федорова Г.А. Технология квеста во внеурочной деятельности в 6 классах. Вестник ТОГИРРО. 2016; 1. 254 - 256.

6. Сокол И.Н. Классификация квестов. Молодий вчений. 2014; 6 (09): 138 - 140.

7. Шалков Д.Ю., Колмакова В.В. Технология квеста как эффективный способ формирования ассоциативного мышления обучающихся. Преподаватель высшей школы в XXI веке. 2016; 1: 287 - 296.

8. Самохина О.Н. Игра-квест - как эффективное средство физического и познавательного развития детей дошкольного возраста. Новая наука: Опыт, традиции, инновации. 2015; 7: 57 - 63.

9. Калугина Ю.В., Мустафина А.Р. Образовательный квест как интерактивная форма обучения иностранному языку. Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015; Т. 13: 3496 - 3500.

10. Чигинцева В.В. Квест-игра как современная технология интерактивного обучения русскому языку в общеобразовательной школе в условиях инклюзивного подхода. Вестник ТГПУ. 2017; 2(179): 72 - 76.

11. Лечкина Т.О. Технология «квест-проект» как инновационная форма воспитания. Наука и образование: новое время. 2015; 1: 12 - 14.

12. Кривдина Н.Н. Развитие социальной и коммуникативной активности дошкольников в образовательных квестах. Филологическое образование в период детства. 2016; 23: 146 - 148.

13. Тарарин Д.Е. Живые квесты как инструмент формирования коммуникаций между участниками игрового процесса. Современные проблемы взаимодействия российского государства и общества: сборник конференции. Саратов, 10.12.2015 г. 2016: 232 - 234.

14. Халина Е.В. Профориентационное мероприятие в форме квест-игры «Дорога знаний». Образование. Карьера. Общество. 2014; 2 (41): 46 - 50.

15. Щукина Т.Ю. Квест-игра в детской библиотеке. Наука и образование: новое время. 2016; 4: 304 - 308.

References

1. Zyabreva V.F. Igra kak resurs razvitiya 'ekologicheskoj kompetentnosti uchenika. Nepreryvnoe 'ekologicheskoe obrazovanie: problemy, opyt, perspektivy: materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Tomsk: Izdatel'stvo «Veter», 2015: 168 - 169.

2. Nikolajko O.A. Igra kak sredstvo vospitaniya 'ekologicheskoj kul'tury. Nepreryvnoe 'ekologicheskoe obrazovanie:problemy, opyt, perspektivy: materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Tomsk: Izdatel'stvo «Veter», 2015: 70 - 71.

3. Syazi N.M. Regional'nye obrazovatel'nye tradicii v formirovanii poli'etnicheskoj kul'tury shkol'nikov. Sovremennye obrazovatel'nye tehnologii vmirovom uchebno-vospitatel'nom prostranstve. 2016; 5. 183 - 189.

4. Shatunova O.V. Landshaftnye kvest-igry v tehnologicheskoj podgotovke shkol'nikov. Vestnik nauchnyh konferencij. 2015; 4-4(4): 152 - 155.

5. Fedorova G.A. Tehnologiya kvesta vo vneurochnoj deyatel'nosti v 6 klassah. Vestnik TOGIRRO. 2016; 1. 254 - 256.

6. Sokol I.N. Klassifikaciya kvestov. Molodij vchenij. 2014; 6 (09): 138 - 140.

7. Shalkov D.Yu., Kolmakova V.V. Tehnologiya kvesta kak 'effektivnyj sposob formirovaniya associativnogo myshleniya obuchayuschihsya. Prepodavatel' vysshej shkoly v XXI veke. 2016; 1: 287 - 296.

8. Samohina O.N. Igra-kvest - kak 'effektivnoe sredstvo fizicheskogo i poznavatel'nogo razvitiya detej doshkol'nogo vozrasta. Novaya nauka: Opyt, tradicii, innovacii. 2015; 7: 57 - 63.

9. Kalugina Yu.V., Mustafina A.R. Obrazovatel'nyj kvest kak interaktivnaya forma obucheniya inostrannomu yazyku. Nauchno-metodicheskij 'elektronnyjzhurnal«Koncept». 2015; T. 13: 3496 - 3500.

10. Chiginceva V.V. Kvest-igra kak sovremennaya tehnologiya interaktivnogo obucheniya russkomu yazyku v obscheobrazovatel'noj shkole v usloviyah inklyuzivnogo podhoda. Vestnik TGPU. 2017; 2(179): 72 - 76.

11. Lechkina T.O. Tehnologiya «kvest-proekt» kak innovacionnaya forma vospitaniya. Nauka i obrazovanie: novoe vremya. 2015; 1: 12 - 14.

12. Krivdina N.N. Razvitie social'noj i kommunikativnoj aktivnosti doshkol'nikov v obrazovatel'nyh kvestah. Filologicheskoe obrazovanie vperiod detstva. 2016; 23: 146 - 148.

13. Tararin D.E. Zhivye kvesty kak instrument formirovaniya kommunikacij mezhdu uchastnikami igrovogo processa. Sovremennye problemy vzaimodejstviya rossijskogo gosudarstva i obschestva: sbornik konferencii. Saratov, 10.12.2015 g. 2016: 232 - 234.

14. Halina E.V. Proforientacionnoe meropriyatie v forme kvest-igry «Doroga znanij». Obrazovanie. Kar'era. Obschestvo. 2014; 2 (41): 46 - 50.

15. Schukina T.Yu. Kvest-igra v detskoj biblioteke. Nauka i obrazovanie: novoe vremya. 2016; 4: 304 - 308.

Статья поступила в редакцию 28.11.17

УДК 371

Radjabov I.M., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia),

E-mail: met-izo@mail.ru

Murtuzalieva P.Sh., Director, Dagestan College of Culture and Arts (Makhachkala, Russia), E-mail: dagkollmur@e-dag.ru

AESTHETIC EDUCATION OF YOUNG SCHOOLCHILDREN IN THE PROCESS OF STUDYING THE MUSICAL CREATIVE WORK OF M.M. KAZHLAEV. The article deals with problems of aesthetic education of schoolchildren in the process of studying the creative work of M. M. Kazhlaev, a musical composer. The rich and diverse creative activity of this outstanding composer in shaping the aesthetic attitude of students towards traditional national culture is emphasized. Murad Magomedovich Kazhlaev raised the artistic, moral and aesthetic culture of Dagestan on height, enriching her by extending it with new genres and forms, continuing its best traditions. The authors conclude that all the creative legacy of M.M. Kazhlaev creates special pedagogical conditions for learning and mastering the students cultural and historical and moral-aesthetic heritage of the people, and can act as a value, spiritual guide in the admission of pupils to the musical, artistic culture, as well as contribute to the aesthetic education of younger generation.

Key words: aesthetic education, national culture, composer's work, musical culture, art lesson, heritage.

И.М. Раджабов, д-р пед. наук, проф. Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала,

E-mail: met-izo@mail.ru

П.Ш. Муртузалиева, Директор ГБПОУ РД «Дагестанский колледж культуры и искусств, г. Махачкала,

E-mail: dagkollmur@e-dag.ru

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСТВА КОМПОЗИТОРА М.М. КАЖЛАЕВА

В статье рассматриваются проблемы эстетического воспитания школьников в процессе изучения творчества композитора М.М. Кажлаева. Особо подчёркивается богатая и разнообразная творческая деятельность выдающегося композитора в формировании эстетического отношения учащихся к традиционной национальной культуре. Мурад Магомедович Кажлаев поднял художественную, нравственно-эстетическую культуру Дагестана на высоту, обогатив ее, расширив ее новыми жанрами и видами, продолжив ее лучшие традиции. Авторы делают вывод о том, что всё творческое наследие М.М. Кажлаева создаёт особые педагогические условия для изучения и усвоения учащимися культурно-исторического и нравственно-эстетического наследия народа, и может выступать в качестве ценностного, духовного ориентира в приобщении школьников к музыкальной, художественной культуре, а также способствовать эстетическому воспитанию подрастающего поколения.

Ключевые слова: эстетическое воспитание, национальная культура, творчество композитора, музыкальная культура, урок искусства, наследие.

В наши дни особую актуальность приобретают вопросы формирования активной жизненной позиции молодёжи через приобщение к ценностям отечественной и мировой культуры. Национальная художественная культура, являясь достоянием всего человечества, воплощает в себе как эстетические, так и духовно-нравственные идеалы общества и, несомненно, является важным компонентом в становлении личности с определёнными центральными ориентирами, самобытными культурно-художественными традициями. Национальная форма в художественной культуре имеет, по мнению отечественных исследователей, особенное значение, выступая наиболее ярким отражением неповторимого облика нации, ее обычаев, обрядов, традиций, национального характера народа.

Национальное самосознание состоит не только из национального самоопределения, осознания собственной принадлежности к общности, оно подразумевает и пробуждение целой палитры чувств, развитие национального самочувствия, чувство сопричастности к судьбе своей национальной общности, любви к национальным особенностям, культуре, сочетающейся с национальной гордостью или чувством тревоги за судьбу своего народа.

Следовательно, эффективность современной образовательной политики немыслима без использования ретроспективного педагогического опыта, использования идей, педагогических взглядов выдающихся просветителей прошлого, внесших весомый вклад в развитие и становление народного образования, формирование культурно-ценностной ориентации общества.

Путём изучения передового педагогического опыта, накопленного годами и его обобщения, сложилась характеристика эстетического воспитания школьников.

«Эстетическое воспитание - целенаправленный процесс формирование творческой и активной личности ребёнка, способного понимать идеалы, воспринимать и оценивать прекрасное, совершенное, гармоничное, а также и другие эстетические явления в жизни, природе, искусстве, подготовленного к тому, чтобы жить, творить по законам красоты» [1].

Замысел нашего исследования сформировался на основе особого отношения к музыкальным произведениям. Произведения русских, дагестанских классиков - это источники раскрытия нравственной красоты человеческих качеств личности: гуманизма, мужества, честности, трудолюбия, чувства дружбы и товарищества, источник эстетической красоты.

Широкие возможности для этого представляет творческое наследие М.М. Кажлаева, ибо его музыка высоко эстетична, нравственно воздержана в плане выражения общечеловеческих ценностей и представляет большой простор для развития художественного творчества и воспитания эстетического вкуса подрастающего поколения.

Творчество народного артиста Республики Дагестан, заслуженного деятеля искусств РСФСР, народного артиста СССР Му-рада Магомедовича Кажлаева - выдающееся явление многонациональной культуры.

Всемирно известный мастер киномузыки, итальянский композитор Нино Рота писал: «Мурад Кажлаев - музыкант, которого я уважаю за его талант, корнями уходящий в родную почву, но который при этом превосходно пишет и оркеструет песни других народов».[2] Известность творчества М.М. Кажлаева у широкой аудитории слушателейсвязанас кино и популярной музыкой. Заслуга композитора заключается в органическом соединенииим народности с развитым симфоническим мышлением, умением воедино слить национальное и интернациональное.

С именем Мурада Магомедовича Кажлаева связанно открытие школы искусств для одарённых детей в Дагестане, который своевременно осознал необходимость создания такого специального музыкального заведения, основное предназначение которого обучение музыкально одаренных детей.

Учебные планы этой школы Кажлаевасостоят из авторских образовательных программ повышенного уровня сложности, способствующих раннему профессиональному самоопределению и развитию одаренных музыкантов. Как художественный руководитель и директор школы, Мурад Магомедович Кажла-евсоздатель высококвалифицированного педагогического коллектива, основной деятельностью которого является работа по выявлению и развитию одаренных детей.

Мурад Магомедович Кажлаев поднял художественную, нравственно-эстетическую культуру Дагестана на высоту, обогатив её, расширив её новыми жанрами и видами, продолжив ее лучшие традиции. Вместе с тем, М.М. Кажлаеву принадлежит расширение понятийного, нравственно-эстетического содержания своей музыки до общечеловеческой значимости. Необходимость использовать богатейшие возможности творчества М.М. Кажлаева в эстетическом воспитании учащихся очевидна. Богатая и разнообразная творческая деятельность выдающегося композитора предоставляет для этого широкие возможности.

Поскольку уровень современного образования поднялся до мирового, эстетическое воспитание в современной школе требует ознакомления и обучения учащихся как на национальных художественных традициях, так и на традициях мирового искусства. Значение творчества М.М. Кажлаева в эстетическом воспитании имеет огромное значение.

Конечной целью эстетического воспитания является воспитание человека - гуманиста, богатого духовными интересами и запросами, интеллигентного в полном смысле этого слова, обладающего чувством собственного достоинства, человека «способного жить и творить по законам красоты, способного к творческой деятельности в любой области жизни» [3]. Сегодня школа, естественно, играет особую роль в эстетическом воспитании и формировании нравственных чувств учащихся. Но только одно школьное воспитание, разумеется, не составляет всего воспитания народа.

Однако, задача школы - максимально приблизиться к общественным условиям жизни, без изоляции воспитания от жизни. К. Ушинский подчеркивал, что «воспитание семейное и общественное, вместе с влиянием литературы, общественной жизни и других общественных сил, может иметь сильное решительное влияние на образование нравственного достоинства в человеке» [4].

Школа является проводником детей в жизнь. Воспитываемое школой эстетическое отношение к окружающему миру, природе, людям, труду и искусству должно проявляться и обогащаться, по нашему мнению, музыкальным творчеством М.М. Кажлаева.

При изучении творчества композитора следует развивать навыки и потребности детей в эстетическом воспитании, так же как и в саморазвитии, т. к. путём саморазвития личность ребенка становится более гуманной, и позволяет сохранить гуманистические позиции в течение жизни. И в связи с этим, развитие навыков и потребностей школьников в эстетическом восприятии и оценки творчества М.М. Кажлаева, художественных впечатлений о прослушанном материале, обогащают их духовную культуру по отношению как к окружающему миру, так и к самому себе, что стимулирует формирование направленности школьников на творческую активность их духовной и материальной культуры.

Воспитание у детей эстетического отношения к творчеству композитора должно решать задачи формирования эстетического воспитания, вкуса, оценок и суждений, что подразумевает развитость восприимчивости к красоте и выразительности творческого наследия М.М. Кажлаева, а также понимание уникальности его творчества. Ведь творчество любого композитора - многогранно, неповторимо, многообразно. Педагогу, занимающемуся эстетическим воспитанием детей на основе творчества М.М. Кажлаева следует глубоко изучать и понимать используемый материал по творчеству этого композитора. Материал должен быть раскрыт не только с материальной стороны, но и с духовной.

Сегодня очень важно расширить и углубить более сложный этап работы, связанный с творческой деятельностью М.М. Кажлаева и умело использовать его педагогический, эстетический, нравственный потенциал в приобщении школьников к культурно-историческому наследию и эстетическому воспитанию школьников. Его смелое, оригинальное, необычное в своей поэтичности и человеческой простотетворческое наследие повсеместно и всенародно известно, поэтому сегодня очень важно переходить к научному объяснению значения творчества М.М. Кажлаевав образовательно-воспитательной деятельности школьников.

Таким образом, творчество М.М. Кажлаева интересно не только как историко-культурный, духовно-нравственный, художественно-эстетический феномен сам по себе, но и как факт, как явление всестороннего осмысления. Познавая творчество М.М. Кажлаева, можно разрешить целый комплекс актуальных проблем, связанных, прежде всего, с формированием эстетического воспитания учащихся школ.

Изучение и познание творческого наследия М.М. Кажлаева показывает, что композитор изобретателен в поисках путей выразительного обновления образов, ставших традиционными в музыке. Поэтому так ярки впечатляющи произведения М.М. Каж-лаева. Его сравнения играют важную роль в раскрытии идейно-художественного замысла произведения, имеют большую образовательную силу, являясь одним из важных основных средств эстетического воспитания школьников.

Однако приходится констатировать, что на настоящий момент произведения М.М. Кажлаева, ещё не стали неотъемлемым органическим элементом системы художественно-эстетического воспитания школьников.

Изучение жизни и творчества М.М. Кажлаевана уроках дисциплин эстетического цикла вызывает несомненный интерес учащихся школ, а использование педагогического потенциала творчества известного композитора на уроках могут способствовать развитию эстетического воспитания, художественной, духовной, традиционной культуры школьников.

Школьный урок музыки - это прежде всего урок искусства. По мнению О.А. Апраксиной, «он имеет много общего с други-

Библиографический список

ми уроками, так как проводится в рамках общеобразовательной школы, где действуют единицы закона».[5] Вместе с тем, школьный урок музыки имеет свою специфику как урок искусства, музыкального искусства, являющегося особой формой образного отражения действительности, и важную роль в нем играют чувства, эмоциональная сфера. Отсюда и вторая отличительная черта - комплексное воздействие музыки на человека, его психику, моторику, физиологические процессы. Третья черта - обязательное единство эмоционального и сознательного. Четвертой чертой является единство художественного и технического.

Всемерно развивая на уроках музыки различные формы приобщения школьников к музыке, всегда нужно иметь в виду, что в основе любой из этих форм лежит эмоциональное, активное восприятие музыки. Это понимание не следует приравнивать к понятию «слушание музыки» Восприятие музыки нельзя сводить к одному из «видов деятельности учащегося», как это обычно делается по отношению к «слушанию музыки». Активное восприятие музыки - основа музыкального эстетического воспитания в целом, всех его звеньев. Только тогда музыка может выполнить свою эстетическую, познавательную и воспитательную роль, когда дети научатся по-настоящему слышать е и размышлять о ней. Боле того, можно смело сказать, что не умеющий слышать музыку никогда не научится по-настоящему хорошо её исполнять.

Реализация цели всегда способствует решение определенных задач, которые педагогами-исследователями трактуются по-разному.

Очень важно, во-первых, научить детей любить и понимать музыку, во-вторых, воспитывать у них художественный вкус, научить ценить подлинные художественные произведения и, в-третьих, развивать музыкальные способности детей.

В данное время исследовательских работ, которые объединяют в себе современные научные исследования ряда дисциплин о сущности, содержании, формам и методам целенаправленного педагогического воздействия на эстетическое воспитание творчеством М.М. Кажлаева нет, поэтому изучение данной проблемы требует, на наш взгляд, особого внимания.

Активное использование в эстетическом воспитании младших школьников педагогического потенциала М.М. Кажлаева делает проблему изучения творческого наследия композитора на уроках эстетического цикла актуальной. В силу своих специфических возможностей, все творческое наследие М.М. Кажлаева создает особые педагогические условия для изучения и усвоения учащимися культурно-исторического и нравственно-эстетического наследия народа, и могут выступать в качестве ценностного, духовного ориентира в приобщении школьников к музыкальной, художественной культуре, а также способствовать эстетическому воспитанию подрастающего поколения.

1. Майнин Е.А. Эстетика - наука о прекрасном. Москва, 1982.

2. Мурад Кажлаев. Жизнь и музыка. Москва: Эхо Кавказа, Эпоха, 2005.

3. Перепелкина Г.П. Искусство смотреть и видеть. (Книга для внеклассного чтения в 8-10 классах). Москва: Просвещение, 1982.

4. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: в 6-ти т. Т.5. Москва: Педагогика, 1989.

5. Апраксина О.А. Хрестоматия по методике музыкального воспитания в школе. Москва, 1987.

References

1. Majnin E.A. 'Estetika - nauka o prekrasnom. Moskva, 1982.

2. Murad Kazhlaev. Zhizn'imuzyka. Moskva: 'Eho Kavkaza, 'Epoha, 2005.

3. Perepelkina G.P. Iskusstvo smotret'i videt'. (Kniga dlya vneklassnogo chteniya v 8-10 klassah). Moskva: Prosveschenie, 1982.

4. Ushinskij K.D. Pedagogicheskie sochineniya: v 6-ti t. T.5. Moskva: Pedagogika, 1989.

5. Apraksina O.A. Hrestomatiya po metodike muzykal'nogo vospitaniya vshkole. Moskva, 1987.

Статья поступила в редакцию 27.11.17

yflK 378

Sadulaeva B.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, postgraduate, Department of Applied Mathematics and Mechanics, Chechen State University (Grozny, Russia), E-mail: sadulaeva@mail.ru

Yusupova L.V., MA student, Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia), E-mail: yusupova.lolita@mail.ru

REQUIREMENTS FOR TEACHERS OF INFORMATICS IN CONDITIONS OF INFORMATION AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF SCHOOL. The article considers the requirements for computer science teachers, for its information competence and the system of training future computer science teachers. These requirements are conditioned by the development of the contents of the scientific branch of computer science and the school course of informatics, on the one hand, and the development of the information and educational environment of the educational organization that provides opportunities for using new tools, methods and organiza-

tional forms of education, on the other hand. To change the role of the teacher in the educational process leads to the introduction of distance learning, where the main functions of the teacher are the organization of training, the creation of conditions for the successful independent educational activity of the student, his interaction with other participants in the educational process and with the information and educational environment that ensures the implementation of distance educational technologies. Direct management of the educational process is replaced by indirect management through the environment and work in cooperation with students.

Key words: informatics teacher, information and educational environment, informatics content, information competence, educational results.

Б.С. Садулаева, канд. пед. наук, доц. каф. прикладной математики и механики, ФГБОУ ВО «Чеченский

государственный университет», г. Грозный, E-mail: sadulaeva@mail.ru

Л.В. Юсупова, магистрант, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет», г. Грозный,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

E-mail: yusupova.lolita@mail.ru

ТРЕБОВАНИЯ К УЧИТЕЛЮ ИНФОРМАТИКИ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ШКОЛЫ

В статье рассматриваются требования к учителю информатики, к его информационной компетентности и системе подготовки будущих учителей информатики. Эти требования обусловлены развитием содержания научной отрасли информатики и школьного курса информатики с одной стороны и развитием информационно-образовательной среды образовательной организации, которая предоставляет возможности для использования новых средств, методов и организационных форм обучения, с другой стороны. К изменению роли учителя в образовательном процессе приводит внедрение дистанционной формы обучения, где основные функции учителя - организация обучения, создание условий для успешной самостоятельной образовательной деятельности учащегося, его взаимодействия с другими участниками образовательного процесса и с информационно-образовательной средой, обеспечивающей реализацию дистанционных образовательных технологий. На смену прямого управления образовательным процессом приходит опосредованное управление посредством среды и работа в сотрудничестве с учащимися.

Ключевые слова: учитель информатики, информационно-образовательная среда, содержание информатики, информационная компетентность, образовательные результаты.

Информатика как наука сложилась в середине 20-го века. Информатика появилась на стыке кибернетики и математики. Информатика как прикладная наука начала свое бурное развитие после появления компьютеров. Таким образом, с самого начала информатика объединяла теоретическую информатику и техническую информатику. Теоретическая и техническая информатика взаимосвязаны и взаимно дополняют друг друга. Вместе они образуют фундаментальную отрасль современной науки и формируют системно-информационный подход к действительности. Информатика изучает вопросы, связанные с получением, преобразованием, передачей, хранением и использованием информации. Школьная дисциплина «Информатика» появилась в массовой советской школе в 1985 году. Но, несмотря на свою 30-летнюю историю развития, содержание этой дисциплины до сих пор остается предметом разногласий. Систематизации и унификации содержания информатики уделено большое внимание в работах А.А. Кузнецова, М.П. Лапчика, В.М. Монахова, И.Г. Се-макина, Н.Д. Угриновича, Е.К. Хеннера и многих других учёных. Основная концепция, как правило, заключается в следующем: некоторое понятие определяется в качестве ключевого понятия всего школьного курса и вокруг этого понятия выстраивается все содержание школьного курса информатики. В учебниках А.П. Ершова, А.Г. Кушниренко ключевым понятием является понятие алгоритма. В учебниках Н.В. Макаровой, Ю.А. Шафрина таким понятием является компьютер. В учебнике А.Г. Гейна ключевым понятием является понятие модели. В учебнике И.Г. Семакина ключевым понятием является понятие информации. По мнению И.Г. Семакина, систематизации содержания предметной области вокруг ключевого понятия является методологическим и определяет не просто значимость этого понятия в рамках данного курса, а позволяет отвечать на многие принципиальные вопросы. И если в качестве такого ключевого понятия использовать понятие информации, то такой подход может быть методологической основой систематизации информатики как отрасли современной науки.

Содержание школьного курса информатики имеет важное значение, определяющееся не только необходимостью подготовки учащихся к деятельности в условиях информационного общества, но и изменением концепции личностно-ориентированного обучения, определением содержания обучения возможностями и потребностями учащихся, дифференциацией содержания образования в зависимости от запросов учащихся.

На примере информатики хорошо прослеживается необходимость профильной дифференциации содержания и эффективность применения таких методов обучения как метод проектов и другие современные методы, ориентированные на максимальное развитие личностно-ориентированного подхода к обучению.

К тому же, содержание информатики предполагает использование современных видов учебной и практической деятельности, современных методов научного познания, таких как моделирование, компьютерный эксперимент и т. д. Это определяет значимость компонентов содержания информатики, в частности, при определении содержания подготовки будущего учителя информатики. Развитие интерфейса программного обеспечения, упрощение операциональной составляющей деятельности с использованием средств ИКТ обуславливает ориентацию содержания подготовки будущего учителя информатики на формирование, прежде всего, информационной компетенции, характеризуемых способностью работать с информацией при решении учебных и практических задач, умения моделирования и проектирования своей деятельности. Понятно, что и методика обучения информатике должна быть ориентирована на это новое содержание [1].

Определяющим фактором содержания школьного курса информатики является внедрение в школу профильного обучения. Это предполагает обучение информатике на базовом и профильном уровнях, а также создание элективных курсов по информатике. Все это позволяет максимально дифференцировать содержание обучения информатике с учетом индивидуальных особенностей и потребностей учащихся.

Анализ содержания программ профильных курсов показывает необходимость расширения и углубления методической и предметной подготовки будущего учителя информатики. В частности, добавления в систему подготовки будущего учителя содержания профильных и элективных курсов. Меняется взаимоотношение между содержанием школьного курса информатики и научной отрасли информатика. Сегодня прослеживается развернутая линия формализации и моделирования в содержании школьного курса информатики, которая подробно разработана с постановки задачи до интерпретации результатов компьютерного эксперимента.

Вначале XXI века линия информационные технологии превалировала за счёт повсеместного внедрения средств ИКТ. Дело дошло до того, что в отдельных учебниках пытались интегрировать школьный курс информатики со школьным курсом технологии. Технологический крен проявлялся также и в появлении упрощённых технократических моделей учащихся и всего учебного процесса. Усиление роли содержательных линий компьютера и информационных технологий в школьном курсе информатики приводил к постановке вопроса о необходимости изменения концепции изучения информатики в условиях развития интерфейсов компьютерного аппаратного и программного обеспечения. Как отмечает И.Г. Семакин, «такая постановка вопроса означала подмену научного мировоззрения и информационной картины

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.