Научная статья на тему 'Изучение фольклора как условие эстетического воспитания школьников'

Изучение фольклора как условие эстетического воспитания школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1973
254
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ТРАДИЦИИ НАРОДА / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УЧАЩИЕСЯ ШКОЛ / ФОЛЬКЛОР / СРЕДСТВА И ВИДЫ ФОЛЬКЛОРА / ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гасанова Жасмина Тимуровна, Раджабов Исмаил Магомедович

В статье освещены познавательные, образовательные, творческие возможности фольклора в эстетическом воспитании учащихся школ. Рассмотрены педагогические условия и средства, способствующие эстетическому воспитанию школьников средствами народного творчества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изучение фольклора как условие эстетического воспитания школьников»

УДК 373.1.02

ИЗУЧЕНИЕ ФОЛЬКЛОРА КАК УСЛОВИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

© 2013

Гасанова Ж.Т., Раджабов И.М. Дагестанский государственный педагогический университет

В статье освещены познавательные, образовательные, творческие возможности фольклора в эстетическом воспитании учащихся школ. Рассмотрены педагогические условия и средства, способствующие эстетическому воспитанию школьников средствами народного творчества.

The article represents cognitive, educational and creative possibilities of the folklore in the schoolchildren’s aesthetic education. The authors consider the pedagogical conditions and forms contributing to the schoolchildren’s aesthetic education by means of the folk art.

Ключевые слова: эстетическое воспитание, традиции народа, художественное образование, учащиеся школ, фольклор, средства и виды фольклора, формирование личности.

Keywords: aesthetic education, folk traditions, artistic education, schoolchildren, folklore, means and types of folklore, personality development.

На современном этапе в образовательной деятельности школ остро встает вопрос возрождения народной культуры искусства, сохранении фольклора, что возможно через художественно-эстетическое образование учащихся. При этом изучение традиционной культуры в большей степени способствует естественному развитию социума и использованию его педагогического потенциала в эстетическом воспитании школьников.

Фольклор несет с собой, прежде всего порожденное народной культурой искусство устной традиции, вследствие чего важно осознать то, что делали предки, воспроизвести их жизнь и передать традиции следующему поколению. При этом для народного миропонимания характерна убежденность в том, что прошлое содержит в себе вечные ценности, наполняющие собой повседневность, бытовой уклад, обряды, песни, сказки, отношение человека к природе и к себе самому, представления о добре и зле, прекрасном и безобразном. Следовательно, эстетическое и нравственное воспитание требует использования народного поэтического творчества, исторических и былинных хороводных плясовых песен, обрядовых, лирических и других произведений, несущих в себе эстетические ценности, представляя собой модель эстетического отношения, выражения вечных идеалов и устремлений народа.

Фольклор в своей основе представляет синтетическое искусство, соединяющее особенности нескольких искусств: музыки, поэзии, танца, театра, в связи с чем на занятиях необходимо использовать художественные элементы, способствующие обучению и гармоничному развитию школьников.

Изучение на занятиях по изобразительному искусству обычаев, обрядов, эпизодов деревенских и городских праздников следует считать увлекательными формами синкретичной деятельности, создающей неповторимую атмосферу творчества, приобщения к прошлому, культуре и искусству народа. При этом неоценимое воздействие фольклора на школьников имеют атмосфера, передающая уклад жизни и создающая обстановку в старинных традициях, изделия народных промыслов, игрушки, народные музыкальные инструменты, костюмы учителя и т. д.

Такое разнообразие способствует передаче целостной картины мира,

эмоциональному освоению всех сторон жизни этноса, деликатно-уважитель-ному отношению к наследию своего народа, воспитанию у учащихся уважения, любви и гордости за землю, на которой он живет и жили его предки. С этих позиций эстетическое воспитание через овладение искусством и культурой своего народа развивает чувство милосердия, любви и сострадания, с раннего детства обеспечивает знакомство с укладом жизни, бытом, обрядами, верованиями и историей своего народа, становится основой формирования уважения к культуре других народов.

Следовательно, при определении содержания фольклора особое место принадлежит элементам этнической культуры края, способствующим формированию представлений об этносе, общечеловеческих ценностях и культурно-исторических традициях и обычаях, к которым приобщаются школьники.

Дагестан издавна привлекал внимание путешественников, этнографов, фольклористов, чему подтверждением высказывания об уникальности и неповторимости дагестанской культуры, великолепии памятников архитектуры, декоративно-прикладного искусства, песенных традициях, былинах и т. д. При этом из всех видов и жанров народного творчества Дагестана фольклор, по мнению исследователей, наиболее соответствует эмоциональному мировосприятию, образно-поэтическому мышлению, включению в игровую деятельность и т. д. При этом именно обрядовый фольклор, произведения словесного, музыкальной >, изобразительного искусства в различных сочетаниях оставляют глубокий след в душе ребенка, способствуют чувственному восприятию музыки, театрального действия, танцевальных движений и т. д. В произведениях обрядового фольклора, в частности, обеспечивается воздействие на эмоционально-чувственную и двигательную сферы школьника, активное художественно-творческое освоение произведений народного искусства, что создает возможность для комплексного решения задач эстетического воспитания и развития личности. При этом ведущее место среди методов эстетического воспитания отводится воздействию на учащихся средствами искусства, что обеспечивается различными видами народного творчества, использованием объектов национальной художественной культуры, развивающих у учащихся такие важные художественно-эстетические качества, как:

- знание выдающихся произведений отечественной и мировой культуры, умение определить степень их художественной ценности;

- умение испытывать эстетическое наслаждение при восприятии художественных фольклорных произведений;

- умение различать прекрасное, гармоничное и безобразное в природе, музыке, хореографии, произведениях изобразительного, декоративно-приклад-ного, фольклорного искусства, а главное, в природе человеческих отношений и др.

Следовательно, эстетическое воспитание средствами народного творчествам и, в частности, через использование на уроках изобразительного искусства фольклора осуществляется посредством различных путей, методов, приемов при соблюдении ряда условий, среди которых:

- использование педагогом конкретного фольклорного материала;

- изучение и творческий анализ художественно-эстетических особенностей произведений фольклора;

- использование элементов различных видов художественного творчества (музыка, фольклор, театрализованные представления и др.), реализуя межпредметные связи в эстетическом воспитании дагестанских школьников;

- вовлечение школьников в процесс художественно-эстетической самореализации, формирование эстетического отношения к окружающей действительности и т. д.

Таким образом, в приобщении школьников к национальной художественной культуре Дагестана использование фольклора на уроках изобразительного искусства следует рассматривать как наиболее эффективное средство нравственно-эстетического воспитания и художественно-педагогического образования школьников.

Целостный анализ художественной культуры народов Дагестана, изучение его педагогического потенциала и использование воспитательной значимости произведений фольклора предполагают учет следующих требований:

- соблюдение принципа планомерного руководства деятельностью школьников;

- формирование интереса к общественно значимым объектам, произведениям фольклора, являющимся носителями национальной культуры, менталитета и мировосприятия соотечественников;

- в процессе изучения художественных фольклорных произведений перемещение

акцента на исторические условия и общественно-политические обстоятельства возникновения, формы реализации изобразительных и композиционных приемов, свидетельствующих об идейной направленности художественного образа;

- выявление связи художественных фольклорных произведений с актуальными проблемами современности;

- приобщение к национальным художественным произведениям на основе потребности в самостоятельном творчестве изучения, конструктивных и эстетических особенностей предметного мира, природы и т. д.;

- изучение культуры, быта, особенностей жизненного уклада и художественных традиций народа на примере этнографических, фольклорных, художественных произведений;

- приобщение к культуре, искусству и народному творчеству родного края, используя ассоциативные взаимосвязи различных видов искусства, архитектуры, живописи, декоративно-приклад-ного творчества, художественного слова, музыки и т. Д-

С учетом сказанного важно определить дидактический потенциал фольклорных художественных произведений, обладающих уникальной способностью воспроизводить характерные приметы времени, нести информацию о своей эпохе, истории края и его природе, о культурном и экономическом уровнях развития. При этом произведения народного творчества, представляющие интерес для системы эстетического воспитания, следует условно классифицировать по следующим признакам:

- памятники культуры и искусства;

- письменные источники (литература, поэзия);

- устное народное творчество;

- репродуктивно-иллюстративный материал, произведения фольклора;

- произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства;

- музыкальные произведения;

- театрализованные представления на основе фольклора;

- этнографические особенности традиционного жилища, предметы домашнего обихода, одежда народов Дагестана и т. д.

Изучение художественных особенностей памятников культуры и искусства, фольклора дает возможность показать различные стороны жизни общества в конкретных исторических и региональных условиях: специфику социального строя и экономики, технические достижения и производственные возможности и т. д. В своих конструкциях, формах, декоративном оформлении памятники культуры и искусства являются уникальным лицом города, раскрывают эстетические воззрения эпохи и художественные особенности творчества создавших их мастеров, что свидетельствует о международных связях и специфических особенностях разных традиций.

Произведения устного народного творчества содержат идеи, пути, методы и средства народного воспитания, способствуют осознанию опыта народа. При этом традиционный дагестанский фольклор, представляя собой воспитательный фактор, обеспечивает воздействие на подрастающее поколение видов и жанров фольклора: сказок, легенд, притч, пословиц, колыбельных песен, лирических и эпических песен, способствующих формированию моральных, трудовых, гражданско-патриотических качеств личности. Приведенные виды и жанры фольклора обладают не только художественными достоинствами, в них аккумулированы ценные, актуальные для воспитательного процесса педагогические идеи, художественно и правдиво раскрыты пути, методы и средства формирования гуманной личности, способствующие развитию художественной культуры школьников. Следовательно, эстетическое воспитание средствами фольклора протекает через различные пути, методы и приемы, ориентированные на:

- поддержание интереса учащихся к произведениям народного творчества, в частности фольклора, путем изучения его различных жанров;

- использование на уроках изобразительного искусства конкретного фольклорного материала;

- наблюдение за красотой родной природы;

- вовлечение учащихся в созидательную работу различных видов искусства (музыка,

пение, театр, живопись, цирк);

- эстетическое отношение к окружающей действительности и т. д.

Фольклор позволяет соблюдать один из важных принципов доступности и наглядности, поскольку богатство окружающей природы вызывает у детей чувства радости, удивления, где при проведении экскурсий, прогулок обеспечивается эмоциональное воздействие на личность, проявление патриотизма, любви к родному краю. При этом практика школ республики показывает, что значительную помощь в эстетическом воспитании подрастающего поколения оказывает фольклор, который занял достойное место в воспитании школьников.

Специфика преподавания изобразительного искусства требует более глубокого изучения учащимися дагестанской литературы, фольклора, привлечение материала по традиционному народному творчеству, организацию и посещение местных музеев и выставок. При этом особенно важно посещение Дагестанского государственного музея изобразительных искусств.

Примечания

1. Алиев А. Народные традиции, обычаи и их роль в формировании нового человека. Махачкала, 1986. 174 с. 2. Алексеева В. В. Роль художественного наследия в эстетическом воспитании народа. М. : Советский художник, 1995. 15 с. 3. Гусев В. Е. Эстетика фольклора. М.: Наука, 1967. С. 265-267. 4. Кузин В. С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных

классах. М. : Просвещение, 1984. 311 с. 5. Назаревич А. Ф. Пословицы и поговорки народов Дагестана. Махачкала, 1958. 6. Раджабов И. М. Использование художественных традиций в

преподавании изобразительного искусства в школах Дагестана. Махачкала, 1986. 60 с. 7. Мирзоев Ш. А. Культура и традиции народов Дагестана. М., 2009. 170 с. 8. Шпикалова Т. Я. Программа средней образовательной школы. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. 5-8 классы. М.: Просвещение, 1995. 87 с.

Статья поступила в редакцию 18.02.2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.