Научная статья на тему 'Роль изучения народного костюма в эстетическом воспитании студентов технических направлений подготовки'

Роль изучения народного костюма в эстетическом воспитании студентов технических направлений подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
425
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДНЫЙ КОСТЮМ / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЭЛЕМЕНТЫ НАРОДНОГО КОСТЮМА / ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ / ФОРМА / КОНСТРУКТИВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ / ТРАДИЦИИ / FOLK COSTUME / AESTHETIC EDUCATION / ELEMENTS OF FOLK COSTUME / LEARNING PROCESS / FORM / DESIGN ELEMENTS / TRADITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Родкина Анна Алексеевна, Карпеева Светлана Александровна

В статье раскрывается значение русского народного костюма в эстетическом воспитании студентов, обучающихся по направлениям подготовки «Технология изделий легкой промышленности» и «Конструирование изделий легкой промышленности». Показаны два этапа в изучении дисциплины «Народный костюм»: анализ народного костюма и конструирование современной одежды с применением традиций народного костюма. Отмечены ключевые моменты влияния дисциплины на формирование у будущих модельеров эстетического отношения к действительности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Родкина Анна Алексеевна, Карпеева Светлана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of studying the national costume in the aesthetic education of the students majoring in technical fields

The article reveals the value of Russian folk costume in the aesthetic education of students majoring in technology of the light industry products and construction of the light industry products. The paper shows two stages in studying “Folk Costume” course: the analysis of folk costume and contemporary clothing construction using folk costume traditions. The article points out the essential elements of this course’s influence on the formation of aesthetic attitude to reality in the future designers.

Текст научной работы на тему «Роль изучения народного костюма в эстетическом воспитании студентов технических направлений подготовки»

УДК 37.036:378.662:[687+391]

https://doi.org/10.24158/spp.2017.4.19

Родкина Анна Алексеевна

кандидат технических наук, заведующая кафедрой художественного проектирования и технологий швейных изделий Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева

Карпеева Светлана Александровна

кандидат педагогических наук,

доцент кафедры художественного проектирования

и технологий швейных изделий

Орловского государственного университета

имени И.С. Тургенева

РОЛЬ ИЗУЧЕНИЯ НАРОДНОГО КОСТЮМА В ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ

Rodkina Anna Alekseevna

PhD in Technical Sciences, Head of the Department of Art Design and Technology of Garments, Oryol State University

Karpeeva Svetlana Aleksandrovna

PhD in Education Science, Assistant Professor, Department of Art Design and Technology of Garments, Oryol State University

THE ROLE OF STUDYING THE NATIONAL COSTUME IN THE AESTHETIC EDUCATION OF THE STUDENTS MAJORING IN TECHNICAL FIELDS

Аннотация:

В статье раскрывается значение русского народного костюма в эстетическом воспитании студентов, обучающихся по направлениям подготовки «Технология изделий легкой промышленности» и «Конструирование изделий легкой промышленности». Показаны два этапа в изучении дисциплины «Народный костюм»: анализ народного костюма и конструирование современной одежды с применением традиций народного костюма. Отмечены ключевые моменты влияния дисциплины на формирование у будущих модельеров эстетического отношения к действительности.

Ключевые слова:

народный костюм, эстетическое воспитание, элементы народного костюма, процесс обучения, форма, конструктивные элементы, традиции.

Summary:

The article reveals the value of Russian folk costume in the aesthetic education of students majoring in technology of the light industry products and construction of the light industry products. The paper shows two stages in studying "Folk Costume" course: the analysis of folk costume and contemporary clothing construction using folk costume traditions. The article points out the essential elements of this course's influence on the formation of aesthetic attitude to reality in the future designers.

Keywords:

folk costume, aesthetic education, elements of folk costume, learning process, form, design elements, traditions.

Информатизация общества и научно-технический прогресс ставят проблему гуманизации образования и усиления гуманитарной составляющей технических направлений подготовки.

Важность народного искусства как одного из средств эстетического воспитания является неоспоримой, а народный костюм как его составляющая становится основным фактором формирования эстетического мировоззрения и эстетического отношения к действительности у студентов швейных направлений подготовки [1]. В образах народной одежды заключались духовность, ценности и чувства людей. Е.Н. Гузеватова считает, что организация целенаправленной учебно-исследовательской работы по изучению влияния традиционного народного костюма способствует решению задач эстетического воспитания студентов и развитию традиций народной художественной культуры [2]. По мнению Н.А. Муминовой, организация занятий должна строиться таким образом, чтобы у студентов сформировался устойчивый интерес к национальному искусству, способствуя развитию эстетического вкуса [3]. Таким образом, эффективность эстетического воспитания студентов будет зависеть от организации учебного процесса.

Эстетическое воспитание, по нашему мнению, является одним из важнейших факторов, способствующих формированию личности студента, ее нравственно-эмоциональной составляющей. Основные пути влияния русского народного костюма на эстетическое воспитание студентов технических направлений подготовки мы изучали в рамках освоения дисциплины «Народный костюм», которое проходит в два этапа. На первом студенты проводят полный анализ народного костюма, включающий исторический и графический компоненты. При этом развивается эстетическое мышление, начинает формироваться эстетическое отношение к действительности. На втором этапе студентами разрабатывается современный костюм по мотивам народного, в процессе создания которого активно вырабатывается эстетическое отношение к действительности и повышается

интерес студентов к объекту творчества. В творческих работах проявляется эстетический вкус, о его сформированности свидетельствует способность обучающихся оценить народный и современный костюмы с точки зрения красоты и гармонии.

Наличие устойчивого интереса к национальным традициям, культуре, наследию проявляется глубиной анализа, оценивания народной одежды и эмоциональностью образов при проектировании народного и современного костюмов. Знакомство с народной одеждой в процессе изучения курса и разработка новых моделей способствуют получению студентами положительных эмоций от приобщения к прекрасному.

Народный костюм может оказывать эстетическое воздействие на человека через его природные, конструктивные, художественные и социальные особенности: форму, рациональную конструкцию, особенности материала, композиционное построение, декоративную отделку, цветовую гамму, идейно-образное содержание и национально-культурное значение. При выполнении анализа костюма все вышеназванные элементы подвергаются тщательному изучению, что способствует выработке эстетического вкуса.

Для русского народного костюма характерными являются прямой крой, свободные падающие линии, конструкция, которая зависела от ширины домотканого материала, многослойность элементов одежды, насыщенный контрастный колорит и ритмическое расположение декоративных элементов. Используемые материалы были полностью натуральными. Применение при проектировании современной одежды подобных материалов характеризует не только рациональность использования, но и возвращение к истокам традиций, единение с природой, изменение мировоззрения.

На архитектонику и декоративное оформление народной одежды оказывали влияние географическое месторасположение, климатические условия, хозяйственный быт, культурные традиции. При изучении структурных элементов костюма студенты приобщаются к народным ценностям, учась давать оценку гармоничным сочетаниям.

Особое эстетическое воздействие на человека оказывает цвет. Цветовая гамма народной одежды традиционно включает контрастные цвета: белый, красный, черный и синий. Иногда добавляются желтый и зеленый. При анализе декоративных элементов происходит активизация интереса к народной культуре, так как декор всегда носил сакральное значение, был ярким и богатым. При его изучении происходит обогащение художественно-образного восприятия, воображения.

Эстетическое отношение к действительности мы определяем через эстетическую деятельность и наличие художественного воображения. Проектирование уникальных творческих объектов мы используем как средство, повышающее интерес к народному творчеству, побуждая обучающихся сохранить наследие, поделиться с другими и тем самым отразить собственную неразрывную связь с окружающим миром. А для этого необходимо разработать собственный художественный образ (современный костюм), основанный на мотивах народной одежды. Данная деятельность пробуждает творческое воображение, развивает творческое мышление и эстетическое восприятие, способствует активному использованию полученных ранее знаний, умений и навыков для воплощения проекта в материале.

Итогом изучения курса «Народный костюм» становится трансформация народного костюма в современный. Включение народных мотивов и элементов в современный костюм - залог незыблемости традиций. Это показатель того, что народные культурные ценности на забыты. Проектировщик несет в общество народное искусство, тем самым транслируя историко-культурные, духовные ценности для всех.

Анализ творческих работ студентов в конце изучения дисциплины показал, что:

- у обучающихся развит эстетический вкус (присутствует гармония в эскизах, работы выполнены качественно, грамотно, дается оценка народному и современному костюму);

- студенты проявляют к работе интерес (анализ выполнен качественно, содержит детализацию и систематизацию материала, использовались дополнительные источники информации, изученные студентами самостоятельно);

- у студентов сформировано эстетическое отношение к действительности (при разработке современной одежды использовались различные элементы народного костюма, хорошо развито творческое воображение).

Таким образом, можно сказать, что народный костюм играет важную роль в эстетическом воспитании студентов технических направлений подготовки.

Ссылки:

1. Пармон Ф.М. Композиция костюма. Одежда, обувь, аксессуары : учебник для вузов. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2002.

2. Гузеватова Е.Н. Изучение традиционного народного костюма в процессе подготовки бакалавров культуры и искусства // Science Time. 2015. № 5 (17). С. 119-124.

3. Муминова Н.А. Эстетическое воспитание студентов посредством народного искусства // Образование и воспитание. 2016. № 4. С. 6-7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.