развивающим потенциал образования
подготовка специалиста к этнохудожественному образованию Школьников в едином образовательном пространстве россии
Елена Владимировна АЛЕКСЕЕНКО,
кандидат педагогических наук, доцент факультета документоведения и педагогического образования Орловского государственного университета e-mail: [email protected]
В статье рассмотрены вопросы обеспечения профессиональной подготовки студентов университета для реализации художественного образования школьников на основе традиционных российских ценностей. Будущие учителя должны быть компетентны в решении таких задач современного образования, как обеспечение исторической преемственности поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; воспитание патриотов России, граждан демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов. Определены педагогические условия, способствующие повышению эффективности процесса подготовки учителей к руководству процессом художественно-творческого развития учащихся; разработана система комплексных мероприятий, включающих взаимосвязанные компоненты: теоретическая, художественная, технологическая и методическая подготовка.
Ключевые слова: этнохудожественное образование, культурное наследие, патриотизм, толерантность, профессиональная подготовка, народное искусство, интегративный подход.
The summary. In article questions of maintenance of vocational training of students of university for realisation of art education of schoolboys on the basis of traditional Russian values are considered. The future teachers should be competent of the decision of such problems of modern formation, as maintenance of historical continuity of generations, preservation, distribution and development of national culture, education of solicitous attitude to historical and to a cultural heritage of the people of Russia; education of patriots of Russia, the citizens of the democratic, social state respecting the rights and personal freedoms, possessing high morals both showing national and religious tolerance, the valid relation to languages, traditions and culture of other people. The pedagogical conditions promoting increase of efficiency of process of preparation of teachers to a management by process of is art-creative development of pupils are defined; The system of the complex actions including interconnected components is developed: theoretical, art, technological and methodical preparation.
Key words: Ethnological art education, cultural heritage, patriotism, tolerance, training, folk art, integrative approach.
Обеспечение подготовки специалистов высокого уровня - одна из ведущих задач современного художественного образования, которое претерпевает в последние годы существенные изменения: трансформация его идеологического содержания, усиление взаимодействия национально-этнических, педагогических и социологических факторов в подготовке студентов вузов к осуществлению художественного образования и воспитания школьников.
В преподавании данной области всегда существовал ряд проблем, одна из которых - недостаточный профессиональный уровень учителя начальных классов, преподающего изобразительное искусство и технологию. Ввиду специфики содержания данных дисциплин их преподавание должно осуществляться педагогами творческими, владеющими современными педагогическими технологиями, имеющими высокий уровень психолого-педагогической подготовки, готовых к решению таких основных задач современного образования, как обеспечение исторической преемственности поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; воспитание патриотов России, граждан демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов. «Мы можем и должны иметь свое лицо, свою самобытность, но мы должны быть еще и единой нацией, взаимодействуя друг с другом и идя вместе по общероссийскому пути в будущее» [1. С. 465].
Для ряда регионов России характерна исторически сложившаяся неоднородность состава населения. Это Урал, Сибирь, Поволжье и другие регионы. Многона-циональность - это характерная черта всех крупных культурных центров, портовых городов и столиц. Избежать межнациональных конфликтов в таких городах возможно только при осознании и соблюдении принципа толерантности по отношению друг к другу. Понятие толерантности и политкорректности в системе традиционных ценностей занимает вполне конкретное место. В России издавна придерживались мудрого жизненного принципа: «Худой мир лучше доброй ссоры». Сегодняшние социокультурные реалии и нарастающая тенденция к полиэтничности в каждом регионе России вынуждают интенсивно изучать и включать в повседневную жизненную практику весь комплекс накопленных знаний.
Воспитание толерантности предполагает широту знаний исторических процессов, поликультурный подход к этническим традициям разных народов, знание мифологии и религии [2,3,7].
Для решения данной проблемы необходим совершенно особый инструмент, который способен комплексно отражать все грани культуры того или иного народа, и при этом был бы доступен, близок и понятен любому человеку. Таким уникальным инструментом является, с нашей точки зрения, традиционное искусство и культура каждого народа. Еще в прошлом веке один из основателей мировой этнографии Макс Мюллер утверждал: «Кто знает одну культуру - не знает ни одной».
Смена мировоззренческой и образовательной парадигмы влечет за собой переоценку концептуальных подходов к реформированию высшего профессионального образования: разрабатываются новые ГСО для конкретных специальностей, значительно модифицируются условия построения и функционирования образовательного процесса, совершенствуются педагогические условия (формы, методы,
средства) обучения в высшей профессиональной школе. Целью профессиональной подготовки будущего специалиста на современном этапе развития образования является становление его профессиональной компетентности в единстве профессионально-педагогической и художественной подготовки.
Этнохудожественная система предполагает новый взгляд на искусство как особую духовную сферу, концентрирующую в себе огромный эстетический, художественный, нравственный опыт народа, как целостность, состоящая из народного искусства и профессионально-художественного, бытующих по своим законам и находящихся в непрерывном взаимодействии. Народное искусство наряду с профессионально-художественным выступает системообразующим фактором культуры [4].
Целостность, комплексность всех компонентов учебного процесса в вузе определяет исходную позицию в осуществлении интегрированного подхода к преподаванию народного искусства в системе профессионально-педагогической подготовки студентов педфака. Учитывая психолого-педагогические особенности формирования опыта художественно-трудовой деятельности учителей средствами народного искусства, осуществлялась разработка интегрированных занятий, включающих следующие взаимосвязанные компоненты: теоретическая, художественная, технологическая и методическая подготовка.
Теоретическая подготовка: формирование представлений о народном искусстве как части культуры, о сущности ее художественной системы, о стилистических особенностях видов художественной обработки материалов на основе народных традиций; раскрытие взаимосвязи национального народного и классического искусства; представление о теории и методике художественно-эстетического школьников.
Художественная: формирование эстетических знаний и художественно-графических умений, необходимых для формирования основ целостной эстетической культуры, понимание способов стилизации природных форм; углубление знаний о средствах художественной выразительности; формирование умений использовать полученные представления и художественно-графические умения во всех видах изобразительной деятельности.
Технологическая: формирование у будущих учителей исполнительских умений в создании образа художественной вещи в работе с разными материалами на основе народных традиций. Включение в содержание учебной дисциплины этнопеда-гогической подготовки на основе трудовых традиций способствует возрождению традиционной культуры воспитания и ответственности за сохранение, творческое использование народного педагогического опыта в школьном образовании.
Методическая: функциональное владение современными приемами и методами художественно-трудового образования и эстетического воспитания школьников средствами народного искусства.
Таким образом, целостная профессионально-педагогическая подготовка студентов к руководству художественно-творческой деятельностью школьников осуществляется в процессе интеграции профессионально-педагогического и художественно-творческого компонентов, что обеспечивает формирование профессиональной компетентности. Целенаправленное формирование профессиональной компетентности специалистов в области художественного образования возможно на основе структурно-содержательной модели процесса подготовки к руководству
художественно-творческой деятельностью учащихся, включающей проектирование и организацию учебного процесса, руководство его этапами, владение профессиональными компетенциями в области художественно-педагогической деятельности. Такой подход позволяет обеспечить целостность данного процесса и взаимосвязь его компонентов.
Повышению эффективности процесса подготовки учителей к руководству процессом художественно-творческого развития учащихся будут способствовать следующие педагогические условия:
• формирование у студентов устойчивого профессионального интереса: цели и задачи художественно-творческой деятельности должны быть актуализированы в соответствии с современными концепциями художественного образования и воспитания, спецификой руководства художественно-творческой деятельностью учащихся;
• разработка и введение в учебный процесс системы формирующих заданий для самостоятельной работы студентов, направленных на руководство художественно-творческой деятельностью школьников;
• введение спецкурсов, усиливающих подготовку студентов к руководству художественно-творческой деятельностью учащихся;
• формирование методико-педагогической рефлексии студентов методом творческого тренинга; и т.п.
Реализацию интегрированного подхода к преподаванию народного искусства в системе профессионально-педагогической подготовки студентов педфака можно проследить на примере цикла занятий по ряду крупных тем: народный костюм, деревянное зодчество, народная игрушка и т.п.
Так, изучение народного костюма позволяет решить ряд задач: формирование эстетических знаний о народном костюме как едином художественном ансамбле; устойчивого интереса к приобретению знаний о народном искусстве России, в том числе - искусстве родного края; формирование личностного эмоционально-ценностного отношения к народному искусству; формирование представления о значении народного костюма в системе школьного образования; представление о видах народного творчества, связанных с созданием целостного гармонического ансамбля народного костюма; представление о разных типах художественно-творческих задач, связанных с изучением народного костюма на уровне вузовской и школьной методик.
Работа со студентами обусловлена тем, что на этом этапе образовательного маршрута человек отличается достаточно высоким уровнем самостоятельности, инициативности в художественной, педагогической и научной деятельности. Целям, задачам, методам преподавания соответствуют формы работы:
• лекция-беседа с опорой ИКТ, слайд - фильмы, таблицы, произведения художников; комплексное использование музыкально-песенного фольклора;
• лекция-экскурсия с опорой на музейные экспонаты; диалогическая беседа из взаимосвязанных поисковых вопросов;
• семинары-диспуты, дискуссии с обсуждением проблемных задач, связанных с изучением народного искусства; подготовка тематических рефератов и т. д. Эстетические знания о народном искусстве закрепляются посредством решения проблемных вопросов. Раскрывая специфику народного искусства как типа художественного творчества, вводится ряд проблемных вопросов, которые способ-
ствуют актуализации полученных эстетических знаний и способов художественно-творческой деятельности:
• мастер - классы, практикумы - «творческие мастерские» с опорой на натурные зарисовки природных форм с целью создания декоративных стилизованных мотивов, таблицы, иллюстрации и т.п.;
• научные конференции по проблемам этнохудожественного образования;
• участие в фольклорных мероприятиях разного уровня.
В определении целей и задач преподавания народного искусства целесообразно опираться на педагогические требования к системе занятий народным искусством, разработанные профессором Т.Я.Шпикаловой [5]. Разработаны принципы, на основе которых конструируется содержание системы: дидактические и творческие принципы народного искусства.
К творческим принципам народного искусства относятся: принцип подобия образцу - повтора как необходимое условие художественного восприятия, принципы варьирования и импровизации как путь сохранения традиции, в процессе которого новое отбирается и постепенно оттачивается коллективными усилиями. Эти творческие принципы отражают диалектику отношения индивидуального и коллективного опыта в народном искусстве.
При моделировании структуры и содержания профессиональной подготовки учителей средствами народного искусства важно учитывать составляющие системы художественного образования и эстетического воспитания учащихся начальных классов, разработанные Т.Я. Шпикаловой:
• совокупность эстетических и художественно-практических знаний: усвоение и систематизация фундаментальных единиц эстетических знаний - главных отличительных признаков произведений локальных школ народного мастерства; познание народного искусства как особого типа художественного творчества;
• совокупность способов художественно-творческой деятельности: усвоение видов поисковых интеллектуальных и художественно-графических навыков и умений, являющихся предпосылкой успешного творческого поиска и его рациональной организации;
• опыт художественно-творческой деятельности: умение решать совокупность творческих задач, предполагающих создание художественного образа на основе прототипа, повтора, вариации, импровизации, учета связей образа художественной вещи с природой, трудом, бытом, традициями и фольклором, с учетом национального своеобразия искусства разных народов;
• опыт эмоционально-ценностного отношения к действительности и искусству; формирование личностной ориентации в нравственно-эстетической оценке действительности и народного искусства, развитие идейных установок и мировоззренческих позиций, представлений об исторической преемственности в развитии культуры, формирование эстетического вкуса, интересов и потребностей в соответствии с эстетическим развитием школьников [5].
Теоретическая разработка основ системы художественного образования и эстетического воспитания школьников средствами народного искусства, внедрение системы в учебно-воспитательную работу общеобразовательной школы способствуют формированию эстетического восприятия, эстетического вкуса, эстетического идеала, превращению художественных образов и идей произведений народного искусства, памятников истории и культуры в духовное достояние личности.
Включая совокупность теоретических и художественно-практических знаний и умений в курс преподавания, укрупняются фундаментальные единицы эстетических знаний. Освоение разнообразия региональных стилевых примеров русского искусства осуществляется с выявлением общих конструктивных принципов, способов художественной реализации единой духовной сущности: единства жизни человека и природы, исторической народной памяти и смысла индивидуальной человеческой жизни. Укрупнение единиц эстетических знаний студентов обусловливает новый уровень художественно-творческих задач с учетом синкретизма, ансамбле-вости, импровизации в их творческой деятельности. Способы художественно-творческой деятельности включают художественно-технологические традиции.
Реализация интегрированного курса преподавания народного искусства направлена на совершенствование духовной сферы личности будущего учителя, его ценностных ориентаций, творческих способностей к художественно-педагогическому творчеству. Отметим, что народное искусство с его выработанным в веках нравственно-эстетическим идеалом, безупречным чувством гармонии и красоты воздействует на интеллект и эмоционально-чувственную сферу человека, является средством повышения культуры общества и решения важнейших педагогических проблем.
Системно-комплексный подход учитывает все аспекты значения народного искусства как необходимой части современной культуры и предусматривает, что эстетическое восприятие и творческая активность будущих учителей наиболее полно развиваются во взаимосвязи с формированием их методических умений, реализуемых в учебном процессе.
Учитывая систему общенаучных умений и навыков учителя, выделим основные методические знания и умения, наиболее полно отражающие специфику обучения и воспитания школьников средствами народного искусства:
• умение анализировать учебно-методическую литературу, искусствоведческий, этнографический, технико-технологический материалы. В контексте данной статьи важно выделить программно-методическое обеспечение: комплект инновационных программ для общеобразовательных школ и вузов, рекомендованный Министерством образования и науки, под руководством доктора педагогических наук, профессора, основателя научной школы этнохудожественного образования Т.Я.Шпикаловой [4,5,6,8,9];
• отбирать произведения народного искусства по видам, школам народного мастерства с учетом психологических и физиологических особенностей учащихся начальных классов;
• моделировать совокупность художественно-творческих задач для младших школьников в соответствии с принципами народного творчества;
• внедрять современные модели в систему непрерывного этнокультурного образования учащихся; творчески использовать программные материалы учебных курсов; составлять разнообразные виды планирования учебных курсов «ИЗО», «Технология» и внеурочных занятий, учитывая процесс формирования основ эстетической культуры младших школьников; ориентироваться в выборе методических приемов и форм обучения; варьировать совокупностью художественно-творческих задач в течение временных рамок;
• проявлять собственный художественно-практический опыт в освоении выразительных средств народного искусства;
• осуществлять внутрипредметные и межпредметные взаимосвязи уроков художественно-трудовой деятельности с другими дисциплинами для достижения мета-предметных результатов;
• определять критерии оценки художественно-творческих работ учащихся с учетом психологических особенностей класса, степени сложности творческих задач и индивидуальных особенностей учащихся;
• расширять собственную информационную компетентность в соответствии с уровнем современных инновационных технологий.
Таким образом, в системе этнохудожественного образования личность приобретает большие возможности для свободного развития и саморазвития, в духовном, художественно-эстетическом, творческом, профессионально-педагогическом планах.
Примечания
1. Абдулатипов Р.Г. Российская нация (этнонациональная и гражданская идентичность россиян в современных условиях). - М.: Научная книга, 2005.
2. Бережнова Л.Н., Набок И.Л., Щеглов В.И. Этнопедагогика.- М.: Издательский центр «Академия», 2007.
3. Ершова Л. В. Становление непрерывной и преемственной системы этнохудожественного образования: Монография.- Шуя: Изд-во «Весть», ШГПУ, 2006.
4. Изобразительное искусство и художественный труд. Комплект учебников «Школа России»: Концепция и программы для нач. кл. /Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова, Е.В. Алексеенко, А.Н. Щирова, Н.Р. Макарова и др., /Рук. проекта А.А. Плешаков. - В 2-х ч. Ч. 1. - М.: Просвещение, 2008.
5. Шпикалова Т.Я., Бакланова Т.И., Ершова Т.Я. Концепция этнокультурного образования в Российской Федерации. - Шуя, ГОУ ВПО «ШГПУ», изд. «Весть»,2006.
6. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство 1-4 кл. /Под ред. Т.Я.Шпикаловой. - М.: Просвещение, 2011.
7. Пчелинцева И.Г. Толерантная среда. В 2-х частях.- Тюмень: РИО ТОГИРО, 2007.
8. Шпикалова Т. Я. и др. Изобразительное искусство. Учебники для 1-4 кл. - М.: Просвещение, 2012.
9. Шпикалова Т.Я. Новые образовательные технологии этнохудожественного образования на федеральном и региональном уровнях //Народное искусство детям: Материалы Международной науч.-практ. конфер.- Ханты-Мансийск: РИО ИРО, 2007.- С.8-12.