МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (69) 2008
УДК 745/749
А. Ш. АМИРЖАНОВА
Омский государственный педагогический университет
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДЕКОРА ДЕРЕВЯННОГО ЗОДЧЕСТВА
В статье затрагиваются важные для современного педагогического процесса вопросы, например вопрос о включении народного искусства, культурного опыта народа в сферу образования и воспитания. Также рассматривается возможность развития личности учащихся на примере изучения декора деревянного зодчества, приводятся определения практической художественной деятельности, ее компонентов, раскрываемых в учебновоспитательном процессе. Приводится схема поэтапного изучения элемента декора (от знакомства с образно-семантической системой элементов декора до составления собственных орнаментальных мотивов).
Современная художественно-педагогическая школа должна выступить не только как источник подготовки кадров, но и как фундамент национальной культуры, как специфическая форма её существования, как способ воспроизводства культурного опыта российского этноса. Учитель изобразительного искусства XXI века призван обращаться к традициям своего народа, своего края. Традиция всегда является новым открытием для молодого поколения, несущим в себе объем знаний и опыта, проверенного веками, культуру и уклад этноса [1].
Концепция модернизации российского образования указывает на необходимость более полного использования нравственного потенциала искусства при формировании и развитии этических принципов и идеалов личности. В соответствии с этим направлением возрождение ценностей и традиций национальной культуры, формирование её ценностного потенциала становится более реальным и закономерным [2].
Проблеме преподавания изобразительного, народного и декоративно-прикладного искусства в общей системе учебно-воспитательного процесса посвящены исследования многих известных ученых. Ведущее место среди них принадлежит В. С. Кузину [3], Н. М. Сокольниковой [2], А. С. Хворостову [4], Т. Я. Шпи-каловой [5] и др. Ими подчеркивается, что педагогическая ценность показа произведений народного искусства объясняется следующими важными причинами: именно изделия народного искусства позволяют воспитывать у студентов определенную культуру восприятия материального мира, способствующую формированию эстетического отношения к действительности, помогают познать художественно-выразительные средства других видов искусства. Наряду с формированием эстетического вкуса они дают возможность вооружать студентов техническими знаниями, развивать у них трудовые умения и навыки, способствуют психологической и практической подготовке к труду.
Важным определяющим условием совершенствования художественной деятельности студентов мы считаем наличие высокого уровня у них теоретических знаний — приобретение искусствоведческих знаний, которые выражаются пониманием законо-
мерностей, путей и способов решения тех или иных задач, в ходе выполнения задания; осведомленности в различных областях науки, культуры и искусства; высокого уровня изобразительных умений и навыков; также высокой степени сформированности по-требностно-мотивационной сферы личности студента, ценностной ориентации, направленности и целеустремленности.
Практическая художественная деятельность включает в себя учебно-репродуктивную, художественно-исполнительскую и художественно-творческую деятельность. Так как результатом практической деятельности является изображение какого-либо предмета или явления (образа), то именно эту деятельность называют изобразительной [6].
Потребностно-мотивационная сфера деятельности является одной из самых важных составляющих в процессе развития художественной личности. Любая деятельность обусловлена физиологическими, психологическими, социальными потребностями и удовлетворение от которых является источником наслаждения, жизненной необходимостью.
Декоративная деятельность служит неисчерпаемым источником удовлетворения эстетических потребностей. Причем можно рассматривать как эстетическое воздействие непосредственно самой деятельности, так и ее продуктов. Так, например, красота декора деревянного зодчества, обладая большой выразительностью и ценностью, способствуют развитию вкуса, формированию творческой активности и совершенствованию художественной деятельности [6].
В процессе эстетического воспитания и декоративной деятельности складывается особое отношение к труду, как к творческому созидательному процессу, источнику радости и духовного наслаждения. Труд становится потребностью и необходимостью для производственной и духовной деятельности. Сложившиеся понятия об изящном переходят в процесс декоративной деятельности, в изделия, необходимые в быту, проявляется в совершенстве форм и линий. Преобразуя предметно-пространственную среду в процессе декоративной деятельности, решаются проблемы не только эстетического влияния самой среды
на личность, но и формирования желаний в создании красивых изделий [7].
Педагог, хорошо зная потенциальные творческие возможности студентов, исходя из уровня их профессиональной подготовки и психологических особенностей, может оказать положительное влияние на формирование потребностей и мотивов в художественной деятельности.
Для успешного осуществления художественного развития личности необходимо не только знакомить с красотой окружающего мира путем эстетического восприятия явлений действительности и искусства, но и пытаться отразить его в ходе собственной художественной деятельности. Приобщение студентов к сокровищам мирового и отечественного искусства формирует у них подлинно эстетические взгляды и принципы. Воспитание глубокого уважения к памятникам старины, народному творчеству и народным традициям — благодатная обязанность каждого преподавателя, так как народное искусство является огромным пластом человеческой деятельности и полноценной частью духовной культуры [8].
Произведения деревянного зодчества, при умелом и систематическом использовании, эффективно оказывает влияние на художественную деятельность студентов, являются стимулом в формировании навыков и умений, активным средством в развитии творческой деятельности.
Приобщая студентов к плодам деревянного зодчества, необходимо учитывать следующее:
— народное искусство — своеобразный катализатор декоративной деятельности;
— в народном искусстве аккумулируется традиционный художественный опыт поколений;
— произведения деревянного зодчества, наряду с другими видами изобразительного искусства (живописью, графикой, скульптурой), способствуют формированию и развитию художественного вкуса, эстетического идеала, умения и навыков работы с различными материалам.
Следует отметить, что по сравнению с другими видами изобразительной деятельности, занятия по деревянному зодчеству обладают наиболее благоприятными возможностями для развития художественной личности, благодаря широкому разнообразию используемых технологий, позволяет каждому студенту найти дело по душе на доступном уровне. Таким образом, в процессе художественной деятельности развивается познавательный интерес как к объекту изображения, так и к средствам его изображения, что приводит к восприятию народного искусства и к изучению его теоретических основ. Кроме того, как отмечает Б. П. Юсов: «...Усвоение практических навыков поднимает на новую ступень и восприятие эстетического в действительности и в искусстве» [9, с. 123].
Теоретическая деятельность, реализуясь в эмоционально-эстетической и практической деятельности, влияет на качество эстетических суждений о произведениях деревянного зодчества и на качество результата художественной деятельности. В то же время в педагогической практике отмечают факт, как легко студенты воспринимают казалось бы самые сложные теоретические положения, если они связаны с практикой конкретного воплощения.
Приобщение студентов к деревянному зодчеству, на наш взгляд, целесообразно начать со знакомства с орнаментом, поскольку искусство (ремесло) орнамента с незапамятных времен является основой, фундаментом декора деревянного зодчества.
Однако в некоторых видах народного искусства орнамент (например, в деревянном зодчестве — декор) является основным художественно-выразительным средством и в большей степени зависит не от объема формы предмета (постройки), так как сам имеет плоскостной характер, а от отношения сторон предмета или тесно связанных объектов с предметнопространственной средой, тем самым приближаясь к станковым формам. Эмоционально-выразительные возможности искусства декора деревянного зодчества бесконечны.
Искусствовед И. Л. Маца, рассуждая об орнаментальных мотивах народного искусства, писал: «.они выполняют немаловажную функцию: они могут передать чувство близкого, знакомого, родного. Так, «беспредметный» орнамент, приобретая в продолжительной практике силу и характер традиции, благодаря своим народным корням, становился очень даже «предметным», функционально оправданным и в быту, и в художественной культуре, реальной частицей жизни народа» [7] .
Например, в процессе освоения элементов декора деревянного зодчества, студенту необходимо усвоить такие основные понятия, как колорит, ритм, симметрия, композиция и т.д. Основным направлением художественного развития личности в процессе изучения декора является: создание гармонии в композиции, разнообразие художественных решений в процессе изображения элементов декора, знакомство с традиционным народным орнаментом, приобретение новых изобразительных навыков, нахождение соразмерности элементов простого узора во взаимосвязи с более сложными орнаментальными мотивами и т.д.
В орнаменте ритм выражен через предельно ясные и четко соподчиненные акценты и повторения орнаментальных мотивов или фрагментов, просветов фона, цветовых пятен, наклонов, поворотов и т.д. Любой орнамент представляет собой форму, состоящую из отдельных элементов: ритмичную, структурированную. Поэтому ритм в орнаменте, вследствие закона зрительного восприятия, носит характер «прерывного» движения. Наш глаз как бы следует за размерным повтором элемента, что и определяет ритмометрический ряд орнамента [10]. Слово «симметрия» означает «соразмерность», что определяет гармонию в природе и искусстве. Симметрию можно обнаружить повсюду: в строении листьев и цветов растений, в облике человеческого тела и животных и т.д. Идея симметрии воплощена в живописи, скульптуре, музыке, поэзии, симметрические движения составляют основу танца. Знание закономерностей симметричного построения декоративного изображения значимо при композиционном реалистическом изображении на плоскости.
Понятие колорита осваивается студентом как в процессе декоративно-художественной деятельности, так и в процессе занятий по живописи, композиции и т. д. Такие понятия, как ритм, пространство, также осваиваются студентами в различных видах изобразительной деятельности. Однако деревянное зодчество во всем своем ярком своеобразие, впечатляющей искренностью, мажорностью и эмоциональной насыщенностью привлекает большим вниманием, чем сложные композиционно-пространственные реалистические изображения академического искусства [10].
В данном случае преподаватель должен рационально и целесообразно построить учебный процесс, не нарушая естественного хода развития, стимулиро-
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 4 (69) 2008 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (69) 2008
вать художественно-творческие способности в нужном русле. В этом плане развитие у студентов навыков изображения на основе традиций народного искусства естественно и методически целесообразно. Знакомство с произведениями деревянного зодчества вызывают у них желание использовать красочный материал на занятиях, разнообразить изобразительную деятельность, т.е. пройти путь от простого копирования образцов народного творчества до познания особенностей традиционного народного искусства. Поэтому одним из опорных пунктов в работе является анализ декора, используемого в изделиях деревянного зодчества. Для достижения этой цели предлагаем решение следующих задач:
— изучение образно-семантической структуры элементов декора;
— анализ структуры организации узоров на сохранившихся изделиях деревянного зодчества;
— использование народных орнаментальных мотивов в современных изделиях деревянного зодчества;
— составление собственных орнаментальных мотивов;
Студенты, получая огромное количество впечатлений, переработав их, в дальнейшей могут реализовать в художественной деятельности. Использование традиций деревянного зодчества в учебнообразовательном процессе постоянно ведет к обогащению жизненного опыта и впечатлений художественной личности [5].
Таким образом, совершенствование художественной деятельности в процессе освоения традиционного деревянного зодчества, особенно декора, помогает формированию художественной личности, глубокому восприятию объективных закономерностей окружающего мира, развивает способности к образному мышлению, способствует реалистическому освоению действительности средствами изобразительного языка.
Освоение декора деревянного зодчества способствует совершенствованию художественной деятельности студентов, так как каждый из всех видов художественной деятельности в силу своей специфики способствует развитию определенного качества личности: эмоциональная сфера развивается в процессе потребления, восприятия искусства; интеллектуальная — в процессе приобретения теоретических и искусствоведческих знаний, связанных с поисками истины, с решением мыслительных задач; волевая — в процессе декоративной деятельности, в художественном творчестве.
Кроме того, в процессе знакомства и работы с произведениями народных умельцев студенты при-
обретают не только художественные умения и навыки, но и постигают специфику данного вида творчества. Перед ними открывается удивительный мир прекрасного, они становятся свидетелями поистине мудрого и образно-философского отношения своих далеких предков к окружающей природе и вещам. Кроме того, взаимосвязь современного и народного искусства, направленная на соприкосновение с творчеством различных народов, во-первых, воспитывает любовь к родному краю, во-вторых, формирует бережное отношение к творческому труду и наследию предков, в-третьих, воспитывает эстетическое отношение к миру.
Библиографический список
1. Ивахнова, Л.А. Профессиональная деятельность учителя изобразительного искусства: учеб. пособие для вузов / Л.А. Ивахнова; — Изд. 2-е, перераб. — Омск, 2003. — С. 73 — 76.
2. Сокольникова, Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе : учеб. пособие / Н.М. Сокольникова ; Изд. 2-е, перераб. — М. : Академия, 2003. — С. 182 — 192.
3. Кузин, В.С. Вопросы изобразительного творчества / В.С. Кузин. — М. : Просвещение, 1971. — 142 с.
4. Хворостов, А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе / А.С. Хворостов. — М. : Просвещение, 1988. — 174 с.
5. Шпикалова, Т.Я. Декоративное творчество школьников и художественные народные промыслы / Т.Я. Шпикалова. — М. : Просвещение, 1973; Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования. — М. : Просвещение, 1974. — С. 35-45.
6. Якобсон, П.М. Психология художественного творчества / П.М. Якобсон. — М. : Знание, 1971. — 51 с.
7. Маца, И.Л. Художественное наследие и эстетическое воспитание / И.Л. Маца. — М. : Искусство, 1959. — 73 с.
8. Медведев, Л.Г. Проблемы эстетического воспитания учащихся средней школы на занятиях по изобразительному искусству / Л.Г. Медведев // Сб. пробл. развития творческих способностей учащихся, студентов на занятиях по ИЗО. — Омск, 1996. — С. 18—19.
9. Юсов, Б.П. Пространство культуры и духовное развитие ребенка / Б.П. Юсов // 3-я Конференция Ассоциации творческих учителей России — «Учитель — создатель культуры и здоровья общества». 2 ноября 1998 г. — 123 с.
10. Чуйко, Л.В. Резной декор деревянной архитектуры. Омск и Тара, конец XIX — вт. пол. XX вв. / Л.В. Чуйко — М. : Наука, 2005. — 234 с.
АМИРЖАНОВА Аина Шугаевна, соискатель по кафедре декоративно-прикладного искусства.
Статья поступила в редакцию 16.05.08 г.
© А. Ш. Амиржанова