Научная статья на тему 'Основные дидактические принципы развития художественного восприятия в процессе освоения домовой резьбы'

Основные дидактические принципы развития художественного восприятия в процессе освоения домовой резьбы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
318
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
DЙCOR / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПРИЯТИЕ / ЦЕЛОСТНОЕ ВОСПРИЯТИЕ / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ / ARTISTIC PERCEPTION / PERCEPTUAL UNITY / ART ACTIVITY / HOUSE FRETWORK / WOODEN ARCHITECTURE / ORNAMENTAL MOTIFS / SAMPLES OF FOLK ART

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Амиржанова Айна Шугаевна

Представленная статья затрагивает вопросы, весьма актуальные для современной педагогики и психологии основные дидактические принципы развития художественного восприятия студентов и выдвигает следующие положения: научности, наглядности, сознательности и прочности усвоения знаний, доступности, посильности обучения. Надо отметить, что в данной статье автор подчеркивает важную основу обучения эта работа с теоретическим материалом и образцами домовой резьбы. Актуальность темы статьи несомненна. Помимо исследования теоретического материала автор рассматривает его практическое применение на занятиях по спецдисциплинам, на примере которой выстраивается система обучения и воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Амиржанова Айна Шугаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The main didactic principles of artistic perception in the process of house fretwork craft

The article under consideration touches the questions that are rather urgent for modern pedagogy and psychology the main didactic principles of students artistic perception and suggests the following regulations: scientific character, demonstrativeness, consciousness and learning strength, intelligibility, easiness of learning. It should be noted that the author of this article emphasizes the theoretical material and samples of wooden architecture as the significant elements of learning. The relevance of the article subject is obvious. In addition to the theoretical material study the author examines its practical application on special subjects classes, on the example of which the system of training and education is formed.

Текст научной работы на тему «Основные дидактические принципы развития художественного восприятия в процессе освоения домовой резьбы»

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК N*2 (86) 2010

16. ThAlrnann Е. Geschichte und Politik. Artikel und Reden 1925 - 1933. - Berlin, 1973. - 238 S.

17. Wimmer R. u W. Kampf dem Faschismus! ThAlrnann 1929 - 1933. - 279 S.

18. Захаров, И. Карл Ясперс: идея университета в XX веке / И. Захаров, Е. Ляхович // Вест. высш. шк. — 1993. — № 4/6. — С. 20-23.

19. Нюрнбергский процесс над главными немецкими преступниками : сб. материалов. — М., 1961. — Т. 7. — 760 с.

20. Werner R. Sonjas Raport. — Berlin, 1977. — 344 S.

21. Lavrinenkov V., Belovol N. L'Epee d'Honneur. Recit sur le regiment «Normandie-Niemen». — Kiev, 1984. — 200 p.

22.Нуйкин, А. А. На том стою!./ А. А. Нуйкин. — М., 1991. — 352 c.

23. Герои Сопротивления / Сост. А. Я. Манусевич, Ф. А. Молок. — М.: Просвещение, 1990. — 192 с.

24. Michel Н. Historiare de la France Libre. — Paris : P.U.F., 1963. - 330 p.

25. Moulin Jean. Premier Combat. — Paris : Edit de Minuit, 1947. - 169 p.

26. Nolte H.-H. Der deutsche bberfall auf die Sowjetunion 1941 (Text und Dokumentation). — Hannover, 1989. — 496 S.

27. Гладков, Т.К.ФрицШменкель — врагфюрераирейха/Т. К. Гладков. — М., 1980. — 118 с.

28. Жуков, Г. К. Воспоминания и размышления / Г. К. Жу-

ков. - М., 1969. - 567 с.

29. Der Nationalsozialismus //Informationen zur politischen Bilbung:BundeszentralefbrpolitischeBildung. — Bonn, 1991. — Nr. 123/126/127. - 80S.

30. FestJ. Staatsstreich. Der langeWegzum20. Juli. — Stuttgart, 1995. - 324 S.

31. Szewczuk W. Psychologie des erwachsenen Menschen. — Warschau. 1959. - 297 S.

32.Лейфер, А. Э.... буду всегда жива / А. Э. Лейфер. — Омск :Книжизд., 1987. - 128с.

33. Чубарьян, А. О. История XX столетия: новые исследования и проблемы / А. О. Чубарьян // Новая и новейшая история . - 1994. - №3. - С.З- 12.

34. Орлов, А. С. Ленд-лиз: взгляд через полвека / А. С. Орлов, В. П. Кожанов //Новая и новейшая история. — 1994. — № 3 — С. 176- 194.

СУСЛОВ Иван Николаевич, профессор, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков Сибирской государственной автомобильнодорожной академии.

Адрес для переписки: 644080, г. Омск, пр. Мира, 5.

Статья поступила в редакцию 24.07.2009 г.

© И. Н. Суслов

уД« 372 874 А. Ш. АМИРЖАНОВА

Омский государственный педагогический университет

ОСНОВНЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ДОМОВОЙ РЕЗЬБЫ

Представленная статья затрагивает вопросы, весьма актуальные для современной педагогики и психологии — основные дидактические принципы развития художественного восприятия студентов и выдвигает следующие положения: научности, наглядности, сознательности и прочности усвоения знаний, доступности, посильности обучения.

Надо отметить, что в данной статье автор подчеркивает важную основу обучения — эта работа с теоретическим материалом и образцами домовой резьбы. Актуальность темы статьи несомненна. Помимо исследования теоретического материала автор рассматривает его практическое применение на занятиях по спецдисциплинам, на примере которой выстраивается система обучения и воспитания.

Ключевые слова: художественное восприятие, целостное восприятие, художественная

Изучение резного декора деревянной архитектуры является на сегодняшний день одной из актуальных проблем, особенно в связи со стремительным и необратимым процессом исчезновения исторической жилой застройки. В связи с этим возрастает востребованность в художниках декоративно-прикладно-го искусства, которые, учитывая экологичность материала (дерева) и требования к декоративному убранству современных строений, должны освоить и применять в практической деятельности домовую резьбу.

С целью развития художественного восприятия и совершенствования художественной деятельности студентов в процессу освоения домовой резьбы нами была организована экспериментальная работа. Цель экспериментальной работы — разработать методику обучения, направленную на развитие художественного восприятия в процессе обучения студентов специальности «Декоративно-прикладное искусство» на занятиях по материаловедению (на примере домовой резьбы).

При разработке методики развития художественного восприятия и совершенствования художественной деятельности студентов в процессе освоения домовой резьбы нами были использованы на практике следующие положения современной дидактики: научности, наглядности, сознательности и прочности усвоения знаний, доступности, посильности обучения и др.

Рассмотрим наиболее важные дидактические принципы в связи с методикой развития художественного восприятия студентов специальности «Декоративно-прикладное искусство» (на примере домовой резьбы).

Основой обучения является работа с теоретическим материалом и образцами домовой резьбы. При этом, несмотря на то, что умение видеть и логически осмысливать увиденное координируется в процессе изображения (зарисовки, эскизы), т.е. на практике, все же основой успеха является правильное методическое руководство [1] . Последовательность зрительных оценок на учебных занятиях по дисциплинам вспомогательного цикла должны направляться преподавателем и подчиняться в определенной системе. Изображая декор деревянного зодчества на дисциплине вспомогательного цикла «Художественный практикум» студент начинает с помощью преподавателя разбираться в своих впечатлениях и представлениях о домовой резьбе. При правильном методическом руководстве он может многое осознать, отказаться от допущенных вначале ошибочных суждений и постепенно, с помощью преподавателя подойти к истинному ее познанию и восприятию, таким образом, ведется аналитическая работа по изучению домовой резьбы.

Например, по одному из заданий на основе обобщения растительных и животных мотивов студенты должны нарисовать эскиз различных элементов домовой резьбы на карнизах наличников (уточка, змея-дракон, змея-ящер, птицеподобный дракон, растительный орнамент в резном декоре дома, побег, стебель, др.). Подавляющее большинство студентов, как правило, начинают механически копировать натуру, т.е. пытаются срисовать абрис предмета, например, элемента фронтона, не понимая особенностей его формы и орнаментальных мотивов. В данном случае преподаватель показывает, из каких частей складываются форма и орнаментальные мотивы и как эти части в эскизе надо увязать в единое целое, используя вспомогательные линии построения [2].

Чтобы показать студентам принципы и методы реалистического построения изображения на плоскости, необходимо дать им научно-теоретические сведения из области перспективы и теории теней, т.е. преподаватель по спецдисциплине «Проектирование» на практике реализует дидактический принцип научности.

Наблюдаемые студентом отдельные несущественные детали предмета часто заслоняют собой целостный образ изучаемого объекта, не дают понять ее строение, а следовательно, мешают правильному и последовательному ее исполнению. Чтобы студент ясно представил себе изучаемый объект, он должен, прежде всего, охватить его форму в целом, а затем ясно осознать характерные признаки данного предмета, все его важные детали и свойства в их взаимосвязи и взаимозависимости и вместе с тем четко представить взаимное расположение этих элементов, то есть структурное единство [3].

Для этого преподавателю по дисциплине «Бума-гопластика» необходимо научить студентов сочетать

процессы анализа и синтеза — процессы расчленения целого на части и обратное восстановление их в единое целое. Такой порядок изложения и рассмотрения — от целого к детали и от детали к целому — всеми преподавателями признан наилучшим. Целостное восприятие образа служит не только исходным моментом для детального рассмотрения изучаемого объекта, но и постоянным фоном, на котором выделяется и изучается каждая часть в отдельности [4].

Другим важнейшим дидактическим принципом является принцип наглядности, который состоит в том, что студенты идут к достоверным знаниям, обращаясь к самим предметам и явлениям как к источнику познания.

Наглядность тесно связана с правильной организацией наблюдения и анализа объекта, что существенным образом влияет на правильность суждения о предметах и явлениях, а следовательно, и на качество выполнения в материале. Например, при восприятии образцов народного и декоративно-прикладного искусства установлено, что у студентов лучше остается в памяти элементы с наиболее резкими переходами контура и наиболее контрастные объемные формы, а элементы, не обладающие такой характеристикой, упускаются из вида. Таким образом, принцип наглядности требует такого преподнесения учебного материала, при котором понятия и представления у студентов были цельными, более ясными и конкретными.

Особое значение, как отмечает большинство методистов, принцип активности и сознательности имеет на практических занятиях.

Сознательная, активная и самостоятельная работа всегда ведет к лучшему усвоению учебного материала и более прочному закреплению его. Кроме того, сознательность и активность являются прекрасной предпосылкой для углубления и расширения полученных знаний, развивают художественное восприятие, способствуют творческим исканиям. Предмет приобретает для студента познавательное значение только тогда, когда преподаватель приучает его не пассивно наблюдать, а активно изучать произведения народного и декоративно-прикладного искусства, выделять наиболее характерное, главное [2].

Также к методическим приемам, стимулирующим активизацию мышления и развитие восприятия студентов, относятся:

— система наводящих вопросов преподавателя, помогающих студенту анализировать форму, конструкцию и элементы и в дальнейшем сознательно строить ее изображение;

— сравнительный анализ произведений народных мастеров с работами самих студентов в контексте основной темы;

— разнообразные по типу и характеру краткосрочные задания;

— самостоятельная работа студентов, предоставление каждому из них свободы для художественнотворческого решения общей учебной задачи;

— подведение итогов.

Процесс усвоения знаний и навыков предопределяет взаимосвязь и непрерывность между последующими знаниями и предыдущими, связь нового материала с пройденным, последовательное расширение и углубление знаний. Принцип систематичности и последовательности состоит в том, что новый учебный материал вызывает в памяти ранее воспринятое, уточняет его и дополняет. Он требует строгого выполнения правила — не переходить к новому учебному материалу, пока не усвоен и не закреплен пре-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (86) 2010 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (86) 2010

дыдущий. Студент должен последовательно закреплять отдельные разделы учебного материала, так как каждый предыдущий раздел входит составной частью в последующий.

В то же время надо следить, чтобы сведения по отдельным видам народного и декоративно-прикладного искусства излагались в определенной системе и последовательно ста. Для этого весь учебный процесс следует разбить на отдельные звенья-занятая, где необходимо четко предусмотреть объем знаний и навыков, который студенты должны усвоить.

Однако, разрабатывая систему последовательного усложнения учебных задач и определяя объем учебного материала для каждого курса, надо помнить о принципе доступности и посильноста обучения.

Принцип доступности обучения требует от преподавателя четкого установления степени сложности и глубины освещения учебного материала для каждого курса обучения. Психологи делают вывод, что в процессе обучения можно не только развить и обогатить представления студентов, но и способствовать развитию их художественного восприятия и воображения.

Преподавателю не следует занижать возможности студентов. Их необходимо нацеливать на посильную активную работу, чтобы они могли преодолевать известные трудности. Соблюдая принцип доступности и посильноста обучения, необходимо учитывать и индивидуальные способнос ти каждого студента.

Подводя итог о принципах обучения, способствующих развитию художественного восприятия студентов специальности «Декоративно-прикладное искусство» в процессе освоения домовой резьбы следует отметить, что каждый принцип тесно связан с другими и эффективность его зависит от всей системы обучения.

Библиографический список

1. Кузин, В. С. Вопросы изобразительного творчества [Текст) / В. С. Кузин. — М.: Просвещение, 1971. — С. 23.

2. Лернер, И. Я. Дидактические основы методов обучения [Текст] / И. Я. Лернер. — М.: Педагогика, 1981. — С. 65 — 83.

3. Кузин, В. С. Формирование пространственного представления средствами изобразительного искусства [Текст) / В. С. Кузин//Начальная школа. — 1988. — №2. - С. 71.

4. Волков, Н. Н. Восприятие произведений живописи и скульптуры [Текст] / Н. Н. Волков // Художественное восприятие ; под ред. Б. Мейлаха. — Л., 1971. — С. 291.

АМИРЖАНОВА Айна Шугаевна, старший преподаватель кафедры изобразительного искусства и методики преподавания.

Адрес для переписки: e-mail: iso-iskusstvo@mail.ru

Статья поступила в редакцию 08.10.2009 г.

© А. Ш. Амиржанова

удкз7і.з:75 К. П. РУЖЕНСКАЯ

Омский государственный педагогический университет

РОЛЬ ВИЗУАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ__________________________________

В статье рассматривается академический рисунок в процессе изучения изобразительного искусства, выявляются и раскрываются основные требование, выдвигаемые перед студентом. Анализируются характерные ошибки, возникающие в процессе изобразительной деятельности. Основной упор в работе сделан на исследование психологофизиологических механизмов визуального восприятия в процессе изобразительной деятельности. Представлена система упражнений на развитие данных механизмов, вследствие которых понижается порог восприятия формы, развивается чувствительность глаза, что сводит к минимуму ошибки в построении академического рисунка. Ключевые слова: порог узнавания формы, глазомер, сетчатка глаза, академический рисунок, форма предметов, изобразительная деятельность.

Рисунок — ведущая дисциплина в процессе изучения изобразительного искусства. Для плодотворной деятельности в области изобразительного искусства, прежде всего, необходимо овладеть грамотой реалистического рисунка. Это тот фундамент, на котором строится художественное произведение.

Графическими средствами рисунка на двухмерной плоскости создается условное изображение трех-

мерной формы, передается её положение в пространстве само пространство, в котором она находится, а также определяются и подчеркиваются характерные особенности этой формы, её пластика, материал, фактура поверхности. В конечном счете, результатом учебного рисунка является отображение графическими средствами действительных образов предметов. Отражение действительности начинается со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.