Научная статья на тему 'Образовательно-развивающие функции экспозиции кафедрального общественного историкокультурологического музея'

Образовательно-развивающие функции экспозиции кафедрального общественного историкокультурологического музея Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
176
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА / НРАВСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МУЗЕЙНЫЕ КОЛЛЕКЦИИ / ЭКСПОЗИЦИЯ МУЗЕЯ / MUSEUM PEDAGOGY / MORAL ACTIVITY / MUSEUM COLLECTIONS / EXPOSITION OF THE MUSEUM

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Суслов Иван Николаевич

Описываются нетрадиционные образовательные виды работы с обучающейся в техническом университете молодежью. Таковыми являются формы музейной педагогики, благодаря которым обеспечивается гармоничное воспитание личности в нравственной деятельности. Таковой оказываются различные виды нравственной деятельности сбор коллекций для музея, подготовка экспозиционных материалов (планшетов, макетов, муляжей), поиск зарубежных корреспондентов и методическая обработка присылаемых в адрес музея материалов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educational and developing functions of exposition of the departmental social historical-cultural museum

In this paper are described the nontraditional educational kinds of work with youth studying in technical university. So are the forms of museum pedagogy, due to which the harmonic education of a personality in moral activity is provided. So, there are different kinds of moral activity gathering of collections for the museum, preparation of exposition materials (sketching boards, breadboards and plaster casts), search for foreign correspondents and methodical processing of materials coming to the address of the Museum.

Текст научной работы на тему «Образовательно-развивающие функции экспозиции кафедрального общественного историкокультурологического музея»

ное освоение норм биомедицинской этики и приобретению личностного смысла деонтологических знаний, что приводит к последовательному формированию у студентов биоэтических ценностей. Разработанные материалы — кейсы с ситуационными задачами, сценарии учебных дискуссий и ролевых игр — широко используются в учебном процессе как при проведении аудиторных практических занятий, так и для самостоятельной работы студентов.

Библиографический список

1. Мишаткина.Т. В. Биоэтика, биомедицинская и медицинская этики: статус, содержание и структура / Т. В. Мишаткина // Медицина. — 2008. — № 1. — С. 7 — 10.

2. Корнеева, Л. И. Современные интерактивные методы обучения в системе повышения квалификации руководящих кадров в Германии: зарубежный опыт/Л. И. Корнеева // Университетское управление: практика и анализ. — 2004. — № 4. — С. 78 — 83.

3. Силуянова, И. В. Биоэтика в России: ценности и законы / И. В. Силуянова. — М., 1997. — 223 с.

4. Зобов, А. М. Метод изучения ситуаций (case study) в образовании: его история и применение//«Элитариум» — Центр дистанционного образования [Электронный ресурс). — URL: hllp:/ /www.elitariurn.ru/2006/02/09/ (дата обращения 25.01.2010).

5. Ситуационный анализ, или Анатомия Кейс-метода / под ред. д-ра социологических наук, профессора Сурмина Ю. П. — Киев: Центр инноваций и развития. — 2002. — 286 с. [Электронный ресурс]. — URL: http://window.edu.ru (дата обращения: 31.01.2010).

6. Уайатт, Дж. На грани жизни и смерти. — СПб., 2003. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.ethicscenter.ru (датаобращения: 14.03.2009).

7. Неверкович, С. Д. Игровые методы подготовки кадров / С. Д. Неверкович. - М., 1995. - 200 с.

8. Вербицкий, А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход : метод, пособие / А. А. Вербицкий. — М. : Высшая школа, 1991. — 207 с

9. Деловая игра : Словарь-справочник «Управление персоналом». [Электронный ресурс]. — URL: http://psyfactor.org/ personal5.htm (датаобращения: 25.01.2010).

ЕВЕЛЬСОН Юлия Александровна, старший преподаватель кафедры иностранных языков и методики преподавания иностранных языков.

Адрес для переписки: e-mail: [email protected]

Статья поступила в редакцию 09.02.2010 г.

© Ю. А. Евельсон

УДК 37.034 : 069 И Н> СУСЛОВ

Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия,

г. Омск

ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-РАЗВИВАЮЩИЕ ФУНКЦИИ ЭКСПОЗИЦИИ КАФЕДРАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ИСТОРИКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО МУЗЕЯ

Описываются нетрадиционные образовательные виды работы с обучающейся в техническом университете молодежью. Таковыми являются формы музейной педагогики, благодаря которым обеспечивается гармоничное воспитание личности в нравственной деятельности. Таковой оказываются различные виды нравственной деятельности — сбор коллекций для музея, подготовка экспозиционных материалов (планшетов, макетов, муляжей), поиск зарубежных корреспондентов и методическая обработка присылаемых в адрес музея материалов.

Ключевые слова: музейная педагогика, нравственная деятельность, музейные коллекции, экспозиция музея.

С экспозицией созданного в 1986 году музея мы работали несколько лет. В нем успели побывать тысячи студентов, школьников, учащихся ПТУ; состоялось немало тематических встреч и вечеров, сотни экскурсий, были прочитаны десятки лекций. Все это письменно зафиксировано.

В книге отзывов музея и в анкетах студенты пишут, что им нравятся занятия в музее, радует экспозиция — своим содержанием и качеством оформле-

ния, что они многое узнали о странах изучаемого языка, о мужественных людях, поднявшихся на суровую борьбу с фашизмом. Обучаемые отмечали, что они лучше стали понимать политические события в Европе и Германии.

Затем по ряду причин (переезд в другой корпус и т.п.), а также из-за политических событий у нас в стране и Европе (объединение двух германских государств) пришлось обновлять экспозицию, суще-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (86) 2010

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (86) 2010

ственно при этом ее расширив. С этой работой мы справились к 1994 году, и поэтому ниже отражается содержание уже новой экспозиции музея.

Следуют отметить, что с 1990 года возникла необходимость усиления работы нескольких секций нашего музея — внешних сношений (3), научно-исследовательской (4), и оформительской (1), которые значительно возросли численно. Все усилия были направлены в одну цель — приобрести новые интересные экспонаты и различные (текстовые и изобразительные) материалы и в итоге увеличить площадь выставочных планшетов и стендов.

Разработав концепцию обновления и расширения, мы приступили к поиску спонсоров нашей программы (в Омске и за рубежом). Прежде всех нам помог комитет ВЛКСМ нашего вуза — им была оплачена определенная часть оформительских работ, достаточно профессионально выполненных, и сейчас эти работы украшают наш расширившийся музей. Зарубежными спонсорами явились немецкие сталелитейные фирмы «Тиссен», «Маннесманн», «Хеш и Крупп», затем фирмы «Гейдельберг-Цемент», «Люфтганза», «Бош» и другие. Значительная помощь разными (текстовыми, иллюстративными) материалами нам была оказана Федеральным центром (а также многими земельными центрами) политического образования, организацией «Интер Национес», содействующей изучению и распространению в мире немецкого языка и немецкой культуры, Институтом им. Гете. Видео- и фоно - материалы нам стала присылать теле- и радиокомпания Deutsche Welle («Немецкая волна»).

Крупнейшая профессиональная организация ФРГ

— IG-Metall, профсоюз металлистов. Она смогла направить нам самую серьезную гуманитарную помощь

— книги, журналы, газеты, альбомы на немецком, французском и английском языках. Материалы от этого и других профсоюзов поступают и сейчас.

Установленные корреспондентские связи с несколькими профессорами технических университетов городов Бохума, Гейдельберга, Берлина, Бонна, Мюнхена и некоторых других обогатили кафедру различными материалами и экспонатами, сделали разнообразнее экспозицию нашего музея. И она воспринимается сейчас с большим вниманием и вызывает неподдельный интерес обучающихся в ОмГТУ студентов и по-прежнему приходящих к нам гостей — студентов-историков ОмГУ, школьников и учащихся колледжей, лицеев гимназий города Омска.

Наше расширенное и обновленное детище мы решили назвать «Музей новейшей истории стран Европы». Конечно, это не совсем точное название, поскольку мы собирали в нем материалы, касающиеся только немецкоязычных государств (ФРГ, Австрия, Швейцария, Люксембург и Лихтенштейн), франкоязычных стран (Франция, Бельгия, Швейцария), англоязычных — США и Англии, а также — России, поскольку в ней жил прежде и сохраняется сейчас немецкий этнос, а кроме того, потому, что это наша родина, государство, стоящее несмотря ни на что могучим Колоссом одной ногой в Европе, а другой

— в Азии [1, с. 5; 2, с. 37]. Россия имела в прошлом политические, экономические и культурные отношения со всеми европейскими государствами (и такое положение сохраняется и сейчас). Об этом мы много говорим со студентами, показывая, присланные материалы (помимо экспозиции), но еще более вводим в мир книги, серьезных журнальных публикаций [3, с. 93; 4, с. 262-264].

Начиная отбор материалов для экспозиции, мы определили основные критерии, которыми предстояло руководствоваться. Важнейшими из них являются: 1)познавательная ценность и значимость исторических материалов; 2) соответствие учебно-воспитательным потребностям; 3) художественная выразительность; 4) соответствие уровню развития студентов.

Принимая во внимание все условия (учебно-воспитательные задачи, имеющиеся площади и пр.), мы создавали экспозицию в значительной мере планшетного, плоскостного типа совмещая с реальными предметами, макетами или муляжами, как это, например, предлагается другими организаторами музеев [5, с. 133].

Экспозиция музея на простых сбитых щитах (планшетах) с деревянной или картонной сплошной основой, на которой распределены прямоугольной или иной формы блоки изобразительной или текстовой информации (экраны).

Мы долго думали над тем, по какому принципу формировать содержание планшетов экспозиции. Предлагался хронологический подход, но он многими историками подвергался справедливой критике, например А.А.Аникеевым, при этом показывалась перспективность цивилизационного метода. Мы избрали тематический принцип, учитывая и другие подходы.

Первый стенд нашего музея, начинающий экспозицию, посвящен Великой французской революции. Значение ее в европейской и мировой истории общеизвестно. От Франции, как круги по воде, прокатились революционные выступления угнетенных в разных европейских странах. Дальним эхом этой революции, стало революционное восстание в России, на Сенатской площади Санкт-Петербурга, 14 декабря 1825 года.

14 июля — день взятия вооруженными парижанами ненавистной королевской тюрьмы Бастилии - стал национальным праздником Франции.

Стенд о Великой французской революции начинается крупно и ярко оформленными словами-призывами «Liberte, fraternite, egalite!» («свобода, равенство, братство!»). Чуть ниже расположен красный якобинский колпак, надевавшийся повстанцами на голову в торжественных случаях. Этот колпак — муляж, изготовленный студентами для музея; здесь и оригинально выполненный и особым образом размещенный портрет Максимилиана Робеспьера.

Текстовая часть (на французском языке) рассказывает посетителям о жарких часах штурма и взятия Бастилии; причем красиво написанный текст подкреплен крупноформатной цветной иллюстрацией, производящей сильное впечатление на обучающихся студентов ОмГТУ и гостей других вузов. Ноты и слова революционного гимна «Марш марсельцев» на старом сером листе бумаги с обгоревшими кое-где краями тоже муляж. Но по этим нотам можно пропеть то, что пели в далекие годы революции. На стенде наряду с текстовой информацией богато представлен изобразительный ряд — здесь и гравюрные портреты санкюлотов, и деятелей революционного движения, а также — казненных короля и королевы. А вот внизу крупным планом изображен взятый штурмом дворянский замок, охраняемый уже повстанцами.

Правее — дерево, с надетым на верхушку якобинским колпаком (так позже в нашей стране стали украшать, только звездой, новогоднюю елку); рядом

— цветастый петух на пушечном стволе, громко горланящий: «Стою на страже Родины!» Изучающие французский язык, историю и обычаи страны, знают, что петух долго являлся символом Франции, а несведущие обычно спрашивают: «Зачем тут петух нарисован?» Приходящие в музей школьники или студенты, задают, кроме того, и вопрос о висящих на стенде тарелках. Дело в том, что в годы Великой французской революции многие изделия помечались революционной символикой — книги, календари, посуда. И вот мы подобрали подходящего размера и формы три старых тарелки, а студенты своими силами сделали муляжи, нанеся на посуду стойкими красками рисунки, отражающие тематику революционного времени.

Во всю высоту стенда висит сбоку полотнище флага Французской республики. Флаг — дело рук наших студенток (сами нашли ткань, сами и сшили). Деревянная пика с металлическим наконечником — главное оружие восставших — стоит слева от стенда, вызывая интерес посетителей.

Оформляя этот стенд, мы стремились сделать его как можно более иллюстрированным и, тем самым,

— привлекательным. Это достигается благодаря разнообразной наглядности, которой педагоги прошлого и наших дней придают большое значение: «Истина, вытекающая из наблюдения, делает излишними утомительные речи и разнообразные словесные махинации, которые столь же предохраняют от заблуждений и предрассудков, как и колокольный звон от опасности возникновения грозы» [6, с. 243]. Подобные взгляды есть и у других ученых.

Следующий наш стенд, состоящий из нескольких планшетов, называется Deutsche Geschichte («Немецкая история»). Здесь делается экскурс в раннюю немецкую историю, во время существования государства — Священная римская империя немецкой нации. Символы власти германских королей той поры

— золотые корона, булава, скипетр, имперский крест и меч — нам удалось показать на цветной рисованной репродукции. Подлинники в наши дни хранятся в музее — в Венском замке Хофбург. Об этом мы читаем со студентами на практических занятиях.

Вот на стенде копии старинных германских хроник, и целая страница гейдельбергской иллюстрированной рукописи, исполненные красивыми готическими литерами, а также рисунками. Например, изображение посыльного на коне, передающего городу Берну письмо с объявлением войны (1485 год), или рисованный портрет Генриха VI (миниатюра одной рукописи) — самоуверенный правитель со всеми символами власти; здесь, кроме того, и щит с изображением орла как герба.

Такое начертание орла мы избрали при оформлении этого стенда для верхней, «шапковой» части начального планшета, где этот геральдический орел красуется на полотнище из трех национальных цветов — черного, красного и желтого.

Фотоизображение (в цвете) золоченного скульптурного портрета германского кайзера Фридриха I, прозванного (еще при жизни) итальянцами «Barbarossa» («Краснобород»). С этим прозвищем человечество познало в ХХ веке жесточайшие трагедии.

На центральном экране этого планшета — изображение двух рыбацких селений на реке Шпрее. Расположенные на разных берегах, напротив друг друга, они — Берлин и Кёльн — потом сольются, образовав один город. Крупно вычерчены цифры — 1237.

«1237. Что это значит?» — спрашивают часто по-

сетители музея. Мы намеренно не показали на планшете это явно, предоставляя посетителям возможность здесь и в других местах «поломать» голову над чем-то — есть такой прием в музейной педагогике. Если гости музея не приходят к решению, мы раскрываем смысл этих цифр. Это дата основания Берлина, столицы ФРГ.

Ниже показывается в рисунках и репродукциях изобретение в Германии книгопечатания. Майнц — родина Иогана Гутенберга, сумевшего примерно в 1440/50 годах разработать технику набора и печати книг с помощью металлических литер.

Реформатор и просветитель, создатель немецкого литературного языка Мартин Лютер смотрит на посетителей с цветной репродукции картины известного немецкого художника Лукаса Кранаха Старшего.

Репродукция картин В.Тюбке на одном из экранов планшета показывает события периода Крестьянских войн.

Новейшая история названного стенда представлена событиями, которые явились отголосками Великой французской революции: походы Наполеона Бонапарта в германские земли, битва народов (разгром в 1813 году наполеоновских войск под Лейпцигом), битва под Ватерлоо — окончательное поражение Наполеона Бонапарта, Венский конгресс, на котором европейские монархи и правители обсуждали вопросы политического устройства Европы.

Здесь отражены также события студенческих волнений. Вернувшиеся с полей освободительных битв в свои alma mater немецкие студенты были разочарованы течением политической жизни; они надеялись на ожидавшееся объединение всех германских земель в единое государство, но этого не происходило.

На одном из экранов видим цветное фото — большое, добротно построенное и украшенное архитектором здание — главный корпус Берлинского университета, основателем которого был известный в мире языковед и философ Вильгельм Гумбольдт. На улице, перед металлической оградой корпуса — скульптурные портреты братьев Гумбольдтов — Вильгельма и Александра — оба были профессорами этого университета. Те, кто оформлял этот планшет, познакомились с научным творчеством этих видных ученых. А что знают гости музея о них? Иногда кто-то сам спрашивает, а чаще экскурсовод музея задает примерно такой вопрос: «Как связана жизнь и научная деятельность одного из братьев, Александра, с Сибирью» Редко кто имеет представление об этом, поэтому нам приходится рассказывать, что А.Гум-больдт являлся видным ученым и путешественником, по приглашению императора Николая I приехал в Россию изучать Сибирь и бывал в Омской крепости.

На видном месте стенда находится «Геттингенская семерка» — портреты семи видных профессоров Геттингенского университета, среди которых — общепризнанные языковеды братья Якоб и Вильгельм Гримм, выразившие протест, как только узнали, что монархическим правителем отменена конституция Ганноверского королевства.

1830-е годы. Волнения студентов и демократической общественности. Во Франции в это время как раз был разгар новых революционных выступлений. На цветной линогравюре изображены Гамбахские праздники, продолжавшиеся с 27-го по 30-е мая 1832 года и собравшие около 30 тыс. человек — студентов, ремесленников, рабочих, журналистов. В речах

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (86) 2010 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (86) 2010

ораторов звучали требования создать свободную и единую Германию, выражалась солидарность с боровшимися народами Франции и Польши.

Когда студенты и наши гости видят немецкий триколор — черный, красный, золотой цвет полотнища, почти всегда можно услышать вопрос: «Откуда эта расцветка государственного флага? Что она означает?» Одни студенты узнают об этом из книг по истории Германии, которых немало в музейной библиотеке, а другие слышат из уст экскурсовода о том, что это очень древняя расцветка флага — еще со времен Римской Империи немецкой нации, затем освободительных войн против Наполеона и борьбы за демократию, начиная с Гамбахских праздников 1832 года.

Стремление к объединению всех немецких земель у народа было настолько сильным, что этой теме были посвящены и произведения писателей и поэтов.

На экране планшет — красиво и крупно написанные, но непонятные (готическое письмо!) слова. «Что это?» — спрашивают, как правило, посетители.

Это стихотворение. Во время поездки с друзьями на небольшой красивый скалистый остров Гельголанд (в Северном море) в 1841 году Гофман фон Фал-лерслебен сочинил стихи, которые начинались словами «Deutschland, Deutschland uber alles...» («Германия, Германия — превыше всего»). Естественное чувство патриота — держать в уме и сердце превыше всего мысли и чувства о родине. Но как уцепились за эти слова потом националисты и особенно нацисты! А в стихах вместе с тем выражены горячие чаяния немецкой общественности об единстве Германии, о господстве справедливости и свободы. На стихи композитор Йозеф Гайдн написал музыку. И народ запел это произведение.

В наши дни идея единства Германии также стала важным аспектом общественно-политической жизни. Поэтому третья строфа этого стихотворения решением правительства ФРГ от 19 — 23 августа 1991 года стала текстом государственного гимна объединенной страны.

Другими экранами стенда отражаются крупные вехи истории Германии — индустриализация, постройка первых железных дорог, использование паровой машины в сельском хозяйстве, создание первого в мире автомобиля и мотоцикла.

1848 год — первый демократический прорыв в германской истории. На небольшом экране — репродукция старой цветной гравюры с изображением «Паульскирхе», большого собора, куда направляются избранные народом депутаты на Учредительное собрание (май 1848 год). Здесь обсуждались вопросы конституционного устройства Германии.

Изрешеченный пулями черно-красный-желтый флаг. Топоры, сабли, винтовки в руках повстанцев. Баррикады на улицах Берлина. Исполненная маслом репродукция художника отражает накал битв за демократию, за республику, так как правители не хотели допустить до власти трудовой народ, не думали об улучшении его положения.

Рядом с этим экраном строки из стихотворения Г.Гейне о тяжелой доле силезских ткачей:

In dustern Augen keine Trane

Sie sitzen am Webstuhl und fletschen die Zahne:

«Deutschland, wir weben dein Leichentuch.

Wir weben hinein den dreifachen Fluch!»

И тут же — цветная репродукция картины К.Хюб-нера «Силезские ткачи» 1844 года.

А уличные бои в 1848 году шли и в Берлине, и в Париже, и в других городах. Поднимался «могиль-

щик капитализма» — рабочий класс. Карл Маркс и Фридрих Энгельс увидели возможность соединения научного социализма с практикой рабочего движения. И чтобы теперь ни писали об этой теории, многие ученые отмечают, что «весь мир живет по Марксу» [7, с. 28]. Хотя есть и другие мнения.

Копия обложки «Манифеста Коммунистической партии», написанного К.Марксом и Ф.Энгельсом.

На других экранах мы показываем студентам рисунок, изображающий молодых повстанцев, 19-летнего Генриха Глазевальда и 17-летнего Эрнста Цинна на баррикадах революции.

На экране — места боев Первой мировой войны, усеянные белыми крестами. Миллионы убитых и искалеченных. На стенде об этом рассказывает роман, который написал, пережив ужасы войны, Эрих Мария Ремарк — «На западном фронте без перемен».

Фотоснимки музейных планшетов свидетельствуют о нищете и голоде, от которых страдал во время войны трудовой народ: безнадежно длинные очереди за хлебом — женщины, дети, старики.

Фотоизображения на планшете представляют посетителям музея руководителей левых социал-демократических сил — Р.Люксембург, Ф.Меринга, Л.Йогихеса, К.Цеткин, В.Пика. В мае 1915 года они выпустили написанную К.Либкнехтом листовку «Главный враг — в собственной стране!»

1 января 1916 года была создана группа «Спартак», проводившая усиленную антивоенную пропаганду. А 1 мая 1916 года руководитель группы «Спартак» Карл Либкнехт организовал на Потсдамской площади Берлина большую демонстрацию против войны [8]. Вот фотокопия гневной листовки протеста против неправедного решения военного суда, приговорившего К.Либкнехта за эту акцию к четырем годам каторжных работ.

На экране — слова: «Известие о Февральской революции в России, свержение, казалось, незыблемой, царской власти произвели потрясающее впечатление на все классы и слои германского общества. Паника охватила правящие круги, боявшиеся распространения революционных настроений в народе» [9, с. 12]. Об этом писали и немецкие военные [10].

Экскурсоводы музея рассказывают, что в знак солидарности с революционным народом России немецкие рабочие усилили борьбу против войны, в поддержку русской революции. Появился лозунг: «Делайте, как русские!» Март 1917 года — бастуют шахтеры Рура, металлурги, рабочие военной промышленности. Вскоре вспыхнула забастовка судостроителей Киля — 30 тысяч человек! Бастуют рабочие крупнейших городов — Гамбурга, Бремена, Нюрнберга, Магдебурга [11]. В забастовочном движении участвуют спартаковцы, часто возглавляя его.

Выдвигаются экономические и политические требования. Так, в ходе 300-тысячной берлинской забастовки, начавшейся 16 апреля, был образован Комитет революционных старост, а затем — впервые в истории Германии — Рабочий совет.

На большом экране — изображение (почти в натуральную величину) статной фигуры матроса-авро-ровца. С винтовкой и красным вымпелом на штыке с надписью «Свершилось!» Здесь же — фото молодых красногвардейцев.

А вот с фотографии на нас смотрит уже пожилой человек. Он тоже был красногвардейцем. Это немец. Ганс Марк. Наши студенты обменивались с ним письмами, о его жизни читали в немецкой газете «Нойес Дойчланд». Его судьба была интересна всем — пре-

подавателям и студентам.

Октябрьская революция в России, ее декреты — о мире и земле — обусловили всплеск революционной борьбы немецких рабочих и солдат-фронтовиков. Декрет о мире сразу же был издан в Петрограде листовкой на немецком языке и распространен вместе с правительственным воззванием на переднем крае. Листовка (на планшете есть ее копия) призывает к борьбе за немедленный и справедливый мир без аннексий и контрибуций.

На экране планшета фото: первая рабочая демонстрация солидарности с Советской Россией. Лозунги: «Да здравствует Советская Россия!», «Мы требуем мира!», «Свободу Либкнехту!» Многотысячные демонстрации прошли в Гамбурге, Бремене, Эссене, Галле, Лейпциге.

«В судорожных попытках добиться победы немецкая армия с марта по август 1918 г. потеряла 800 тыс. человек и много военной техники. Ее тыл истощился — людские ресурсы страны иссякли» [9, с. 9]. Разведсводки фиксировали, что «настроение среди солдат подавленное... Много случаев дезертирства...» [12, с. 278 — 279]. А в середине октября в Харьков возвратились эшелоны с 2000 солдат, отправленных на западный фронт.

Здесь уместно рассказать (и об этом напоминает фото экспозиции) о бравом молодом солдате-интер-националисте, воевавшем на земле Омского Прииртышья с белочехами, — Фердинанде Эффенбергере. Его в 1918 году отозвали из Омска в Москву и как хорошего оратора направили в упомянутый Харьков

— вести пропаганду и агитацию среди немецких солдат — словом, разлагать кайзеровскую армию [8].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На планшете музея — высказывание немецкого генерала Людендорфа: «Наша армия, к сожалению, сильно заражена ядом спартаковско-социалистических идей» [13, с. 41].

Здесь же, в музее, — фотографии Эриха Кундер-мана. На выставочных стендах — подарки и сувениры, присланные Мартой Глобиг и Эрихом Кундерма-ном. Это большая медаль с профилем Эрнста Тельмана, руководителя революционной деятельности и антифашистской борьбы, фотографии, значки, марки. На этих экспонатах всегда останавливают свои взгляды студенты и приходящие в музей школьники.

В нашем распоряжении, в экспозиции музея и его запасниках, есть несколько типографских копий газеты КПГ «Роте фане» со многими публикациями о событиях в Германии.

Стенд «Веймарская республика». На экране планшета — фото: вновь избранный президент Фридрих Эберт дает клятву соблюдать конституцию Германии. «Час рождения республики, процесс основания нового государства завершился», — пишет Г.Треф-фер.

Следующий крупный стенд называется «Антифашистские действия». На нем — яркая символика борьбы против угрозы фашизма: нарисованные студентами красные флаги, знак антифашистской борьбы, призывы на немецком языке и т.п. Тут же размещены присланные нам немецкими ветеранами плакаты, издававшиеся в двадцатые годы компартией Германии. Тематика плакатов: разъяснение угрозы фашизма, призывы защищать от нападок Советский Союз, сплотить ряды в борьбе с угрозой фашизма, участвовать в демонстрациях, митингах, маршах протеста.

Среди экспонатов, характеризуемых планшетов можно назвать ряд книг, присланных ветеранами антифашистской борьбы в подарок нашему музею (не-

редко с дарственными надписями) — от Вальтера Оффермана, Ирмы Тельман, Йозефа Шютца, Карла Вигеля, Юргена Кучинского, Вальтера Ротшу и многих других. Об этом гости музея задают самые разные вопросы: «Кто эти люди по профессии? Как удалось с ними списаться — найти адреса?» и т.п. Многое вызывает интерес.

Совет музея посчитал весьма нужным иметь в новой экспозиции стенд о мрачных годах национал-социализма. И он был подготовлен секцией (1) и (4). На планшете музейного стенда — детское фото будущего фюрера, его отца, матери, сестры и краткий экскурс в его биографию. В библиотеке нашего музея нет «Майн кампф», но есть обстоятельная монография В.С.Коваля «Барбаросса»: истоки и история величайшего преступления империализма», при написании которой автор использовал книгу самого Гитлера и работы авторов, писавших о нем. Здесь и в лекциях для студентов, а также для планшетов мы черпали сведения из названной работы историка и книги А.С.Бланк [14].

На экранах планшетов — в цифрах и фактах — отражено влияние КПГ на трудящихся и ее роль в политической жизни Германии. При этом показываются с помощью фотокопий и репродукций ее самые влиятельные деятели. Когда террор нацистов усилился, во многих землях Германии, особенно в Руре, по инициативе КПГ стали создаваться рабочие антифашистские комитеты, Единый Фронт — из коммунистов, социал-демократов, беспартийных.

Коммунисты сразу верно оценили меру фашистской угрозы: «Фашизм означает голод и нищету для трудящихся! Фашизм — это белый террор! Фашизм

— это народное бедствие, война. Рабочие! Организуем 29 июля отпор фашизму!» [15, с.155, 16, 17]. А вот перед нами копия изданного КПГ плаката с призывами: «Боритесь в рядах Единого фронта за рабочие места, хлеб, свободу, мир! Долой Гитлера и Гин-денбурга!» (Тогда уже стало очевидным, что президент Гинденбург часто допускает нарушения конституции).

Впечатление об установившихся после 1933 года порядках в экспозиции отражено высказыванием одного немецкого ученого: «У меня такое ощущение, будто мы оккупированы чужим народом» [18, с. 21].

«Пропаганда помогла нам прийти к власти. Пропаганда помогает нам удерживать власть. Пропаганда поможет нам завоевать мир» — это копия одного из геббельсовских плакатов на планшетах музейного стенда.

На экранах планшетов — фотографии, запечатлевшие нечто, напоминающее средневековые костры инквизиции. Вот пылает огонь в центре Берлина; сжигают книги — работы «марксистов-пацифистов». Штурмовики и студенты-нацисты кидают в огонь все, что в недавнем прошлом составляло славу Германии. Книги подвозят десятки грузовиков [14, с. 72].

Несколько фото замученных нацистами в тюрьмах или концлагерях людей — известный журналист Карл Осецкий (с лагерным номером 562 на одежде); поэт Эрих Мюзам (с надписью на одежде «Концлагерь Ораниенбург»), антивоенные стихи этого поэта есть у нас на стендах; берлинский актер Ганц Отто, дерзнувший оказать нацистам сопротивление (они довели его пытками до смерти).

Мы подготовили один планшет, отразив зверства штурмовиков и эсэсовцев. Он был оформлен в виде зарешеченного окна тюремной камеры — пересечение прутьев решетки образует квадраты, а в каждом

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (86) 2010 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (86) 2010

— фотографии, отображающие то, как низко может пасть человек [19].

Террор, начатый карательным аппаратом национал-социалистического государства, сразу же в 1933 году, принял такие масштабы, что страна вмиг покрылась концлагерями. Сколько их создано, и где они? Собранные и сведенные воедино данные составили «топографию террора». Была подготовлена и напечатана (за пределами рейха) карта с пометками концлагерей, тюрем и фашистских судилищ. На ней было 5 000 точек, обозначающих нацистские карательные учреждения. Увеличенная копия этой карты, выполненная студентами для музея на фанере выжиганием и другой техникой, волнует теперь наших посетителей.

На наших планшетах есть немало воспоминаний бойцов и командиров интернациональных бригад, защищавших Испанскую республику. Вот отрывки из мемуаров Густава Сцинды, выходца из рабочей семьи, коммуниста, руководителя подпольной антифашистской борьбы в городе Дуйсбурге: «Когда в июле 1936 г. начался фашистский путч против республиканской Испании, немецкие антифашисты сразу же оказали помощь республике...». Далее автор рассказывает о боях с фашистами и своем участии в них.

Мы со студентами — благодаря переписке, а также личным встречам — узнали о жизни, антифашистской деятельности и фактах борьбы за свободу Испании с оружием в руках только одного человека — Эриха Киндермана. А всего воевало за Испанскую республику более пяти тысяч немецких граждан — коммунистов, социал-демократов, беспартийных. Всех их объединяло чувство ненависти к заклятому врагу — фашизму. И это нашло отражение на стендах музея.

Большое фото Рихарда Зорге. Он был немцем по отцу и русским по матери. Учился в Киле и Гамбурге политологии и экономике. В 1919 г. получил степень доктора наук, тогда же вступил в КПГ. В 1924 г. Зорге стал сотрудником аппарата Коминтерна. С 1929 по

1941 г. работал советским разведчиком в Китае и Японии, создав группу «Рамзай». Соратницей его была Рут Вернер, с которой мы списались и получили в подарок ее книгу о событиях тех лет [20].

В музее есть и книга Р.Зорге на немецком языке, вышедшая в свет в 1928 году и переизданная затем в

ГДР.

О целом ряде антифашистов в нашем музее есть газетные и журнальные публикации, а также книги на немецком, французском и английском языках. И многие студенты работали с ними [21].

Есть здесь также и адресованные нам письма тех, кто вел антифашистскую борьбу. Мы бережно храним письма немцев Бернхарда Квандта, Марты Гло-биг, Франца Пеплинского, Андре Мистраля и многих других. Они нам помогают изучать историю немецкого и французского Сопротивления.

Вот на экране планшета на немецком языке фашистские лозунги: «За великую Германию!», «Народ без жизненного пространства!», «Мы рождены, чтобы умереть за Германию!» и др. Это из нацистских газет.

В нашем музее, кроме текстовых и изобразительных материалов, а также документов, есть немало звучащих. Вот, например, фонограмма живого по содержанию выступления Гитлера в рейхстаге 1 сентября 1939 года: «...Мое миролюбие и мое безграничное долготерпение нельзя путать со слабостью или трусостью...»; «Я решился говорить с Польшей на том

же языке, на котором она говорит с нами вот уже несколько месяцев. Польша сегодня силами своей армии вела огонь уже по нашей территории. В 5 часов 45 минут мы открыли ответный огонь!».

На планшете — дата 10 мая 1940 года. Гитлер направил войска на безмятежную Францию, и «расплачивались за эту безмятежность генералов и правительства миллионы простых людей — утратами близких, муками, кровью, жизнью...» [22, с. 304].

А внутри страны французское правительство развернуло настоящую войну против всех демократических сил. Сотни активистов компартии были арестованы. ФКП была вынуждена уйти в глубокое подполье [23, с. 4].

На планшетах показывается, какое несчастье французскому народу принесла предательская политика правительства [24]. Иного рода была позиция генерала де Голля, человека долга и чести. Патриота. Его портрет — на стенде.

На планшете показаны боевые дела борцов Сопротивления — Габриеля Пери, Пьера Семара, Жана Катла, Жана Мулена, Ги Моке, Даниели Казановой, Фабьена и других славных патриотов Франции [25].

На музейном планшете есть несколько сувениров и разных публикаций, присланных нам из Франции борцом Сопротивления Андре Мистралем. Среди материалов можно видеть и его цветное фото у мемориала погибшим.

Отдельный планшет музейного стенда посвящен эскадрилье «Нормандия». Здесь дана краткая историческая справка о ней, описание боевых дел. Эскадрилья французских летчиков, прибыв в нашу страну, вскоре была преобразование в истребительный авиационный полк «Сражающейся Франции». В его состав вошли наши военные инструкторы, авиатехники, инженеры (в том числе — несколько омичей). Фото их также занимают должное место на стенде. Авиационный полк действовал в 1943—1945 гг. на советско-германском фронте. Летчики полка уничтожили около 280 и повредили 80 немецких самолетов. В ноябре 1944 г. за отличие в боях при форсировании нашими войсками реки Неман полку было присвоено почетное наименование «Нормандия-Неман» [21].

В Москве на улице Кропоткина на здании бывшей французской миссии висит мемориальная доска, кратко рассказывающая о славных делах полка «Нормандия-Неман» в борьбе с фашизмом за свободу наших народов. На ней высечены имена погибших в боях.

А вот этот фотодокумент музея волнует особенно. Он отражает начало нападения на нашу страну. Сонная утренняя вода пограничной реки, дремлющие ивы берегов, к которым устремились на плавсредствах вооруженные до зубов фашистские захватчики.

На экране этого планшета дата — 22 июня 1941 года. 153 дивизии вермахта навалились всей огневой мощью на нашу землю [26].

Наши экскурсоводы показывают посетителям музея фотографию одного военного, спрашивая при этом: «Кто он?» — «Фашист какой-то!...» — дает обычно кто-то ответ. Конечно, если судить по щегольски сидящему кителю офицера вермахта. Но этот «фашист» — наш человек, один из многих противников Гитлера. Его зовут Генрих Шель. Он был членом большой антифашистской организации. Борцы ее действовали почти во всех странах Европы. Каждый добывал нужную экономическую или военную информацию, которая затем передавалась в Москву.

Эта организация названа врагом «Красная капелла».

«Фриц Шменкель — враг фюрера и рейха» [27]. Книжка с таким названием, как и портрет Шменке-ля, пополнили нашу экспозицию позже. Они привлекают внимание всех. Эту книжку подарил кто-то из посетивших музей студентов.

«... Здесь, — пишет С.М.Хвощнянская, побывав у нас, — в этом музее подвига, дружбы, интернационализма, звучат рассказы о бесстрашии и о мужестве немецкого солдата-антифашиста, ставшего в 1941 году отважным белорусским партизаном. Рассказы, созвучные легендам» (Омская правда, 12 июля 1987 г.).

Благодаря титаническим усилиям армии и всего народа германская военная машина стала давать сбои. И хотя Г.К.Жуков позже отмечал [28], что «наши войска обрели высокую стойкость лишь к осени

1942 г.», но уже и в 1941 г. гитлеровцам пришлось познать карающую десницу народа.

В музее есть много материалов о деятельности организации «Свободная Германия» — книг, брошюр, газет, мемуаров, писем с воспоминаниями. Вот, к примеру, отрывок из письма Эриха Кундермана: «После нападения фашистов на Советскую страну от имени немецкой секции Коминтерна я был рекомендован для политической работы среди немецких военнопленных».

«Люди 20 июля» — под таким заголовком есть у нас газетная публикация, имеется также немало фотографий людей из военных кругов и интеллигенции, которые решились, видя приближающийся военный и экономический крах Германии, совершить покушение на Гитлера. Это были Клаус Штауфенберг, Гельмут Мольтке, Адольф Рейхвайн, Юлиус Лебер и др. В библиотеке музея мы храним и используем в научной работе ряд книг о них и о событиях тех лет [29, 30, 31].

Мы показали в музее все крупные победы советского народа — битвы под Москвой, Сталинградом, на Курской дуге, сражения за Киев, Минск, Берлин, весь славный путь нашей армии и героический труд народа [32].

Есть у нас также разнообразные текстовые и иллюстративные материалы о вкладе в Победу омичей. На видном месте находится здесь все десять томов «Книги памяти Омской области». И в ней многие из побывавших в музее находили своих погибших родственников.

На самом большом планшете музея отражена кульминация победного 1945-го — штурма столицы «тысячелетнего рейха», города, откуда выплеснулось всепожирающее пламя двух мировых войн, самых разрушительных и губительных в ХХ веке. А.О.Чу-барьян пишет, что «если за войны прошедших трех веков, начиная с XVII, погибло менее 15 млн человек, то в ХХ веке — более 100 млн., включая погибших от голода и репрессий» [33].

На центральных местах планшета размещены копии фотографий военных корреспондентов «Комиссар ведет бой», «Знамя Победы над рейхстагом», а также цветные репродукции картин художников — «Парад Победы», «Победа!», «Салют Победы», «День Победы» и другие.

Особым образом, весьма оригинально, на стенде Победы дана информация (цветными репродукциями и кратким текстом) о наградах Родины, которых были удостоены наши солдаты, офицеры, генералы и маршалы.

Разными материалами (книги, карты схемы, диаграммы и т.п.) в музее отражены, кроме того, эконо-

мические и военные усилия стран антигитлеровской коалиции — США и Великобретании.

С опорой на новейшие исследования историков показана значительная роль этих стран в совместной борьбе против фашизма [34].

Есть у нас в экспозиции также и материалы о послевоенном положении в Европе — создании двух германских государств о последовавшем затем их объединении и экономическом развитии.

Большое место занимает экспозиция, посвященная политическому устройству, экономике, культуре, науке и технике современных европейских государств — ФРГ, Великобритании, Франции, Австрии, Швейцарии, языки которых изучают наши студенты.

Имеющиеся в музее материалы накапливались нами и затем постепенно оформлялись в экспозицию с целью создать материальное обеспечение аудиторных практических и лекционных занятий, вместе с тем укрепить базу самостоятельной учебной работы студентов, усилить внеучебное воспитательное воздействие на учащуюся молодежь, обогащая ее историческими, политическими и краеведческими знаниями, и, наконец, для развертывания научных исследований молодых преподавателей и углубленного изучения ими страноведческой тематики.

Библиографический список

1. Айзатулин, Т. А. Судьба России — судьба ноосферы / Т. А. Айзатулин // Вест. высш. шк. — 1992. — № 7/9. — С. 24 — 34.

2. Гиренок, Ф. Евразийские тропы / Ф. Гиренок // Вест. высш. шк. - 1992. - № 7/9. - С. 34-43.

3. Суслов, И. Н. Культурологический потенциал вузовской кафедры / И. Н. Суслов, Н. В. Минина // Урбанизация и культурная жизнь Сибири : матер. Всерос. науч.-практ. конф. - Омск, 1995. - С. 92-94.

4. Суслов, И. Н. Судьбы борцов-антифашис-тов и их роль в Победе / И. Н. Суслов, Н. Н. Кулакова // 50 лет Победы советского народа над фашизмом в Великой Отечественной войне : матер. Междунар. науч.-практ. конф. - Новосибирск, 1 995. -С. 262-264.

5. Коровушкин, Д. Г., Коровушкина М. А. Азовский музей национальных культур (концепция создания) / Д. Г. Коровушкин, М. А. Коровушкина // Немцы Сибири: история и культура : матер. Всерос. науч.-практ. конф. - Омск, 1993. - С. 133- 136.

6. Песталоцци, И. Г. Избр. пед. соч. / И. Г. Песталоцци. - М., 1963. - Т. 2. - 563 с.

7. Куцев, Г. Гуманитаризация образования и перестройка преподавания социально-политических наук / Г. Куцев // Вест. высш. шк. - 1991. - № 1. - С. 26-34.

8. Weltenwende - wir waren dabei. Erinnerungen deutscher Teilnehmer an der Groвen Sozialistischen Oktoberrevolution und an den Kämpfen gegen Interventen. - Berlin, 1962, - 248 S.

9. Коваль, В. С. «Барбаросса»: истоки и история величайшего преступления империализма / В. С. Коваль. - Киев : Наук. думка, 1989. - 624 с.

10. Носке, Г. Исповедь кровавой собаки / Г. Носке. - Пг., 1924. - 176 с.

11. Opel F. Schneider D. 75 Jahre Industriegewerkschaft 1891 bis 1966. Кц1п, 1980. - 495 S.

12. Ноябрьская революция в Германии : сб. ст. и материалов. - М., 1960. - 516 с.

13. Руге, В. Германия в 1917- 1933 гг. От Великой Октябрьской социалистической революции до конца Веймарской республики / В. Руге. - М., 1974. - 320 с.

14. Бланк, А. С. В сердце «третьего рейха» / А. С. Бланк. - М.

: Мысль, 1974. - 273 с.

15. История фашизма в Западной Европе / Отв. ред. Г. С. Филатов. - М. : Наука, 1978. - 613 с.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (86) 2010 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК N»2 (86) 2010

16. ThAlrnann E. Geschichte und Politik. Artikel und Reden 1925 - 1933. - Berlin, 1973. - 238 S.

17. Wimmer R. u W. Kampf dem Faschismus! ThAlrnann 1929 - 1933. - 279 S.

18. Захаров, И. Карл Ясперс: идея университета в XX веке / И. Захаров, Е. Ляхович // Вест. высш. шк. — 1993. — № 4/6. — С. 20-23.

19. Нюрнбергский процесс над главными немецкими преступниками : сб. материалов. — М., 1961. — Т. 7. — 760 с.

20. Werner R. Sonjas Raport. — Berlin, 1977. — 344 S.

21. Lavrinenkov V., Belovol N. L'Epee d'Honneur. Recit sur le regiment «Normandie-Niemen». — Kiev, 1984. — 200 p.

22.Нуйкин, A. A. На том стою!./ A. A. Нуйкин. — M., 1991. — 352 c.

23. Герои Сопротивления / Сост. A. Я. Манусевич, Ф. А. Молок. — М.: Просвещение, 1990. — 192 с.

24. Michel H. Historiare de la France Libre. — Paris : P.U.F., 1963. - 330 p.

25. Moulin Jean. Premier Combat. — Paris : Edit de Minuit, 1947. - 169 p.

26. Nolte H.-H. Der deutsche bberfall auf die Sowjetunion 1941 (Text und Dokumentation). — Hannover, 1989. — 496 S.

27. Гладков, Т. K. ФрицШменкель — врагфюрераирейха/Т. K. Гладков. — M., 1980. — 118 c.

28. Жуков, Г. K. Воспоминания и размышления / Г. К. Жу-

ков. - М., 1969. - 567 с.

29. Der Nationalsozialismus //Informationen zur politischen Bilbung: Bundeszentrale fbr politische Bildung. — Bonn, 1991. — Nr. 123/126/127. - 80 S.

30. Fest J. Staatsstreich. Der lange Weg zum 20. Juli. — Stuttgart, 1995. - 324 S.

31. Szewczuk W. Psychologie des erwachsenen Menschen. — Warschau. 1959. - 297 S.

32.Лейфер, A. Э.... буду всегда жива / А. Э. Лейфер. — Омск :Книжизд., 1987. - 128с.

33. Чубарьян, А. О. История XX столетия: новые исследования и проблемы / А. О. Чубарьян // Новая и новейшая история .

- 1994. - №3. - С.З- 12.

34. Орлов, А. С. Ленд-лиз: взгляд через полвека / А. С. Орлов, В. П. Кожанов //Новая и новейшая история. — 1994. — № 3 — С. 176- 194.

СУСЛОВ Иван Николаевич, профессор, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков Сибирской государственной автомобильнодорожной академии.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Адрес для переписки: 644080, г. Омск, пр. Мира, 5.

Статья поступила в редакцию 24.07.2009 г.

© И. Н. Суслов

уД« 372 874 А. Ш. АМИРЖАНОВА

Омский государственный педагогический университет

ОСНОВНЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ДОМОВОЙ РЕЗЬБЫ

Представленная статья затрагивает вопросы, весьма актуальные для современной педагогики и психологии — основные дидактические принципы развития художественного восприятия студентов и выдвигает следующие положения: научности, наглядности, сознательности и прочности усвоения знаний, доступности, посильности обучения.

Надо отметить, что в данной статье автор подчеркивает важную основу обучения — эта работа с теоретическим материалом и образцами домовой резьбы. Актуальность темы статьи несомненна. Помимо исследования теоретического материала автор рассматривает его практическое применение на занятиях по спецдисциплинам, на примере которой выстраивается система обучения и воспитания.

Ключевые слова: художественное восприятие, целостное восприятие, художественная

Изучение резного декора деревянной архитектуры является на сегодняшний день одной из актуальных проблем, особенно в связи со стремительным и необратимым процессом исчезновения исторической жилой застройки. В связи с этим возрастает востребованность в художниках декоративно-прикладно-го искусства, которые, учитывая экологичность материала (дерева) и требования к декоративному убранству современных строений, должны освоить и применять в практической деятельности домовую резьбу.

С целью развития художественного восприятия и совершенствования художественной деятельности студентов в процессу освоения домовой резьбы нами была организована экспериментальная работа. Цель экспериментальной работы — разработать методику обучения, направленную на развитие художественного восприятия в процессе обучения студентов специальности «Декоративно-прикладное искусство» на занятиях по материаловедению (на примере домовой резьбы).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.