Научная статья на тему 'Патриотическая составляющая в практике исторического образования и воспитания в годы Великой Отечественной войны'

Патриотическая составляющая в практике исторического образования и воспитания в годы Великой Отечественной войны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
497
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / GREAT PATRIOTIC WAR / ИСТОРИЧЕСКАЯ НАУКА / HISTORICAL STUDIES / ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКАЯ РАБОТА И ВОСПИТАНИЕ / PATRIOTIC WORK AND EDUCATION / ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гришаев О. В.

Статья посвящена военно-патриотической научной и педагогической деятельности советских историков в годы Великой Отечественной войны

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PATRIOTIC COMPONENT IN PRACTICE OF HISTORICAL EDUCATION IN GREAT PATRIOTIC WAR

The paper is devoted to the patriotic scientific pedagogical works of soviet historians in the period of Great Patriotic War

Текст научной работы на тему «Патриотическая составляющая в практике исторического образования и воспитания в годы Великой Отечественной войны»

УДК 378

ПАТРИОТИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В ПРАКТИКЕ ИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

О.В. Гришаев

Статья посвящена военно-патриотической научной и педагогической деятельности советских историков в годы Великой Отечественной войны

Ключевые слова: Великая Отечественная война, историческая наука, военно-патриотическая работа и воспитание, Воронежский государственный университет

С началом Великой Отечественной войны ученые-историки видели свою задачу в том, чтобы активно способствовать патриотическому воспитанию граждан страны и, прежде всего, ее молодого поколения. Тем самым они откликнулись на объективный интерес и запрос общества осмыслить характер войны, получить исторические примеры действий армии и народа по защите Отечества, опереться в начавшейся тяжелейшей борьбе на героические традиции. Уже на пятый день после начала войны, 27 июня 1941 г. состоялось заседание Ученого Совета Института Истории АН СССР. На нем присутствовали видные историки того времени, работавшие в Академии Наук СССР: Б.Д. Греков, А.М. Панкратова, А.Д. Удальцов, Ю.В. Готье, В.И. Пичета, СВ. Бахрушин, А.В. Ефимов, А.И. Яковлев, С.К. Богоявленский, Л.Н. Зубок, 3. Неедлы, СИ. Черномордик, Ф.В. Потемкин, В.П. Волгин, А.К. Алефиренко, СД. Петропавловский, Л.Н. Перелешина.

Председательствовал на этом Совете академик Б.Д. Греков - директор Института Истории, крупнейший специалист по истории Киевской Руси[2, лл. 42-43]. Уже в июне 1941г. был поставлен вопрос о дополнительных работах Института в связи с изменившимися условиями и «потребностями дня»[2, л. 42]. С докладом по этому вопросу выступила П.А. Алефиренко, а в дискуссии приняли участие Б.Д. Греков, Л.И. Зубок, СИ. Черномордик, A.M. Панкратова, С.К.

Гришаев Олег Викторович -ВГУ, канд.ист.наук, проректор по социальной и воспитательной работе, е-mail: [email protected], тел. +7-473-2390686

Богоявленский, В.П. Волгин, СВ. Бахрушин. На этом заседании было намечено издать в июле 1941 г. (2-3 июля необходимо было представить в отредактированном виде в Издательство) 51 брошюру. Издание этих брошюр намечалось по четырем направлениям:

- брошюры, показывающие героическое прошлое, посвященные таким событиям, как: «Ливонская война», «Отечественная война 1812 года», «Брусиловский прорыв», «Военный строй Киевской Руси», «Иностранцы о русской армии» и др.[3, лл. 12-13];

- материалы, относящиеся к более позднему периоду и отражающие германскую агрессию в годы первой мировой войны, например: «Отечественная война на Украине против германской оккупации в 1918 г.», «Германская оккупация в Бельгии в первую мировую войну» и др.;

- работы, посвященные настоящему времени. Это, прежде всего, работы Юзеновича о жизни германского народа при фашизме; Ленчнер о фашизме - как злейшем враге рабочего класса и об Австрии под игом фашизма; 3. Неедлы - о разгроме Чехословакии и др.

Четвертым направлением являлась работа Сектора славяноведения над изданиями работ, посвященных славянским народам, а именно, положению граждан Болгарии, Сербии под игом германских оккупантов в первой и во второй мировых войнах, в частности брошюры Каракалова «Болгарский народ в лапах германского фашизма», Влахова «Народная война Греции за национальную и политическую независимость », Густевича «Словенский народ под игом немцев», В.И. Пичеты «Польша под гнетом германского фашизма», сюда

же относилась и работа 3. Неедлы «О расистских «теориях» германского фашизма»[3, лл. 13-14].

Помимо работ, относящихся к названным направлениям, было принято решение о подготовке Сектором советского периода Института Истории брошюры, состоящей из фактов и цифр о немецкой оккупации на Украине и Белоруссии в 1918 г., тем более, что этот материал был подготовлен для издания Летописи 1918 г.

Стенограмма заседания Ученого Совета показывает, что коллектив Института Истории полностью поддержал предложения, выдвинутые П.Л. Алефиренко и даже расширил их. Так, группа истории Москвы выдвинула целый ряд новых тем: «Разгром Наполеона в 1812 г.», «Москва в помощь гражданской войне и в борьбе против германской интервенции», «Московские рабочие на фронтах гражданской войны», «Московская молодежь в годы интервенции против Советского Союза». Были выдвинуты и приняты предложения по написанию брошюр, освещающих такие вопросы, как подготовка германский фашизмом войны против СССР, история борьбы Прибалтики с немецкой агрессией и др.[3, лл. 15-16].

На заседании Ученого Совета был утвержден предложенный Дирекцией Института план издания брошюр «оборонного содержания, признав целесообразным дополнять этот план в соответствии с потребностями дня»[2, лл. 42]. Однако этим не ограничивается значение данного заседания. В ходе дискуссии, последовавшей за выступлением докладчика, был поднят вопрос об издании тематического антифашистского сборника. Кроме того, было решено расширить материал, посвященный первой мировой войне в рамках подготовки «Всемирной истории». Фактически, заседание Ученого Совета Института Истории АН СССР от 27 июня 1941 г. определило главнейшую в то время для историков задачу - пропаганду героического прошлого страны, разоблачение фашистской идеологии и «расовой теории», популяризацию исторических знаний среди населения страны.

С целью популяризации исторических знаний и патриотического воспитания защитников Отечества в годы Великой Отечественной войны в рамках Наркомата просвещения было создано Центральное Бюро, которое возглавил нарком просвещения В.П. Потемкин. 28 мая 1942 года на заседании Коллегии НКП РСФСР был рассмотрен вопрос «О работе Лекционного Бюро». Здесь

обсуждалась тематика лекций, рекомендуемых Наркомпросом для чтения среди бойцов Красной Армии, Флота, трудовых коллективов оборонных предприятий и простых граждан страны. Всего было утверждено 110 тем по 8 разделам: история, этнография, культура русского народа, художественная литература, педагогика, военно-техническая и медицинская тематика, сельское хозяйство.

Весьма показательна тематика таких разделов как история, экономическая география и художественная литература. Для лекторов, например, рекомендовались такие темы по истории как:

«1. Александр Невский и разгром немецких псов-рыцарей.

2. Дмитрий Донской и историческое значение Куликовской битвы.

3. Разгром Тевтонского ордена в битве при Грюнвальде.

4. Народное ополчение 1612 года и его вдохновители Минин и Пожарский.

5. Разгром немецких армий русскими войсками в Семилетней войне 1756-1763 гг. и взятие Берлина.

6. Великий русский полководец Суворов и его наука побеждать.

7. Михаил Илларионович Кутузов и Отечественная война 1812 года.

8. Отечественная война 1812 года.

9. Партизанская война в 1812 году.

10. Севастопольская оборона.

11. Разгром германской армии в первую империалистическую войну.

12. Брусиловский прорыв 1916 года.

13. Разгром немецких оккупантов в 1918 году на Украине.

14. Когда и как русский народ бил немецких захватчиков.

15. Мужественные образы наших великих предков»[4, лл. 104-105].

В тесном сотрудничестве с учеными-географами и специалистами в области мировой экономики разрабатывался лекционный материал, позволявший дать сравнительный анализ экономического потенциала воюющих держав:

«16. Географическое размещение ресурсов между фашистским блоком и антифашистской демократической коалицией.

17. Британская империя и ее ресурсы в борьбе с фашистской Германией.

18. США и их хозяйственный потенциал в войне против фашистской Германией.

19. Франция, ее хозяйственные ресурсы до второй мировой войны и после ее капитуляции.

20. Балканские страны и их экономика в условиях второй мировой войны.

21. Скандинавские страны и вторая мировая

война.

22. Фашистская Германия, ее экономика и ресурсы во второй мировой войне.

23. Фашистская Италия, ее экономика и ресурсы во второй мировой войне.

24. Япония и ее ресурсы в современной

войне.

25. Китай и его участие во второй мировой

войне.

26. Африка и вторая мировая война.

27. Индия и современная война.

28. Ближний Восток и вторая мировая война.

29. Австралия, ее экономический и военный потенциал.

30. Латинская Америка и современная война.

31. Карта Тихого океана в свете современной

войны.

32. Индийский океан как театр военных действий второй мировой войны.

33. Людские и материальные ресурсы СССР в борьбе с фашизмом» [4, лл. 104-105].

Лекции, предложенные Центральным Лекционным Бюро по разделу художественной литературы, также были весьма близки к исторической проблематике:

«41. Борьба русского народа по произведениям народного эпоса.

42. Образы русских полководцев в произведениях отечественной литературы.

43. Отечественная война 1812 года по произведениям русских классиков.

44. Партизанская война 1812 г. в произведениях художественной литературы.

45. «Война и мир» Л. Толстого - героическая эпопея отечественной войны 1812 г.

46. Пруссачество в сатире Салтыкова-Щедрина.

47. Великие традиции русского патриотизма в классической литературе.

48. Максим Горький - борец против фашизма.

49. Героика гражданской войны в художественной литературе.

50. Великий патриот Владимир Маяковский.

51. Западно-европейские и американские антифашистские писатели.

52. Советские писатели в борьбе с фашизмом.

53. Советские писатели о героях Великой Отечественной войны и их подвигах...» [4, лл. 104-105].

Данная тематика показательна для характеристики чрезвычайной важности роли

исторической науки и образования в годы Великой Отечественной войны.

Для реализации задач, поставленных перед исторической наукой на начальном этапе войны, были привлечены все научные и преподавательские кадры страны. С лекциями для населения, перед раненными бойцами и солдатами военных частей выступали как представители науки - академики, профессора из Института Истории АН СССР, вузовские преподаватели, работники музеев, так и лекторы, использовавшие разработанные НКП РСФСР, Институтом Истории материалы для популярных лекций.

12 апреля 1943 года на заседании Коллегии народного комиссариата просвещения РСФСР рассматривался вопрос о работе Государственного исторического музея (ГИМ)[9, лл. 1-111]. Предварительно деятельность музея была обследована Комиссией Научно -

исследовательского института краеведческой и музейной работы, которую возглавлял профессор Н.М.Коробков. В состав комиссии входили: Д.А. Новоплавский - секретарь, профессор В.И. Лебедев, профессор З.Р. Наедин, полковник Н.Е. Подорожный, профессор И.Н. Воронин, Т.С. Пассек, профессор СВ. Киселев, Г.Н. Серебренников [5, лл. 56]. Эта комиссия подготовила развернутое заключение на 9 страницах.

Деятельность Государственного

исторического музея в это время затруднялась такими обстоятельствами, как эвакуация основной части музейных собраний, вследствие чего возможность развертывания новых тем и степень полноты освещения экспозиций была крайне ограничена. Кроме того, Великая Отечественная война вызвала необходимость пересмотра исторических положений и концентрации внимания на таких сторонах истории русского государства и народа, которые ранее мало привлекали к себе внимание историков и поэтому были слабо разработаны [5, л. 47].

Анализ архивных материалов НКП РСФСР со всей определенностью показывает Государственный исторический музей в годы Великой Отечественной войны не только как крупный научно-исследовательский, но и как пропагандистско-просветительский центр, ведущий работу по патриотическому воспитанию.

Направленность научных интересов можно понять из тематики научно-исследовательских

работ Государственного исторического музея за 1942 и 1943 годы:

«1. Из цикла «Героическое прошлое русского народа, его военно-исторические реликвии и история военной техники»:

а) «Военное дело у древних славян».

б) «Оборонительные сооружения и военное искусство народов Восточной Европы в Х1-Х1У веках». (Работа в настоящее время заканчивается.)

в) «К вопросу об участниках 1 -го и 2-го ополчения в борьбе с интервенцией в начале XVII века».

г) «Основание Черноморского флота по архивным материалам музея».

д) «Деятели науки - участники войны 1812 года в их письмах».

е) «Обзор истории русского вооружения, кончая временем войны 1812 года».

ж) «Развитие личного оборонительного вооружения в России по коллекции музея».

з)«Предшественники миномета».

и) «Военно-бытовые сюжеты и персонажи в народном творчестве (роспись и резьба по дереву конца XVIII - начала XIX вв.)».

2. Из цикла «Развитие русского

государства, его международные отношения и рост связей между народами, входящими в его состав»:

а) «Вещественные памятники, характеризующие Москву как стратегический центр формирующегося русского национального государства».

б) «Москва - центр торговых путей и средоточие торговой жизни княжества в конце XIV - начале XV века».

в) «Русские монеты XIV-XV веков с восточными надписями».

г) «Вещественные памятники, характеризующие политические связи Москвы в конце XVI века».

д) «Вещественные памятники дипломатических отношений России и Англии в XVI-XVII веках».

е) «Французская гравюра - Петр I в Париже».

ж) «Партизанское движение в Западной Украине XVIII века».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

з) «Русско-чеченские отношения в 1-й половине XIX века по экспедиционно-вещественным и архивным материалам музея».

3. Из цикла «Этногенез восточных

славян и история культуры народов СССР»:

а) «Гото-славяно-норманские отношения (III—XI вв.) по работам ГИМ» (в связи с разоблачением фашистской теории).

б) «Памятники готской культуры Причерноморья (IV-IX вв.) и вопрос об их происхождении».

в) «Поля погребальных урн и древние славяне» ([-V вв.).

г) «Топография и архитектура древнего Херсонеса (до IV в. н. э.)».

д) «Памятники

славянТмутараканского княжества (XI—XII вв.)» (к вопросу о славянах на Северном Кавказе и их взаимоотношениях с византийскими колониями и народами Северного Кавказа).

е) «Памятники кыргызской эпохи южной Сибири ГУ-К веков» (из раскопок музея 1933-1941 гг.).

ж) «Элементы славянской культуры в болгарско-татарских памятниках (X-XV вв.)».

з)«Из истории русской одежды IX-XVII веков».

и) «Словарь древних наименований тканей и изделий из них».

к) «Из истории орнамента в русско-крестьянской вышивке с XVII века по материалам музея».

л) «Миниатюры летописей Годуновской

поры».

м) «Печатный станок Петровского времени».

н) «Медная посуда уральских заводов XVIII

века».

о) «Сводный каталог исторических карт СССР в хранилищах Москвы». (Продолжение работы)»[12, лл. 66-67].

Данная тематика научно-исследовательской работы Государственного исторического музея позволяет сделать вывод, что в годы Великой Отечественной войны продолжалось расширение проблемно-тематической структуры отечественной исторической науки, начатое в 1934 году Постановлением Политбюро ЦК ВКП(б) и СНК

СССР «О преподавании гражданской истории в школах СССР»[5], когда отказались от позиции «национального нигилизма» по отношению к дореволюционной истории нашей страны. Однако исследовательскую деятельность ГИМа нельзя ограничивать лишь вышеперечисленной проблематикой. Огромное внимание музей в это время уделял собирательской деятельности. Именно тогда был начат сбор материалов по Великой Отечественной войне. Так, в промежуток с начала войны и до 1 февраля 1943 года научными работниками ГИМа были собраны следующие экспонаты[7, л. 64]:

Таблица 1

Трофейные Красная Армия и партизаны Меморативные Немец.-фашист. армии Характеризующие пребывание оккупантов Всего

Вооружение, снаряжение, обмундирование обмундирование обмундирование 258 590 22 64 38 972

Ордена значки 10 8 18

Отдельные предметы 2 6 4 12

Документы:

• подлинные 52 13 4 19 19 107

• печатные 48 1492 25 - 200 1762

Фото:

• иллюстрированный материал 17 788 27 19 114 965

• плакаты, печатный материал - 2694 - - - 2695

• живопись, графика, скульптура - 5 6 - 38 49

Филателия 5 189 194

Итого 393 5716 84 108 473 6774

Кроме того, негативы пленки 1153

Итого 7927

Всего с печатными материалами 10000

Государственный исторический музей в годы Великой Отечественной войны проводил также огромную работу по пропаганде исторических знаний и патриотическому воспитанию, несмотря даже на то, что основные фонды были эвакуированы, Следует сравнить посещаемость ГИМа и количество прочитанных лекций с начала войны по январь 1943 года для более целостного представления картины [10, л. 62].

Таблица 2

Месяцы 1940 Посещаемость Лекции

1941 1942 1943 1941 1942 1943

Январь 44.294 42.816 4.392 13509 - 127 13

Февраль 34.384 35.988 3.091 16383 - 112 ПО

Март 33.626 49.285 4.073 12424(2 декады) 205 85

Апрель 30.398 31.743 10.002 - - 178 -

Май 31.850 34.423 9555 - - 179 -

Июнь 27.788 28.451 7260 - - 162 -

Июль 28.497 3.623 5.910 - 135 -

Август 29.751 1.752 6986 - 146 -

Сентябрь 36.499 5.117 6405 - с 1ЛХ.41 по30/Х1.41 58 144 -

Октябрь 38.956 3.811 6109 - 139 -

Ноябрь 35.659 774 6285 - 276 -

Декабрь 37.967 4.831 11572 - 142 129 -

Итого 409.669 242.614 81.640 13509 200 1935 208

Из таблицы следует, что с началом Великой Отечественной войны происходит сокращение посещаемости Государственного исторического музея, однако уже с декабря 1941 года, а это разгар Московской битвы, она вновь неуклонно растет. Кроме того, именно с этого времени музей начинает уделять огромное внимание лекционной работе среди военнослужащих и мирного населения.

Таким образом, несмотря на эвакуацию основных фондов, ГИМ не прекратил свою работу. В самый трагичный период для нашей страны открытые для обозрения залы музея включали в себя: а) постоянную экспозицию, доведенную хронологически до XVIII века и б) выставки: 1. «А.В. Суворов»; 2. «Отечественная война 1812 г.»; 3. «Великая Отечественная война»; 4. Выставку материалов по русскому партизанскому движению.

В заключении Комиссии Научно -исследовательского института краеведческой и музейной работы по обследованию Государственного исторического музея отмечалось: «Работу, проведенную музеем по замене эвакуированных экспонатов, надо признать громадной. Благодаря тому посетитель, незнакомый с собраниями музея и его прежней экспозицией, почти не замечает последствий эвакуации»[5, л. 48].

Работники музея в годы Великой Отечественной войны помимо научно-исследовательской, экспозиционной работы придавали большое значение лекционной работе,

которая носила явно выраженный патриотический характер. Доказательством этого служит утвержденная на 1-й квартал 1943 года тематика лекций ГИМа:

«1. Героическое прошлое русского народа и Великая Отечественная война.

2. Героическая оборона Москвы в прошлом и разгром фашистских войск под Москвой в 19411942 годах.

3. Великие русские полководцы.

4. Александр Невский.

5. Дмитрий Донской.

6. Минин и Пожарский.

7. Суворов.

8. Кутузов.

9. Ледовое побоище.

10. Ливонская война.

11. Семилетняя война.

12. Отечественная война.

13. Брусиловский прорыв.

14. Борьба с немецкой оккупацией на Украине в 1918-1919 годах.

15. Боевое прошлое русской гвардии и подвиги советских гвардейцев.

16. Истоки русской культуры.

17. Культура Киевской Руси XI-X1I веков.

18. Культура Московского княжества XШ-XV

веков.

19. Героическая оборона Севастополя.

20. Героическая оборона Царицына.

21. История Москвы XIV-XVII веков.

22. История Кремля.

23. История оружия»[11, л. 63].

Все вышеперечисленные и некоторые другие материалы были рассмотрены на Коллегии НКП РСФСР 12 апреля 1943 года. Деятельность коллектива Государственного исторического музея получила высокую оценку - 20 сотрудникам была вынесена благодарность, и они были занесены в Республиканскую Книгу Почета политпросветработников. Однако, в постановлении Коллегии были отмечены и некоторые недоработки: «...систематический показ истории СССР в основной экспозиции доведен только до второй половины 18 века... Существующая экспозиция недостаточно отражает этногенез восточных славян, рост русской государственности, прогрессивное воздействие русской культуры на культуру народов СССР, а на выставках Великой Отечественной войны недостаточно показан героический тыл и всенародный характер войны против гитлеровских орд.

Коллегия народного комиссариата просвещения РСФСР считает, что Государственный исторический музей является центральным национальным музеем истории народов Советского Союза и должен создать экспозицию, посвященную историческому процессу на территории СССР с древнейших времен до наших дней»[8, л. 42].

Далее в постановлении Коллегии руководство музея в лице директора А.С.Карповой обязывалось при составлении перспективного плана внести дополнения в экспозицию, которые показали бы:

«...а) этногенез восточных славян; вопросы истории русской, украинской и белорусской культуры и их взаимосвязь;

б) воздействие славянской культуры на культуру народов Поволжья и Сибири;

в) историческое развитие русской государственности, рост между народных и дипломатических связей и мощи нашей страны;

г) военно-исторические вопросы, связанные с историей регулярных вооруженных сил, в частности с русской гвардией;

д) историю борьбы славянских народов во главе с русским народом против немецких завоевателей, в частности показом роли русско-германского фронта в 1914-1918 годах;

е) Великую Отечественную войну советского народа против гитлеровских оккупантов,

единство фронта и тыла и всенародную помощь Красной Армии.

3. Шире развернуть сбор, изучение и показ в экспозиции материалов Великой Отечественной войны, в частности, по темам «Героический тыл в дни войны», «Города-герои: Ленинград, Сталинград, Севастополь, Одесса» и направить экспедиции для сбора материалов в Сталинградскую область и Ленинград» [8, л. 42 об.].

На примере работы Государственного исторического музея в годы Великой Отечественной войны четко прослеживается поворот в 1934 году к изучению цельного исторического процесса с древнейших времен во всех его проявлениях, что было невозможно в отечественной исторической науке в 1920-е годы. Особое внимание уделялось исследованиям, имевшим национально-

патриотическое значение, что являлось оправданным. Именно в это время начинает складываться новое направление исторических исследований, посвященное Великой Отечественной войне.

В годы Великой Отечественной войны одной из основных задач, стоявших перед исторической наукой была пропаганда героического прошлого страны и воспитание гражданина-патриота, способного защитить свою Родину. Наряду с пропагандистской, разъяснительной и

воспитательной работой в годы Великой Отечественной войны историки-исследователи большое внимание уделяли завершению процесса создания обобщающих многотомных трудов по истории СССР, Всеобщей истории. Именно в эти годы создавались первые научные труды по истории народов нашей страны, которые ранее не имели своей письменной истории: «История Казахской ССР», «Истории Узбекской ССР» и др.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Задачи, намеченные Институтом Истории, Центральным Лекционным Бюро получили свое развитие в направленности научно-исследовательской и преподавательской работы в университетах и институтах страны. Не составлял исключения и Воронежский государственный университет. На начальном этапе войны, созданный в 1940 г. исторический факультет ВГУ не прерывает своей деятельности, несмотря на эвакуацию в г. Елабугу. Тематика исследований подчинялась требованиям военного времени и была направлена на пропаганду непримиримой борьбы с фашистской агрессией. Еще до ухода на фронт Г.М. Птушкин (первый декан истфака ВГУ) написал работу

«Разгром германской интервенции в 1918 году», изданную Воронежским издательством отдельной брошюрой. С.Н. Бенклиев - небольшую работу «Разгром немецких псов-рыцарей на Чудском озере», В.И. Кошелев подготовил очерк «Партизанское движение в Отечественной войне 1812 года», О.А. Бавыкина - статью «Роль М.И. Кутузова в Отечественной войне 1812 года»[1, с. 20].

Таким образом, можно сделать определенный вывод, что одним из главнейших направлений работы историков в период Великой Отечественной войны была пропаганда и воспитание патриотизма. Можно констатировать, что был сделан своеобразный государственный заказ государства, нуждавшегося в идеологических основаниях, наглядных примерах из истории России. Все это сыграло важную роль в достижении победы над нацистской Германией.

Литература

1.Акиньшин А.Н., Карпачев М.Д. Вступительная статья / А.Н.Акиньшин, М.Д. Карпачев // Исторический факультет Воронежского государственного университета /Биографический справочник сотрудников. 1940-2001. - Воронеж, 2003. - С. 20.

2. Архив РАН; Ф.1577; Оп.2; Ед. хр. 45.

3.Архив РАН; Ф.1577; Оп. 2; Ед. хр. 52.

4.Государственный Архив РФ; Ф.-А.2306; On. 69; Ед. хр. 2798.

5. Заключение Комиссии Научно -исследовательского института краеведческой и музейной работы по обследованию Государственно го исторического музея // ГА РФ. Ф. А-2306. Оп. 69. Ед. хр. 2945.

6.Историк-марксист. 1934. Т. 3; Правда. 1934. 16 мая.

7.Материалы по Великой Отечественной войне, собранные Государственным историческим музеем с начала войны и до 1/11. 1943 г. //ГА РФ. Ф. А-2306. Оп. 69. Ед. хр. 2945.

8.Постановление Коллегии НКП РСФСР от 12 апреля 1943 г. «О работе Государственного исторического музея» // ГА РФ. Ф. А-2306. Оп. 69. Ед. хр. 2945.

9.Протоколы заседаний Коллегии НКП за январь - апрель 1943 г. // ГА РФ. Ф. А-2306. Оп. 69. Ед. хр. 2945.

10. Сведения о посещаемости Государственного исторического музея и о количестве лекций, прочитанных с начала войны по январь 1943 года // ГА РФ. Ф. А-2306. Оп. 69. Ед. хр. 2945.

11. Тематика лекций Государственного исторического музея на 1 -й квартал 1943 года // ГА РФ. Ф. А-2306. Оп. 69. Ед. хр. 2945.

12. Тематика научно-

исследовательских работ Государственного исторического музея 1942 и 1943 годов // ГА РФ. Ф. А-2306. Оп. 69. Ед. хр. 2945.

Воронежский государственный университет

PATRIOTIC COMPONENT IN PRACTICE OF HISTORICAL EDUCATION IN GREAT PATRIOTIC WAR

O.V. Grishaev

The paper is devoted to the patriotic scientific pedagogical works of soviet historians in the period of Great Patriotic War

Key words: Great Patriotic War, historical studies, patriotic work and education

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.