подготовки, а владение иностранным языком неотъемлемой характеристикой образованного человека, обеспечивающее ему возможность быть мобильным и свободным в общеевропейском пространстве. Для этого необходимо на государственном, национально-региональном, муниципальном уровнях планирования и реализации образовательных мероприятий в области обучения иностранному языку разработать нормативно-правовые документы, делающие реальным как повышение статуса иностранного языка в качестве образовательной дисциплины, так и переструктурирование образовательного процесса по иностранному языку с обязательным внедрением новых технологий обучения, учитывающих зарубежный опыт иноязычной подготовки.
Библиографический список
1. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация: учебное пособие. - М.: Слово^^о, 2000. Климов Е.А. О феномене профессиональной относительности образа мира.- Вестник Московского университета.- Психология.- Сер.14.- 1995. - №1.
2. Климов Е.А. О феномене профессиональной относительности образа мира.- Вестник Московского университета.- Психология.- Сер.14.-
1995. - №1.
3. Программа по иностранным языкам для вузов неязыковых специальностей. Методические указания к Программе. // УМО по лингвистическому образованию/ МГПУ.-М., 2004.-157с.
4. Астафурова Т.Н. Интерактивная компетенция в профессионально-значимых ситуациях меж-культурного общения// Актуальные проблемы преподавания перевода и иностранных языков в лингвистическом вузе: сб. научных трудов/ МГЛУ.-М.,
1996.-Вып. 423.
5. Томахин Г.Д. Перевод как межкультурная коммуникация. - М., 1997.
Role of foreign language training in the process of Russian education internationalization
I. N. Efimenko
The article emphasizes the importance of foreign language training in the professional education process of students, studying at non-linguistic universities. It also deals with the problem of Russian education internationalization. The article gives examples of successful cooperation with foreign partners (TEMPUS-TASIS Project), aimed at development of Russian educational linguistic policy. Key words: foreign language training, professional orientation, communicative competence, cross-cultural communication, internationalization, education.
Ефименко Ирина Николаевна - канд. филол. наук, доц. зав. кафедрой иностранных языков Сибирской государственной автомобильнодорожной академии.
МЕЖКУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ В СОДЕРЖАНИИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ КАФЕДР ТЕХНИЧЕСКИХ
ВУЗОВ)
И.Н. Суслов
Аннотация. Задачи школы и вуза - подготовить учащихся к вхождению в общеевропейский культурный контекст, в европейское культурное пространство, поэтому в содержании обучения в высшей школе педагогам необходимо держать в поле зрения меж-культурный аспект, т.е. знакомить обучающихся с общей и языковой культурой европейских стран. Без знания иностранных языков, без овладения европейской культурой наши выпускники будут неконкурентоспособными на мировом рынке. Подготовка узких специалистов - это вчерашний день в вузовском образовании. Сейчас требуется классическое образование, нужен человек широкой культуры, который владел бы европейскими языками и культурой, историей. Автор статьи показывает, как эти проблемы решаются в ряде технических вузов Омска - Технический университет и СибАДИ.
Ключевые слова: задача учебных заведений; вхождение в общеевропейский культурный контекст; культурное пространство.
Введение бернетики), в образовательном процессе раз-
Опираясь на достижения различных наук рабатываются педагогические технологии, как
(психодидактики, социальной психологии, ки- последовательные взаимосвязанные системы
действий педагога, направленные на решение педагогических задач. Любая технология, как известно, разрабатывается под конкретный педагогический проект. Нашим замыслом было совместное творческое дело по созданию общественного кафедрального историкокультурологического музея.
При этом мы рассчитывали, что сможем через поощрение и раскрытие «малых талантов», которыми обладает, как правило, каждый, побудить обучающихся к социально ценной деятельности. А в деятельности будут творческие всплески и порывы - во всем, так как молодежь, освобожденная от назойливой опеки старших, но погруженная в условия необходимости поиска самостоятельных решений, всякое дело выполняется творчески, с напряжением духовных и умственных сил. «Механизм развития личности, - пишет С.В. Кульневич, -это состязание в творчестве, во всех его видах: от совместного порождения ценных идей до воплощения их в конкретные дела» [1].
Человек как личность «устроен» так, что им осуществляются определенные «вклады» себя, своих сил, способностей ума, характера, культуры в других людей. И этими «вкладами» в других измеряется, по А.В. Петровскому, личность. Правда, это специфическое измерение, ничего общего не имеющее с измерением физических величин, но оно вполне осуществимо в педагогическом исследовании.
Средства освоения гуманитарных знаний и овладения гуманитарными умениями
Стремясь реализовать цели своей деятельности, человек использует соответствующие средства. С их помощью он быстрее и эффективнее достигает намеченного, воздействуя на предмет труда. В промышленном производстве ими являются, как известно, машины, станки, инструменты, автоматизированные линии и т.п.
В дидактике для обозначения одного из компонентов деятельности преподавателя и обучающихся принято понятие «средство обучения», правильнее и точнее его назвать «педагогическим средством». Педагогическим средством может быть материальный или идеальный объект, «помещенный» между обучающим и учащимися, это своего рода медиатор, используемый при игре на струнном музыкальном инструменте. Но если при игре на музыкальном инструменте медиатором извлекается звук, то педагог с помощью медиатора сообщает нужную учебную информацию, а учащийся при соответствующей организации образовательной деятельности добывает
новые знания, приобретает необходимые умения и навыки.
Объекты, которые выполняют функцию средств обучения, классифицируют по различным основаниям - по их свойствам, субъектам деятельности, влиянию на качество знаний и развитие различных способностей обучающихся, а также по эффективности в образовательном процессе.
Различают средства преподавания и средства научения. Педагог-иследователь отмечает, что средства преподавания имеют «существенное значение для реализации информационной и управляющей функций учителя, они помогают возбудить и поддерживать познавательные интересы обучающихся, улучшают наглядность учебного материала, делают его доступнее, обеспечивают более точную информацию об изучаемом явлении, интенсифицируют самостоятельную работу и позволяют вести ее в индивидуальном темпе» [2].
Идеальными средствами обучения признаются педагогами усвоенные ранее знания и умения, которые используют обучающие и обучаемые для приобретения новых знаний. Л.С. Выготский указывает на такие средства обучения, как речь, письмо, схемы, условные обозначения, чертежи, диаграммы, произведения искусства и др. [3].
А.Ф. Меняев пишет, что человек, овладевая культурой, осваивает ее знаки (языковые формы - научные понятия, описания, определения и т.п.), схемы, учебные карты, чертежи, формулы, графики; в познавательной деятельности обучающихся знаки являются орудиями, посредством которых познающая личность преобразует объект соответственно поставленной цели (вопросу задачи) и вместе с тем воздействует на самое себя, усваивая знания и методы деятельности, развивая свои задатки и способности.
В педагогике (воспитательной деятельности) также есть свои инструменты, так как словами не воспитаешь молодое поколение. Средством воспитания может быть любой объект среды. В.И. Журавлев утверждает, что средство воспитания «можно определить как предмет среды или жизненную ситуацию, преднамеренно включенную в воспитательный процесс» [4]. Подобное же мнение находим у Н.Е. Щурковой: «Средства в богатейшем разнообразии располагаются вокруг педагога. Необходим лишь профессиональный взгляд на предмет, событие, фразу, поступок, действие...» [5].
Мы в своем вузе тоже искали эффективное и надежное средство воспитания студен-
чества и нашли его в образе музея [6]. Педагогические основы гуманитаризации образовательного процесса технического вуза [7].
Из публикаций известно, что музей издревле служил средством воспитания юношества. Полезно вспомнить, что Museion греческого императора Птолемея I в Александрии был своего рода школой, где философы собирались для дискуссий и учебы. Позже, в XVI-XIX веках, в Германии и других странах целью музеев (особенно исторических) были просветительная работа среди молодежи, исторические исследования и сохранение бесценных экспонатов. Так, в Статутах Берлинского университета от 16 октября 1816 года, полученных от прусского короля Фридриха Вильгельма, подчеркивается: «Все публичные учебные учреждения и коллекции столицы, стоящие в связи с академией наук и университетом, предназначаются вместе с тем для поучения студентов и развития наук в университете: библиотека, гербарий, ботанический сад, зоомузей и т.д.» [8].
Однако не сами предметы, имеющиеся в окружении воспитанника, участвуют в формировании качеств личности, а деятельность с ними, она и является средством воспитания. Когда, например, преподаватель ставит задачу развить лексическую память обучающихся, он предлагает различные задания на восприятие особенностей подлежащей усвоению лексики - всевозможные трансформации ее, записывание слов в медленном темпе, в быстром, затем из проговаривание (медленно, быстро, громко, тихо) и т.п. В дидактике давно утвердилось понятие «технические средства обучения» (например, киноаппарат, кодоскоп, компьютер и др.) «Однако совершенно очевидно, - отмечает В.С. Селиванов, - что формирование качества личности происходит в результате духовной деятельности, труда ду-ши»[9].
Мы в своей практике используем в образовательных целях две возможности:
1) деятельность педагогов и воспиту-емых по созданию музея,
2) работу обучающихся в музее.
Музей как большая, серьезная и привлекательная цель объединяет и сплачивает педагогов и воспитанников в единый коллектив единомышленников и, можно смело сказать, соратников. Преподаватели и воспитуемые (обучающиеся) постоянно общаются друг с другом. Известно, что общение тесно связано с совместной деятельностью. Вступив в отношения с другими людьми, человек добивается взаимопонимания, получает должную
информацию, сообщает ответную и т.д. Но, создав предмет в процессе деятельности, уже включившей общение как коммуникацию, человек этим не ограничивается; он через созданный предмет «транслирует» себя, свои способности, свою индивидуальность другим людям, и даже в себе, как в «другом» [10].
Таких возможностей мы немало предоставляли студентам - особенно при создании музея. Обучающиеся изготовляли для музея разные предметы - муляжи, планшеты, рамки для портретов, разные макеты, рисунки и т.п. Наши младшие соратники с самого начала, с момента сбора материалов, знали, что они делают музей, и поэтому предмет исполнялся со тщанием, чтобы экспозиционные материалы понравились другим - как молодой смене студенчества, так и школьникам, которые должны были прийти потом сюда (и приходили - класс за классом).
И при этом надо было добиться эмоционального восприятия гостями экспозиции музея, и переработки воспринятого в сознании реципиента, и формирования выводов для себя, так как прямого воздействия материальные предметы на органы чувств оказывать не могут.
Еще К.Д. Ушинский утверждал, что только чувствами можно воздействовать на чувства, только характером можно образовать характер. Так, если нашим студентам предлагается в историко-культурологическом музее кафедры экспозиция и отдельные ее экспонаты с намерением сформировать у молодежи соответствующее отношение к этому, то, конечно, не демонстрируемое является средством воспитания, а та деятельность, которая осуществляется воспитанниками, чтобы воспринять и осмыслить увиденное. Эта деятельность может проходить как в различных формах учебных действий, так и в игре или в труде, либо осуществляется в специально организованном общении воспитателя со своими питомцами. Совершенно очевидно, что простой осмотр воспитанниками экспозиции, как правило, не вызывает у них желаемых эмоций и мыслей. Это мы исследовали ряд лет. Воспитывает, следовательно, не экспозиция сама по себе (какой бы она ни была масштабной и впечатляющей), а деятельность, выполненная воспитанниками и вызывающая у них определенные чувства и отношения. Так, из 568 студентов, побывавших за последние три года в нашем музее без какой-либо целевой установки, следовательно, не занятых работой ума и души, только 87 (15,3%) могли рассказать сколько-нибудь обстоятельно об отра-
женных на экспозиционных планшетах фактах, событиях, о делах и помыслах людей; а 139 посетителей (24,5%) сохранили в памяти лишь некоторые факты, а у 342 человек (60,2%) остались только смутные воспоминания. И совсем иные результаты были у 653 студентов, которые выполняли в музее учебные задания, работали в нем экскурсоводами, оформителями, организаторами лекций и бесед, вводя в курс дела студентов нового набора, подбирали в библиотеке музея из газет, журналов, различных альбомов и монографий материалы для рефератов или курсовых работ. Большинство (619 чел. - 94,7%) поработавших в музее получили яркие впечатления от экспозиционных материалов и накопленной обширной литературы, а также подлинных документов, экспонатов и муляжей. Характеризуя свое отношение к кафедральному музею, студенты выражали свои чувства удивления и восторга многими историческими фактами, восхищения находчивостью, смелостью и мужеством многих борцов, их высокой нравственностью, человечностью.
Следуя теоретическим положениям отечественных и зарубежных педагогов и психологов (К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Д. Брунер, В.И. Журавлев, В.С. Селиванов и др.), мы испытали в образовательном процессе в качестве средств воспитания наряду с учением различные игры, а также производительный труд. Но, как заметил А.С. Макаренко, сами по себе труд, игра и учение являются, с воспитательной точки зрения, сугубо нейтральными процессами, способными влиять на человека как положительно, так и отрицательно. Воспитательную направленность и силу придает им, по В.С. Селиванову, «лишь их включенность в систему определенных человеческих отношений». А такое включение осуществляется через широкое общение в системах «студент-группа», «студент-педагог», «педагог-группа», когда имеет место вовлеченность в процесс общения всей личности педагога.
Прав был В.А. Сухомлинский, когда он говорил и писал о возвышающей роли такого труда, добровольного, во благо других, труда, оставляющего след в сердцах людей: «Человек рождается не для того, чтобы бесследно исчезнуть никому не известной пылинкой. Человек рождается для того, чтобы оставить по себе след вечный. Человек оставляет себя прежде всего в человеке. В этом наше бессмертие. В этом высшее счастье и смысл жизни. мы оставляем в человеке свою кра-
соту, идеалы, преданность высокому и возвышенному».
Общение между воспитанниками подразделяют на свободное и ролевое. Свободное общение осуществляется исключительно по желанию, для удовлетворения потребностей в нем. В ролевом общении (в семье, учебном заведении, в спортивной секции и т. п.) роли воспитуемого или учащегося заранее определены - он имеет определенные права и соответствующие обязанности. В нашей работе со студентами при создании кафедрального музея и организации его работы было и сейчас имеется немало ролей: информатор о наших деловых контактах с иностранными гражданами, деловыми людьми, профсоюзными объединениями, зарубежными университетами и студентами и т. п., организатор переписки, активист инициативной рабочей группы, член совета музея, руководитель секции, экскурсовод, фотограф, художник-оформитель и т. д.
По характеру отношений между участниками педагогического общения, в частности между преподавателем и обучающимся, выделяют разные стили общения:
1) авторитарный;
2) демократический;
3) либеральный.
Испробовав в образовательном процессе все эти стили, мы находим наиболее приемлемым из них демократический стиль, о чем свидетельствуют также и отзывы студентов.
Значение материалов кафедрального музея для развития личности студента
Куда направить физические и духовные силы молодежи? Нужно дать им возможность творить. Мы, собрав и духовно объединив для создания музея, этой многогранной деятельности, в которой физическая работа, умственный труд, преодоление трудностей и взаимопомощь были слиты воедино, дали возможность и студенту-новичку, и старшекурснику, общаясь в общем деле, лучше познать друг друга и каждому проявить, утвердить свое «Я». Поскольку при совете музея было создано несколько секций, и в каждой - немало активно действующих наших помощников, пожалуй, лучше сказать коллег, возможностей для полноценного человеческого общения как прежде, так и сейчас достаточно.
Газетно-журнальные материалы, брошюры, книги, толстые тома и солидные фолианты библиотеки нашего музея постоянно находятся в работе, в «общении» с молодежью. Они как старшие мудрые друзья дарят много нашим питомцам, ведущим вместе с препода-
вателями научные поиски, осваивающим пласт за пластом эту книжную целину, хранящую духовные богатства.
Автор как руководитель и исполнитель данного исследования привлек для организации научной работы студентов в библиотеке многих преподавателей. В этом преуспели Т.А. Остудина и И.Н. Ефименко, кандидаты наук, доценты. Имея богатый педагогический опыт, сами занимаясь научными исследованиями по проблемам гуманитаризации высшего технического образования, они, обучая, вводят своих студентов в курс доступных для них сторон исследовательской работы.
Проводя многие учебные занятия своих питомцев в кафедральном музее, давая им всем возможность познакомиться с его экспозицией и литературой, мы советуем выбрать из этого богатства то, что является актуальным и интересным, но также и посильным для студентов по языку и соответствующим уровню их развития. Обучающиеся успевают прочесть за год на иностранном языке много разных материалов, задуматься над массой серьезных вопросов социального, экономического и политического характера, познакомиться с историческими событиями, с видными политиками, с деятелями культуры, литературы, искусства европейских государств, с экономическими особенностями немецкоязычных стран, с историей развития городов и т.п.
Прочитав и хорошо осмыслив выбранные материалы, наши студенты способны подняться на более высокую ступень общения, чем это было в группе. Мы обеспечиваем им затем общение на уровне курса, факультета, университета. Обучаемые, стремясь к самовыражению, откликаются на предложения преподавателя сделать на иностранном языке сообщение по прочитанным материалам, принять участие в подготовке факультетской конференции (найти наглядные материалы, сделать таблицы, нарисовать плакаты, изготовить рекламного характера объявления и т. п.) или даже выступить с научным докладом на межвузовской областной или городской конференции - будущий инженер должен иметь потребность и возможность совершенствовать свои интеллектуальные способности. Все это воспитывается с ранних лет обучения и должно проходить через всю общеобразовательную и профессиональную подготовку специалиста. Важнейшим элементом такой организации является соревнование, состязательное поведение обучаемых. Мир знаний, мир интеллектуальной жизни создается бла-
годаря тому, что в основе лежит «роскошь человеческого общения».
Совершенствуя учебно-воспитательную работу в вузе, мы не забываем о такой категории обучающихся, как соискатели и аспиранты. Готовя группы молодежи к сдаче кандидатского минимума, мы уже в течение многих лет вводим в программу занятий в качестве видов учебно-воспитательной работы (на базе общественно-политических и страноведческих материалов) подготовку политинформаций и сообщений по газетным текстам, проведение групповых и межгрупповых конференций по общественно-политической тематике, поиски (по публикациям) новых зарубежных корреспондентов.
Кроме того, мы организуем «выход» аспирантов к студентам: участие в проведении студенческих олимпиад, подготовка материалов для студенческой стенной печати, проведение политинформаций, сообщений и даже практических занятий (об опыте подобной работы пишут и другие авторы). Известно, что определение молодежи в сфере своих профессиональных и других духовных интересов не может происходить само по себе. Тут нужна соответствующая работа старших поколений. При этом требуется высокое знание, большое число учебных ситуаций и разнообразие преподавательских сил. Его мы и стремимся обеспечить.
Есть «крылатые слова»: «Воспитать личность может только личность». Поэтому мы даем молодежи возможность столкнуться с личностями - выпускниками, хорошо овладевшими иностранным языком, основательно знающими свое дело и умеющими о нем увлеченно рассказывать, обладающими также богатым культурным потенциалом, поэтому способными обрисовать нашим студентам культурную жизнь страны изучаемого языка.
Такие встречи студентами запоминаются, надолго оставляют след в душе. А для аспирантов и соискателей они являются хорошей педагогической практикой: становясь на место обучающего, каждый не раз посмотрит на себя отстраненно, как бы глазами другого («А все ли я могу? То ли делаю и говорю? Уложусь ли во время?»). Подобная практика в техническом вузе очень полезна, так как потом, когда молодые кандидаты наук придут в студенческую аудиторию читать порученный курс лекций, они уже будут иметь определенный педагогический опыт.
Оптимально ли используются богатства экспозиции музея и его библиотека? О том можно судить по учету выдачи литературы, по
числу экскурсий и посетителей, но это, мы полагаем, больше внешние, поверхностные наблюдения; более глубокий анализ получим, если предпримем изучение того, как студенты «пропускают» духовные богатства через свой ум и сердце, когда посмотрим на то, как идет развитие личности обучаемых. Совершенно прав В.А. Сухомлинский, утверждая: «Нет чтения - нет и духовного единства воспитателя и воспитанника, воспитатель не знает личности своего воспитанника».
И в нашем случае можно видеть, что ознакомление с материалами музейной библиотеки выводит на очень актуальную и интересную гуманитарную тематику (это и является одной из важнейших задач нашего педагогического исследования). Вот, например, темы некоторых написанных на русском языке (по иностранным источникам) рефератов (руководитель Т.А. Остудина): «Место пожилых людей в обществе», «Сотрудничество Германии со странами третьего мира», «Европейское экономическое сообщество», «Маастрихт»: история и современность», «Чума» XX века (СПИД, рак, наркомания)», «Компьютер и ...».
Получив от преподавателя все наставления и доступ к богатым немецкоязычным источникам, обучаемые легко берутся за темы рефератов на немецком языке. Среди хранящихся на кафедре студенческих работ, выполненных на изучаемом иностранном языке (кстати, таких большинство), особенно выделяются: «Из ранней истории города Берлина» (Ю. Карнакова), «История Берлина» (А. Под-тяжкин), «Берлин - столица ФРГ» (В. Котов), «Почетные граждане города Берлина - блеск и тени немецкой истории» (О. Карелина); названные работы, являясь близкими по тематике, освещают разные стороны городской жизни - Ю. Карнакова пишет о возникновении города из двух рыбацких поселений на реке Шпрее (Кельна и Берлина), А. Подтяжкин заинтересовался вопросами культуры - театры, архитектурные достопримечательности
немецкой столицы, а В. Котов обращается к государственно-политическому устройству Берлина как субъекта федерального государства, О. Карелина подготовила работу о некоторых почетных гражданах Берлина - немецком теоретике военного дела Герхарде Шарн-хорсте, участнике борьбы с наполеоновской армией Людвиге Бойене, писательнице Анне Зегерс, известной своими антифашистскими и антимилитаристскими произведениями, первом немецком космонавте Зигмунде Йене, канцлере ФРГ Гельмуте Коле, «прорабе» германского единства, и др.
Представляют интерес реферативные работы А. Шелехина «Иностранцы в Берлине», Т. Воронковой «Конверсия в Германии», О. Внуковой и С. Зуболей «Жилищная политика в ФРГ». Они довольно хорошо написаны и отличаются оформлением - таблицы, схемы, диаграммы, рисунки, репродукции и т. п.
Студентку Е. Кукузееву заинтересовала тема «Женщины в политике». Ей удалось найти данные о том, где, в какой стране женщинам впервые удалось добиться права избирать и быть избранной (Новая Зеландия -1893 год), а где этого права добились только столетие спустя (Лихтенштейн - 1984 год), а также о возрастной политической активности женщин (например, во Франции в 1953 году не интересовались политикой 60% француженок, а в 1978 году уже только20%). Е. Кукузеева приводит в своем реферате данные о том, как представлены женщины в европейском парламентах и, в частности, в бундестаге, где 136 депутатских мандатов принадлежит женщинам, но вместе с тем это только 20%.
Совершенно особое место, как нам думается, занимает в умах наших студентов тема российских немцев. Тема актуальная. Достаточно напомнить, что в Омской области российские немцы по численности - на втором месте среди других этнических групп. В нашей области создан немецкий национальный район с центром в Азово, где правительство ФРГ финансирует многие программы - экономические, культурные, образовательные.
В 1994 году студентки факультета экономики и управления. А. Орлова и Л. Прокудина, поработав по газетным материалам, написали реферат «Александерталь». В нем они отразили историю коренного немецкого поселения на Волге. Студентки пишут о том, кто и когда управлял колонией, какие она имела культурные учреждения, каков был стиль жизни и уровень экономического развития. Сталинские репрессии и многое другое привели к тому, что колония Александерталь оказалась вскоре последней среди подобных. И автор одной газетной публикации пишет: «Едва ли сейчас наберется десяток человек, для которых Александерталь был родным краем».
А. Орлова и Л. Прокудина, войдя во вкус тем, берутся через год с Е. Бетцольд и Н. За-боевой за новое, более серьезное дело. Под научным руководством доцента Т.А. Остуди-ной названные студентки выполнили огромную работу. Изучив на немецком языке различную литературу, систематизировав материал, подобрав подходящие фотоиллюстрации или репродукции, а также подготовив ри-
сунки, они сделали большой и содержательный реферат «Российские немца: вчера и сегодня».
50 страниц этого реферата свидетельствует о том, что студенты многому научились у нас: как работать с научной литературой, вести реферирование, подбирать наглядные материалы и т. п. Они показали здесь свою интеллектуальную зрелость, и приобретенные умения им пригодятся в будущей работе или научных исследованиях.
Вопросами религиозной жизни и религиозной культуры российских немцев заинтересовался студент третьего курса Б. Бердюгин. Он пишет в реферате «Религиозность и церковная жизнь российских немцев» о появлении в России первой лютеранской общины со своей кирхой (1576 год), затем евангелистской (1832 год). В реферате идет речь о необходимости возрождения церквей и соборов. Реферат написан доступным языком и хорошо иллюстрирован ценными репродукциями.
Студенты А. Вечканова и О. Семенов, обучающиеся на факультете экономики и управления, заинтересовались экономическими вопросами США. Поработав в библиотеке нашего музея, они нашли в немецких журналах «Работодатель» немало полезной информации для себя как будущих экономистов: воспитание у американцев чувства национальной гордости, подготовка профессиональных кадров, проблемы занятости и безработицы, товары и услуги и т. п. Студенты А. Вечканова и О. Семенов написали затем хороший реферат «Мозаика экономической жизни США».
С материалами названного выше немецкого журнала серьезно поработали другие студенты - О. Квашина и Н. Дудина. Они - в будущем менеджеры - заинтересовались тем, как поставлено в Европе рекламное дело. С работой справились, как считают наши коллеги, неплохо. Можно этот реферат предлагать студентам других групп.
Хочется охарактеризовать здесь работу одного научного кружка, насчитывающего около пятнадцати человек. Студенты, работая с архивами секции внешних отношений нашего музея, задумали написать реферат «Письма немецких антифашистов» (научное руководство И.Н. Суслова). Тема реферата была актуальна и важна: хотелось показать содержание собранных у нас в немалом количестве писем немецких антифашистов, проанализировать и лучше осмыслить этот богатый материал.
Реферат подготовили силами обучающихся на факультете автоматизации ОмГТУ (раз-
ных групп и курсов). Над ним работали первокурсники, а также студенты второго и пятого курса, выполнившие немало переводов или кратких аннотаций многих писем, следовательно, в реферат вошли не потерявшие актуальности материалы, с которыми знакомились наши студенты еще в 1983 году. Авторами его являются М. Малющук, Н. Капуста, В. Никифорова, Е. Вагина, Е. Борхардт, Я. Неверова, Т. Заика, Е. Дружинина, И. Гатина, Е. Пшеницына.
Искусно воспитывать, значит, достигать такого уровня развития обучаемых, чтобы их знания были всегда «в движении, чтобы знания проходили через духовную жизнь коллектива, включались в отношении долга и дисциплины, дружбы и ответственности». Все эти важнейшие качества личности наши педагоги сформировали у этих студентов. Они и определили уровень проведенной работы. К примеру, при подготовке реферата было использовано много литературных источников (более 40) - главным образом, на немецком языке. Однако основными источниками этой работы были подлинные письма немецких антифашистов. Для оформления данной работы студентами были сделаны фотокопии документов, фотографий и других материалов, муляжи листовок, плакатов, объявлений гестапо о розыске «государственных преступников».
В работе предпринята попытка представить описание истории немецкого рабочего и антифашистского движения в лицах (история не бывает безликой, и трагичны те времена, когда ее пытались обезличить), поэтому здесь показаны наши зарубежные корреспонденты или их соратники на фото или рисунках. При этом кратко очерчивается жизненный путь ветеранов-антифашистов. В ряде случаев прослеживается, как из прошлого тянется нить в сегодняшний день.
Работа получилась объемной (69 страниц) и качественной - на областном конкурсе студенческих рефератов в 1989 г. Заняла первое место. Студенты были награждены грамотой молодежной организации.
Среди других творческих работ студентов значительными являются рефераты краеведческой тематики. Например, Ю. Теряев и В. Ткаченко изложили на немецком языке историю Сибири. Наряду с показом природногеографических характеристик студенты дали материалы об этапах освоения сибирского края, о росте населения каждого региона и др.
Помнится, осенью группу студентов деканат направил сначала мыть окна и панели, но мы пригласили их в наш «оформительский
цех». Работая здесь вместе с преподавателями, они говорили, между прочим, что мытье панелей и окон дело легкое, но скучное, а здесь, правда, труднее, сложнее и ответственнее операции, но интереснее.
«В чем же интерес?» - полюбопытствовали мы и порадовались, выслушав ответы:
«Так тут же за два дня я увидел и узнал о Германии столько, что за все годы учебы в школе не смог узнать»;
«А мне нравиться то, что здесь, прежде чем оформить планшет, надо много раз попробовать разные возможности, различные варианты перебрать»;
«Тут дух творчества! Никакого шаблона. И у нас все получается. Ставим личное клеймо». Это означало, что они аккуратно ставили свои росписи на выполненном.
В музее студенты собирались часто на репетиции, когда разучивались вокальным ансамблем немецкие народные песни. И еще было видное дело: студент второго курса Владимир Белон осуществил здесь совместно с Наташей Рашовой и другими девушками запись видеописьма нашему немецкому корреспонденту и другу доктору Петеру Фретвур-сту постоянно присылавшему нам много вырезок интересных газетных публикаций.
Вокальный ансамбль «Песни немецкого народа» как форма учебной, воспитательной и нравственной работы среди студенчества существовал немало лет в Омском техническом университете, а потом оказался привлекательным и полезным в другом вузе города -в Сибирской государственной автодорожной академии (СибАДИ), где сначала студенты-первокурсники, а потом второй и третий курс влились в него. Сделав весной 2004 года сообщение на студенческой научной конференции о песнях немецкого народа и сопроводив его хоровым или сольным исполнением ряда песен, участники ансамбля заинтересовали своим сообщением слушателей и сами получили большое удовлетворение от того, что вызвали к своему делу интерес и доставили радость другим. Эта работа студентов была замечена и отмечена приказом ректора Си-бАДИ благодарностями, дипломами и даже денежными добавками к стипендии. Поощрения заслужили следующие обучающиеся:
Есипов Евгений;
Егубов Вадим;
Булатова Светлана;
Бочарова Наташа;
Черноскутова Марина;
Гаврилова Клавдия;
Котелина Елена;
Ковалева Светлана;
Муратчина Раиса;
Украинцева Полина.
Заключение
Подводя итоги, следует подчеркнуть, что успех этого большого дела был обеспечен благодаря применению разработанной педагогической технологии.
Библиографический список
1. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: Учеб. Пособие.-Москва-Ростов-на-Дону: ТЦ «Учитель», 1999. - с.466.
2. Меняев А.Ф. // Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Российское педагогическое агентство, 1996. - с.238-246.
3. Выготский Л.С. Собр.соч. - Т.1. - с. 103.
4. Советская педагогика. - 1985. - №6.
5. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. -М.: Роспедагентство, 1996. - с.406.
6. Музей и общество на пороге XXI века: Материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 120-летию Омского государственного историко-краеведческого музея. - Омск, 1998. -с.204, 223.
7. Суслов И.Н. Педагогические основы гуманитаризации образовательного процесса технического вуза: Монография. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 1998. - 170с.
8. Общество. Человек. Экономика. Культура: Мат. Всерос. Научно-практ. Конференции. - Омск: Вестник Омского университета. - Спец. Вып. 2,
1997. с.96.
9. Селиванов В.С. Основы общей педагогики.- М., 2000. - 336с.
10. Антилогова Л.Н., Воронов Е.А., Тягун А.Н. Этико-психологические аспекты профессионального управления коллективом: Монография. - ОмГТУ, ОмГПУ, 1998.-с.107.
Cultural aspect in foreign languages teaching (experience of technical higher schools)
I. N. Suslov
The main tasks of secondary and higher schools are to make students ready for joining European culture, therefore intercultural aspect should be necessarily presented in the teaching process. Teachers should get their students acquainted with European culture including language culture. Otherwise our students will not be competitive in the European market. Training singlefunctioned specialists can be considered the yesterday of education. Today we need broadly cultured specialists who know European languages, culture and history. The author of the present articles shows the ways of solving these problems in
some of the Omsk technical higher schools, par- Суслов Иван Николаевич - канд. пед. наук, ticularly, Technical University and SibADI. проф. кафедры иностранных языков Сибирской
государственной автомобильно-дорожной академии.
ПРЕИМУЩЕСТВО МАГИСТРАТУРЫ - ПОВЫШЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ
В.Н. Кузнецова
Аннотация. В статье приведен краткий анализ преимуществ двухуровневой системы высшего образования, реализуемой в СибАДИ, с точки зрения кадрового потенциала академии и повышения академической мобильности студентов.
Ключевые слова: магистратура, двухуровневой системы высшего образования, академическая мобильность, аспирантура/
Введение
В России звание «магистр» вводится указом Александра I от 24 января 1803 года «Об устройстве училищ». Тогда же были введено звание доктор, а позднее и кандидат. Магистр занимал промежуточное положение между кандидатом (лицо, закончившее университет с отличием) и доктором. Право «давать учёные степени или достоинства» предоставлялось пяти университетам: Московскому, Дерптско-му (Юрьевский, позднее Тартуский), Казанскому и Харьковскому, а также руководствовавшемуся отдельным уставом Виленскому университету. Позднее право присуждать учёные степени получили университеты в Варшаве, Киеве, Санкт-Петербурге. 20 января 1819 года императорским указом было принято «Положение о производстве в ученые степени», унифицировавшее систему учёных степеней и требования к ним в заведениях, подведомственных Департаменту народного просвещения.
Реализация целей и задач магистратуры
В наши дни после присоединение к Болонскому процессу в России вводится двухуровневая система образования. Обучение в магистратуре возможно только после получения степени бакалавра или специалиста. В Сибирской государственной автомобильнодорожной академии (СибАДИ) магистратура реализуется по ряду направлений и магистерским программам подготовки. Целью обучения в магистратуре СибАДИ является подготовка граждан к самостоятельной деятельности, требующей инновационного подхода, широкого образования в соответствующем направлении и углубленной профессиональной специализации, владения навыками научно-исследовательской и научно-
педагогической работы. Диплом магистра позволяет его обладателю претендовать на руко-
водящую должность, работать в области аналитики или в исследовательской сфере.
Подготовка магистров производится на факультете «Магистерской и послевузовской подготовки» СибАДИ. Руководство магистерской программой по конкретному направлению осуществляется научным руководителем магистерской программы. Это высококвалифицированные специалисты, доктора наук и профессора, имеющие огромный опыт преподавания (таблица 1) в вузе.
Как известно, основными целями Болонской декларации являются: развитие мобильности выпускников вузов с возможностью трудоустройства; формирование и укрепление интеллектуального, культурного, социального и научно-технического потенциала Европы, повышение престижности в мире европейской высшей школы; повышение качества образования; повышение центральной роли вузов в развитии европейских культурных ценностей, в которой они рассматриваются как носители европейского сознания.
Достижение этих целей невозможно без глубокого знания иностранных языков. Учебными планами подготовки магистров СибАДИ предусмотрена углубленная подготовка студентов по основным видам речевой деятельности иностранных языков. В области аудирования - понимание развернутых докладов и содержащейся в них сложной аргументации по тематике профессиональной деятельности. В области чтения - понимание больших сложных текстов по профессиональной тематике и специальных статей и технических инструкций большого объема, даже если они не касаются сферы деятельности. В области говорения -довольно свободное участие в диалогах, активное участие в дискуссии по знакомой проблематике, обоснование и отстаивание своей точки зрения; умение понятно и обстоятельно