Научная статья на тему 'Региональные учебные пособия по иностранным языкам в образовательном процессе вуза'

Региональные учебные пособия по иностранным языкам в образовательном процессе вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
140
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ / РЕГИОН / НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА / ЭТНИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / REGIONAL COMPONENT / REGION / NATIONAL CULTURE / ETHNIC CULTURE / CULTURAL KNOWLEDGE / EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Суслов Иван Николаевич

Принцип региональности представляет собой средство решения ряда возможных задач гуманизации образования. Региональный компонент в вузовском образовании призван обеспечить преодоление актуального сегодня кризиса национально-культурной идентичности, укрепление связей человека со специальным и культурным миром, воссоединение с культурой своего и других народов, восстановление референтной роли национальной и отечественной гуманитарной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Суслов Иван Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regional course books for teaching foreign languages

Methodological substantiation of devising regional course books on language study in technical school is presented. Possibilities to use local history materials for developing system of regional course books (related to Siberia) are shown. Exercises and different intellectual tasks are described.

Текст научной работы на тему «Региональные учебные пособия по иностранным языкам в образовательном процессе вуза»

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (88) 2010

УДК 378.14

И. Н. СУСЛОВ

Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия,

г. Омск

РЕГИОНАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ ПО ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА____________________________________________________

Принцип региональности представляет собой средство решения ряда возможных задач гуманизации образования. Региональный компонент в вузовском образовании призван обеспечить преодоление актуального сегодня кризиса национально-культурной идентичности, укрепление связей человека со специальным и культурным миром, воссоединение с культурой своего и других народов, восстановление референтной роли национальной и отечественной гуманитарной культуры.

Ключевые слова: региональный компонент, регион, народная культура, этническая культура, культурологические знания, образовательный процесс.

Принцип региональности зиждется на понятии «родина». Родина — это пространство, к которому человек имеет особую тесную привязанность благодаря рождению или продолжительному проживанию.

1. Региональный компонент в вузовском образовании

Государственные образовательные стандарты состоят, как известно, из федерального и регионального компонентов, представляющих собой инвариантную и вариантную части. Инвариантная часть предусматривает определенный уровень знаний, умений и навыков по всем учебным предметам, а вариативная обеспечивает удовлетворение образовательных потребностей и интересов регионов страны.

«Регион» — географическое понятие, обозначающее, как правило, периферийные территории (край, округ и т.п.), но в разных странах его содержание различно. Комитет сотрудничества по муниципальным и региональным вопросам и Конференция местных и региональных властей Совета Европы определяет регион как «сообщество людей на наибольшей территориальной единице в каждой стране» [1, с. 95].

Традиционную народную культуру, обычаи в их историческом развитии значительно эффективнее преподавать во взаимосвязи разных этнических культур. Таким образом, не только расширяется кругозор учащихся, но и закладываются основы для межнациональной и межконфессиональной терпимости и дружбы [2, с. 78].

Основные задачи регионального компонента:

— социальная адаптация личности к социокультурной среде, в которой она должны реализовать свои личностные и профессиональные качества;

— овладение кругом специальных и культурологических знаний, манифестирующих личность («идентичность») как представителя социокультурного сообщества;

— формирование творческих способностей личности на основе стимулирования познавательного интереса.

Решение этих задач коррелируется с моделью гуманитарно-ориентированного специалиста, разви-

тием его личностных и творческих качеств [3, с. 26] и с основными функциями высшего образования. Использование местного краеведческого материала для расширения информационного, мировоззренческого, интеллектуального и эмоционального поля студентов способствует удовлетворению образовательных потребностей студентов.

Региональный компонент в вузе призван обеспечить преодоление актуального сегодня кризиса национально-культурной идентичности, укрепление связей человека с социальным и культурным миром, воссоединение с культурой своего и других народов, восстановление референтной роли национальной и отечественной гуманитарной культуры [3, с. 165].

Высшее образование транслирует культуру; овладевая ею, человек не только адаптируется к условиям постоянно изменяющегося социума, но и становится способным к неадаптивной активности, позволяющей выходить за пределы заданного, развивать собственную субъектность и приумножать потенциал мировой цивилизации [4, с. 77].

Культурологический подход к отбору содержания высшего образования требует повышения статуса гуманитарных дисциплин, их обновления, освобождения от примитивной назидательности и схематизма. Учет культурно-исторических традиций народа, их единство с общечеловеческой культурой — важнейшее условие конструирования новых учебных предметов и программ в высшем учебном заведении.

Проблема совершенствования приобретенных знаний, навыков и умений в настоящее время представляется чрезвычайно актуальной и, как показывает практика, принципиально разрешима при условии интегрирования иностранного языка в процесс профессиональной подготовки специалиста технического вуза в рамках системы непрерывного языкового образования.

Наибольший отсев обучающихся в вузах дают, как свидетельствуют многие исследования, такие учебные предметы, как математика, физика и иностранный язык. И дело тут не в трудности этих дисциплин, а в том, что студент часто плохо себе представляет их место в своей будущей профессиональной деятельности, ему кажется, что успеваемость по этим

предметам не имеет никакого отношения к будущей узкоспециальной квалификации [5]. Среди мотивов успешного изучения иностранного языка может быть то, что обучающийся получает для чтения доступные тексты, отражающие содержание будущей профессии. Кроме того, студента могут заинтересовать тексты о родном крае — селе, городе, области. В. Н. Столетов пишет, что на уроках истории внимание и интерес обучающихся значительно повышается, если учитель начинает говорить об истории родного края [6].

«Учебник Родиноведения для школ Западно-Сибирского учебного округа» — такое издание осуществил в 1916 г. наш земляк А. Н. Седельников. В предисловии автор пишет: «Чтобы быть полезным членом своей Родины и государства, необходимо с ранних лет изучать свою Родину; изучая ее, мы научимся более любить и ценить свое отечество». Родинове-дение понималось как особый предмет, особенно в младших классах, он должен был «подавить» другие предметы. «Вскоре убедились, однако, что родинове-дение ... есть скорее метод, которым надо пользоваться при преподавании всех других предметов» [7, с. 136]. Поэтому кафедра иностранных языков СибАДИ, готовя учебные пособия по языковым дисциплинам о Сибири [8], опросила (письменно) немало групп разных факультетов о том, какие темы интересуют студентов. На вопросы анкеты мы получили данные, что молодежь интересуют: 1) развитие современных промышленных предприятий в Омской области; 2) история освоения Сибири Ермаком с сотоварищами; 3) развитие духовной культуры сибиряков;

4) технические достижения сибирских инженеров;

5) люди, которые живут в Сибири, их участие в войне с фашизмом; 6) Сибирь сегодня и завтра; 7) история и культура первых сибирских городов (Тюмень, Тобольск, Тара), их влияние на освоение и развитие сибирских просторов; 8) значение наших городов не только для сибиряков, но и для России в целом; 9) памятники архитектуры и др.

2. Знания о родном крае -в студенческую аудиторию

Обучение — основной путь и средство получения образования. В процессе обучения реализуются цели образования, а также осуществляется воспитание. Таким образом, воспитание и обучение — это две стороны единого процесса формирования личности. Взаимосвязь единства воспитания и обучения не означают их тождества. Эти процессы имеют свою специфику, свои задачи, формы и методы их осуществления. Обучение направлено в основном на вооружение учащихся знаниями о природе и обществе. Воспитание же имеет целью, прежде всего формирования у учащихся моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения. Обучение организуется и проводится в основном на занятиях, в то время как воспитание осуществляется под влиянием

широкого потока воздействий. Это многофакторный процесс. На формирование и развитие личности студентов влияют и учебное заведение, и семья, литература и искусство, кино и театр, радио и телевидение, вся наша российская действительность. Обучение — могучее средство воспитания молодого поколения, но оно одно не может обеспечить успешное решение всех задач всестороннего развития личности. Необходима целенаправленная работа преподавателя, и от качества этой работы будет зависеть воспитание нашей молодежи, ее будущее, и будущее всей страны.

В последнее время, обсуждая приоритеты современного образования, много внимания уделяют «воспитанию патриотизма» (Околелов). Мы считаем, что это один из важнейших аспектов образования и формирования личности студентов. К сожалению, большинство из них владеют малой толикой информации о своей Родине, а тем более о родном крае, где они живут.

«С чего есть пошла русская земля?..» — гласит одна древняя летопись. А нам впору воскликнуть: «С чего пошла русская Сибирь?».

Опросы показывают, что наша молодежь плохо знает свою малую родину. Для нас, омичей, малая родина то, с чего начиналось русское освоение сибирских просторов. Это, прежде всего, златоглавый Тобольск — стольный град зауральского кусочка России и древняя столица русской культуры в Сибири. Далее, Тара — самый древний город Омской области, прародительница многих русских крепостей и станиц в Прииртышье.

В анкетных листах студенты пишут о смехотворных «фактах». Так, Тобольск у них расположен на реке Тобол, хотя он находится на высоком правом берегу Иртыша, как и Омск. «Т обольск находится на севере, туда ездят на заработки»; «Я родился и жил в Тобольске, но написать о нем ничего не могу».

А вот о Таре: «Это северный город с красивыми проспектами и парками, большими супермаркетами». Сразу понятно, что это выдумка, отписка. И респондент не только не бывал в Таре, но и ничего о ней не читал. А почитать есть что: история и культура Тары богаты.

Табл. 1 показывает, что высокий уровень познаний о городах нашего края имеет ничтожно малый процент обучающихся, средний уровень также отмечен незначительным количеством обучающихся (3 — 7 процентов). А вот низкий уровень познания проявило большинство обучающихся омских технических вузов: 91 — 96 %. Было опрошено при этом свыше 350 студентов разных факультетов и специальностей.

Большое удивление и интерес вызывают у студентов краеведческие материалы, в которых представлены яркие, познавательные факты о людях, культуре, истории родного края. В настоящее время имеются прекрасные возможности для знакомства с ранее не доступными читателю сведениями о прошлом и настоящем Омска и Омской области, а также Сибирского региона в целом. Огромная заслуга в публика-

Таблица 1

Знания студентов о сибирских городах

Курс обучения Уровень знаний студентов

Высокий Средний Низкий

Первый курс (150 чел.) 1 % студ. 3 % студ. 96 % студ.

Второй курс (100 чел.) 2 % студ. 4 % студ. 94 % студ.

Третий курс (100 чел.) 2 % студ. 7 % студ. 91 % студ.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (88) 2010 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (88) 2010

ции и распространении этих ценнейших материалов принадлежит известным сибирским исследователям Сибири [9].

Множество интереснейших открытий из истории нашего края, представленных в многочисленных публикациях авторов, могут и должны, по нашему сомнению, быть широко использованы в образовательном процессе вуза. Именно такой материал может стать источником серьезных размышлений обучающихся о судьбах своего города и его людях. А это, в свою очередь, является одним из важных факторов, влияющих на формирование у студентов чувства патриотизма, своей причастности и любви к истории родного края.

Кроме того, и преподаватели вузов, овладев региональной тематикой, могут разрабатывать пособия по разным дисциплинам. В Омске такой пример подали преподаватели русского языка, разработав и издав сборник упражнений для учащихся 5 — 9 классов «Омск и история Сибири на уроках развития речи». Позже были созданы наши пособия [8], которые, по оценкам студентов и вузовских преподавателей, оказались полезными и эффективными.

Нами были проинтервьюированы студенты ряда учебных заведений — университетов (Омского и Сургутского) и технических вузов, которые уже обучались по региональным материалам [8].

Что говорили обучавшиеся? Приведем некоторые примеры: «Пособие понравилось. Оно мне было доступным. Я узнала много интересного из истории нашей Родины и Сибири, а то, что я и раньше знала, было освежено в памяти. Это очень важно для меня как будущего менеджера по туризму»; «очень интересны и полезны иллюстрации к текстам пособия, они дают более надежное представление о читаемом»; «пособие помогает совершенствовать знания и умения по немецкому языку и узнать новое об истории, культуре нашего края, расширить кругозор, и это актуально для нашей специальности: оно дает дополнительные сведения по краеведению»; «пособие яркое, тексты носят познавательный характер, для некоторых групп — почти профессиональный»; «мне пособие «Сибирь — наша родина» понравилось: дана полезная и интересная информация, особенно для нашей профессии»; «в пособии много сведений по краеведению, хорошо, что есть задания и упражнения к текстам»; «пособие полезно для специальности «Социально-культурный сервис и туризм» [10].

А студенты Сургутского университета, отмечая важность и полезность учебного пособия «Сибирь — наша родина», вместе с тем ждут следующего его издания с цветными иллюстрациями.

Одним из принципов Закона об образовании является защита и развитие системой образования региональных культурных традиций и особенностей. К настоящему времени, отмечает М.Ф. Пафова, эта проблема стала актуальной практически для всех регионов и территорий России. Эффективная реализация регионального принципа образования в технических вузах возможна в процессе преподавания языковых дисциплин [11].

При проведении опроса среди студентов 1—3 курсов нескольких технических вузов (СибАДИ, ОмГТУ, ОмГАУ), выяснилось, что знания о родном крае, своей малой родине носят весьма фрагментарный характер, при этом многие опрошенные осознают значимость подобных сведений для личностного развития и с сожалением замечают, что в школе им об этом не рассказывали (табл. 2). Предложенная студентам анкета содержала ряд вопросов:

1. Название родного города (села, деревни).

2. Год основания.

3. Какие выдающиеся люди родились или жили в нем?

4. Назовите действующие промышленные предприятия.

5. Перечислите объекты культуры, работающие с населением.

6. Что Вы хотели бы узнать о родном крае?

В настоящее время стала очевидной задача обновления содержания обучения иностранным языкам, как в средней, так и высшей школе. И средством обновления могут и должны стать краеведческие, региональные материалы по национальной культуре. Н. В. Барышников справедливо отмечает, что «доминирование иноязычной культуры в процессе обучения иностранным языкам может сослужить плохую службу» — выпускники окажутся неинтересными собеседниками для потенциальных зарубежных партнеров по общению или по бизнесу. Между прочим, этот же недостаток в русском образовании отмечал еще К. Д. Ушинский: «Все болезни и беды поумень-шились бы, если б в России вообще поднялся уровень знаний о России, если б мы добились хоть того, что наш юноша, оканчивая курс учения, знал о полусвет-ной России столько же положительных фактов, сколько знает о своей маленькой Швейцарии десятилетний швейцарец, оканчивающий курс первоначальной школы» [12].

Таким образом, возникает насущная необходимость включения регионального компонента (краеведческих материалов) при изучении гуманитарных дисциплин, что способствует активизации поисков материалов и накоплению знаний о родном крае обучающихся в городах и селах Омского Прииртышья. Решение данной задачи требует в свою очередь создания регионального модуля к рабочим программам по языковым дисциплинам. Разработка и адаптация подобного модуля помогает преподавателям легче ориентироваться при отборе тематического материала региональных учебных пособий созданных или создаваемых в настоящее время на кафедре, лучше видеть цели и задачи культурологической программы (табл. 3).

Для того чтобы совместная деятельность преподавателя со студентами была более продуктивной, а также для контроля достижения намеченной в учебной работе цели, в описываемый модуль заложены требования к уровню подготовки: базовый и продвинутый (табл. 4). Базового уровня должны достичь все обучаемые, продвинутый уровень является наиболее высокой целью, к достижению которой должны стремиться студенты. Поскольку способности в ходе учебной работы развиваются, приобщение к творческой деятельности увеличивает количество студентов, приближенных к продвинутому уровню.

Итак, на основе наблюдений за образовательным процессом, анкетирования, анализа организации системы обучения на кафедрах и других исследованиях определился такой вид обучения, который осуществляется по языковым рабочим программам и адаптированного к ним модуля интегрированных исторических, географических и социокультурных знаний. Проектирование и использование в учебной работе регионального модуля «Омское Прииртышье» дает возможность более глубокого осмысления роли человека в культурном наследии, в современном обществе, позитивного опыта поколений, взаимозависимости людей и природной среды, единства географического положения и коллективных усилий человека, его труда и творчества.

Знание истории и культуры малой родины

Количество опрошенных студентов Ответили правильно на все вопросы Дали неполные и неверные ответы % верных ответов % неверных ответов

473 чел. 38 чел. 435 чел. 8,03 91,96

Таблица 3

Региональный модуль «Омское Прииртышье»

Объект ознакомления Содержание культурологической программы

1. Город Омск • Ввести обучающихся в круг событий, связанных с основанием областного центра; • Ознакомить студентов с деятельностью основателей первой и второй Омской крепости; • Показать, что представлял раньше наш город в историческом и социокультурном планах.

2. Город Тара • Познакомить студентов с историческими вехами старейшего города Омской области; • Показать студентам фотоальбом (слайды) о городе Таре, подготовить студентов к устному сообщению о нынешнем дне Тары; • Чтение текстов о значении этого города-крепости в освоении русскими землепроходцами прииртышских просторов; • Раскрыть высоконравственное начало поступков основателя Тары Андрея Елецкого и его соратников при строительстве города и в переговорах с ханом Кучумом; • Охарактеризовать культурную жизнь современной Тары.

3. Город Исилькуль • Показать значение сибирской железной дороги для развития промышленности и торговли данного региона; • Роль агрономов и садоводов-любителей в развитии сельского хозяйства.

4. Город Калачинск • Дать исторический очерк основания города Калачинска; • Проследить ход экономического развития.

5. рп Большеречье • Познакомить с ростом и развитием Большеречья (сначала как форпост Большерецкий, основанный в 1740 году на берегу Иртыша и Большой речки); • Рассказать о негативном отношении трудового крестьянства к белой армии Колчака; • Развитие культуры и естественнонаучных исследований в современном Большеречье.

Таблица 4

Требования к уровню подготовки обучающихся

Базовый уровень Продвинутый уровень

• Знать дату и историю основания Омска • Освоить важные краеведческие понятия и термины • Иметь представление о Прииртышье (географические и природные особенности) • Познакомиться с важнейшими памятниками истории и культуры Прииртышья • Освоить рекомендованную литературу об Омске, уметь рассказывать о прочитанной книге по краеведению, выражая при этом собственное отношению к узнанному • Выражать впечатления, полученные во время экскурсии в краеведческий музей или к городским историческим памятникам (в форме устного или письменного рассказа, чертежа, рисунка) • Осознать важность зеленых «оазисов» в жизни города • Уметь по предложенным иллюстрациям узнавать главные улицы и площади Омска • Знать основные промышленные и культурные объекты города, природные памятники региона • Пользуясь картой, совершить виртуальную поездку по городу Омску • Понятие памятник употребляется в широком смысле слова — не только как монументальный памятник или памятник архитектуры • Иметь представление о городе как уникальном явлении человеческой культуры • Усвоить знания о своеобразии архитектурного ансамбля Омска • Осознать значение памятников и исторических достопримечательностей в культурном пространстве современного города • Научиться отличать архитектурные и скульптурные объекты города • С помощью фотографий (рисунков) или видеоизображений уметь ориентироваться в родном городе или городе студенческих лет • Поиск и освоение тематической литературы (библиотека, Интернет-ресурсы) • Написание конспекта, аннотации, рецензии на книгу краеведческого содержания • Подготовка и проведение в студенческой группе презентации (устной, письменной, электронной) «Край, в котором я живу» • Составление целенаправленного маршрута движения экскурсионной группы по историческим местам Омска • Анализ проблемы сохранения памятников старины и зеленых насаждений — вчера, сегодня, завтра • Влияние промышленности и наукоемких производств на развитие города и области (1930 гг., ВОВ, 1970 гг.)

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (88) 2010 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (88) 2010

Таким образом, хорошо сконструированные учебные пособия регионального типа имеют высокую мотивацию обучающихся, вызывают у них профессиональный интерес; система упражнений данных учебных пособий обеспечивает включение человека в социальную целостность, чем определяется результативность обучения по ним.

Переход к гражданскому обществу в современной России знаменателен тем обстоятельством, что в последние годы в общественном сознании произошло признание значимости воспитания как приоритетной общенациональной ценности, что соответствует идеям и положениям выдающихся деятелей российской науки и культуры — В. М. Бехтерева, И. А. Ильина, К. Д. Ушинского. Так, В. М. Бехтерев одним из важных стимулов развития личности считал общественную деятельность в условиях демократического строя, полагая, что юношеству необходимо прививать «культуру социального героизма» (этому могут способствовать ролевые игры, ознакомление с жизнью, деятельностью и подвигами личностей, посвятивших свою жизнь героическому служению Отечеству). При этом ученый говорил, что отставание в воспитании означает утрату жизненных позиций везде и во всем. Русский философ И. А. Ильин, обосновывая приоритет воспитания, утверждал, что образование в России не должно отделяться от духовного воспитания ни в каких учебных заведениях. А К. Д. Ушинский справедливо считал, что «обучение само по себе, вне воспитания, есть бессмыслица, ничего, кроме вреда, не приносящая».

Сейчас общественным сознанием россиян создается модель состояния жизнедеятельности на фундаментальной базе демократии и гражданственности [13].

Приоритетными ценностями, составляющими феномен гражданственности, являются: общественные блага, право человека, свобода выбора на основе осознанной законопослушности, социальная справедливость, равенство перед законом, плюрализм в делах, семейно-бытовых отношениях, патриотизм и толерантность [13].

Библиографический список

1. Петрунева, Р. О главной цели образования / Р. Петрунева, Н. Дулина, В. Токарев // Высшее образование в России. — 1998. — № 3. - С. 95.

2. Райцев, А. «Региональный» или республиканский? / А. Рай-цев // Высшее образование в России. - 2002. - № 5. - С. 77-78.

3. Новичков, В. Б. Концепция создания регионального учебного курса / В. Б. Новичков // Педагогика. — 2000. — № 4. — С. 26; 165.

4. Казаренков, В. И. Высшая школа: социально-педагогическое взаимодействие / В. И. Казаренков, Т. Б. Казаренкова // Педагогика. — 2000. — № 5. — С. 77 — 78.

5. Бордовская Н. В. Педагогика / Н. В. Бордовская, А. А. Реан : учеб. пособие. — СПб : Питер, 2003. — С. 192.

6. Столетов, В. Н. Становление личности / В. Н. Столетов. — М., 1987. — 334 с.

7. Гессен, С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / С. И. Гессен. — М. : Школа-Пресс, 1995. — С. 136.

8. Суслов, И. Н. Омское Прииртышье в прошлом и настоящем : учеб. пособие по немецкому языку. — Омск : Изд-во ОмГТУ, 1999. — 56 с.; Суслов И. Н., Фролова П. И., Ефименко И. Н., Гердт Е. В. Край сибирский — край родной. — Омск : Изд-во СибАДИ, 2006. — 132 с.; 8и81оу I. N. ИпБег Sibirienland : учеб. пособие по немецкому языку для студентов сибирских вузов. — Омск : Изд-во СибАДИ, 2007. — 148 с.; Ефименко И. Н., Александрова Л. Б., Бреус И. В., Сидорова М. А., Лобкова Е. В., Вершинина О. А., Рассада С. А., Суслов И. Н. Наша Сибирь : учеб. пособие по английскому языку для студентов сибирских вузов. — Омск : Изд-во СибАДИ, 2006. — 148 с.; Суслов И. Н., Авилкина И. Н., Веденева Н. В., Ефименко И. Н., Полякова Н. Н., Иванова И. В., Фролова П. И. Сибирская земля в прошлом и настоящем : учеб. пособие по французскому языку. — Омск : Изд-во СибАДИ, 2007. — 132 с.

9. Колесников А. Д. Памятники и памятные места Омска и области. — Омск : Омское книжное издательство, 1987. — 157 с.; Прииртышье мое / Сост. И. Ф. Петров. — Омск : Омск. книжн. изд-во, 1988. — 256 с.; Бударин М. Е., Николаев П. Ф., Самосудов В. М. — Омск : Омский государственный педагогический университет, 1992. — 278 с.; Полканов В. Д., Машкарин М. И., Хро-менкова Н. И. и др. История в лицах: Ученые Омского государственного технического университета. — Омск : Изд-во ОмГТУ, 1996. — 304 с.; Томилов Н. А. Проблемы этнической истории. — Томск : Изд-во Том. ун-та, 1993. — 222 с.; Немцы Сибири: история и культура. — Новосибирск : Изд-во Ин-та археологии и этнографии СО РАН, 2003. — 200 с.; Омск и история Сибири на уроках развития речи / Сост. : И. А. Астафьева, Е. П. Елисеева, Т. В. Ел-фимова и др. — Омск : Изд-во ОмГПУ, 1997. — 197 с.; Петров И. Ф. Сибирь — мое отечество. Омск : Омск. книжн. изд-во, 1990. — 336 с. Шихатов И. П. На государевой службе. — Омск : Лео, 2002. — 208 с.; Прииртышье мое / Сост. И. Ф. Петров, Омск, 1998. — 254 с.; Копылов Д. И., Прибыльский Ю. П. — Тобольск, Свердловск, 1975. — 224 с.; Заплавный С. А. Рассказы о Томске. — Новосибирск, Омск, 1980. — 312 с.; Тобольский хронограф : сборник. — М. : Изд-во «Культура», 1994. — Вып. II — 368 с.

10. Суслов, И. Н. Сибирь — наша Родина : учеб пособие по немецкому языку / И. Н. Суслов. — Омск : Изд-во ОмГТУ, 2002. — 80 с.

11. Суслов, И. Н., Чащина Е.И. Региональный компонент в университетском образовании / И. Н. Суслов, Е. И. Чащина // Вестник Омского университета. — 2005. — № 3. — С. 109 — 110.

12. Ушинский, К. Д. Пед. соч. : в 6 т. / К. Д. Ушинский. — М., 1988. — Т. 2. — 278 с.

13. Филонов, Г. Н. Феномен гражданственности в структуре личностного развития / Г. Н. Филонов // Педагогика. — 2007. — № 8. — С. 38—44.

СУСЛОВ Иван Николаевич, кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры иностранных языков.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Адрес для переписки: 644080, г. Омск, пр. Мира, 5.

Статья поступила в редакцию 13.07.2009 г.

© И. Н. Суслов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.