Научная статья на тему 'Региональный компонент в университетском образовании'

Региональный компонент в университетском образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
119
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper presents a regional component in an institution, which is to provide overcoming of a national cultural identity crisis. Consolidations of contacts of a person with a social and cultural world, reunion of cultures, revival of a consultant role of a national humanitarian culture are described here.

Текст научной работы на тему «Региональный компонент в университетском образовании»

ПЕДАГОГИКА И МЕТОДИКА ПГЕПОДАВАНИЯ

Вестник Омского университета, 2005. № 3. С. 109-110. лттто" Ч7й 1

© И.Н. Суслов, Е.И. Чащина, 2005 ^ ^

РЕГИОНАЛЬНЫМ КОМПОНЕНТ В УНИВЕРСИТЕТСКОМ

ОБРАЗОВАНИИ

И.Н. Суслов, Е.И. Чащина

Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия, кафедра иностранных языков

644077, Омск, пр. Мира, 5

Получена 14 апреля 2005 г.

The paper presents a regional component in an institution, which is to provide overcoming of a national cultural identity crisis. Consolidations of contacts of a person with a social and cultural world, reunion of cultures, revival of a consultant role of a national humanitarian culture are described here.

Государственные образовательные стандарты всех уровней состоят из федерального и регионального компонентов, представляющих собой инвариантную и вариативную части. Инвариантная часть предусматривает определенный уровень знаний, умений и навыков по всем учебным предметам, а вариативная обеспечивает удовлетворение образовательных потребностей и интересов регионов Госсии.

«Гегион» - прежде всего географическое понятие, обозначающее, как правило, периферийные территории (край, округ, местность), но в разных странах его содержание различно. Комитет сотрудничества по муниципальным и региональным вопросам и Конференция местных и региональных властей Совета Европы определяет регион как «сообщество людей на наибольшей территориальной единице в каждой стране» [6, с. 95]. Такое сообщество имеет историческую, культурную, географическую или экономическую однородность, что способствует объединению населения и создает предпосылки для «реализации общих интересов и целей» [4, с. 156].

Традиционную народную культуру, обычаи в их историческом развитии значительно эффективнее преподавать во взаимосвязи разных этнических культур. Таким образом, не только расширяется кругозор учащихся, но и закладываются основы для межнациональной и межконфессиональной терпимости и дружбы [8, с. 78].

Основные задачи регионального компонента:

- социальная адаптация личности к социокультурной среде, в которой она должна реализовать свои личностные и профессиональные качества;

- овладение кругом специальных и культурологических знаний, манифестирующих личность

(«идентичность») как представителя социокультурного сообщества;

- формирование творческих способностей личности на основе стимулирования познавательного интереса.

Гешенне этих задач коррелируется с моделью гуманитарно-ориентированного специалиста, развитием его личностных и творческих качеств [5, с. 26] и с основными функциями высшего образования. Использование местного краеведческого материала для расширения информационного, мировоззренческого, интеллектуального и эмоционального поля студентов способствует удовлетворению образовательных потребностей студентов.

Гегиональный компонент в вузе призван обеспечить преодоление актуального сегодня кризиса национально-культурной идентичности, укрепление связей человека с социальным и культурным миром, воссоединение с культурой своего и других народов, восстановление референтной роли национальной и отечественной гуманитарной культуры [5, с. 165].

Университетское образование выступает средством трансляции культуры, овладевая которой, человек не только адаптируется к условиям постоянно изменяющегося социума, но и становится способным к неадаптивной активности, позволяющей выходить за пределы заданного, развивать собственную субъектность и приумножать потенциал мировой цивилизации [7, с. 77].

Культурологический подход к отбору содержания университетского образования требует повышения статуса гуманитарных дисциплин, их обновления, освобождения от примитивной назидательности и схематизма. Учет культурно-исторических традиций народа, их единство с

110

И.Н. Суслов, Е.И. Чащина

общечеловеческой культурой - важнейшее условие конструирования новых учебных предметов и программ в университете.

Проблема совершенствования приобретенных знаний, навыков и умений в настоящее время представляется чрезвычайно актуальной, и, как показывает практика, принципиально разрешима при условии интегрирования иностранного языка в процесс профессиональной подготовки специалиста технического вуза в рамках системы непрерывного языкового образования.

Наибольший отсев обучающихся в вузах дают, как свидетельствуют многие исследования, такие учебные предметы, как математика, физика и иностранный язык. И дело тут не в трудности этих дисциплин, а в том, что студент часто плохо себе представляет их место в своей будущей профессиональной деятельности, ему кажется, что успеваемость по этим предметам не имеет никакого отношения к будущей узкоспециальной квалификации. Среди мотивов успешного изучения иностранного языка может быть то, что обучающийся получает для чтения доступные тексты, отражающие содержание будущей профессии. Кроме того, студента могут заинтересовать тексты о родном крае - селе, городе, области. В.Н. Столетов пишет, что на уроках истории внимание и интерес обучающихся значительно повышается, если учитель начинает говорить об истории родного края [3].

«Учебник Родиноведения» для школ ЗападноСибирского учебного округа - такое издание осуществил в 1916 г. наш земляк А.Н. Седельников. Автор пишет: «Чтобы быть полезным членом своей Родины и государства, необходимо с ранних лет изучать свою Родину; изучая ее, мы научимся более любить и ценить свое отечество». Родиноведение понималось как особый предмет, особенно в младших классах, он должен был «подавить» другие предметы. «Вскоре убедились, однако, что родиноведение ... есть скорее метод, которым надо пользоваться при преподавании всех других предметов» [2, с. 136]. Поэтому кафедра иностранных языков СибАДИ, готовя учебное пособие по английскому языку о Сибири, опросила (письменно) немало групп разных факультетов о том, какие темы интересуют студентов. На вопросы анкеты мы получили данные, что молодежь интересуют: 1) развитие современных промышленных предприятий в Омской области; 2) история освоения Сибири Ермаком с сотоварищами; 3) развитие духовной культуры сибиряков; 4) технические достижения сибирских инженеров; 5) люди, которые живут в Сибири, их участие в войне с фашизмом; 6) Сибирь сегодня и завтра; 7) история и культура первых сибирских городов (Тюмень, Тобольск, Тара), их влияние на

освоение и развитие сибирских просторов; 8) значение наших городов не только для сибиряков, но и для России в целом; 9) памятники архитектуры и др.

Нами были также проинтервьюированы студенты ряда учебных заведений - университетов (Омского и Сургутского) и технических вузов, которые уже обучались по региональным материалам (Суслов И.Н. Сибирь - наша родина: Учебное пособие по немецкому языку. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2002. 80 с.) Что говорят обучавшиеся? Приведем некоторые примеры: «Пособие понравилось. Оно мне было доступным. Я узнала много интересного из истории нашей Родины и Сибири, а то, что я и раньше знала, было освежено в памяти. Это очень важно для меня как будущего менеджера по туризму»; «очень интересны и полезны иллюстрации к текстам пособия, они дают более надежное представление о читаемом»; «пособие помогает совершенствовать знания и умения по немецкому языку и узнать новое об истории, культуре нашего края, расширить кругозор, и это актуально для нашей специальности: оно дает дополнительные сведения по краеведению»; «пособие яркое, тексты носят познавательный характер, для некоторых групп - почти профессиональный»; «мне пособие "Сибирь - наша родина" понравилось: дана полезная и интересная информация, особенно для нашей профессии»; «в пособии много сведений по краеведению, хорошо, что есть задания и упражнения к текстам»; «пособие И.Н. Суслова полезно для специальности "Социально-культурный сервис и туризм" ».

А студенты Сургутского университета, отмечая важность и полезность учебного пособия «Сибирь - наша родина», вместе с тем ждут следующего его издания с цветными иллюстрациями.

[1] Бордовская Н.В., Реан A.A. Педагогика: Учеб. пособие. СПб: Питер, 2003. С. 192.

[2] Гессен С. И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию. М.: Школа-Пресс, 1995.

[3] Столетов В.Н. Становление личности. М., 1987. С. 334.

[4] Межкультурное образование: подход Совета Европы. М., 1995.

[5] Новичков В.Б. Концепция создания регионального учебного курса // Педагогика. 2000. № 4.

[6] Петрунева Р., Дулина Н., Токарев В. О главной цели образования // Высшее образование в России. 1998. № 3.

[7] Казаренков В.И., Казаренкова Т.Б. Высшая школа: социально-педагогическое взаимодействие // Педагогика. 2000. № 5.

[8] Райцев А. «Региональный» или республиканский? // Высшее образование в России. 2002. №5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.