Научная статья на тему 'Образ Сибири в произведениях писателей нашего края'

Образ Сибири в произведениях писателей нашего края Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
3786
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОПАГАНДА ТРАДИЦИОННЫХ ЦЕННОСТЕЙ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ / УЧАЩАЯСЯ МОЛОДЕЖЬ / РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА К ИСТОРИИ РОДНОГО КРАЯ / FOSTERING TRADITIONAL VALUES / REGIONAL TEXTBOOKS / STUDENTS / STIMULATING INTEREST IN THE HISTORY OF THE NATIVE SHORES

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Башкирова Ольга Александровна, Суслов Иван Николаевич

Ставится цель пропаганды среди молодежи традиционных для нашей страны ценностей человека, общества, государства, Родины, культуры; лучше всего это удается осуществить с помощью разрабатываемых для студентов региональных учебных пособий по языковым дисциплинам. Отбираются тексты, опираясь на которые можно обогатить молодежь величественными картинами замечательной сибирской природы. Региональные материалы в пособиях, создаваемых авторами двух омских вузов — СибАДИ и ОмГТУ — обеспечат педагогам Сибири возможность развивать у студентов интерес к истории родного края, своей малой родины и воспитание патриотизма и чувства гражданина Великой России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Image of Siberia in the works of writers of our land

The paper is aimed at fostering human values being traditional for our country, values of our society, state, motherland and culture. The best way to do it is to publish regional textbooks. Texts are selected to enrich the youth with picturesque scenes of the Siberian nature. Regional materials for textbooks written by the authors of the Siberian state automobile and highway academy and Omsk state technical university will make it possible for Siberian teachers to stimulate interest in the history of the native shores among students. They will be helpful in patriotic education to cultivate love for Great Russia.

Текст научной работы на тему «Образ Сибири в произведениях писателей нашего края»

УДК 378.016:821 (1-925.11/.16)

О. А. БАШКИРОВА щ И. Н. СУСЛОВ "

Омский государственный технический университет

Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия,

г. Омск

ОБРАЗ СИБИРИ

В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ПИСАТЕЛЕЙ НАШЕГО КРАЯ_______________________________________________________

Ставится цель пропаганды среди молодежи традиционных для нашей страны ценностей человека, общества, государства, Родины, культуры; лучше всего это удается осуществить с помощью разрабатываемых для студентов региональных учебных пособий по языковым дисциплинам.

Отбираются тексты, опираясь на которые можно обогатить молодежь величественными картинами замечательной сибирской природы.

Региональные материалы в пособиях, создаваемых авторами двух омских вузов — СибАДИ и ОмГТУ — обеспечат педагогам Сибири возможность развивать у студентов интерес к истории родного края, своей малой родины и воспитание патриотизма и чувства гражданина Великой России.

Ключевые слова: пропаганда традиционных ценностей, региональные учебные пособия, учащаяся молодежь, развитие интереса к истории родного края.

Сибирь является своего рода героем произведений [1] ряда писателей нашего края. Книги Г. Маркова, В. Распутина, И. Петрова рисуют широкую панораму событий сибирской жизни. Нам думается, что из их произведений подойдут многие тексты для учебных пособий (учебная и самостоятельная работа студентов), поскольку на этой основе можно эффективно строить образовательный процесс и вести нравственное воспитание молодежи. Например, в произведениях Г. Маркова показано немало личностей, подающих примеры высокой нравственной деятельности, творческой инициативы, трудолюбия, духовной красоты.

Обучающимся, как правило, не нравится нафар-шированность материалов сухой учебной информацией. «Учение может не только сохранить, но и усилить свою ведущую роль, если оно будет обретать свойства деятельности нравственной» [2, с. 51].

В теоретических работах утверждается, что только личностно и профессионально значимые гуманитарные знания обеспечивают успех в образовательном процессе [3]. А чтобы знание о другом (человек или вещь) стало гуманитарным, «оно должно обрести — для меня — личностный смысл [4]. Гуманитарными знания априорно не являются — «они таковыми становятся (или не становятся) для овладевающего ими, если он обнаруживает (или не обнаруживает) в них личностный смысл [5]. Важным становится поиск смыслов, ключевых ценностей, обучающихся необходимо побуждать к поиску и обретению собственных смыслов, нужна профилактика «экзистенционального вакуума» [6 — 8].

Роман «Сибирь» [9] отражает природные красоты и богатства Сибири, образ жизни сибиряков, первопроходческие и правдоборческие традиции сибиряков, те человеческие качества, которые проявляются в отношениях между людьми.

Любовь к Сибири и её природе Г. Марков выразил словами своих героев. Так, Фёдор Горбяков

размышлял: «... нет, никакой город не заменит этой суровой реки — с летними разливами, с дикими, безлюдными берегами, с лесами, где пуля застревает на первой сажени, с лугами широкими, безбрежными, очерченными только горизонтом, в какую сторону ни взгляни» [9, с. 25].

Дочь Горбякова Полина считала свою нарым-скую землю краше всего на свете и не понимала, когда кто-нибудь произносил о Нарыме жутко несправедливые слова: «Гиблые места, гиблый край.» Поля говорила: «Это нарымская-то земля гиблая?!... А где ещё есть такие просторы, как здесь, в Нарыме? А где, в каком краю сыщутся такие могучие реки, как здесь? А леса такие где-нибудь есть ещё? А какие бывают здесь необозримо широкие луга, когда после весеннего половодья они покрываются цветами и буквально напоминают ковры!» [9, с. 430 — 431].

Федот Федотович, рассказывая Акимову о тайге, говорил: «Тут, паря, лесов столько, что хоть сто лет живи, а всех мест не обойдёшь. И озёр многое множество: есть глубокие — дна не достанешь, тёмные водой, а есть светлые, родниковые. Леса тут тоже разные. Вчера шли больше березняками да ельниками, а сегодня в чистый лес ступим: сосняк, кедрач, и такой кедрач, что душа у тебя возрадуется. Дерево к дереву» [9, с. 92].

Профессор Венедикт Петрович Лихачёв занимался изучением Сибири, путешествовал по Кети, переваливал на Енисей. Хоть и почитал он всю землю, а только тянуло его в Сибирь. «Бывало, выйдет на берег, ноги расставит широко-широко, бока подопрёт руками и смотрит вдаль долго-долго. В глазах довольство, на губах улыбка. Иной раз так молча, и простоит, а иной раз скажет негромко сам для себя: «Кто б ни сотворил её, матушку-землю, а сотворил премудро» [9, с. 255].

Сибирь всегда была богата полезными ископаемыми. Ещё М. Ломоносов говорил: «Российское могущество прирастать будет Сибирью». Этот завет

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (106) 2012 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (106) 2012

всегда помнил профессор Лихачёв — известный исследователь Сибири, неутомимый путешественник. Едва закончив одну экспедицию, он начинал подготовку к другой. Лихачёв был сведущим в области ископаемых Сибири. Он говорил: «. Есть такое золото в Сибири. Оно лежит в верховьях Енисея, по берегам его притоков. Потом ищите это золото на Среднем Енисее и в низовьях Ангары. Верховье Томи всё в железе и каменном угле» [9, с. 58].

Высокую нравственность сибиряков Г. Марков показал на примере Федота Федотовича, который однажды обнаружил «яму». «Ямы» на Оби — это великое сокровище для людей. В них собирается очень много красной рыбы, и её вылавливают всем селом. Найти «яму» непросто, но, если кто обнаружит — тот не может владеть ею в одиночку, так как она принадлежит всем жителям. Когда Федот Федотович нашёл «яму» недалеко от Парабели, он сразу же сообщил старосте. Люди горячо благодарили Федота Федотовича, потому что «яма» обещала им богатый улов. Сам Федот Федотович при этом никаких преимуществ не имел, но твёрдо знал, что иначе поступать с «ямой» не по-людски.

Г. Марков в своём романе «Сибирь» ярко описал природную красоту сибирского края, показал, что Сибирь издавна богата полезными ископаемыми, познакомил со многими людьми, которые помогают нам понять характер сибиряков. Знакомя студентов с этим романом, мы решаем важную образовательную задачу, так как учащаяся молодежь получает новые, дополнительные полезные сведения, расширяющие культурный уровень, кругозор.

Как светлый образ Родины, предстает перед нами сибирская деревня. Память любого человека навсегда связана с тем местом, где он родился, где прошло его детство, юность, где он научился понимать жизнь. Человеку невозможно гармонично прожить жизнь, оторвавшись от своих корней.

Мы рассмотрели образ деревни на примере произведений Г. Маркова и В. Распутина. Нас интересовало, знают ли студенты сибирских писателей, которые в своих произведениях изображают деревню. Мы провели опрос с помощью анкеты среди студентов младших курсов. Нашими респондентами стали 50 студентов, из которых 34% проживают в городе и 66% — в сельской местности. Среди писателей были названы: Мамин-Сибиряк (30%), Достоевский (22%), Платонов, Белозёров, Астафьев (4%), Шукшин, Распутин, Солженицын (2%). Радует тот факт, что студенты смогли назвать многих писателей, даже тех, кто не связан с темой деревни, но огорчает, что 42% опрошенных затруднились ответить на этот вопрос.

Отвечая на вопрос: «Какие ассоциации вызывает у вас деревня?», 24% респондентов ответили — «дом», «уютный родной уголок», «что-то родное и теплое», «лес», «свежий воздух», «природа», 12% опрошенных сказали: «тишина», «спокойная, размеренная жизнь». В этих словах слышится любовь к деревне и её природе, которую Г. Марков выразил в произведении «Сибирь» словами своих героев.

В произведениях В. Распутина мы можем увидеть любовь к деревне и единение с природой в таких строках: «Деревня после утренней уборки унялась: было спокойно, ровно, с редкими привычными звуками. Этот покой смирял и шумы, и движения, ладил с ясным, светящимся теплом, падающим с открытого неба, тихо и невидно возносил деревню.» [10].

Люся с самого начала решила, «... что не будет торопиться, для неё важно было пройти по лесу, подышать свежим воздухом — то, ради чего в выходные

дни она выезжала за город. А тут лес вот он, рядом». «И воздух здесь был тот же, каким они дышали в детстве; он заманивал, затягивал их на много лет назад».

В своей анкете мы попросили студентов ответить на вопрос: «Какими основными качествами обладают люди, живущие в деревне?» 54% респондентов считают, что деревенские жители «добрые», «дружелюбные», «трудолюбивые», 40% считают их «отзывчивыми, готовыми в любую минуту прийти на помощь», 32% назвали их «скромными» и «гостеприимными», и лишь 2% полагают, что они «доверчивые и открытые». К сожалению, 6% опрошенных не смогли назвать ни одного качества.

Образ жителя сибирской деревни ярко представлен в произведениях наших писателей. Мы видим, как люди живут, как они одеты, как разговаривают, что они едят, чем занимаются. Избы в деревнях всегда были добротные, просторные, светлые. Обязательными предметами были русская печь, стол, стул, кровать, шкаф. На стенах висели фотографии в простых рамках под стёклами, а в углах — пихтовые ветки или метёлки травы. В избах было чисто и уютно.

25% наших респондентов ответили, что деревня ассоциируется у них с большим «хозяйством», «сенокосом», «походами за грибами и ягодами», «охотой». Герой романа Г. Маркова Степан Лукьянов думал не только о себе, но и о других, например, о детях, отцы которых ушли на фронт. Из ребятишек он собрал артель и повёл её в тайгу, чтобы обучить промысловому делу. Он знал, что с такой артелью сам немного добудет, но он также понимал, что даже самая малая охотничья добыча — это большое подспорье в голодающих солдатских семьях. Возвращаясь из тайги, охотники показывали свою добычу: беличьи шкурки, пушнину, битую птицу для дома. Ребята из артели Степана тоже возвращались не с пустыми руками. Они были усталые, но довольные. В мешках у ребят — кедровые орехи, битая птица и пушнина. Степан о них говорит: «Добрая артель подобралась! Кого ни возьми — каждый охотник» [9, с. 238].

В ответе к нашей анкете один студент написал, что «деревенских людей можно определить по низкому уровню образования, так как они не умеют красиво говорить и не разбираются в современной технике». С этим нельзя согласиться, и подтверждением этому является Степан из романа «Сибирь». «Катя вслушивалась в говор Степана. Говорил Степан правильно, по-городскому, точно, легко обращался с книжными словами. Чувствовалось, что он не только хорошо грамотный, начитанный, но и думающий человек» [9, с. 241].

Высокие нравственные проблемы добра и справедливости, чуткости и щедрости человеческого сердца, чистоты и откровенности между людьми волнуют многих писателей, в том числе Г. Маркова и В. Распутина. Деревенские жители всегда отличались высокой нравственностью. Так, Поля, увидев Акимова, прятавшегося от погони, не выдала его, а, наоборот, предложила бежать в лес и отсидеться в землянке несколько дней. И, когда Акимов узнал, что Полина внучка Федота Федотовича, он попросил его поблагодарить её за то, что не выдала его стражникам. На что Федот Федотович ответил: «Такой подлости не обучена» [9, с. 99].

В романе Г. Маркова «Сибирь» показано: многие люди помогали революционеру Акимову и Кате Ксе-нофонтовой. Иногда голову сверлила мысль, не выдадут ли эти деревенские люди их властям, но вскоре все сомнения исчезали. «Если ты, дед, истинно благородная душа и спасаешь нашего брата не из-за

корысти, то будь здоров ещё сто лет», — думал про себя Акимов [9, с. 87].

В повести В. Распутина «Последний срок» показан образ простой русской женщины, прожившей трудную жизнь, но сохранившей нравственную чистоту души. Нравственная связь с родными корнями помогает ей выстоять в тяжелейших условиях. Анна накрепко усвоила те строгие моральные заповеди, которые передавались из поколения в поколение и которым Анна следовала всю жизнь. Заповеди просты: работать не покладая рук, держать дом в чистоте и достатке, воспитывать детей честными людьми.

В годы коллективизации у Анны забрали единственную корову, но животное по старой привычке по вечерам после дойки приходило к родной калитке. Анна стала подаивать корову и отдавала молоко детям. Делала она это тайком, чтобы никто не догадался. Но тайна вскоре раскрылась: дочка Люся случайно увидела, как Анна доила корову. Надо только представить себе, до какой степени совестливой была эта женщина, если после этого «извино-ватила себя» и «в глаза-то Люсе до-о-олго не могла смотреть» [10, с. 94]. А молоко-то это помогло детям выжить в тяжелый год. Анна боялась и стыдилась не общественного порицания, а просто скрытность поступка уже сама по себе противоречила моральным заповедям ее предков.

Несмотря на то, что 40% респондентов считают деревенских жителей «отзывчивыми, готовыми в любую минуту прийти на помощь», один студент добавил «к сожалению, это качество у них в наше время исчезает. А раньше, если почитать литературу и вспомнить прежнюю деревню, отзывчивость была присуща всем деревенским жителям». Это подтверждает и Г. Марков в романе «Сибирь». В сложной ситуации оказался Акимов, он хотел отблагодарить деньгами хозяев заимки за хлеб-соль и теплый ночлег. И в ответ услышал: «Да что ты, паря, не позорь нас» [9, с. 450]. Когда отъехали от заимки Филарета с полверсты, Ефим, сопровождающий Акимова, отчитал его: «Ты, паря, на будущее остерегайся давать плату за приют. В наших местах такое не принято, и можешь людей ужасть как разобидеть. У нас пригреть человека, накормить его почитается божьим делом. Здешний ли ты, беглец ли, а умереть с голоду тебе не дадут и замерзнуть — тоже.» [9, с. 450].

В ответах на вопрос «Хотели бы вы жить в деревне?» студенты писали: «Да, но там нужно много работать физически», «нет, там трудно жить», «нет, сейчас там нечего делать», «да, но только под старость», «да, там спокойно и тихо», «нет, так как там сложно получить хорошее образование», «нет, в деревне лучше всего отдыхать, а не жить», «да, мне нравится близость к природе и чистый воздух», «да, я там родился, вырос и просто мне нравится жить в деревне».

Валентин Распутин в повести «Прощание с Матёрой» показывает, как мучительно тяжело переживают крестьяне прощание с родной деревней, с обжитой землей, которая, попав, по своему географическому положению, в зону затопления, должна уйти под воду в результате строительства ГЭС.

Герой повести Павел вспоминал, какая будет затоплена земля, самая лучшая, веками ухоженная и удобренная дедами и прадедами и вскормившая не одно поколение, недоверчиво, тревожно замирало сердце: а не слишком ли дорогая цена? Не переплатить бы? Не больно терять это только тем, кто тут не жил, не работал, не поливал своим потом каждую борозду.

Много было разговоров у людей: старших и млад-

ших. И все приходили к тому, что жалко родную деревню: «Нам Матёру на подержание только дали. чтоб обихаживали мы её с пользой и от её кормились. А вы чё с ей сотворили? Что младшим передать? А они спросят. Детишек-то нашто рожаете?», «Я тебе боле того скажу, Андрюшка, а ты запомни, — говорила бабушка. — Думаешь люди не понимают, что не надо Матёру топить? Понимают они. А всё ж таки топют. — Значит, нельзя по-другому. Необходимость такая» [10, с. 256].

Почитаем был в деревне дом, ибо вся жизнь, все успехи крестьянина были связаны с домом. Дом украшали внутри (покраска, побелка) и снаружи (деревянная резьба). Дом берегли и очень трудно расставались с домом («Прощание с Матёрой»). Так, Дарья, готовясь переезжать, в новый поселок, свой дом прибрала внутри, вымыла, побелила. Над чем немало смеялись посторонние. А Настасья свою хату вытопила, хотя этим и возмущался Егор, её старик. Ей было жалко всего, что относится к дому, к домашнему хозяйству — корыто, прялка и т.п. Когда Петруха, — непутевый Катеринин сын, сжег свой украшенный резьбой дом, все соседи осудили его и много возмущались.

Из веку почитали в доме трех хозяев — самого, кто главный в семье, русскую печь и самовар. Теперь одним разом не стало у Катерины ни дома, ни самовара, ни русской печи. Она хоть и не сгорела, торчала на пепелище потрескавшаяся и раскрытая — белый свет ей что ли обогревать?

Дед Егор, растерянный и обозленный — тут ладно, тут кто-нибудь поможет, а что там с этим делать? — в сердцах приказал освободить стол, хотя поначалу собирался везти его в последнюю очередь. Кроме стола из обстановки брали с собой ещё разборную железную кровать с панцирной сеткой, две табуретки и посудный шкафчик. Курятник, лавки, топчан, ещё один стол, русская печь, подполье, двери оставались». Много чего оставалось у каждого в амбарах, во дворе, в завозне, погребе, стайках, на сеновале, в сенях, на полатях — все такое, что перешло еще от отцов и дедов, что позарез нужно было каждую минуту здесь и что там сразу оказывалось без надобности.

Прочтите и скажите, что из названного не находит места в современной квартире: «Ухваты, сковородник, квашня, мутовки, чугуны, туеса, кринки, ушаты, кадки, лагуны, щипцы, кросна. А ещё: капканы, петли, плетеные морды, лыжи, другие охотничьи и рыбачьи снасти, всякий мастеровой инструмент. Что перебирать все это, что сердце казнить! И никому не продашь, не отдашь, у всякого та же беда: куда девать свое? Бросать жалко, а в новые хоромы со старым скарбом не влезешь, да и без надобности он там».

«Отошла последняя ночь в Матёре, встало последнее утро. День направлялся на славу; в добрый день выпало старикам уезжать с Матёры. Пышно, богато было на матёринской земле — в лесах, полях, на берегах, буйной зеленью горел остров, полной статью катилась Ангара. Жить бы да жить в эту пору, поправлять, окрест глядючи, душу, прикидывать урожай — хлеба, огородной большой и малой разности, ягод, грибов, всякой дикой пригодной всячины. Ждать сенокоса, затем уборки, потихоньку готовиться к ним и потихоньку же рыбачить, поднимать до страдования, не надсажаясь, поступающую день ото дня работу.» [10, с. 200].

Более всего чтут русские люди места захоронений. Устройство и поддержание в порядке кладбища — предмет трепетной заботы селян. В. Распутин

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (106) 2012 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (106) 2012

в повести о Матёре это изобразил ярко и эмоционально. Когда в Матёре узнали, как по-чиновьичьи преступно равнодушно разрушается сельское кладбище, все, кто был дома, помчались туда, где орудовали разрушители. И они услышали от набежавшего народа: «Для вас святого места на земле не осталось! Ироды!»

Из кустов вышел на шум ещё один мужик в брезентовой спецовке: «В чем дело, граждане затопляемые?» — важно спросил он. — Мы санитарная бригада. Ведем очистку территории. По распоряжению санэпидстанции».

Непонятное слово показалось издевательским. «Какой ишшо сам-аспид стансый? — сейчас же вздернулась Настасья. — Над старухами измывается! Сам ты аспид! Обои вы аспиды ненасытные! Кары на вас нету. Чё натворили?! Чё натворили?!» — подхватив, заголосила Дарья.

И вот ещё более решительные выкрики: «Там люди лежат — не звери! Как посмели над могилками галиться?» «Откулева пришли, туды и ступайте, — кричал Богодул. — К кладбищу боле не касайтесь. А то я берданку возьму. Надо уважение к людям иметь, а не однуё шляпу». — «Ты, Воронцов, на нас голос не подымай. Ты тутака без году неделя. А я родился в Матёре. — кричал дед Егор. — И отец мой родился в Матёре. И дед. Я тутака хозяин» [10, с. 168- 172].

Сейчас мало осталось людей, которые с раннего детства до глубокой старости живут на одном месте. Появляются новые города и поселки, старые разрушаются. Частая смена места жительства, отсутствие родины приводят к ощущению зыбкости настоящего, а вместе с ним и будущего. Меняются и характер человека, его привычки, наклонности.

В повести В. Распутина «Последний срок» все дети, кроме Михаила, после смерти Анны уезжают в город. Жизнь Михаила без родни становится вялой, а другие не находят счастья в городе. Оторванные от своих корней, они потеряли нравственную силу души, которая всю жизнь помогала преодолевать трудности их матери.

Библиографический список

1. Панков, А. Сибирь — земля народная : вступительная статья к роману Г. М. Маркова «Сибирь» / А. Панков. — М. : Худ. лит., 1981. - С. 9.

2. Аплетаев, М. Н. Смыслообразующий феномен воспитания нравственности : методология и теория : избр. пед. тр. / М. Н. Аплетаев. — Омск : Изд-во ОмГПУ, 2005. — Т. 1. — 180 с.

3. Касьян, А. А. Гуманитаризация образования : некоторые теоретические предпосылки / А. А. Касьян // Педагогика. — 1998. — № 2. — С. 22.

4. Афанасьев, Ю. Н. Западная рационалистическая традиция. Понятие «гуманитарность». Русская университетская традиция / Ю. Н. Афанасьев. — М., 1999. — С. 11.

5. Сенько, Ю. Н. Гуманитарные основы педагогического образования / Ю. Н. Сенько. — М. : Академия, 2000. — С. 35.

6. Ушинский, К. Д. О нравственном элементе в русском воспитании / К. Д. Ушинский // Педагогические сочинения. В 6 т. Т. 2. — М., 1988. — С. 47.

7. Ушинский, К. Д. Собр. соч. В 11 т. Т. 2 / К. Д. Ушинский. — М.—Л. : Изд-во АПН РСФСР, 1948. — 552 с.

8. Франкл, В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. — М., 1990. — С. 73.

9. Марков, Г. М. Сибирь / Г. М. Марков. — М. : Худ. лит., 1981. — 558 с.

10. Распутин, В. Г. Последний срок; Прощание с Матёрой; Пожар : повести / В. Г. Распутин — М. : Сов. Россия, 1986. — 384 с.

БАШКИРОВА Ольга Александровна, старший преподаватель, кафедры «Иностранные языки» Омского государственного технического университета. СУСЛОВ Иван Николаевич, кандидат педагогиче-

ских наук, доцент кафедры «Иностранные языки» Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии.

Адрес для переписки: e-mail: olga_bashkir@mail.ru

Статья поступила в редакцию 12.07.2011 г.

© О. А. Башкирова, И. Н. СуслОв]

Информация

Французская премия имени Лаврентьева для российских постдокторантов

Служба науки, технологии и космоса ^ТЕ) Посольства Франции в России учредила Премию имени Михаила Алексеевича Лаврентьева. Два гранта по 4000 евро в 2012 г. получат российские постдокторанты, работающие во Франции по одной из следующих областей: математика, механика, физика, химия, науки о земле, биология, медицина, информационные технологии.

Требования к постдокторанту для участия в конкурсе:

— гражданство РФ,

— защита кандидатской диссертации на территории РФ после 31 августа 2009 г.,

— научная стажировка сроком не менее 6 месяцев во французской научной лаборатории, заканчивающаяся не ранее 30 июня 2012 г.

Принимающая лаборатория для участия в конкурсе должна иметь отношение к государственному учреждению и располагаться на территории Франции. Заявки должны подаваться совместно постдокторантом и директором принимающей лаборатории.

Гранты в размере 4000 евро будут перечислены на счет двух избранных принимающих лабораторий.

Использование средств, полученных по гранту, будет определяться постдокторантом по согласованию с принимающей лабораторией (например, проведение конференции или семинара, командировки, закупка оборудования, приобретение научной литературы для личной библиотеки постдокторанта и т.п.)

Посольство Франции, отдел SSTE, ул. Большая Якиманка, 119049, Москва, Российская Федерация, Премия Лаврентьева-2012

Информация о премии на сайте Президиума СО РАН: http://www.sbras.nsc.ru/

Источник: http://www.rsci.ru/grants/grant_news/284/232018.php (дата обращения: 12.05.2012).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.