Библиографический список
1. Ожегов, С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. — М.: Оникс, 2008. - С. 573.
2. Российская социологическая энциклопедия. — М., 1998. - С.327.
3. Асмолов, А. Г. Психология : учебник / А. Г. Асмолов. — М. : МГУ, 1990. - С.8.
4. Человек и мир // Проблемы общей психологии. — М. : Педагогика, 1976. — С. 127.
5. Выготский, Л.С. Избранные психологические произведения. - М., 1960. - С. 197.
6. Берулава, Г.А. Образ мира как мифологический символ :
учеб. пособие для вузов / Г.А. Берулава. — М. : Пед. общество, 2001. - С.22 —23.
7. Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике / Г.М. Код-жаспирова, А.Ю. Коджаспиров. — М. : ИКЦ «МарТ», 2005. — С.312.
ТРОФИМОВ Константин Викторович, соискатель кафедры управления развитием образования Ом ГПУ, руководитель службы качества БОУ СПО «Омский механико-технологический техникум».
Адрес для переписки: e-mail: K.trofimov [email protected]
Статья поступила в редакцию 17.07.2009 г.
© К. В. Трофимов
УДК 378.016: 130.2 и. Н. СУСЛОВ
Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия,
г. Омск
РУССКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ КАК КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ТЕОРИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ ПО ЯЗЫКОВЫМ ДИСЦИПЛИНАМ ВУЗА
Статья посвящена исследованию проблем российской политической мысли русской национальной идеи, ее возможности быть использованной для разработки теории региональных учебных пособий по языковым дисциплинам вуза. Для жителей Сибири стало значимым, профессионально ориентированным делом изучение истории и культуры родного края — этого суперрегиона России.
Ключевые слова: идея, социальный и технический прогресс, выдающиеся философы, дефицит знаний, предвидение будущности, нравственный долг.
Социальный и технический прогресс требует массы знаний и высокой культуры. Выдающиеся отечественные философы, озабоченные будущим, хорошо осознавали опасность дефицита знаний, как мя своей страны, так и для цивилизации в целом. Стремление преодолеть этот дефицит, определить пути развития России было постоянным в духовной жизни российского общества. Для предвидения будущности Российского государства и государственности поистине бесценно знание российской политической мысли. «Ив этом плане исключительный интерес представляют формулирование и разработка русской идеи... Русская идея — сложная идейно-политическая конструкция», — считает А.Г. Олех.
Основоположник русской идеи B.C. Соловьёв понимал её как нравственный долг. А видный философ И.А. Ильин не без основания утверждал, что корни русской идеи уходят в глубокое прошлое, возраст же её — это возраст самой России. В рамках
русской идеи он предпринял попытку раскрыть сущность государства, идеологии, державности. Высшая цель государства видится автору в обеспечении всему народу и каждому индивиду права на самоопределение в жизни. Сущность державности заключается в духовном, нравственном потенциале государства. Человек становится гражданином, лишь принимая цели государства как свои собственные. В книге И.А. Ильина «Россия есть живой организм» (1948) имеются пророческие заметки о том, что в России начнётся движение политической системы к новой государственности, которое поведёт сначала к хаосу, распаду и разорению, но затем наступит этап собирания русских территорий и российских народов в новое единство.
Историк Л. Г. Олех отмечает, что обращение к конструктивному содержанию русской идеи и возрождения в духовной жизни страны, сохраняет современное звучание, острую актуальность. «Русская
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК N* 2 (86) 2010 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (86) 2010
идея — это конкретно-исторический феномен XIX и XX веков и наступившего третьего тысячелетия» [1]. В этом смысле она обладает глубокими философскими корнями и духовными жизнеспособными традициями, впитывает в себя животворные соки евразийской культуры. Русский философ В.В. Зеньковс-кий отмечал, что одной из особенностей русской идеи является историософичность, то, что она постоянно обращается к вопросам смысла истории, синтетического единства всех сторон социальной реальности и всех движений человеческого духа, демонстрируя целостный методологический подход к анализу всех явлений сибирской, российской и всемирной жизни. «Русская идея национальна, но ее национализм неотъемлем от гуманизма. Это государственная, духовно-этическая, идеологическая парадигма, обладающая немалым актуальным конструктивным потенциалом».
Сейчас, на рубеже тысячелетий, смысл русской идеи состоит в возрождения территориального единства бывшего Советского Союза. Наша страна должна снова обрести утраченный ею статус великой державы, стоявшей, как Колосс, одной ногой в Европе, другой в Азии. Вернуть его возможно, если овладеть всем богатством российской цивилизации и культуры как части общечеловеческой и вместе с тем специфической культуры.
А.С. Хомяков, один из предшественников теоретиков и сторонников русской идеи, писал о необходимости глубинного соединения государства с областным патриархальным бытом (сейчас это называют региональной спецификой). Он при этом подчеркивал, что федерация заключает в себе безмолвный протест против одного общего начала. Автор прав: прочная демократическая федерация сильна разнообразием регионов и их интеграцией, причём становление её может идти только «снизу», благодаря инициативе регионов [1, 2].
H.А. Бердяев, размышляя в начале ХХ века о судьбе России, утверждал, что функция России состоит в том, чтобы быть соединителем двух миров — Востока и Запада, закономерно развивающимся и функционирующим Востоко-Западом. Он высказывал мысль о чуждости русскому народу империализма и не мог решить вопрос (почему свободный духом народ как будто не хочет свободной жизни). Нет ответа на этот вопрос в теории и практике современной политической жизни России. А без такого ответа задачи демократизации нашей политической системы не могут быть решены, загадочная русская душа так и останется загадочной, а судьбы России и Сибири непредсказуемыми [1].
Из краткого обзора исторических и философских работ следует сделать некоторые выводы:
I. Для жителей стало крайне важным профессионально ориентированным делом изучение истории родного края — этого суперрегиона России. «Велико незнание России посреди России», — это Н.В. Гоголь сказал о жителях центральной России. Но подобным образом можно было бы выразиться и о сибиряках, в чём мы не раз убеждались как в школьной среде, так и в среде вузовской молодёжи и даже педагогов. Достойно ли нам с этим мириться? Не отсюда ли проистекают все наши трудности и промахи в образовательной деятельности?
2. Введение в сибирских вузах преподавания дисциплины «История Сибири» необходимо для формирования у студентов принципов, гражданственности, развитие профессионального и нравственного
потенциала, обретение понимания того, что будущее Сибири и страны возможно лишь в пространстве гуманитарного общества и правового государства.
3. Проведённое нами педагогическое исследование (наблюдение, анкетирование, мини-сочинения, беседы и т.п.) показывает, что наш сибирский край необходимо обстоятельнее изучать — знакомиться с историей его освоения, развитием культуры, образования.
4. Ознакомление обучаемых с родным краем должно стать предметом заботы каждого вузовского педагога, т.к. в любой учебной дисциплине можно усмотреть такую возможность, а, подготовив соответствующие содержательные модули к рабочей программе дисциплины, вести целенаправленно эту педагогическую деятельность.
На кафедре иностранных языков Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии разработана теория создания региональных модулей к учебным дисциплинам вуза, а также сконструированы учебные пособия регионального содержания по английскому, немецкому, французскому, русскому языкам и культуре речи.
Региональное учебное пособие о Сибири в соответствии с идеями философов и трудами историков должно давать исторические сведения — из седой древности, рассказать о древних государствах Сибири, показать, какой была Сибирь накануне присоединения к России, какие были отношения воинственных соседей «за камнем» к российским людям и их селениям, осветить поход русской дружины и разгром агрессивного кучумовского воинства. В пособие необходимо включать тексты о том, как обживались русскими сибирские просторы, показать процесс закладки сибирских крепостей и городов. Так, прошло всего 16 лет со времени окончания боёв Ермаковой дружины с полчищем Кучума, а в Прииртышье и в Приобье стояли русские города — Тюмень и Тобольск, Сургут и Пелым, Берёзово и Надым. А на диком Севере среди безбрежных снегов уже существовали Обдорск (сейчас Салехард) и «златокипящая государева вотчина» Мангазея. Через три года после их основания, в 1604 году 120 казаков под командой Гаврилы Писемского и Василия Тыркова был заложен Томск, через пять лет — Туруханск, в 1632 г. — Якутск [3, 4].
В 1594 г. был заложен на Иртыше город-крепость Тара, чтоб «Кучума истеснить». Тару можно по праву назвать матерью многих слобод, сёл и даже городов Среднего Прииртышья. В начале XVIII в. в Сибирь направляются посланцы Петра Великого — И.Д. Бухгольц и И.М. Лихарев, деятельность которых была связана с закладкой крепостей в Зауралье. Были основаны в 1716 г. Омская крепость, через пять лет — Усть-Каменогорская [5, 6, 7].
Интересны и познавательны тексты о русских первопроходцах в Сибири. Русские люди, попав в Сибирь, стремились быстрее идти «навстречу солнцу». До самой крайней точки материка дошел Семён Дежнёв. В результате его похода в 1648 г. на карте Северо-Восточной Азии появляется Анадырьск. Вскоре был основан Охотск. Так, всего за 60 лет, на протяжении жизни всего лишь одного поколения, русские люди дошли до побережья Тихого океана. Благодаря приходу русских, местное население начало приобщаться к земледелию и оседлости. Оживилась торговля. В Сибирь хлынул поток товаров, которых не знало туземное население. Ф. Энгельс писал о том, что Россия действительно играет прогрессивную роль
по отношению к Востоку: «Никогда так полно не проявлялся русский характер, как в годы присоединения Сибири к России. Оторванные от родных мест люди помнили об интересах государства... Обо всём составлялись отписки, «скаски», и препровождались русской администрации для принятия "зависящих решений"».
Русская идея национальна, но её национализм неотъемлем от гуманизма. Это государственная духовно-этическая, идеологическая парадигма, обладающая большим конструктивным потенциалом. В.С. Соловьёв высказался за целостный подход к исторической действительности. Опираясь на национальную идею, он пытался организовать волю на спасение историческое и религиозное не только русского народа, но и всего христианского мира.
Именно поэтому в наших учебных пособиях даются тексты о развитии национальных культур автономных образований Сибири. Национальная литература сибирских народов развивалась под благотворным влиянием произведений А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского, М. Горького, В.В. Маяковского. Писатели Ю.С. Рытхэу и Ю.Н. Шесталов и многие другие хорошо известны российским читателям. Газеты на языках местных народностей становились спутниками людей, живущих даже в малых автономиях. К народам сибирского Севера пришло и театральное искусство. Например, в 1930-х гг. был создан нанайский самодеятельный театр [3, 7]. Все сибирские народы имеют сейчас своих врачей, учителей, учёных, писателей, артистов. Во всех автономных республиках
основаны университеты. Таков результативный диалог русской и национальных культур. Русская национальная идея испытана временем и практикой общественных производственных и духовных отношений [7, 8].
Библиографический список
1. Олех, Л.Г. История Сибири : учеб. пособие / Л.Г. Олех. — М. : Новосибирск, 2001. — С. 148.
2. Русская идея. — М., 1992. — 657 с.
3. Бударин, М.Е. Прошлое и настоящее народов СевероЗападной Сибири. — Омск, 1952. — 238 с.
4. Кочедамов, И.П. Первые русские города Сибири / И.П. Кочедамов. — М., 1978. — 257 с.
5. Петров, И.Ф. Следы на земле / И.Ф. Петров. — Новосибирск, 1977. — 323 с.
6. Петров, И.Ф. Сибирский корень / И.Ф. Петров. — М., 1982. - 65 с.
7. Петров, И.Ф. Сибирь — моё Отечество / И.Ф. Петров. — Новосибирск, 1977. — 336 с.
8. Копылов, А.Н. Очерки культурной жизни Сибири XVII — начала XIX в. / А.Н. Копылов. — Новосибирск, 1974. — 317 с.
СУСЛОВ Иван Николаевич, кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры иностранных языков.
Адрес для перписки: 644080, г. Омск, пр. Мира, 5.
Статья поступила в редакцию 03.07.2009 г.
© И. Н. Суслов
Книжная полка
Подласый И. П. Педагогика. Для подготовки бакалавров, для подготовки специалистов / И. П. Подласый. - М. : Юрайт, 2010. - 574 с. - ISBN 978-5-9692-0554-3/978-5-9916-0168-9.
Учебник дает необходимый объем знаний по педагогике для специалистов любого профиля: социологов, экономистов, юристов, инженеров, врачей и т.д. В центре внимания общие основы педагогики, теория и технологии обучения и воспитания, принципы педагогического менеджмента. Учебник позволяет выбрать и применить на практике наиболее эффективные методы обучения и воспитания, модель управления педагогическим процессом.
Автором учтены новейшие тенденции мирового развития педагогической теории и практики, требования европейских стандартов высшего образования ЕСТЯ.
Для студентов высших учебных заведений непедагогических специальностей, аспирантов, преподавателей.
Рекомендовано Учебно-методическим объединением по специальностям педагогического образования.
Фролова А. Н. Педагогика: Для подготовки бакалавров, для подготовки специалистов / А. Н. Фролова. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2009. - 252 с. - ISBN 978-5-222-15441-0.
Изложено содержание курса «дошкольная педагогика» с учетом требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030900 «Дошкольная педагогика и психология».
Представлены основные инновационные идеи воспитания, развития и обучения дошкольников. Дан понятийный аппарат, раскрыты научные методологические, психолого-педагогические основы, нормативноправовые аспекты образования, педагогические технологии. В конце каждого раздела даны вопросы для самопроверки или запоминания понятийного аппарата. В приложении помещены извлечение из Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, методические рекомендации по подготовке к итоговому междисциплинарному государственному экзамену и примерные вопросы для повторения при подготовке к государственному экзамену.
Для студентов вузов и педагогических колледжей, преподавателей, аспирантов, специалистов в области дошкольного детства.
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (86) 2010 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ