УДК 377
ББК Ч 33 (2Р 53)
ГЕНЕЗИС НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЮМЕНСКОГО КРАЯ в XVIII-XX вв.
Ю. П. Прибыльский,
С. В. Слинкин
Ключевые слова: Сибирь, история образования, школы, гимназии, семинарии, современность.
Резюме: В статье рассматриваются вопросы становления и развития образования, в том числе профессионального, в Западной Сибири. Началу образовательного процесса в регионе положила открытая по указу Петра I в 1701 г. в Ялуторовске первая в регионе школа, которую основал воевода М. Я. Черкасский. Авторы прослеживают историю профессионального образования вплоть до конца XX в.
Тюменский край - это обширный регион, который в рассматриваемый период времени последовательно входил в состав Сибирской, Тобольской и Тюменской губерний, Уральской, Обско-Иртышской, Омской областей, а в 1944 г. был выделен в самостоятельную Тюменскую область. Особенности географического и социально-экономического положения региона способствовали тому, что здесь берет свое начало система образования огромной территории, простирающейся от Урала до Тихого океана. Первый административный, экономический и культурный центр Тюменского края и всей Сибири Тобольск сыграл важную роль в их заселении и освоении, в политической, социальной и духовной консолидации местного населения и русских, в их приобщении к ценностям восточной и западной культур. С Тобольском связаны многие наиболее существенные начинания, способствующие духовному и культурному прогрессу Тюменского края и Западной Сибири.
В 1701 г. по указу Петра I в Тобольске открылась первая в Сибири школа, которую основал воевода М. Я. Черкасский. В 1702 г. в школе обучались 96 детей, которые изучали славянскую письменность и грамматику, арифметику, геометрию, фортификацию и артиллерийское дело. Надо отметить, что это была светская школа и открылась она на два года раньше, чем Тобольская архиерейская славяно-православная школа, организованная в 1703 г. по инициативе митрополита Филофея Лещинского. В архиерейской школе учащиеся изучали славянскую грамоту и церковную службу, читали букварь, часослов, псалтырь, библию. Численность учащихся школы колебалась в разные годы от 15 до 90 человек.
Возникновение двух первых учебных заведений явилось началом формирования системы образования в Сибири. Ее развитию способствовало активное содействие государства и церкви. Но серьезно препятствовали региональные естественно-географические и социально-экономические факторы: обширная, отдаленная и труднодоступная территория; суровые природно-климатические условия; малочисленность населения и другие. Заложив основу сибирской школы, Тобольск на протяжении двух веков являлся организующим и созидающим центром образования и культуры региона. В 1713 г. здесь открылась первая частная школа, основанная пленным шведом К. Ф. фон Врехом. Она выгодно отличалась от архиерейской школы и школы М. Я. Черкасского своей материальной обеспеченностью. При школе имелся пансионат, больница, аптека, квартиры для учителей. По сути, это был учебновоспитательный и лечебно-оздоровительный комплекс, в котором обучались и воспитывались дети пленных шведов и местных чиновников.
Накопленный опыт деятельности первых учебных заведений способствовал переходу от начального образования к общему среднему и профессиональному образованию. В 1743 г. на базе архиерейской школы была основана Тобольская духовная семинария - первое среднее профессиональное учебное заведение в Сибири, предназначенное для подготовки священников. В семинарии работали квалифицированные преподаватели - выпускники Московской и Киевской духовных академий. Семинаристы изучали грамматику и синтаксис, политику, риторику, философию и богословие, иконописание и татарский язык. Семинария курировала низшие славяно-русские духовные школы, открытые в Ирбите, Таре, Сургуте, Березове, в Тюменском, Туринском, Долматовском, Кондинском монастырях, в Омской крепости, в Коркиной и Тавдинской слободах, в Демьянской яме.
Духовные учебные заведения Сибирской епархии, по сути, переросли свои рамки. Они обеспечивали грамотными людьми не только церковные, но и гражданские учреждения региона, во многом определяя его культурно-образовательный уровень. Большую культурную и образовательную ценность представляли библиотечные фонды школ и семинарий, где хранились труды отечественных и зарубежных авторов по истории, географии, экономике, грамматике, философии. В 1705 г. учащиеся и преподаватели архиерейской школы дали первые театральные представления, положив начало развитию этого вида искусства в Тобольске и Сибири.
Во второй половине XVIII в. в Тобольске зародилось светское профессиональное образование. В 1750 г. открылась геодезическая школа, которая готовила необходимых для региона специалистов - землемеров. Преподаватели и выпускники геодезической школы приняли активное участие в разработке
генеральных планов и строительстве многих сибирских городов: Тобольска, Красноярска, Томска, Барнаула и других.
В 1761 г. для налаживания дипломатических, экономических и культурных связей региона с пограничными территориями открылась школа переводчиков с татарского, калмыцкого и узбекского языков.
В 80-х гг. XVIII в. начинается реформа светской общеобразовательной школы, направленная на создание в России всесословной системы образования. Структурное реформирование системы общего образования предусматривало открытие новых типов учебных заведений: главных народных училищ в губернских городах и малых народных училищ в уездах. Учебные планы и программы главных и малых училищ были разработаны с учетом обеспечения преемственности и непрерывности начального (низшего) и среднего общего образования. В Сибири было организовано 3 главных училища: в Тобольске, Иркутске и Барнауле и пять малых - в Тюмени, Туринске, Таре, Томске и На-рыме. В народные училища принимали детей всех сословий, за исключением крепостных крестьян, но фактически в них обучались дети привилегированных слоев городского населения. Педагогический коллектив главного народного училища в Тобольске состоял из выпускников Петербургской учительской и Тобольской духовной семинарий. В училище изучали российскую грамматику, латинский язык, арифметику, геометрию, физику, механику, гражданскую архитектуру, географию, естественную и политическую историю, священную историю и катехизис. С 1793 г. стали изучать дополнительно татарский язык, необходимый для общения с коренными жителями - сибирскими татарами. Татарский язык преподавал священник И. Гиганов. Он составил краткий словарь, пособие по основам татарского языка, правилам правописания и чтения текстов. В 1799 г. класс татарского языка выделили в самостоятельную национальную школу. Выпускники Тобольского главного народного училища распределялись на гражданскую и военную службы, а наиболее способные и самостоятельные продолжали образование в высших учебных заведениях Москвы, Петербурга и Казани. Училище играло заметную роль в культурной жизни Тобольска и всей губернии. При нем выходил первый сибирский литературный журнал «Иртыш, превращающийся в Иппокрену», в котором сотрудничали преподаватели Т. Воскресенский, И. Лафитов, И. Набережный. Библиотека училища располагала большим книжным фондом учебной, научной и художественной литературы, что привлекало широкий круг читателей, жителей города. Большую помощь в приобретении книг, учебников, наглядных пособий, лабораторного оборудования для училища оказывал директор Московского университета П. И. Фонвизин.
Дальнейшее развитие система образования региона получила в ходе реформ, проводимых Министерством народного просвещения в начале XIX в., в которых провозглашались доступность, бесплатность, непрерывность и преемственность начального и среднего общего образования. Эти реформы предусматривали трансформацию народных училищ в приходские и уездные училища, в губернские гимназии.
Первая в Сибири гимназия открылась в Тобольске в 1810 г., а следующая - в Томске в 1838 г. По сведениям П. А. Словцова, в 1820 г. в губернии вместе с гимназией насчитывалось 13 общеобразовательных учебных заведений; уездные училища в Тобольске, Березове, Ишиме, Кургане, Таре, Туринске, Тюмени; приходские училища в Туринске, Тюмени и два в Тобольске.
Тобольская гимназия была основана на базе главного народного училища и получила в наследство не только учебную базу, штат преподавателей, но и полезный опыт педагогической работы. Это оказалось очень кстати, так как программа гимназического образования была очень сложной для ее реализации в условиях Тобольска. Она предусматривала изучение объемных курсов естественнонаучных, исторических, филологических и философских дисциплин, новых и древних европейских языков, изящных искусств. Поэтому качество образования гимназистов зависело от уровня квалификации, опыта, мастерства и таланта педагогов. Тобольской гимназии в этом смысле повезло. В ней работали яркие и выдающиеся личности, талантливые педагоги:
И. П. Менделеев (отец Д. И. Менделеева), П. П. Ершов и другие.
И. П. Менделеев, выпускник Главного педагогического института в Петербурге, работал учителем народного училища, затем преподавателем и директором Тобольской гимназии. Одновременно он являлся инспектором народных училищ Тобольской губернии. По воспоминаниям современников, это был замечательный педагог, который с увлечением занимался с гимназистами, организовывал литературные чтения и вечера, посвященные творчеству известных писателей и поэтов. Одним из его воспитанников, который впоследствии возглавил Тобольскую гимназию, был П. П. Ершов, автор всемирно известного произведения «Конек-Горбунок». Он разработал и преподавал оригинальный курс словесности, дополняя и обогащая его воспоминаниями о встречах с А. С. Пушкиным, В. А. Жуковским, читал гимназистам их произведения. У П. П. Ершова была разработана своя методическая система, в которой он развивал идеи воспитывающего обучения. Он считал, что обращение к произведениям отечественных писателей не только обогащает детей знаниями, но и возвышает их души, воспитывает идеалы добра и красоты, любовь к Отечеству и родному краю. Методические новации П. П. Ершова получили широкое распространение в Тобольской губернии.
В этот период времени значимой была просветительская деятельность декабристов: А. М. Муравьева и П. Н. Свистунова в Тобольске, А. И. Шехирова в Сургуте, И. Д. Якушкина в Ялуторовске и других. Несмотря на официальные запреты, декабристы создавали частные школы, где обучали детей местного населения. В результате их педагогической деятельности появились первые женские школы: вначале в Ялуторовске (1846 г.), а затем в Тобольске (1852 г). В Т обольском приходском женском училище девочки изучали закон божий, чистописание, чтение, арифметику, рукоделие и ремесла. Поскольку большинство выпускниц желало продолжать свое образование, то возникла необходимость преобразования училища в женскую школу повышенного типа. Новое учебное заведение открылось в 1854 г. и получило название Мариинской школы. Школа имела два трехгодичных отделения. Первое по учебной программе соответствовало приходскому училищу, второе - уездному училищу.
Первая половина XIX в. была отмечена реформированием системы духовного образования. Православные церкви и монастыри являлись местом просвещения и воспитания верующих. На территории губернии располагалось 45 действующих храмов и монастырей. Тобольск укрепил свой статус крупного духовного и религиозного центра Сибири. В нем насчитывалось более 20 церквей, в городе и его окрестностях были расположены крупнейшие монастыри: Знаменский, Иоанно-Введенский, Абалакский.
В 1818 г. Тобольская семинария была разделена на три самостоятельных учебных заведения: начальное приходское училище, неполное среднее уездное училище и собственно семинарию, которые представляли собой три последовательные ступени духовного образования. Учебная программа семинарии учитывала специфику будущей практической деятельности священников в регионе. Например, богословские науки были дополнены учением о вероисповеданиях, расколах и ересях, распространенных в Сибири. Семинаристы изучали естественную историю, основы медицины, педагогики и сельского хозяйства. По выбору они могли изучать французский, немецкий, еврейский и татарский языки. Учебная программа семинарии обеспечивала качественное и разностороннее образование священнослужителей. До 1858 г. Тобольская духовная семинария была единственным духовным средним учебным заведением Западной Сибири. Самым же распространенным типом духовных школ являлись церковно-приходские училища, которые были доступными учебными заведениями для детей сельских и городских низов.
В последней трети XIX в. в Тобольской губернии были созданы различные типы учебных заведений: женские, сельскохозяйственные, ремесленные, торговые, медицинские. Особые успехи были достигнуты в области женского образования. В губернии действовали приходские и уездные женские училища,
Мариинская школа, четыре прогимназии, епархиальное женское училище, женская учительская семинария. Основу женского образования составляли общеобразовательные дисциплины и практикумы развивающего характера: русский язык и словесность, история, география, естествознание, арифметика, геометрия, немецкий и французский языки, начала педагогики, чистописание, пение, женское рукоделие. В прогимназиях и епархиальном училище имелись специальные педагогические классы, выпускницы которых получали свидетельства на звания домашних наставниц.
В 1878 г. в Тобольске начала действовать повивальная школа - первое медицинское учебное заведение в Сибири. Теоретический курс обучения включал основы фельдшерского дела, акушерство и оспопрививание. В городской больнице ученицы практиковались в родовспоможении и уходу за новорожденными детьми. В 1895 г. повивальная школа была преобразована в повивально-фельдшерскую с трехгодичным сроком обучения, где готовили акушерок и фельдшеров.
В этот период Тобольск является центром просвещения коренных народов Крайнего Севера. Делом образования северных народов занимался Тобольский епархиальный комитет православного миссионерского общества (18751917 гг.). Комитетом была разработана учебная программа миссионерских школ, имевшая две ступени. На первой ступени изучался Закон божий, христианские заповеди, родной и русский языки, чтение, письмо, счет. На второй ступени шло обучение ремеслам, основам земледелия, промыслового дела. Инородческие миссионерские школы были открыты при Кондинской, Обдорской и Сургутской миссиях, в Абалакском монастыре. В 1892 г. при Знаменском монастыре был открыт инородческий пансионат, который готовил священнослужителей и учителей для северных миссий.
В Тобольской губернской мужской гимназии получили базовое образование многие выдающиеся просветители, государственные деятели, ученые, литераторы, педагоги: Д. И. Менделеев, П. П. Ершов, И. Я. Словцов,
Х. М. Лопарев, Б. Н. Городков, А. С. Знаменский. Тобольскую духовную семинарию закончили многие известные деятели русской православной церкви: Матвей Невский (епископ Томский и митрополит Московский), Матвей Бурдуков (ректор Иркутской духовной семинарии и епископ Иркутский), просветители Г. З. Елисеев (редактор журнала «Отечественные записки»), А. А. Абрамов (историк-краевед), М. С. Знаменский (педагог, литератор, художник). Многие выпускники семинарии хорошо зарекомендовали себя в качестве преподавателей духовных и светских учебных заведений.
Основную роль в подготовке учителей для Тобольской губернии играли гимназии, Мариинская школа, епархиальное училище и учительские семина-
рии Тобольска, Тюмени, Кургана, Ялуторовска. В 1916 г. открылся Тобольский учительский институт (третий по счету в Сибири после Иркутского и Томского). В его составе были три отделения: естественно-географическое, физико-математическое и словесно-историческое. Таким образом, в Тобольске был заложен фундамент системы педагогического образования Тюменской области.
К началу ХХ в. в Тобольской губернии сложилась довольно развитая система образования, представленная разными типами учебных заведений. Общее количество учебных заведений к 1913 г. достигло 1672 и в них обучалось более 75 тыс. учащихся. В основном это были начальные классы, но социальноэкономические потребности общества способствовали росту технического, медицинского и педагогического образования. Однако более половины детей школьного возраста оставались вне школы, вне учебных заведений, и Тобольская губерния по уровню грамотности занимала одно из последних мест в стране.
Революция 1917 г. и последовавшие за ней события внесли серьезные коррективы в развитие системы образования региона. Многие учебные заведения в период гражданской войны были закрыты. Созданные в 1919-1920 гг. органы народного просвещения Тюменской губернии решали несколько долгосрочных задач: восстановление и расширение сети общеобразовательных школ, дошкольных и внешкольных детских учреждений, ликвидацию неграмотности и малограмотности взрослого населения, подготовку квалифицированных кадров для промышленности, народного хозяйства, образования и культуры.
В 1920 г. был открыт Тобольский педагогический техникум, на базе которого зародились педагогические училища в Остяко-Вогульске (Ханты-Мансийске) и Обдорске (Салехарде). В 1930 г. в Тюмени был основан Уральский агропедагогический институт, который в 1934 г. был преобразован в педагогический институт. Таким образом, решались проблемы подготовки педагогических кадров для учебных заведений.
Серьезное внимание уделялось разработке письменности народов Севера и обучению школьников родным языкам. Первоначально эта письменность создавалась на основе латинского алфавита, но с 1937 г. стал использоваться русский алфавит. Были подготовлены и изданы буквари и учебники ненецкого, хантыйского, мансийского и селькупского языков. За два десятилетия (19211940 гг.) количество общеобразовательных школ возросло в 2,3 раза и достигло 1776, а численность учащихся - в 5,4 раза и достигла 205,7 тыс. человек. Выпускники школ приобретали необходимые специальности в профессиональных учебных заведениях. В тридцатые годы были открыты сельскохозяйственный и машиностроительный техникумы в Тюмени, оленеводческий в Салехарде и рыбопромышленный в Тобольске, медицинские училища в Иши-
ме, Ханты-Мансийске, Тюмени, Ялуторовске. При них существовали отделения для хантов, манси и ненцев. В 1940 г. состоялся первый набор в ремесленные, сельскохозяйственные и железнодорожные училища, школы фабрично-заводского обучения государственной системы Трудовых резервов, предназначенные для подготовки квалифицированных рабочих промышленности, сельского и промыслового хозяйства, транспорта и связи.
Таким образом, в 1921-1940 гг. в Тюменском крае была построена разветвленная и многопрофильная сеть общеобразовательных школ, дошкольных и внешкольных учреждений. Однако проблема всеобщего начального и семилетнего образования молодежи оставалась до конца не решенной. В этот период времени продолжилось формирование региональной системы профессионального образования, которое осложнялось отсутствием надлежащего практического опыта и дефицитом педагогических кадров. К началу 40-х гг. ХХ в. Тюменский край продолжал значительно отставать по развитию народного образования от индустриальных районов Урала и Сибири.
Отечественная война 1941-1945 гг. и ее последствия усугубили прежние и породили новые проблемы в формировании и развитии системы образования Тюменской области. Материальные и финансовые ресурсы страны отвлекались на восстановление разрушенного войной народного хозяйства страны, на гонку вооружений и т. д. и т. п. В августе 1944 г., в связи с образованием Тюменской области, появились две важные управленческие структуры: областной отдел народного образования, возглавляемый С. Т. Казанцевым, и областное управление трудовых резервов под руководством В. М. Бровко. С этого момента начался целенаправленный процесс формирования и развития единой системы общего и среднего профессионального образования Тюменской области. Для обеспечения школ педагогическими кадрами в 1949 г. был открыт Ишим-ский учительский институт. В 1954 г. Ишимский и Тобольский учительские институты были преобразованы в педагогические вузы, которые начали подготовку учителей для средних школ.
Новый качественный этап развития системы образования Тюменской области наступил во второй половине ХХ в. и был обусловлен открытием и освоением крупнейших месторождений нефти и газа. Формирование главного топливно-энергетического комплекса страны сопровождалось интенсивным ростом населения Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов. Промышленное и транспортное освоение региона вызвало количественный и качественный рост системы общего и профессионального образования. Масштабы школьного строительства в 1970-1990 гг. превысили показатели всего предшествующего периода развития Тюменской школы. Развитие промышленности стимулировало динамичный рост профессионального образования. К ис-
ходу 80-х гг. 76 профессионально-технических училищ Тюменской области готовили квалифицированных рабочих более, чем по 150 специальностям для предприятий нефтяной, газовой, лесной промышленности, энергетики, машиностроения, сельского хозяйства, транспорта и связи, строительства, торговли и общественного питания. Были открыты новые профессиональные учебные заведения (училища и техникумы) в Сургуте, Ноябрьске, Урае, Новом Уренгое, Нижневартовске. Социально-экономические преобразования стимулировали развитие высшей школы. В 1959 г. к трем существующим педагогическим институтам (Тюменскому, Ишимскому, Тобольскому) добавился Тюменский сельскохозяйственный институт. В 1963 г. начался прием студентов в Тюменский медицинский институт. В 1964 г. приступил к подготовке специалистов для нефтяной и газовой промышленности Тюменский индустриальный институт, который к настоящему времени превратился в крупнейший технологический университет Сибири. В 1969 г. был основан Тюменский инженерно-строительный институт. В 1973 г. Тюменский педагогический институт был преобразован в государственный университет. Ранее существовавшие в областном центре филиалы иногородних вузов выросли в самостоятельные учебные заведения. Так родились Тюменский государственный институт искусств и культуры, Тюменское высшее инженерно-командное училище, Тюменский юридический институт МВД. В 90-е гг. ХХ в. появились первые самостоятельные высшие учебные заведения в Ханты-Мансийском автономном округе: в 1992 г. -Нижневартовский государственный пединститут (открытый в 1988 г. как филиал Тобольского пединститута), в 1993 г. - Сургутский государственный университет, в 1996 г. - Сургутский государственный пединститут. Особенности этих вузов заключаются в том, что они финансируются из регионального и местных бюджетов и имеют статус «государственного вуза субъекта федерации». Аналогичный статус имеет образованный в 1993 г. Тюменский государственный институт международной экономики, управления и права.
Таким образом, к концу ХХ в. в Тюменской области сложилась единая, целостная, комплексная государственная система образования. Она в полной мере удовлетворяет образовательные потребности жителей области и обеспечивает регион кадрами различных направлений подготовки и уровней квалификации.
Литература
1. Копылов А. Н. Очерки культурной жизни Сибири XVII-ХХ вв. Новосибирск, 1974.
2. Очерки истории Тюменской области (под ред. В. М. Кружинова). Тюмень, 1994.
3. Прибыльский Ю. П. Колыбель просвещения. Верона, 1999.
4. Три века сибирской школы (под ред. С. В. Слинкина). Тобольск, 2001.