Научная статья на тему 'Образ жизни студента (содержание, структура, механизмы и этапы формирования)'

Образ жизни студента (содержание, структура, механизмы и этапы формирования) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2100
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
AN IMAGE «I» / ОБРАЗ ЖИЗНИ / СТУДЕНТ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ОБРАЗ МИРА / ОБРАЗ « Я » / СТРУКТУРА ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТА / ЭТАПЫ ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ / WAY OF LIFE / STUDENT / SOCIALIZATION / AN IMAGE OF THE WORLD / STRUCTURE OF A WAY OF LIFE OF THE STUDENT / STAGES OF ITS FORMATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Трофимов Константин Викторович

Статья посвящена вопросам формирования образа жизни современных российских студентов, их социализации. Исследуются содержание, структура, механизмы и этапы формирования образа жизни студентов. Автор отвечает на вопрос: какова роль образа жизни студента, зачем его формировать!

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Life style of a student (contents, structure, mechanisms and phases of formation)

The article is devoted the questions of formation of a way of life of modern Russian students and their socialization. The contents, structure, mechanisms and phases of students way of life formation are analyzed in this article. The author answers the question in his article: what is the role of the way of life of a student, why o we need to form it?

Текст научной работы на тему «Образ жизни студента (содержание, структура, механизмы и этапы формирования)»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (86) 2010

УДК 378.180.6 к. в. ТРОФИМОВ

Омский государственный педагогический университет

ОБРАЗ ЖИЗНИ СТУДЕНТА

(СОДЕРЖАНИЕ, СТРУКТУРА, МЕХАНИЗМЫ И ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ)

Статья посвящена вопросам формирования образа жизни современных российских студентов, их социализации. Исследуются содержание, структура, механизмы и этапы формирования образа жизни студентов. Автор отвечает на вопрос: какова роль образа жизни студента, зачем его формировать?

Ключевые слова: образ жизни, студент, социализация, образ мира, образ « Я »г структура образа жизни студента, этапы его формирования.

Современное переустройство российского общества, видоизменяющее все сферы его жизнедеятельности, сопровождается расширением возможностей политического, экономического и социального выбора, ростом конкуренции на рынке труда. В условиях становления рыночных отношений, гражданского общества задача образования состоит в том, чтобы подготовить человека к жизни и сотрудничеству, научить сохранять свободу и независимость суждений, поступков.

Перспектива социализации в современных социально-экономических условиях, как освоение и присвоение личностью идей нарождающегося демократического общества и соответствующих образцов поведения в сочетании с возможностью созидать ценности, быть субъектом этого общества, связана с процессом формирования образа жизни у поколения россиян, сегодня являющихся студентами.

Образ жизни студента мы понимаем как философское, социологическое, психологическое, педагогическое понятие, обозначающее способ его жизнедеятельности, формируемый на основе отражения, порождения сознанием образа мира, преломляемого сквозь образ «Я», направленный на реализацию идеала — цели жизни, становящийся под влиянием ценностно-смысловых, потребностно-мотивационных условий и зависящий от уровня социально-психологического и духовного развития человека. Для обоснования такого определения рассмотрим толкование понятия «образ жизни» в этимологии, философии, социологии, психологии и педагогике.

Этимологически «образ» происходит от слов «раз», «резать»; он является результатом обобщённого отражения объекта в сознании человека, раскрывается понятиями «вид», «очертание», «облик»

Ш-

В философии категория образа жизни определяется как установленный способ воспроизведения социальных потребностей (А.Г.Здравомыслов), составная часть общественно-экономического уклада, его отражение в социально-политической и духовной сферах жизни, совокупность различных форм повседневного поведения людей и группы (Л.А. Гордон, Э.В. Клонов), типичные формы жизнедеятель-

ности людей, условий их труда и быта, характер человеческих взаимодействий, определённый тип самоутверждения, самореализации в обществе личности, социальной группы, класса (А.И. Бутенко), способ жизнедеятельности субъекта, выбираемый им на основе сложившихся в определённых объективных условиях системы ценностей (А.И. Титаренко,

В.В. Сагатовский), совокупность форм и способов жизнедеятельности, присущая той или иной личности (Е.С. Рапацевич).

Философ А. Г. Спиркин, размышляя о важности исследуемого феномена, отмечает, что особенность его состоит в том, что формирование самосознания человека находиться под влиянием образа жизни, требующего от человека самоконтроля поступков и действий, принятия полной ответственности за них. Особенность образа жизни состоит в том, что он не только зависит от общественно значимых ценностей, но и сам способствует порождению их (Каган М.С.).

Анализ содержания образа жизни как философской категории позволяет утверждать, что в ней отражается динамическое, идеализированное представление о желаемой жизни, рождающееся в сознании человека под воздействием его социокультурного опыта и оказывающее влияние на содержание жизни и её оценку.

В социологии «образ жизни» рассматривается как «категория, охватывающая совокупность типичных видов жизнедеятельности индивида, социальной группы, общества в целом, которая берётся в единстве с условиями жизни, её определяющими» [2]. Западные социологи Л. Б. Питер, М. Вебер, М. Вудкок, Э. Гид-денс, Э. Дюркгейм, М. Кастельс, К. Маркс, Н. Смел-зер, Д. Френсис, считают производственную сферу наиболее влияющей на формирование образа жизни любого человека.

В современной российской социологии производственная деятельность также рассматривается как важный компонент образа жизни, оказывающий на него дифференцирующее действие. Например, социолог Зборовский Г.Е. обращает внимание на то, что понятие «образ жизни» помогает увидеть внутренний мир личности и его превращение во внешние,

наблюдаемые проявления в деятельности человека. Исследователи В.И. Добреньков, А.И. Кравченко вслед за Г.Е. Зборовским трактуют «образ жизни» в качестве вошедшего в привычку способа жизнедеятельности и поведения людей.

Однако Л.М. Куликов уточняет, что образ жизни человека имеет социально-обусловленный характер. Исследователь образа жизни В.Л. Абушенко характеризует его как особую форму, способ активного присвоения индивидами общественных условий своей жизни.

Классифицировать образ жизни как нормативноформационный и образ жизни личности предлагают

З. Т. Голенкова, М. М. Акулич, В. Н. Кузнецов. Изучение работ этих авторов позволило нам представить структуру образа жизни студента и факторы, влияющие на его формирование. Они показаны на рис. 1.

Как видно из рисунка, структура образа жизни студента включает в себя следующие компоненты: образ мира образ «Я»; он формируется под влиянием феноменов уровня жизни и уклада жизни.

При анализе психологической литературы (А.Г. Асмолов, К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Анцыфе-рова, Л.С. Выготский, П.С. Гуревич, Т.Б. Карцева, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, К. Роджерс, С.Л. Рубинштейн и др.) мы увидели, что психологической основой формирования образа жизни является восприятие как основа целостного отражения и порождения предметов и явлений реальной действительности в совокупности их различных свойств и частей, когда объект отражается в сознании, порождается им не суммой отдельных раздражителей, вроде отдельной детали, а воссоединённым образом единого явления, представленного перед сознанием субъекта жизнью.

Так, А.Г. Асмолов даёт характеристику не только отражающей, но и преобразующей роли исследуемого феномена «образ жизни». Находим у А.Г. Ас-молова: «при наличии сформированного образа жизни личность предстаёт как активное творческое начало, порождающее мир, выходящее в своих поступках и деяниях за пределы самого себя» [3].

С.Л. Рубинштейн видел смысл формирования образа жизни в том, чтобы открыть глаза человеку на богатство душевного создания, чтобы мобилизовать с целью «устоять, справиться с теми трудностями, которые ещё не удалось устранить в процессе борьбы за достойную жизнь [4].

Раскрывая механизм формирования образа жизни, Л.С. Выготский утверждает в качестве такового присвоение зафиксированных в культуре социальных норм, который имеет своим результатом воспроизведение индивидуумом исторически сформированных человеческих образцов поведения. Учёный утверждает, что интериоризация представляет собой переход от интерпсихического социального к инт-рапсихическому индивидуальному способу жизни человека [5]. Зафиксированная в мозгу человека картина окружающей жизни преломляется его сознанием и складывается в целостный образ. Наполнение содержанием сложившегося образа и его практическая реализация зависит от уровня социально-психологического, духовного развития человека.

Итак, понятие «образ жизни» трактуется в психологии как: феномен, порождающий отражение в сознании человека объективной реальности, «образа мира»; «образ мира», преломляется в сознании субъекта в зависимости от степени его социальнопсихологического и духовного развития; преобра-

зованная в сознании индивида картина мира, формирующая систему линий жизни, определяющая поведение и поступки человека как результат воплощения «образа жизни»; сформированность образа жизни означает не только рождение образа мира в сознании человека, но и самого себя как субъекта собственной жизни.

Категория «образ жизни» представлена в трудах выдающихся педагогов (Я.А. Коменский, Д.Локк, Ж.Ж. Руссо, К.А. Гельвеций, И.Г. Песталоцци, Ф.Гер-барт и др.). Социальная природа человека, утверждали они, обусловлена образом жизни, который принят в данном обществе. Стремление к внутреннему духовному прогрессу, в соответствии с обретённым образом жизни как целью-идеалом превращает человека из представителя биологической особи в человека социального. П.Ф. Каптерев, Н.И. Пирогов, Л.Н. Толстой создали педагогические теории, исходя из своих представлений об образе жизни человека.

Рассматривая образ жизни как фактор защиты от негативных влияний внешней среды, Г.И. Щукина отмечала: сформированный образ жизни ведёт к тому, что среда не оказывает фатального воздействия на развитие ребёнка. Педагоги И.Д. Демакова, Л.В. Коноваленко, О.Н. Крутова, К.А. Шварцман и др. главной целью воспитания считают не простое усвоение ребёнком морали, а необходимость помочь сформировать ему образ жизни.

Размышляя над способами формирования образа жизни, Берулава Г.А. одним из них называет творческое сочетание научного и эмпирического знания [6].

Наиболее развёрнутое, на наш взгляд, содержание понятия «образ жизни» представлено Л.М. Оси-новской. Автор утверждает, что образ жизни состоит из трёх компонентов: аксиологического, деятельностного, смыслового. Соглашаясь с исследователем, отметим неправомерность попытки «развести» аксиологический и смысловой компонент образа жизни. Смысл не только определяет значимость ценности для субъекта, он неразрывно связан с ней.

Подтверждение данного тезиса находим в трудах учёных. Например, в педагогическом словаре личностный смысл «осознаётся как «значение — для — меня» усваиваемых человеком безличных знаний о мире, включающих понятия, ценности и идеалы» [7]. Иначе говоря, смысл — это пристрастно отражаемая человеком ценность. В смысле жизни отражается образ должной жизни (М.Н. Аплетаев). Ценностно-смысловые ориентации детерминируют формирование определённого образа жизни. Такой подход даёт нам возможность понимания динамики ценностей и смыслов, соотнесения этих двух категорий как единого целого в контексте формирования образа жизни студентов. На этом основании уточнённое нами содержание феномена образ жизни будет состоять из двух компонентов: ценностно-смысловой и деятельностный.

Формирование образа жизни мы понимаем как процесс смыслоотражения и смыслопорождения, (В.И. Аршинов, Я.И. Свирский), осуществляемый в жизнедеятельности человека и зависящий, с одной стороны, от национальных, классовых и др. особенностей; с другой — от воспринимаемых студентом ценностей, от сплетения обстоятельств и условий его развития.

Для более полного понимания содержания процесса формирования образа жизни студентов, с опорой на исследования учёных (А.Г. Асмолов, П.С. Гу-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (86) 2010 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (86) 2010

Рис.1. Структура образа жизни студента и факторы его формирования

Уклад жизни:

объективные

способы

организации и

регуляции

социокультурной

жизни людей

(образцы

поведения,

деятельности,

ценности).

Уровень жизни: материальные условия, определяющие границы того, что и каким образом могут делать люди для реализации своих целей.

Внутрен-

ние

условия

(индиви-

дуальные

характе-

ристики

личности

студента)

Само актуализация в сознании студента личностно и соц. значимых ценностей

Формирование образа мира в сознании студент а

Проецирование в сознании студента объективных общественных условий на создаваемый им образ мира

Освоение и присвоение зафиксированных в культуре соц. норм, ценностей; интерпретация ценностей для себя

Формирование студентом образа «Я», как динамической системы предст авлений о самом себе

Представление студента о самом себе, возникающее в процессе социального взаимодействия

Деятельность студента совместно с другими людьми, руководствуясь присвоенными ценностями

«Преломление» образа мира сквозь образ

«Я»

Процесс отражения и порождения смыслов (ценностей) в сознании студента

I этап

III этап

Рис. 2. Процесс формирования образа жизни студента

ревич, Л.М. Осиновская и др.) дадим характеристику его этапов (рис.2).

Как видим, процесс формирования образа жизни студента состоит из трёх этапов:

1 этап — формирование студентом образа мира: в сознании студента происходит проецирование общественных условий на создаваемый им образ мира, самоактуализация личностно и социально значимых ценностей и формируется, таким образом, образ мира.

2 этап — формирование образа «Я»: на основе психологических механизмов освоения и присвоения, зафиксированных в культуре ценностей, интерпретации этих ценностей для себя в процессе социального взаимодействия у студента складывается представление о самом себе, формируется образ «Я».

3 этап — «преломление» образа мира сквозь образ «Я»: студент осуществляет совместную с другими людьми деятельность, руководствуясь присвоенными ценностями, с помощью процесса отраже-

ния и порождения смыслов студент «преломляет» образ мира сквозь образ «Я», он формирует устойчивую структуру — образ своей жизни.

Таким образом, образ жизни студента — это способ его жизнедеятельности, формируемый на основе отражения, порождения сознанием образ мира, преломляемый сквозь образ «Я», направленный на реализацию идеала-цели жизни, становящийся под влиянием ценностно-смысловых, потребностно-мо-тивационных условий и зависящий от уровня социально-психологического и духовного развития человека. Структура образа жизни студента включает в себя следующие компоненты: образ мира, образ «Я», «преломлённый» сквозь образ «Я» образ мира. Она формируется под влиянием феноменов уровня жизни и уклада жизни.

Сформированный образ жизни выступает, с одной стороны, как цель жизни (идеал собственной жизни), с другой — как средство достижения цели (становление студента субъектом собственной жизни, защита от негативного влияния среды).

Библиографический список

1. Ожегов, С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. — М.: Оникс, 2008. - С. 573.

2. Российская социологическая энциклопедия. — М., 1998. - С.327.

3. Асмолов, А. Г. Психология : учебник / А. Г. Асмолов. — М. : МГУ, 1990. - С.8.

4. Человек и мир // Проблемы общей психологии. — М. : Педагогика, 1976. — С. 127.

5. Выготский, Л.С. Избранные психологические произведения. - М., 1960. - С. 197.

6. Берулава, Г.А. Образ мира как мифологический символ :

учеб. пособие для вузов / Г.А. Берулава. — М. : Пед. общество, 2001. - С.22 —23.

7. Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике / Г.М. Код-жаспирова, А.Ю. Коджаспиров. — М. : ИКЦ «МарТ», 2005. — С.312.

ТРОФИМОВ Константин Викторович, соискатель кафедры управления развитием образования Ом ГПУ, руководитель службы качества БОУ СПО «Омский механико-технологический техникум».

Адрес для переписки: e-mail: K.trofimov 45@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 17.07.2009 г.

© К. В. Трофимов

УДК 378.016: 130.2 и. Н. СУСЛОВ

Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия,

г. Омск

РУССКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ КАК КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ТЕОРИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ ПО ЯЗЫКОВЫМ ДИСЦИПЛИНАМ ВУЗА

Статья посвящена исследованию проблем российской политической мысли русской национальной идеи, ее возможности быть использованной для разработки теории региональных учебных пособий по языковым дисциплинам вуза. Для жителей Сибири стало значимым, профессионально ориентированным делом изучение истории и культуры родного края — этого суперрегиона России.

Ключевые слова: идея, социальный и технический прогресс, выдающиеся философы, дефицит знаний, предвидение будущности, нравственный долг.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Социальный и технический прогресс требует массы знаний и высокой культуры. Выдающиеся отечественные философы, озабоченные будущим, хорошо осознавали опасность дефицита знаний, как для своей страны, так и для цивилизации в целом. Стремление преодолеть этот дефицит, определить пути развития России было постоянным в духовной жизни российского общества. Для предвидения будущности Российского государства и государственности поистине бесценно знание российской политической мысли. «Ив этом плане исключительный интерес представляют формулирование и разработка русской идеи... Русская идея — сложная идейно-политическая конструкция», — считает Л.Г. Олех.

Основоположник русской идеи B.C. Соловьёв понимал её как нравственный долг. А видный философ И.А. Ильин не без основания утверждал, что корни русской идеи уходят в глубокое прошлое, возраст же её — это возраст самой России. В рамках

русской идеи он предпринял попытку раскрыть сущность государства, идеологии, державности. Высшая цель государства видится автору в обеспечении всему народу и каждому индивиду права на самоопределение в жизни. Сущность державности заключается в духовном, нравственном потенциале государства. Человек становится гражданином, лишь принимая цели государства как свои собственные. В книге И.А. Ильина «Россия есть живой организм» (1948) имеются пророческие заметки о том, что в России начнётся движение политической системы к новой государственности, которое поведёт сначала к хаосу, распаду и разорению, но затем наступит этап собирания русских территорий и российских народов в новое единство.

Историк Л.Г. Олех отмечает, что обращение к конструктивному содержанию русской идеи и возрождения в духовной жизни страны, сохраняет современное звучание, острую актуальность. «Русская

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК N* 2 (86) 2010 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.