Научная статья на тему 'Культурно-образовательная деятельность Детского музейного центра Омского государственного историко-краеведческого музея как структурный элемент в формировании личностных компетенций учащихся'

Культурно-образовательная деятельность Детского музейного центра Омского государственного историко-краеведческого музея как структурный элемент в формировании личностных компетенций учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
658
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКИЙ МУЗЕЙНЫЙ ЦЕНТР / ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИСТОРИКОКРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ / ФОРМЫ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЛИЧНОСТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА / CHILDREN''S MUSEUM CENTER / OMSK STATE HISTORICAL AND LOCAL LORE MUSEUM / THE FORMS OF CULTURAL AND EDUCATIONAL ACTIVITIES / PERSONAL COMPETENCE / MUSEUM PEDAGOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сомова Юлия Аркадьевна, Патрушева Галина Михайловна

Статья раскрывает формы культурно-образовательной деятельности Детского музейного центра (ДМЦ) Омского государственного историко-краеведческого музея, направленные на процессы интеграции образования и культуры, максимальное использование культурной среды, музея в образовательных и воспитательных целях, формирование личностно-ценностного отношения учащихся к культурному и природному наследию нашей страны. В статье выделяются этапы, развития центра на основе критерия «структурные изменения и расширение содержания деятельности».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сомова Юлия Аркадьевна, Патрушева Галина Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cultural and educational activities of the Children''s Museum Center of the Omsk State Historical and Local Lore Museum as a structural element in the formation of personal competencies of students

An important condition for improving the quality of education today is the introduction of a competence approach. Acquisition of vital competences forms the ability of the individual to respond quickly to the needs of the time. The museum along with the school is the socio-cultural institution and educational resource, which directly contributes to the achievement of these competences. The main tool of modern museums in this direction is cultural and educational activity, the theoretical basis of which is the principles of museum pedagogy. In the development of museum business in recent years, there has been a trend to introduce new domestic models of museum structures the Children's Museum Centers, which have the goal of ensuring the interaction of the education and cultural sectors. The history of the existence of the Children's Museum Center at the Omsk State Museum of History and Ethnography began in November 2001. The main goal of the implemented project was a pedagogical experiment to develop the motivation of the individual to engage in creativity, deepen the spiritual, patriotic sphere of the child through the varied forms of teaching, research, and local lore. The article reveals the forms of cultural and educational activities of the Children's Museum Center that emerged and existed throughout the whole period of its activity from the point of view of their consideration as an interconnected system that comprehensively influences the formation of the students' personal competencies. The article highlights the stages of the development of the center on the basis of the criterion “structural changes and expansion of the content of activities”. The author comes to the conclusion that the Children's Museum Center of the OGIK of the museum has built its work with students on the basis of the system-activity approach, offering a variety of mutually complementary forms of cultural and educational activity. Such forms of work aimed at the integration of education and culture, as well as the maximum use of the cultural environment of the museum for educational and educational purposes, undoubtedly proved their worth. They have a great pedagogical potential: the ability to effectively influence the formation of patriotism, morality, multicultural consciousness, the education of a person capable of self-education and self-development, respectful attitude to the historical, cultural and natural heritage. In practice, the center became an institution for additional development of extracurricular education, which gave the right of free choice of the students the types and content of activities. The Center conducted fruitful co-operation with various educational institutions of the city, which contributed to the mutual enrichment and the emergence of new museum and educational programs. To date, the Children's Museum Center is a visiting card of the OGIK museum, implementing its numerous programs and occupying a special position in its structure.

Текст научной работы на тему «Культурно-образовательная деятельность Детского музейного центра Омского государственного историко-краеведческого музея как структурный элемент в формировании личностных компетенций учащихся»

Вестник Томского государственного университета Культурология и искусствоведение. 2018. № 29

УДК 069.01

Б01: 10.17223/22220836/29/22

Ю.А. Сомова, Г.М. Патрушева

КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТСКОГО МУЗЕЙНОГО ЦЕНТРА ОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ КАК СТРУКТУРНЫЙ ЭЛЕМЕНТ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ

Статья раскрывает формы культурно-образовательной деятельности Детского музейного центра (ДМЦ) Омского государственного историко-краеведческого музея, направленные на процессы интеграции образования и культуры, максимальное использование культурной среды музея в образовательных и воспитательных целях, формирование личностно-ценностного отношения учащихся к культурному и природному наследию нашей страны. В статье выделяются этапы развития центра на основе критерия «структурные изменения и расширение содержания деятельности». Ключевые слова: Детский музейный центр, Омский государственный историко-краеведческий музей, формы культурно-образовательной деятельности, личностные компетенции, музейная педагогика.

Воспитание является неотъемлемой частью образования, взаимосвязанной с обучением, но осуществляемой и как самостоятельная деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации детей на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей. Ведущими институтами здесь выступают семья и школа, однако существуют и иные учреждения, среди которых, на наш взгляд, особое место занимает музей.

Значимость воспитания подчеркивалась в различных государственных документах. Так, на современном этапе его ценность особо отмечена в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г. (далее - Стратегия). В Стратегии указывается, что приоритетным направлением гражданского и патриотического воспитания в России является формирование у детей целостного мировоззрения, российской идентичности, уважения к своей семье, обществу, государству, принятым в семье и обществе духовно-нравственным и социокультурным ценностям, к национальному культурному и историческому наследию и стремления к его сохранению и развитию [1]. Этот же тезис утверждается в федеральных стандартах, которые ориентированы на становление личностных компетенций выпускника («портрет выпускника школы»): любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции; креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества; владеющий основами научных методов познания окружающего мира; мотивированный на творчество и инновационную деятельность и др. [2].

Музей сегодня является тем социокультурным институтом и воспитательным ресурсом, который напрямую способствует достижению этих компетенций. Главным инструментом современных музеев в данном направлении является культурно-образовательная деятельность, теоретическую основу которой составляют принципы музейной педагогики.

В Омском государственном историко-краеведческом музее (ОГИК музей), самом первом музее г. Омска, основанном в 1879 г., культурно-образовательная деятельность развивалась поступательно, меняя свое терминологическое наименование в соответствии с историческими требованиями времени: культурно-воспитательная работа (конец XIX - начало XX в.), политико-просветительная или массовая работа (1920-е гг. ХХ в.), научно-просветительная работа (1950-60-е гг. ХХ в.) и, наконец, культурно-образовательная деятельность (1990-е гг. ХХ в. - настоящее время) [3. С. 1928]. С 1990-х гг. музей стал рассматриваться как средство развития творческого потенциала человека, одновременно формирующее его ценностные ориентации. В связи с этим особое внимание стало уделяться проектированию новых форм культурно-образовательной деятельности, в том числе и в направлении работы с детской аудиторией. В 1998 г. в ОГИК музее был создан экскурсионно-просветительский отдел, занимающийся разработкой программ, ориентированных на младших школьников и дошкольников. Несколько позднее образован отдел музейной педагогики, в профессиональный спектр которого вошла работа со школьниками старшего и среднего возраста.

В то же время в развитии музейного дела в рассматриваемый период проявляется тенденция введения новых отечественных моделей музейных структур, имеющих целью обеспечение взаимодействия отраслей образования и культуры. Так, создание детских музейных центров стало одним из перспективных направлений организационных изменений в музеях Карелии, Санкт-Петербурга, Новгорода, Суздаля, Владимира, Тобольска, Салехарда и других городов.

История существования Детского музейного центра при Омском государственном историко-краеведческом музее началась в ноябре 2001 г. и связана с инициативой директора музея П.П. Вибе. Согласно уставу ДМЦ основой его деятельности стал поиск нетрадиционных форм работы с детской аудиторией. Основной целью внедряемого проекта являлся педагогический эксперимент по развитию мотивации личности к занятиям творчеством, углублению духовной, патриотической сферы ребенка через вариативные формы учебно-исследовательской, краеведческой деятельности. Перспективное достижение цели требовало от ДМЦ создания условий активизации познавательной деятельности, обучения детей приемам и методам исторического исследования, комплексного изучения родного края, познания традиционной культуры народов, населяющих омский регион.

Среди задач ДМЦ было обозначено знакомство участников объединений с основами музейной работы, воспитание бережного отношения к историко-культурному наследию края, содействие определению жизненных планов личности, включая предпрофессиональную ориентацию на гуманитарные факультеты вузов [4]. Данные цели и задачи соотносятся с современной образовательной парадигмой, имеющей целью развитие личностных компетенций обучающихся.

Далее нами будет представлен обзор форм культурно-образовательной деятельности Детского музейного центра Омского государственного истори-ко-краеведческого музея, возникавших и существовавших на протяжении всего времени его деятельности, с точки зрения рассмотрения их как взаимосвязанной системы, комплексно влияющей на формирование личностных компетенций учащихся.

Содержание деятельности ДМЦ проанализировано нами через изучение разных видов источников, одним из них стали учредительные документы (Устав «Детского музейного центра», Пояснительная записка к программам центра). С 2002 г. издается газета «Ведомости Детского музейного центра», она ежегодно хронологически освещает направления его работы, события. Статьи, посвященные интеллектуальной игре «Знатоки краеведения», представлены в печатном издании газеты «Сигнал» радиозавода им. А.С. Попова, являющегося постоянным спонсором данной игры. Различные аспекты работы ДМЦ нашли отражение в номерах городской периодической печати - газеты «Новое обозрение», «Телесемь», «Аргументы и факты» и др. Сайт ОГИК музея (раздел «Детский музейный центр») дает представление об актуальных формах работы ДМЦ на сегодняшний день.

Сотрудники центра регулярно публиковали статьи о деятельности первых лет существования ДМЦ в научно-популярном альманахе «Омский краевед», сборнике научных трудов «Известия ОГИК музея». К ним относятся работы Н.А. Федосеевой [5], Е.П. Карелиной, Л.И. Сенниковой [6, 7], И.В. Урих [8], а также Г.И. Сороколетовой [9, 10], И.В. Стецив [11, 12], Ю.А. Маркиной (Сомовой) [13, 14].

Проанализировав имевшиеся источники, мы можем заключить - в работе Детского музейного центра, на наш взгляд, прослеживается четыре этапа развития. Критерием для их выделения послужили наблюдаемое расширение содержания деятельности центра, а также структурные изменения, происходившие в процессе его развития. Первый этап охватывает 1996-2001 гг., в это время возникли предпосылки к созданию нового отдела, ориентированного на комплексную работу с детской аудиторией. Второй этап продолжался с 2001 по 2007 г. и был связан с организацией ДМЦ и становлением его культурно-образовательных форм. Третий - с 2007 по 2012 г. - характеризуется значительным расширением направлений деятельности центра, в том числе за счет программ, ориентированных на работу с младшими школьниками. В 2013 г. начался четвертый этап, когда ДМЦ прекратил свое существование как самостоятельное музейное подразделение и вошел в качестве сектора в отдел экскурсионно-просветительской деятельности и музейного туризма. При этом ДМЦ сохранился как узнаваемый бренд ОГИК музея, позиционирующий для посетителя свои программы и занимающий отдельный раздел на сайте. Безусловно, появились новые формы работы, происходит совершенствование уже существующих [15].

Еще до организации Детского музейного центра в ОГИК музее существовали подходы, ориентированные на стимулирование научной деятельности учащихся и оценку ее результатов. Так, в 1996 г. состоялась первая областная молодежная научная краеведческая конференция «Омское Прииртышье: природа, история, культура». В последующем она проводилась ежегодно на осенних каникулах, в 2016 г. конференция была организована ДМЦ

уже в 21-й раз [16]. Целью конференции заявлено распространение и популяризация краеведческих знаний среди учащихся старших классов школ и студентов высших и средних специальных учебных заведений, поиск и поддержка творческой молодежи, формирование позитивного общественного мнения к вопросам развития краеведения. По результатам конференции лучшие работы отмечались медалью им. А.Ф. Палашенкова, а также публиковались в научном сборнике «Известия ОГИК музея». В 1999 г. конференция получила официальный статус в связи с разработкой и утверждением положения и стала региональной. Согласно положению авторы лучших работ, по рекомендации оргкомитета конференции, получали преимущества при поступлении в ФГБОУ ВПО «Омский государственный университета им. Ф.М. Достоевского» (ФГБОУ ВПО «ОмГУ им. Ф.М. Достоевского») и в ФГБОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет» (ФГБОУ ВПО «ОмГПУ») на профильные факультеты. В конференции ежегодно принимало участие до ста человек. Из них около шестидесяти выступали с докладами на трех секциях: «История Омского Прииртышья», «Культура Омского Прииртышья», «Экономика и экология Омской области», ранее существовала четвертая секция - «История населенных пунктов Омской области».

С момента основания конференции сложился постоянный коллектив членов жюри секций из числа известных омских ученых, преподавателей ведущих вузов города. Среди них Л.В. Азарова, канд. геогр. наук, доцент кафедры географии и методики обучения географии факультета естественнонаучного образования ФГБОУ ВПО «ОмГПУ»; О.А. Безродная, канд. ист. наук, главный специалист Управления культуры и искусства Министерства культуры Омской области; Г.М. Патрушева, канд. ист. наук, профессор кафедры этнологии, антропологии, археологии и музеологии ФГБОУ ВПО «ОмГУ им. Ф.М. Достоевского»; Ю.П. Родионов, канд. ист. наук, доцент кафедры дореволюционной отечественной истории ФГБОУ ВПО «ОмГУ им. Ф.М. Достоевского»; В.Г. Рыженко, д-р ист. наук, профессор кафедры современной отечественной истории и источниковедения ФГБОУ ВПО «ОмГУ им. Ф.М. Достоевского»; С.А. Соловьев, д-р биол. наук, профессор ФГБОУ ВПО «ОмГУ им. Ф.М. Достоевского», а также А.П. Сорокин, заместитель директора по научно-методической работе, руководитель Центра краеведческой информации БУК «Омская государственная областная научная библиотека им. А.С. Пушкина».

Показателен следующий факт: в конференции около половины работ, как правило, были представлены сельскими школьниками из районов Омской области. За 21 год проведения тематика выступлений была самой разнообразной: рассматривались далекое прошлое края, история освоения Омского Прииртышья, основания сел и деревень, строительства храмов, народные обряды и обычаи, судьбы людей, живших на омской земле, история и деятельность ведомственных и школьных музеев. Большое внимание всегда уделялось и вопросам экологии, охраны природы, бережному отношению к природным богатствам края [17. С. 4].

В 1998 г. в ОГИК музее был создан отдел музейной педагогики, его основной задачей стала интеграция музейной тематики и школьной программы по истории и краеведению через работу со школьниками среднего и старшего звена. За время функционирования отдела было разработано 17 уроков по

истории, культуре, архитектуре и природе края, объединенные в тематические циклы.

В 1999 г. впервые была проведена интеллектуальная игра «Знатоки родного края» в рамках краеведческого фестиваля. Впоследствии эта традиция закрепилась, и мероприятие стало ежегодным, получив новое название -«Знатоки краеведения». Сегодня игра является своего рода визитной карточкой Детского музейного центра.

22 июня 2000 г. на заседании научно-методического совета музея был обсужден проект создания Детского музейного центра, автором проекта являлся П.П. Вибе [18. С. 112]. Задачей нового отдела было соединение теоретического исследования с практической педагогической творческой деятельностью по созданию системы развития личностных компетенций воспитанников через сотрудничество педагогов и учащихся в области гуманитарных наук, а также разработка новых форм и видов работы с одаренными детьми. Эту роль должны были выполнить основанные на базе ДМЦ творческие объединения школьников. 15 октября 2001 г. состоялось первое организационное собрание по набору в классы ДМЦ, а уже 10 ноября начались систематические занятия [Там же. С. 115]. Было открыто четыре объединения: «Юный историк Сибири» (история, краеведение), «Школа юного этнографа» (этнография), «Археологическое бюро», «ЛАД» [19].

Руководителем объединения «Юный историк Сибири» был А.П. Сорокин, научный сотрудник ОГИК музея. Целью объединения стало формирование здоровой молодежной интеллектуальной среды, изучение истории родного края как основы для формирования активной созидательной гражданской позиции подрастающего поколения [20. С. 6]. «Археологическое бюро» объединяло юных исследователей, которые интересовались древней и средневековой историей Омского Прииртышья, занятия разрабатывались А.В. Матвеевым, канд. ист. наук, научным сотрудником ОГИК музея, хранителем коллекции археологии. Программу курса культурологии разработала Н.Л. Федосеева, первый руководитель ДМЦ, она легла в основу объединения «ЛАД». Данная программа была направлена на углубленное изучение искусства Древней Руси, традиций, обычаев русской культуры, формирование гражданственности и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей [21. С. 111]. Работу творческого объединения «Школа юного этнографа» возглавила О.Н. Артемьева, канд. ист. наук, научный сотрудник ОГИК музея. Изучение курса этнографии, предлагаемое объединением, позволило его воспитанникам получить представление о многообразии форм национальных культур, а также выделить общечеловеческие ценности, заложенные в каждой культуре. В процессе изучения некоторых тем осуществлялась тесная связь между объединениями ДМЦ - проведение совместных семинарских занятий, экскурсий, викторин и т.д. Кроме того, учащиеся являлись активными участниками и даже организаторами других программ ДМЦ - интеллектуальных игр, театрализованных экскурсий, конкурсов, кве-стов, тем самым приобретая опыт общения с музейным памятником и навыки творческой деятельности.

Контролем результатов деятельности являлась текущая научная работа ребенка, обсуждаемая с руководителем направления и всеми слушателями на семинарах. Она представлялась на итоговой научной конференции творче-

ских объединений Детского музейного центра, проводимой в конце учебного года. 23-24 мая 2002 г. состоялась первая подобная конференция в Детском музейном центре. Программа включала 17 докладов и сообщений по самым широким историческим проблемам России и Сибири [22. С. 252]. Учащиеся, чьи работы были признаны лучшими, затем выступали на областной молодежной научно-краеведческой конференции «Омское Прииртышье: природа, история, культура».

В последующие годы на базе ДМЦ действовали следующие творческие объединения. «Семейный летописец» - руководитель Л.И. Сенникова, методист ДМЦ ОГИК музея. Программа объединения затрагивала проблемы семейного и родственного общения, взаимоотношений в семье, их психологии и этики и являлась одним из перспективных путей развития внешкольного исторического образования. «Экологическое краеведение» возглавляла В.Г. Никонова, канд. биол. наук, заведующая отделом природы. Объединение ставило своей задачей познакомить ребят с особенностями экологии нашего края, научить осознанно и грамотно относиться к окружающей природе. «Юный музеолог» действовал под руководством Ю.А. Маркиной (Сомовой), методиста ДМЦ ОГИК музея. Именно музеи и их деятельность стали предметом изучения юных исследователей. Среди задач программы было обозначено знакомство учащихся со спецификой работы музеев разного типа, с музейными предметами разного вида, их изучением и хранением. В итоге ребята смогли получить общее представление об истории музеев мира, ознакомиться с формами музейной работы, приобрести навыки научно-исследовательской деятельности, опыт проведения экскурсий и музейных праздников. Театральная студия «Теремок» начала свою деятельность под руководством А.А. Сердцевой, методиста ДМЦ ОГИК музея. В данную студию приглашались школьники 4-5-х классов, в результате занятий расширилось их представление о театре и сценическом искусстве, было создано некое поле для свободного общения [23. С. 209].

Кульминацией деятельности объединений являлась возможность стать членом летней комплексной экспедиции ДМЦ. Занятия творческих объединений проводились в экспозиционных залах и хранилищах Омского государственного историко-краеведческого музея и его филиала Музейного комплекса воинской славы омичей, Омского областного музея им. Врубеля, Литературного музея им. Ф.М. Достоевского и других музеев города, а также в Омской областной государственной научной библиотеке им. А.С. Пушкина, библиотеке Омского государственного историко-краеведческого музея, в Историческом архиве Омской области.

Индивидуальная работа со слушателями ДМЦ проходила в виде научного консультирования по исследовательским темам, разрабатываемым детьми. Наблюдения показали, что занятия исследовательской деятельностью стимулируют осознанное отношение к учебе в общеобразовательной школе. Для углубления знаний слушателям предлагались для просмотра и обсуждения учебные и документальные видеофильмы, затрагивающие различные аспекты духовной и материальной культуры населения Западной Сибири.

На занятия для прочтения отдельных лекций по интересным и проблемным вопросам и итоговую конференцию приглашались ведущие специалисты: археологи, этнографы, историки, культурологи (преподаватели вузов):

И.В. Бекишева, канд. биол. наук, доцент ФГБОУ ВПО «ОмГПУ», Л.Л. Дашь-янц, канд. с.-х. наук, доцент ФГБОУ ВПО «ОмГПУ», Ю.В. Герасимов, канд. ист. наук, научный сотрудник Института археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук, и др. В ходе лекций учащиеся знакомились с методикой научного исследования, новейшими сведениями по разрабатываемым темам.

Объединения осуществляли свою деятельность по специально подготовленным авторским программам, их руководители имели опыт научной работы, являлись либо аспирантами и преподавателями вузов, либо уже имели ученую степень. Многие воспитанники стали студентами и аспирантами престижных российских и международных вузов, победителями и призёрами Всероссийской олимпиады школьников, Всероссийской конференции «Юность, наука, культура» и многих других конференций, чтений, слётов. Набор производился на бесплатной основе, деятельность охватывала все возрастные категории школьников.

В 2001 г. Детский музейный центр берет на себя работу по организации конференции «Омское Прииртышье: природа, история, культура», а также областной детской интеллектуальной краеведческой игры «Знатоки краеведения». Основной целью игры было развитие познавательного интереса учащихся к истории и культуре родного края, распространение и популяризация краеведческих знаний, формирование уважительного отношения к музейному предмету как источнику исторических знаний, а также повышение интеллектуального культурного уровня учащихся. Согласно положению в игре принимали участие команды различных учебных заведений города и области, состоящие из учащихся 8-9-х классов, по 8-15 человек (в разные годы количественный состав команды варьировался). Игра постоянно претерпевала изменения: появлялись новые формы, расширялась аудитория. Так, если первая игра была одноступенчатой, то уже в 2001 г. испытания проходили в четыре этапа. Традиционно учащиеся посещали музейные экскурсии по заданным темам, затем становились участниками отборочных игр. Заканчивались интеллектуальные состязания в апреле творческим финалом, куда приглашалось компетентное жюри в составе ведущих ученых и краеведов города. У игры был и свой постоянный спонсор, им выступала администрация ОАО ОМПО «Радиозавод им. А.С. Попова» («РЕЛЕРО»). Генеральным директором радиозавода в 2004 г. являлся А.С. Поляков, который подписал с директором ОГИК музея П.П. Вибе договор о сотрудничестве. Благодаря этому финалисты игры получали качественные дорогостоящие призы, в свою очередь радиозавод имел возможность позиционировать свою марку на сайте музея, страницах печатной продукции и информационно-рекламной площадке ведущего культурного учреждения города [24. С. 1].

В 2002 г. Детским музейным центром предпринимались попытки по созданию собственной музейной комнаты, был объявлен сбор предметов быта XIX-XX вв., а также игрушек того времени для создания детского музея [25. С. 4]. Стоит отметить, что центр и сегодня не приобрел подобное специальное помещение, характерное для других детских музейных центров России.

Сотрудники ДМЦ занимались организацией досуга посетителей выходного дня. Согласно заметкам в омской печати за 2004 г., семейные команды приглашались к участию в краеведческой игре «Всей семьей в музей!». Игра

представляла собой интеллектуальную эстафету по залам музея [26. С. 4; 27. С. 8; 28. С. 5].

Начиная с 2007 г. в ДМЦ появляется еще одна форма работы - театрализованная экскурсия. Известно, что ребенок лучше познает мир в игре. Театральные постановки, которые оживляли сюжеты давно минувших времен, помогали детям прочувствовать факты и явления культуры, становиться участниками реконструированного прошлого. Экскурсии объединялись в тематические циклы и предназначались для учеников младшего школьного возраста. Цикл экскурсий «Один день лета весь год кормит» состоял из праздников осеннего урожая, которые включали информацию из русского земледельческого календаря («День капусты», «День луковой слезинки» и др.). Игровые занятия из цикла «Делу время - потехе час» проводились в летний период в пришкольных лагерях («У медведя во бору», «Сидел Фома на лавочке»). Кроме того, в течение всего года школьники посещали театрализованные экскурсии «Как на наши именины», «Сороки», «Страна Пионерия», «День рождения в музее», а перед Новым годом праздник «Новогодний утренник в музее» [29. С. 346].

В 2009 г. на сайте музея был запущен новый проект - виртуальная молодежная краеведческая игра «Люби и знай свой край». В игре принимали участие школьники 10-11-х классов, а также учащиеся 1 -2-х курсов высших и среднеспециальных учебных заведений, команда насчитывала 5 человек. Игра проходила в два этапа - отборочный и основной, на каждом из них вниманию участников представлялось несколько блоков заданий, на вопросы которых необходимо было ответить и отправить свой ответ по электронной почте. Для успешного участия в игре командам необходимо было посетить музей. Такая форма виртуального участия отвечает современным возможностям интернет-технологий и, несомненно, является актуальной и востребованной.

В 2012 г. сотрудниками ДМЦ была разработана областная детская интеллектуальная краеведческая игра «Всезнайки» для школьников 5-6-х классов. Эта игра содержала меньшее количество этапов, чем «Знатоки краеведения», и соответственно была сокращена по времени (октябрь - декабрь). Тематика игры разрабатывалась с учетом возрастных особенностей данной аудитории. Экскурсии, беседы, театрализации являлись основными формами проведения отборочных этапов. Затем команды соревновались в различных интеллектуальных конкурсах, отвечали на вопросы краеведческих викторин, разгадывали ребусы и кроссворды. Финал традиционно состоял из представления девиза и эмблемы команды, интеллектуального конкурса и творческого домашнего задания, тематика которого варьировалась. Длительная игра являлась составляющей целостного процесса образования и воспитания учащихся. Условия игр и их сроки оговорены в положении об областной детской интеллектуальной краеведческой игре «Всезнайка», утверждены методическим советом ОГИК музея [30. С. 284-285].

Таким образом, в музейных краеведческих интеллектуальных играх теперь могли участвовать школьники с 5-го по 11-й класс и студенты 1-2-х курсов вузов и среднеспециальных учебных заведений города и области. Такая организация воспитательного процесса позволяла создать преподавателям - руководителям команд - логически выдержанную систему целей и средств воспитания, обеспечивающих их динамичное развитие. Стоит отме-

тить, что детская интеллектуальная игра в музее учит принимать сложные, часто нестандартные решения, помогает учиться мыслить и поступать с учетом мнения всего коллектива, формирует профессиональные навыки, творческое начало, активно вовлекает школьника в процесс обучения. Она занимает важное место в жизнедеятельности подростков как средство самовыражения, самоутверждения, самопознания и самовоспитания.

Сотрудники центра участвовали в конкурсах детских игровых программ, принимали участие в городских общественных мероприятиях - «Городской пикник», музейных праздниках - «Ночь в музее», «День города», «День топора». В летний период выезжали в палаточный лагерь «Туристский калейдоскоп» Любинского района Омской области для организации работы с детьми. Одновременно с расширением форм работы ДМЦ по многим направлениям дублировал деятельность экскурсионного отдела музея, что в рамках структурных изменений привело к их слиянию.

В 2013 г. ДМЦ вошел в качестве сектора в отдел экскурсионно-просветительской деятельности и музейного туризма, который осуществлял культурно-образовательную работу со всеми категориями посетителей в музее. Центр сохраняет свои ключевые направления, но приобретает и новые функции: сотрудники организуют работу воскресного семейного клуба «Музейный калейдоскоп»; участвуют в проведении календарных праздников «Святки», «Масленица», «Иван Купала»; детских творческих конкурсов «Пасхальный сувенир» и «Новогодняя игрушка»; занимаются разработкой экскурсий в рамках культурно-образовательной программы «Детство» (для старшего дошкольного и младшего школьного возраста) [31. С. 205-206]. В 2015 г. в связи с кадровым сокращением, а также переориентацией культурно-образовательной деятельности ДМЦ на другие формы работа творческих объединений была прекращена.

Таким образом, Детский музейный центр ОГИК музея выстраивал свою работу с учащимися на основе системно-деятельностного подхода, предлагая разнообразные, взаимодополняющие друг друга формы культурно-образовательной деятельности. Подобные формы работы, направленные на интеграцию образования и культуры, а также максимальное использование культурной среды музея в образовательных и воспитательных целях, несомненно, доказали свою состоятельность и актуальность. В них заложен большой педагогический потенциал: способность эффективно воздействовать на формирование патриотизма, нравственности, поликультурного сознания, воспитание личности, способной к самовоспитанию и саморазвитию, уважительному отношению к историко-культурному и природному наследию. На практике центр стал учреждением дополнительного развивающего внешкольного образования, которое давало право свободного выбора учащимися видов и содержания деятельности.

В работе ДМЦ широко применялись нетрадиционные формы обучения: занятия на природе, участие в музейных конференциях, творческие задания, летние экспедиции. Предпринимались попытки проведения занятий для широкой аудитории через дистанционное обучение. Центр вел плодотворное сотрудничество с различными учебными заведениями города, что способствовало взаимообогащению и появлению новых музейно-образовательных программ. Новые методы обучения, выстроенные на основе музейной педа-

гогики, придавали образовательному процессу свежее, живое дыхание. На сегодняшний день Детский музейный центр остается визитной карточкой ОГИК музея, реализуя свои многочисленные программы и занимая особое положение в его структуре.

Литература

1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р, г. Москва, «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс]. URL: // https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html (дата обращения: 20.06.2017).

2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования от 17 апреля 2012 г.

3. Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей: учеб. пособие по музейной педагогике. М.: Российский институт культурологии, 2001.

4. Устав Детского музейного центра // Архив Детского музейного центра. Ф. 1. Д. 1. Л. 1.

5. Федосеева Н.А. О Детском музейном центре ОГИК музея // Омский краевед. 2003. № 1. С. 117-118.

6. Карелина Е.П., Сенникова Л.И. Городская детская интеллектуальная краеведческая игра «Знатоки краеведения»: из опыта проведения // Электронный век и музей. Омск, 2003. Ч. 2. С. 115-119.

7. Карелина Е.П., Сенникова Л.И. Знатоки краеведения соревнуются // Омский краевед. 2003. № 1. С. 119-125.

8. Урих И.В. Отдел музейной педагогики и краеведческая игра // Известия Омского государственного историко-краеведческого музея / сост. П.П. Вибе, Т.М. Назарцева; науч. ред. П.П. Вибе. Омск: ОГИК музей, 2002. № 9. С. 99-101.

9. Сороколетова Г.И. Молодежная конференция в ОГИК музее // Известия Омского государственного историко-краеведческого музея / сост. П.П. Вибе, Т.М. Назарцева; науч. ред. П.П. Вибе. Омск: ОГИК музей, 2002. № 9. С. 311-313.

10. Сороколетова Г.И. Четвертая областная молодежная научная краеведческая конференция «Омское Прииртышье: природа, история, культура» // Известия Омского государственного историко-краеведческого музея / сост. П.П. Вибе, Т.М. Назарцева; науч. ред. П.П. Вибе. Омск: ОГИК музей, 1999. № 7. С. 391-392.

11. Стецив И.В. Театрализованная экскурсия как форма работы с детьми младшего и среднего школьного возраста // Первые Ядринцевские чтения: материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 170-летию со дня рождения Н.М. Ядринцева (Омск, 3031 окт. 2012 г.) / под ред. П.П. Вибе, Е.М. Бежан. Омск: ОГИК музей, 2012. С. 278-280.

12. Стецив И.В. Учимся, играем, соревнуемся, или «Знатоки краеведения 2008-2009» // Омский краевед. 2012. № 5. С. 151-155.

13. Маркина Ю. А. Виртуальная игра как одна из форм работы Детского музейного центра со школьниками и студенческой аудиторией // Первые Ядринцевские чтения: материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 170-летию со дня рождения Н.М. Ядринцева (Омск, 30-31 окт. 2012 г.) / под ред. П.П. Вибе, Е.М. Бежан. Омск: ОГИК музей, 2012. С. 251-253.

14. Маркина Ю.А. Интеллектуальная игра в Омском государственном историко-краеведческом музее как форма работы Детского музейного центра со школьниками и студентами // Известия Омского государственного историко-краеведческого музея / сост. П.П. Вибе, Т.М. Назарцева; науч. ред. П.П. Вибе. Омск: ОГИК музей, 2013. № 18. С. 280-288.

15. Омский государственный историко-краеведческий музей. Детский музейный центр [Электронный ресурс]. URL: // http://sibmuseum.ru/page/programs.html (дата обращения: 20.06.2017).

16. Программа областной молодежной научной краеведческой конференции «Омское Прииртышье: природа, история, культура».1996-2016. № I-XXI.

17. Сороколетова Г.И. Молодежная научная краеведческая конференция «Омское Прииртышье: природа, история, культура» // Ведомости Детского музейного центра. 2002. № 1.

18. Назарцева Т.М. Хроника музейной жизни 2000-2001 // Известия Омского государственного историко-краеведческого музея / сост. П.П. Вибе, Т.М. Назарцева; науч. ред. П.П. Вибе. Омск: ОГИК музей, 2002. № 9. С. 110-120.

19. Пояснительная записка к программам Детского музейного центра // Архив Детского музейного центра. Ф. 1. Д. 1. Л. 2.

20. Сорокин А.П., Наумов С.С. Детский музейный центр ОГИК музея - хранитель исторической памяти // Ведомости Детского музейного центра. 2012. № 7. С. 6-7.

21. Федосеева Н.А. Образовательные программы и проекты Детского музейного центра ОГИК музея в работе со старшеклассниками // Электронный век и музей. Омск, 2003. Ч. 2. С. 108-112.

22. Назарцева Т.М. Хроника музейной жизни 2002-2005 // Известия Омского государственного историко-краеведческого музея / сост. П.П. Вибе, Т.М. Назарцева; науч. ред. П.П. Вибе. Омск: ОГИК музей, 2006. № 12.

23. Маркина Ю.А. Творческие объединения Детского музейного центра как форма культурно-образовательной деятельности ОГИК музея // Известия Омского государственного исто-рико-краеведческого музея / сост. П.П. Вибе, Т.М. Назарцева; науч. ред. П.П. Вибе. Омск: ОГИК музей, 2014. № 19.

24. И чувства добрые к России пробуждать // Сигнал. 2004. № 1-4.

25. Сбор экспонатов // Ведомости Детского музейного центра. 2002. № 1.

26. Краеведческая игра «Всей семьей в музей!» // Телесемь. 2004. 22-30 мая.

27. Омский государственный историко-краеведческий музей приглашает принять участие в краеведческой игре «Всей семьей в музей!» // Новое обозрение. 2004. № 19.

28. Омский государственный историко-краеведческий музей приглашает принять участие в краеведческой игре «Всей семьей в музей!» // Аргументы и факты. 2004. № 20.

29. Патрушева Г.М. Особенности подготовки и проведения музейных экскурсий на примере деятельности ОГИК музея // Сибирская деревня: история, современное состояние, перспективы развития: материалы X Международной научно-практической конференции, посвящённой 60-летию освоения целинных и залежных земель (Омск, 23-26 апр. 2014 г.). Омск, 2014. С. 346-349.

30. Маркина Ю.А. История и деятельность творческих объединений Детского музейного центра ОГИК музея // Вторые Ядринцевские чтения: материалы II Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 100-летию начала Первой мировой войны (Омск, 2930 окт. 2014 г.) / под ред. П.П. Вибе, Т.М. Назарцевой. Омск: ОГИК музей, 2014. С. 205-206.

31. Патрушева Г.М. Развитие форм досуговой деятельности в Омском государственном историко-краеведческом музее и музее изобразительных искусств им. М.А. Врубеля // Материалы Международной научной конференции (Кемерово, 10-12 нояб. 2011 г.). Кемерово, 2011. С. 205-206.

Somova Yuliya A., Patrusheva Gallina M. Omsk State University n. a. of F.M. Dostoevsky (Omsk, Russian Federation).

E-mail: [email protected], [email protected]

Tomsk State University Journal of Cultural Studies and Art History, 2018, 29, рр. 234-246.

DOI: 10.17223/22220836/29/22

CULTURAL AND EDUCATIONAL ACTIVITIES OF THE CHILDREN'S MUSEUM CENTER OF THE OMSK STATE HISTORICAL AND LOCAL LORE MUSEUM AS A STRUCTURAL ELEMENT IN THE FORMATION OF PERSONAL COMPETENCIES OF STUDENTS

Key words: Children's Museum Center, Omsk State Historical and Local Lore Museum, the forms of cultural and educational activities, personal competence, museum pedagogy.

An important condition for improving the quality of education today is the introduction of a competence approach. Acquisition of vital competences forms the ability of the individual to respond quickly to the needs of the time. The museum along with the school is the socio-cultural institution and educational resource, which directly contributes to the achievement of these competences. The main tool of modern museums in this direction is cultural and educational activity, the theoretical basis of which is the principles of museum pedagogy.

In the development of museum business in recent years, there has been a trend to introduce new domestic models of museum structures - the Children's Museum Centers, which have the goal of ensuring the interaction of the education and cultural sectors. The history of the existence of the Children's Museum Center at the Omsk State Museum of History and Ethnography began in November 2001. The main goal of the implemented project was a pedagogical experiment to develop the motivation of the individual to engage in creativity, deepen the spiritual, patriotic sphere of the child through the varied forms of teaching, research, and local lore.

The article reveals the forms of cultural and educational activities of the Children's Museum Center that emerged and existed throughout the whole period of its activity from the point of view of

their consideration as an interconnected system that comprehensively influences the formation of the students' personal competencies. The article highlights the stages of the development of the center on the basis of the criterion "structural changes and expansion of the content of activities".

The author comes to the conclusion that the Children's Museum Center of the OGIK of the museum has built its work with students on the basis of the system-activity approach, offering a variety of mutually complementary forms of cultural and educational activity. Such forms of work aimed at the integration of education and culture, as well as the maximum use of the cultural environment of the museum for educational and educational purposes, undoubtedly proved their worth. They have a great pedagogical potential: the ability to effectively influence the formation of patriotism, morality, multicultural consciousness, the education of a person capable of self-education and self-development, respectful attitude to the historical, cultural and natural heritage.

In practice, the center became an institution for additional development of extracurricular education, which gave the right of free choice of the students the types and content of activities. The Center conducted fruitful co-operation with various educational institutions of the city, which contributed to the mutual enrichment and the emergence of new museum and educational programs. To date, the Children's Museum Center is a visiting card of the OGIK museum, implementing its numerous programs and occupying a special position in its structure.

References

1. Government of the Russian Federation. (2015) Rasporyazheniye Pravitel'stva Rossiyskoy Fed-eratsii ot 29 maya 2015 g. N 996-r g. Moskva "Strategiya razvitiya vospitaniya v Rossiyskoy Feder-atsii na period do 2025 goda" [Resolution of the Government of the Russian Federation of May 29, 2015, No. 996-r of the city of Moscow "Strategy for the development of education in the Russian Federation until 2025"]. [Online] Available from: // https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html. (Accessed: 20th June 2017).

2. Russia. (2012) Federal state educational standard of secondary (complete) general education of April 17, 2012. (In Russian).

3. Yukhnevich, M.Yu. (2001) Ya povedu tebya v muzey: Uchebnoye posobiye po muzeynoy ped-agogike [I will take you to the museum: A textbook on museum pedagogy]. Moscow: Russian Institute of Culturology. pp. 19-28.

4. The Archive of the Children's Museum Centre. (n.d.) Ustav Detskogo muzeyanogo tsentra [The Charter of the Children's Museum Centre]. Fund 1. List 1. File 1

5. Fedoseyeva, N.A. (2003) O Detskom muzeynom tsentre OGIK muzeya [About the Children's Museum Center OGIK Museum]. Omskiy krayeved. 1. pp. 117-118.

6. Karelina, Ye.P. & Sennikova, L.I. (2003) [City children's intellectual local lore game "Experts of local lore"]. Elektronnyy vek i muzey [The electronic age and the museum]. Proc. of the Conference. Part 2. pp. 115-119. (In Russian).

7. Karelina, Ye.P. & Sennikova, L.I. (2003) Znatoki krayevedeniya sorevnuyutsya [Experts of regional studies compete]. Omskiy krayeved. 1. pp. 119-125.

8. Urikh, I.V. (2002) Otdel muzeynoy pedagogiki i krayevedcheskoy igry [Department of Museum Pedagogy and Local History Game]. Izvestiya Omskogo gosudarstvennogo istoriko-krayevedcheskogo muzeya. 9. pp. 99-101.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Sorokoletova, G.I. (2002) Molodezhnaya konferentsiya v OGIK muzeye [Youth conference at the OGIK Museum]. Izvestiya Omskogo gosudarstvennogo istoriko-krayevedcheskogo muzeya. 9. pp. 311-313.

10. Sorokoletova, G.I. (1999) Chetvertaya oblastnaya molodezhnaya nauchnaya krayeved-cheskaya konferentsiya "Omskoye Priirtysh'ye: priroda, istoriya, kul'tura" [The fourth regional youth scientific local lore conference "Omsk Irtysh Area: Nature, History, Culture"]. Izvestiya Omskogo gosudarstvennogo istoriko-krayevedcheskogo muzeya. 7. pp. 391-392.

11. Stetsiv, I.V. (2012) [Theatrical excursion as a form of work with children of junior and middle school age]. Pervyye yadrintsevskiye chteniya [The First Yadrintsev Readings]. Proc. of the All-Russian Conference. Omsk, October 30-31, 2012. Omsk. pp. 278-280. (In Russian).

12. Stetsiv, I.V. (2012) Uchimsya, igrayem, sorevnuyemsya, ili "Znatoki krayevedeniya 20082009" [Learning, playing, competing, or "Connoisseurs of Local History 2008-2009"]. Omskiy krayeved. 5. pp. 151-155.

13. Markina, Yu.A. (2012) [The virtual game as an activity of the Children's Museum Center with schoolchildren and student audience]. Pervyye yadrintsevskiye chteniya [The First Yadrintsev Readings]. Proc. of the All-Russian Conference. Omsk, October 30-31, 2012. Omsk. pp. 251-253. (In Russian).

14. Markina, Yu.A. (2013) Intellektual'naya igra v Omskom gosudarstvennom istoriko-krayevedcheskom muzeye kak forma raboty Detskiy muzeynogo tsentra so shkol'nikami i studentami [Intellectual game in the Omsk State Historical and Local Lore Museum as a form of work of the Children's Museum Center with schoolchildren and students]. Izvestiya Omskogo gosudarstvennogo istori-ko-krayevedcheskogo muzeya. 18. pp. 280-288.

15. Omsk Region. (n.d.) Omskiy gosudarstvennyy istoriko-krayevedcheskiy muzey. Detskiy muzeynyy tsentr [Omsk State Museum of Local Lore. Children's Museum Center]. [Online] Available from: // http://sibmuseum.ru/page/programs.html. (Accessed: 20th June 2017).

16. Omsk Region. (n.d.) Programma Oblastnoy molodezhnoy nauchnoy krayevedcheskoy kon-ferentsii "Omskoye Priirtysh'ye: priroda, istoriya, kul'tura".l996-20l6 [Programme of the Regional Youth Science and Local Lore Conference "Omsk Irtysh Region: Nature, History, Culture". 19962016]. №№ I-XXI.

17. Sorokoletova, G.I. (2002) Molodezhnaya nauchnaya krayevedcheskaya konferentsiya "Omskoye Priirtysh'ye: priroda, istoriya, kul'tura" [The Regional Youth Science and Local Lore Conference "Omsk Irtysh Region: Nature, History, Culture"]. VedomostiDetskogo muzeynogo tsentra. 1.

18. Nazartseva, T.M. (2002) Khronika muzeynoy zhizni 2000-2001 [Chronicle of museum life 2000-2001]. Izvestiya Omskogo gosudarstvennogo istoriko-krayevedcheskogo muzeya. 9. pp. 110— 120.

19. The Archive of the Children's Museum Center. (n.d.) Poyasnitel'naya zapiska k programmam Detskogo muzeynogo tsentra [Explanatory note to the programs of the Children's Museum Center]. Fund 1. List 1. File 2.

20. Sorokin, A.P. & Naumov, S.S. (2012) Detskiy muzeynyy tsentr OGIK muzeya - khranitel' istoricheskoy pamyati [Children's Museum Center OGIK museum - the custodian of historical memory]. Vedomosti Detskogo muzeynogo tsentra. 7. pp. 6-7.

21. Fedoseyeva, N.A. (2003) [Educational programs and projects of the Children's Museum Center of the OGIK museum in work with high school students]. Elektronnyy vek i muzey [The electronic age and the museum]. Proc. of the Conference. Part 2. pp. 108-112. (In Russian).

22. Nazartseva, T.M. (2006) Khronika muzeynoy zhizni 2002-2005 [The chronicle of museum life in 2002-2005]. Izvestiya Omskogo gosudarstvennogo istoriko-krayevedcheskogo muzeya. 12.

23. Markina, Yu.A. (2014) Tvorcheskiye ob"yedineniya Detskiy muzeynyy tsentr kak forma kul'turno-obrazovatel'noy deyatel'nosti OGIK muzeya [Creative associations of the Children's Museum Center as a form of cultural and educational activity of the OGIK museum]. Izvestiya Omskogo gosu-darstvennogo istoriko-krayevedcheskogo muzeya. 19.

24. Anon. (2004) I chuvstva dobryye k Rossii probuzhdat' [And to awake loving-kindness to Russia]. Signal. 1-4.

25. Anon. (2002) Sbor eksponatov [The collection of exhibits]. Vedomosti Detskogo muzeynogo tsentra. 1.

26. Anon. (2004) Krayevedcheskaya igra "Vsey sem'yey v muzey!" [A local history game "The family goes to the museum!"]. Telesem'. May 22-30.

27. The Omsk State Historical and Local Lore Museum. (2004a) Omskiy gosudarstvennyy istor-iko-krayevedcheskiy muzey priglashayet prinyat' uchastiye v krayevedcheskoy igre "Vsey sem'yey v muzey!" [The Omsk State Historical and Local Lore Museum invites you to take part in the regional game "The family goes to the museum!"]. Novoe obozreniye. 19. pp. 8.

28. The Omsk State Historical and Local Lore Museum. (2004b) Omskiy gosudarstvennyy istor-iko-krayevedcheskiy muzey priglashayet prinyat' uchastiye v krayevedcheskoy igre "Vsey sem'yey v muzey!" [The Omsk State Historical and Local Lore Museum invites you to take part in the regional game "The family goes to the museum!"]. Argumenty i ^fakty. 20.

29. Patrusheva, G.M. (2014) [Features of the preparation and conduct of museum tours on the example of the OGIK museum]. Sibirskaya derevnya: istoriya, sovremennoye sostoyaniye, perspektivy razvitiya [Siberian Village: History, State, Prospects of Development]. Proc. of the Tenth International Conference. Omsk, April 23-26, 2014. pp. 346-349. (In Russian).

30. Markina, Yu.A. (2014) [History and activities of creative associations of the Children's Museum Center OGIK Museum]. Vtoryye Yadrintsevskiye chteniya [The Second Yadrintsev Readings]. Proc. of the Second All-Russian Conference. Omsk, October 29-30, 2014. Omsk. pp. 205-206.

31. Patrusheva, G.M. (2011) Razvitiye form dosugovoy deyatel'nosti v Omskom gosudarstvennom istoriko-krayevedcheskom muzeye i muzeye izobrazitel'nykh iskusstv im. M. A. Vrubelya [The development of leisure activities in the Omsk State Museum of Local History and the Museum of Fine Arts]. Materaly Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii. Kemerovo, 10-12 noyabrya 2011 g. Kemerovo, 2011. рр. 205-206

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.