Научная статья на тему 'Социально-культурная модель духовно-нравственного воспитания молодежи в процессе православного паломнического туризма'

Социально-культурная модель духовно-нравственного воспитания молодежи в процессе православного паломнического туризма Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
624
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПРИНЦИПЫ ПРАВОСЛАВНОЙ И СВЕТСКОЙ ПЕДАГОГИКИ / ПАЛОМНИЧЕСТВО / ФОРМЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ / ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА / ПАЛОМНИЧЕСКИЕ ЭКСПЕДИЦИИ / SPIRITUAL MORAL EDUCATION / PRINCIPLES OF ORTHODOX AND SECULAR PEDAGOGICS / PILGRIMAGE / FORMS OF SPIRITUAL MORAL EDUCATION / ORTHODOX CULTURE / PILGRIM EXPEDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кожевникова Инна Юрьевна

Предлагаемая нами модель позволит впервые обосновать возможность использования православного паломничества как педагогического явления в социально-культурной деятельности. Основополагающими элементами предлагаемой нами модели-схемы являются система духовно-нравственного воспитания средствами православного паломничества, принципы православной и светской педагогики. Данная научная разработка важна для методики воспитательной работы с детьми в культурно-досуговых центрах региона, связанных с народной и православной культурой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кожевникова Инна Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Welfare model of spiritual and moral education of youth during orthodox pilgrim tourism

The model offered for the first time will allow to prove an opportunity of use of orthodox pilgrimage as pedagogical phenomenon in welfare activity. Basic elements of the model circuit offered by us are system of spiritual moral education by means of orthodox pilgrimage, principles of orthodox and secular pedagogics. The given scientific development is important for a technique of educational work with children in cultural centres of region connected to national and orthodox culture.

Текст научной работы на тему «Социально-культурная модель духовно-нравственного воспитания молодежи в процессе православного паломнического туризма»

ФЕСЕНКО Зоя Николаевна, педагог дополнительного образования муниципального образовательного учреждения «Гимназия № 85», г. Омск; соискатель при кафедре профессиональной педагогики, психологии и педагогического управления Омского госу-

дарственного педагогического университета. Адрес для переписки: e-mail: fzoya@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 02.07.2009 г.

© 3. Н. Фесенко

удк 371.044.4 и. Ю. КОЖЕВНИКОВА

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ МОДЕЛЬ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ В ПРОЦЕССЕ ПРАВОСЛАВНОГО ПАЛОМНИЧЕСКОГО ТУРИЗМА

Предлагаемая нами модель позволит впервые обосновать возможность использования православного паломничества как педагогического явления в социально-культурной деятельности. Основополагающими элементами предлагаемой нами модели-схемы являются система духовно-нравственного воспитания средствами православного паломничества, принципы православной и светской педагогики. Данная научная разработка важна для методики воспитательной работы с детьми в культурно-досуговых центрах региона, связанных с народной и православной культурой.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, принципы православной и светской педагогики, паломничество, формы духовно-нравственного воспитания, православная культура, паломнические экспедиции.

Система духовно-нравственного воспитания средствами православного паломничества ставит перед собой следующие задачи: содействие в формировании духовной культуры, духовных ценностей (ориентации), духовных идеалов и мировоззрения, а также накопление духовного опыта и выработку духовного смысла.

Православное понимание духовного воспитания базируется в первую очередь на христианской антропологии, в основе которой лежит фундаментальное положение о триединстве человеческого бытия.

Христианская антропология четко различает проявления телесные, душевные и духовные. Так, в апостольских посланиях человек представлен в виде трихотомии — дух, душа, тело. В. Н. Аосский |1, с. 67), говоря о человеческой природе Христа, замечает: «Его тело испытывает голод и жажду, душа Его любит, скорбит..., возмущается, Его человеческий дух прибегает к молитве, которая есть пища всякого твар-ного духа». Однако в Священном писании часто встречается также выражение «душа и тело». Как справедливо отмечает Л. В. Сурова, данное выражение относится не к составу человека, а к двум путям, двум возможностям бытия человека: возможности жизни духовной и жизни телесной, сосредоточенной исключительно на материальном (2, с. 481. Вообще же человек рассматривается как существо трехсоставное.

Согласно христианской антропологии, личность построена иерархически, и ее правильное развитие

предполагает не равномерное развитие всех ее сторон, а соблюдение определенных духовных приоритетов в развитии. Поэтому основополагающим моментом в православном воспитании, согласно учениям святых отцов, должно быть развитие духа, а средством к этому служит воспитание страха Божия, приобщение. к молитве и развитие совести.

Если в светской педагогике понятая «духовность», «духовное» семантически окрашены положительно, то представители православной педагогики отмечают противоречия внутри материального и духовного. С точки зрения христианской антропологии, человек объединяет в себе духовный и материальный миры. По утверждению В. В. Зеньковского, «как эмпирическое развитие одушевляется и направляется духовным началом, так и духовное развитие нуждается в эмпирии, которой она опосредуется в своем выражении» [3, с. 48]. Таким образом, тело (материальное) может стать орудием страстей, а может способствовать победе в человеке «светлой духовности» (например, в том случае, если человек соблюдает «телесную чистоту»). Выделение противоречий внутри самих понятий «материальное» и «духовное» объединяет материальный и духовный миры в единое целое и дает более полное представление о человеке как целостном существе. В православной педагогике каждое воспитательное средство имеет комплексный характер; его воздействие направлено не только на приобщение к «светлой» духовности, но также на телесное очищение и воспитание чувств и эмоций,

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (86) 2010 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (86) 2010

СИСТЕМА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ СРЕДСТВАМИ ПРАВОСЛАВНОГО ПАЛОМНИЧЕСТВА

ЗАДАЧИ:

СОДЕЙСТВИЕ ФОРМИРОВАНИЮ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ ВЛИЯНИЕ НА ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНЫХ ИДЕАЛОВ И МИРОВОЗЗРЕНИЯ НАКОПЛЕНИЕ ДУХОВНОГО ОПЫТА ВЫРАБОТКА ДУХОВНОГО СМЫСЛА

ПРИНЦИПЫ ПРАВОСЛАВНОЙ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОИ ПЕДАГОГИКИ:

П Р АВ О С ЛА В Н Ы Е - ПРИОРИТЕТ ВЕРЫ, ПРИНЦИП СОЦИАЛЬНОГО СМИРЕНИЯ ПЕРЕД БОГОМ И СООБЩЕСТВОМ, НЕУСЫПНОГО БДЕНИЯ И УЧАСТИЯ В ЖИЗНИ СООБЩЕСТВА; И Н Т Е Г Р А Л Ь Н Ы Е - ТРОИЧНОГО СИНЕРГИЗМА В КУЛЬТУРЕ, ЛЮБВИ В КРУГУ СВОЕГО СООБЩЕСТВА, ДУХОВНО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ; С В Е Т С К ИЕ - ДУХОВНО-СОЦИАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ, ПРИРОДОСООБРАЗНОСТЬ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ, ПРИОРИТЕТ ВОСПИТАНИЯ ПЕРЕД СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫМ РАЗВИТИЕМ, НЕНАСИЛИЕ И ТОЛЕРАНТНОСТЬ В ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СОЦИАЛЬНОДУХОВНОЕ КУРАТОРСТВО, УЧЁТ СОЦИАЛЬНО-ДУХОВНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПАЛОМНИКОВ, СОЦИАЛЬНО-ДУХОВНОЙ

ОТВЕТСТВЕННОСТИ.

г

СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ И УЧРЕЖДЕНИИ:

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ УЧР-НИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МУЗЕИ КРАЕВЕДЧЕСКИЕ, ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА, ТЕАТРЫ, ТУРФИРМЫ ПРАВОСЛАВНЫЕ ШКОЛЫ, ДЕТСКИЕ ПРАВОСЛАВНЫЕ ЛАГЕРЯ, ЦЕНТРЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ

ПРАВОСЛАВНЫЕ

ОРГАНИЗАЦИИ

ПАЛОМНИЧЕСКИЕ СЛУЖБЫ, ИКОНОПИСНАЯ МАСТЕРСКАЯ, ХРАМЫ, МОНАСТЫРИ

ТЕХНОЛОГИИ ПРАВОСЛАВНОГО ПАЛОМНИЧЕСТВА В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОИ СФЕРЕ

ФОРМЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

МАССОВЫЕ: КРЕСТНЫЕ ХОДЫ,ФЕСТИВАЛЬ ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ, ПРАВОСЛАВНЫЕ КОНЦЕРТЫ, ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРАЗДНИКИ, ПРОПОВЕДИ, ЛЕКЦИИ, ВЫСТАВКИ

ГРУППОВЫЕ: БЕСЕДЫ СО СВЯЩЕННИКОМ, УЧАСТИЕ В БОГОСЛУЖЕНИЯХ, ЭКСКУРСИИ, ТРАПЕЗНОЕ ОБЩЕНИЕ, ДИСКУССИИ, ЛЕКЦИИ, КОНКУРСЫ, МОЛИТВА

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ:

ИСПОВЕДЬ, ПРИЧАЩЕНИЕ, ПОКАЯНИЕ, МОЛИТВА, ПОСЛУШАНИЕ

МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ

СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ

ЭТАПЫ паломнической деятельности

ВСТРЕЧА С КУРАТОРОМ 1 ДЕМОНСТ- РАЦИЯ РЕЗУЛЬТА ТОВ 8

ПРЕЗЕНТА- ЦИЯ ПРОЕКТА 2 ПОГРУЖЕНИЕ В ПС КУЛЬТУРУ 3 ВЫБОР ПРЕДПОЛАГАЕ- МОГО МАРШРУТА 4 СОСТАВЛЕ- НИЕ ПРОГРАММЫ 5 ОБЩЕЕ СОБРАНИЕ 6 ОБСУЖДЕ- НИЕ ЭКСПЕДИЦИИ 7

"X

гуманизи- руюшии общечело-веческии духовного возвышени

УРОВНИ

КРИТЕРИИ: ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ ,НАЛИЧИЕ ДУХОВНОГО ВИДЕНИЯ, АЛЬТРУИЗМ, БОГАТСТВО ДУХОВНОГО ОПЫТА,

РЕЗУЛЬТАТ: ВОСХОЖДЕНИЕ К СЕБЕ: ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ САМОУТВЕРЖДЕНИЕ

Рис. 1. Модель духовно-нравственного воспитания в процессе православного паломнического туризма

способствующих совершенствованию душевных свойств. При определении логики организации деятельности по духовному воспитанию следует иметь в виду ее двойственность. Она исходит, во-первых, из его составляющих, что представляет собой внешнюю сторону процесса духовного воспитания, во-вторых, из логики духовного становления человека (алгоритма восхождения), составляющего внутреннюю сторону данного процесса.

Основополагающими элементами предлагаемой нами модели-схемы являются принципы православной и общей педагогики, включающие в себя: принцип троичного синергизма, приоритет веры, смирение перед Богом и сообществом, любовь в кругу своего сообщества, согласование внутреннего с внешним

в процессе социального становления. Особое значение имеют социально-культурные духовные принципы: природосообразность в социально-культурной среде, приоритет воспитания пред социально-культурным развитием; ненасилие и толерантность в досуговой деятельности, духовного кураторства (сопровождения духовного развития личности). Необходимо учитывать возрастные, социальные и индивидуальные особенности, духовно-антропологический принцип, стремиться к неусыпному бдению и участию в жизни сообщества, социально-культурной ответственности.

Что касается «материальной» составляющей, модель содержит систему организаций и учреждений: социально-культурных (музеи краеведческие, изобра-

зительного искусства, турфирмы), учреждений дополнительного образования (православные школы, детские православные лагеря, кружки православной культуры) и православные организации (паломнические службы, иконописная мастерская, храмы, монастыри). Посещение святых мест всегда представляло собой одну из наиболее важных и почитаемых традиций русского народа, неразрывно связанную с самой сущностью православного вероучения. Одним из важных аспектов паломнических поездок является их духовно-просветительская составляющая. При посещении святых мест люди узнают об истории и духовных традициях монастырей и храмов, особенностях богослужения, святых и подвижниках благочестия, чья жизнь и деятельность были связаны со святынями, входящими в паломнический маршрут. Паломники имеют возможность побеседовать с насельниками монастырей, некоторые из них находят здесь себе духовников. Монастыри и храмы на Руси всегда были не только местом духовного делания, но и культурными, центрами. Здесь веками накапливались книги, иконы, произведения прикладного искусства, изделия народных промыслов. Монастырские и храмовые здания являлись главными архитектурными памятниками своей эпохи — особенно до XVIII века. Интересно, что многие монастыри даже в советский период, несмотря на утрату своего основного предназначения, сохраняли роль культурных центров в качестве музеев. Поэтому паломническая поездка дает прекрасную возможность познакомиться с историей, архитектурой, иконописью, ремесленными традициями России.

Православная педагогика признает доминантным принцип развития как внутреннего движения в воспитании, так и в человеческом бытии вообще. Однако при этом смысл развития отличается от того, которое существует в светской педагогике, где под последним понимается закономерное качественное изменение материальных и идеальных объектов как необратимое и направленное [4, с. 87]. Православная педагогика исходит из того, что у человека всегда есть возможность вернуться в прежнее духовное состояние: какой бы грех ни совершил человек, как бы ни деградировал в духовном отношении, он может при определенных условиях достигнуть прежних высот духа и даже превзойти их.

Предлагаемая нами социально-культурная, модель (рис. 1) впервые даёт классификацию формам духовно-нравственного воспитания. Массовые мероприятия предусматривают культуроформирующие духовные акции: крестные ходы, фестивали духовной музыки, православные концерты, конференции, праздники, проповеди, лекции, выставки. К групповым относится цикл соборных действований, включающий: паломничества, беседы со священником, участие в богослужениях, экскурсии, трапезные общения, дискуссии, тренинги, лекции. Индивидуальные мероприятия означают формы духовного диалога и включают: исповедь, причащение, покаяние, молитву, послушание, беседу. Модель содержит следующие уровни духовно-нравственного воспитания: гуманизированный, общечеловеческий, духовного возвышения, показывающий духовно-нравственный рост паломников. Здесь предполагаются следующие средства воспитания: послушание, молитва, диалог, монолог, духовное пение, символы, убранство церкви, утварь, православное искусство, духовные тексты, видеофильмы, телепередачи. Методами духовно-нравственного воспитания представляются: вов-

лечение в православную деятельность, стимулирование социально-культурной активности, сакрализация, приобщение к духовной культуре, духовно-аксиологический метод. Наконец, паломническая православная культурная акция включает в себя следующие этапы: встречу с куратором, презентацию проекта, погружение в православную культуру, выбор предполагаемого маршрута, составление программы экспедиции, общее собрание, обсуждение паломнической экспедиции, демонстрацию результатов. Критериями духовности молодежи являются: наличие духовного видения, альтруизм, богатство духовного опыта, духовно-нравственное сознание. Результатом. является восхождение к себе: духовно-нравственное утверждение личности.

Программа «Паломнические экспедиции по святыням Прииртышья» — это целостная система активного обучения и воспитания, основанная на приобщении молодёжи к памятникам и святыням Омского Прииртышья. Данная программа опирается на социально-культурный инструментарий православной культуры Омского Прииртышья в активных формах на базе монографий и статей по истории Православной Церкви Омска и области [5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16].

В процессе выполнения программы через знакомство с памятниками различных исторических периодов формируется культурно-историческая, память и передается значимый с социально-культурной точки зрения духовный опыт человечества, что способствует восстановлению связей между поколениями. Информационный потенциал и эмоции, вызванные встречей со святыней, должны вызвать чувство благодарной любви, прочной привязанности к Отечеству, к родной земле, ее святыням, культуре, прошлому и настоящему. Благодаря данному проекту духовно-нравственные идеалы воспринимаются как надежные социально-культурные ориентиры, в быстро меняющемся мире, развивая коммуникативные умения и создавая социально-культурную среду общения; способствуя развитию творческих способностей личности и помогая творчески использовать жизненный опыт каждого, основываясь на положительных примерах. Укрепляются связи семьи и школы; экспериментальная социально-культурная программа помогает системе взаимоотношений внутри социальной среды региона, объединяя церковь, культуру, образование, экологию, различные общественные организации. Экспедиции проводятся по маршрутам, имеющим локальное культурно-историческое значение. Посещение Ачаирского Крестового, Свя-то-Серафимовского, Большекулачинского монастырей, Храма Петра и Павла в селе Серебряном, места явления Богородицы монахине Евгении, храма преподобного Сергия и других значимо для пробуждения духовных чувств, приобщения к родственному духовному сообществу. Элементы этих маршрутов (Божественная литургия, Крестный ход «Серафимов путь, целебный минеральный источник, братская трапеза, экскурсии по монастырю) имеют комплексное значение для физического и духовного оздоровления, духовного очищения, играют важную просветительскую и культурную роль.

Научно-практическая значимость научных разработок для Омского региона выражена в экспериментальной социально-культурной программе духовно-нравственного воспитания молодёжи в православном паломническом туризме Прииртышья, которая реализуется в учреждениях дополнительного обра-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (86) 2010 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (86) 2010

зования Омской области. Ее задача — ввести в содержание деятельности социально-культурное понимание духовно-нравственных категорий, что способствует становлению целостной системы обучения и воспитания. Экспериментальная реализация программы духовно-нравственного воспитания молодёжи в православном паломническом туризме, кроме просветительских задач, ставит перед собой также задачу активного вовлечения молодежи в изучение истории и культуры родной земли. Апробация экспериментальной программы показала, что она благотворно воздействует на развитие сферы чувств, восприятия и нравственных установок участников проекта, пробуждает интерес к своему внутреннему миру, укрепляет веру в собственные возможности, способствует раскрытию внутренних ресурсов человека.

Библиографический список

1. Лосский, В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви [Текст] / В.Н. Лосский . — М., 2003. — С. 67.

2. Сурова, Л. В. Методика православной педагогики [Текст] / Л. В. Сурова. — Клин, 2000. — С.48.

3. Зеньковский, В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии [Текст] / В. В. Зеньковский. — М. : Школа-Пресс, 1996. — 272 с.

4. Философский словарь [Текст]. — М., 1998. — 268 с.

5. Рыженко, В.Г. Культурно-цивилизационный ландшафт малых сибирских городов в экстремальных условиях (XX век) [Текст] / В.Г. Рыженко, В.Ш.Назимова // Проблемы культуры городов России : материалы Третьего всеросс. науч.-практ. семинара. — Омск : ОмГПУ, 1997. — С. 14 — 21.

6. Лебедева, Н.И. Храмы и молитвенные дома Омского Прииртышья [Текст] / Н.И. Лебедева. — Омск, 2003. — 236 с.

7. Лебедева, Н.И. Архитектура церквей Омска в ХУШ — начале XX вв. [Текст] / Н.И. Лебедева // Памятники истории и культуры Омской области. — Вып. 2. — Омск, 1995. — С. 93— 106.

8. Лебедева, Н.И. Возрожденный Ачаир // Тобольск и вся Сибирь. Омск. — Тобольск — Верона : Изд. отдел Тюменского регион. благотв. фонда «Возрождение Тобольска» [Текст] / Н.И. Лебедева, 2006. - С. 247-255.

9. Лебедева, Н.И. История Православия Омского Прииртышья // Социально-культурная деятельность: история, теория, технологии [Текст] / Н.И. Лебедева. - Омск : ОмГУ, 2007. -С. 25-37.

10. Лебедева, Н.И. Сибирские святые // Русское православие в Сибири: история и современность : Русское православие: 4 века в Сибири. К 100-летию Омско-Тарской епархии : материалы Междунар. научн. конф [Текст] / Н.И. Лебедева. — Омск : ОмГТУ, 1995. - С. 84-87.

11. Лебедева Н.И. Сказания о чудотворных иконах Омской епархии // Народная культура Сибири : материалы УП научнопрактического семинара Сибирского регионального вузовского центра по фольклору [Текст] / Н.И. Лебедева. - Омск : ОмГПУ, 1998. - С. 134- 139.

12. Лебедева, Н.И. Храмы Сибири в социокультурной динамике XX века // От краеведения к культурологии: Российскому институту культурологии [Текст] / Н.И. Лебедева - 70 лет / М-во культуры РФ. Рос ин-т культурологии ; ред. кол. : К.Э. Разлогов (отв. ред.) и др. - М., 2002. - С. 186- 196.

13. Лебедева, Н.И. Омск. Город на границе государства Российского: Историческая мозаика [Текст] / Н.И.Лебедева, В.Г. Рыженко. - СПб. : Звезда Петербурга, 2001. - 112 с. (Серия «Города Петра Великого», Вып. 3).

14. Лебедева, Н.И. Памятники культового зодчества Омского Прииртышья // [Электронный ресурс] / Лебедева Н.И. -Режим доступа : http//www.newasp.omskreg.ru/hramy.

15. Быкова, А.Г. Культура Западной Сибири: История и современность [Текст] / А.Г. Быкова, В.Г Рыженко. - Омск : ОмГУ, 2000. - 258 с.

16. Быкова, А.Г. Памятники истории и культуры города Омска [Текст] / А.Г.Быкова, В.Г. Рыженко. - Омск, 1992. - 127 с.

КОЖЕВНИКОВА Инна Юрьевна, аспирантка кафедры социально-культурной деятельности Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского, преподаватель кафедры иностранных языков Омского государственного института сервиса.

Адрес для переписки: e-mail: borderomsk@hotmail.com

Статья поступила в редакцию 07.07.2009 г.

© И. Ю. Кожевникова

Книжная полка

Кутергина Л. Н. Методическое обеспечение Болонского процесса в вузе (педагогический аспект) / Л. Н. Кутергина, Л. И. Петрова. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2008. - 650 с. - ISBN 978-5-222-14087-1.

В учебно-методическом пособии проведена попытка обобщить и системно представить опыт внедрения идей Болонской декларации в организацию образовательного процесса в вузе. Материал, включенный в пособие, дает возможность ознакомиться с основными идеями Болонской декларации в российском образовательном пространстве. В пособии представлена технология организации образовательного процесса в вузе на примере методического обеспечения педагогических дисциплин. Каждая дисциплина выстроена в системе, включающей вопросы для коллективного обсуждения, списки рекомендуемой литературы, задания для самостоятельной работы, вопросы для самоконтроля, технологическую карту дисциплины, тестовые контрольные задания.

Книга предназначена для руководителей образовательных учреждений, преподавателей высшей школы, занимающихся подготовкой специалистов в области педагогики, аспирантов, студентов, а также для всех, кто стремится расширить свои знания в области применения идей Болонской декларации в организации учебного процессе в вузе.

Рекомендовано ученым советом Санкт-Петербургского института гуманитарного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.