Научная статья на тему 'Музей как важнейший инструмент идеологической работы в 1941 - 1942 гг'

Музей как важнейший инструмент идеологической работы в 1941 - 1942 гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
305
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙ / КУЛЬТУРА / ВОСПИТАНИЕ / ВЫСТАВКИ / ЭКСПОЗИЦИЯ / БОРЬБА С ВРАГОМ / ПАТРИОТИЗМ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Акоева Наталья Борисовна

В статье предпринята попытка показать некоторые аспекты деятельности музеев Краснодарского края в 1941 1942 гг., осмыслить их роль в просвещении населения, воспитании патриотизма, мужества и воли к победе в годы Великой Отечественной войны на материалах газеты «Большевик», органа Краснодарского крайкома и горкома ВКП(б), краевого Совета депутатов трудящихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Музей как важнейший инструмент идеологической работы в 1941 - 1942 гг»

4. Kuprienko S.A. Skazanija o Solntsah. Mify i istoricheskie legendy nauki [Tales of the Sun. Myths and historical legends of science]. Kiev, 2014.

5. Krinitsa. Istorija ansamblja [Krinitsa. History of the ensemble]. URL: http:// www. krinitza. ru/b iography

6. Festival narodnogo tvorchestva «Vo slavu Kubani - na blago Rossii» [Festival of Folk Art «For the glory of the Kuban - for the benefit of Russia»]. URL: http://www.yeisk.info/ all-news/culture/28930-festival-narodnogo-tvorchestva-vo-slavu-kubani-na-blago-rossii-posetil-mikhail-timofeev. html

УДК 069.1 Н.Б. АКОЕВА

МУЗЕЙ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ИНСТРУМЕНТ ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В 1941-1942 ГГ.

Акоева Наталья Борисовна, доктор исторических наук, профессор Краснодарского государственного института культуры (Краснодар, ул. 40 лет Победы, 33), akoeva_nata@mail.ru

Аннотация. В статье предпринята попытка показать некоторые аспекты деятельности музеев Краснодарского края в 1941-1942 гг., осмыслить их роль в просвещении населения, воспитании патриотизма, мужества и воли к победе в годы Великой Отечественной войны на материалах газеты «Большевик», органа Краснодарского крайкома и горкома ВКП(б), краевого Совета депутатов трудящихся.

Ключевые слова: музей, культура, воспитание, выставки, экспозиция, борьба с врагом, патриотизм.

UDC 069.1 N.B. AKOEVA

THE MUSEUM AS A MOST IMPORTANT INSTRUMENT OF IDEOLOGICAL WORK IN 1941-1942

Akoeva Natalya Borisovna, Full PhD (historical sciences), Full professor of the Krasnodar state institute of culture (Krasnodar, 40 let Pobedy str., 33), akoeva_nata@mail.ru

Abstract. In article an attempt to show some aspects of activity of the museums of Krasnodar region in 1941-1942 is made, to comprehend their role in education of the population, fostering patriotism, courage and the will to win in days of the Great Patriotic war on materials of the Bolshevik newspaper, body of the Krasnodar regional committee and a city committee of the All-Union Communist Party (bolsheviks), regional Council of deputies of workers is made.

Keywords, museum, culture, education, exhibitions, exposition, fight against the enemy, patriotism.

Музеи представляют собой сложный и многоплановый феномен, специфический механизм культуры, обеспечивающий существование и воспроизводство различных форм социокультурных практик [1, с. 97].

В последние десятилетия интерес к музеям возрос во всем мире. Музеи как продукты деятельности общества служат этому обществу. Они являются собирателями, хранителями, трансляторами культурного наследия многих поколений, помогают познавать и объяснять мир средствами культуры.

Это делает актуальным обращение к истории различных музеев Краснодарского края и их взаимоотношениям с социокультурной средой.

Дореволюционные передовые интеллигенты Кубани понимали необходимость создания в области музея. Председатель статистического комитета Василий Андреевич

Щербина, учитель, журналист, статистик, редактор «Кубанского сборника» отмечал, что создание музея надо сделать первоочередной и неотложной задачей, настойчиво выдвигаемой самой жизнью [2]. Василий Михайлович Сысоев, педагог, археолог, журналист, один из создателей ОЛИКО, считал, что существование музеев является необходимым следствием цивилизованной жизни общества [3].

В 1879 г. Е.Д. Фелицын по собственной инициативе открывает Кубанский Войсковой этнографический музей при Кубанском областном статистическом комитете. В 1904 г. открывается городская картинная галерея на основе коллекции Ф.А. Коваленко.

С приходом советской власти музеи продолжали работать, однако их экспозиционная, экскурсионная деятельность изменились, ведь теперь основными стали историко-революционные и политико-экономические темы. Новая советская культура использовала и актуализировала лишь жестко отобранную часть культурных ценностей, отбрасывая остальное как ненужное или в лучшем случае убирая в запасники.

В нашей статье предпринята попытка показать деятельность музеев Краснодарского края в 1941-1942 гг., осмыслить их роль в просвещении населения, воспитании патриотизма, мужества и воли к победе в годы Великой Отечественной войны на материалах газеты «Большевик», органа Краснодарского крайкома и горкома ВКП(б), краевого совета депутатов трудящихся.

По территории края прошли многие древние племена. Земля таила в себе различные находки. В газете регулярно появляются заметки об очередных открытиях. Так, в селе Пшада под Геленджиком ученица 7 класса Дина Кмерчева в месте раскорчевки леса нашла древнюю золотую монету неправильной круглой формы с изображением чудовища. Этот важный артефакт был передан в Институт материальной культуры при Академии наук для исследования (2 марта 1941 года). В районе строительства Шап-сугского водохранилища работники краевого бюро по охране памятников и краснодарского краеведческого музея начали раскопки двух поселений X-XIII вв., которые были обнаружены еще в 1932-1933 гг. при строительстве водозаградительных дамб.

Ценные палеонтологические находки были найдены на глубине 9 метров при разработке карьера около Кропоткина. Нижняя челюсть и зуб планифронса весом 3 кг относятся к периоду первых оледенений на Кавказе. Это один из древнейших слонов, живших более одного миллиона лет назад, как сообщала газета 13 марта 1941 г.

Каждый сезон на Кубань приезжали ученые-археологи для проведения раскопок. Для обследования мест проживания древнего человека приезжал завотделом доклассового общества Эрмитажа Нессен. Экспедиция ГМИИ под руководством профессора В.Д. Блавадского работала в Фанагории. При участии сотрудников краснодарского краеведческого музея они проводили разведки в Анапе, где уже в 1939 году была найдена статуя римского воина II в. н.э. Экспедиция ГИМ работала в Сочи - Адлере, изучая пещерные стоянки палеолита. Краснодарский краеведческий музей планировал вести раскопки также на Семибратском городище, а Геленджикский краеведческий музей - на курганных могильниках XIV-XVI вв. в районе Геленджика и Кабардинки.

С началом войны научная жизнь музеев не прекратилась. В газету продолжали поступать сообщения об археологических находках. Так, в августе 1941 г. тракторист Ждан, работая на рисовом поле станицы Ивановской, нашел глиняный кувшин с 55 монетами Пантикапейского царства III в. до н.э. Этот ценный клад изучался специалистами Краснодарского краеведческого музея. Есть очень интересные находки, например, на лицевой стороне одной из монет изображена голова бога Пана в венке.

В газете «Большевик» периодически появлялись сообщения о деятельности центральных музеев. Так, в номере от 23 февраля 1941 г. была помещена заметка о Центральном музее Красной армии в Москве. В его экспозиции были представлены документы 1905 г., материалы, связанные со становлением Красной армии в годы Гражданской войны: карты боевых действий, телеграммы Ленина Сталину и Дзержинскому на Восточный фронт. Особый стенд был посвящен «гениальному сталинскому плану

разгрома Деникина». В экспозиции находились также материалы, связанные с присоединением территории Западной Белоруссии и Западной Украины в 1939 г.: карты, листовки к войскам.

Эти материалы носили ярко пропагандистский характер. В условиях нарастания фашистской агрессии власть хотела показать силу и мощь былых побед Красной армии. Заканчивалась заметка о Центральном музее Красной армии утверждением, что «партия, Ленин посылали тов. Сталина туда, где надо было спасать положение».

В предвоенные месяцы и с началом войны краевые музеи продолжали свою работу. В Майкопе в январе 1941 г. открылась передвижная выставка живописи ХУШ-ХХ вв. из собраний Ленинградского музея. 183 картины представляли разные жанры и вызвали горячий интерес у посетителей. Были выставлены и настоящие шедевры, например, «Море» И. Айвазовского, «Ночь на Днепре» А. Куинджи.

15 февраля в Краснодарском художественном музее открылась выставка гравюр московских художников. Как отмечал в заметке научный работник музея М. Богоявленский, было представлено разнообразие тем и манер: портреты вождей, индустрия, показ вновь осваиваемых областей Дальнего Востока, Арктики, зарисовки памятников старины. Работы заслуженного деятеля искусств И.Н. Павлова, графиков Ильи и Владимира Соколовых, В.С. Бибикова, А.А. Меркулова, М.В. Моторина и других были выполнены в технике офорта, цветной литографии, гравюры на дереве. М. Богоявленский отмечает зрелость, полноценность этих работ.

1 марта 1941 г. в газете была напечатана заметка об открытии в Краснодарском краеведческом музее нового вводного раздела, знакомящего посетителей с происхождением земли, человека, его развитием. Экспонаты, дающие представление о развитии животного и растительного мира, о природных богатствах нашего края, были собраны на Кубани.

Большой интерес представляла редкая коллекция медалей, хранящаяся в музее: две серебряные медали 1788 г. с гербами Екатерины II за Очаков, медаль за защиту Севастополя в 1854-1855 гг., кресты и медали «За службу на Кавказе» и другие. Ими в разное время были награждены русские воины за проявленное мужество и героизм.

В Краснодаре работал Музей орденоносной пожарной охраны, имевший исторический отдел, отдел профилактики. В заметке от 29 марта отмечалось, что в выставочном зале располагались примусы, части разбитых электроприборов, куски проводов, с помощью которых работники рассказывали посетителям о причинах пожаров. В другом разделе были представлены средства тушения, модели пожарных автомобилей, зданий.

С началом войны музей проводил большую воспитательную работу среди населения, появился новый - военный отдел, в котором учили бороться с зажигательными авиабомбами.

Несколько музеев работало в Сочи. В мае 1941 г. в краеведческом музее открылась большая выставка «Когда и как немецкие захватчики пытались поработить славянские народы». Организаторы представили копии картин «Ледовое побоище» Трузе, «Сражение при Бородино» Рубо и Бреккера, «Полтавскую битву» Коцебу, картины и гравюры неизвестных авторов, народные лубки. Было несколько подлинных экспонатов, показывающих героическую борьбу с различными захватчиками. Авторы выставки умело подобрали выдержки из высказываний А. Невского, указ Петра перед Полтавской битвой, высказывания иноземных монархов и полководцев, испытавших на себе силу русского оружия.

С началом войны был открыт отдельный зал, где выставлялись вещи советских бойцов, предоставленные родственниками. Например, среди экспонатов была простреленная каска солдата Загорина, бывшего работника Сочинского комбината. После лечения Загорин вернулся в строй.

В Сочи еще до войны, 1 мая 1937 г., в доме, построенном для Н.А. Островского (подарок от советского правительства), был открыт литературно-мемориальный музей

Николая Алексеевича. Инициатором создания и первым директором была сестра писателя Екатерина Алексеевна. Интерьеры комнат сохраняли подлинность обстановки 1936 г. [4].

Как отмечал автор заметки М. Кремнев, в музее всегда было много гостей. Только за три месяца 1941 г. его посетили 7 тыс. человек. Так, 12 марта музей посетил тов. Кравченко, отдыхавший в Сочи. В 1921 г. он участвовал в строительстве узкоколейной дороги, описанной в романе «Как закалялась сталь». Музей постоянно пополнял свои фонды: поступил новый сборник речей и статей, писем Н. Островского, его роман, изданный на голландском языке и др. По тиражу роман занимал третье место среди популярных книг. К 1 января 1941 г. он составил 2375 тыс. экземпляров.

С вторжением врага на территорию края музей Н. Островского стал центром большой политико-воспитательной работы. Коллектив музея состоял из родных писателя, которые кроме музейной работы много бывали на выезде. Провели более 200 бесед, 100 лекций, организовали передвижные выставки «Боевой антифашизм Островского», «Дальнейшая судьба героев романа «Рожденные бурей» и др. Посещавшие музей подлечившиеся бойцы, возвращаясь на фронт, часто писали благодарственные письма, рассказывали, что стали больше читать книг Н. Островского, восхищались Павкой Корчагиным, учились у него стойкости и преданности Родине.

Обе сестры писателя вели еще большую противопожарную работу в городе, шили вместе с матерью теплые вещи бойцам на фронт. Брат писателя Дмитрий служил в рядах РККА батальонным комиссаром [5].

С началом Великой Отечественной войны все краевые музеи работали в штатном режиме. Вполне естественно, изменились и некоторые аспекты экспозиционной и экскурсионной деятельности.

Большую роль стала играть выставочная деятельность. Так, в августе в Краснодаре открылась выставка «Героическое прошлое русского народа». В картинах, репродукциях хронологически представлены победы Александра Невского, Полтавская битва и т.п., в которых отражен боевой путь русского народа. Несколько репродукций картин показывали боевой путь Красной армии, рассказывали о легендарных полководцах Фрунзе, Ворошилове, Котовском, Чапаеве, на подвигах которых были воспитаны многие граждане страны. Заканчивалась выставка антифашистскими плакатами. В ноябре эта выставка уже работала в Темрюкском краеведческом музее [6].

Краснодарский краеведческий музей организовал выставку к 24-й годовщине Красной армии. На ней были представлены сбитые немецкие самолеты «Юнкерс 88», «Хен-кель», оружие, бомбы, снаряды. Интерес у посетителей вызвали валенки немецкого солдата, сделанные из войлока и подбитые деревянными колодками, их вес составлял 2,5 кг. На отдельных стендах располагались найденные у пленных немецких солдат документы, письма, солдатские книжки. В них подробно записывался цвет волос и глаз владельца, имелись отпечатки большого и среднего пальцев.

На выставке также были представлены письма кубанских казаков с фронта, фотографии героев [7].

В условиях войны продолжали работать кубанские художники. 2 июля 1941 г. газета «Большевик» опубликовала заметку «Над чем работают художники». В своих интервью корреспонденту мастера рассказали, что много пишут на военные темы. П. Г. Киселев работал над картиной «Разгром таманцами пулеметного поезда белогвардейцев» о событиях Гражданской войны, И.В. Коваленко писал картины «Проводы красноармейцев на фронт» и «Кочубей». В.И. Котельников закончил «Ворошиловских кавалеристов». Серию рисунков на военно-физкультурные темы готовил Ш.А. Шакаров. Эти работы планируется выставить на 4-й краевой выставке работ художников Кубани и Черноморья в конце года. В целом мы видим, что все эти работы связаны с Гражданской войной.

Этой же теме были посвящены и организованные Краснодарским художественным музеем так называемые оборонные выставки. Первая, в августе 1941 г., тематически была связана с Гражданской войной, представляя зрителю копии известных мастеров батальной живописи Бродского, Авилова, Грекова и др. Кубанские художники Рябчинс-кий и Г.Ф. Суглобов воспроизвели картины Грекова «Тачанка» и «Оборона Царицына», художник П.Г. Киселев - картину Авилова «Лыжники». Художник Яценко выставил картину «Тревога», Щербак - «Таманский поход».

Краснодарские художники Рябчинский, Яценко представили и свои новые работы - портреты маршалов Кулика, Шапошникова, Буденного, Ворошилова.

Особый раздел выставки составляли антифашистские плакаты, сатирические рисунки художников И.В. Коваленко, А.П. Ладонкина, которые создали агитбригаду «Штык» и раз в неделю выпускали «окна сатиры».

Вторая оборонная выставка открылась в ноябре к празднику Октябрьской революции. Все работы художников Ганюкова, Аветисяна, Матцева и др. мастеров освещали тему борьбы с фашизмом. Особое место занимали сатирические рисунки агит-бри-гады «Штык» [8].

Третья оборонная выставка прошла в мае 1942 г., уже после освобождения Краснодара. В Краснодарском художественном музее им. Луначарского были выставлены работы К.Я. Матцева «Зверства фашистов», «На Запад», «Партизан» и другие. Представлены картина художника Л. Мищенко «По мне стреляйте, хлопцы», эскиз Л. Ляхо-вича «В тыл противника». Н.Д. Шариков, преподаватель художественного училища, создал полную портретную галерею героев войны, в том числе и кубанцев (Дудин, Ко-шуба и др.). Работать над портретами было трудно, ведь писать приходилось по фотографиям из газет, качество которых было низким.

Самостоятельным отделом были представлены «Окна сатиры» с рисунками Н. Коваленко [9].

Правда, надо отметить, что организовывались выставки не только военного характера, сообщения об этом печатались в газете. В октябре 1941 г. в Краснодарском художественном музее состоялась выставка картин И. Айвазовского из собрания Феодосийской картинной галереи, западных маринистов - учителей художника, других художников из Феодосии. В феврале 1942 г. была организована выставка русского, китайского, западно-европейского исторического фарфора ХУШ-Х1Х вв. Прекрасным дополнением служили старинные японские цветные гравюры.

Война еще продолжалась, страна бросала все силы на разгром врага, на восстановление хозяйства на освобожденных территориях, но власти понимали необходимость восстановления музеев и их экспозиции. В мае 1942 г. открылась музей-усадьба в Ясной Поляне, в марте 1943 г. - Курский областной краеведческий музей [10, с. 258].

9 августа 1942 г. в газете «Большевик» появилась заметка о музее войны 1812 года на Бородинском поле. Правительство выделяло деньги на его восстановление, завершить все работы предполагалось через 1,5-2 месяца. Это было очень важное идеологическое решение, ведь Бородинское поле всегда считалось полем ратной славы русского воинства.

Важно отметить, что после освобождения Краснодарского края от врагов сразу же начались работы по восстановлению экспозиции мемориального музея Н. Островского в городе Сочи. К середине января 1943 г. планировалось открыть новый отдел «Творчество Островского и Отечественная война», в котором будут представлены документы, письма бойцов и командиров, показывающие, как героические образы, созданные писателем, воодушевляли советских бойцов.

В январе 1943 г. возобновил свою работу в полном объеме Сочинский краеведческий музей. Были приведены в порядок экспонаты, подготовлены лекции и экскурсии. Музейные работники воссоздали отдел природы, открыли новый отдел,

посвященный Великой Отечественной войне и борьбе народов Кавказа с немецкими захватчиками. Ко Дню Красной армии планировалось открытие выставки «Сочинцы в боях за Родину».

В целом надо отметить, что музеи Краснодарского края в 1941-1942 гг. продолжали вести активную просветительскую и воспитательную работу, уделяя особое внимание показу мужества и героизма советских воинов на фронте.

Литература

1. Философия музея. М., 2018.

2. Кубанские областные ведомости. 1894. № 23.

3. Кубанские областные ведомости. 1895. № 162.

4. Литературно-мемориальный музей Н. Островского в городе Сочи. URL: http:// www. museum .ru/M1833

5. Кагальницкий П. Музей Н.А. Островского в дни войны // Большевик. 22.05.1942.

6. Выставка «Героическое прошлое русского народа» // Большевик. 14.08.1941, 4.11.1941.

7. Выставка трофеев // Большевик. 11.02.1941, 11.03.1941.

8. Богоявленский М. Оборонная художественная выставка // Большевик. 19.09.1941.

9. Богоявленский М. Третья оборонная выставка // Большевик. 15.05.1942.

10. Каулен М.Е. Музеефикация историко-культурного наследия России. М., 2012.

References

1. Filosofija muzeja [Philosophy of the museum]. Moscow, 2018.

2. Kubanskie oblastnye vedomosti [The Kuban regional statements]. 1894. № 23.

3. Kubanskie oblastnye vedomosti [The Kuban regional statements]. 1895. № 162.

4. Literaturno-memorialnyj muzej N. Ostrovskogo v gorode Sochi [The literary and memorial museum of N. Ostrovsky in Sochi]. URL: http://www.museum.ru/M1833

5. Kagalnitskiy P. N.A. Ostrovsky's museum in days of war // Bolshevik. 22.05.1942.

6. «Heroic Past of the Russian People» exhibition // Bolshevik. 14.08.1941, 4.11.1941.

7. Exhibition of trophies // Bolshevik. 11.02.1941, 11.03.1941.

8. Bogoyavlenskiy M. Defensive art exhibition // Bolshevik. 19.09.1941.

9. Bogoyavlenskiy M. Third defensive exhibition // Bolshevik. 15.05.1942.

10. Kaulen M.E. Muzeefikacija istoriko-kulturnogo nasledija Rossii [Museumification of historical and cultural heritage of Russia]. Moscow, 2012.

УДК 025. 5:81'374 В.В. ГОНЧАРОВА

ФАКТОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА ЛЕКСИКОГРАФИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Гончарова Виктория Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры английского языка и перевода Санкт-Петербургского государственного экономического университета (Санкт-Петербург, ул. Садовая, 21), sourisi3@yandex.ru

Аннотация. Статья дает представление о видовом многообразии фактографических виртуальных справок лексикографической направленности социально-гуманитарной тематики. Предлагается классификация данных видов справок, репрезентативно представленная в виде схем и таблично проиллюстрированная многочисленными примерами из архивов выполненных справок виртуальных справочных служб библиотек.

Ключевые слова: библиография, лексикография, лексикографический информационный ресурс, фактографическая справка, справочно-библиографическое обслуживание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.