Научная статья на тему 'Роль визуального восприятия в процессе изобразительной деятельности'

Роль визуального восприятия в процессе изобразительной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1093
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОРОГ УЗНАВАНИЯ ФОРМЫ / ГЛАЗОМЕР / СЕТЧАТКА ГЛАЗА / АКАДЕМИЧЕСКИЙ РИСУНОК / ФОРМА ПРЕДМЕТОВ / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / A THRESHOLD OF SHAPE RECOGNITION / ABILITY TO TELL DISTANCE / AMPHIBLESTRODES / THE ACADEMY FIGURE / THE SUBJECTS FORM / THE GRAPHIC ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Руженская Ксения Павловна

В статье рассматривается академический рисунок в процессе изучения изобразительного искусства, выявляются и раскрываются основные требование, выдвигаемые перед студентом. Анализируются характерные ошибки, возникающие в процессе изобразительной деятельности. Основной упор в работе сделан на исследование психолого-физиологических механизмов визуального восприятия в процессе изобразительной деятельности. Представлена система упражнений на развитие данных механизмов, вследствие которых понижается порог восприятия формы, развивается чувствительность глаза, что сводит к минимуму ошибки в построении академического рисунка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of visual perception in fine art activity

In the article it is considered the academic drawing during the study of the fine arts to highlight and reveal the basic claims to a drawer. The characteristic errors arising in the graphic activity process are analyzed. The special emphasis in work is the consideration of psychological physiological mechanisms of visual perception in the graphic activity process. The system of exercises for development of the given mechanisms in which consequence the shape perception threshold is presented, sensitivity of the eye that reduces to an error minimum in construction of the academy figure develops.

Текст научной работы на тему «Роль визуального восприятия в процессе изобразительной деятельности»

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (86) 2010

дыдущий. Студент должен последовательно закреплять отдельные разделы учебного материала, так как каждый предыдущий раздел входит составной частью в последующий.

В то же время надо следить, чтобы сведения по отдельным видам народного и декоративно-прикладного искусства излагались в определенной системе и последовательно ста. Для этого весь учебный процесс следует разбить на отдельные звенья-занятая, где необходимо четко предусмотреть объем знаний и навыков, который студенты должны усвоить.

Однако, разрабатывая систему последовательного усложнения учебных задач и определяя объем учебного материала для каждого курса, надо помнить о принципе доступности и посильноста обучения.

Принцип доступности обучения требует от преподавателя четкого установления степени сложности и глубины освещения у чебного материала для каждого курса обучения. Психологи делают вывод, что в процессе обучения можно не только развить и обогатить представления студентов, но и способствовать развитию их художественного восприятия и воображения.

Преподавателю не следует занижать возможности студентов. Их необходимо нацеливать на посильную активную работу, чтобы они могли преодолевать известные трудности. Соблюдая принцип доступности и посильноста обучения, необходимо учитывать и индивидуальные способнос ти каждого студента.

Подводя итог о принципах обучения, способствующих развитию художественного восприятия студентов специальности «Декоративно-прикладное искусство» в процессе освоения домовой резьбы следует отметить, что каждый принцип тесно связан с другими и эффективность его зависит от всей системы обучения.

Библиографический список

1. Кузин, В. С. Вопросы изобразительного творчества [Текст) / В. С. Кузин. — М.: Просвещение, 1971. — С. 23.

2. Лернер, И. Я. Дидактические основы методов обучения [Текст] / И. Я. Лернер. — М.: Педагогика, 1981. — С. 65 — 83.

3. Кузин, В. С. Формирование пространственного представления средствами изобразительного искусства [Текст) / В. С. Кузин//Начальная школа. — 1988. — №2. - С. 71.

4. Волков, Н. И. Восприятие произведений живописи и скульптуры [Текст] / Н. П. Волков // Художественное восприятие ; под ред. Б. Мейлаха. — Л., 1971. — С. 291.

АМИРЖАНОВА Айна Шугаевна, старший преподаватель кафедры изобразительного искусства и методики преподавания.

Адрес для переписки: e-mail: [email protected]

Статья поступила в редакцию 08.10.2009 г.

© А. Ш. Амиржанова

удкз7і.з:75 К. П. РУЖЕНСКАЯ

Омский государственный педагогический университет

РОЛЬ ВИЗУАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ__________________________________

В статье рассматривается академический рисунок в процессе изучения изобразительного искусства, выявляются и раскрываются основные требование, выдвигаемые перед студентом. Анализируются характерные ошибки, возникающие в процессе изобразительной деятельности. Основной упор в работе сделан на исследование психологофизиологических механизмов визуального восприятия в процессе изобразительной деятельности. Представлена система упражнений на развитие данных механизмов, вследствие которых понижается порог восприятия формы, развивается чувствительность глаза, что сводит к минимуму ошибки в построении академического рисунка. Ключевые слова: порог узнавания формы, глазомер, сетчатка глаза, академический рисунок, форма предметов, изобразительная деятельность.

Рисунок — ведущая дисциплина в процессе изучения изобразительного искусства. Для плодотворной деятельности в области изобразительного искусства, прежде всего, необходимо овладеть грамотой реалистического рисунка. Это тот фундамент, на котором строится художественное произведение.

Графическими средствами рисунка на двухмерной плоскости создается условное изображение трех-

мерной формы, передается её положение в пространстве само пространство, в котором она находится, а также определяются и подчеркиваются характерные особенности этой формы, её пластика, материал, фактура поверхности. В конечном счете, результатом учебного рисунка является отображение графическими средствами действительных образов предметов. Отражение действительности начинается со

Структура процесса изобразительной деятельности

зрительного восприятия и анализа форм предметов, а так же пространства, в котором они расположены.

В работе над длительным рисунком, продолжающимся иногда двадцать и более часов, ослабевает острота восприятия и активный интерес к изображаемому. Происходит это вследствие нескольких факторов. Во-первых, по причине растянутости и прерывности процесса наблюдения за изображаемой натурой. Во-вторых, из-за того, что весь процесс выполнения работы по учебному рисунку связан с одновременным напряженным трудом над построением и тонированием изображаемой формой.

Д. Н. Кардовский писал: «В области преподавания рисунка основной проблемой является изучение построения формы на плоскости графическими средствами по законам природы, как зрительно мы ее воспринимаем» [1].

Отсутствие механической связи между натурой, головным мозгом и рисунком, требует умения воспринимать окружающее пространство, мыслить, анализировать и выражать изобразительными средствами. Рассматривая процесс изобразительной деятельности, необходимо проанализировать взаимодействия содержания познавательного процесса, и формирования последовательных графических навыков.

Изобразительный процесс рисования с натуры, связан с многочисленными психофизиологическими и пространственными факторами, прежде всего с взаимоотношениями между головным мозгом рисующего, зрительным органом, натурой и изобразительной плоскостью. Изображение с натуры осуществляется осознанно и программировано. Аналогичным образом функционирует и зрительный процесс (табл. 1). Итак, в учебном рисунке много вопросов и задач, которые при изображении формы в пространстве должны решаться взаимосвязано. Это композиция изображения на листе бумаги, конструкция, движение, пропорции, перспектива, и.т.д. Из этого следует что, в процессе изобразительной деятельности важность представляет познание пространственных свойств предметов и умение передавать их на листе.

В первую очередь, рисующему важно научиться:

а) воспринимать и передавать в рисунке форму — абрис, величину, объемность объектов;

б) воспринимать и передавать в рисунке глубину и удаленность объектов.

Зачастую, в процессе изобразительной деятельности у студентов возникают следующие ошибки:

а) неправильная передача параметров объекта, его величины;

б) неверная передача вертикальных, горизонтальных и наклонных линий.

Такого рода ошибки связанны с тем, что, воспринимая натуру в пространстве, рисующий постоянно переносит взглядом ее на изобразительную плоскость, создавая пространственный сектор между головным мозгом и точкой зрения. При этом зрительный образ в процессе длительного восприятия объектов с натуру, фиксируется в оперативной или долговременной памяти. В конечном итоге преобладание в процессе восприятия зрительного образа с натуры приводит к несоответствию восприятия и отражения объекта с рисунком на изобразительной плоскости, ведущее, как правило, к нарушению сходства, особенно при спонтанных и интуитивных формах ведения изобразительного процесса. Преобладание зрительного образа, воспринимаемого с натуры, вызвано природой зрительного восприятия, механизмом зрения, основанное, как все в окружающем мире, — на замкнутом цикле.

Видимые глазом тела различаются по внешним признакам: форме, размеру, прозрачности, цвету, и фактуре. Все предметы созданные природой и человеком, имеют общий содержательный признак — то или иное закономерное строение или конструкцию формы. Понимание конструкции формы с точки зрения ее пространственной организации, материала, из которого она сделана, ее функционального назначения, особенно важно для рисующего. Именно эта сторона видения и понимания пластической структуры, формы необходима в его учебной работе. Отсюда понятно, что для успешного овладения рисунком необходимо, в первую очередь, научиться «видеть натуру», зрительно воспринимать ее. И.М.Сеченов утверждал, что «пространственное обособление земных предметов есть результат исключительно зрительных или осязательных актов, и насколько последние передают контуры предметов сходно с действи-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (86) 2010 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (86) 2010

Роль высокого порога визуального восприятия

Таблица 3

Понижение порога зрительного восприятия формы

Таблица 4

Структура комплекса упражнений на развитие глазомера

ошибки УПРАЖНЕНИЯ

I

1 НЕТОЧНАЯ ПЕРЕ ДАМ А ПАРАМЕТРОВ ПРЕДМЕТОВ. ИХ ВЕЛИЧИН УПРАЖНЕНИЯ НА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПАРАЛЛЕЛЬНОСТИ И УГЛОВЫХ ВЕЛИЧИН

2 НЕ ТОЧНАЯ ПЕ РЕДА-1А ВЕРТИКАЛЕЙ. горизонтален и диагоналей

УПРАЖНЕНИЯ НА ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАЗМЁТОВ и РАССТОЯНИИ

УПРАЖНЕНИЯ НА ОБРАЗОВАНИЯ ЗРИТЕЛЬНО- ДВИГАТЕЛЬНЫХ АССОЦИАЦИИ

тельностью, настолько чувствительное обособление соответствует реальному» [2].

Таким образом, в условиях специфики изобразительной деятельности процесс познания пространственных свойств объектов действительности, их формы, конструкции, величины, объема осуществляется прежде всего посредством зрительного восприятия.

В. С. Кузин рассматривал порог узнавания формы и порог различения величины предметов, для раскрытия особенностей восприятия пространственных свойств предметов,

Порогом узнавания формы называется тот минимальный угол зрения, в пределах которого впервые уз-нается форма объекта.

Угол зрения обусловливается отношением размеров воспринимаемого объекта к дистанции зрите-ля. Изображение объекта на сетчатке будет тем больше (т.е. объект лучше виден), чем больше угол зрения. Если небольшие по размерам предметы расположены очень далеко, то их практически человеческий глаз не видит. Приближаясь к ним, глаз вначале на-

чинает различать темную точку или пятно неопределенной формы, которые по мере приближения к ним и, следовательно, по мере увеличения угла зрения все больше принимают четкую, определенную форму конкретного объекта. Момент, когда форма предмета узнается как определенная форма того или иного предмета и соответствует порогу ее узнавания.

Человеческий глаз очень тонко чувствует различия в форме объектов и их отдельных частей, деталей. Достаточно сказать, что кривизна линий замечается тогда, когда «высота дуги» находится под углом в 9°, излом прямой линии при совсем незначительном угле зрения (5 — 8). Почти при таком же угле зрения глаз человека замечает и сдвиг в сторону прямой линии. Интересно также отметить, что вырез быстрее фиксируется, чем выступ.

Порогом различения величины предмета и соотношения их частей называются самые незначительные различия в формах или очертаниях предметов, впервые замечаемые зрителем.

Порог различения величины объектов, так же как и порог узнавания формы предметов, свидетельству-

ет о высокой чувствительности глаза человека. Рассмотрим роль порога восприятия в процессе изобразительной деятельности (табл. 2).

Важно отметить, что пороги восприятия, точно так же как и пороги ощущений, под влиянием упражнений значительно меняются. В процессе упражнений пороги восприятия снижаются. В этом случае чувствительность, являясь величиной, обратной порогу, увеличивается.

Снижение порогов восприятия в процессе упражнений обусловливается постепенной выработкой более тонкой дифференцировки сходных раздражителей посредством подкрепления одних и одновременного торможения других раздражителей.

При противопоставлении похожих предметов в коре мозга наблюдается сужение района иррадиации возбуждения в результате возникающего в пограничных зонах тормозного процесса, что и служит основанием образования тонкой дифференцировки [3].

Это позволяет сделать вывод, что снижение порогов восприятия помогает увеличить чувствительность глаза, что в свою очередь играет большую роль в процессе изобразительной деятельности.

В. С. Кузин описал данные исследования глазомера студентов художественно-графического факультета Московского педагогического Государственного университета, которые свидетельствовали об успешном развитии у студентов чувствительности глаза к мельчайшим изменениям пространственных свойств предметов, вследствие специальных упражнений на «глазомерной линейке» [4].

Глазомер — это способность «на глаз» (без применения специальных и подсобных инструментов, приборов) определять пространственные свойства и, прежде всего, пространственные отношения объектов в изобразительной деятельности.

Необходимость обладать развитым глазом художнику диктуется требованием как можно точнее оценивать пространственные свойства предметов, что, в свою очередь, обусловливается целью реалистического, т.е. правдивого, отражения в художественном произведении объектов окружающего мира.

Осуществляя восприятие объектов в окружающем пространстве, головной мозг управляет глазодвигательным механизмом, путем воздействия на парные мышцы глазного яблока, организуя движение, представляющее линейных характер из различного вида отрезков — маршрутов зрения. При этом организация маршрутов зрения головным мозгом, проявляется спонтанно, интуитивно, осознанно или программировано и выражено системой субъективного проявления отношения индивидуума к воспринимаемому объекту, и в большинстве не отражает объективный зрительный образ.

В итоге, аналитический характер установления визуальных связей посредством управления головным мозгом глазодвигательным механизмом, происходит не где-то в кулуарах мозговой структуры, а непосредственно, во внешней среде на границе передней камеры глаза. И та зафиксированная система маршрутов зрения в процессе восприятия объектов в окружающей среде, на светочувствительном материале, тому подтверждение. И, следовательно, прежде чем управлять функциями головного мозга в учебном процессе через глазодвигательный механизм, следовало бы познать сам принцип восприятия информации из внешней среды.

Итак, для того чтобы свести к минимуму ошибки рисующих в процессе изобразительной деятельности, а именно в процессе учебного рисунка, необхо-

димо развивать глазомер при помощи специальных упражнений (табл. 3).

Существуют различные пособия учебники и методические рекомендации, в которых на краткосрочные рисунки, наброски и зарисовки, сопровождающие длительный рисунок возлагают функцию вспомогательных упражнений. Но практически во всех программах о дополнительных упражнениях лишь кратко упоминается. Актуальность проблемы заключается в разработке и внедрении в учебный процесс изобразительной деятельности целенаправленной системы упражнений на развитие глазомера. В рамках данной проблемы было предпринято исследование, главным методом которого является системный анализ упражнений и объективная оценка возможных результатов.

В исследовании принимали участие студенты первого курса колледжа искусств, отделения «живопись». Программа первого курса предусматривает выполнение натюрмортов. Перед выполнением первого этапа — этапа построения натюрморта, студентам был предложен комплекс упражнений. Данный комплекс выстраивался по принципу «предупреждение возможных ошибок» (табл. 4).

Выполняя первую группу упражнений, снижается порог зрительного восприятия форм предметов, увеличивается чувствительность глаза к параметрам и величинам объектов, что помогает передавать «характер» предметов в учебном рисунке точнее. При выполнении упражнений первой группы необходимо использовать предложенные ниже схемы — наглядности.

1. Упражнения на определение параллельности и угловых величин, и упражнения на определения размеров и расстояний.

1.1. Используя одну из предложенных фигур (1 — 5), составьте ряд аналогичных, размещая их на одной горизонтальной линии, увеличивая расстояние одна от другой в геометрической прогрессии (рис. 1). Добивайтесь того, чтобы все фигуры ряда были одинаковы. Фигуры рисуйте «на глаз», мысленно проецируя линии построения.

1.2. А) Изобразите квадрат. Впишите в него два равноудаленных друг от друга квадрата, так, чтобы две стороны каждого из квадратов совпадали (рис. 2). Проверьте правильность изображения при помощи вспомогательных линий.

B) Изобразите на одной линии те же равноудаленные квадраты, но отдельно друг от друга. Квадраты изображайте в порядке возрастания. В завершение используйте проверочные линии.

C) Изобразите группу квадратов по предложенной схеме, так, чтобы противоположные вертикальные стороны самого большого квадрата являлись серединами осей двух остальных.

1.3. А) Изобразите разные по величине ромбы на одной горизонтальной линии, проходящей через вершины этих ромбов, размещая их в порядке убывания (рис. 3). В завершение используйте проверочные линии.

В) Перенесите линиями построения ромб. Впишите в него еще два равноудаленных друг от друга ромба, так чтобы противоположные вершины фигур совпали как по горизонтали, так и по вертикали. Проверьте правильность изображения при помощи вспомогательных линий.

1.4. А) Изобразите на одной горизонтальной линии равнобедренные треугольники в завершении используйте проверочные линии (рис. 4).

В) Изобразите равнобедренный треугольник.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (86) 2010 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (86) 2010

Рис. 1.

В С

Рис. 2.

Рис. 3.

Рис. 4.

Рис. 5.

Впишите в него два равноудаленных друг от друга равнобедренных треугольника. Проверьте правильность изображения при помощи вспомогательных линий.

С) Изобразите два равнобедренных треугольника, так, чтобы горизонтальная линия проходила через одно из ребер каждого из них.

1.5. Положите перед собой линейку и какие-либо мелкие предметы. Не прикладывая предмет к линейке, постарайтесь как можно точнее определить тот или иной размер предмета. Определять размер нужно, только сравнивая зрительно предмет с делениями на линейке. Так же тренируемся в определении расстояний между предметами. Усложняем задание тем, что используем линейку только для контроля.

1.6. Составьте натюрморт из различных по величине и форме сосудов. Затем, на глаз, нарисуйте «крышки» для каждого сосуда. «Крышки» должны

точно совпадать с горлышками сосудов из натюрморта. Проверить себя можно, вырезав «крышки» и приложив к горлышкам.

Выполняя вторую группу упражнений, снижается порог восприятия пространственных свойств предметов, увеличивается чувствительность глаз к размещению предметов относительно друг друга, что помогает передавать пространство в рисунке.

2. Упражнения на образование зрительно двигательных ассоциаций и определения размеров и расстояний.

2.1. Взгляните на натюрморт, как бы «ощупывая глазом» последовательно все узловые композиционные точки (рис. 5). Повторяйте такое действие взглядом неоднократно, с каждым разом все точнее определяя направления композиционных линий. Мысленно спроецируйте форму, в которую впишется будущая композиция. Представьте обобщенную геомет-

А

А

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В

А

В

С

ричсскую форму всей композиции, затем изобразите фигуру на листе.

2.2. Зафиксируйте взгляд па самом ближнем для вас предмете в натюрморте, постепенно переведите его на следующий по отдаленности от вас предмет и т.д. Повторяйте движение глаз неоднократно, до того момента, пока не спроецируете в уме геометрическую фигуру, получившуюся в результате мысленного соединения узловых точек оснований предметов.

После внедрения предложенных упражнений в программу студенты успешнее справлялись с построением в учебном рисунке. Это позволяет сделать вывод, что визуальное восприятие имеет большое значение в процессе изобразительной деятельности. Осуществляя зрительное восприятие объектов в окружающем пространстве, головной мозг управляет глазодвигательным механизмом путем воздействия на парные мышцы глазного яблока, организуя движение, представляющее линейный характер из различного вида отрезков — маршрутов зрения. Зафиксированная система маршрутов зрения в процессе восприятия объектов в окружающей среде, па светочувствительном материале, тому подтверждение.

Следовательно, прежде чем управлять функциями головного мозга в учебном процессе через глазодвигательный механизм, следовало бы обеспечить снижение порогов восприятия в процессе упражнений, что обусловливается постепенной выработкой более тонкой дифференцировки сходных раздражителей посредством подкрепления одних и одновременного торможения других раздражителей.

В итоге аналитический характер установления визуальных связей посредством управления голов-

ным мозгом глазодвигательным механизмом помогает успешно воспринимать формы и параметры объектов. Верное визуальное восприятие предметов во многом способствует правильной передаче их на изобразительной плоскости.

Педагогическое воздействие должно базироваться на развитии рефлективной системы, которое не происходит само собой, а осуществляется на уровне нейронной системы последовательно, систематически, путем накопления условных рефлексов, осваиваемых практическими действиями, упражнениями.

Библиографический список

1. Кардовский, Д. Н. Об искусстве. Воспоминания, статьи, письма: монография / Д. Н. Кардовский. — М.: Академия художеств СССР, 1960. - 340 с.

2. Сеченов, И. М. Избранные произведения / И. М. Сеченов. - 2-е изд. - М., 1958. - 760 с.

3. Ростовцев, Н. 11. Академический рисунок:учеб. пособие / И. Н. Ростовцев. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 1984. — 240 с.

4. Кузин, В. С. Психология : учеб. пособие / В. С. Кузин. — 3-е изд. - М.: АГАР, 1997. - 304 с.

РУЖЕНСКАЯ Ксения Павловна, соискатель кафедры изобразительного искусства и методики его преподавания Омского государственного педагогического университета, преподаватель живописи Петропавловского колледжа искусств, РеспубликаКазахстап. Адрес для переписки: e-mail: rux-(a)mail.ru

Статья поступила в редакцию 06.07.2009 г.

© К. П. Руженская

УДК 373.6 : 757.1 О. В. ШАЛЯПИН

Омский государственный педагогический университет

МЕТОДЫ ЖИВОПИСНОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ ПОРТРЕТА___________________________________

В статье обсуждается комплекс проблем, обуславливающих успешное изображение портрета в профессиональном образовании художника-педагога, предлагаются конкретные методические рекомендации, направленные на создание художественного образа в портрете.

Ключевые слова: цветовая гармония, портрет, композиция.

В профессиональном образовании художника-педагога работа над живописным портретом нередко сводится к изображению, основанному па простейшем сходстве с натурой, т.е. к техническому мастерству. Вместе с тем ошибочно полагать, что реалистический образ в портрете выражается только тогда, когда художник пытается передать, скопировать все с предельной точностью.

Задача художника как раз и состоит в том, чтобы, используя особые выразительные средства, создать художественный образ в портрете, который возникает лишь тогда, когда натура пропущена че-

рез творческую фантазию художника и преобразована в ней в соответствии с его замыслом.

Поэтому многие художники исключительное значение придают художественному замыслу, так как содержательная часть живописного портрета во многом определяется емкостью и образностью первоначального замысла, который нередко является следствием эмоционального восприятия и воображения художника.

Портрет сам несет в себе объединяющую идею, которая в конечном итоге формирует художественное произведение. Чем глубже эта идея и разнооб-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК N* 2 (86) 2010 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.