МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (74) 2008
УДК 372.874
А. Ш. АМИРЖАНОВА
Омский государственный педагогический университет
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ДЕКОРА ДЕРЕВЯННОГО ЗОДЧЕСТВА ЗАПАДНОЙ СИБИРИ__________________________________________
В данной статье автор исследует проблему дидактических принципов и их реализации на практике при изучении декора деревянного зодчества Западной Сибири. Помимо описания дидактических принципов (это принцип научности, принцип наглядности, системность, доступность и т.д.) представлены разработки, позволяющие воплотить теорию в жизнь на материале традиционного народного искусства. Автор подчеркивает, что для успешного течения учебно-воспитательного процесса требуется системность в реализации принципов, которые взаимосвязаны и дополняют друг друга.
Автор приводит в статье практическую разработку — дает список наглядных материалов, знакомящих студентов с декором деревянного зодчества и способствующих решению комплекса учебных задач для каждого этапа работы над рисунком.
Описание реализации дидактических принципов в практическом обучении продолжает комплекс методических приемов, позволяющих стимулировать исследовательскую активность студентов.
В целях совершенствования художественной деятельности студентов в процессе освоения декора деревянного зодчества Западной Сибири нами были реализованы на практике основные положения современной дидактики. В своей педагогической работе мы использовали следующие дидактические принципы: научности, наглядности, сознательности и прочности усвоения знаний, доступности, посильности обучения и др.
Рассмотрим наиболее важные дидактические принципы в связи с методикой преподавания декора деревянного зодчества Западной Сибири.
В процессе обучения студенты должны усвоить систему достоверных, научно обоснованных знаний, т.е. знаний, правильно отражающих предметы и явления реального мира. В соответствии с этим в основе методики обучения должен лежать принцип научности.
Основой обучения является работа с материалом и образцами декора деревянного зодчества Западной Сибири. При этом, несмотря на то, что умение видеть и логически осмысливать увиденное координируется в процессе рисования, т.е. практики, все же основой успеха является правильное методическое руководство. Последовательность зрительных оценок на учебном занятии должна направляться педагогом и подчиняться определенной системе. Изображая предмет, студент начинает с помощью педагога разбираться в своих впечатлениях и представлениях о натуре. При правильном методическом руководстве он может многое осознать, отказаться от допущенных вначале ошибочных суждений о натуре и постепенно, с помощью педагога подойти к истинному ее познанию, таким образом, ведется аналитическая работа по изучению натуры.
Например, по одному из заданий на основе обобщения растительных и животных мотивов в декоративно-прикладном искусстве студенты должны нарисовать эскизы различных элементов домовой резьбы на карнизах наличников (уточка, змея-дракон, змея-ящер, птицеподобный дракон, растительный орнамент в резном декоре дома, побег, стебель, др.). Подавляющее большинство студентов, как правило, начинает механически копировать натуру, т.е. пытаются срисовать абрис предмета, например, элемента фронтона, не понимая особенностей его формы.
В данном случае педагог показывает, из каких частей складывается форма и как эти части в рисунке надо увязать в единое целое, используя вспомогательные линии построения.
Чтобы показать студентам принципы и методы реалистического построения изображения на плоскости, необходимо дать им научно-теоретические сведения из области перспективы и теории теней, т.е. педагог на практике реализует дидактический принцип научности. Принцип научности в обучении декоративному рисованию имеет огромное значение не только в плане овладения методом реалистического искусства, но и как средство развития наблюдательности и любознательности. Он приучает к активности при ознакомлении с окружающим миром, в познании законов его развития. Каждому педагогу хорошо известно, какие огромные усилия необходимо приложить, чтобы отучить студентов от бездумного копирования натуры. Лучший способ отучить от бессмысленного срисовывания — это постановка серьезной задачи исследовательского характера.
Наблюдаемые студентом отдельные несущественные детали предмета часто заслоняют собой целостный образ изучаемой натуры, не дают понять ее стро-
ение, а следовательно, мешают правильному ее изображению. Чтобы студент ясно представил себе изучаемый объект, он должен, прежде всего, охватить его форму в целом, а затем ясно осознать существенные признаки данного предмета, все его важные детали и свойства в их взаимосвязи и взаимозависимости и вместе с тем четко представить взаимное расположение этих элементов, то есть структурное единство.
Для этого педагогу необходимо приучить студентов сочетать процессы анализа и синтеза — процессы расчленения целого на части и обратного восстановление их в единое целое. Такой порядок изложения и рассмотрения — от целого к детали и от детали к целому — всеми педагогами признан наилучшим. Целостное восприятие образа служит не только исходным моментом для детального рассмотрения изучаемого объекта, но и постоянным фоном, на котором выделяется и изучается каждая часть в отдельности.
Принцип научности обязывает педагога передавать знания, подкрепляя их научными положениями.
Другим важнейшим дидактическим принципом является принцип наглядности, который состоит в том, что студенты идут к достоверным знаниям, обращаясь к самим предметам и явлениям как к источнику познания.
Наглядность тесно связана с правильной организацией наблюдения и анализа натуры, что существенным образом влияет на правильность суждения о предметах и явлениях, а следовательно, и на качество построения изображения. Принцип наглядности требует такого преподнесения учебного материала, при котором понятия и представления студентов становятся более ясными и конкретными. Перечислим основные средства наглядности, используемые на занятиях по изучению декора деревянного зодчества:
— оригинальные образцы изделий и предметов декора деревянного зодчества;
— макеты из картона, дерева наглядно раскрывающие конструктивные особенности строения натуры;
— репродукции изделий декора деревянного зодчества;
— педагогические рисунки;
— рисунки и таблицы методической последовательности работы над изображением;
— слайды, диафильмы, кинофильмы, видеофильмы.
Все виды наглядности помогают студенту правильно видеть и понимать форму, ее содержание и структуру.
Среди перечисленных разновидностей средств наглядности, на наш взгляд, наиболее эффективным и доступным приемом являются рисунки и таблицы методической последовательности работы над изображением. Последовательность работы над рисунком надо рассматривать как раскрытие конкретных учебных задач. Рекомендуя студентам методическую последовательность выполнения рисунка и иллюстрируя этапы работы таблицами, мы сосредотачиваем внимание не на внешнем характере изображения, а на тех учебно-аналитических задачах, которые нужно решать на данных стадиях.
Каждый этап работы над рисунком следует рассматривать как определенный комплекс учебных задач. При изготовлении методических таблиц, наглядно раскрывающих последовательность работы над рисунком, педагогу необходимо иметь в виду следующее:
1. Каждая таблица наглядно показывает студенту, что он должен сделать на данном этапе, каков объем работы. Она не только графически выражает после-
довательность и степень выполнения рисунка, но прежде всего указывает на узловые учебные задачи. Таблица наглядно показывает те особенности строения натуры, которые будут разъяснены педагогом.
2. Каждый этап работы охватывает сравнительно небольшой объем учебного материала, чтобы студент имел возможность хорошо усвоить его. Таблица предельно лаконична, но в то же время полностью раскрывает данный этап работы над рисунком.
3. Последовательность этапов работы внимательно продумывается педагогом. Во-первых, выделяются наиболее важные моменты построения изображения и, во-вторых, устанавливается их очередность, чтобы у студента выработалась определенная система работы над рисунком. Каждая таблица дает предпосылки для следующей, а каждая последующая логически вытекает из предыдущей.
4. Рисунки выполняются очень четко и ясно. В методических таблицах не должно быть манерных росчерков, эффектно брошенных штрихов, которые затрудняют выявление закономерностей строения формы.
5. Таблицы могут быть снабжены небольшим текстом, объясняющим, как ими пользоваться.
Соблюдая принцип наглядности, преподаватель должен вести дело так, чтобы всем студентам было разъяснено и показано на примерах применение тех или иных законов и правил выполнения произведений декора деревянного зодчества.
Наглядность в обучении рисованию с натуры мы рассматриваем не как вспомогательное средство обучения, а как ведущее. Принцип наглядности должен пронизывать всю систему обучения изобразительному искусству.
Н. Н. Ростовцев отмечает: «Между понятиями «сознательность», «активность, «самостоятельность» есть известное различие, но одно без другого не существует. Сознательное овладение знаниями требует обязательной активности и самостоятельности учеников, без чего невозможно эффективное усвоение знаний, овладение умениями и навыками, а сознательно овладевающий знаниями, как правило, более активен и самостоятелен» [3, с. 39, 157].
Особое значение, как отмечает большинство методистов, принцип активности и сознательности имеет на практических занятиях.
Сознательная, активная и самостоятельная работа всегда ведет к лучшему усвоению учебного материала и более прочному закреплению его. Кроме того, сознательность и активность являются прекрасной предпосылкой для углубления и расширения полученных знаний, развивают интерес к делу, способствуют творческим исканиям. Предмет приобретает для ребенка познавательное значение только тогда, когда педагог приучает его не пассивно наблюдать и срисовывать, а активно изучать натуру, выделять наиболее характерное, главное.
К методическим приемам, стимулирующим активизацию мышления студентов, относятся:
— система наводящих вопросов педагога, помогающих студенту анализировать форму натуры и сознательно строить ее изображение;
— сравнительный анализ произведений народного декоративно-прикладного искусства в контексте основной темы;
— разнообразные по типу и характеру задания на уроках и дома;
— самостоятельная работа студентов, предоставление каждому из них свободы для художественнотворческого решения общей учебной задачи;
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 6 (74) 2008 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (74) 2008
— деловые игры на занятиях;
— обсуждение работ студентов;
— индивидуальный подход к каждому студенту (поощрение, критика, различные формы помощи);
— сочетание декоративно-прикладного искусства с музыкой и литературой;
— выставка работ студентов.
Педагогическая наука требует, чтобы каждое новое положение или новая задача основывались на знаниях и навыках, усвоенных ранее, чтобы нарастание трудностей было постепенным.
Процесс усвоения знаний и навыков предопределяет взаимосвязь непрерывность между последующими знаниями и предыдущими, связь нового материала с пройденным, последовательное расширение и углубление знаний. Принцип систематичности и последовательности состоит в том, что новый учебный материал вызывает в памяти ранее воспринятое, уточняет его и дополняет. Он требует строгого выполнения правила — не переходить к новому учебному материалу, пока не усвоен и не закреплен предыдущий. Студент должен последовательно закреплять отдельные разделы учебного материала, так как каждый предыдущий раздел входит составной частью в последующий.
Такая система заставляет студентов работать по строго намеченному плану, воспитывает у них умение работать размеренно и организованно. Особое внимание должно быть уделено принципу систематичности и последовательности при обучении декору деревянного зодчества.
Серьезный момент в педагогической работе — связь между отдельными занятиями, которая дает возможность построить из этих занятий единую систему. Занятия оказываются плодотворными только в том случае, если педагог в процессе проведения их сознательно и систематически связывает каждое занятие по изучению декора деревянного зодчества с комплексом занятий по изобразительному искусству. Преподавателя должно интересовать не проведение эпизодических занятий, а систематические занятия, входящие в состав всего курса обучения.
Например, на занятиях по изучению декора деревянного зодчества мы знакомили студентов с тем, как художник использует природные формы растений в своих декоративных деревянных композициях, как перерабатывается рисунок с натуры в декоративно-прикладную композицию; какие методы стилизации возможны. Лучше всего это показывать на примерах образцов декора деревянного зодчества (цветочная гирлянда на фризе).
Конечно, сразу овладеть методом обобщения и упрощения живой формы природы студенты не смогут, их надо к этому подвести через систему специальных упражнений, начиная с натурных зарисовок.
Так, для того, чтобы студенты могли успешно овладеть навыками выполнения декора, необходимо вначале научить их самостоятельному созданию орнамента в полосе с использованием растительных и геометрических форм. Затем можно приступить к формированию простейших умений выполнения узоров в полосе, прямоугольнике для орнаментировки предметов несложной формы с использованием элементов осевой симметрии, ритма. Далее перейти к выполнению таких эскизов для орнамента, которые используются в узорах на основе декоративных изображений флоры и фауны, т.е. раскрыть связи формы, материала, украшающих элементов с природой. На последующем этапе можно переходить к созданию эскизов самостоятельного декоративного оформления различных предметов (наличники, фронтоны,
калитки, фасад и др.) и интерпретации мотивов народного орнамента в собственном творчестве. С учетом рассматриваемого принципа, программа предлагает следующую тематическую последовательность от курса к курсу при изучении декора деревянного зод-чества:
1. Раскрытие единства формы, конструкции, декора деревянной архитектуры.
2. Использование образцов в деревянном зодчестве, изучение символики цвета и формы.
3. Знакомство с конструкцией и декором предметов деревянного зодчества.
4. Выполнение образцов в декоре предметов деревянного зодчества.
5. Ознакомление со своеобразием и особенностями декора элементов деревянной архитектуры.
6. Истоки и история развития декора деревянного зодчества.
7. Роль декора деревянного зодчества в жизни человека и общества.
8. Современная интерпретация традиционных образцов декора деревянного зодчества.
9. Сознание коллективной декоративной работы.
Однако, разрабатывая систему последовательного
усложнения учебных задач и определяя объем учебного материала для каждого курса, надо помнить о принципе доступности и посильности обучения.
Принцип доступности обучения требует от педагога четкого установления степени сложности и глубины освещения учебного материала для каждого курса обучения. Психологи делают вывод, что в процессе обучения мы можем не только развить и обогатить представления студентов, но и способствовать развитию их воображения.
А воображение, как указывает психолог Б. М. Теп-лов [4], развивается только в процессе обучения рисованию. Преподавателю не следует занижать возможности студентов. Их необходимо нацеливать на посильную активную работу, чтобы они могли преодолевать известные трудности. Тогда студент будет не только усваивать знания и навыки, но и делать для себя, пусть небольшие — открытия, испытывать радость от творческой самостоятельной работы.
Например, на первых занятиях по освоению декора деревянного студенты составляют узор по схеме, предложенной педагогом. В таком плане может быть выполнено одно из заданий, но следующее будет проходить иначе. Объяснив методическую последовательность работы и продемонстрировав ее, преподаватель дает возможность студентам вести работу самостоятельно. Этот прием способствует развитию инициативы студентов, заставляет их творчески подходить к делу.
Соблюдая принцип доступности и посильности обучения, необходимо учитывать и индивидуальные способности каждого студента. В группе не может быть совершенно одинаковых студентов: одни усваивают материал быстро, другие — с большим трудом; одним легко дается тот или иной технический прием, другие долгое время не могут овладеть им. Педагогу следует поставить каждого студента в такие условия работы, при которых все могли бы достигнуть наибольших успехов.
Заканчивая обзор принципов обучения, подчеркнем, что каждый принцип тесно связан с другими и эффективность его зависит от всей системы обучения.
Итак, преподавание декора деревянного зодчества требует определенной методики обучения. Как бы ни строилась индивидуальная система обучения, какие бы методы ни были положены в основу
построения изображения, они должны отвечать основным принципам дидактики. В процессе обучения студент должен усваивать знания, навыки и сведения об изобразительном искусстве в единой, последовательной системе.
Таким образом, теория и практика образования признает необходимость более эффективного использования традиционного народного искусства в учебно-воспитательном процессе. Однако рекомендаций по осуществлению этого на практике в конкретном регионе пока еще нет.
Чтобы решить эти задачи, необходим подлинно творческий характер познавательной и изобразительной деятельности студентов. Речь идет, прежде всего, о формировании развития способности творческого мышления, предопределяющей творческий характер деятельности. Чтобы знания студентов были полноценными, необходимо уметь увязывать их с реальной жизнью. Поэтому, чтобы преподаватель достиг своей цели в деле обучения студентов, необходи-
мо идти путем творческого поиска, используя положительный опыт передовых педагогов.
Библиографический список
1. Беликов, В.А. Личностная ориентация учебно-познавательной деятельности (дидактическая концепция) / В.А. Беликов : монография. — Челябинск : Факел, 1995. - 141с.
2. Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения / И.Я. Лернер // - М., 1981. - 186 с.
3. Ростовцев, Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе / Н.Н. Ростовцев // — М., 1980. — С. 39, 157.
4. Теплов, Б.М. Способности и одаренность / Б.М. Теплов // — М., 1985. — Т. 1. — 329 с.
АМИРЖАНОВА Аина Шугаевна, соискатель по кафедре декоративно-прикладного искусства.
Статья поступила в редакцию 16.10.08 г.
© А. Ш. Амиржанова
уДК тон94 + 9302 о. м. ХЛЫТИНА
Новосибирский государственный педагогический университет
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ В УЧЕБНОМ ИСТОРИЧЕСКОМ ПОЗНАНИИ:
ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ_________________________
На основе историко-методических исследований Х1Х—ХХ1 вв. выявлены и охарактеризованы четыре этапа развития представлений о назначении и методических путях использования исторических источников в учебном историческом познании. Показана взаимосвязь методологии исторической науки и приемов работы с историческими источниками на школьных уроках.
Преодолеть существующий разрыв между усвоением знаний и способов деятельности, сохранить фундаментальность и, одновременно, усилить практическую направленность обучения — ключевая задача модернизации российского образования. Деятельностная парадигма образования, постулирующая в качестве цели развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности, заявлена сегодня в качестве базиса стандартов общего образования второго поколения [1, с. 11]. Необходимость выражения результатов обучения в деятельностной форме — в виде предметных и универсальных (метапредмет-ных) умений — актуализирует проблему разработки научно-обоснованного комплекса способов деятельности и умений, которые могут и должны быть освоены учениками в рамках общего образования в целом и при изучении отдельных школьных предметов, в частности.
История как учебный предмет базируется на методологии и содержании исторической науки. Важнейшая особенность научного исторического познания заключается в том, что историк изучает прошлое на основе разнообразных исторических источников — свидетельств и останков прошлого, запечат-
левших культурные смыслы своего времени. Поэтому умение работать с историческими источниками — одно из ключевых предметных умений, которое должно быть сформировано при изучении истории в школе.
Одновременно работа с историческими источниками обеспечивает достижение и надпредметного (метапредметного) результата. Изучая источники, ученики усваивают различия методов научного и вненаучного (художественного, обыденного) познания истории, осознают факт существования разноречивых трактовок и интерпретаций событий прошлого и современности как норму, обретают опыт историкоисследовательской деятельности. Освоение этих элементов «ремесла историка» значимо для всех школьников, ибо помогает им принять современный мир как поликультурный и выстроить в нем собственную идентичность. Для учеников профильных гуманитарных классов опыт работы с историческими источниками значим еще и в контексте профессионального самоопределения.
При моделировании комплекса приемов работы с историческими источниками важно опереться на имеющийся педагогический опыт, проанализировать сложившиеся на протяжении Х1Х — ХХ вв. традиции
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 6 (74) 2008 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ