Научная статья на тему 'Структурно-содержательная модель этнохудожественной культуры личности студента в системе высшего художественно-педагогического образования'

Структурно-содержательная модель этнохудожественной культуры личности студента в системе высшего художественно-педагогического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
265
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО / ETHNOARTISTIC PERSONALITY CULTURE / ART CULTURE / FINE ART

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ременникова Юлия Сергеевна

Статья посвящается разработке теоретических аспектов развития этнохудожественной культуры личности будущих художников-педагогов, сущности понятия, его структуре в системе высшего художественно-педагогического образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURAL-AND-INFORMATIVE MODEL OF THE STUDENTS'' ETHNOARTISTIC PERSONALITY CULTURE IN THE SYSTEM OF HIGHER ART-AND-PEDAGOGICAL EDUCATION

The article is devoted to the working out the theoretical aspects of future art teachers' ethnoartistic personality culture development, the essence of the notion, its structure in the system of higher art-and-pedagogical education.

Текст научной работы на тему «Структурно-содержательная модель этнохудожественной культуры личности студента в системе высшего художественно-педагогического образования»

УДК - 378

ББК - 74.58 (74.58)

Ременникова Юлия Сергеевна

Преподаватель кафедра теории и методики изобразительного искусства Бирская государственная социально-педагогическая академия

г.Бирск

Remennikova Yulia Sergeevna

Lecturer

Chair of Theory and Teaching Methods of Fine Art Birsk State Socio-Pedagogical Academy Birsk

Структурно-содержательная модель этнохудожественной культуры личности студента в системе высшего художественно-педагогического образования Structural-and-Informative Model of the Students' Ethnoartistic Personality Culture in the System of Higher Art-and-Pedagogical Education

Статья посвящается разработке теоретических аспектов развития этнохудожественной культуры личности будущих художников-педагогов, сущности понятия, его структуре в системе высшего художественно-педагогического образования

The article is devoted to the working out the theoretical aspects of future art teachers' ethnoartistic personality culture development, the essence of the notion, its structure in the system of higher art-and-pedagogical education.

Ключевые слова: этнохудожественная культура личности, художественная культура, изобразительное искусство.

Key words: ethnoartistic personality culture, art culture, fine art.

Актуальность темы обусловлена тем, что большинство регионов России представляют полиэтническое пространство с различными взаимодействующими этническими культурами на фоне международной открытости России миру. Наряду с этим наблюдается недостаточное национальное ориентирование системы художественного образования, невостребованность профессионального искусства, традиционной народной культуры, падение интереса к художественному творчеству своего этноса. Поэтому сегодня в образовательной системе необходим педагог изобразительного искусства, воспитывающий подрастающее поколение на основах преемственности, что проявлялось бы в изучении, сохранении национальных вековых традиций. Это будет способствовать толерантному отношению, уважению к культуре других

народов, проживающих на одной территории и повышению уровня этнохудожественной культуры личности.

Многообразие видов искусства, вызванного социально-историческими этнографическими и региональными особенностями, сложной системой взаимодействия и взаимопроникновения культурных потоков средствами диалога культур, является эффективным способом духовного объединения этносов, и способствует широкому выбору различных направлений обучения студентов.

Во многих развитых странах учебный год начинается с изучения национального культурного наследия, посещения музеев, театров, выставок, а концепция исторического художественного образования построена с учетом сохранения и массовой трансляции наследия народной культуры преумножения культурного достояния, своего места и роли в мировом развитии, перевод на государственный язык шедевров мирового искусства, соединение традиций и опыта народной педагогики с теоретическими положениями педагогической науки в решение воспитательных задач. За счет этого происходит формирование национального самосознания, построенное на взаимосвязи и взаимодействии искусства: изобразительного народно-инструментального, народно-декоративного, народно-танце-вального и народно-словесного. По мнению ученых сила искусства заключается в максимальном воздействии на процессы формирования личности.

Именно такой подход заложен в Сорбонской, Болонской, Берлинской, Лиссабонской и других декларациях, где целью является сохранение культурного богатства, языковой полифонии, разных традиций национальных образовательных систем в частности и на уровне высшей школы.

В основе российского высшего образования также заложена национальная идея, и в этом контексте особую актуальность приобретает этнохудожественное образование студента, как целенаправленный непрерывный педагогический процесс приобщения личности к этнической культуре. Как отрасль педагогической науки этнохудожественного образование выделилось - около десяти лет назад. Целью этнохудожественного образования является: формирование личности способной к взаимному признанию

115 Вестник ЧГПУ 1'2011

национально-культурной идентичности, сохраняющей свою национальную культуру и индивидуальность, понимающей многомерность мира и признающей и организующей взаимопроникновение различных культур [3, стр. 60]. В 2002 году понятие этнохудожественное образование было закреплено в государственной «Концепции художественного образования» в РФ подписанная в 2001 году, опирающаяся на основополагающий государственный документ - «Национальную доктрину образования в РФ», который устанавливает приоритет образования в государственной политике, определяет стратегию и направления развития системы образования в России на период до 2025 года. В этом документе отражается воля государства в реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина России в области культуры и искусства. В концепции этнохудожественного образования подчеркивается, что «...способна явиться одной из основ для преодоления духовно-нравственного кризиса современного российского общества, на основе традиций многонациональной культуры, для возрождения и дальнейшего развития самобытных национально-культурных традиций народов России, а также для сохранения культурного многообразия страны и повышения ее международного статуса в условиях глобализации» [6]. Процесс этнохудожественного образования строится на принципах культуросообразности (осознание принадлежности к своей культуре); природосообразности (сообразно с природой), региональности (с учетом этнических традиций), творческой самостоятельности (осозниние индивидуальности) [3].

В требованиях ФГОС ВПО, заявлено, что специалист должен владеть системой знаний по теории и истории изобразительного искусства, понимать особенности визуального художественного образа, процесс его создания, развития и восприятия, в контексте мировой, отечественной, региональной, этнонациональной культуры. Для достижения задач поставленных ФГОС ВПО, необходимо определение сущности этнохудожественной культуры личности и составляющих понятия: частица «этно» используется чаще всего в значении «народный, народ». В отечественной науке термин стал появляться в XIX веке. Этнолог А. Бастиан, расматривал понятия «народный» и «этнический» как

синонимы, а под понятием «этнический» подразумевал культурно-специфический облик народа. Значительный вклад в разработку этноса в начале XX века внес русский этнограф С. Широкогоров, который считал, что этнос - это форма развития и существования человечества. С середины XX века отечественными учеными используются понятия «этничность» как совокупность характерных культурных черт или идентичностей. Согласно теории Ю. Бромлея, этносы обладают стабильными ценностями и характеризуются определенными, собственно этническими свойствами (этническое самосознание, язык, культура, религия, нормы этики, фольклор и др).

Этнохудожественная культура является подсистемой художественной культуры, и занимает особое место в контексте общей культуры, образуется человеческой деятельностью и направлена на создание ценностей (Г.Н. Волков). Художественная культура представляет наиболее широкий пласт духовной культуры, включающий эмоционально-нравственный и интеллектуально-эстетический компоненты [2, с. 552]. Под художественной культурой личности, мы, прежде всего, понимаем становление человеческих чувств в процессе художественной деятельности, где чувства - эмоциональные переживания, носящие выраженный культурно-исторический характер. Одним из ранних опытов в этом направлении стало многотомное сочинение итальянского архитектора и художника XVIII веке Дж. Вазари «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих эпохи Возрождения» (1550, рус. пер., т. 1-4, 1956-70). В XVI веке в трудах Ф. Шиллера было определено отличие строго научного познания от научно-художественного. Построенное на научном исследовании популярное повествование стало в XX веке самым распространённым методом массового художественного образования.

Содержательное ядро художественной культуры - искусство - особый вид деятельности личности, отличающийся творчески-инновационным методом производства художественной продукции и повышенным мастерством исполнения, выраженными индивидуально-авторскими характеристиками [4]. Изобразительное искусство является органичной неотъемлемой частью художественной культуры. С момента возникновения в человеческом обществе искусство обретает образовательно-воспитательную силу и наглядно

117 Вестник ЧГПУ12011

показывает, как менялось художественное видение в процессе исторического развития. Процесс обучения средствами искусства, позволяет погрузить учащихся в систему этнокультурных ценностей, создать основу для вхождения в этнокультурное пространство [4, с. 119]. Развитие личности в системе художественной культуры рассматривали Л.Н. Коган, В.П. Михалев, Ю.У. Фохт-Бабушкин, В.И. Мазепа и др.

В основе художественной культуры личности должна быть заложена национальная идея. Осуществляя педагогическую деятельность по изобразительному искусству нужно понимать, что только через познание своей национальной культуры и искусства, можно двигаться к восприятию духовно-нравтвенных и художественных ценностей в поликультурном пространстве. В нашем случае понятие художественная культура личности рассматривается в расширенном смысле, путем включения в процесс обучения этнических, национальных систем: произведений искусства, национальных традиций, символических знаков, предметов материальной и духовной культуры.

В совокупности художественные аспекты культуры, рассматриваемые через призму национальных и этнических компонентов, и дают нам представление о этнохудожественной культуре. На основе изучения и объединения традиций и опыта изобразительного искусства с теоретическими положениями педагогической науки и народной педагогики (этнопедагогики) у молодого поколения формируется этнохудожественная культура, складывающаяся из определенных ценностей, специальных знаний, умений, навыков, способностей, чувств, эмоций.

С одной стороны о понятии этнохудожественной культуры можно говорить, как об устойчивом личностном образовании представляющем собой не отдельную черту личности, а ее интегральное качество, с другой - как о мере деятельности личности в области художественного творчества [5].

В художественной педагогике этнохудожественная культура - это накопление и передача молодому поколению исторического опыта народа для обеспечения преемственности художественного творчества, создание материальных и духовных ценностей, имеющих не только национальную, но и общечеловеческую значимость, а этнохудожественная культура личности

определяется как выражение художественной культуры личности на уровне конкретного вида национального искусства. В становление этой системы большую роль сыграли педагогические, антропологические, психологические, этнографические, искусствоведческие, социологические и лингвистические исследования отечественных ученых.

Важный вклад в развитие данной отрасли педагогической науки внесли диссертационные исследования: докторские диссертации М. И. Долженковой, М.С. Жирова, Г.Е. Шкальной и др.; кандидатские диссертации Н.Д. Булатовой, Л.И. Васехи, О.Я. Жировой, Н.Н.Жуковой, А.В. Нестеренко, Т.П. Воробьевой, Л.М. Романовой, З.Ф. Исламовой, др.). Проблемы этнохудожественного образования широко представлены в трудах Г.Н. Волкова, И.П. Глинской, И.А. Горяевой, Б.М. Неменского, Д.Г. Пилипенко, В. Н. Полуниной, Т. Я. Шпикаловой, Г. С. Голошумовой.

Исследователь Т.П. Воробьева под этнохудожественной культурой личности понимает - «интегральное образование личности, формируемое творческой деятельностью и включающее этнохудожественные потребности, культурные интересы, духовные ценности, способности, знания, умения и навыки подростков в области культуры и искусства своего народа, необходимые для сохранения и развития этноса, отечественной и мировой культуры» [1].

Г.С. Голошумова рассматривает этнохудожественную культуру личности как процесс нравственного и эстетического познания подрастающим поколением окружающего этнокультурного пространства, направленного на формирование индивидуальной ценностно-смысловой установки личности, включающий когнетивный, эмоционально-оценочный, поведенческий компонент.

В нашем представлении этнохудожественная культура личности - это сложное интегральное свойство личности направленное на формирование мировосприятия окружающего пространства: нравственную, эстетическую, полиэтническую установку личности, средствами национального искусства, которое включает в себя специальные качества, чувства, эмоции, ценностные установки для осуществления творческой деятельности средствами традиционных национальных видов искусства.

119 Вестник ЧГПУ12011

В структуру этнохудожественной культуры личности необходимо включить следующие компоненты 1) способы деятельности, 2) этнохудожественные знания, 3) этнохудожественные умения, навыки, 4) опыт творческой деятельности, 5) опыт эмоционально ценностных отношений, 6) этнохудожественные компетенции (См. рис. 1)

Этнохудожественная культура личности должна осуществляться на основе:

- формирования отношения к художественной культуре этноса как к важнейшему условию свободного и разностороннего развития собственной личности;

- формирования потребности в полноценном художественном общении с произведениями различных видов национального искусства на основе их адекватной эстетической оценки;

- формирования навыков самостоятельной художественной деятельности, восприятия этой деятельности как неотъемлемой части

своей жизни.

Этнохудожественная культура как часть художественной и эстетической культуры, является важным показателем уровня развития личности, средствами искусства, и представляет собой объединяющее явление взаимообогащая и взаимодополняя общую - эстетическую культуру, особенную - художественную культуру, и единичную - национальную культуру.

Мы разделяем точку зрения Г. Н. Волкова, который утверждает, что в фундаменте российского образования должны находиться принципы единства трех начал - национального, регионального и общечеловеческого, и добавим также художественного позволяющие глубоко чувствовать принадлежность к родному народу и в то же время к субъектам мировой цивилизации. Осознание своего этноса, понимание уникальной и неповторимой культуры, воспитывает чувство гордости за национальную принадлежность, любовь к своей стране, уважение к многонациональному народу.

Рис.1. Структурно-содержательная модель этнохудожественной культуры

личности студента

Социальный заказ развития этнохудожественной культуры студентов педагогических вузов

Этнохудожественная культура личности

Этнохудожественные способы деятельности

._I

Этнохудожественные знания:

- генезис становления башкирской изо искусства,

- особенности национального искусства,

- комплекс ключевых понятий

(декоративность,

художественность,

стилизация,

узорчатость,

пространственность),

Этнохудожественны е умения, навыки:

- композиционные правила, приемы,

- применение художественно-выразительных средств,

- осуществление творчески-поисковой работы,

- отражение взаимосвязи между действительным и изображаемым

Опыт творческой деятельности:

- решение композиционных задач,

- художественно-образное мышление, абстрактно-образное отражение дейсвительности,

- решение пространственных задач,

- способность орнаментального

мышления

Опыт эмоционально-ценностных отношений:

опыт переживаний, чувств,

видение и понимание красоты национальной культуры, духовно-нравственные потребности,

видение художественной культуры во взаимодействии с другими культурами, понимание особенностей национального искусства

Этнохудожественные компетенции:

- поликультурные (ведение диалога культур),

- креативные, творческие (создание нового, индивидуального, средствами национального искусства),

- художественно-эстетические (анализ произведений, наблюдение за процессами художественной культуры

121

Вестник ЧГПУ 12011

Библиографический список

1. Воробьева, Т.П. Воспитание этнохудожественной культуры подростков в учреждениях дополнительного образования детей: автореф. дис. ...канд.пед.наук. -Челябинск, 2006. - 23 с.

2. Всемирная энциклопедия: Философия / ред. А. А. Грицанов. М.: АСТ, Мн.: Харвест, современный литератор, 2001. - 1312 с.

3. Голошумова, Г. С. Этнохудожественное воспитание сельских школьников на материале декоративно-прикладного искусства Урала: Методическое пособие. - М.: ИСПСРАО, 2005. -56 с.

4. Крупник, Е. П. Психологическое воздействие искусства. - М.: «Институт психологии РАН», 1999. — 240 с.

5. Романова, Л.Н. Формирование этнохудожественной культуры студентов художественных вузов в процессе изготовления авторской куклы в национальном костюме: автореф. дис. .канд. пед. наук. - М., 2008. - 23 с.

6. Шпикалова, Т.Я., Бакланова, Т.И., Ершова, Л.В. Концепция этнокультурного образования в Российской Федерации // Непрерывное этнохудожественное образование: методология, проблеммы, технологии. - Шуя, 2005.

Bibliography

1. Goloshumova, G.S. Ethnoartistic Education of the Rural Students on the Arts and Crafts Basis of the Urals: Methodological Manual / G.S. Goloshumova. - M., 2005. - 56 p.

2. Krupnik, E.P. Psychological Impact of Art / E.P. Krupnik. - Moscow: Institute of Psychology, Academy of Sciences, 1999. - 240 p.

3. Romanova, L.N. Higher Art School Students' Ethnoartistic Culture Forming While Making the Author's Dolls in National Costumes: Synopsis of Dis. ... Cand. of Ped / L.N. Romanova. - M., 2008. - 23 p.

4. Shpikalova, T.Ya., Baklanova, T.I., Ershova, L.V. The Concept of Ethno-Cultural Education in the Russian Federation / T.Ya. Shpikalova, T.I. Baklanova, L.V. Ershova // Continuing Ethnoartistic Education: Methodology, Problems, Technologies. - Shuya, 2005.

5. Vorobyeva, T.P. Adolescents' Ethnoartistic Culture Upbringing at Children Supplementary Education Institutions: Synopsis of Dis. ... Cand. of Ped / T.P. Vorobyeva. -Chelyabinsk, 2006. - 23 p.

6. World Encyclopedia: Philosophy / Ed. by A.A. Gritsanov. - M.: AST, Mn.: Harvest, Modern Writer, 2001. - 1312 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.