Научная статья на тему 'К вопросу разработки содержания этнохудожественного образования студентов педагогического вуза'

К вопросу разработки содержания этнохудожественного образования студентов педагогического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
250
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОДЕРЖАНИЕ ЭТНОХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ЭТНОХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ / ПРИНЦИПЫ ЭТНОХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ЗАДАЧИ ЭТНОХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ / СТРУКТУРА СОДЕРЖАНИЯ ЭТНОХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ETHNO-ARTS EDUCATION CONTENT / ETHNO-ARTS PERSONALITY CULTURE / PRINCIPLES OF ETHNO-CULTURAL EDUCATION / AIMS OF ETHNOCULTURAL EDUCATION / ETHNO-ARTS EDUCATION CONTENT STRUCTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ершова Людмила Викторовна

В статье раскрывается сущность процесса этнохудожественного образования, которая состоит в постижении этнохудожественной культуры от искусства своего региона, края, области к искусству общенациональному и от него к мировому художественному наследию, вовлечение личности в творческую деятельность по освоению художественно-образной системы разных пластов этнохудожественной культуры, включение ее в процессы сохранения, созидания и распространения художественной культуры своего народа. Акцент сделан на разработке содержания этнохудожественного образования, как условия повышения качества вузовской подготовки специалистов и научно-педагогических кадров для системы этнохудожественного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article discloses the ethno-arts education which consists in the cognition of the culture of art in their region, territory, region of the arts nationwide and from it world artistic heritage, the involvement of individual creativity to develop artistic figurative system of different seams ethno-arts culture, its inclusion in preservation, creation and dissemination of artistic culture of its people. Emphasis is made on designing the content of education conditions ethno-arts quality higher education and scientificpedagogical personnel for ethno-arts education.

Текст научной работы на тему «К вопросу разработки содержания этнохудожественного образования студентов педагогического вуза»

УДК 378

Ершова Людмила Викторовна

доктор педагогических наук, профессор Шуйский государственный педагогический университет

ershova_l@bk.ru

К ВОПРОСУ РАЗРАБОТКИ СОДЕРЖАНИЯ ЭТНОХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

В статье раскрывается сущность процесса этнохудожественного образования, которая состоит в постижении этнохудожественной культуры от искусства своего региона, края, области к искусству общенациональному и от него — к мировому художественному наследию, вовлечение личности в творческую деятельность по освоению художественно-образной системы разных пластов этнохудожественной культуры, включение ее в процессы сохранения, созидания и распространения художественной культуры своего народа. Акцент сделан на разработке содержания этнохудожественного образования, как условия повышения качества вузовской подготовки специалистов и научно-педагогических кадров для системы этнохудожественного образования.

Ключевые слова: содержание этнохудожественного образования, этнохудожественная культура личности, принципы этнохудожественного образования, задачи этнохудожественного образования, структура содержания этнохудожественного образования.

В настоящее время достаточно широко исследуются процессы становления системы непрерывного этнохудожественного образования: разработана концепция этнохудожественного образования в России (Т.И. Бакланова, Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова), проектируются и внедряются в реальный образовательный процесс модели системы федерального значения и вариативные системы регионального уровня. Тенденции регионализации проявляются в разработке программ на уровне разновозрастных ступеней образования, а также разработки целостных региональных образовательных систем, технологий. Подобные программы реализуются почти в каждой территории России, во многих регионах, автономных областях или республиках (Урал, Чувашия, Дагестан, Белгородская, Нижегородская, Смоленская, Архангельская, Новгородская, Орловская, Ивановская области, и др.). Идеи этнохудоже-ственного образования не только распространяются, охватывая все более широкое образовательное пространство. Идет активный процесс их теоретического осмысления, конкретизации целей, задач для разных возрастных подсистем, уровней (дошкольного, общеобразовательного, дополнительного, среднего специального, высшего, поствузовского), осуществляется разработка содержания образования, его научного и учебно-методического обеспечения с учетом федерального компонента и что особенно важно, национально-регионального.

В ГОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет» эта деятельность осуществляется в рамках проблемной научно-исследовательской лаборатории этнохудожественного образования (науч. руководитель Т.Я. Шпикало-ва), созданной в целях широкого привлечения профессорско-преподавательского состава, докторантов, аспирантов, студентов вуза и факультета искусств к разработке фундаментальных проблем в области непрерывного этнохудожествен-ного образования. В числе основных направлений деятельности лаборатории:

- проведение научных исследований в области разработки модели системы этнохудожествен-ного образования и изучения необходимых условий ее реализации; координация работы вуза, общеобразовательных и средних специальных учебных заведений, учреждений дополнительного образования по реализации задач этнохудоже-ственного образования;

- разработка, апробация и внедрение программно-методических и учебных материалов для образовательных учреждений России, осуществляемых на основе выполненных в лаборатории исследований.

Одним из ведущих направлений деятельности лаборатории и всего преподавательского состава факультета является разработка содержания этнохудожественного образования, повышение качества вузовскоой подготовки специалистов и научно-педагогических кадров для системы этнохудожественного образования. На

72

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2010, Том 16

© Ершова Л.В., 2010

факультете искусств ШГПУ осуществляется реализация образовательных программ по ряду специальностей, в том числе, «Изобразительное искусство» с дополнительными специальностями и специализациями, «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» со специализациями, «Народное художественное творчество». Специфика каждой ООП отражается в содержании дисциплин профессиональной и специальной подготовки. Вместе с тем, едиными выступают базовые установки, подходы, принципы этнохудожественного образования, которые пронизывают весь спектр учебно-воспитательной, научно-исследовательской, вне-учебной деятельности.

Этнохудожественное образование нами трактуется как система, непрерывный процесс вхождения личности в пространство художественной культуры своего народа, как результат формирования этнохудожественной культуры личности, посредством освоения ценностей, прежде всего отечественной, а также лучших достижений мировой художественной культуры. Постижение этнохудожественной культуры от искусства своего региона, края, области к искусству общенациональному и от него - к мировому художественному наследию, вовлечение личности в творческую деятельность по освоению художественно-образной системы разных пластов этно-художественной культуры, включение ее в процессы сохранения, созидания и распространения художественной культуры своего народа - суть понятия «этнохудожественное образование».

В своей работе коллектив ученых руководствуется следующими принципами: воспитательная и развивающая направленность этнохудожествен-ного образования; приоритет российских этно-художественных традиций по отношению к зарубежным; вариативность содержания этнохудоже-ственное образования, гибкое сочетание в нем монокультурного и поликультурного компонентов; непрерывность и преемственность различных уровней этнохудожественного образования; интегративность, (внутрипредметный - художественно-эстетический синтез разных уровней, видов и типов художественного творчества; междисциплинарный - гуманитарный синтез разных видов искусства; универсальный - синтез разных областей человеческого знания).

Система этнохудожественного образования в университете решает ряд задач, в том числе:

- воспитание этнохудожественной культуры личности, развитие особых качеств личностного самосознания, национального сознания, культурно-исторической памяти, культуры межнационального общения;

- формирование нравственно-эстетической сферы личности на основе развития этнохудоже-ственных потребностей, интересов, ценностных ориентаций, суждений и оценок, творческих способностей, потребностей в саморазвитии, способности к самоактуализации;

- формирование и развитие этнохудожествен-ной компетентности личности в области народного и профессионального искусства, овладение знаниями о специфике, формах, многообразии видов и жанров этнохудожественной культуры, о носителях и хранителях духовных традиций -школах народного мастерства;

- развитие творчески активной личности, находящейся в определенных связях с коллективным опытом народа; формирование умений посильно участвовать в процессах поддержания и обновления этнохудожественной культуры;

- подготовка кадров к осуществлению профессионально-педагогической деятельности в сферах этнохудожественного образования во всех звеньях образовательной системы.

Обоснование содержания этнохудожественно-го образования студентов осуществляется в нескольких аспектах. Во-первых, при его отборе предполагается единство монохудожественного подхода (освоение студентами этнохудожествен-ной культуры своего народа) и полихудожествен-ного подхода (изучение, сравнительный анализ нескольких этнохудожественных культур, выявление в них общего и особенного).

Во-вторых, структура содержания этнохудо-жественного образования рассматривается, подобно структуре социального опыта (по Лернеру). Исходя из структуры социального опыта, в содержание этнохудожественного образования включено: когнитивный опыт личности; опыт практической деятельности; опыт творческой деятельности и опыт отношений личности.

Когнитивный опыт, приобретается студентами через познание базовых единиц культурологических, искусствоведческих, художественноэстетических, этнопедагогических знаний. Помимо фундаментальных гуманитарных знаний будущие специалисты познают специфику народного и профессионального искусства как само-

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 4

73

стоятельных и тесно взаимосвязанных типах художественного творчества, развивающихся по собственным законам, творческим принципам. Сравнительное изучение базовых различий между этими типами творчества, выявление общего между ними позволяет студентам осваивать народное искусство во взаимосвязях с классическим и современным искусством, в диалектическом взаимодействии их неспециализированных и профессиональных форм, понять специфические особенности формирования художественного образа в народном искусстве (видовой образ, образ-символ, знак, архетипические, концептуальные образы), специфику формирования художественного образа в профессиональном искусстве (образ - тип, оригинальность замысла, новизна и неповторимость, отрицание канонов, типичность и т.д.). Через познание многовековых традиций быта, семейного уклада, праздничной культуры закладываются основы формирования национального самосознания.

Опыт художественно-практической деятельности студенты приобретают в процессе освоения способов изобразительной деятельности, овладения общими умениями, навыками художественной деятельности, работы различными художественными материалами, и инструментами, использования средств художественной выразительности разных видов искусства. Особое место в этом компоненте содержания образования отводится овладению специфическими умениями и навыками деятельности в области народного декоративно-прикладного (на основе повтора) и профессионального искусства (работа с натуры, по памяти). Это позволяет освоить своеобразие эстетических единиц в разных видах народного искусства и школ народного мастерства (материалы, способы обработки; мотивы, образы, колористика), видах и жанрах профессионального искусства.

Опыт творческой (художественной) деятельности в содержании этнохудожественного образования включает освоение народного художественного творчества на уровне принципов вариации и импровизаций известных элементов народного искусства, ведущих к развитию народных традиций, к творческому проявлению лич-

ности; освоение профессионального искусства на основе переноса известных художественных знаний и умений в решении новых задач по созданию художественного образа; самостоятельное комбинирование известных способов художественной деятельности, трансформирующихся в новые способы. Освоение опыта творческой (педагогической) деятельности осуществляется в процессе выявления единой духовной сущности различных проявлений народного и профессионального искусства: единства жизни человека и природы (архетипы, народные календари и космология); исторической народной памяти и смысла индивидуальной человеческой жизни (художественные традиции, семейно-обрядовое творчество, эпос, сказка).

Четвертый элемент содержания этнохудоже-ственного образования - опыт отношений личности состоит в формировании мотивационно-ценностных и эмоционально-волевых отношений к миру, к деятельности, к людям. Искусство, народное и профессиональное как сфера духовной деятельности, вобравшая в себя все многообразие эмоций, чувственных переживаний, способно вызывать ответные эмоционально-чувственные реакции человека, формировать культуру его духовного мира, оценочное отношение ко всем явлениям окружающего мира, к себе, к другим людям.

Следует подчеркнуть, что выделенные компоненты содержания этнохудожественного образования в вузе реализуются посредством нескольких уровней: теоретического, научно-исследовательского, методического, художественно-практического, краеведческого, досугово-праздничного. Все эти уровни в реальном образовательном процессе переплетаются на интегративной основе, что осуществляется за счет организации особого педагогического пространства в стенах вуза: этнохудожественная насыщенность и направленность специальных дисциплин в единстве теоретических и практических форм обучения; органичное сочетание аудиторных, внеаудиторных форм деятельности; вовлечение студентов в активную научно-исследовательскую деятельность по проблемам этнохудожественного образования детей; вовлечение студентов в этнохудожествен-ную творческую и досуговую деятельность.

74

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2010, Том 16

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.