Научная статья на тему 'Этнохудожественная культура как фактор формирования профессиональной компетентности художника-педагога'

Этнохудожественная культура как фактор формирования профессиональной компетентности художника-педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
612
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА / СФЕРА ЦЕННОСТЕЙ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шабанова М. Н.

Содержание статьи отражает процесс интеграции этнохудожествен-ной культуры в современную подготовку учителя изобразительного искусства на ступенях бакалвриат и магистратура. В статье освещается процесс интеграции этнокультуры в образовательную среду бакалавров и магистров художественно-графического факультета Курского государственного университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этнохудожественная культура как фактор формирования профессиональной компетентности художника-педагога»

УДК 378:7

ЭТНОХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ХУДОЖНИКА-ПЕДАГОГА

Содержание статьи отражает процесс интеграции этнохудожествен-ной культуры в современную подготовку учителя изобразительного искусства на ступенях бакалвриат и магистратура. В статье освещается процесс интеграции этнокультуры в образовательную среду бакалавров и магистров художественно-графического факультета Курского государственного университета.

Ключевые слова: этническая культура, профессиональная подготовка учителя изобразительного искусства, сфера ценностей, региональный компонент, художественное образование.

При исследовании проблемы традиционной народной культуры в контексте ее философского и духовно-нравственного осмысления, потенциала в воспитании личности на разных возрастных этапах, этнохудожественного образования и этнической самоидентичности нами было установлено функциональное единство социальных институтов культуры и образования в трансляции поколениям базовых человеческих ценностей, а также влияние этнической культурно-образовательной среды на осмысление и принятие членами этноса устойчивых, изначально присущих именно данной культуре явлений и ценностей, которые обладают этнической спецификой. Выявлены этнодифференцирующая (разделяющая) и этноинтегрирующая (объединяющая) функции этнической культуры.

Ретроспективный анализ становления художественно-педагогического образования в России в его этнохудожественном аспекте показал, что от начальных признаков образовательной системы в Киевской Руси до дня сегодняшнего системного целостного изучения этнохудожественной культуры в образовательной традиции русской художественной школы не было, что этнокультурное присутствие в образовании было либо ничтожно малым, либо возникало фрагментарно и локально на российском образовательном пространстве.

Нами установлено, что подойти к системной и повсеместной интеграции этнохудожественной культуры в современное образовательное пространство должно, потому что школьному образованию, а значит, всему новому поколению, брошены серьезные вызовы - морально-нравственная дезинтеграции общества, низкий уровень социальной солидарности, нарушение преемственности поколений, социальных механизмов трансляции национальных духовных традиций и культурного опыта, недостаток гражданского патриотического самосознания, снижение ценности творчества (ФГОС второго поколения), и можно потому что именно в период модернизации российского образования, ведущего казалось бы к глобализации и интеграции его в мировое образовательное поле, цели и идеи российского образования устремляются к собственной этнической культуре и народным традициям.

Выявлено, что одним из условий успешной интеграции этнической художественной культуры в современное педагогическое образование является ФГОС ВПО третьего поколения по направлению 050100 «Педагогическое образование» (художественное образование), нацеливающий на переход от знаниевой парадигмы образования к его компетентностной модели, определяющей содержание основных образовательных программ, в которых предусмотрены учебные циклы, имеющие как базовую (обязательную) часть, так и вариативную (устанавливаемую вузом), что способствует эффективному достижению целей интеграции [3].

М. Н. Шабанова

Курский

государственный университет

e-mail:

m.n.shabanova@mail.ru

Региональная этнохудожественная культура рассматривается нами как содержательный ресурс профессиональной подготовки художника-педагога, как база этно-художественной среды, в которой в единстве функционируют культура и образование, воспроизводятся и осваиваются этнохудожественные ценности, предметные, процессуально-технологические и человеческие, постигаются её сакральные смыслы, обеспечивается передача традиций от поколения к поколению, устанавливаются этические, поведенческие, правовые, художественные, этнопедагогические нормы жизни членов этноса.

Определение содержания этнохудожественной культуры будущего учителя изобразительного искусства [1], трактуемое нами как базовое, интегральное качество личности, проявляющееся в высоком уровне владения, оперирования ценностями эт-нохудожественной культуры, и прогнозирования путей их сохранения, базирующихся на сакральном понимании мира её вещей, идей и образов, на постижении тонкостей процесса художественного творчества в духе традиций, на способности изучать, сохранять и передавать эти ценности новым поколениям в полиэтническом обществе.

Нами выявлено, что сфера профессионального будущего бакалавра и магистра педагогического образования значительно расширяется и охватывает сферу образования, сферу культуры и социальную сферу, а также то, что в профессиональную миссию художника-педагога в условиях смены парадигмы образования включаются задачи культурно-просветительской деятельности, разработка и реализация культурно-просветительских программ для различных социальных групп.

С учетом данных выводов нами было предложено проектирование модели этнокультурной среды в условиях двухуровневой подготовки учителя изобразительного искусства с заложенной в ней идеей уникальности собственной культуры, уникальности собственного региона, уникальности собственного народа. С этих позиций была спроектирована этнокультурная образовательная среда, сохраняющая и развивающая этническую культуру региона и готовящая компетентных наставников в вопросах воспитания подрастающего поколения людьми, принимающими ценности этнохудоже-ственной культуры как ценности собственной личности.

Нами были определены дисциплины циклов основной образовательной программы (ООП) подготовки бакалавров и магистров педагогического образования, а также программы учебно-исследовательских, научно-исследовательских, педагогических, музейных практик и итоговой государственной аттестации, курсовых проектов и магистерских диссертаций, в рамках которых мы могли проектировать содержание этнохудожественного образования [3]. Характерной особенностью этого проектирования стало широко аспектное включение этнохудожественного компонента не только в вариативную, но и в базовую часть учебного цикла, причем это не нарушило логики предмета, а наоборот, делая его содержание более доступным и интересным для студентов.

В проект интеграции этнохудожественной культуры на этапе бакалаврской подготовки вошли: физическая культура (знакомство с народными играми и состязаниями); отечественная история (изучение памятников истории славян, знакомство с славянскими ведами); культурология (сопоставление русской культуры с иными культурами); история художественной культуры (творческие зачеты); история искусств (разработка дидактического материала по этнохудожественной культуре); рисунок, живопись, композиция (учебные постановки на этническую тему; элементы культуры внешнего быта в тематике пленэрных работ); музейная практика (посещение этнокультурных центров);

На этапе магистерской подготовки интеграция этнохудожественной культуры осуществлялась в общепрофессиональном цикле дисциплин и в разделах практик. Среди них дисциплины: Проектирования содержания предметного образования в условиях реализации ФГОС (проектирование содержания предметов «Изобразительное искусство» и «Искусство», наполняя их ценностями народной художественной

культуры); Теория и практика профильного обучения (разработка элективных курсов и курсов по выбору с этнохудожественной тематикой); Этнокультура в художественно-педагогическом образовании (проекты - «Дом как образ мира», «Семантика орнаментов традиционного курского ткачества», «Традиции славянских народов в народном курском костюме»); Русская академическая художественная школа (изучение опыта обучения народному искусству в провинциальных художественных школах); Проблемы художественного образа в изобразительном искусстве (типологизация художественных образов в этнической культуре); Методика научного исследования в области изобразительного искусства (формулируется научный аппарат исследования по проблеме народной художественной культуры, разрабатывается диагностический инструментарий, направленный на исследование качеств личности, вовлеченной в народную художественную культуру); Декоративность в русском народном искусстве (изучаются основы стилизации и декоративности в русском народном искусстве); курсовые проекты по вышеназванным дисциплинам (изучается понятие этноса, его структура, эволюция современных этносов, этническая идентичность как проблема поликультурного общества); Художественно-творческая практика (база проведения этнокультурные центры региона); Педагогическая практика (отработка методических систем, связанных с изучением народной художественной культуры в различных образовательных учреждениях); итоговая государственная аттестация (магистерские диссертации посвященные исследованию влиянию народной художественной культуры на развитие личности).

Нами были выявлены критерии и показатели освоения этнохудожественной культуры:

Знание содержания этнохудожественной культуры

Ступень «бакалавр»:

- знание природы и содержания этнокультуры её роли в мировой художественной культуре;

- знание общих тенденций развития и закономерностей этнохудожественной культуры;

- знание и понимание роли традиции в развитии этнокультуры;

- знание художественных промыслов, традиций и обрядов этнокультуры.

- знание о возможности интеграции этнокультурного наследия в образовательный процесс учащихся школ и понимание этнохудожественной культуры как мощного фактора воспитания личности.

Ступень «магистр»:

- знание и понимание сакрального уровня этнохудожественной культуры и её этнодифференцирующей и этноинтегрирующей роли в обществе;

- знание о этнохудожественном пространстве в культуре региона;

- понимание этнохудожественной культуры как уникального ресурса проектирования содержания образования на всех его ступенях;

- знания о этнохудожественной культуре как базовый, стержневой идеи в содержании подготовки учителя изобразительного искусства;

- знания опыта этнопедагогики и необходимости его осмысления педагогическим сообществом;

- знание о становлении и развитии в России преемственной системы этноху-дожественного образования.

Аксиологическое отношение к этнохудожественной культуре

Ступень «бакалавр»:

- стремление к качественному развитию компонентов этнохудожественной культуры и совершенствованию собственной профессиональной сферы ценностей с их помощью;

- осознание значимости и ценности этнохудожественной культуры в развитии общества;

- понимание уникальности культуры каждого отдельно взятого этноса в поликультурном пространстве современной России;

- эмоционально-ценностное отношение к предметам, обрядам, традициям этнической культуры региона.

Ступень «магистр»:

- осмысление ценности этнохудожественной культуры как фундаментального ядра социальных механизмов трансляции национальных духовных традиций и культурного опыта;

- осмысление ценности традиций этнохудожественного наследия, в том числе и базовых ценностей этнопедагогики как вектора в поиске современного национального воспитательного идеала;

- принятие ценности этнокультуры как смыслообразующего стержня в профессиональном становлении личности учителя изобразительного искусства, в его гражданском, патриотическом самосознании.

Степень технологической готовности

Ступень «бакалавр»:

- желание овладеть приемами и способами технологии изготовления изделий народных художественных промыслов;

- умение на технологическом уровне передать традиционный опыт создания объектов этнохудожественной культуры;

- умение организации образовательной среды по передаче уникального технологического опыта этнохудожественной культуры.

Ступень «магистр»:

- владение методикой научного исследования в области проблемных полей этнохудожественной культуры;

- изучение и формирование этнокультурных потребностей и повышений культурно-образовательного уровня различных групп населения;

- создание просветительских программ в различных образовательных учреждениях, формирующих этнохудожественную среду и способствующих художественно-этническому развитию участников процесса;

- умение использовать арсенал ценности этнохудожественной культуры в проектировании содержания образования на всех возрастных уровнях;

- разработка методических систем, направленных на диагностику и развитие качеств личности, вовлеченной в процесс приобщения к ценностям этнохудожествен-ной культуры;

- готовность к разработке и реализации просветительских программ в целях популяризации научных знаний и культурных традиций с использованием современных информационно-коммуникативных технологий для решения задач интеграции этнохудожественной культуры.

Степень творческой самореализации

Ступень «бакалавр»:

- желание максимально использовать потенциал этнохудожественной культуры в своих академических и творческих работах;

- готовность к использованию передового педагогического опыта по формированию этнохудожественной культуры у учащихся в рамках предмета изобразительное искусство;

- потребность в передаче имеющихся знаний и умений в области этнохудоже-ственной культуры будущим поколениям;

- владение ключевыми компетенциями (с учетом функционального назначения учебной дисциплины в системе профессиональной подготовки бакалавра Педагогического образования (изобразительное искусство);

- использование наследия этнохудожественной культуры в своей научно-исследовательской и педагогической деятельности.

Ступень «магистр»:

- самооценка творческого «Я» как носителя этнохудожественной культуры во всех её измерениях - духовно-содержательном, морфологическом и функционально-организационном;

- самореализация в проектировании образовательной среды, обеспечивающей духовно-нравственное воспитание и культурно-этническое образование в учреждениях разного типа;

- самореализация в авторском художественно-творческом продукте, интегрирующем лучшие традиции народного искусства;

- самореализация в проектировании, организации и оценке функционирования методических систем формирования этнохудожественной культуры личности обучаемых, построенных на базовых ценностях этнопедагогики.

Установлены уровни освоения этнохудожественной культуры будущими учителями изобразительного искусства :высокий, средний и низкий, отражающие диапазон знания содержания этнохудожественной культуры у бакалавров и магистров, диапазон аксиологического отношения к этнохудожественной культуре, степень технологической готовности в овладении художественно-этническим наследием; степень творческой самореализации через вовлечения потенциала этнохудожественной культуры в профессиональную подготовку художника-педагога.

Разработана модель методической системы интеграции этнохудожественной культуры в многоуровневую подготовку учителя изобразительного искусства, включающая смысловую компоненту (ведущая идея, цель, подходы, принципы, задачи); содержательную компоненту (совокупность этнохудожественных ценностей и сферы овладения ими); организационно-процессуальную компоненту (педагогические условия - концептуальность, системность, дифференциация, последовательность, междисциплинарная интеграция; образовательные технологии - контекстный подход, проблемное обучение, педагогика сотрудничества, этнопедагогика; формы организации учебного процесса; методы обучения; средства обучения); оценочную компоненту (уровни освоения этнохудожественной культуры - низкий, высокий, средний; методы научного исследования - наблюдение, беседы, тестирования, анкетирования, система диагностических заданий) и результативную компоненту (переход студентов на новый уровень, овладение этнохудожественной культурой и их профессиональная готовность к осуществлению художественно-педагогической деятельности в различных типах образовательных учреждений в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми стандартами образования.

Именно методическая модель обеспечила реализацию концептуальной недели интеграции предметно-пространственной среды этнохудожественной культуры в образовательную среду художника-педагога.

Список литературы

1. Некрасова М. А. Народное искусство как часть культуры М.: «Изобразительное искусство», 1983, 344 е., илл Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008 - 2015 г. Распоряжение Правительства РФ от 25 августа 2008 г. №1244-р. - Собрание законодательства РФ от 1 сентября 2008 г. № 35 ст. 4069.

2. Концепция художественного образования в Российской Федерации.

3. Лотман Ю. М. Культура и взрыв. М.: Гнозис; Прогресс, 1992. - 272 с.

4. Ломов С. П. Дидактика художественного образования. Монография - М.: Педагогика. Академия. 2009. - 230 с.

INTEGRATION OF ETHNIC CULTURE IN THE MODERN EDUCATIONAL ENVIRONMENT

OF THE ARTIST-TEACHER

The article reflects the integration of culture in the modern bachelor and master educational system. The article highlights the process of integration of ethnic culture in the educational environment of bachelors and masters the art-graphic faculty of the Kursk State University.

Keywords: ethnic culture, training teachers of fine arts, sphere of values, regional component, art education.

M. N. Shabanova

Kursk State University e-mail:

m. n.shabanova@mail. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.