Научная статья на тему 'Включение этнокультурного наследия региона в содержание художественно-педагогического образования'

Включение этнокультурного наследия региона в содержание художественно-педагогического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
253
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА / СФЕРА ЦЕННОСТЕЙ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ETHNIC CULTURE / PROFESSIONAL TRAINING OF TEACHERS OF FINE ARTS / FIELD VALUES / REGIONAL COMPONENT / ART EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шабанова Мария Николаевна

Содержание статьи отражает роль этнической культуры в формировании личности и становлении профессиональных качеств будущего учителя изобразительного искусства. В статье рассматриваются варианты интеграции этнокультурного наследия в профессиональную подготовку студентов художественно-педагогического факультета. Автор акцентирует внимание на центральной роли учителя изобразительного искусства в вопросе обеспечения преемственности и сохранении этнической традиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCLUSION IN REGION OF ETHNO-CULTURAL HERITAGE OF ART AND PEDAGOGICAL EDUCATION

A content of the article reflects the role of ethnic culture in shaping personality and developing of professional qualities of future teachers of fine arts. The article discusses options for integration of ethnic and cultural heritage in the professional training of students of art and pedagogical faculty. The author focuses on the central role of teachers of fine arts in ensuring the continuity and preservation of ethnic traditions.

Текст научной работы на тему «Включение этнокультурного наследия региона в содержание художественно-педагогического образования»

УДК 378:7

ВКЛЮЧЕНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ РЕГИОНА В СОДЕРЖАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© Мария Николаевна Шабанова

Курский государственный университет, г. Курск, Россия, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики изобразительного искусства, e-mail: m.n.shabanova@mail.ru

Содержание статьи отражает роль этнической культуры в формировании личности и становлении профессиональных качеств будущего учителя изобразительного искусства. В статье рассматриваются варианты интеграции этнокультурного наследия в профессиональную подготовку студентов художественно-педагогического факультета. Автор акцентирует внимание на центральной роли учителя изобразительного искусства в вопросе обеспечения преемственности и сохранении этнической традиции.

Ключевые слова: этническая культура; профессиональная подготовка учителя изобразительного искусства; сфера ценностей; региональный компонент; художественное образование.

Российское образование после принятия Болонской конвенции вступило в новую стадию своего развития. Станут ли реформы высшей системы образования России для нее живительным источником или обернутся разрушительным потоком - покажет время. Одно несомненно - начался всеобъемлющий процесс интеграции России в образовательное пространство Европы. Поэтому важно в этом процессе не потерять лучшее, сохранить ценности традиционного российского образования, которые во все времена были единственным и универсальным каналом передачи богатейшего культурного наследия от поколения к поколению. Культура России во все времена являлась многонациональной, она сублимировала в себе обширнейшие пласты различных культур, сохраняя, однако, собственную индивидуальность и самобытность. Универсализация российского образования ведет к нивелировке границ и с европейским культурным наследием. Целостное, вне локальных рамок рассмотрение культурного феномена предполагает и более широкий угол зрения, ведущий к обобщению в масштабах страны, Европы и мировой культуры. В связи с этим российской культуре предстоит нелегкая задача - определить себя как часть целого, не утратив индивидуальности.

Культурная политика государства во многом определяет концепцию художественного образования в Российской Федерации. Одним из требований к личности будущего учителя, закрепленным Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, является

понимание им соотношения национальных и культурно-исторических факторов обучения и воспитания. Особая роль в нем уделяется этническому компоненту. Являясь частью национального достояния, его ценностью, живой традицией, этническая художественная культура обеспечивает процесс преемственности многовекового опыта поколений. Одним из возможных вариантов решения этой задачи является использование этнокультурного образования в качестве самостоятельного компонента общекультурной и профессионально-педагогической подготовки бакалавров и магистров в контексте реализации идеи приоритетности гуманитарного образования личности на основе регионального подхода. Приобщение современного студенчества к этнокультурному наследию и развитие его национального самосознания в настоящее время становятся особо значимыми. Это связано с теми социально-экономическими, общественно-политическими и историко-культурными процессами, которые происходят в российской системе современного высшего образования. Необходимость всестороннего изучения потенциала этнокультурных ценностей в сфере профессиональной подготовки особенно важна для формирования личности учителя изобразительного искусства, т. к. именно он призван обществом и временем ретранслировать ценности этнокультуры подрастающим поколениям. Однако на современном этапе внедрение этнокультурного компонента в педагогический процесс высшей школы имеет ряд трудностей. На наш взгляд, проблемы обу-

словлены следующими объективными причинами:

- отсутствием научно разработанной методической системы, обеспечивающей комплексное освоение студентами вуза этнокультурного наследия;

- дефицитом печатных и мультимедийных учебных пособий и программ по освоению этнокультуры;

- слабыми знаниями этнокультуры преподавателями вузов и, как следствие, пренебрежением ее ценностным потенциалом;

- отсутствием в художественно-педагогическом образовании системы дистанционного обучения и обмена опытом студентами в области этнокультурного знания.

Сложившаяся ситуация требует скорейшего решения, т. к. при всей несомненной ценности этнокультурного наследия потенциал его в отечественных педагогических вузах остается невостребованным.

Говоря о национальном в культуре, мы твердо убеждены, что русская культура, как и культура любого другого народа, не должна и не может быть ограничена национальными рамками, изолирована, отделена от богатейшей мировой культуры, от культуры других народов. Можно с полной уверенностью утверждать, что культуры разных народов, населяющих нашу планету, связаны между собой невидимыми нитями. Эта взаимосвязь, взаимовлияние и взаимодействие приводят к разнообразию форм творчества и тем самым обогащению мировой культуры в целом. Любовь к искусству и культуре своего народа была неотъемлемой личностной ценностью А. Рублева, А. Иванова, В. Сурикова, И. Репина, В. Веницианова, К. Петрова-Водкина, М. Нестерова и других замечательных русских художников. Их творчество глубоко национально, отражает лучшее отличительное, уникальное и сокровенное, основанное на этнической культуре.

Происходящее, естественно, не может не отражаться на ценностных ориентациях современного студенчества. Поэтому особенно пристального исследования требует ценностная сфера студентов педагогических вузов, ибо учитель - ключевая фигура в формировании духовного облика будущих поколений. В этом смысле, как было отмечено выше, особенно велика роль учителя изобразительного искусства, призванного помочь детям в

обретении системы ценностей, построенной на лучших духовных и культурных традициях народа. Главным источником ученического вдохновения и успеха в этом процессе служит личность учителя, растворившая в себе духовную мудрость народной культуры. Современная художественно-педагогическая школа должна выступить не только как источник воспроизводства кадров, но и как фундамент национальной культуры, специфическая форма ее существования, способ всестороннего и глубокого изучения культурного опыта российского этноса. В соответствии с этим возрождение ценностей и традиций национальной культуры конкретного региона, использование ее потенциала становится более реальным и закономерным процессом.

Ценностное наполнение содержания художественно-педагогического образования

осуществляется введением в учебный план дисциплин и спецкурсов, максимально способствующих процессу приобщения будущих учителей изоискусства к ценностям эт-нохудожественной культуры.

Раскроем взаимодействие определяемых нами системообразующих структурных компонентов этнокультуры и универсальной ценностной сферы личности будущего учителя изоискусства. Этнокультура содержит целостную динамическую систему компонентов:

- когнитивный компонент этнохудо-жественной культуры - система знаний об истории развития народных промыслов, фольклора, традиций и т. д.;

- операционально-творческий компонент раскрывает инструментарий способов познания этнохудожественной культуры через деятельность, развитие навыков работы с материалами, характерными для народных промыслов, совершенствование творческого подхода к деятельности с учетом традиции, формирование прикладного мастерства будущего учителя изоискусства;

- эмоционально-ценностное отношение к этнокультурному наследию - эмоциональное переживание процесса приобщения к его ценностям и система формирования ценностного отношения к его потенциалу.

Как носитель культуры студент художественно-графического факультета должен обладать развернутыми знаниями о художе-

ственной культуре народа и способностью осознавать их богатства как собственную ценность, превращая их в личностный смысл.

Реализация интеграции этнокультуры в систему высшего художественно-педагогического образования возможна с разработкой методической модели, включающей в себя ряд взаимосвязанных системообразующих компонентов:

- создание спецкурса «Традиции и промыслы народной художественной культуры родного края»;

- включение элементов этнокультуры в содержание дисциплин специального цикла (рисунок, живопись, композиция, скульптура, история искусства и т. д.);

- создание мультимедийного учебнометодического комплекса «Этнохудожест-венная культура родного края» для программ дистанционного обучения и обмена опытом, предполагающего разработку универсальной компьютерной оболочки в виде совмещенных обучающей и тестирующей систем и ее наполнение учебно-методическим материалом по дисциплине спецкурса.

Совокупность всех этих элементов позволит не только осуществить приобщение будущих учителей изоискусства к ценностям этнокультуры, но и эффективно формировать их профессиональные качества. Спецкурс «Традиции и промыслы народной художественной культуры родного края» охватывает все художественные промыслы, особенности устройства крестьянской усадьбы и жилища, самобытный местный фольклор и говоры, разнообразие основных праздничных обрядов, мужской и женский народный костюм, народное музыкальное творчество и даже особенности приготовления культовой и ритуальной пищи. Однако даже такой диапазон тем спецкурса является недостаточным для ценностного восприятия этнокультурного наследия студентами художественно-графического факультета. Поэтому мы предлагаем также переработать программы специальных дисциплин с учетом включения этнокультурного наследия в их содержание. Совершенно не умаляя методических задач по живописи, в задании «Одетая женская фигура в полный рост» можно использовать в качестве натуры модель в женском национальном костюме, который не только великолепен по своему колористическому решению, но и

имеет сакральный смысл. В многочисленных натюрмортах, выполняемых студентами на первых курсах, можно обратиться и к образам, созданными народными умельцами родного края (суджанским кувшинам, кожлян-ской игрушке, фатежским рушникам и т. д.). Мы абсолютно уверенны, что в процессе детального изучения предметов этнокультурного наследия студенты захотят как можно больше узнать о их истории и значении. Приоритетность изучения этнохудожествен-ной культуры родного края безусловно полезна, но обособленность ее от всего этнокультурного наследия может привести к ограниченности, что не допустимо. Для решения этой важной проблемы сегодня уже имеются средства: во многих вузах России существуют образовательные центры и лаборатории, которые разрабатывают мультимедийные и сетевые системы обучения для различных областей знаний. Это позволяет любому заинтересованному лицу получить необходимое образование и повысить свою квалификацию, что особенно ценно для учителей из отдаленных регионов России. Наиболее перспективными являются программы ускоренного обучения с дистанционными образовательными технологиями, реализуемые через Интернет или с применением мультимедийных средств обучения. Создание мультимедийного учебно-методического комплекса по этнохудожественной культуре родного края позволит расширить круг обучающихся по различным направлениям педагогического образования, включающим художественные, культурологические и гуманитарные дисциплины. При разработке комплекса будут применяться наиболее передовые образовательные компьютерные технологии. Это позволит доступно и эффективно осуществлять обучение на самом современном уровне. Внедрение этого мультимедийного учебно-методического комплекса в высшую художественно-педагогическую

школу России обеспечит переход к новой форме образовательного процесса, которая способна легко перестраиваться в зависимости от изменения социальных и экономических условий. Для обеспечения непосредственного общения, обмена опытом и знаниями в области этнокультуры возможно проведение интернет-конференций по актуальным проблемам. Такая позиция позволит студен-

там и преподавателям не только продемонстрировать свои глубокие познания в области этнокультуры, но пополнить их благодаря опыту других регионов страны и зарубежья. Применение современных компьютерных технологий и интернет-ресурсов способно не только приобщить к ценностям этнокульту-ры современную молодежь, но и возродить ее, сделав популярной. В основе этнокультурного образования лежит позитивное восприятие молодежью своего исторического прошлого, осмысление собственных национальных корней и возрождение лучших народных традиций. Вузовская профессиональная подготовка, опирающаяся на опыт изучения традиций этнокультуры, способствует активному развитию духовной культуры

и социальной активности преподавателя изобразительного искусства, становлению его этнокультурной воспитанности как важнейшего показателя высокой гражданской позиции. Таким образом, цель этнокультурного образования состоит в формировании личности, обладающей развитым чувством понимания и уважения других культур, способной жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас и верований. При этом глубокое и всестороннее овладение культурой своего народа выступает как условие активной и эффективной жизнедеятельности личности в многонациональной и поликуль-турной среде.

Поступила в редакцию 3.02.2011 г.

UDC 378:7

INCLUSION IN REGION OF ETHNO-CULTURAL HERITAGE OF ART AND PEDAGOGICAL EDUCATION Maria Nikolayevna Shabanova, Kursk State University, Kursk, Russia, Candidate of Education, Associate Professor of Theory and Methodology of Art Department, e-mail: m.n.shabanova@mail.ru

A content of the article reflects the role of ethnic culture in shaping personality and developing of professional qualities of future teachers of fine arts. The article discusses options for integration of ethnic and cultural heritage in the professional training of students of art and pedagogical faculty. The author focuses on the central role of teachers of fine arts in ensuring the continuity and preservation of ethnic traditions.

Key words: ethnic culture; professional training of teachers of fine arts; field values; regional component; art education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.