Научная статья на тему 'Ценностные ориентиры подготовки будущих учителей изобразительного искусства'

Ценностные ориентиры подготовки будущих учителей изобразительного искусства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
503
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА / СФЕРА ЦЕННОСТЕЙ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ETHNIC CULTURE / PROFESSIONAL TRAINING OF FINE ARTS TEACHERS / SCOPE OF VALUES / REGIONAL COMPONENT / ART EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шабанова Мария Николаевна

Рассматривается роль этнической культуры в формировании личности и становлении профессиональных качеств будущего учителя изобразительного искусства. Уделяется большое внимание комплексному изучению этнокультурного наследия как наиболее эффективному пути изучения отдельных сторон культуры этноса. Акцентируется внимание на центральной роли учителя изобразительного искусства в вопросе обеспечения преемственности и сохранении этнической традиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUE ORIENTATIONS OF FUTURE TEACHERS OF FINE ARTS TRAINING

The role of the regional component in the formation of professional values of the future teachers of fine arts is reflected. The content of the structural components of the regional culture and their conformity with universal components of the scope of values teachers of fine arts is disclosed.

Текст научной работы на тему «Ценностные ориентиры подготовки будущих учителей изобразительного искусства»

УДК 378:7

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

© Мария Николаевна ШАБАНОВА

Курский государственный университет, г. Курск, Российская Федерация, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры художественного образования и истории искусств, e-mail: m.n.shabanova@mail.ru

Рассматривается роль этнической культуры в формировании личности и становлении профессиональных качеств будущего учителя изобразительного искусства. Уделяется большое внимание комплексному изучению этнокультурного наследия как наиболее эффективному пути изучения отдельных сторон культуры этноса. Акцентируется внимание на центральной роли учителя изобразительного искусства в вопросе обеспечения преемственности и сохранении этнической традиции.

Ключевые слова: этническая культура; профессиональная подготовка учителя изобразительного искусства; сфера ценностей; региональный компонент; художественное образование.

Евроцентристские тенденции в модернизации современной системы высшего педагогического образования привносят в нее ценности, заимствованные из чуждой для нас культуры. Что неизбежно отражается на ценностных ориентациях современной молодежи. Мы с сожалением вынуждены признать, что в вузы приходит молодежь, нуждающаяся в разрешении глубокого внутреннего конфликта между тем, что сформировано менталитетом народа, к которому она принадлежит, и чужеродной моделью жизненных ценностей. Ценности культуры своего народа несправедливо отходят на второй план, а то и вовсе предаются забвению.

Особенно пристального исследования требует ценностная сфера студентов педагогических вузов, ибо учитель - ключевая фигура в формировании духовного облика будущих поколений. В этом смысле особенно велика роль учителя изобразительного искусства, призванного помочь детям в обретении системы ценностей, построенной на лучших духовных и культурных традициях народа.

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. говорится, что профессиональное образование еще не способно в должной мере решить проблему «кадрового голода», обусловленного новыми требованиями к уровню квалификации работников.

Современная художественно-педагогическая школа должна выступить не только источником воспроизводства кадров, но и фундаментом национальной культуры как

специфической формой ее существования, способом воспроизводства культурного опыта российского этноса. Концепция модернизации российского образования указывает на необходимость более полного использования нравственного потенциала искусства при формировании и развитии этических принципов и идеалов личности.

В соответствии с этим направлением возрождение ценностей и традиций национальной культуры конкретного региона, выявление ее ценностного потенциала становится более реальным и закономерным. Актуализирует проблему еще и тот факт, что выпускники худграфов испытывают трудности в передаче богатого наследия художественной культуры родного края подрастающему поколению, т. к. их профессиональная подготовка не предусматривает специального изучения этнохудожественной культуры. Это негативно сказывается на формировании ценностных приоритетов школьников. А ведь именно учитель изоискусства имеет самую прямую возможность в ретрансляции ценностей этнокультуры в рамках своего предмета. На наш взгляд, изучение всего мирового художественного наследия логичней было бы начинать с освоения своей национальной культуры. Подобно тому, как ребенок, приходя в большой мир, начинает знакомство с ним со своей семьи и потом проецирует эти отношения за ее пределами, так и изучение собственных этнокультурных ценностей подготавливает человека к восприятию мировой художественной культуры. Такой подход вполне оправдан, если все на-

следие мировой художественной культуры рассматривать цельно, а составляющие его так или иначе имеют четкую этническую окраску - японский театр, индийский храмовый танец, французская готика, итальянский ренессанс и т. д. Рассматривая эти составляющие более детально, нетрудно заметить, что и внутреннее содержание каждого отдельного элемента имеет, как правило, территориальный приоритет в определении. Так например, известно, что завоевание Ирака и Ирана монголами в XIII в. обусловило появление новых миниатюрных школ живописи с династическими названиями - тимуридская, сефевидская, могольская. Однако наиболее точным считается их деление на иранскую и среднеазиатскую, внутри которых есть еще и местные школы - тербизская, ширазская, ге-радская, самаркандская, бухарская и т. д. Этот пример показывает, насколько значимым является региональный компонент в художественной культуре. Парадокс современного художественно-педагогического

образования заключается в том, что при всей актуальности этнохудожественной культуры в педагогическом процессе роль ей отведена незначительная. Смысловое ядро этнохудо-жественной культуры базируется на национальных самобытных ценностях и приоритетах каждого этноса. Нередко ошибочное отождествление понятий «национального» и «националистического» порождает настороженность и негативное восприятие всего, что связано с исконной русской культурой. Альтернативой зачастую предлагается культура западная, наднациональная или общенациональная как универсальная. Но именно обезличенная универсальность этой культуры и ее искусственное насаждение на российской земле и приводит к глубокому духовному кризису современного общества. Хаотичный поиск новых идеалов, нравственная неопределенность - все это является результатом забвения ценностей родной культуры, которая веками выкристаллизовывала тот богатейший пласт народной мудрости, ту уникальную систему человеческих ценностей, что в веках закрепила за Русью статус святой великой державы.

Говоря о национальном в культуре, мы твердо убеждены, что русская культура, как и культура любого другого народа, не должна и не может быть ограничена националь-

ными рамками, изолирована, отторгнута от богатейшей мировой культуры, от культуры других народов. Можно с полной уверенностью утверждать, что культуры разных народов, населяющих нашу планету, связаны между собой невидимыми нитями. Это взаимовлияние и взаимодействие приводит к разнообразию форм творчества и тем самым - к обогащению мировой культуры в целом. Но мы не можем согласиться с утверждением, что национальная культура должна постепенно трансформироваться в наднациональную или общенациональную культуру, а художник, творец не должен отождествляться со своей культурой, ощущая себя в большей степени представителем человечества, чем представителем своей страны. Великая любовь к искусству и культуре своего народа была неотъемлемой частью личности таких гениев, как А. Рублев, А. Иванов, В. Суриков, И. Репин, В. Венецианов, К. Петров-Водкин, М. Нестеров, А. Пластов, Л. Толстой, А. Чехов, В. Распутин, Ю. Трифонов, В. Шукшин и мн. др. Их творчество народно. оно несет в себе отпечаток национальной специфики, отражает национальные чувства и культуру.

Но, к сожалению, характерной чертой современного общества становится стихийное замещение традиционных этнических ценностей, сформированных не одним поколением, современной «массовой культурой», которая по целому ряду причин не только не может быть альтернативной, но способна оказаться губительной для русской культуры и даже целого этноса. Изменение парадигмы общественного бытия в России происходит столь стремительно, что осмысление данного явления зачастую отстает от процесса овладения псевдокультурой целого поколения граждан России.

Учитель - это личность, тысячами нитей связанная со своим временем, с искусством своей страны и с мировым художественным процессом, с народом, которому принадлежит, и с человечеством в целом. Но это и неповторимая индивидуальность со своим виденьем мира, места человека в этом мире с собственной непрерывной и единой внутренней жизнью. Роль учителя изобразительного искусства заключается в сохранении этноху-дожественного опыта своего народа и передаче его новому поколению. Основываясь на

этом положении, этнокультуру родного края мы представляем как личностную ценность. Известно, что личностная ценность характеризуется взаимосвязью с наиболее значимой для человека обобщенной сферой действительности (объективная сторона ценности) и осознанием своего Я через отношение к этой сфере (субъективная сторона). Рассматривая этот процесс в контексте развития личности будущего учителя изобразительного искусства, мы должны ориентироваться на три ценностных сферы: 1) сферу познания; 2) сферу деятельности; 3) сферу общения, что продиктовано универсальностью личности учителя.

Ценностная сфера личности изменяется под воздействием содержания избранных личностью ценностей. И если это содержание есть ценности этнохудожественной культуры, то происходит осознание и утверждение будущим учителем своего Я как носителя этих ценностей, носителя высоконравственных основ на уровне духовной генетики.

Избрав содержанием развития личностной ценности будущего учителя этнохудоже-ственную культуру, мы подвергли всестороннему анализу и этот феномен.

Этнохудожественная культура определяется нами как исторически развивающаяся в конкретных географических условиях многослойная система созданных человеком материальных и духовных художественных ценностей, а также как процесс самореализации и раскрытия творческого потенциала личности на определенной территории. Исходя из этого формирование сферы профессиональных ценностей будущего педагога становится краеугольным камнем в том, насколько успешно он реализует себя в будущем. Современная художественно-педагогическая

школа должна выступить не только как источник воспроизводства кадров, но и как фундамент национальной культуры, как специфическая форма ее существования, как способ воспроизводства культурного опыта российского этноса.

Всецело признавая роль и значение эт-нохудожественной культуры в деле воспитания через искусство, мы можем отметить, что на сегодняшний день исследовательская база этого феномена недостаточно разработана и не позволяет в полной мере применить богатство этнической художественной куль-

туры (ЭХК) в системе формирования профессиональной сферы ценностей будущего учителя изоискусства.

Мы считаем, что данную проблему возможно решить через экспериментальную методическую систему, в которой совершенствуется, обогащается и развивается ценностная сфера личности (познание, деятельность, общение) будущего учителя через овладение им структурными компонентами ЭХК (когнитивным, операционно-творческим, эмоционально-ценностным). Ядром этнохудоже-ственной культуры несомненно является ее ценностное содержание - материальное и духовное. Проблема изучения ценностей в культуре имеет опыт не одного десятка поколений. Еще во времена Сократа и Платона осуществлялись попытки определения феномена культурных ценностей. При всем разнообразии подходов наиболее близким для нас является понятие ценности, сводимое к обозначению идеального, высококультурного нравственного, когда ценность является ядром культуры, обеспечивающим общее мировоззрение людей. Ценностью определяется то, что сложилось в менталитете нации и провозглашено как норма.

Традиционно и весьма распространено деление ценностей на материальные и духовные. Так, художественные произведения искусства, зачастую являясь материальной ценностью, несут в себе духовное ценностное наследие поколений.

Образование сегодня - это прежде всего взаимовлияние и единство учения и обучения, воспитания и самовоспитания, развития и саморазвития, взросления и социализации. Цель и смысл образования определяется в зависимости от того, какие ценности предлагают воспитание и обучение. В связи с этим можно выделить ценности воспитания и обучения. Естественно, подобное деление условно, т. к. полноценное развитие может дать лишь совокупность этих ценностей в личности. Ценности образования - это идеалы, обращенные в нравственные ориентиры воспитания и обучения: истина, добро, личность, польза, свобода, любовь, творчество, выбор и др. Несомненно, ценностно-ориентированная подготовка будущего учителя необходима и важна, и нацеленность на эту проблему очевидна. Однако разработка проблемы ценностей напрямую связана с формированием

ценностных ориентаций, которые имеют принципиальное значение для выработки индивидуального стиля педагогической деятельности (гуманный, демократический, авторитарный и т. д.). При этом ценностные ориентации выступают как способ дифференциации объектов профессиональной деятельности по их значимости. Под профессионально-ценностными ориентациями принято понимать систему личностно значимых педагогических ценностей будущего учите -ля, регулирующих его отношение к педагогической деятельности, к личности ученика и коллегам, позволяющую будущему специалисту достичь высокого уровня профессионализма. Профессионально-ценностные ориентации учителя изоискусства представляют собой сочетание профессионально и лично-стно значимых ценностей в структуре личности будущего учителя.

Современная социокультурная и образовательная ситуация характеризуется сменой идеала образования, его переходом от просветительской парадигмы к культуротворческой, от «человека образованного» к «человеку культуры», ибо культура народа есть ценность вечная. Концепция художественного образования Российской Федерации определяет культурную политику государства. Особая роль в ней уделяется этнохудожест-венной культуре. Именно этническая художественная культура способна передать опыт нравственных чувств, знаний и поведения народа.

Являясь частью национального достояния, его ценностью, живой традицией, этно-художественная культура обеспечивает цепь преемственности поколений. Именно будущий учитель изобразительного искусства должен эту ценность принять и, обогатив ее, передать новому поколению. Будущий учитель, принимающий ценности этнического искусства, становится сам носителем высоконравственных основ на уровне духовной генетики. Ценностное наполнение содержания образования, с введением в учебный план дисциплин и спецкурсов, максимально способствующих процессу приобщения будущих учителей изобразительного искусства к ценностям ЭХК.

Мы считаем, что процесс освоения студентами этнохудожественной культуры - это

целостная система сознательных, избирательных, основанных на эмоционально переживаемом опыте связей личности педагога со значимыми для него ценностями ЭХК, которые формируются в деятельности, в познании и общении и выражаются в реакциях на события и явления культуры.

Развитие этнохудожественной культуры осуществляется на основе принципов общности и преемственности традиций. Поэтому так ответственна роль личности учителя. Именно педагог может быть основным ретранслятором местных традиций, так как обладает возможностью находиться в постоянном контакте с подрастающим поколением, а насколько это поколение будет приобщено к местным традициям, зависит от совершенства универсальной сферы ценностей самого педагога и его собственного духовного развития.

Среди многих проблем современной эт-нохудожественной культуры проблемы традиций едва ли не самые существенные и значимые. Важно понимать ЭХК - это живой родник, способный сохранять художественные национальные традиции в русле современной художественной культуры.

Многогранность ЭХК позволяет нам рассматривать ее как огромную созидательную силу, воздействующую на учителя изобразительного искусства (ИЗО). Именно это и стало определяющим для применения ЭХК как важного средства формирования личности студентов художественно-графического факультета в духе уважения к местным национальным традициям, к истории своего края, его культуре. Природа ЭХК такова, что она никогда не теряет связи с жизнью, остается современной во все времена.

Этническая художественная культура включает в себя системообразующие структурные компоненты: когнитивный, ценностно-творческий, эмоционально-ценностное

отношение к региональному наследию.

Выделенные нами структурные компоненты российской художественной культуры (РХК) находятся в тесном взаимодействии, образуя целостную динамическую систему.

- Когнитивный компонент - система этнических знаний об истории развития народных промыслов, фольклора, традиций и т. д.

Универсальная сфера ценностей будущего учителя ИЗО (стремление к успешности)

Структурные компоненты ЭХК

Операционально-творческий компонент

Эмоционально-ценностное отношение

Рис. 1. Соответствие компонентов этнохудожественной культуры структуре профессиональных ценностей учителя изобразительного искусства

- Операционально-творческий компонент раскрывает инструментарий способов познания РХК через деятельность, развитие навыков работы с материалами, характерными для народных промыслов, совершенствование творческого подхода к деятельности с учетом традиции, формирование прикладного мастерства будущего учителя изоискусства.

- Эмоционально-ценностное отношение к этнохудожественному наследию -эмоциональное переживание процесса приобщения к ценностям РХК, система формирования ценностного отношения к потенциалу ЭХК.

Из содержания компонентов ЭХК видно их соответствие составляющим универсальной сферы ценностей будущего учителя ИЗО; когнитивный - познанию, операционально-творческий - деятельности, а эмоционально-ценностный компонент - общению. Данное соответствие показывает, насколько ЭХК является идеальной для развития универсальной ценностной сферы личности.

Как носитель и ретранслятор культуры, студент художественно-графического фа-

культета должен обладать развернутыми знаниями о художественной культуре народа и способностью превращать ее в личностный смысл. На сегодняшний день существует очевидная база для реализации этнокультурного компонента в художественно-педагогическом образовании. Однако проблема интеграции этнокультуры в высшее художественно-педагогическом образование требует создания методической системы, способной направить этнокультурное наследие в русло художественно-педагогической школы России.

1. Коротаев С.Д. Художественное образование сегодня // Школа. Учитель. Искусство: сборник научных трудов. Москва; Чебоксары. 2005. С. 123-128.

2. Ломов С.П. Становление художественно-педагогической системы в школах России // Вестник Московского государственного областного университета. 2007. № 1. С. 3-9.

Поступила в редакцию 20.12.2012 г.

UDC 378:7

VALUE ORIENTATIONS OF FUTURE TEACHERS OF FINE ARTS TRAINING

Maria Nikolayevna SHABANOVA, Kursk State University, Kursk, Russian Federation, Candidate of Education, Associate Professor of Fine Arts Education and History Department, e-mail: m.n.shabanova@mail.ru

The role of the regional component in the formation of professional values of the future teachers of fine arts is reflected. The content of the structural components of the regional culture and their conformity with universal components of the scope of values teachers of fine arts is disclosed.

Key words: ethnic culture; professional training of fine arts teachers; scope of values; regional component; art education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.