#
ФОРМИРОВАНИЕ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ГОТОВНОСТИ К ЭТНОХУДОЖЕСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
PREPARING PRIMARY SCHOOL TEACHERS FOR ETHNIC ART EDUCATION IN PRIMARY SCHOOL
М. Ю. Клюкина
В статье даются критерии подготовленности педагога к полноценной реализации задач духовно-нравственного воспитания учащихся на материале этнической культуры. Рассматривается использование элементов этнической культуры на занятиях по курсу «Методика изобразительного искусства с практикумом».
M. Yu. Klukina
The article is devoted to the criteria of defining whether a teacher is able to fully put into practice ideas of moral education using ethnic culture material. The author also looks at using the elements of ethnic culture in the art teaching methods course.
Ключевые слова: образование, профессиональная подготовка, этническая культура, курс «Методика изобразительного искусства с практикумом», духовно-нравственное воспитание, ценности, марийское народное искусство.
Keywords: education, vocational training, ethnic culture, art teaching methods course, moral education, values, Mari folk art.
Полноценное воспитание детей трудно представить без формирования у них бережного отношения к художественным национальным ценностям. Сегодня в России в ранг государственной политики возведена новая социально-педагогическая функция системы образования - способствовать сохранению, развитию и передаче национально-культурных достижений. В обществе растет понимание того, что духовное развитие молодежи должно идти через возрождение и творческое развитие этнических культур.
Младший школьный возраст сензитивен для духовно-нравственного развития, многое впитывается на подсознательном уровне. Младшего школьника необходимо знакомить с доступными конкретными проявлениями творчества народа, аккумулирующими в себе специфику местных условий, социально-исторические особенности региона, национальную психологию, своеобразие искусства и культуры края. «Как известно, только на основе национальной культуры, народных традиций и потребностей общества возможен переход общечеловеческих ценностей в личные ценности каждого обучаемого», - отмечает в своем исследовании В. П. Строков [1]. Педагогическая деятельность в условиях конкретного региона немыслима без опоры на специфические формы обучения и воспитания детей как представителей определенной национально-культурной среды. Поэтому очень важно, чтобы учитель начальных классов понимал значимость данных процессов, видел в них проблему сохранения духовных ценностей народа, интереса к своему языку, культуре.
В психолого-педагогической литературы конца XX -начала XXI в. много внимания уделяется необходимости этнокультурного образования учителей. Исследования
14
В. А. Николаева, С. Н. Федоровой, М. Г. Харитонова [2-4] и других ученых посвящены проблеме этнопедагогиче-ской подготовки учителя. Чтобы успешно выполнять функцию транслятора национальной культуры, будущий учитель должен пройти соответствующую систему подготовки в вузе.
Изучение и решение данной проблемы в определенной мере подготовлено исследованиями ряда аспектов развития высшего педагогического образования: общих концепций подготовки будущих учителей и задач формирования личности учителя; содержания и методики приобщения подрастающего поколения к культурному наследию через искусство; этнокультурного подхода в профессиональном образовании и этнопедагогиче-ской подготовки учителей; эстетической подготовки будущих учителей и др.
Концептуальные положения подготовки будущих учителей, общие задачи формирования личности учителя раскрыты в трудах Н. В. Кузьминой [5], В. А. Сластенина [6], Е. Н. Шиянова [7] и др. Они отмечают, что от качества системы профессиональной подготовки учителя, ее интенсивности и мобильности зависит будущее страны, ибо социально-ценностный, общественно-исторический опыт, выработанный наукой и практикой, в значительной степени аккумулирован в личности педагога.
Этнокультурный подход в профессиональном образовании и этнопедагогическая подготовка учителей рассматриваются в работах Г. Н. Волкова [8], А. Б. Панькина [9], В. К. Шаповалова [10], А. Л. Бугаевой [11] и др.
Необходимость ведения целенаправленной работы по формированию у студентов факультета начальных классов готовности к этнохудожественному воспи-
танию младших школьников мы определили после проведения констатирующего эксперимента. Целью констатирующего эксперимента было выявление у студентов уровня сформированности содержательного, дея-тельностного и личностного компонентов готовности к этнохудожественному воспитанию. Под готовностью педагога к этнохудожественному воспитанию младших школьников мы понимаем высокую степень мотиваци-онно-личностной, эпистемиологической, процессуаль-но-деятельностной готовности. В качестве критериев уровня сформированности взяты основные показатели каждого компонента.
Для мотивационно-личностного компонента готовности к этнохудожественному воспитанию основными критериями являются:
• интерес к истории и культуре своего народа,
• убежденность в необходимости использования народного изобразительного искусства в этнохудоже-ственном воспитании младших школьников,
• уважение к педагогическим традициям своего народа,
• осознание ответственности за воспитание детей в духе этнопатриотизма и этнотолерантности,
• развитость личностных качеств педагога как активного транслятора и интерпретатора ценностей народного изобразительного искусств.
Критерием эпистемиологического компонента является наличие знаний по истории и культуре своего народа, а также по теории и методике этнохудожественного воспитания младших школьников.
Критерием процессуально-деятельностного компонента служит наличие профессиональных навыков и умений, освоенных будущим педагогом в качестве наиболее эффективных в работе по этнохудожественному воспитанию детей. В содержание данного компонента включаются:
• владение методикой использования этнопедаго-гических традиций воспитания подрастающего поколения,
• умение использовать традиции народного изобразительного искусства в этнохудожественном воспитании младших школьников,
• владение основными практическими умениями традиционных технологий народного изобразительного искусства,
• владение методикой этнохудожественного воспитания младших школьников в учебной и внеучебной деятельности.
Анализ результатов исследования показал, что сложившаяся система вузовского образования обладает значительным, но не системно используемым потенциалом в решении проблемы подготовки будущих учителей к этнохудожественному воспитанию детей. В целях решения выявленной проблемы предложена система целенаправленно организуемой подготовки будущих учителей начальных классов. Она включает теоретическую и практическую подготовку в системе общепедагогической и методической работы по формированию личностно-мо-тивационной, эпистемиологической, процессуально-дея-
тельностной готовности будущих учителей начальных классов к этнохудожественному воспитанию младших школьников; опирается на каналы и механизмы формирования этнического самосознания будущих учителей как основополагающего элемента личностно-мотиваци-онного компонента готовности к этнохудожественному воспитанию младших школьников; основывается на межпредметных связях; использует возможности педагогической практики для формирования у студентов соответствующих умений и навыков для ведения этнохудожественного воспитания у младших школьников.
Использование культурных традиций этнической художественной культуры в преподавании такого курса, как «Методика преподавания изобразительного искусства с практикумом», в национальных группах факультета может способствовать становлению учителя начальных классов, формированию его этнокультурной компетентности и этнической идентификации. Такая работа способствует укреплению в сознании студентов важности значения исторических связей с предшествующей жизнью своего народа, организации воспитания и обучения на духовно-национальных началах, на принципах органического восприятия гражданских и высоких патриотических идей.
Аккумулируя в себе огромный исторический духовный и эстетический опыт, национальное искусство является выражением глубинных представлений народа о мире и человеке, позволяет увидеть мир глазами другого человека, осознать человеческое в себе. Поэтому в преподавание этого предмета наряду с комплексом художественно-эстетических знаний и изобразительных навыков включается потенциал марийской этнической культуры. Это и ознакомление с особенностями марийской вышивки и марийского орнамента в целом, с особенностями резьбы по дереву, декором деревенской избы, конструкцией и декором предметов быта. Эти вопросы органично вписываются в программу занятий, и для марийских групп они ставятся в основу изучаемых тем.
Для того чтобы студенты ознакомились с художественной культурой мари и теоретически подготовились к практикуму, мы составили список необходимой для изучения литературы. Такая теоретическая подготовка помогает студентам войти в проблему, видеть глубокие корни содержания выполняемых работ.
На занятиях по методике изобразительного искусства студенты выполняют работы, помогающие изучению марийского народного искусства. Сначала студенты знакомятся с марийским орнаментом, наиболее полно выраженном в традиционной вышивке.
Особое внимание студентов обращается на семантику и цветовую гамму марийской вышивки. Показываются наиболее распространенные символы и знаки, подчеркивая то, что элементы вышивки - не отвлеченные декоративные мотивы, а имеют глубокий смысл. После теоретического ознакомления с темой орнамента студенты приступают к практической работе. Орнамент выполняется в технике аппликации из цветной бумаги.
15
Следующим этапом в изучении марийского народного искусства является знакомство с традиционным костюмом. В теоретической части рассказывается о том, что под влиянием исторических обстоятельств единая марийская народность распалась на три этнографические группы: луговых, горных и восточных марийцев. На материале коллективной монографии «Марийцы» [12] мы знакомим студентов с типом народного костюма, сложившимся в каждой из этих групп.
Отдельно рассказывается об украшениях. Наиболее наглядно рассмотрены марийские украшения в альбоме Э. Меджитовой «Марийское народное искусство» [13]. Основные виды украшений у марийцев - это головные украшения: подвески, серьги, височные кольца; наручные: кольца, браслеты; нагрудные: сюльгамы, бляхи, подвески. Блестящие монеты являлись символом солнца, считалось, что звон серебра отгоняет злых духов. Кроме серебряных монет, их имитаций и металла, при изготовлении украшений широко использовались бусы, бисер, пуговицы, цепочки, бахрома, кисти, раковины каури. Следует сказать, что наибольшее количество украшений одевалось по праздникам, однако немало дорогих и тяжелых украшений было принято носить даже в будничный день.
После изучения марийского костюма студенты рисуют гуашью, опираясь на фото и рисунки, фигурку марийки в национальном костюме. Учатся, не вдаваясь в мелкие подробности, передавать самое характерное в марийском костюме. Предполагается на этом этапе статичное положение фигуры, анфас. При рисовании опираются на таблицу, отображающую пропорции фигуры человека. Фон дается условный, коричневый, напоминающий цвет деревянной стены дома.
После костюма изучается следующий блок - деревянное зодчество [14]. Практическая часть изучения этой темы состоит из изготовления макета марийского двора в технике бумагопластики (это коллективная работа). Студенты отдельно выполняют постройки, а затем располагают их на листе ДСП, воспроизводя планировку марийского двора. Перед изготовлением макета студенты изучают основные приемы работы в технике бумагопластики.
Продолжение темы марийского деревянного зодчества - знакомство с народной резьбой по дереву: видами резьбы, основными мотивами. В прошлом наиболее распространенным был зооморфный орнамент. Образы коня, утки, гуся считались традиционными в резном искусстве марийцев. Распространение также получил и растительный орнамент, его традиционный мотив - узор в виде хвойной ветки (елочки), листьев или колосьев. В рамках этого этапа работы студенты выполняют в технике аппликации эскиз украшения наличника из цветной бумаги. Обращается внимание на характерные пропорции окна и ограниченность цветовой гаммы наличника (голубой, зеленый, белый). Студенты учатся учитывать особенности работы с цветной бумагой при передаче резьбы наличников (складывание, обобщение форм, мотивов).
Мы считаем, что итоговой работой может стать иллюстрирование марийской народной сказки. При этом будут
16
использованы все знания, полученные студентами на предыдущих занятиях. Следует выбрать сказку, которая обладает ярко выраженной национальной спецификой и содержит большое количество сюжетов для иллюстрирования.
Перед работой мы знакомим студентов с лучшими иллюстрациями к марийским народным сказкам. Это иллюстрации З. Ф. Лаврентьева и линогравюры А. С. Бакулев-ского. Мы показываем, как в них отразились основные законы композиции и особенности композиции в графике.
Необходимо рассмотреть книжную иллюстрацию как вид графики, а также искусство книги - как синтетическое искусство со своей спецификой. Студенты знакомятся с основными положениями по теории искусства книги из работ В. А. Фаворского и В. Н. Ляхова. Нельзя обойти вниманием и специфику графического языка книги для детей.
Иллюстрирование сказки студентами начинается с эскиза композиции карандашом, затем выполняется маленький эскиз в цвете. Это позволяет увидеть композицию иллюстрации в целом: равновесие масс, ритм пятен; позволяет задуматься о цвете как выразителе эмоционального настроения сказки. При работе над эскизом особенно важно, как отмечает Е. В. Шорохов, автор работ, посвященных изучению основ композиции, обратить внимание на закон цельности композиции [15].
Такова система формирования готовности к этноху-дожественному воспитанию при проведении лабораторных занятий по дисциплине «Методика изобразительного искусства с практикумом». Большая работа также ведется при изучении методических вопросов курса. Студенты готовят конспекты по ознакомлению младших школьников с художественной культурой народа мари. И, самое главное, - во время прохождения педагогической практики проводят уроки изобразительного искусства по темам, которые изучали на занятиях по методике изобразительного искусства.
Проведенный контрольный эксперимент показывает, что уровень общей готовности студентов факультета к эт-нохудожественному воспитанию младших школьников и отдельных ее компонентов повысился. Результаты нашей работы дают уверенность в том, что целенаправленная система подготовки будущих учителей начальных классов к этнохудожественному воспитанию младших школьников не только позволит знакомить детей с особенностями культуры и творчества марийского народа, с духовной культурой как основой нравственного воспитания личности, но и даст возможность сохранить национальные традиции, осуществить их трансляцию современными средствами, способствуя при этом восприятию молодыми людьми традиционных ценностей через искусство.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Строков В. П. Система подготовки студентов художественно-графических факультетов по декоративно-прикладному искусству с учетом национально-регионального компонента: Дис.... д-ра пед. наук. - М., 2003.
#
2. Николаев В. А. Теория и методика формирования этнопедагогической культуры учителя: Ав-тореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 1998.
3. Федорова С. Н. Системный подход к этнокульту-рологической подготовке будущих педагогов. -Йошкар-Ола: ГОУ ВПО «Марийский государственный университет», 2008.
4. Харитонов М. Г. Теория и практика этнопедагогической подготовки учителя начальных классов национальной школы: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 1999.
5. Кузьмина Н. В. Творческий потенциал специалиста. Акмеологические проблемы развития // Гуманизация образования НИИ РАО. - Бийск, 1994.
6. Сластенин В. А. Психолого-педагогическое образование и становление субъектного потенциала личности учителя // Педагогическое образование и наука. - 2006. - № 2.
7. Сластенин В. А., Исев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия. - 2002.
8. Волков Г. Н. Этнопедагогическое осмысление общечеловеческих ценностей // Развитие личности. - 2003 - № 2.
9. Панькин А. Б. Формирование этнокультурной личности. - М.: ООО «Большая Медведица»; Элиста: Калмыцкий гос. ун-т, 2004.
10. Шаповалов В. К. Этнокультурная направленность российского образования: Автореф. дис . д-ра пед. наук. - Ставрополь, 1997.
11. Бугаева А. Л., Зуева У. Н. Формирование этнического самосознания у учащихся на основе традиций Севера. - Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 2002.
12. Марийцы: Историко-этнографические очерки: Коллект. монография. -Йошкар-Ола: МарНИИ-ЯЛИ, 2005.
13. Меджитова Э. Марийское народное искусство.
- Йошкар-Ола: Марийское книжное изд-во, 1985.
14. Кудрявцев В. Г. Деревянное зодчество марийцев.
- Йошкар-Ола: МарНИИЯЛИ, 2004.
15. Шорохов Е. В. Основы композиции. - М.: Просвещение, 1979.
УЧЕБНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИКТ-КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
PROJECT-BASED LEARNING AS AN INSTRUMENT OF DEVELOPING INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGY COMPETENCY IN TEACHER TRAINING STUDENTS
А. В. Кравченко
В статье рассматриваются возможности метода учебного проектирования в обучении студентов педагогических вузов использованию информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе. Дана краткая характеристика учебных проектов, разработанных и реализуемых в преподавании дисциплин информационно-технологического цикла кафедрой аудиовизуальных технологий обучения МПГУ.
A. V. Kravchenko
The article is devoted to the potential of project-based learning in teaching would-be teachers information and communication technology usage in the classroom. The authors present a short review of learning projects developed and used in an information technology course by the Au-diovisual Technology Training Department of Moscow Pedagogical State University.
Ключевые слова: информационные и коммуникационные технологии в обучении, компетенции, «ком-петентностное ядро», учебное проектирование, системный синтез, мультимедиа, учебная деятельность, личностно ориентированный подход.
Keywords: information and communication technology in education, competency, «competency core», project-based learning, system synthesis, multimedia, teaching, personality-oriented approach.
Каждой общественно-экономической системе соответствует определенная образовательная парадигма. Современная парадигма результата образования, которая нашла свое выражение в концепции компетентностного подхода к образованию и в ряде
документов, ориентирующих педагогов на его реализацию, предполагает в качестве результата профессиональной подготовки педагога-предметника не только владение содержанием профильной дисциплины и методикой ее преподавания, но и сформированность у бу-
17