УДК [378.016:008]:37.034 DOI 10.26293/^^.2019.101.1.024
И. М. Рязанцева, А. И. Васильева
РАЗВИТИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРОВ
У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева,
г. Чебоксары, Россия
Аннотация. В статье рассмотрены вопросы формирования и развития духовно-нравственных ориентиров у студентов-бакалавров в процессе профессионального обучения. Изучены источники, которые показывают, что существующие исследования не полностью охватывают проблемы духовно-нравственного развития обучающихся, отсутствуют методические разработки для учителей по определению личностно-ориентированных особенностей развития студентов в процессе преподавания изобразительного искусства. Дан краткий обзор художественных произведений А. И. Миттова, который в своем творчестве вдохновлялся чувашской национальной культурой, раскрывал ее воспитательный и нравственный потенциал.
Ключевые слова: национальная культура, изобразительное искусство, нравственные ценности, педагогика.
Актуальность исследуемой проблемы. Актуальность темы определяется современной ситуацией в России, характеризующейся кризисом культуры, все более осознаваемой потребностью поиска новых духовных ориентиров. В этой связи актуализируется и роль компетентного учителя-воспитателя как носителя общечеловеческих ценностей и культуры. Цель исследования - выявить педагогические условия успешного развития духовно-нравственных ориентиров у студентов педагогических вузов в процессе изучения национальной культуры.
Материал и методика исследований. Проведенный нами теоретический анализ научной литературы по теме статьи позволил определить методологические основы и концептуальные идеи исследования. Методы сравнительно-сопоставительного искусствоведческого анализа использованы на этапе изучения и анализа произведений искусства.
Результаты исследований и их обсуждение. Тема данного исследования претерпевает определенные изменения, которые вызваны предпочтением духовных ценностей подрастающим поколением, а также содержанием духовно-нравственного воспитания. Существует необходимость обрести новую идентичность, найти объединяющие людей ценности, включить их в образовательный процесс.
© Рязанцева И. М., Васильева А. И., 2019
Рязанцева Ирина Михайловна - доктор педагогических наук, профессор кафедры изобразительного искусства и методики его преподавания Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия; е -mail: i-ryazanceva@list.ru
Васильева Ангелина Игоревна - аспирант кафедры изобразительного искусства и методики его преподавания Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия; е-mail: angelinamory@mail.ru
Статья поступила в редакцию 09.06.2018
Объектом исследования является творчество современных чувашских художников-этнофутуристов, его особенности, позволяющие определить связь с духовно-нравственным мировосприятием чувашского народа [3], [14]. В статье приводятся результаты экспериментального исследования по выявлению трансформаций этнического сознания у студентов-бакалавров факультета художественного и музыкального образования Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева.
Изменения, произошедшие в политической, экономической и социальной жизни России, привели к ухудшению нравственного состояния общества. Новые социальные установки ориентируют человека на прагматические ценности. Мировые тенденции развития образования актуализировали проблему формирования духовно -нравственных ориентиров у студентов и поставили новые вопросы к высшему профессиональному образованию [16].
Как показывает практика, нравственное развитие личности наиболее эффективно происходит на основе освоения культурного опыта родного народа. Известно, что духовные народные ценности и традиции в течение многих веков играли решающую роль в формировании нравственных идеалов. В процессе изучения национальной культуры будущий специалист усваивает культурные ценности, приобщается к родному этносу, осознает свое место в мире. Поэтому одним из важных направлений в подготовке учителей изобразительного искусства является совершенствование их знаний, умений и навыков использования воспитательного потенциала художественных произведений в формировании духовно-нравственной культуры учащихся [1].
«Философский словарь» определяет культуру как «способ организации человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и духовных ценностей, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе» [15]. Рассматривая данное определение как базовое, нельзя не учитывать мнение М. В. Лукова, который отмечает, что культура личности представляет собой определенный набор элементов «культурного капитала», актуализированный в конкретных условиях и проявляющийся исключительно в отношениях человека к текущим событиям [7]. По А. Г. Спиркину [12], культура - «совокупность материальных и духовных ценностей, способы их создания и умение использовать для прогресса человечества». М. С. Каган придерживается мнения, что она есть «система внегенети-ческой связи человека, природы и общества, обеспечивающая его деятельное существование и развитие» [5]. В педагогике широкое распространение получило понятие «культура» как синоним прогрессивных изменений в развитии личности. В. А. Сластенин подчеркивает, что «культура - это всегда творчество, она всегда рассчитана на адресата, на диалог, усвоение ее есть процесс личностного открытия» [11, с. 13].
Культура многопланова, имеет различное содержание. В многочисленных исследованиях культурологов, философов она рассматривается в качестве специфического способа деятельности, связанного, например, с процессом творческой саморегуляции личности и способствующего изменению и совершенствованию человека (А. Н. Леонтьев, В. С. Давидович, В. П. Зинченко, М. С. Каган и др.).
Выделяют материальную, духовную, нравственную, экологическую, производительного труда, эстетическую, педагогическую, физическую культуру.
Например, духовная культура - это деятельность, направленная на духовное развитие человека и общества, а также ее результаты. Эта культура специфична. С точки зрения общественного сознания, ее можно разделить на следующие элементы: эстетическая, правовая, религиозная, философская, социальная (язык, быт, обычаи, традиции и другие составляющие), этическая, научная культура. Элементов духовной культуры может быть гораздо больше, их объединяет одно свойство: присваивая человеку духовно развитую
культуру, следует понимать, что все элементы в ней развиты, так как «в духовно развитом человеке все духовно» [1], [10].
Духовная культура включает миф, религию, нравственность, искусство, философию, науку. Миф - первая, древнейшая форма культуры - создает формы, средства символического мышления, в нем все условно. Он как бы очеловечивает явления природы, сводит их к человеческим представлениям и видениям. Духовная культура всегда ориентирована на духовно-нравственные ценности. Важным направлением духовно-нравственного развития личности выступает ее приобщение к художественной культуре, изобразительному искусству.
На протяжении истории существовали и существуют различные виды изобразительного искусства. Их основные особенности всегда зависели и зависят от того, как они относятся к форме, цвету и пространству, то есть к изображению трехмерного пространства и двухмерной (длина и ширина) плоскости произведения, где глубина передается условно теми или иными специальными приемами.
В прикладном искусстве возникает особая задача - художественная организация пространства помещения, для которого художник создает дизайн мебели, обоев и т. п. Свои требования к пониманию пространства предъявляет и театр, для которого изготавливаются декорации.
В отличие от литературы, театра, кино и музыки, способных передавать движение и развитие во времени, изобразительное искусство всегда воплощает предметы и лица в момент их существования, и только через этот единственный миг художник должен дать почувствовать зрителю, что предшествовало и что, возможно, последует за изображенным мгновением.
Изобразительное искусство, как и иные виды искусства, раскрывает способности и потребности человека передавать в художественной, поэтической форме свое восприятие и понимание мира. На протяжении столетий создано множество великих художественных произведений, вошедших в духовную сокровищницу человечества, в его культуру. В них наиболее сильно и ярко выражены мировоззрение той или иной эпохи, понимание людьми красоты.
Видное место среди них занимают картины чувашского художника А. И. Миттова, который прожил всего 39 лет, но оставил большое творческое наследие, связанное с историей и культурой чувашского народа, которое до сих пор остается не до конца исследованным.
Изучив произведения других художников Чувашии (Н. В. Овчинникова, Г. Г. Фо-мирякова и др.), отразивших глубину, духовность чувашского мировоззрения в изображении праздников, обрядов, а также фольклор чувашей, мы обнаружили почитание таких нравственных ценностей, как трудолюбие, дружба, доброта, целомудрие, честность [2], [6], [10], [13]. Чувашский народ понимал, как важно нравственное развитие человека, и мы видим, что в его культурных традициях отражена забота о совершенствовании личности [4], [8], [9].
Будущие учителя изобразительного искусства могут не только проникнуться культурой родного народа, но и развивать духовно-нравственные качества (любовь к малой и большой Родине, коллективизм, трудолюбие, ответственность), формировать общекультурные ценности.
Попытка осмысления древних чувашских традиций, обрядов, мифов, стремление определить особенности художественного менталитета были пробуждены в обществе творчеством А. И. Миттова. Мы отмечаем, что основной темой его живописных произведений является прошлое чувашского народа. В бытовых («Ужин в саду» (рис. 1), «Застольная»), трудовых («Сеятель»), праздничных и обрядовых («Свадьба», «Хоровод»,
«Хоровод у дерева» (рис. 2)) сценах все персонажи изображены в национальных костюмах, украшенных удивительной по красоте орнаментальной вышивкой [8], [9].
Рис. 1. «Ужин в саду», 1965 г., бумага, 41 х 41,5
В сериях картин «Чувашская старина», «Земля наших дедов» отражены крестьянская пашня, жнитва, хоровод, застолье, другие обычаи, бытовавшие в народе. Когда был собран урожай, люди собирались за столом, разливали пиво, сваренное из нового хмеля, в молчании, стоя, поочередно проливали несколько капель в середину стола в память отцов и дедов, а потом запевали песню про соху и благословление труда на земле [2], [8], [9].
Рис. 2. «Хоровод у дерева», 1967-1969 гг., картон, 50,5 х 43,5
А. И. Миттов в этих сериях не занимался бытоописанием древних чувашей, передачей этнографических признаков их костюмов. Вот что он сам писал о своей задаче: «Стараюсь найти чувашскую форму изобразительного искусства, чтобы можно было говорить о чувашском национальном изобразительном искусстве в той же мере, как существует чувашский язык, чувашская музыка, чувашская поэзия, чувашская вышивка...» [8], [9].
Серия картин по мотивам народной песни «Алран кайми аки-сухи» связана с глубоким осмыслением чувашской культуры в различных ее проявлениях - поэзии, музыке. В каждом полотне - ипостаси крестьянской жизни: пахота, посев, жатва, застолье - имеется поэтическое звучание и эпическая мощь старинной застольной песни чувашей:
Плуг-соха вечно в руках! Знакомые-ровесники вечно в памяти!
Отец-мать вечно в памяти! Всего дороже односельчане-соседи!
Старше Бога нет ничего, Не выпить ли нам, не поесть ли,
Дороже отца-матери нет ничего. До самой смерти вместе, не пожить ли?
Одна из главных особенностей творчества А. И. Миттова - глубинное подсознание, играющее ключевую роль в создании духовного поля картины. В нем сконцентрировалась информация о детстве художника и его предках, память многих поколений чувашей. Прямая иллюстрация этого дара - картина «Меланхолия. Художник и его предки» (1969 г., оргалит, 78 х 52). То, что на ней изображено, можно увидеть только внутренним зрением [8], [9].
От учителя изобразительного искусства требуется четкое понимание национального воспитательного идеала, видение путей его реализации. Для того чтобы будущие педагоги имели конкретное представление об этом идеале родного народа, необходимо на занятиях ознакомить их с имеющимся этнопедагогическим опытом, выраженным в национальной культуре, духовных ценностях, традициях, обычаях, создавая при этом педагогические условия (выявление воспитательного потенциала художественных произведений, планирование воспитательной работы, создание рефлексивной среды, индивидуальный подход), при которых студенты будут не просто воспринимать информацию, но и с интересом самостоятельно изучать национальную культуру, изоискусство, заниматься поиском информации, проявлять себя в процессе обучения, задавать вопросы, высказывать оригинальные идеи и гипотезы, обмениваться мыслями, мнениями, оценками.
Для создания таких условий необходимо использовать современные педагогические технологии, такие как личностно-ориентированное обучение (включающее развивающее), проблемное обучение, обучение в сотрудничестве и др. На занятиях для введения нового материала необходимо применять учебное ИКТ-оборудование для демонстрации видеоматериалов, мультимедийных презентаций, содержащих изображения, текст, звуковой ряд с целью лучшего восприятия информации, активизации внимания студентов [11].
Так, важным педагогическим условием формирования духовно-нравственных ориентиров является создание рефлексивной среды. Стремление к самопознанию, саморазвитию представляет собой одну из базовых духовных ценностей. Рефлексивная деятельность обучающихся играет большую роль не только в их нравственном развитии, но и в формировании у них компетентности, способствующей саморазвитию на протяжении всей жизни, повышению духовно-нравственного уровня.
Для проверки результативности предложенных нами педагогических условий на базе Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева была проведена опытно-экспериментальная работа по формированию у будущих учителей изобразительного искусства духовно-нравственных ориентиров. В ней приняли участие студенты-бакалавры 1-11 курсов факультета художественного и музыкального образования по направлению подготовки «Педагогическое образование (изобразительное искус-
ство)», II курса по направлению подготовки «Профессиональное обучение (ДПИ и Дизайн)». Экспериментальное исследование шло в 3 этапа в период с 2015 по 2017 гг.
Проведенная работа позволила диагностировать имеющиеся знания о культуре чувашей, чувашском изобразительном искусстве; определить мотивированность к изучению и трансляции нравственного потенциала произведений чувашской художественной культуры в процессе профессионального роста, уровень сформированности общечеловеческих нравственных ценностей и духовно-нравственных ориентиров у студентов-бакалавров. В результате проведения педагогического эксперимента были установлены следующие изменения:
1. Уровень сформированности общечеловеческих духовно-нравственных ценностей у опрошенных во время первого анкетирования составил в среднем 73,65 %. Согласно опросу обучающихся, с которыми был проведен формирующий эксперимент, он был равен 73,25 %, то есть остался средним, уменьшился лишь на 0,4 % (рис. 3).
Рис. 3. Динамика сформированности общечеловеческих духовно-нравственных ценностей
2. Уровень интереса к изучению произведений чувашской художественной культуры у опрошенных в ходе первого анкетирования составил в среднем 64,33 %. При опросе студентов, с которыми был проведен формирующий эксперимент, их уровень составил 73,25 %. Уровень данного интереса остался средним, увеличился на 8,92 % (рис. 4).
100,00%
75,00%
50,00%
25,00%
0,00%
79,17% 67,33%
63,67% 62,50% 63,75%
I к. ИЗО II к. ИЗО II к. ДПИ и Дизайн
I Первое анкетирование ■ Второе анкетирование ■ Третье анкетирование
Рис. 4. Динамика заинтересованности к изучению произведений чувашской художественной культуры
3. Уровень знаний чувашской культуры у опрошенных в среднем составил 42,55 %. При опросе тех, с кем был проведен формирующий эксперимент, их уровень составил 55,47 %. Он был низким, стал средним, увеличившись на 12,92 % (рис. 5).
4. Уровень знаний чувашского изоискусства у респондентов был в среднем 28,27 %. При опросе обучающихся, с которыми был проведен формирующий эксперимент, он составил 45,73 %. Уровень знаний чувашского изоискусства остался низким, хоть и увеличился на 17,46 % (рис. 6).
юо.ооад
75,0094
50,0»%
25,00«
44,^3%
■ 1
II к. изо
I Первое тестирование
II к.ДПИ и Дизайн I Второе тестирование
Рис. 5. Динамика уровня знаний чувашской культуры
Рис. 6. Динамика уровня знаний чувашского изоискусства
Общий уровень сформированности духовно-нравственных ориентиров по четырем критериям составил у опрошенных 52,2 %. При опросе тех, с кем был проведен формирующий эксперимент, их уровень составил 61,93 % (увеличился на 9,73 %).
Резюме. Мы выявили формы, методы и педагогические условия формирования и развития духовно-нравственных ориентиров у студентов педагогических вузов в процессе изучения национальной культуры. В ходе проведения разнообразных типов занятий у студентов-бакалавров повысился уровень сформированности общечеловеческих нравственных ценностей и духовно-нравственных ориентиров, развитие которых необходимо осуществлять в процессе обучения по теме ценностей и художественного наследия чувашской культуры. Более того, изучение ценностного мира, нравственности и мировоззрения чувашей является теоретической и практической основой духовно-нравственного воспитания обучающихся.
ЛИТЕРАТУРА
1. Безрукова В. С. Основы духовной культуры : энциклопедический словарь педагога. - Екатеринбург : Деловая книга, 2000. - 937 с.
2. Волков Г. Н. Этнопедагогика : учебник для студентов сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М. : Академия, 1999. - 168 с.
3. Иванов-ОрковГ. Н. Миры Миттова // КИЛ. - 2008. - № 2. - С. 112-114.
4. Исаев Ю. Н. Чувашская энциклопедия. Т. 4 : Си-Я. - Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 2011. - 795 с.
5. КаганМ. С. К вопросу о понимании культуры // Философские науки. - 1989. - № 5. - С. 15.
6. Лихачев Б. Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей (теоретико-исторический анализ воспитательных ценностей в России в XIX и XX веках). - Самара : Изд-во СИУ, 2007. - 85 с.
7. Лукова М. В. О понятии «универсальная культура» // Культурологические, педагогические, психологические проблемы высшего образования : сборник материалов. - М., 2004. - С. 153.
8. Мордвинова А. И. А. И. Миттов и чувашское изобразительное искусство второй половины XX века // Научные доклады ЧГИГН. Вып. 21. - Чебоксары, 2015. - 40 с.
9. Мордвинова А. И. Художник Анатолий Миттов. Дорога в гору : книга-альбом. - Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 2011. - 208 с.
10. Руссков С. П. Духовно-нравственное развитие личности - приоритетное направление в современном образовании // Народная школа = Халах шкулё. - 2015. - № 4. - C. 13.
11. Сластенин В. А. Формирование профессиональной культуры учителя. - М. : Прометей, 1993. - 178 с.
12. Спиркин А. Г. Философия : учебник. - М. : Гардарики, 1998. - 762 c.
13. Терентьева О. Н. Чувашский этнос: традиционные мировоззренческие основы и менталитет. - Чебоксары : Баласс, 2010. - 223 с.
14. Трофимов А. А. Искусство / ред. В. А. Прохорова. - Чебоксары : ЧГИГН, 2005. - 604 с.
15. Философский словарь. - М. : Советская энциклопедия, 1983. - 456 c.
16. Харитонова Ф. П. Педагогические условия формирования этнопедагогической компетентности в поликультурном образовательном пространстве // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2008. - № 4. - С. 207-212.
UDC [378.016:008]:37.034 DOI 10.26293/chgpu.2019.101.1.024
I. M. Ryazantseva, A. I. Vasilyeva
DEVELOPMENT OF SPIRITUAL AND MORAL VALUES AT STUDENTS OF PEDAGOGICAL UNIVERSITIES IN THE PROCESS OF STUDYING ETHNIC CULTURE
I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia
Abstract. The article deals with the formation and development of spiritual and moral values at bachelor students in the process of professional training; provides the sources which demonstrate that the existing research works do not completely reveal the issues of spiritual and moral development of students, that there are no guidance papers which serve to determine the person-centered peculiarities of the development of students in the process of teaching Fine Arts; gives a brief review of literary works by A. Mittov, whose inspiration came from the Chuvash ethnic culture and who could reveal its educational and moral potential.
Keywords: ethnic culture, Fine Arts, moral values, pedagogics.
REFERENCES
1. Bezrukova V. S. Osnovy duhovnoj kul'tury : enciklopedicheskij slovar' pedagoga. - Ekaterinburg : Delovaya kniga, 2000. - 937 s.
2. Volkov G. N. Etnopedagogika : uchebnik dlya studentov sred. i vyssh. ped. ucheb. zavedenij. - M. : Akademiya, 1999. - 168 s.
3. Ivanov-Orkov G. N. Miry Mittova // KIL. - 2008. - № 2. - S. 112-114.
4. Isaev Yu. N. Chuvashskaya enciklopediya. T. 4 : Si-Ya. - Cheboksary : Chuvash. kn. izd-vo, 2011. - 795 s.
5. Kagan M. S. K voprosu o ponimanii kul'tury // Filosofskie nauki. - 1989. - № 5. - S. 15.
© Ryazantseva I. M., Vasilyeva A. I., 2019
Ryazantseva, Irina Mikhaylovna - Doctor of Pedagogics, Associate Professor of the Department of Fine Arts and Methods of Teaching, I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia; e-mail: i-ryazanceva@list.ru
Vasilyeva, Angelina Igorevna - First-year Post-graduate Student, Department of Fine Arts and Methods of Teaching, I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University Cheboksary, Russia; e-mail: angelinamory@mail.ru
The article was contributed on June 09, 2018
Вестник ^TnY vm. H. H. Xmeneea. 2019. № 1(101)
6. Lihachev B. T. Vvedenie v teoiiyu i istoriyu vospitatel'nyh cennostej (teoretiko-istoricheskij analiz vospitatel'-nyh cennostej v Rossii v XIX i XX vekah). - Samara : Izd-vo SIU, 2007. - 85 s.
7. Lukova M. V. O ponyatii «universal'naya kul'tura» // Kul'turologicheskie, pedagogicheskie, psihologicheskie problemy vysshego obrazovaniya : sbornik materialov. - M., 2004. - S. 153.
8. Mordvinova A. I. A. I. Mittov i chuvashskoe izobrazitel'noe iskusstvo vtoroj poloviny XX veka // Nauchnye doklady ChGIGN. Vyp. 21. - Cheboksary, 2015. - 40 s.
9. Mordvinova A. I. Hudozhnik Anatolij Mittov. Doroga v goru : kniga-al'bom. - Cheboksary : Chuvash. kn. izd-vo, 2011. - 208 s.
10. Russkov S. P. Duhovno-nravstvennoe razvitie lichnosti - prioritetnoe napravlenie v sovremennom obra-zovanii // Narodnaya shkola = Halah shkule. - 2015. - № 4. - C. 13.
11. Slastenin V. A. Formirovanie professional'noj kul'tury uchitelya. - M. : Prometej, 1993. - 178 s.
12. Spirkin A. G. Filosofiya : uchebnik. - M. : Gardariki, 1998. - 762 s.
13. Terent'eva O. N. Chuvashskij etnos: tradicionnye mirovozzrencheskie osnovy i mentalitet. - Cheboksary : Balass, 2010. - 223 s.
14. TrofimovA. A. Iskusstvo / red. V. A. Prohorova. - Cheboksary : ChGIGN, 2005. - 604 s.
15. Filosofskij slovar'. - M. : Sovetskaya enciklopediya, 1983. - 456 s.
16. Haritonova F. P. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya etnopedagogicheskoj kompetentnosti v polikul'turnom obrazovatel'nom prostranstve // Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I. Ya. Yakovleva. - 2008. - № 4. - S. 207-212.