Научная статья на тему 'Развитие художественного творчества в Чувашии в период социальных перемен (90-е годы XX века)'

Развитие художественного творчества в Чувашии в период социальных перемен (90-е годы XX века) Текст научной статьи по специальности «Искусство. Искусствоведение»

CC BY
242
51
Поделиться
Ключевые слова
РЕГИОН / ПЕРЕСТРОЙКА / ИСТОРИЯ ЧУВАШИИ XX-XXI ВВ / КУЛЬТУРА / ТВОРЧЕСКАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Аннотация научной статьи по искусству и искусствоведению, автор научной работы — Ерофеев Борис Николаевич

Изучено развитие художественного творчества в Чувашии в 90-е гг. XX в. Раскрываются вопросы формирования изобразительного искусства, а также деятельности скульпторов республики в постсоветский период. Исследовано формирование творческих союзов на этапе социальных перемен конца XX в. Статья написана на основе первоисточников, ряд из которых впервые вводится в научный оборот, и историографии проблемы.

DEVELOPMENT OF ARTISTIC CREATIVITY IN CHUVASHIA IN THE PERIOD OF SOCIAL CHANGES (1990s)

The article contains the materials concerning the development of art in Chuvashia in 1990s. The author considers such issues as shaping of fine arts, the activities of the Chuvash Republic sculptors in the post-soviet period, as well as establishing creative unions at the stage of social changes in late XX century. The paper is based on the historiography of problems and a number of original sources, some of which were put into scientific circulation for the first time.

Текст научной работы на тему «Развитие художественного творчества в Чувашии в период социальных перемен (90-е годы XX века)»

УДК 93/94 ББК 63.3

Б.Н. ЕРОФЕЕВ

РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА В ЧУВАШИИ В ПЕРИОД СОЦИАЛЬНЫХ ПЕРЕМЕН (90-е годы XX века)

Ключевые слова: регион, перестройка, история Чувашии XX-XXI вв., культура, творческая интеллигенция, изобразительное искусство.

Изучено развитие художественного творчества в Чувашии в 90-е гг. XX в. Раскрываются вопросы формирования изобразительного искусства, а также деятельности скульпторов республики в постсоветский период. Исследовано формирование творческих союзов на этапе социальных перемен конца XX в. Статья написана на основе первоисточников, ряд из которых впервые вводится в научный оборот, и историографии проблемы.

B. EROFEEV

DEVELOPMENT OF ARTISTIC CREATIVITY IN CHUVASHIA IN THE PERIOD OF SOCIAL CHANGES (1990s)

Key words: region, perestroika, XX-XXI century history of Chuvashia, culture, intellectuals, art.

The article contains the materials concerning the development of art in Chuvashia in 1990s. The author considers such issues as shaping of fine arts, the activities of the Chuvash Republic sculptors in the post-soviet period, as well as establishing creative unions at the stage of social changes in late XX century. The paper is based on the historiography of problems and a number of original sources, some of which were put into scientific circulation for the first time.

В идеях и образах российской культуры 1990-х гг., особенностях духовной жизни народа отразилась эпоха - распад СССР и движение к демократии, противостояние ветвей власти и изменение положения России в мире, смена моделей общественного развития и разрыв традиционных связей с мастерами культуры бывших союзных республик. Провозглашенная свобода, отмена цензурных ограничений, открытость мировому процессу, резкое сокращение государственных затрат на становление общеобразовательных учреждений, возросшая материальная зависимость от владельцев капитала в полном объеме оставили след и на изобразительном искусстве конца XX -начала XXI вв. В то же время мы должны помнить, что именно духовная сфера определяет суть человеческого общества. Наука, образование, мораль, искусство способствуют прогрессу, полноценному общественному развитию, творческой деятельности, приносящей человеку духовное наслаждение, которое обогащает человечество в целом и становится импульсом к последующему движению вперед [12. С. 89].

Современные исследователи выделяют несколько этапов формирования постсоветского художественного искусства в современной России: 1985-1990 гг. -обретение мастерами как творческой, так и институциональной свободы; 19901993 гг. - активное строительство Art-рынка; 1993-1999 гг. - кризис развития искусств в стране; с 2000 г. по настоящее время - пробуждение художественной жизни после застоя [18].

В результате с начала 1990 гг. и в течение последующих десяти-пятнад-цати лет в региональном искусстве и во всей России ведущими становятся постмодернистские тенденции, практика создания которых утверждается почти повсеместно. Поскольку со второй половины ХХ в. деление изобразительного искусства на виды и жанры становится достаточно условным, новый статус и

принцип создания произведений постмодернистского искусства позволяют художникам, одновременно работая в пределах своей специализации, создавать «объекты» и «инсталляции», артефакты процессуального (запретного ранее) искусства [17. С. 3-4]. В новых видах художественной практики мастера достигли значительных успехов, особенно в наделении постмодернистской стилистики чертами этнического своеобразия, что помогло выделить проблему национальной и региональной специфики. Например, А.Н. Автономова отмечает: «В чувашской живописи наряду с реализмом появились символическая и авангардная тенденции, предполагающие безусловное стремление к новизне, открытости чувств и мыслей, раскованности, свободе художественного языка, обращению к различным историческим темам» [2. С. 25-26].

В 1990-е гг. в изобразительном искусстве получает развитие исторический пейзаж («Чебоксары. Половодье, 1926 г.» Н.В. Овчинников, 1993, декоративная ваза «Памяти Миттова» Ю.И. Ксенофонтова, 1995, скульптурная композиция «Прометей» В. Зотикова, 1997). В станковых формах искусства преуспели в разработке «чувашской темы» В. Агеев, К. Владимиров, Н. Енилин, С. Кадикин, Ф. Мадуров, Ю. Матросов, С. Михайлов, В. Петров, А. Розов [4. С. 65-67]. В конце XX столетия художники все больше увлечены созданием национальных образов, прослеживается смена историко-революционной темы новой -историко-философской.

Глубокий смысл творений мастеров неразрывно связан с древней историей родного народа, его миропониманием и философией, богами, мифами и легендами, а также с сохранившимися до наших дней традициями. Например, в картине «Отец чувашской нации - хан Кубрат» (2000) Н.В. Овчинников умело передал огромную внутреннюю энергию, дух и физическую мощь Кубрата. Используя плотные, широкие мазки, автор создал запоминающийся образ хана. Применение активного красного цвета дает ощущение некой торжественности и значимости события [1. С. 4]. Народный художник Чувашии В.П. Праски-Витти в серии произведений «Обретение новой Родины венграми» (1994-1995) затрагивает тему дружбы болгар и венгров в древние времена, ищет истоки этой дружбы. А художник В.И. Агеев в своих работах в большей степени рассказывает об истории чувашского народа, его становлении и развитии, где значительное место занимают легенды и сказания родного края. Историк Г.И. Тафаев отмечает: «В.И. Агеева можно назвать "самый чувашский художник". На сегодня в Чувашии нет такого художника, который так ярко описывает языческую древнеболгарскую цивилизацию» [16].

Формирование образа чувашской нации нашло отражение в творчестве многих региональных мастеров, их работы отличаются ярко выраженной этнической направленностью. Эта тенденция, связанная в первую очередь с поисками национальной идентичности, нашла глубокое отражение в динамическом историческом пространстве. Этнический компонент, основывающийся на теме героев истории, традиционных элементах местной культуры, получил широкое распространение в области станковой живописи, графики и скульптуры. Наглядным примером служит произведение скульпторов Ф.Н. Мадурова и Ю.Н. Новикова -«Дорога на Москву "Конница"», за исполнение которой в 1993 г. они были выдвинуты на соискание государственной премии Чувашской Республики в области изобразительного искусства и архитектуры [5. Л. 1]. Данная монументально-декоративная композиция, отражающая важное историческое событие, и по сей день является достопримечательностью г. Чебоксары.

Также среди работ заслуженного художника Чувашии Ф.Н. Мадурова можно выделить: двухфигурную композицию «Ара-Ама» (1990 г.), «Истина» (2001 г.),

портрет Н.Я. Бичурина (2002 г.), «Асамат» (2003 г.), монументально-декоративную композицию «Ворота солнца» (1995 г.) и др. Примечательно, что мастер является одним из немногих представителей республики, чьи произведения находятся в собраниях Чувашского государственного художественного музея, Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея и др.

Одним из наиболее видных мастеров республики в области скульптуры является заслуженный художник Чувашской Республики (2001 г.), заслуженный художник Республики Башкортостан (1992 г.), заслуженный художник Российской Федерации (2008 г.), лауреат Государственной премии Чувашии в области литературы и искусства (2008 г.) В.П. Нагорнов. Его творениями стали: монументальный барельеф «Добровольное вхождение чувашского народа в состав Русского государства» (1995 г.), скульптура «Муза» (1985 г.), памятник К.В. Иванову (1991 г., 1995 г.), «Стрижи. Память» (1994 г.), станковые произведения: портрет Зухди Чаколли (1990 г., 2005 г.), «Булгарка» (1991 г.), А.С. Пушкин (1999 г.) и др. Одна из наиболее значительных работ - «Монумент Матери», расположенный в центре г. Чебоксары (2003 г.) .

Особое внимание привлекает произведение А.С. Розова «Монумент им. 400-летия г. Цивильска» (1989 г.). Композиция выполнена в традиционной национальной тематике и несет в себе глубокий символический смысл. «Благодаря высокому мастерству монумент является одним из немногих произведений монументально-декоративного искусства, сооруженных в Чувашии и имеющих высокие архитектурно-художественные достоинства», отмечает в своем отзыве заслуженный архитектор Чувашской Республики Р.К. Рахимов [6. Л. 1].

Сравнивая культурное развитие Чувашии в советское и постсоветское время в области скульптуры, в интервью от 19 апреля 2014 г. В.П. Нагорнов отметил следующее: «Хотелось бы рассказать о 1970-х гг. В это время в Чувашию приехала плеяда профессиональных скульпторов, среди которых следует выделить Ю.И. Ксенофонтова, объединившего вокруг себя талантливую молодежь. Именно тогда образовалась чувашская школа скульпторов. На сегодняшний день, к сожалению, среди молодежи становится все меньше видных представителей нашей профессии»2. Несмотря на это, в настоящее время скульпторы республики занимают достойное место среди деятелей Приволжского федерального округа, считает В.П. Нагорнов.

Об успехах живописцев, графиков, скульпторов, мастеров декоративно-прикладного искусства Чувашии 1990-х гг. можно судить по многочисленным художественным выставкам - юбилейным, тематическим, традиционным: посвященным 150-летию со дня рождения выдающегося просветителя чувашского народа И. Яковлева (1998 г.), 100-летию поэта-трибуна М. Сеспеля (1999 г.), 55-летию Великой Победы (2000 г.). Значительными событиями в художественной жизни стали выставки произведений П. Кипарисова и Н. Овчинникова (1998 г.), Р. Терюкаловой, К. Владимирова и Н. Енилина (1999 г.), Н. Карачар-скова, Р. Федорова и В. Бритвина (2000 г.) [13. С. 7-8]. Указанные мероприятия характеризуют с положительной стороны творческую деятельность живописцев, графиков, скульпторов, мастеров декоративно-прикладного искусства республики и свидетельствуют о слаженной работе их профессиональных союзов с Министерством культуры, по делам национальностей и архивного дела Чу-

1 Интервью с заслуженным художником России, Чувашской Республики и Республики Башкортостан, членом правления Союза художников Чувашии В.П. Нагорновым от 19 апреля 2014 г.

2 Там же.

вашской Республики. Такие выставки выполняют одну из основных функций -сохранение, развитие и распространение культурных ценностей.

Передвижные выставки работ скульпторов и художников республики неоднократно проходили на межрайонном и межрегиональном уровне: произведения мастеров выставлялись в Самарской, Ульяновской областях, республиках Башкортостан и Татарстан [11. Л. 29]. Подобные мероприятия являлись особенно актуальными для региональных художников, многие из которых не имели непосредственного выхода к достижениям современного мирового искусства. Их следствием становились эксперименты в области новейших художественных практик и возникновение художественных групп и творческих коллективов, чья деятельность способствовала распространению новых форм и методов в искусстве республики.

Необычен опыт работы творческих бригад художников, которые начали образовываться в Чувашии еще с 1970-х гг. Например, бригада художников «Ибресионисты», сформированная в 1992 г., в которую входили такие художники, как М.Ф. Харитонов, В.С. Семёнов, А.А. Самарин, П.М. Меркурьев, Н.В. Федоров, Н.И. Панасюк, Ю.В. Викторов, под руководством В.Л. Немцова выполняла виды с пейзажами посёлка Ибреси, написала портреты знатных ибресин-цев - ветеранов войны и труда. Эти произведения, а также творения В.И. Агеева, Г.А. Алексеева, В.И. Белова, А.И. Брындина, В.А. Зотикова, Н.П. Карачар-скова, В.А. Леонтьева, П.В. Сизова, В.В. Федорова, В.С. Шведова, Э.М. Юрьева и других авторов в 1993 г. были представлены на юбилейной выставке в Ибре-синской картинной галерее [19. С. 195]. При этом вызывает интерес не только идея существования подобных объединений, но и их цель, а также результаты совместной творческой деятельности - создание произведений, посвященных жизни чувашского народа.

В развитие профессионального изобразительного искусства и активизацию выставочной деятельности мастеров республики в постперестроечный период весомый вклад был внесен Союзом художников Чувашии (СХЧ; до октября 1991 г. - Союз художников Чувашской АССР), являющимся региональным отделением Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России» [7. Л. 1-5]. Председателем правления СХЧ на XII съезде 19-20 июня 1991 г. был избран Р.Ф. Федоров, а на XIII съезде художников Чувашии от 24 июня 1993 г. в состав правления также были избраны: А.П. Анохин, Ю.А. Бубнов, М.Г. Григорян, В.Ф. Гришаев, А.И. Бахмисов, А.М. Федосеев, А.Г. Григорьев [15. С. 9].

Основными целями и задачами СХЧ стали: организация и осуществление культурной, творческой и выставочной деятельности, участие в художественном и эстетическом воспитании населения республики в традициях духовности, патриотизма, гуманизма, сохранение, развитие и пропаганда лучших традиций художественного наследия родного народа, забота о творческой молодежи, развитие связей с другими региональными отделениями [8. Л. 14]. В своем интервью заслуженный художник России В.П. Нагорнов отметил: «Союз художников Чувашии - это общественная организация, которая объединяет профессионалов своего дела. Союз обеспечивает нас мастерскими, также он является определенным органом, благодаря которому его члены имеют возможность

3

представлять свои произведения на выставках» .

3 Интервью с заслуженным художником России, Чувашской Республики и Республики Башкортостан, членом правления Союза художников Чувашии В.П. Нагорновым от 19 апреля 2014 г.

В настоящее время представителями Союза художников Чувашии являются 129 мастеров изобразительного искусства [14]. Многие из них имеют звания заслуженных художников и деятелей искусств Российской Федерации и Чувашской Республики, неоднократно выдвигались на соискание и становились лауреатами Государственной премии Чувашской Республики в области изобразительного искусства и архитектуры [9. Л. 6].

Члены СХЧ ведут активную педагогическую деятельность. Так, например, председатель союза Р.Ф. Федоров с 1964 г. работает на кафедре живописи художественно-графического факультета Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. За эти годы им подготовлено сотни специалистов, многие из которых стали профессиональными художниками. Р. Федоров - народный художник РФ, действительный член Российской академии художеств. Широко известны его произведения станковой живописи, исторические полотна, портреты, которые неоднократно экспонировались в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Самаре, Н. Новгороде, Финляндии, Эстонии, Германии и Швейцарии [13. С. 91]. Многие годы он является председателем выставки региона «Большая Волга», секретарем правления Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России».

По инициативе правления на базе СХЧ в 1991 г. (протокол правления СХЧ от 16 июля 1991 г. № 2) создан творческо-производственный комбинат. Профиль работ предприятия достаточно широк: станковая живопись и графика, скульптура монументальная, станковая, декоративная, декоративно-прикладное, оформительское и народное искусство, все виды художественной отделки и др. [10. Л. 1-5].

Для совместной творческой и выставочной деятельности, развития национальной темы в искусстве, сохранения, приумножения и пропаганды культурного наследия чувашского народа в 1993 г. в республике создан Союз чувашских художников (СЧХ) [3. С. 91] - творческое объединение профессиональных мастеров изобразительного, декоративно-прикладного, театрально-декорационного искусства и народных художественных промыслов. Председателями правления СЧХ были: П.С. Пупин (1993-1995), Ю.П. Матросов (1995-1997), Ю.И. Ксенофон-тов (1997-2001). Представителями указанного союза явились живописцы и графики, такие, как В.И. Агеев, Н.П. Карачарсков, Г.И. Исаев, К.В. Владимиров, Н.А. Енилин, С.Н. Михайлов (Юхтар), А.И. Алексеев (Сандр Пикл), П.В. Петров, скульпторы П.С. Пупин, В.А. Зотиков, В.А. Кузьмин, монументалисты В.П. Петров (Праски Витти), А.С. Розов, театральные художники Ю.П. Матросов, В.В. Фёдоров, В.С. Шведов, художники-сатирики Н.Л. Яковлев и В.Н. Яковлев, мастера декоративно-прикладного искусства Ю.И. Ксенофонтов, Н.М. Балтаев, Т.В. Шар-кова, В.Г. Егоров (Аванмарт), Л.К. Гаврилова, мастера народных художественных промыслов А.В. Брагина и Г.В. Изратова [3. С. 91]. СЧХ проводил ежегодные отчетные выставки. Концептуальной по идее, форме и содержанию явилась тематическая выставка «Чувашский лес» (1995). Произведения мастеров искусства союза привнесли звучание национального колорита международным выставкам, таким, как «Мир этих глаз. Геннадий Айги и его художественное окружение», состоявшимся в Чебоксарах (1994, 1997) [3. С. 91].

В статье «Чувашское изобразительное искусство в 1994 г. (Обзор)» Ю.В. Викторов отмечает успехи представителей СЧХ в разработке национальной темы во всех видах изобразительного искусства. Отмечаются работы Ю.И. Ксенофонтова (декоративная ваза «Памяти Миттова»), В. Зотикова (скульптурная композиция «Прометей»). В станковых формах искусства удачными в разработке «чувашской темы» стали произведения В. Агеева, К. Вла-

димирова, Н. Енилина, С. Кадикина, Ф. Мадурова, Ю. Матросова, С. Михайлова, В Петрова, А. Розова: творения их связаны с древней историей родного народа, его миропониманием и философией, его богами, мифами и легендами, а также с сохранившимися до наших дней традициями. Выделялись работы Н. Балтаева, Л. Гавриловой, С. Дмитриева, В. Егорова (Аванмарта), В. Егорова и В. Туктарова. Положительную оценку получили полотна А. Алексеева,

B. Ильиной. Г. Исаевой, П. Петровой, скульптурные работы В. Андреева, П. Платонова, П. Пупина и Л. Тихонова [4. С. 65-67].

Таким образом, изобразительное искусство республики в конце ХХ - начале ХХ! вв. обогатилось профессиональными мастерами и их живописными произведениями. При всем многообразии сюжетов авторы активно работали над национальной темой. Появились новые формы, направления и методы изображения. Несмотря на то, что часто сюжет, содержание и идея картины возникали в преддверии той или иной знаменательной даты, они нередко становились толчком для создания глубокого идейно-содержательного образа. Важными факторами развития и обогащения культуры является плодотворная деятельность ряда региональных художников, что подтверждается их активным участием в различных региональных и всероссийских фестивалях и конкурсах. 1990-е гг. стали периодом творческой свободы деятелей искусства, который дал недосягаемые ранее возможности многим художникам, позволил выйти на следующий уровень творческого восхождения, открыть новые имена как в Чувашии, так и в России в целом.

Литература

1. Автономова А.Н. Тенденция развития исторической живописи в изобразительном искусстве республик Среднего Поволжья (Чувашия, Татарстан, Марий Эл) в конце XX - начале XXI вв. // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. 2011. № 1.

C. 3-7.

2. Автономова А.Н. Историческая живопись в республиках Среднего Поволжья (Чувашия, Татарстан, Марий Эл) в XX веке: автореф. дис. ... канд. искусствоведения. М., 2011. 26 с.

3. Викторов Ю.В. Союз чувашских художников // Чувашская энциклопедия. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2011. Т. 4. 659 с.

4. Викторов Ю.В. Чувашское изобразительное искусство в 1994 г. (Обзор) // Чувашское искусство. Вопросы теории и истории. Чебоксары, 1996. Вып. 2. С. 65-89.

5. Государственный архив современной истории Чувашской Республики (далее - ГАСИ ЧР). Ф. Р-2715/2356. Оп. 1. Д. 217. Л. 1.

6. ГАСИ ЧР. Ф. Р-2715/2356. Оп. 1. Д. 234. Л. 1.

7. ГАСИ ЧР. Ф. Р-2741/1527. Оп. 1. Д. 340. Л. 1-5.

8. ГАСИ ЧР. Ф. Р-2741/1527. Оп. 1. Д. 340. Л. 14.

9. ГАСИ ЧР. Ф. Р-2741/1527. Оп. 5. Д. 226. Л. 6.

10. ГАСИ ЧР. Ф. Р-2741/1527. Оп. 5. Д. 349. Л. 1-5.

11. ГАСИ ЧР. Ф. Р-2969/2675. Оп. 1. Д. 10. Л. 29.

12. Минеева Е.К. Антиклерикальная политика Республики Советов: особенности и последствия // Вестник Чувашского университета. 2011. № 1. С. 89-94.

13. Национальная академия наук и искусств Чувашской Республики / под ред. И.С. Илларионова / НАНИ ЧР. Чебоксары, 2002. 368 с.

14. Состав Союза художников Чувашии [Электронный ресурс]. 1^1.: http://gov.cap.ru/ 8^еМар.азрх?доу_1<^=12&1<^=848722 (дата обращения: 09.12.2013).

15. Союзу художников Чувашии 70 лет // Союз художников Чувашии. Альбом-каталог. Чебоксары, 2005. 176 с.

16. Тафаев Г.И. Цивилизационный символизм в чувашском изобразительном искусстве [Электронный ресурс]. и^: Ь|Нр:/Ла(в].Ь!од8ро1ги\2012\01\п!од (дата обращения: 24.10.2013).

17. Файзрахманова Г.Р. Постмодернистские тенденции в изобразительном искусстве Башкортостана и Татарстана: автореф. дис. ... канд. искусствоведения. Екатеринбург, 2007. 24 с.

18. Хангельдиева И.Г. Культура и рынок // Тетради Международного университета в Москве. 2004. № 1. С. 198-211.

19. Чувашская энциклопедия. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2011. Т. 4. 659 с.

References

1. Avtonomova A.N. Tendentsiya razvitiya istoricheskoi zhivopisi vizobrazitel'nom iskusstve respub-lik Srednego Povolzh'ya (Chuvashiya, Tatarstan, Marii El) v kontse XX - nachale XXI vv. [Development trend of historical painting in the Fine Arts of the Middle Volga region (Chuvashia, Tatarstan, Mari El) at the end of XX - beginning of XXI century]. Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo un-iversiteta im. I.Ja. Jakovleva [Bulletin of the Chuvash State Pedagogical University I. Yakovlev], 2011, no. 1, pp. 3-7.

2. Avtonomova A.N. Istoricheskaya zhivopis' v respublikakh Srednego Povolzh'ya (Chuvashiya, Tatarstan, Marii El) vXX veke: avtoref. dis. ... kand. iskusstvovedeniya [Historical painting in the republics of the Middle Volga region (Chuvashia, Tatarstan, Mari El) in the XX century. Abstract of PhD thesis]. Moscow, 2011, 26 p.

3. Viktorov Yu.V. Soyuz chuvashskikh khudozhnikov [Union Chuvash artists]. Chuvashskaya entsik-lopediya [Chuvash encyclopedia]. Cheboksary, Chuvash Publishing House, 2011, vol. 4, 659 p.

4. Viktorov Yu.V. Chuvashskoe izobrazitel'noe iskusstvo v 1994 g. (Obzor) [Chuvash fine arts in 1994 (Review)]. Chuvashskoe iskusstvo. Voprosy teorii i istorii [Chuvash art. Theory and History]. Cheboksary, Chuvash Publishing House, 1996, pp. 65-89.

5. Gosudarstvennyi arkhiv sovremennoi istorii Chuvashskoi Respubliki. Fond R-2715/2356. Opis' 1. Dokument 217. List 1 [State Archive of Contemporary History of the Chuvash Republic. Archives R-2715/2356. Anagraph 1. Document 217. P. 1].

6. Gosudarstvennyi arkhiv sovremennoi istorii Chuvashskoi Respubliki. Fond R-2715/2356. Opis' 1. Dokument 234. List 1 [State Archive of Contemporary History of the Chuvash Republic. Archives R-2715/2356. Anagraph 1. Document 234. P. 1].

7. Gosudarstvennyi arkhiv sovremennoi istorii Chuvashskoi Respubliki. Fond R-2741/1527. Opis' 1. Dokument 340. List 1-5 [State Archive of Contemporary History of the Chuvash Republic. Archives R-2741/1527. Anagraph 1. Document 340. P. 1-5].

8. Gosudarstvennyi arkhiv sovremennoi istorii Chuvashskoi Respubliki. Fond R-2741/1527. Opis' 1. Dokument 340. List 14 [State Archive of Contemporary History of the Chuvash Republic. Archives R-2741/1527. Anagraph 1. Document 340. P. 14].

9. Gosudarstvennyi arkhiv sovremennoi istorii Chuvashskoi Respubliki. Fond R-2741/1527. Opis' 5. Dokument 226. List 6 [State Archive of Contemporary History of the Chuvash Republic. Archives R-2741/1527. Anagraph 5. Document 226. P. 6].

10. Gosudarstvennyi arkhiv sovremennoi istorii Chuvashskoi Respubliki. Fond R-2741/1527. Opis' 5. Dokument 349. List 1-5 [State Archive of Contemporary History of the Chuvash Republic. Archives R-2741/1527. Anagraph 5. Document 349. P. 1-5].

11. Gosudarstvennyi arkhiv sovremennoi istorii Chuvashskoi Respubliki. Fond R-2969/2675. Opis' 1. Dokument 10. List 29 [State Archive of Contemporary History of the Chuvash Republic. Archives R-2969/2675. Anagraph 1. Document 10. P. 29].

12. Mineeva E.K. Antiklerikal'naya politika Respubliki Sovetov: osobennosti i posledstviya [Anticlerical policy of the Republic of Soviets: features and implications]. Vestnik Chuvashskogo universiteta, 2011, no. 1. pp. 89-94.

13. Illarionov I.S., ed. Natsional'naya akademiya nauk i iskusstv Chuvashskoi Respubliki [The National Academy of Sciences and Arts of the Chuvash Republic]. Cheboksary, 2002, 368 p.

14. Sostav Soyuza khudozhnikov Chuvashii [The composition of the Union of Artists of Chuvashia]. Available at: http://gov.cap.ru/SiteMap.aspx?gov_id=12&id=848722 (Accessed 09 February 2014).

15. Soyuzu khudozhnikov Chuvashii 70 let [Union of Artists Chuvash 70 years]. Soyuz khudozhnikov Chuvashii. Al'bom-katalog [Union of Artists of Chuvashia. Album catalog]. Cheboksary, 2005, 176 p.

16. Tafaev G.I. Tsivilizatsionnyi simvolizm v chuvashskom izobrazitel'nom iskusstve [Civilizational symbolism in the Chuvash fine arts] Available at: http://tafaj.blogspot.ru\2012\01\nlog (Accessed 24.10.2013).

17. Faizrakhmanova G.R. Postmodernistskie tendentsii vizobrazitel'nom iskusstve Bashkortostana i Tatarstana. Avtoref. dis. ... kand. Iskusstvovedenija [Postmodern trends in the fine arts of Bashkortostan and Tatarstan. Abstract of PhD thesis]. Ekaterinburg, 2007, 24 p.

18. Khangel'dieva I.G. Kul'tura i rynok [Culture and Market]. Tetradi Mezhdunarodnogo universiteta v Moskve [Notebook International University in Moscow], 2004, no. 1, рр. 198-211.

19. Chuvashskaya entsiklopediya [Chuvash encyclopedia]. Cheboksary, Chuvash Publishing House, 2011. T. 4, 659 р.

ЕРОФЕЕВ БОРИС НИКОЛАЕВИЧ - аспирант кафедры отечественной истории имени А.В. Арсентьевой, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (bores21@mail.ru).

EROFEEV BORIS - Post-Graduate Student, Russian History Department named after A.V. Arsenteva, Chuvash State University, Cheboksary, Russia.