Научная статья на тему 'Духовно-нравственное воспитание студентов в региональном институте культуры и искусств'

Духовно-нравственное воспитание студентов в региональном институте культуры и искусств Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
179
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / НРАВСТВЕННОСТЬ / ДУХОВНОСТЬ / ЭТНОПЕДАГОГИКА / НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / EDUCATION / UPBRINGING / MORALITY / SPIRITUALITY / ETHNOPEDAGOGY / NATIONAL CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шершакова Марина Васильевна, Тимофеева Елена Николаевна

Статья посвящена рассмотрению проблемы, целей и задач духовно-нравственного воспитания студентов в региональном институте культуры и искусств. На основе культурологического, этнопедагогического, системного, аксиологического, деятельностного, регионального и других подходов раскрывается организация духовно-нравственного воспитания обучающихся в Чувашском государственном институте культуры и искусств, в котором проводилось исследование по теме в 2015-2018 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шершакова Марина Васильевна, Тимофеева Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION AT REGIONAL INSTITUTE OF CULTURE AND ARTS

The article is devoted to the problems and objectives of spiritual and moral education of students at a regional institute of culture and arts. It reveals the organizing process of spiritual and moral education of the students of the Chuvash State Institute of Culture and Arts (where the study was undertaken in 2015 2018) basing on culturological, ethnopedagogical, system, axiological, activity-oriented, regional and some other aspects.

Текст научной работы на тему «Духовно-нравственное воспитание студентов в региональном институте культуры и искусств»

УДК 37.034:378.67(470.344)

М. В. Шершакоеа, Е. Н. Тимофеева

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ В РЕГИОНАЛЬНОМ ИНСТИТУТЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

Чувашский государственный институт культуры и искусств, г. Чебоксары, Россия

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению проблемы, целей и задач духовно-нравственного воспитания студентов в региональном институте культуры и искусств. На основе культурологического, этнопедагогического, системного, аксиологического, деятельностного, регионального и других подходов раскрывается организация духовно-нравственного воспитания обучающихся в Чувашском государственном институте культуры и искусств, в котором проводилось исследование по теме в 2015-2018 гг.

Ключевые слова: образование, воспитание, нравственность, духовность, этнопедагогика, национальная культура.

Актуальность исследуемой проблемы. В настоящее время, в довольно сложный период в социально-экономическом развитии России, когда она сталкивается с внутренними трудностями и вынуждена отвечать на постоянно возникающие внешние угрозы, проблемы духовно-нравственного воспитания выходят на передний план. Стране нужны духовно богатые, свободные, практико-ориентированные, творческие люди, способные действовать на основе общественно-значимых приоритетов, для которых гражданственность, ответственность, трудолюбие, патриотизм являются приоритетными качествами личности.

Актуальность темы нашего исследования связана с решением задач духовно-нравственного воспитания студенческой молодежи. Целью статьи является выявление содержания, форм и методов духовно-нравственного воспитания студентов в условиях регионального вуза культуры и искусств.

Материал и методика исследований. Нами использован опыт духовно-нравственного воспитания обучающихся Чувашского государственного института культуры и искусств в процессе освоения ими учебных дисциплин. В исследовании применялись следующие методы: теоретический анализ литературы по теме, изучение опыта преподавателей вуза, содержания, форм и методов духовно-нравственного воспитания студентов, педагогическое наблюдение, изучение результатов деятельности обучающихся (выполнение творческих заданий, отчеты практик, публичные выступления, участие в научно-исследовательской работе).

© Шершакова М. В., Тимофеева Е. Н., 2018

Шершакоеа Марина Васильевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории, истории искусств, музыкального образования и исполнительства Чувашского государственного института культуры и искусств, г. Чебоксары, Россия; e-mail: [email protected]

Тимофеева Елена Николаевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории, истории искусств, музыкального образования и исполнительства Чувашского государственного института культуры и искусств, г. Чебоксары, Россия; e-mail: [email protected]

Статья поступила в редакцию 29.10.2018

Результаты исследований и их обсуждение. Вопросы организации духовно-нравственного воспитания учащейся молодежи нашли отражение в работах В. Д. Шадрикова, С. Н. Головиной, А. В. Глумного, И. В. Корольковой, С. Г. Макеевой, В. И. Павлова, И. А. Пархоменко и других ([1], [5], [8], [9], [10], [11], [13]), но в них не рассматривается эта проблема в условиях регионального института культуры и искусств

Одним из критериев улучшения духовно-нравственного сознания студентов, на наш взгляд, является расширение кругозора в области национальной культуры и искусства, в нашем случае чувашской. Для этого нами было проведено анкетирование: на начальном этапе исследования было опрошено 75 человек, поступивших на первый курс Чувашского государственного института культуры и искусств, из которых более 54 % не смогли назвать известных деятелей искусства Чувашии, что свидетельствует о слабом знании ими местных писателей, художников, музыкантов, скульпторов (табл. 1).

Таблица 1

Данные о знании студентами чувашских деятелей культуры и искусства (2015 г.)

№ п/п Вопрос Знает Не знает

Кол-во % Кол-во %

1. Каких современных чувашских писателей, поэтов Вы знаете? 42 56 33 44

2. Каких современных чувашских композиторов Вы знаете? 38 50,7 37 49,3

3. Каких современных чувашских исполнителей Вы знаете? 38 50,7 37 49,3

4. Каких современных чувашских художников Вы знаете? 34 45,3 41 54,7

5. Каких современных чувашских скульпторов Вы знаете? 26 34,7 49 65,3

6. Знаете ли Вы чувашский язык? 28 37,3 47 62,7

Всего (средний показатель) 45,8 54,2

Результаты были обсуждены на заседаниях кафедр, ученого совета института, что позволило скорректировать систему духовно-нравственного воспитания в вузе.

При организации экспериментальной работы по духовно-нравственному воспитанию студентов мы учитывали требования Закона Российской Федерации «Об образовании» (2012 г.), Национальной доктрины образования в Российской Федерации (2000-2025 гг.), «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» (2015 г.), «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России [6], в которой сформулирован социальный заказ на воспитание гражданина, труженика, семьянина, определены характер национального воспитательного идеала, система базовых национальных ценностей, социально-педагогические условия и раскрыты принципы организации духовно-нравственного воспитания.

В своем исследовании, вслед за А. В. Глумным, под духовно-нравственным воспитанием мы понимаем «процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма), нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости), нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний), нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли)» [4].

Организуя педагогический процесс по духовно-нравственному воспитанию студентов, мы опирались на культурологический, этнопедагогический, системный, аксиологический, личностно-деятельностный, региональный подходы.

Так, культурологический подход рассматривается нами как приобщение обучающегося к общечеловеческой и национальной культуре, он влияет на духовно-нравственное, эстетическое развитие, формирует культуру личности. Анализ литературы и опыта работы вузов по формированию духовно-нравственных качеств студентов показал, что данный процесс наиболее успешно протекает на основе включения этнокультурного контекста в учебно-воспитательную среду. Он предполагает, наряду с расширением знаний в сфере истории, культуры, традиций, обычаев своего народа, также воспитание этнического самосознания, отношения к национальной культуре как к духовной ценности, формирование активной деятельности этнокультурного содержания. Необходимо отметить важную роль педагога в данном процессе, от него зависит расширение аспектов включения этнокультурного контекста во все направления работы.

Этнопедагогический подход направлен на ознакомление с огромным пластом национальной культуры, историей и традициями народа, которые, в свою очередь, тесно связаны с духовно-нравственными понятиями - патриотизмом, любовью к труду, честью, достоинством, уважением старших и т. д. Благодаря его применению восстанавливается историческая память народа, формируется национальное самосознание, приобретается духовный опыт [2], [3].

Аксиологический подход имеет целью формирование общечеловеческих, профессиональных, национальных ценностей, творческое развитие и самореализацию [12].

Системный подход предполагает организацию обучения и воспитания студентов в целостном педагогическом процессе вуза.

Личностно-деятельностный подход включает, наряду с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, организацию их активной самостоятельной учебной деятельности. По определению И. А. Зимней, он, «...предполагая организацию самого процесса обучения как организацию (и управление) учебной деятельности обучающихся, означает переориентацию этого процесса на постановку и решение ими самими конкретных учебных задач (познавательных, исследовательских, преобразующих, проективных и т. д.)» [7]. Реализация данного подхода позволяет ставить в центр образовательного процесса личность студента.

Региональный подход предполагает регионализацию образования - приобщение к духовно-нравственной культуре, традициям чувашского народа.

Наряду с перечисленными подходами, в педагогической литературе выделяют также экопсихологический, связанный с обеспечением социально-психологического микроклимата в процессе обучения; психодидактический, позволяющий на основе правильно выбранных дидактических средств и учета индивидуальных особенностей стимулировать личностное развитие; индивидуально-творческий, основанный на подборе дифференцированных заданий, актуализирующих творческий потенциал личности; полисубъектный, направленный на включение различных форм совместной деятельности преподавателей и студентов; креативный, помогающий формировать творческий стиль и индивидуальность обучаемого.

Исходя из сказанного, мы выделили приоритетные задачи регионального вуза культуры и искусств по духовно-нравственному воспитанию молодежи, одной из которых является использование национально-регионального компонента. Региональный компонент расширяет возможности в повышении качества образования и духовно-нравственного воспитания за счет реализации следующих факторов: изучение языка, истории, культуры, литературы родного края, народного и профессионального искусства конкретных этносов, проживающих в данном регионе, - то есть того, что входит в этнокультурный компонент образования. Особое внимание уделяется изучению чувашской вышивки и национального костюма, художественных произведений чувашских авторов. Был использован воспитательный потенциал учебных дисциплин «История и культура родного края», «Чувашский язык и литература», «История чувашской музы-

ки», «Чувашский современный музыкальный репертуар», «Чувашский песенный фольклор», «Чувашская вышивка», «Традиционные промыслы», «История искусства» и многих других. Соприкосновение с культурным наследием народа в ходе изучения названных предметов, как правило, предполагает экскурс в историю. Благодаря этому студенты знакомились с народными традициями, обычаями, культурой труда и быта, что помогало им глубже осознать принадлежность к своим национальным истокам.

Другая стратегическая линия состояла в изучении произведений чувашских композиторов на спецкурсах «Специальный инструмент», «Оркестровый класс», «Камерный ансамбль», «Фортепиано» и других. Погружение в образный строй произведений национальной музыки помогало воздействовать на процессы личностного и нравственного развития студентов, способствовало формированию национального самосознания. В теоретических курсах региональный компонент использовался для расширения содержания базовых разделов (например, изучение педагогических систем в курсе «Педагогика» предполагает обязательное ознакомление с этнопедагогикой и с традициями народного воспитания, тематика занятий по дисциплине «История искусств» включает рассмотрение основных тенденций развития чувашского драматического, изобразительного, музыкального искусства).

Кроме того, в учебном процессе вуза осуществлялось межпредметное взаимодействие, помогающее достигать целостности в содержании образования. Материал из лекционных занятий по предметам «История чувашской музыки», «История и культура родного края», «Чувашский музыкальный театр» и другим успешно применялся в преподавании музыкально-исполнительских и гуманитарных дисциплин (и, наоборот, на лекциях общегуманитарного, общепрофессионального блоков широко использовались сведения из области музыкального искусства). Это в значительной мере способствовало осознанию богатства национальной культуры во всем многообразии ее проявлений.

Преподаватели, расширяющие педагогическое воздействие на студентов за счет использования этнокультурного компонента в содержании образования, успешно формировали духовно-нравственную культуру обучающихся. Об этом свидетельствуют данные, полученные в результате повторного анкетного опроса (табл. 2).

Таблица 2

Сравнительные данные о знании студентами чувашских деятелей культуры и искусства (2015 г., 2018 г.)

№ п/п Вопрос 2015 г. 2018 г.

Знает (%) Не знает (%) Знает (%) Не знает (%)

1. Каких современных чувашских писателей, поэтов Вы знаете? 56 44 100

2. Каких современных чувашских композиторов Вы знаете? 50,7 49,3 100 -

3. Каких современных чувашских исполнителей Вы знаете? 50,7 49,3 100 -

4. Каких современных чувашских художников Вы знаете? 45,3 54,7 100

5. Каких современных чувашских скульпторов Вы знаете? 34,7 65,3 100 -

6. Знаете ли Вы чувашский язык? 37,3 62,7 92 8

Всего (средний показатель) 45,8 54,2 98,7 1,3

Положительные итоги занятий с обучающимися выразились в различных аспектах их деятельности, условно разделенные нами на мотивационный, познавательный, дея-тельностный. Изучение дисциплин, входящих в национально-региональный компонент, позволило сформировать этнопедагогический словарь обучающихся, ознакомить

их с практикой исполнительской, научной работы над этнокультурным материалом (что способствовало осознанию особенностей профессиональной деятельности специалиста сферы культуры и искусства в полиэтническом регионе). Результатом является и общее увеличение информированности о своем этносе и его истории. В значительной степени усилилась активность как качество личности в отношении овладения и практического применения этнокультурных и этнопедагогических знаний, касающихся всего богатства культуры, истории своего народа. Таким образом, определив содержание образования, выявив формы и методы духовно-нравственного воспитания, а также обозначив рекомендации к их практическому применению, мы достигли поставленной нами цели.

В процессе экспериментальной работы были использованы такие активные методы обучения, как неимитационные (эвристическая беседа, дискуссия, проблемная лекция и др.) и имитационные (игровые и неигровые). Игровые предполагали создание педагогических ситуаций, инсценирование различных видов деятельности, проведение деловых игр. Одним из типов не игровых методов была коллективная мыслительная деятельность.

Резюме. Как показывает практика, региональный компонент в содержании образования является достаточно эффективным педагогическим условием в решении важной воспитательной задачи - формировании личности с развитым внутренним миром, обладающей национальным самосознанием, духовностью, нравственными качествами. Создание педагогических условий, учитывающих национальные традиции и этнопедагоги-ческие методы, приводит к более высоким результатам в освоении студентами учебных программ и в осуществляемых ими видах деятельности. Происходящие качественные изменения в достижении учебных целей, в свою очередь, оказывают влияние на формирование черт личности и характера, мотивацию к учебе. На наш взгляд, именно в этом аспекте проявляется важная роль регионального вуза культуры и искусств в решении социально-значимых проблем, в том числе и духовно-нравственного воспитания.

ЛИТЕРАТУРА

1. Артамонова Е. И. Философско-педагогические основы развития духовной культуры учителя : дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01.-М.,2000.-450 с.

2. Волков Г. Н. Чувашская этнопедагогика : учебник для студентов сред, и высш. пед. учеб. заведений. -Чебоксары : Фонд им. И. Я. Яковлева ; Чебоксарский ин-т экономики и менеджмента СПбГПУ, 2004. - 488 с.

3. Волков Г. Н. Этнопедагогическая пансофия. - Элиста : Калмыцкий гос. ун-т, 2009. - 576 с.

4. Глумной А. В. Развитие системы духовно-нравственного воспитания учащихся (на материалах Воронежской области): дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. - М., 2004. - 168 с.

5. Громова М. Т. Педагогика высшей школы. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 447 с.

6.Даншюк А. Я., Кондаков А. М, Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М. : Просвещение, 2009. - 24 с.

7. Зимняя И. А. Личностно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса // Общая стратегия воспитания в образовательной системе России (к постановке проблемы) : в 2 кн. Кн. 1. - М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001. - С. 244-252.

8. Макеева С. Г. Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами русского языка как учебного предмета : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01,13.00.02. - Ярославль, 2001. - 533 с.

9. Павлов В. И. Духовно-нравственная культура будущего учителя. - Чебоксары : Новое время, 2010. - 689 с.

10. Павлов В. И. Формирование компетентности у бакалавров в области духовно-нравственного воспитания. - Чебоксары : НИИ педагогики и психологии, 2015. - 228 с.

11. Петракова Т. И. Цель и объект духовно-нравственного воспитания // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия IV: Педагогика. Психология. - 2008. - Вып. 2(9). - С. 40-57.

12. Сластенин В. А., Чижакова Г. И. Введение в педагогическую аксеологию. - М. : Академия, 2003,- 192 с.

13. Шитякова Н. П. Концепция и система подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.08. - Челябинск, 2007. - 358 с.

BecniHUK '¡Uly um. K X. Hmeneea. 2018. № 4(100)

UDC 37.034:378.67(470.344)

M. V. Shershakova, E. N. Timofeeva

SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION AT REGIONAL INSTITUTE OF CULTURE AND ARTS

Chuvash State Institute of Culture and Arts, Cheboksary, Russia

Abstract. The article is devoted to the problems and objectives of spiritual and moral education of students at a regional institute of culture and arts. It reveals the organizing process of spiritual and moral education of the students of the Chuvash State Institute of Culture and Arts (where the study was undertaken in 2015 - 2018) basing on culturological, ethnopedagogical, system, axiological, activity-oriented, regional and some other aspects.

Keywords: education, upbringing, morality, spirituality, ethnopedagogy, national culture.

REFERENCES

1. Artamonova E. I. Filosofsko-pedagogicheskie osnovy razvitiya duhovnoj kul'tury uchitelya : dis. ... d-ra ped. nauk : 13.00.01. - M., 2000. - 450 s.

2. Volkov G. N. Chuvashskaya etnopedagogika : uchebnik dlya studentov sred. i vyssh. ped. ucheb. zavedenij. - Cheboksary : Fond im. I. Ya. Yakovleva ; Cheboksarskij in-t ekonomiki i menedzhmenta SPbGPU, 2004. - 488 s.

3. Volkov G. N. Etnopedagogicheskaya pansofiya. - Elista : Kalmyckij gos. un-t, 2009. - 576 s.

4. Glumnoj A. V Razvitie sistemy duhovno-nravstvennogo vospitaniya uchashchihsya (na materialah Voro-nezhskoj oblasti): dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.01. -M., 2004. - 168 c.

5. GromovaM. T. Pedagogika vysshej shkoly. - M. : YuNITI-DANA, 2012. - 447 s.

6. Danilyuk A. Ya., Kondakov A. M., Tishkov V A. Koncepciya duhovno-nravstvennogo razvitiya i vospitaniya lichnosti grazhdanina Rossii. - M. : Prosveshchenie, 2009. - 24 s.

7. Zimnyaya I. A. Lichnostno-deyatel'nostnyj podhod kak osnova organizacii obrazovatel'nogo processa // Obshchaya strategiya vospitaniya v obrazovatel'noj sisteme Rossii (k postanovke problemy): v 2 kn. Kn. 1. - M. : Is-sledovatel'skij centr problem kachestva podgotovki specialistov, 2001. - S. 244-252.

8. Makeeva S. G. Duhovno-nravstvennoe vospitanie mladshih shkol'nikov sredstvami russkogo yazyka kak uchebnogo predmeta : dis. ... d-ra ped. nauk : 13.00.01, 13.00.02. - Yaroslavl', 2001. - 533 s.

9. Pavlov V. I. Duhovno-nravstvennaya kul'tura budushchego uchitelya. - Cheboksary : Novoe vremya, 2010.-689 s.

10. Pavlov V. I. Formirovanie kompetentnosti u bakalavrov v oblasti duhovno-nravstvennogo vospitaniya. -Cheboksary : N11 pedagogiki i psihologii, 2015. - 228 s.

11. Petrakova T. I. Cel' i ob"ekt duhovno-nravstvennogo vospitaniya // Vestnik Pravoslavnogo Svyato-Tihonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriya IV: Pedagogika. Psihologiya. - 2008. - Vyp. 2(9). - S. 40-57.

12. Slastenin V A., Chizhakova G. I. Vvedenie v pedagogicheskuyu akseologiyu. - M. : Akademiya, 2003. -

192 s.

13. Shityakova N. P. Koncepciya i sistema podgotovki budushchego uchitelya k duhovno-nravstvennomu vospitaniyu shkol'nikov : dis. ... d-ra ped. nauk : 13.00.08. - Chelyabinsk, 2007. - 358 s.

© Shershakova M. V., Timofeeva E. N., 2018

Shershakova, Marina Vasilyevna - Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the Department of Theory, History of Arts, Music Education and Performance, Chuvash Institute of Culture and Arts, Cheboksary, Russia; e-mail: [email protected]

Timofeeva, Elena Nikolaevna - Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the Department of Theory, History of Arts, Music Education and Performance, Chuvash Institute of Culture and Arts, Cheboksary, Russia; e-mail: [email protected]

The article was contributed on October 29, 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.