УДК 37.017.925:37.018.523
В. Ю. Арестова
КРИТЕРИИ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ВОСПИТАННОСТИ СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ
Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева,
г. Чебоксары, Россия
Аннотация. В статье раскрываются сущность и содержание этнокультурного воспитания сельских школьников на современном этапе социально-культурного развития российского общества; характеризуются цели этнокультурного воспитания и рассматриваются критерии этнокультурной воспитанности сельских школьников, т. к. сельская традиционная культура, обладающая огромным социокультурным воспитательным потенциалом, влияет в первую очередь именно на эту категорию школьников.
Ключевые слова: этнокультурное воспитание, критерии этнокультурной воспитанности, сельская школа.
Актуальность исследуемой проблемы. Национальная образовательная политика современного Российского государства, ее цели, задачи и перспективы во многом определяются современными представлениями о природе и сущности этнических культур, об объективных тенденциях их развития. В то же время в педагогической науке отсутствует единое трактование таких терминов, как «этнокультура», «этнокультурное воспитание», неоднозначно понимаются цели и задачи этнокультурного воспитания школьников. Кроме того, необходимо выявить критерии этнокультурной воспитанности. Это даст возможность педагогам прогнозировать учебно-воспитательный процесс и диагностировать его результаты. Выделяя в исследовании учащихся сельских школ, мы хотим подчеркнуть значение этнокультурной воспитанности именно для этой категории школьников, т. к. огромный развивающий потенциал социальной и культурной среды сельской местности, основанной на ценностях крестьянской культуры, как никогда нуждается сегодня в осмыслении и научном обобщении.
Материал и методика исследований. Выявление критериев этнокультурной воспитанности сельских школьников проводилось на основе анализа научных трудов, посвященных истории и теории народного воспитания (Г. Н. Волков, Т. Н. Петрова, А. Б. Панькин и др.) [3], современным проблемам этнокультурного образования (А. Б. Афанасьева [2], Л. В. Кузнецова [13], Е. П. Чехордуна, В. В. Аммосова, Н. П. Карпова [20] и др.), истории и современному состоянию сельских школ (Л. В. Вохминова [4], А. М. Ищенко [9], Л. М. Кобрина, Е. П. Косинова [11], Н. А. Шобонов [21] и др.). Основ-
© Арестова В. Ю., 2016
Арестова Вероника Юрьевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и методики начального образования Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия; e-mail: areveronika@yandex.ru
Статья поступила в редакцию 02.03.2016
ными методами исследования явились: анализ педагогической, этнопедагогической, культурологической, искусствоведческой, этнографической литературы, нормативно-правовых и законодательных актов в сфере образования; наблюдение за учебно-воспитательным процессом в сельских школах.
Результаты исследований и их обсуждение. Для выявления критериев этнокультурной воспитанности сельских школьников необходимо:
- раскрыть актуальность этнокультурного воспитания для школьников, проживающих в условиях сельской местности;
- охарактеризовать сельских школьников с точки зрения их возможностей освоения этнокультурных традиций;
- уточнить сущность таких понятий, как «культура», «этнос», «этническая культура», «этнокультурное воспитание».
Особенности сельской среды оказывают большое влияние на образ жизни и формирование личности детей. В первую очередь, сказываются близость к природе, зависимость от погодных условий и необходимость домашнего труда, который занимает значительное количество времени. Кроме этого, консерватизм культуры быта и элементов материальной культуры, сохранение межпоколенных связей в семейно-родственных отношениях, общинный уклад жизни сельчан, бытование календарных праздников и обрядов - все это составляет специфику сельского социума. И в этом смысле этническая культура является одним из основных факторов, влияющих на развитие современного сельского общества, на социальные процессы и явления, происходящие в нем.
Естественное бытование народных традиций на селе позволяет сельским школьникам без особого труда понимать смысл и значение народных праздников и обрядов, соблюдать нормы и правила культурных образцов поведения и общения. И с этой точки зрения их возможности освоения этнокультурных традиций гораздо шире, чем у их городских сверстников. Нельзя не учитывать сохранившееся в селе уважительное отношение к учителю как к образованному и культурному человеку. Это позволяет ему собирать вокруг себя сельчан разных поколений для организации досуга - дней деревни и улицы, обрядов и праздников с театрализацией и традиционными видами рукоделия - и тем самым обеспечивать сохранность этнической культуры и решать задачи этнокультурного воспитания школьников.
Понятие «культура» в зарубежной и отечественной литературе имеет множество смысловых оттенков. Причина этого - внимание к данному феномену различных ученых: философов, историков, культурологов, социологов, психологов и др. В современном философском знании культура представляется как специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, явленный как результат материального и духовного труда, проявляющийся в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в отношениях людей к природе, между собой и к самим себе. Анализ культурологической литературы (М. С. Каган [10, с. 6-14], Л. А. Гафиятуллина [6], М. А. Коськов [12] и др.) позволил выявить, что в настоящее время существуют различные теоретические подходы к изучению культуры: философско-антропологический (понимает культуру как выражение человеческой природы), философско-исторический (культура понимается как разумное совершенствование человека в ходе его исторической эволюции), социологический (культура трактуется как фактор организации и образования жизни какого-либо общества при условии, что у каждого общества есть своя культура). В отечественной литературе культура рассматривается, как правило, в качестве социального феномена. В то же время суще-
ствует подход, при котором культура истолковывается ее ценностной природой. Многие ученые отмечают, что основная характеристика культуры лежит в деятельностной природе человека (но не всякая деятельность человека порождает культуру, а только та, которая сопряжена с поисками смыслов и относится к духовной сфере).
С начала 70-х годов ХХ в. стали появляться теории этноса, например понимание этноса с точки зрения биологических (Л. Н. Гумилев) и социальных наук (Ю. В. Бромлей). Представление об этносе как социально-культурном явлении получило наибольшее распространение. Наряду с этим вошел в обиход термин «этничность», суть которого объяснялась через те элементы материальной и духовной культуры народов, которые выполняли функции объединения и разграничения этносов. Обычаи, обряды, народное искусство, религия, нормы поведения, т. е. самые традиционные и устойчивые компоненты культуры, наравне с языком и психикой составляют сущность этничности (этнического) [18, а 62]. Некоторые ученые конкретизируют данное положение, отмечая, что категория этнического не сводится к сумме перечисленных компонентов, но может отслеживаться по указанным параметрам [15, а 51]. Упоминая психическую сторону этничности, имеют в виду прежде всего наличие одного из главных признаков этноса - этнического самосознания (люди имеют общее самоназвание -этноним - и сознают общность происхождения) [16]. В последнее время появилось множество научных работ, в которых высказывается идея взаимопроникновения культур различных народов и формирования на этой основе тех или иных общих черт, свойственных всем сферам человеческой жизнедеятельности. Это так называемая межэтническая интеграция (осознанная принадлежность к своему этносу и тесная психологическая, культурная, языковая связь с представителями других этносов), которая может обеспечить нормальные условия для общения и сосуществования людей разных национальностей [1, а 245].
В конце ХХ в. получил широкое распространение термин «этническая культура» («этнокультура»). В настоящее время этническая культура понимается в широком и узком значениях. В широком значении под этнической культурой понимают совокупность способов жизнедеятельности, присущих этносу и необходимых для его сохранения и развития. В узком смысле под этнической культурой понимается совокупность элементов материальной и духовной культуры, являющихся основным признаком, отличающим один этнос от другого [7, c. 19].
К совокупности материальных и духовных ценностей ученые относят природные особенности мест проживания этноса; архитектуру жилища и бытовые традиции; особенности исторических событий, обрядов, ритуалов, религии, музыки; особенности использования культурных символов и пр. [3]. Самоидентификация с этносом, выбор поведения в соответствии с социальными стереотипами и традициями этноса характеризуются как проявления этнической культуры [14].
Некоторые исследователи в педагогике используют термин «этническое воспитание школьников» [8]. Мы в своем исследовании придерживаемся терминов «этнокультурное образование» и «этнокультурное воспитание».
Далее рассмотрим некоторые определения этнокультурного образования и воспитания, представленные в педагогических исследованиях. Так, Г. И. Губа понимает этнокультурное воспитание как «деятельность, направленную на повышение этнической осведомленности, формирование основ национального самосознания и положительной этнической идентичности через усвоение ценностных ориентаций своего народа и обеспечивающую успешное вхождение ребенка в контекст мировой культуры» [5].
С точки зрения А. Б. Афанасьевой, целью этнокультурного образования является «формирование целостной этнокультурной компетентности, сочетающей моноэтническую глубину и полиэтническую широту постижения этнокультур» [2]. Некоторые исследователи, в частности К. И. Султанбаева, определяют общение на родном языке и его изучение как основу этнокультурного образования и выделяют среди его целей удовлетворение культурных потребностей представителей различных этнических групп [17].
Е. Н. Ченкураева этнокультурное воспитание определяет «введением в образовательный процесс знаний родной народной культуры, социальных норм поведения, духовно-нравственных ценностей, знакомством с культурными достижениями других народов, использованием опыта народного воспитания с целью развития у детей интереса к народной культуре, воспитания дружеского отношения к людям разных национальностей» [19].
С нашей точки зрения, основным смыслом этнокультурного воспитания является приобщение школьников к культуре этноса с целью формирования личности ребенка, готового осознать культурную принадлежность к тому народу, представителем которого он является и в среде которого живет, освоить и принять ценности, нравственные установки и моральные нормы этого народа. Этнокультурное воспитание не может быть организовано вне социума и без участия социальных институтов. Социум в лице сельского сообщества, семьи, школы, общественных организаций оказывает влияние на формирование личности, на ее этнокультурную идентификацию. С точки зрения деятельностного подхода и психологических теорий личности, помогающих объяснить ее структуру и развитие, в процессе воспитания задействуется эмоциональная сфера личности ребенка, происходит развитие его активности и самостоятельности, организуются различные виды деятельности ребенка, поощряется его самодеятельность. Воспитание как целенаправленно организованный процесс обязательно сопряжено с процессами не только развития, но и обучения, т. е. с формированием знаний, понятий на основе организации мыслительной деятельности учеников, активизации восприятия ими учебного материала, поддержания их внимания. В основу определения критериев этнокультурной воспитанности школьников нами положена психологическая теория К. К. Платонова, рассматривающая личность как иерархическую структуру, состоящую из подструктур направленности, опыта, психических процессов и биопсихических свойств. Все подструктуры взаимосвязаны, но первые две являются в большей степени социально обусловленными, поэтому мы решили, что критерии этнокультурной воспитанности школьников должны охватывать мотивационно-потребностную сферу личности и ее поведенческий аспект, обусловленный сформированностью знаний, умений и навыков. Таким образом, мы выделяем мотивационно-потребностный и когнитивно-деятельностный критерии этнокультурной воспитанности сельских школьников.
В целом выявленные критерии характеризуют личность учащегося, проявляющего активный интерес к прогрессивному прошлому своего народа, к духовным ценностям национальной культуры как части общечеловеческой культуры, осознающего свою этническую принадлежность на основе знания и понимания этнокультурных ценностей в комплексе истории народа, духовно-нравственных традиций (любовь к родному народу, родной природе, семейные устои, гостеприимство и уважительное отношение к человеку другой национальности и др.), художественной культуры (праздники и обряды, народные ремесла и рукоделие).
Резюме. Анализ философских, социально-психологических, педагогических, культурологических, искусствоведческих работ, исследование публикаций по проблемам деятельности, общения, художественного творчества, формирования национального самосознания, изучение этнопедагогических трудов ученых-педагогов позволили нам выявить критерии этнокультурной воспитанности сельских школьников.
ЛИТЕРАТУРА
1. Антюфеева А. В. К вопросу о философском содержании этнического // Научные проблемы гуманитарных исследований. - 2011. - № 6. - С. 243-250.
2. Афанасьева А. Б. Этнокультурное образование: сущность, структура содержания, проблемы совершенствования // Проблемы педагогики и психологии. - 2009. - № 3. - С. 189-195.
3. Волков Г. Н., Петрова Т. Н., Панькин А. Б. Введение в этнопедагогику. - М. : ООО «Большая медведица». - Элиста : Калм. гос. ун-т, 2006. - 368 с.
4. Вохминова Л. В. Проблемы современной сельской начальной школы // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2011. - № 3. - С. 117-122.
5. Губа Г. И. Этнокультурное воспитание дошкольников и младших школьников в театральной деятельности : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. - Курск, 2007. - 168 с.
6. Гафиятуллина Л. А. О подходах к изучению понятия «культура» // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - 2011. - № 2. - С. 2-6.
7. Дондокова Л. Ю. Краткий тематический словарь по этнологии. - Улан-Удэ : Издательство БГСХА,
2006. - 38 с.
8. Жекибаева Б. А., Цай Е. Н. О критериях, показателях и уровнях готовности будущих учителей иностранного языка к этническому воспитанию школьников // Международный журнал экспериментального образования. - 2013. - № 8. - С. 20-23.
9. Ищенко А. М. Эволюция российской сельской школы [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 1. - Режим доступа: http://cyberlemnka.ru/artide/n/evolyutsiya-го881у8коу-8е18коу-8Ько1у.
10. Каган М. С. Общее представление о культуре // Введение в культурологию : курс лекций / под ред. Ю. Н. Солонина, Е. Г. Соколова. - СПб. : Санкт-Петербургский гос. ун-т, 2003. - С. 6-13.
11. Кобрина Л. М., Косинова Е. П. Современная сельская школа как объект теоретического анализа // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. - 2011. - № 4, т. 3. - С. 103-114.
12. Коськов М. А. Философия культуры и культурология: определение понятий // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. - 2012. - № 2, т. 2. - С. 18-26.
13. Кузнецова Л. В. Формирование основ культурно-исторического и духовно-нравственного просвещения - задача культурно-образовательной политики государства // IX Международные Волковские чтения : сб. науч. трудов. - Йошкар-Ола, 2014. - С. 8-11.
14. НахушеваМ. С. Культурная динамика этноса [Электронный ресурс] // Новые технологии. - 2006. -№ 1. - Режим доступа: http://cyberleninka.rU/article/n/kulturnaya-dinamika-etnosa.
15. Рыбаков С. Е. Философия этноса. - М. : ИПК Госслужбы, 2001. - 360 с.
16. Семенов Ю. И. Народ. Этнос. Нация. Статья первая. Общество, население, этнос // Философия и общество. - 2013. - № 1(69). - С. 21-55.
17. Султанбаева К. И. Концепции этнокультурного образования в отечественной педагогике во второй половине XIX - начале XX в. // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2014. - № 2. - С. 250-260.
18. Тавадов Г. Т. Этнология : учебник. - М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2010. - 408 с.
19. Ченкураева Е. Н. Педагогические условия обеспечения этнокультурной направленности образования в инновационном образовательном учреждении : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. - Волгоград,
2007. - 24 с.
20. Чехордуна Е. П., Аммосова В. В., Карпова Н. П. Этнокультурное образование и общественная экспертиза в условиях внедрения ФГОС // Человек и образование. - 2013. - № 3(36). - С. 128-134.
21. Шобонов Н. А. Педагогический потенциал сельской школы в современных социально-экономических условиях // Приволжский научный журнал. - 2010. - № 2. - С. 213-231.
Вестник ^TnY vm. H. H. Xmeneea. 2016. № 2(90)
UDC 37.017.925:37.018.523
V. Y. Arestova
CRITERIA FOR ASSESSMENT OF ETHNOCULTURAL EDUCATION OF VILLAGE SCHOOLCHILDREN
I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia
Abstract. This article reveals the essence and content of ethnocultural education of village schoolchildren at the current state of socio-cultural development in Russia; describes the goals of ethnocultural education and criteria for assessment of ethnocultural education of village schoolchildren, because village traditional culture (characterized by a vast socio-cultural potential) affects particularly this category of schoolchildren.
Keywords: ethnocultural education, criteria for ethnocultural education, village school.
REFERENCES
1. Antjufeeva A. V. K voprosu o filosofskom soderzhanii jetnicheskogo // Nauchnye problemy gumanitarnyh issledovanij. - 2011. - № 6. - S. 243-250.
2. Afanas'eva A. B. Jetnokul'turnoe obrazovanie: sushhnost', struktura soderzhanija, problemy sover-shenstvovanija // Problemy pedagogiki i psihologii. - 2009. - № 3. - S. 189-195.
3. Volkov G. N., Petrova T. N., Pan'kin A. B. Vvedenie v jetnopedagogiku. - M. : OOO «Bol'shaja med-vedica». - Jelista : Kalm. gos. un-t, 2006. - 368 s.
4. Vohminova L. V. Problemy sovremennoj sel'skoj nachal'noj shkoly // Vestnik Severnogo (Arkticheskogo) federal'nogo universiteta. Serija: Gumanitarnye i social'nye nauki. - 2011. - № 3. - S. 117-122.
5. Guba G. I. Jetnokul'turnoe vospitanie doshkol'nikov i mladshih shkol'nikov v teatral'noj dejatel'nosti : dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.01. - Kursk, 2007. - 168 s.
6. Gafjatullina L. A. O podhodah k izucheniju ponjatija «kul'tura» // Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. - 2011. - № 2. - S. 2-6.
7. Dondokova L. Ju. Kratkij tematicheskij slovar' po jetnologii. - Ulan-Udje : Izdatel'stvo BGSHA, 2006. -
38 c.
8. Zhekibaeva B. A., Caj E. N. O kriterijah, pokazateljah i urovnjah gotovnosti budushhih uchitelej ino-strannogo jazyka k jetnicheskomu vospitaniju shkol'nikov // Mezhdunarodnyj zhurnal jeksperimental'nogo obra-zovanija. - 2013. - № 8. - S. 20-23.
9. Ishhenko A. M. Jevoljucija rossijskoj sel'skoj shkoly [Jelektronnyj resurs] // Sovremennye problemy nauki i obrazovanija. - 2012. - № 1. - Rezhim dostupa: http://cyberleninka.ru/article/n7evolyutsiya-rossiyskoy-selskoy-shkoly.
10. Kagan M. S. Obshhee predstavlenie o kul'ture // Vvedenie v kul'turologiju : kurs lekcij / pod red. Ju. N. Solonina, E. G. Sokolova. - SPb. : Sankt-Peterburgskij gos. un-t, 2003. - S. 6-13.
11. Kobrina L. M., Kosinova E. P. Sovremennaja sel'skaja shkola kak ob''ekt teoreticheskogo analiza // Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A. S. Pushkina. - 2011. - № 4, t. 3. - S. 103-114.
12. Kos'kov M. A. Filosofija kul'tury i kul'turologija: opredelenie ponjatij // Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A. S. Pushkina. - 2012. - № 2, t. 2. - S. 18-26.
© Arestova V. Y., 2016
Arestova, Veronika Yuryevna - Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the Department of Pedagogics of Primary Education, I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia; e-mail: areveronika@yandex.ru
The article was contributed on March 02, 2016
13. Kuznecova L. КЕогтггоуаше osnov kuГtumo-istoricheskogo i duhovno-nravstvennogo prosve-shhenija - zadacha ku1'turno-obrazovate1'noj po1itiki gosudarstva // IX Mezhdunarodnye Vo1kovskie chtenija : sb. nauch. trudov. - Joshkar-O1a, 2014. - Б. 8-11.
14. Nahusheva M. S. Ku1'turnaja dinamika jetnosa [Je1ektronnyj resurs] // Novye tehno1ogii. - 2006. - № 1. -К^Ыт dostupa: http://cyber1eninka.rU/artic1e/n/ku1turnaya-dinamika-etnosa.
15. RybakovS. E. Б^оГда jetnosa. - М. : 1РК Goss1uzhby, 2001. - 360 s.
16. Semenov Ju. I. N^4^. Jetnos. Nacija. Stat'ja pervaja. Obshhestvo, nase1enie, jetnos // Fi1osofija i оь-sЫhestvo. - 2013. - № 1(69). - Б. 21-55.
17. Sultanbaeva ^ I. Koncepcii jetnoku1'turnogo obrazovanija v otechestvennoj pedagogike vo vtoroj po1ovine XIX - nacha1e XX v. // Vestnik Che1jabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. -2014. - № 2. - Б. 250-260.
18. Tavadov G. ^ Jetno1ogija : uchebnik. - М. : Izdate1'sko-torgovaja ко^отс^ «Dashkov i К°», 2010. -
408 s.
19. Chenkuraeva E. N. Pedagogicheskie us1ovija obespechenija jetnoku1'turnoj naprav1ennosti obrazovanija v innovacionnom obrazovate1'nom uchrezhdenii : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.01. - Vo1gograd, 2007. - 24 s.
20. Chehorduna E. P., Ammosova V. V., Karpova N. P. Jetnoku1'turnoe obrazovanie i obshhestvennaja jeks-pertiza v ш1оуувЫ vnedrenija FGOS // Che1ovek i obrazovanie. - 2013. - № 3(36). - Б. 128-134.
21. Shobonov N. A. Pedagogicheskij potencia1 se1'skoj shko1y v sovremennyh socia1'no-jekonomicheskih us1ovijah // Privo1zhskij nauchnyj zhurna1. - 2010. - № 2. - Б. 213-231.