Научная статья на тему 'Подготовка педагогов к этнотеатральной деятельности как условие этнокультурного воспитания сельских школьников'

Подготовка педагогов к этнотеатральной деятельности как условие этнокультурного воспитания сельских школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
133
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ETHNOCULTURAL EDUCATION / ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ / TEACHER TRAINING / СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА / RURAL SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Арестова Вероника Юрьевна

В статье рассматривается подготовка педагогов к этнотеатральной деятельности как одно из условий этнокультурного воспитания сельских школьников на современном этапе социально-культурного развития российского общества. Приводятся определения ключевых понятий исследования, выявляются идеи и принципы эффективной подготовки будущих учителей в вузе, анализируются методы и формы внеурочной деятельности студентов, в том числе занятия в «Мастерской этнотеатральных проектов», дается характеристика профессиональных качеств учителя, необходимых для организации этнотеатральной деятельности школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING OF TEACHERS FOR ETHNIC DRAMA ACTIVITY AS A CONDITION OF ETHNOCULTURAL EDUCATION IN RURAL SCHOOLS

The paper considers the process of training of teachers for ethnic drama activity as a condition of ethnocultural education in rural schools at the current stage of sociocultural development in Russia; the author provides the key concepts of the study, reveals the ideas and principles of the effective training of future teachers in the system of higher education, analyzes the methods and forms of the extracurricular student activities, including the classes in Ethnic Drama Project Workshop. The paper describes professional qualities of a teacher which are necessary for the arrangement of ethnic drama activities among students.

Текст научной работы на тему «Подготовка педагогов к этнотеатральной деятельности как условие этнокультурного воспитания сельских школьников»

УДК 37.036:37.017.925

ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ К ЭТНОТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК УСЛОВИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ

TRAINING OF TEACHERS FOR ETHNIC DRAMA ACTIVITY AS A CONDITION OF ETHNOCULTURAL EDUCATION IN RURAL SCHOOLS

В. Ю. Арестова V. Yu. Arestova

ФГБОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары

Аннотация. В статье рассматривается подготовка педагогов к этнотеатральной деятельности как одно из условий этнокультурного воспитания сельских школьников на современном этапе социально-культурного развития российского общества. Приводятся определения ключевых понятий исследования, выявляются идеи и принципы эффективной подготовки будущих учителей в вузе, анализируются методы и формы внеурочной деятельности студентов, в том числе занятия в «Мастерской этнотеатральных проектов», дается характеристика профессиональных качеств учителя, необходимых для организации этнотеатральной деятельности школьников.

Abstract. The paper considers the process of training of teachers for ethnic drama activity as a condition of ethnocultural education in rural schools at the current stage of sociocultural development in Russia; the author provides the key concepts of the study, reveals the ideas and principles of the effective training of future teachers in the system of higher education, analyzes the methods and forms of the extracurricular student activities, including the classes in Ethnic Drama Project Workshop. The paper describes professional qualities of a teacher which are necessary for the arrangement of ethnic drama activities among students.

Ключевые слова: этнокультурное воспитание, подготовка педагогов, сельская школа.

Keywords: ethnocultural education, teacher training, rural school.

Актуальность исследуемой проблемы. Современный этап развития российского общества характеризуется основательными переменами в области образовательной политики государства. Процессы, происходящие сегодня в образовании, отражают в своем содержании базовые национальные ценности, в число которых входят история России, российских народов, семьи и рода, жизненный опыт предков, фольклор народов России, общественно полезная и личностно значимая деятельность обучающихся и пр. [5], [10]. С этой точки зрения становится востребованным педагогический потенциал этнотеатра-лизации, которая способна не только стать фактором, объединяющим и воспроизводящим вышеобозначенные ценности, но и системообразующим фактором организации воспитательного процесса в системе «сельская школа - семья - социум».

Материал и методика исследований. Исследование проводилось на базе психолого-педагогического факультета Чувашского государственного педагогического универси-

тета им. И. Я. Яковлева и научно-исследовательского института этнопедагогики им. академика РАО Г. Н. Волкова этого же вуза. Основными методами исследования явились: анализ педагогической, этнопедагогической, культурологической, искусствоведческой, этнографической литературы, нормативно-правовых и законодательных актов в сфере образования; наблюдение, изучение результатов образовательной деятельности студентов педагогического вуза.

Результаты исследований и их обсуждение. Исследование этнотеатрализации как педагогической технологии позволило нам дать определение этнотеатральной деятельности учителя. Этнотеатральная деятельность учителя в школе - это система действий, направленная на реализацию педагогического потенциала обрядово-игровых форм народной культуры [3]. Этнотеатрализация понимается нами как процесс воссоздания фольклорного материала, при котором сохраняются знаковые, специфические характеристики народных обрядово-игровых традиций [1].

Школьная этнотеатрализация как явление выражается двумя основными характеристиками - этнической и театральной, т. е. ее природа лежит в игровых формах народной обрядности; и в то же время школьная этнотеатрализация должна решать педагогические задачи. Для этого учителям важно понимать школьный театр как творческий союз детей и взрослых, уметь активизировать наблюдательность детей, воображение, стремление к ассоциативным сопоставлениям; разучивать хоровые и танцевальные номера, партии с солистами; готовить костюмы или элементы костюмов, сценические декорации, сюжетно-бутафорские атрибуты; объяснять детям так, чтобы словесный образ превращался в зримый персонаж спектакля; планировать репетиции с учетом всех видов работы (пение, сценическая речь, движение); владеть театрально-исполнительскими навыками (интонационно выразительная речь, мимика, телодвижения и пр.). Некоторые исследователи, например В. П. Ефимов, указывают на условия, способствующие активному приобщению детей к традиционной народной культуре: учет традиционной последовательности действий в обучении детей основам фольклора, гибкое применение способов разучивания произведений, постоянное включение элементов творчества, варьирование в занятиях с детьми игровой и самостоятельной деятельности, обучение посредством аудио-и видеозаписей, применение элементов обучения «сверстник - сверстнику», встречи с другими детскими фольклорно-игровыми коллективами [6].

На первый план при организации школьного театра, с нашей точки зрения, выходят режиссерские и актерские качества личности учителя, к которым можно отнести коммуникативную эмоциональную направленность действий учителя, а также суггестивные способности (суггестивные способности позволяют при проведении репетиций осуществлять эмоционально-волевое воздействие на учащихся в процессе взаимодействия с ними), динамизм, оптимизм, активную реакцию на явления действительности, общую эмоциональную восприимчивость, эмоциональное перевоплощение, обаяние, заразительность, убедительность. На наш взгляд, необходимо помнить, что вышеперечисленные качества личности педагога должны способствовать реализации не только его собственной идеи, но и так называемой «сверхзадачи» (по Станиславскому) - того, ради чего он хочет реализовать свою идею. В данном случае будет уместным напомнить учителю, что школьный театр - это такая форма общения детей, в которой удобно воссоздавать атмосферу бытования фольклора, причем делать это лучше в «досценической» стадии, т. к. на сцене фольклор зачастую имеет условный характер, в отличие от естественной среды его существования - обрядовой или праздничной.

Этническая характеристика школьной этнотеатрализации состоит в следующем. Известно, что этнос (народ, этническая общность) - это исторически сложившаяся, занимающая определенную территорию, устойчивая совокупность людей, которая обладает общей культурой, ценностями, языком, психологическим складом, этническим самосознанием и этнонимом (собственным названием). В самосознание общности входят представления об общем историческом происхождении и исторической судьбе, чувство общности, солидарности в понимании коллективного прошлого, настоящего и будущего [8, 25]. Одной из форм выражения этнического самосознания является фольклор. Для школьной этнотеатрализации именно фольклор является содержательной основой и ценностной ориентацией.

Рассмотрим, к примеру, базовые национальные ценности чувашского народа, т. е. основные моральные ценности, приоритетные нравственные установки, существующие в народных традициях. Для этого обратимся к уже проведенным исследованиям, обобщившим систему ценностей чувашского народа. Исследователи выделяют такие ценности, как любовь к детям, любовь к матери, преданность семье и памяти предков, трудолюбие, любовь к Родине и природе, искренность, открытость, честность, гостеприимство, чувство взаимной терпимости, благодарности, уважение к традициям своего и других народов, миролюбие, идеи ненасилия, эстетика быта (вышивка, песни, утварь и пр.) [4], [9].

Вышеобозначенные ценности содержатся в обрядово-игровом фольклоре чувашского народа. Неудивительно, что в средствах массовой информации появляются сообщения о проведении древних чувашских обрядов в настоящее время. Нравственно-этическая и духовная составляющая этих обрядов обеспечивают их существование в наше время. Значимость традиций для жизни народа подчеркивали в своих трудах А. К. Салмин, В. П. Иванов и др. [11], [7].

Очевидно, что педагогический потенциал обрядово-игрового фольклора должен быть востребован в системе подготовки учителей. Ранее проведенное нами исследование выявило, что этнотеатрализация является востребованной в современной практике сельских школ. Чаще всего ее используют учителя родного языка, музыки, учителя начальных классов. Нередко они объединяются с учителями истории, культуры родного края, технологии. Зачастую к усилиям работников школы в этом виде деятельности присоединяются не только сотрудники местных историко-краеведческих музеев, но и педагоги дополнительного образования, работники учреждений культуры [2].

Педагог, выступающий в роли режиссера, - это личность, которая способна сочетать в работе учебно-воспитательные и технические задачи, а также творчески развиваться в процессе сотрудничества с детьми. Современный период развития теории и практики образовательного процесса характеризуется разнообразными подходами, в том числе к организации театральной деятельности в школе. В более ранних публикациях нами были обоснованы подходы и принципы организации этнокультурного воспитания сельских школьников на основе этнотеатральной деятельности: системный, системно-функциональный, личностно-деятельностный, культуроведческий, аксиологический, этнопедагогический, социологический. Было выяснено, что реализация названных подходов создает условия для эффективного использования педагогического и социокультурного потенциала этнотеатрализации и в целом для качественной организации этнокультурного воспитания сельских школьников.

Рассмотрим, к примеру, профессиональную подготовку учителей начальных классов. Специфика профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов заключается в том, что она многопрофильна, т. е. в процессе обучения студент должен освоить ме-

тодики преподавания всех предметов, входящих в учебный план начальной школы: математики, русского языка, чтения, окружающего мира и пр. Русский язык и математика традиционно входят в число приоритетных направлений профессиональной деятельности учителей начальных классов (и поэтому методики преподавания этих предметов также составляют существенную сторону их профессиональной подготовки), но в то же время такие предметы, как, например, музыка и изобразительное искусство (требующие специальных умений), также достаточно серьезно ими изучаются. Тем более что школьная практика требует от студентов разностороннего проявления знаний, умений и навыков. Ведь иногда в школах, особенно сельских, все уроки в начальной школе проводят учителя начальных классов, но и этим далеко не исчерпывается область реализации ими профессиональной подготовки - они еще являются и классными руководителями, в чьи обязанности входят организация внеурочной и досуговой деятельности школьников, работа с родителями и общественностью. Учителям начальных классов при обучении детей родному языку невозможно обойти вопросы, связанные с фольклором, традициями (ритуалами, обрядами, обычаями), сложившимися в обществе. Часто это проявляется в разыгрывании обрядовых сцен, проведении театрализованных народных празднеств. Что касается уроков музыки, то этнотеатрализация совершенно естественно вписывается в содержание этих уроков (или внеурочных мероприятий), на которых дети знакомятся с музыкальным фольклором своего или других народов. Синкретичность как главное качество фольклора предполагает наряду с пением народной песни еще и театрализацию, т. е. обыгрывание сюжета, ролевое воплощение содержания песни при помощи определенных ролевых действий, движений, обусловленных обрядовым предназначением исполняемой песни. Использование этнотеатральных форм общения учителями начальных классов объясняется целями воспитания подрастающего поколения на народных традициях, вовлечением родителей в процесс воспитания, а также сенситивностью младшего школьного возраста, который является наиболее благоприятным периодом для этнокультурного воспитания и социализации детей.

С нашей точки зрения, в общепрофессиональной подготовке будущих учителей начальных классов можно выделить дисциплины, в учебную программу которых заложено получение знаний и навыков, необходимых для организации этнокультурного воспитания школьников на основе этнотеатральной деятельности. Например, дисциплины общекультурной подготовки: мировая художественная культура, философия образования, а также дисциплины психолого-педагогического цикла: педагогика начального образования, теория и методика воспитания, теория обучения. Некоторые аспекты этнотеатральной подготовки могут быть рассмотрены в таких предметах, как этнопедагогика, педагогические технологии, теория и методика воспитания, культурология. Важным дополнением является функционирование на факультете таких кружков, как «Хоровое исполнительство», «Фольклорный ансамбль», «Хореография», «Детский театр» и др. На наш взгляд, содержание такой подготовки может быть реализовано в рамках дисциплин и курсов по выбору студента или устанавливаемых вузом, национально-регионального (вузовского) компонента.

В нашем случае была разработана и реализована программа творческой мастерской для студентов «Мастерская этнотеатральных проектов». На этапе формирующего эксперимента (2010-2014 гг.), студенты очного и заочного отделений психолого-педагогического факультета (будущие учителя начальных классов) ЧГПУ им. И. Я. Яковлева разрабатывали этнотеатральные проекты, как в студенческой группе, так и со школьниками, апробировали проекты на педагогической практике.

В настоящее время мастерская этнотеатральных проектов существует не только в форме внеурочных занятий со студентами, но и в форме сетевого сообщества (http://vk.com/afflatus_ethno). Сейчас это сообщество объединяет студентов вузов и колледжей, учителей, педагогов дополнительного образования, работников культурно -досуговых учреждений, проявляющих исследовательский интерес к изучению праздников и обрядов, аутентичного художественного творчества, разработке и апробации способов воспроизводства этнической культуры в современном социуме, поддержки и развития самобытных обрядовых и праздничных традиций. Оргкомитет сообщества проводит всероссийские конкурсы, конференции, круглые столы и мастер-классы по различным проблемам. В рамках деятельности сообщества публикуются сборники материалов проведенных конференций, разрабатываются учебные и учебно-методические пособия.

Резюме. Время, в котором мы живем, заставляет по-новому осознать ценность этно-педагогических средств в воспитании подрастающего поколения. С нашей точки зрения, профессиональная подготовка современного учителя должна обеспечивать успех в организации этнокультурного воспитания школьников. Знание учителем теоретических основ игровой деятельности, психолого-педагогической характеристики школьников разных возрастов, методики использования игры в воспитательном процессе позволит эффективно использовать возможности этнотеатрализации в работе со школьниками.

ЛИТЕРАТУРА

1. Арестова В. Ю. Метод проектов в организации этиотеатральной деятельности детей и взрослых // Фундаментальные исследования. - 2012. - № 9, ч. 4. - С. 838-841.

2. Арестова В. Ю. Национально-региональные особенности этнотеатрализации в школах Чувашии // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2013. - № 4(30), ч. 3. - С. 18-21.

3. Арестова В. Ю. Этнотеатрализация как технология этнокультурного воспитания [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. - 2011. - № 6. - Режим доступа : http://www.science-education.ru/100-5220.

4. Волков Г. Н., Петрова Т. Н., Панькин А. Б. Введение в этнопедагогику. - Элиста : Калм. гос. ун-т, 2006. - 368 с.

5. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М. : Просвещение, 2009. - 26 с.

6. Ефимов В. П. Педагогические традиции детской этнотеатрализации в современных школах Чувашии : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. - Чебоксары, 2008. - 203 с.

7. Иванов В. П. Особенности этнических процессов в Чувашской Республике // Чувашская Республика: проблемы национально-государственного строительства (история и современность) : сб. ст. - Чебоксары, 2011.-С. 76-103.

8. Концепция национальной образовательной политики Российской Федерации: одобрена приказом Минобрнауки России от 3 августа 2006 г. № 201 // Официальные документы в образовании. - 2006. - № 29. -С. 5-26.

9. Комелина В. А., Кузьмин В. К., Кузьмин Н. В., Апакаев П. А., Петрова Т. Н. Педагогические условия формирования этнопедагогической компетентности будущих педагогов средствами национальной культуры Среднего Поволжья // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. -2014. -№4(84). -С. 173-180.

10. Кузнецова Л. В. Формирование основ культурно-исторического и духовно-нравственного просвещения - задача культурно-образовательной политики государства // IX Международные Волковские чтения : сб. науч. трудов. - Йошкар-Ола, 2014. - С. 8-11.

11. Салмин А. К. Они хранят традиции // Материалы полевых исследований МАЭ РАН. Вып. 9. -СПб., 2009. - С. 17-22.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.