Научная статья на тему 'Современное состояние научного решения проблемы профессиональной готовности учителей к этнокультурному образованию'

Современное состояние научного решения проблемы профессиональной готовности учителей к этнокультурному образованию Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
295
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭТНОПЕДАГОГИКА / ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ПОДГОТОВКА / ETHNOPAEDAGOGICS / ETHNOCULTURAL PREPARATION (EDUCATION)

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Азизова А. Р.

В статье раскрыта сущность этнокультурной позиции и этапы ее формирования, рассмотрены цели и ключевые особенности этнокультурного образования. Обоснована одна из важнейших задач педагога формирование поликультурной позиции школьников и студентов. Также в статье отражена главная миссия этнокультурного воспитания возрождение гуманистических принципов межкультурного общения, диалога культур и наций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTEMPORARY CONDITIONS OF SCIENTIFIC RESOLUTION OF PROFESSIONAL PREPARING OF TEACHERS FOR ETHNOCULTURAL EDUCATION PROBLEM

The article reveals the essence of ethnocultural position and stages of its formation, the aims and key features of ethnocultural education. One of the important tasks of education is the formation of ethnocultural position of learners. The article also reflects the primary mission of ethnocultural education the revival of humanistic principles of intercultural communication and dialogue between cultures and nations

Текст научной работы на тему «Современное состояние научного решения проблемы профессиональной готовности учителей к этнокультурному образованию»

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ НАУЧНОГО РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ К ЭТНОКУЛЬТУРНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

CONTEMPORARY CONDITIONS OF SCIENTIFIC RESOLUTION OF PROFESSIONAL PREPARING OF TEACHERS FOR ETHNOCULTURAL EDUCATION PROBLEM

А. Р. Азизова

В статье раскрыта сущность этнокультурной позиции и этапы ее формирования, рассмотрены цели и ключевые особенности этнокультурного образования. Обоснована одна из важнейших задач педагога - формирование поликультурной позиции школьников и студентов. Также в статье отражена главная миссия этнокультурного воспитания -возрождение гуманистических принципов межкультурного общения, диалога культур и наций.

Ключевые слова: этнопедагогика, этнокультурная подготовка.

Способствовать сохранению, развитию и передаче национально-культурных достижений - новая социально-педагогическая функция системы образования. Она возведена в ранг государственной политики и отражена в национальной доктрине РФ, определяющей цели воспитания и обучения, пути их достижения и ожидаемые результаты развития системы образования до 2025 г. В частности, в разделе «Основные цели и задачи образования» отмечается, что система образования призвана обеспечить: историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов [1, с. 3].

Провозглашение этнокультурности, культуросообразно-сти в качестве ведущих принципов системы национального образования потребовало нового взгляда идеологической системы на профессиональную подготовку специалистов в высшей школе. Стала актуальной значимость этнокультурной подготовки учителя как носителя и транслятора национально-исторических, культурно-духовных ценностей народа, понимающего воспитательную ценность педагогической культуры народа и способного использовать педагогические возможности в современной практике обучения и воспитания.

Следует отметить, что в существующих программах подготовки и переподготовки учителей не полностью отражены этнопедагогические знания. Отсутствие этнопедагогических знаний в мировоззрении учителя в условиях морально-нравственного кризиса вызывает некоторые опасения за

A. R. Azizova

The article reveals the essence of ethnocultural position and stages of its formation, the aims and key features of ethnocultural education. One of the important tasks of education is the formation of ethnocultural position of learners. The article also reflects the primary mission of ethnocultural education - the revival of humanistic principles of intercultural communication and dialogue between cultures and nations.

Keywords: ethnopaedagogics, ethnocultural preparation (education).

будущее нашей страны. Программой модернизации образования предусматривается проведение комплекса мер для подготовки педагогических кадров, в том числе и повышение качества подготовки выпускников к педагогической деятельности в многонациональной среде.

Важнейшим компонентом профессиональной подготовки учителей должно стать изучение этнопедагогических, этнопсихологических, исторических и культурных особенностей других этносов и национальностей. Это относится не только к профессиональной подготовке будущих специалистов, но и переподготовке педагогических кадров для национальных школ, повышения квалификации.

Чем же мотивирована необходимость научного осмысления по подготовке будущих учителей к этнокультурному образованию?

Перечислим несколько факторов:

1. Ведущие тенденции современного общества (переход к новой образовательной системе, природно-геог-рафические, национально-демографические, культурологические и другие условия).

2. Увеличение спроса на новые виды информационно-образовательных услуг, развитие в регионах сети инновационных образовательных учреждений, гимназий, колледжей и др.

3. Значительная часть преподавательского состава в России не владеет в полном объеме знаниями о традиционной культуре, не умеет применять богатый этнопедаго-гический потенциал, не имеет навыков интеграции народных традиций в воспитательно-образовательный процесс.

Так что можно сказать о профессиональной готовности учителей к этнокультурному образованию на сегодняшний день и о вкладе современной педагогической науки в решение данной проблемы?

Вопросы этнокультурной подготовки педагогов является предметом исследования многих отечественных авторов. К ним относятся Г. Н. Волков, И. Ф. Гончаров (системно-целостный подход к интегративной подготовке учителя национальной школы), Д. И. Латышина, Т. И. Березина, Л. К. Рахлевская (работы по вузовской этнопедагогике), Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, В. С. Мерлин, И. Н. Чеснокова, И. С. Кон (проблемы формирования национального самосознания, с точки зрения психологов), А. Г. Агаев, И. В. Козлов, Ю. В. Бромлей, Л. М. Дро-бижева, Г. В. Шелепов и др. (с точки зрения этнографов), А. И. Арнольдов, Н. А. Бердяев, Э. С. Маркарян, И. А. Ильин, Н. О. Лосский, В. С. Соловьев (с точки зрения философов).

Исследователи не только рассматривают характеристики этнопедагогической подготовки учителя, но и предлагают программы и направления, методы и технологии, этнопедагогическую литературу, облегчающие освоение этнокультурных знаний.

Формирование этнокультурной направленности и этнокультурных знаний у будущих педагогов невозможно без систематизированного и углубленного изучения основ этнопедагогики.

Обратимся к Г. Н. Волкову, одному из основоположников этнопедагогики, в работах которого дается всестороннее обоснование необходимости полноценной этнопедагогической подготовки и ее составляющих. Он определил сущность этнопедагогики: «Этнопедагогика изучает процесс социального взаимодействия и общественно-народного воздействия, в ходе которого воспитывается, развивается личность, усваивающая социальные нормы, ценности, опыт, собирает и систематизирует народные знания о воспитании и обучении детей, всю народную мудрость, отраженную в религиозных учениях, сказках, сказаниях, былинах, притчах, песнях, загадках, пословицах, играх, игрушках и прочем, в семейном и общинном укладе жизни, быте, традициях, а также философско-этические, собственно педагогические мысли и воззрения, то есть весь педагогический потенциал, совокупный опыт историко-культурного формирования личности» [2, с. 10].

В конце 1980-х гг. Г. Н. Волковым была разработана этнопедагогическая концепция национальной школы, которая послужила базой для становления и развития национальной системы образования. В своей концепции он выделил следующие принципы:

1. Обучение и воспитание детей на родном языке с дошкольного возраста до окончания средних учебных заведений.

2. Формирование интеллектуальных способностей, социально-этнических качеств личности ребенка с учетом этнопсихологических особенностей и традиции народной педагогики.

3. Систематическое приобщение подрастающего поколения в процессе обучения к национальной культуре, обычаям и традициям родного народа, к его духовным и социально-этническим ценностям;

4. Учет национального регионального компонента в содержании и структуре преподаваемых в национальной школе предметов.

Под руководством Г. Н. Волкова была разработана программа комплексного освоения народной педагогики

в рамках довузовского педагогического образования, включающая в себя изучение:

• основных педагогических понятий народа (уход, воспитание, наставление, обучение, самовоспитание, приучение);

• возможности трансформации этих понятий в современной школе (детская среда, моральные требования, коллектив и т. д.);

• функции воспитания (подготовка к труду, формирование морально-волевых черт характера, развитие ума, забота о здоровье, привитие любви к прекрасному);

• факторов воспитания (труд, быт, природа, родное слово, искусство, религия, обычай, игра, пример-идеал (личности-символы, события-символы, идеи-символы));

• методов воспитания (пример, приказ, убеждение, приучение, упражнение, запрет, укор, уговор, совет, просьба, клятва, намек, одобрение, завет, зарок, брань, телесные наказания и т. д.);

• средств воспитания (потешки, считалки, пословицы, загадки, эпос, сказки, легенды, предания, мифы и т. д.);

• организации воспитания (трудовые объединения детей и молодежи, молодежные праздники, общенародные праздники);

• идеи совершенствования человеческой личности в системе народного воспитания (взаимосвязь сторон воспитания: умница и красавица, доброе слово, добрый характер) и др. [2, с. 25].

Программа предлагает комплексный процесс формирования личности рассматривать через учет нравственных идеалов, традиций и ритуалов. Следует отметить, что значимая роль отводится изучению национального этикета, отношения к старшим, культу матери и ребенка, роли общественного мнения, педагогов, соседей, близких и дальних родственников.

Ссылаясь на отечественных исследователей, под этнокультурной подготовкой будущих учителей мы должны понимать высокую степень его теоретической, практической и личностной подготовленности к полноценной трансляции национальной культуры, как синтеза национально-особенного и общечеловеческого, с целью формирования совершенной личности, способной к эффективному межкультурному диалогу и толерантной к национально-психологическому своеобразию представителей иных этнических коллективов и их культурных ценностей.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Национальная доктрина об образовании [Электронный документ]. URL: http://sfedu.ru/docs/ program_razv/doctrina.doc (дата обращения 01.08.2013).

2. Волков Г. Н. Этнопедагогика: учеб. пособие для студентов. М., 1999.

3. Волков Г. Н. Этнопедагогика как педагогика национальной школы и семьи. Алматы, 2001. 230 с.

4. Волков Г. Н. Современное функционирование народной педагогики как феномена демократии и гуманизма в сфере воспитания. Чебоксары, 1993. 376 с.

5. Дмитриев А. Е, Землянская Е. Н. Инновацион-

ные процессы в системе начального образования: моногр. М., 2012. С. 185.

6. Закон Российской Федерации «Об образовании». 3-е изд. М., 2001. 52 с.

7. Конвенция о правах ребенка. М., 1999. 30 с.

8. Конституция РФ. М., 2001. С. 26, 43.

9. Латышина Д. И. История педагогики. М., 2003.

10. Федорова С. Н. Формирование этнокультурной

компетентности будущих педагогов: афтореф. дис. д-ра пед. наук. М., 2006.

11. Общественное обсуждение проектов нормативных правовых актов, разработанных в целях реализации Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» // Минобрнауки РФ: сайт [Электронный ресурс]. URL: Ийр://минобрнауки. рф/документы/2937 (дата обращения 01.08.2013).

ПРОБЛЕМЫ ВУЗОВСКОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ПОЛИЭТНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА1

PROBLEMS IN HIGH SCHOOL METHODOLOGY OF RUSSIAN LANGUAGE TEACHERS' TRAINING FOR THE IMPLEMENTATION OF PROFESSIONAL ACTIVITIES IN THE CONDITIONS OF POLYETHNICAL EDUCATIONAL SPACE

Н. А. Белова

Статья посвящена рассмотрению возможных направлений вузовской подготовки будущего учителя-словесника к эффективному обучению русскому языку в классах с полиэтническим составом учащихся. Опираясь на теоретические принципы методики преподавания русского языка и методики преподавания русского как иностранного, автор предлагает разрабатывать методику интегративного характера для студентов-русистов педвузов, которая бы учитывала специфику конкретных методов и приемов обучения как русскоговорящих детей, так и детей-инофонов.

Ключевые слова: профессиональная межкультурно-коммуникативная мобильность учителя, полиэтническое образовательное пространство, методика обучения русскому языку как родному, методика обучения русскому языку как иностранному, интеграция методических подходов.

N. A. Belova

This article was written to review possible ways of philology teacher's training for teaching the Russian language to pupils and students in polyethnical multilingual classes. Author proposes to develop integrative methodology for future Russian language teachers' training which takes into account Russian and foreign speaking children educational specifics while setting concrete methods of teaching them together. This research is based on theoretical principles of teaching Russian both as a native and a foreign language.

Keywords: teacher's professional cross-cultural communicative flexibility, polyethnical educational environment, methods of teaching Russian as a native language, methods of teaching Russian as a foreign language, integration of methodical approaches.

Современные образовательные стандарты отражают ведущие стратегии развития отечественного педагогического образования, одной из которых является формирование у учащихся умения учиться и способности к организации своей деятельности (профессиональной и общественной) в условиях интеграции различных культур в едином социуме. Очевидно, что в решении данной задачи особую роль играет коммуникативно грамотный педагог, формирующий у школьников умения пользоваться важнейшим средством познания, образования и самообразования - языком. Современная русская школа работает в условиях значительного притока детей-мигрантов как из стран СНГ,

так из стран дальнего зарубежья, вынужденных получать образование на русском языке как неродном и социализироваться в процессе интеграции в российское поликультурное общество. Степень владения русским языком у иноязычных учащихся, получающих образование в российских школах вместе с детьми, для которых русский язык - родной, различна, что должно учитываться при организации учебно-методической работы с такими учащимися, требует индивидуального подхода к их обучению и, как следствие, специальной подготовки учителя русского языка.

В последнее десятилетие очень много сделано в данной области. Например, с начала XXI в. активная работа

1 Работа проводилась при поддержке Минобрнауки РФ в рамках Программы стратегического развития «Педагогические кадры для инновационной России» (госзадание № 2 от 16.03.2013 г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.