Научная статья на тему 'Этнокультурное образование как основа формирования экологической компетентности школьников'

Этнокультурное образование как основа формирования экологической компетентности школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
620
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЭТНИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ОСВЕДОМЛЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мальцева Елена Валентиновна, Макарова Ольга Александровна, Мухина Светлана Асановна

Статья посвящена проблеме формирования экологической компетентности школьников на основе этнокультурного образования. Этнокультурное образование необходимо в настоящее время для преодоления у подрастающего поколения потребительского отношения к природе, воспитанию нравственному и биоэтическому. В статье рассмотрены различные подходы к понятию «экологическая компетентность», технологии ее формирования. Использование элементов этнокультуры, являющейся отражением исторических событий, эпических сюжетов, обрядов, мифологических представлений народа, значимо и в процессе экологического образования и воспитания ребенка. Гуманное отношение к природе проявляется, в первую очередь, в деятельности ребенка, в развитии его способности к проектированию и организации экологической безопасной деятельности в окружающей среде. В статье раскрыты теоретические основы этнокультурного образования, понятия «этнокультурная осведомленность». Показана важность формирования у детей понимания и принятия этнического мира, значимость освоения культурного наследия народа. Средства традиционной культуры, обладая высоким воспитательным потенциалом, учат умению жить не только в гармонии друг с другом, но и в гармонии с природой. Целью исследования является теоретическое и опытно-экспериментальное изучение роли этнокультурного образования в формировании экологической компетентности школьников Республики Марий Эл. На основе подобранных и разработанных методик исследования у большинства школьников определен низкий уровень сформированности экологической компетентности и этнокультурной осведомленности. В статье представлены направления работы по формированию экологической компетентности на основе этнокультурного наследия коренного народа Республики Марий Эл. В силу психофизиологических особенностей дети особенно восприимчивы к фольклору, наполненному занимательностью, сказочностью, игровой и творческой деятельностью. Включение в образовательный процесс сказок, пословиц, загадок способствует формированию знаний школьников о культуре народа, о национальных героях, воспитанию любви к родному краю. Использование современных образовательных технологий, электронных образовательных ресурсов дает уникальную возможность приобщить школьников к природным и культурным ценностям родного края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мальцева Елена Валентиновна, Макарова Ольга Александровна, Мухина Светлана Асановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ethnocultural education as the basis of developing schoolchildren’s ecological competence

The article is devoted to the problem of developing schoolchildren’s ecological competence on the basis of ethno-cultural education. Nowadays ethno-cultural education is needed to overcome the youth’s consuming attitude towards nature, to develop moral and bioethical features. The article considers various approaches to the notion of «ecological competence», the technology of its developing. The use of some elements of ethnic culture, which is the reflection of historical events, epic stories, rituals, and the people’s mythology, is significant both in the process of environmental education and in the process of the child’s upbringing. Humane attitude towards nature is manifested, first of all, in the child's activity, in the development of his capability of designing and organizing ecologically friendly activity in the environment. The article reveals the theoretical foundations of ethnocultural education, the concept of “ethno-cultural awareness”. The author shows the importance of developing children’s understanding and acceptance of the ethnic world, the significance of acquiring the people’s cultural heritage. Having a high educational potential the artifacts of traditional culture teach people how to live not only in harmony with each other but in harmony with nature. The research is aimed at theoretical and experimental study of the role of ethno-cultural education in the development of schoolchildren’s ecological competence in the Republic of Mari El. The research, based on specially selected and developed techniques, has shown that the majority of schoolchildren have a low level of environmental competence and ethno-cultural awareness. The article presents the ways of developing ecological competence on the basis of the indigenous people’s ethno-cultural heritage in the Republic of Mari El. Due to their psycho-physiological characteristics, children are especially susceptible to folklore that is filled with entertaining, fabulous, playful and creative activities. Fairy tales, proverbs, riddles included into the educational process help to develop schoolchildren’s knowledge about the culture of the people, about the national heroes; they help to develop schoolchildren’s love for the native land. Modern educational technologies, electronic educational resources provide a unique opportunity to introduce the natural and cultural values of their native land to schoolchildren.

Текст научной работы на тему «Этнокультурное образование как основа формирования экологической компетентности школьников»

УДК 37.013.43:39

ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Е. В. Мальцева, О. А. Макарова, С. А. Мухина

Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола

Статья посвящена проблеме формирования экологической компетентности школьников на основе этнокультурного образования. Этнокультурное образование необходимо в настоящее время для преодоления у подрастающего поколения потребительского отношения к природе, воспитанию нравственному и биоэтическому. В статье рассмотрены различные подходы к понятию «экологическая компетентность», технологии ее формирования. Использование элементов этнокультуры, являющейся отражением исторических событий, эпических сюжетов, обрядов, мифологических представлений народа, значимо и в процессе экологического образования и воспитания ребенка. Гуманное отношение к природе проявляется, в первую очередь, в деятельности ребенка, в развитии его способности к проектированию и организации экологической безопасной деятельности в окружающей среде. В статье раскрыты теоретические основы этнокультурного образования, понятия «этнокультурная осведомленность». Показана важность формирования у детей понимания и принятия этнического мира, значимость освоения культурного наследия народа. Средства традиционной культуры, обладая высоким воспитательным потенциалом, учат умению жить не только в гармонии друг с другом, но и в гармонии с природой. Целью исследования является теоретическое и опытно-экспериментальное изучение роли этнокультурного образования в формировании экологической компетентности школьников Республики Марий Эл. На основе подобранных и разработанных методик исследования у большинства школьников определен низкий уровень сформированности экологической компетентности и этнокультурной осведомленности. В статье представлены направления работы по формированию экологической компетентности на основе этнокультурного наследия коренного народа Республики Марий Эл. В силу психофизиологических особенностей дети особенно восприимчивы к фольклору, наполненному занимательностью, сказочностью, игровой и творческой деятельностью. Включение в образовательный процесс сказок, пословиц, загадок способствует формированию знаний школьников о культуре народа, о национальных героях, воспитанию любви к родному краю. Использование современных образовательных технологий, электронных образовательных ресурсов дает уникальную возможность приобщить школьников к природным и культурным ценностям родного края.

Ключевые слова: экологическая компетентность, этническая культура, этнокультурное образование, этнокультурная осведомленность.

ETHNOCULTURAL EDUCATION AS THE BASIS OF DEVELOPING SCHOOLCHILDREN'S ECOLOGICAL COMPETENCE

E. V. Maltseva, O. A. Makarova, S. A. Mukhina

Mari State University, Yoshkar-Ola

The article is devoted to the problem of developing schoolchildren's ecological competence on the basis of ethno-cultural education. Nowadays ethno-cultural education is needed to overcome the youth's consuming attitude towards nature, to develop moral and bioethical features. The article considers various approaches to the notion of «ecological competence», the technology of its developing. The use of some elements of ethnic culture, which is the reflection of historical events, epic stories, rituals, and the people's mythology, is significant both in the process of environmental education and in the process of the child's upbringing. Humane attitude towards nature is manifested, first of all, in the child's activity, in the development of his capability of designing and organizing ecologically friendly activity in the environment. The article reveals the theoretical foundations of ethnocultural education, the concept of "ethno-cultural awareness". The author shows the importance of developing children's understanding and acceptance of the ethnic world, the significance of acquiring the people's cultural heritage. Having a high educational potential the artifacts of traditional culture teach people how to live not only in harmony with each other but in harmony with nature. The research is aimed at theoretical and experimental study of the role of ethno-cultural education in the development of schoolchildren's ecological competence in the Republic of Mari El. The research, based on specially selected and developed techniques, has shown that the majority of schoolchildren have a low level of environmental competence and ethno-cultural awareness. The article presents the ways of developing

ecological competence on the basis of the indigenous people's ethno-cultural heritage in the Republic of Mari El. Due to their psycho-physiological characteristics, children are especially susceptible to folklore that is filled with entertaining, fabulous, playful and creative activities. Fairy tales, proverbs, riddles included into the educational process help to develop schoolchildren's knowledge about the culture of the people, about the national heroes; they help to develop schoolchildren's love for the native land. Modern educational technologies, electronic educational resources provide a unique opportunity to introduce the natural and cultural values of their native land to schoolchildren.

Keywords: ecological competence, ethnic culture, ethno-cultural education, ethno-cultural awareness.

В национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 г. основными задачами государства в сфере образования признаются, среди прочих, сохранение и поддержка этнической самобытности народов России, гуманистических традиций их культур. Переосмысливая ценности человечества, общество вновь обращается к культурному наследию каждого народа, что, в свою очередь, приводит к необходимости возрождения этнопедагогической культуры, духовно-нравственных ценностей, обычаев и традиций народа.

Этнокультурное образование осуществляют различные образовательные учреждения, среди которых особое место занимают школы, гимназии, лицеи. Они обеспечивают духовно-нравственное становление личности ребенка, его социальное и культурное самоопределение. У детей формируется понимание и принятие этнического мира, т. е. повышается этнокультурная осведомленность и в целом происходит освоение культурного наследия народа. Важность этого несомненна, т. к. средства традиционной культуры, обладая высоким воспитательным потенциалом, учат умению жить не только в гармонии друг с другом, но и в гармонии с природой, в которой, как отмечал Г. Н. Волков « все... взаимосвязано, все факторы народного воспитания не существуют обособленно, в отрыве один от другого. Природа опоэтизирована словом. Она входит и в быт, и в игры, и в праздники в качестве необходимой составляющей, она оживляет традиции, она же пример для подражания, ее идеальный образ живет в этническом сознании народа, запечатлен в произведениях народного искусства» [3].

Использование элементов этнокультуры, являющейся отражением исторических событий, эпических сюжетов, обрядов, мифологических представлений народа, значимо и в процессе экологического образования и воспитания ребенка. В силу психофизиологических особенностей дети особен-

но восприимчивы к фольклору, наполненному занимательностью, сказочностью, игровой и творческой деятельностью. Включение в образовательный процесс сказок, пословиц, загадок способствует формированию знаний школьников о культуре народа, о национальных героях, воспитанию любви к родному краю. Одновременно устное народное творчество является важной составляющей традиционной экологической культуры народа любой национальности. Гуманное отношение к природе проявляется, в первую очередь, в деятельности ребенка, в развитии его способности к проектированию и организации экологической безопасной деятельности в окружающей среде. Экологическое образование и воспитание, построенное на основе использования традиций народов, может стать мощным инструментом формирования такого отношения. В связи с этим перед учителями стоит задача поиска, систематизации и отбора средств этнокультуры, умелое их внедрение в учебно-воспитательный процесс для расширения этнокультурной осведомленности обучающихся и повышения их экологической компетентности.

Целью исследования явилось теоретическое и опытно-экспериментальное изучение использования этнокультурного образования в формировании экологической компетентности школьников Республики Марий Эл.

Главная цель формирования экологической компетентности - создание условий для становления человека, готового и способного выступать в качестве целостного субъекта саморазвития системы «человек - природа», реализующего в своем становлении как общеприродные принципы, так и природу бытия самого человека. В личностно ориентированной субъект-субъектной педагогической парадигме данная цель конкретизируется во взаимосвязанных, согласованных целях субъектов образовательного процесса, которые Д. С. Ермаков определил следующим образом:

- для местного сообщества и общества в целом - повышение качества жизни, улучшение состояния окружающей среды; подготовка экологически грамотных, образованных и компетентных граждан;

- для педагога - создание условий для приобретения опыта экологической деятельности, необходимых для содействия практическому решению экологических проблем и улучшению состояния среды обитания;

- для обучающегося - развитие способностей, готовности и опыта экологической деятельности, повышение собственной компетентности в выявлении и решении экологических проблем с уровня неосознанной некомпетентности до уровня осознанной компетентности [5].

Исходя из работ И. А. Зимней, А. В. Хуторского, Дж. Равена, В. А. Сластенина, О. Е. Лебедева, В. А. Болотова и др., экологическая компетенция в системе образовательных компетенций не обозначена, поэтому необходимо выделить наличие разных подходов к этому вопросу.

Д. Равен считает, что наиболее близки по содержанию к экологической компетенции - склонность к размышлениям о будущем; исследование окружающей среды для выявления ее возможностей и ресурсов (как материальных, так и человеческих); способность принимать решения; персональная ответственностью].

В. А. Алексеев считает [1], что экологическая компетентность - это интегративное качество личности, определяющее ее способность действовать в системе «человек - общество - природа» в соответств^ с усвоенными экологическими знаниями, умениями, навыками, убеждениями, мотивами, ценностными представлениями, экологически значимыми качествами и практическим опытом экологической деятельности. Компетентность характеризуется способностью решать разного уровня проблемы и задачи, возникающие в жизненных ситуациях, на основе сформированных ценностей мотивов, учебного и жизненного опыта, индивидуальных особенностей.

Экологическую компетентность Д. С. Ермаков определяет как осмысленную способность, потенциал и опыт личности в осуществлении сложных экологосообразных видов действий, а экологическую компетенцию как соответствующее нормативное требование к содержанию данной способности, потенциала, опыта. В технологии формирования экологической компе-

тентности он выделил пять основных компонентов: целевой, содержательный, процессуальный, организационный, диагностический [5].

Проблеме этнокультурной осведомленности, другой важной теоретической составляющей нашего исследования, посвящены научные труды отечественных и зарубежных педагогов и психологов: Г. Н. Волкова, Л. В. Кузнецовой, С. Н. Федоровой, А. Р. Георгяна, К. С. Писаренко, Л. Б. Зубаревой, Г. Е. Поторочиной, Т. В. Поштаревой, В. Г. Рощупкина, Т. Г. Стефаненко, В. С. Болбаса, J. Berry, Р. Pedersen, D. W. Sue, T. Cross и других.

A. Р. Георгян определяет этнокультурную осведомленность как комплексное личностное качество, характеризующееся, с одной стороны, становлением позитивной этноидентичности, а с другой - успешным включением в общекультурные процессы полиэтнического общества [4].

К. С. Писаренко этнокультурную осведомленность рассматривает как многогранное понятие: с одной стороны, это знания о культуре, традициях как своего, так и других народов, проживающих на одном геоисторическом пространстве; с другой стороны - знание об этноинтегрирую-щих и этнодифференцирующих особенностях своего этноса с родственными и другими культурами, понимание существования и развития этнического многообразия мира с формированием позитивного к нему отношения [9].

B. С. Болбас связывает этнокультурную осведомленность с этнической культурой личности, под которой понимает сложное системное образование, складывающееся из интеллектуального компонента (этнические, этнокультурные знания, представления, навыки), эмоционально-ценностного компонента (этническая идентификация, этнические чувства, этническое самосознание) и деятельностного компонента (этническое самовоспитание, этническая социализация, этническая деятельность). Представитель каждой этнической культуры характеризуется сформированным этническим стереотипом, этническим самосознанием, образом жизни своей общности, правилами поведения и нормами этикета, характерными для данного этноса, приспособленного к конкретной природной и социокультурной среде своего обитания [2].

Этническая культура и этнокультурная осведомленность как ее составляющая формируются в процессе этнокультурного образования, обеспечивающего духовно-нравственный рост личности,

формирование этнокультурной идентификации -положительных чувств в отношении к истории, традициям своего народа, помогающие школьнику выстраивать правильные социальные и социо-природные отношения.

Экспериментальное исследование проводилось на базе сельских школ Республики Марий Эл и школ г. Йошкар-Олы. В педагогическом исследовании приняли участие школьники разных возрастных групп от 8 до 16 лет в количестве 199 человек. Для решения поставленных задач использовались диагностики экологической компетентности: выявление отношения к природе -методика «Натурафил»; мотивационного компонента - методика «Альтернатива» (В. А. Ясвин); оценочно-деятельностного компонента - методика «Экологический светофор» (И. В. Цветкова); когнитивного компонента - тест; ценностного -методика «Доминанта» [8] и этнокультурной осведомленности обучающихся в ходе тестирования с учетом содержательного, эмоционально-ценностного и нравственно-патриотического компонентов.

Полученные результаты выявили высокие показатели экологической компетентности третьеклассников по эмоциональному компоненту (64 %), что характеризует любовь школьников к природе и негативное отношение к неблаговидным поступкам других. Несколько ниже определялись результаты по оценочно-деятельност-ному компоненту (44 %), который отражает умение оценивать результаты взаимодействия детей с природой и осваивать различные виды экологической деятельности. Низкие показатели получены по когнитивному компоненту (38 %), т. е. по владению положениями современной научной (экологической) картины мира, проявлению экологического мышления.

Анализ результатов по взаимодействию с природой показал, что у учащихся преобладает практический тип мотивации (53 %), т. е. они воспринимают ее как место своей трудовой деятельности, приобретения практических умений. Прагматический тип характерен для 40 % обучающихся, для третьей части - эстетический тип (отношение к природе как к источнику красоты и вдохновения) и когнитивный (стремление самостоятельно получать, искать и перерабатывать информацию об объектах природы).

Для определения компетенции по ценнностно-му компоненту детям предлагалось распределить

12 ценностей - материальные, природа и животные, друзья, родители, взаимоотношения мальчиков и девочек, школа, труд, нравственность, искусство, я сам - в рейтинговый ряд. Выявлено, что для «природы и животных» ими было определено седьмое место, а первые позиции заняли «я сам», «друзья», «родители».

Ранжирование показало, что среди младших школьников преобладают учащиеся с низким уровнем экологической компетентности (до 87 %) -они негативно относятся к природе, неверно оценивает ситуацию, не понимают последствия неверного отношения человека к природе, слабо владеют экологическими понятиями. Незначительную группу составляют учащиеся со средним уровнем, до 13 % - нейтрально относятся к природе, не всегда правильно оценивают ситуацию, затрудняются в понимании последствий пагубного отношения человека к природе, но в основном владеют экологическими понятиями.

Исследование этнокультурной осведомленности школьников осуществлялось на основе содержательного, эмоционально-ценностного и нравственно-патриотического компонентов. Содержательный компонент включал в себя тестовые задания на определение объема и полноты знаний о родном крае: особенностях ландшафта мест проживания народа; системе образования и воспитания, жилищном укладе; исторических событиях; здоровьесберегающих традициях; особенностях религии, ритуалов и обрядов, народно-прикладного творчества, фольклора, музыки, изобразительного искусства и др.

Подведение общих итогов осуществлялось с помощью следующей шкалы: 85 % - 100 % правильных ответов соответствует высокому уровню; 60 % - 84 % - среднему; ниже 60 % -низкому уровню.

Установлено, что по содержательному компоненту для 18,75 % младших школьников характерен высокий уровень этнокультурной осведомленности; средний - для 75 % и низкий - для 6,25 %. Для детей среднего школьного возраста результаты несколько ниже: средний уровень показали 50,8 % школьников, низкий - 49,2 %, детей с высоким уровнем этнокультурной осведомленности выявлено не было. Среди старшеклассников преобладала группа учащихся с низким уровнем (61,5 %), высокий уровень установлен у незначительного количества (2 %) обучающихся и у 36,5 % - средний.

Результаты диагностики сформированности этнокультурной осведомленности по эмоционально-ценностному и нравственно-патриотическому компонентам младших школьников значительно хуже, чем по содержательному. Так, средний уровень наблюдался у 36,7 % детей, низкий - у 60 % обучающихся, детей с высоким уровнем проявления положительного эмоционального отношения ко всем названным ценностям было выявлено только 3,3 %. Среди школьников средних классов установлено две группы - со средним уровнем 24,5 % и 75,5 % - с низким. Среди старшеклассников аналогично: у 20 % юношей и девушек был выявлен средний уровень и у 80 % - низкий [7].

Таким образом, у большинства обучающихся среднего и старшего звена по большинству параметров экологической компетентности и этнокультурной осведомленности доминирует группа учащихся с низким уровнем и лишь у небольшой части - средний.

Полученные результаты диагностики экологической компетентности и этнокультурной осведомленности способствовали выработке направлений работы по формированию экологической компетентности обучающихся на основе этнокультурного образования, заключающегося в использовании педагогом этнокультурного наследия коренного народа Республики Марий Эл - народа мари с учетом развития у ребенка национального самосознания, системы общечеловеческих ценностей, понимания роли своей нации, своего этноса в мировом историческом процессе.

В основе новых современных тенденций обучения и воспитания лежит системно-деятельност-ный подход, поэтому учебно-воспитательная работа строилась на основе экологической и эт-ноориентированной деятельности учащихся [8]. Успешность такой работы во многом зависела как от экологической, так и этнокультурной компетентности самих педагогов, их понимания и умения раскрыть экологическую составляющую в процессе этнокультурного образования учащихся.

Рассмотрим некоторые из таких направлений.

1. Разработка учебно-методического обеспечения для осуществления качественного учебно-воспитательного процесса, направленного на этнокультурное образование школьников как основы формирования экологической компетентности: написание программ учебных дисциплин, элективных курсов, подготовка учебных и учебно-методических пособий, методических рекомен-

даций, создание банка тестовых и олимпиадных заданий по истории и культуре народов мари.

2. Включение материала, направленного на развитие экологической компетентности и этнокультурной осведомленности школьников, не только в программу курса «История культуры Республики Марий Эл», но и в содержание других дисциплин учебного плана общеобразовательной организации. Наиболее эффективно применение легенд, мифов, сказок, примет и обычаев марийского народа, например, на уроках окружающего мира. С давних времен марийцы, как и другие народы, чтобы предсказать отдельные явления природы и соответственно им направлять свою хозяйственную деятельность, внимательно наблюдали за окружающей природой. Результаты наблюдений послужили основой для возникновения многих народных примет. Физические основы рациональных народных примет среди марийцев различны, но самая многочисленная группа основана на отражении особенностей биологических объектов (53,8 %), много примет о погоде и урожае.

В период наблюдений в природе первоначально учащимся давались задания по проверке местных примет, связанных с предсказанием погоды на ближайшее время [6].

• Перед дождем ласточки садятся на телеграфные провода.

• Воробьи дружно расчирикались - к теплу.

• Начнется метель после трескучих морозов -потеплеет.

Выполнение заданий убеждало учащихся в том, что народные приметы дают возможность населению предвидеть явления природы, они служат ориентиром, помогая ему заблаговременно спланировать работу на огороде, в поле, в лесу.

• Пожелтеют листья вяза - пора сеять рожь.

• В пору цветения черемухи сей пшеницу.

• Заквакали хором лягушки - время сажать картошку.

Особо ценными в воспитательном отношении можно считать приметы природоохранного содержания, корректирующие действия человека в природе, отражающие последствия пагубного отношения к ней.

• Ни там, ни тут - нигде нельзя пахать луга.

• И болото - земля, и колючий куст - лес, и свинья - животное.

Такие приметы являлись своеобразным предостережением, их обсуждение сопровождалось

рассмотрением фактов, подтверждающих истинность народной мудрости, убеждающих учащихся в соблюдении наставлений. Интересны для младших школьников марийские загадки - они развивают воображение, логику, заставляют внимательнее вглядеться, заметить удивительное. Обращает внимание, что в загадках об изделиях, предметах быта, одежде в качестве сравнения часто используются объекты природы: «На поле с тремя сторонами сто разных птиц поют» (гусли); «Посреди озера виднеется радуга - дуга» (подкогыль); «С одной стороны луг, с другой стороны ельник» (шуба). Восхищает, с какой любовью и нежностью народ говорит о природе, сопоставляя ее с самым близким и дорогим: «У моей сестрицы сладки слезки» (береза); «Красна девица в болотной постели нежится» (клюква). Природоохранные функции заложены и в традициях народа мари. До настоящего времени сохранились священные березовые рощи и культовые деревья, которые считались неприкосновенными, где люди совершали различные обряды. Люди верили в биоэнергетическую силу деревьев, их возможность помочь человеку в его излечении, придании силы и уверенности в будущем. Знакомство с табу марийцев, обрядами, оберегами убеждало учащихся в ценности вековых традиций людей по отношению к природе, умения ее оберегать и сохранять. Следует отметить, что данный материал должен использоваться систематично. Например, одному из этапов урока можно дать название «Минуты знаний о родном крае». Это способствует прочному усвоению информации о родном крае, формированию экоцентрического типа экологического сознания младших школьников.

На уроках математики в младших и средних классах предлагать учащимся задачи с использованием этнокультурного компонента. Например, учебное пособие Мухиной С. А., Чебоксарино-вой Л. П. «150 задач по математике о заповеднике «Большая Кокшага», представляет сборник математических заданий на базе уникального материала о заповеднике «Большая Кокшага» Республики Марий Эл. Включение в сборник природоведческого материала, сведений об истории и географии края, позволяет в занимательной форме при выполнении различных математических заданий ознакомить учащихся с флорой и фауной Республики Марий Эл, расширить их кругозор.

3. Использование современных образовательных технологий обучения, в основе которых лежит преобладание самостоятельной исследовательской деятельности учащихся. Технологии сотрудничества, организации проектно-исследова-тельской деятельности обучающихся способствуют формированию этнических и краеведческих знаний о природных объектах Республики Марий Эл, экологическому воспитанию учащихся, привитию любви к родному краю и его природе. Например, технологию обучения в сотрудничестве можно использовать при рассмотрении темы «Животный мир Марийского края». Учащиеся делятся на группы, участникам каждой группы предлагается карточка с информацией о животном, его местообитании, особенностях питания, с преданиями и пословицами мари о нем, легендами или сказками о данном животном. После изучения данной информации эксперты каждой из групп обмениваются полученными знаниями, а затем сообщают сведения о животных, которые узнавали в других группах, учащимся своей команды. После этого проводится проверка знаний каждого ученика с помощью тестовых вопросов или выполнения практических упражнений, с целью определения степени усвоения приобретенной информации. Другой технологией, используемой при проведении уроков окружающего мира, явилось создание творческих проектов с применением этнического и краеведческого компонентов под названием «Жемчужины Марийского Края». Каждая из групп представляла свой природный объект (озеро Морской Глаз, озеро Чур-кан, Дуб Пугачева, озеро Глухое, Зеленый Ключ, Марьян Памаш) [7].

4. Организация внеурочной деятельности школьников, направленной на формирование экологической компетентности школьников с опорой на этнические и краеведческие знания. Это проведение различных экскурсий в природу, этноту-ристических походов, посещение национальных и краеведческих музеев, а также национальных парков и памятников природы, развитие этноту-ризма для детей и юношества. При организации этнотуристических маршрутов детям можно рассказать об этнических традициях разных районов республики. О единстве марийца с природой говорят песни «Глухой лес - отец мой, зеленый луг -мать моя, голубое небо, яркая зарница - любимые мои друзья».

5. Создание различных типов цифровых образовательных ресурсов и их применение, в частности, на уроках истории культуры Республики Марий Эл в общеобразовательной школе дает возможность более глубокого усвоения материала посредством полисенсорной активности обучаемого, увеличения степени визуализации и реализации принципа наглядности в учебной деятельности. Цифровые образовательные ресурсы обладают уникальной возможностью знакомства с культурой, традициями и бытом коренных народов, включая посещение этнографических музеев, участие в народных праздниках, знакомство с местными народными промыслами, прикладным искусством, природой Республики Марий Эл. Организация туристических троп в рамках этнографического туризма дает уникальную возможность приобщить школьников к природным и культурным ценностям родного края.

6. Организация воспитательной работы, направленной на экологическое воспитание и удовлетворение этнокультурной потребности обучающихся, должна предусматривать включение в систему полезных дел, построенных на традиционных национальных ценностях (создание экологических отрядов, общественно-полезный труд, забота о престарелых людях и др.), формирование полезных привычек [2].

Таким образом, успешному формированию экологической компетентности школьников будет способствовать специально организованная образовательная деятельность по этнокультурной осведомленности, построенная с учетом вышеуказанных направлений [13]. Через формирование этнокультурных понятий, вовлечение в этнокультурную деятельность, использование разнообразных педагогических технологий можно оптимизировать процесс ознакомления учащихся с культурными традициями и ценностями марийского народа. Педагогу необходимо выстраивать деятельность по экологическому воспитанию на основе возрастных и индивидуальных особенностей школьников, поэтому содержание используемого этнического материала должно быть доступным и образным для восприятия и запоминания детьми. Применение этнического материала необходимо в настоящее время для того, чтобы преодолеть потребительское отношение к природе, способствовать нравственному и биоэтическому воспитанию подрастающего поколения, формированию экологической компетентности.

Литература

1. Алексеев С. В. Санкт-Петербургская научно-педагогическая школа экологического образования молодежи // Проблемы педагогики и психологии. 2013. № 1. С. 175-181.

2. Болбас В. С. Этнокультурное воспитание школьников в условиях глобализации // Истифодаи технологияи навин дар таълими фанхои мактаби вапроблемахои омузиши да-стовардхои илми ва инноватсиони дар шароити чахонишави дар кишвархои ИДМ: сборник научных статей. Душанбе: ЭР-граф, 2010. С. 181-188.

3. Волков Г. Н. Чувашская этнопедагогика. Чебоксары: Чувашское кн. изд-во, 2004. 347 с.

4. Георгян А. Р. Формирование гражданской идентичности детей дошкольного возраста на основе этнокультурной осведомленности. URL: http://www.rusnauka.com (дата обращения: 19.06.17).

5. Ермаков Д. С. Формирование экологической компетентности учащихся. М.: МИОО, 2009. 180 с.

6. Китиков А. Е. Марийские народные приметы. Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во, 1989. 287 с.

7. Мухина С. А., Мальцева Е. В. Тенденции развития этнокультурной осведомленности школьников. URL: http://www. science-education.ru/121-17717 (дата обращения: 19.06.17).

8. Мухина С. А., Макарова О. А. Формирование экологической компетентности студентов // Вестник Марийского государственного университета. 2014. № 1 (13). С. 181-185.

9. Писаренко К. С. Этнокультурная осведомленность как основа эффективного взаимодействия личности в полиэтнической среде. URL: http://www.rae.ru/forum2012/12/1267 (дата обращения: 20.06.2017).

10. Равен Д. Педагогическое тестирование: проблемы, заблуждения, перспективы // Школьные технологии. 1999. № 3. С. 151-178.

11. Развитие этнотуризма для детей и юношества в Республике Марий Эл: теоретические основы и результаты диагностики: монография / С. Н. Федорова, Е. В. Алексеева, В. В. Константинова, Е. В. Мальцева, С. А. Мухина, Т. В. Юзыкайн; под ред. С. Н. Федоровой. Йошкар-Ола: Марийский институт образования, 2014. 116 с.

12. Ясвин В. А. Психология отношения к природе. М.: Смысл, 2000. 456 с.

13. Olga A. Makarova, Elena V. Maltseva, Svetlana A. Mukhi-na, Olga B. Shestakova. Ethno-cultural Education as the Basis of Forming Schoolchildren's Ecological Competence // Mediterranean Journal of Social Sciences // Vol. 6, No. 3, S7, June 2015. Rome, Italy 2015, р. 397-404.

References

1. Alekseev S. V. Sankt-Peterburgskaya nauchno-pedagogi-cheskaya shkola ekologicheskogo obrazovaniya molodezhi [St. Petersburg educational science school of environmental education of the youth]. Problemy pedagogiki i psikhologii = Problems of education and psychology, no. 1, pp. 175-181. (In Russ.)

2. Bolbas V. S. Etnokul'turnoe vospitanie shkol'nikov v usloviyakh globalizatsii [Ethno-cultural education of schoolchildren in the conditions of globalization Ethno-cultural education of schoolchildren in the conditions of globalization]. Istifodai

tekhnologiyai navin dar talimi fankhoi maktabi vaproblemakhoi omuzishi dasto-vardkhoi ilmi va innovatsioni dar sharoiti chakhonishavi dar kishvarkhoi IDM: sbornik nauchnykh statei, Dushanbe: ER-graf, 2010, pp. 181-188. (In Russ.)

3. Volkov G. N. Chuvashskaya etnopedagogika [Chuvasheth-nopedagogics]. Cheboksary: Chuvashskoe kn. izd-vo, 2004, 347 p. (In Russ.)

4. Georgyan A. R. Formirovanie grazhdanskoi identichnosti detei doshkol'nogo vozrasta na osnove etnokul'turnoi osvedom-lennosti [Formation of the civil identity of pre-school children on the basis of ethno-cultural awareness]. Available: http:// www.rusnauka.com (accessed 19.06.17). (In Russ.)

5. Ermakov D. S. Formirovanie ekologicheskoi kompetent-nosti uchashchikhsya [The formation of students' environmental competence]. Moscow, MIOO, 2009, 180 p. (In Russ.)

6. Kitikov A. E. Mariiskie narodnye primety. [Mari folk signs]. Ioshkar-Ola: Mar. kn. izd-vo, 1989, 287 p. (In Russ.)

7. Mukhina S. A., Mal'tseva E. V Tendentsii razvitiya etnokul'turnoi osvedomlennosti shkol'nikov [Tendentsii razvitiya etnokul'turnoi osvedomlennosti shkol'nikov]. Available at: http:// wwwscience-education.ru/121-17717 (accessed 19.06.17). (In Russ.)

8. Mukhina S. A., Makarova O. A. Formirovanie ekologicheskoi kompetentnosti studentov [Formation of students' environmental competence]. Vestnik Mariiskogo gosudarstvennogo univer-siteta = Vestnik of Mari State University, no. 13, pp. 181-185. (In Russ.)

9. Pisarenko K. S. Etnokul'turnaya osvedomlennost' kak os-nova effektivnogo vzaimodeistviya lichnosti v polietnicheskoi srede [Ethno-cultural awareness as the basis of effective cooperation in poly-ethnic society]: Available: http://www.rae.ru/ forum2012/12/1267 (accessed 20.06.2017). (In Russ.)

10. Raven D. Pedagogicheskoe testirovanie: problemy, za-bluzhdeniya, perspektivy [Pedagogical testing: problems, illusions, perspectives]. Shkol'nye tekhnologii = School technologies, no. 3, pp. 151-178. (In Russ.)

11. Fedorova, S. N., Alekseeva, E. V., Konstantinova, V. V., Mukhina, S. A., Maltseva, E. V. Razvitie etnoturizma dlya detei i yunoshestva v Respublike Marii El: teoreticheskie osnovy i rezul'taty diagnostiki [Development of ethno-tourism for children and youth in the Republic of Mari El: theoretical basis the results of diagnostics]. Yoshkar-Ola, 2014, 116 p. (In Russ.)

12. Psikhologiya otnosheniya k prirode [Psychology of attitude to nature]. Moscow: Smysl, 2000, 456 p. (In Russ.)

13. Olga A. Makarova, Elena V. Maltseva, Svetlana A. Mukhina, Olga B. Shestakova. Ethno-cultural Education as the Basis of Forming Schoolchildren's Ecological Competence. Mediterranean journal of social sciences, vol. 6, no. 3, S7, June 2015. Rome, Italy, 2015, pp. 397-404.

Статья поступила в редакцию 11.11.2017 г.

Submitted 11.11.2017.

Для цитирования: Мальцева Е. В., Макарова О. А., Мухина С. А. Этнокультурное образование как основа формирования экологической компетентности школьников // Вестник Марийского государственного университета. 2018. Т. 12. № 1. С. 61-68.

Citation for an article: Mal'tseva E. V., Makarova O. A., Mukhina S. A. Ethnocultural education as the basis of developing schoolchildren's ecological competence. Vestnik of the Mari State University. 2018, vol. 12, no. 1, pp. 61-68.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Мальцева Елена Валентиновна, кандидат педагогических наук, доцент, Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, Elena686909@mail.ru

Макарова Ольга Александровна, кандидат биолочических наук, доцент, Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, omakarova@rambler.ru

Мухина Светлана Асановна, кандидат биологических наук, доцент, Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, zaslonka@inbox.ru

Elena V. Maltseva, Ph. D. (Pedagogy), Associate Professor, Mari State University, Yoshkar-Ola, Elena686909@mail.ru

Olga A. Makarova, Ph. D. (Biology), Associate Professor, Mari State University, Yoshkar-Ola, omakarova@rambler.ru

Svetlana A. Mukhina, Ph. D. (Biology), Associate Professor, Mari State University, Yoshkar-Ola, zaslonka@inbox.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.