УДК 371.13,37.048.45
ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТА -БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА СРЕДСТВАМИ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ
Н. Г. Арзамасцева, Е. В. Кондратенко
Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола
Современная Россия является полиэтническим государством, в связи с этим особенно актуальными становятся такие проблемы этнического характера, как предотвращение межнациональных конфликтов, возрождение национальной культуры, воспитание уважения к традициям, истории и культуре народов, населяющих Россию и другие. Целью исследования является разработка и апробация модели формирования этнокультурной компетентности студентов - будущих педагогов средствами музейной педагогики. Основными методами исследования являются: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, анализ результатов анкетирования студентов Марийского государственного университета. Этнокультурная компетентность определяется как необходимая совокупность личностных качеств педагога, включающая в себя высокий профессионализм, знания, умения и навыки, позволяющие свободно использовать культурные средства и объекты в этнокультурной среде. Формирование этнокультурной компетентности будущего педагога возможно в рамках вуза как открытого социально-воспитательного института, реализующего систему деятельностей в трех взаимосвязанных важнейших областях - образовательной, воспитательной и практической. В качестве эффективного средства формирования этнокультурной компетентности будущих педагогов в статье рассматривается музейная педагогика. Современный музей является не только местом хранения раритетов и реликвий, но и эффективной базой для общения и воспитания, культурно-образовательной средой и местом формирования этнокультурной компетентности личности. Важнейшими принципами современной музейной педагогики являются принципы интерактивности, комплексности, программности, диалогичности, индивидуализации. Последовательная реализация этих принципов позволяет сформировать такие компоненты этнокультурной компетентности, как представление об историческом многообразии культур и цивилизаций, типах и формах культурной и социальной жизни; о месте национальной культуры в мировом историко-культурном процессе; ознакомиться с ролью этнических и национальных факторов в эволюции культуры и цивилизации, знать специфику полиэтнической среды; уметь использовать накопленный опыт для развития творческих способностей личности и саморазвития и т. д.
Ключевые слова: компетентность, этнокультурная компетентность, музейная педагогика, образовательная деятельность, воспитательная деятельность, практическая деятельность.
Благодарности: исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и правительства Республики Марий Эл в рамках научного проекта № 16-16-12006.
FORMATION OF AN ETHNO-CULTURAL COMPETENCE OF THE STUDENT - THE FUTURE TEACHER BY MEANS OF MUSEUM PEDAGOGICS
N. G. Arzamaszeva, E. V. Kondratenko
Mari State University, Yoshkar-Ola
Problems of an ethnic nature: the prevention of an ethnic conflict, revival of a national culture, respect for traditions, history and culture of peoples inhabiting Russia are topical for Russia as a multinational state. The aim of our study is to develop and test models of formation an ethnocultural competence of students by means of museum pedagogics. The main research methods are: theoretical analysis of the literature on the research problem, analysis of the results of the questioning of students at the Mari State University. The ethno-cultural competence is defined as the combination of necessary personal qualities of a teacher, including professionalism, knowledge, and skills that allow him to freely use the tools of cultural and ethnic items. The formation of ethno-cultural competence of future teachers is possible in the framework of the university as an open socio-educational institution, which implements a system of measures in three interrelated main areas - educational, supervisory and practical. In order to find the effective means of formation of ethno-cultural competence of future teachers, the article deals with museum education. A modern museum is not just a place to store curiosities and relics,
but also an effective base for communication and education, cultural and educational environment and a place of formation ethno-cultural competence of an individual. The most important principles of modern museum pedagogy are principles of interactivity, complexity, dialogue, characterization. The implementation of these principles allows to form such components of ethno-cultural competence as the understanding of the historical diversity of cultures and civilizations, the knowledge of the place of national culture in the global historical-cultural process; the role of ethnic and national factors in the evolution of culture and civilization, the specifics of a multi -ethnic environment; the intelligent use of the accumulated experience for development of creative abilities of personality and self-development, etc.
Keywords: competence, ethno-cultural competence, museum pedagogics, educational activity, supervisory activity, practical activity.
Acknowledgements: the study was performed with financial support of the Russian Foundation for Basic Research and the Government of the Republic of Mari El within the framework of scientific project No. 16-16-12006.
Республика Марий Эл, как большинство других субъектов Российской Федерации, представляет собой поликультурный регион, на территории которого проживает более сорока национальностей. В связи с этим одной из главных образовательных задач становится недопустимость превращения поликультурной образовательной среды республики в источник конфликтов по межнациональным, социально-культурным и другим вопросам. Решение данной проблемы видится нам в формировании у студентов вуза этнокультурной компетентности, в том числе с использованием средств музейной педагогики.
Существенный интерес для нашего исследования представляют труды А. Б. Афанасьевой, Г. Н. Волкова, Л. Н. Гумилева, Н. Д. Никандрова и других, посвященные проблемам формирования этнического самосознания личности, ее отношения к образам других культур, сущности этнокультурного воспитания. Анализ изученной литературы по данной проблеме и опыта организации этнокультурного воспитания студентов в современном вузе позволил нам выделить ряд значимых проблем. Среди них - новые требования общества к этнокультурной компетентности студентов в условиях, когда образовательная практика явно запаздывает; недостаточный уровень знаний, умений и навыков молодых специалистов в данной области и другие.
Современный многонациональный университет становится местом поликультурного образования личности, позволяя ей освоить совокупность традиционных ценностей, отношений и поведенческих особенностей, характерных для полиэтнического образовательного пространства. При этом личность студента выступает как объект этно-
культурного воздействия и как субъект, создающий этнокультурную среду.
Мы стоим на позиции, что этнокультурная компетентность есть необходимая совокупность личностных качеств педагога, включающая высокий профессионализм, знания, умения и навыки, позволяющие свободно использовать культурные средства и объекты в этнокультурной среде. Содержание данной компетентности студентов отражает философский, культурологический, педагогический и другие аспекты, в центре которых находятся вопросы культуры и внутреннего мира человека [1].
В настоящее время этнокультурная подготовка студентов университета основывается на изучении ряда дисциплин: педагогики, философии, культурологи, истории, этнопедагогики, музейной педагогики и других.
Особое значение этнокультурная компетентность приобретает в деятельности современного педагога, который вне зависимости от профиля подготовки, должен иметь представление об историческом многообразии культур и цивилизаций, типах и формах культурной и социальной жизни; о месте национальной культуры в мировом историко-культурном процессе; ознакомиться с ролью этнических и национальных факторов в эволюции культуры и цивилизации, знать специфику полиэтнической образовательной среды; уметь использовать накопленный опыт для развития творческих способностей личности и саморазвития учащихся и так далее.
Опыт нашей работы убеждает нас в том, что в качестве эффективного средства формирования этнокультурной компетентности студента - будущего
педагога может быть использован потенциал музейной педагогики.
Музейная педагогика - это педагогика открытой среды, которая наиболее эффективно проявляет себя в условиях содружества вуза и музея, единения культурно-досуговых и образовательных учреждений, создания педагогически целесообразно организованного культурного пространства региона [8].
Задачи музейной педагогики направлены на пробуждение интереса к познанию культуры народов мира через музей и его коллекции; воспитание бережного и уважительного отношения к музейным памятникам как части истории народа; формирование понимания единства природы и культуры; формирование навыков культуры поведения человека; воспитание любви к родному краю и людям.
Мы придерживаемся мнения, что процесс формирования этнокультурной компетентности студентов средствами музейной педагогики включает в себя познавательный, развивающий, воспитывающий и учебные аспекты.
Познавательный аспект заключается в том, что музейная педагогика рассматривается как средство обогащения духовного мира личности. При этом формирование этнокультурной компетентности может происходить на трех уровнях: на уровне восприятия (для этого достаточно иметь представление о фактах культуры своего народа и других народов); на уровне социальном (необходимо владеть этнокультурными понятиями и уметь совершать какое-либо действие, например, транслировать традиции учащихся, владеть основами национальных искусств и ремесел); на уровне личностного смысла (необходимы суждения, связанные с личностным эмоционально-ценностным отношением к образцам и фактам культуры).
Развивающий аспект включает в себя две группы целей:
1) внутренние (формирование самостоятельной, культурной личности будущего педагога на основе национальных традиций, развитие ее духовных, нравственных качеств);
2) внешние (развитие всех сущностных сил индивида, включение его в социальную, культурную, трудовую деятельность по реализации этнокультурных ценностей на практике).
Воспитательный аспект предполагает формирование этнокультурной компетентности будущего педагога с учетом процессов саморазвития личности в системе взаимодействия и отношений, основу
которого составляет семья, коллектив, социальные общности. Воспитательный аспект этнокультурной компетентности допускает использование всех средств и возможностей самой личности.
Учебный аспект. В процессе обучения в вузе студенты овладевают знаниями, умениями и навыками в области общечеловеческой и национальной культуры. Использование средств музейной педагогики в учебном процессе позволит сформировать знания студентов в области народной культуры; привить любовь к родному языку, истории, традициям; приобщать студентов к лучшим достижениям человеческой цивилизации, вызвать чувство причастности к мировому сообществу; воспитать уважение к национальным культурам; воспитать в духе сопереживания, понимания, сочувствия к ближнему; выработать умения, навыки, способствующие саморазвитию личности и ее активной деятельности в этнокультурной среде.
Таким образом, модель формирования этнокультурной компетентности студента средствами музейной педагогики охватывает три важнейшие сферы - образовательную, воспитательную и практическую и реализуется с учетом принципов му-зейно-педагогической деятельности, к основным из которых относятся принципы интеграции образовательного и музейного контекстов; преемственности в освоении музейного пространства; диалогичности, индивидуально-личностной ориентации содержания музейно-педагогической работы; целостности проживания образовательной информации, основанный на обеспечении смыслового и эмоционального резонанса; информационной меры; креативности, позволяющий сделать каждого посетителя музея сопричастным к творческим процессам [9].
Результатом реализации данной модели должна стать сформированность этнокультурной компетентности как объективно-субъективного явления, которое включает готовность и способность обучающегося:
- чтить традиции своего народа и уважать культуру других;
- изучать многообразие этнических культур с целью мирного существования в полиэтнической среде;
- применять полученные знания о культурах других народов для решения проблем во взаимодействии и взаимопонимании;
- анализировать и систематизировать знания об этнических культурах с целью нахождения
и признания в них общего и различного (специфичного);
- включаться в межэтническое взаимодействие в виде активного сотрудничества.
В связи с этим в план воспитательной работы со студентами педагогического института Марийского государственного университета были включены разнообразные формы музейной педагогики: тематические лекции, экскурсии по выставочным залам Республики Марий Эл, мастер-классы по декоративно-прикладному творчеству, этнокультурные образовательные программы, фольклорные концерты, национальные праздники, конкурсы, викторины, ориентированные на формирование уважения к культуре, истории, традициям народов, проживающим на территории Республики Марий Эл. Данные формы воспитательной работы были реализованы на базе музеев вуза и Республики Марий Эл, собрания которых включают все виды музейных коллекций - художественные, естественнонаучные, археологические, нумизматические, этнографические, оружейные, документальные, предметно-бытовые и так далее.
Знакомство студентов первого курса с университетом начинается с посещения музея Марийского государственного университета, в котором представлены исторические документы, личные вещи людей, проживающих и внесших вклад в образование Республики Марий Эл.
Экскурсии в музеи города Йошкар-Олы (Национальный музей Республики Марий Эл им. Т. Е. Евсеева, Национальная художественная галерея и др.) знакомят студентов с культурой, традициями народа мари; формируют художественный вкус; воспитывают эстетические качества личности и потребность видеть, ощущать прекрасное представленное в образцах народного творчества; развивают мировоззрение, приобщают к духовным ценностям и др.
В эксперименте участвовали 122 студента 3-4-го курсов, обучающихся по УГСН «Образование и педагогические науки» (профили «Психология и педагогика начального обучения», «Родной язык и литература, начальное образование», «Технология и информатика», «Декоративно-прикладное искусство и дизайн»). В экспериментальной группе студентов (56 студентов), которые активно участвовали в музейно-педагогической деятельности, произошли значительные изменения в уровне сформированности этнокультурной компетентности. Об этом свидетельствуют результаты
анкетирования студентов, анализ их отчетов по педагогической практике.
Так, на вопрос «Есть ли национальности, к которым Вы испытываете недоброжелательное отношение?» на начальном этапе эксперимента положительно («да» и «скорее да, чем нет») ответили 36 % опрашиваемых студентов. В конце эксперимента доля студентов, давших положительный ответ, в экспериментальной группе существенно снизилась (20,5 %), а в контрольной группе составила 34,7 %. На вопрос «Согласны ли Вы с утверждением, что общество становится богаче и культурнее, когда люди разных национальностей живут рядом?» положительно («да» и «скорее да, чем нет») ответили в конце эксперимента 80,5 % студентов экспериментальной и 58,5 % студентов контрольной группы.
56,3 % студентов экспериментальной группы на вопрос «Хотели бы Вы выступить в роли экскурсовода по музеям Республики Марий Эл?» ответили положительно. 41 % студентов отметили, что при прохождении педагогической практики в образовательных организациях республики использовали элементы этнокультурного компонента музейной педагогики в процессе преподавания учебного предмета и организации воспитательной работы с учащимися.
Опыт нашей работы подтверждает, что формирование этнокультурной компетентности личности студента средствами музейной педагогики -сложный многоуровневый процесс, направленный на развитие личностных качеств, включающий знания, умения, которые позволяют свободно использовать накопленный опыт в этнокультурной среде и убеждает в эффективности описанных выше форм и методов, применяемых в процессе усовершенствования профессиональной подготовки будущих специалистов, а также в необходимости постоянного творческого поиска путей формирования уровня этнокультурной компетентности студентов.
Литература
1 Арзамасцева Н. Г. Формирование этнокультурной компетентности будущих учителей в контексте их профессиональной подготовки // Вестник Московского государственного областного университета. 2012. № 4. С. 20-27.
2. Арзамасцева Н. Г. Развитие этнической толерантности студентов в процессе обучения в вузе // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 2.
3. Арзамасцева Н. Г., Кондратенко Е. В., Кондратенко И. Б. Подготовка учителя к профессиональной деятельности
в полиэтнической образовательной среде: проблемы и перспективы // Этнопедагогические доминанты в образовании XXI века: проблемы, поиски, решения / Мар. гос. ун-т; Йошкар-Ола, 2014. С. 5-11.
4. Иванова О. В., Кондратенко Е. В. Формирование информационной компетентности будущих учителей иностранного языка на основе личностно ориентированного подхода: монография / Мар. гос. ун-т. Йошкар-Ола, 2012. 203 с.
5. Кондратенко Е. В. Технологии организации педагогической практики на основе компетентностного подхода // Технологии реализации компетентностно-ориентированно-го обучения в современном вузе / Мар. гос. ун-т. Йошкар-Ола, 2014. С. 149-179.
6. Кондратенко Е. В., Рыбаков А. В., Андреева И. Н. Краеведческий музей как средство формирования этнокультурной компетентности в поликультурной студенческой среде // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 6.
7. Константинова В. В. Алексеева Е. В. Подготовка будущего учителя начальных классов к формированию этнокультурной компетентности современных школьников // Синтез науки и общества в решении глобальных проблем современности. Санкт-Петербург, 2017. С. 37-39.
8. Константинова В. В. Андреева И. Н. Музейная педагогика в контексте этнокультурной подготовки будущих педагогов // Вестник Марийского государственного университета. 2017. № 3 (27). С. 13-20.
9. Комаровская Е. П. Культурно-образовательная деятельность музеев и музейная педагогика // Вестник Московского университета Сер. 20. Педагогическое образование 2009. № 1-с. С. 69-72.
10. Митрохина Т. Н. Компетентностный подход в Российской высшей школе: инновация или регресс? // Вестник ВГУ. Сер. 4. Ист. 2013. № 1 (23). С. 158-161.
11. Серякова С. Б. Компетентностный подход в определении образовательных стратегий высшей школы // Перспективы науки. 2011. № 10. С. 314-316.
12. Сластенин В. А. Основные тенденции модернизации высшего образования // Педагогическое образование и наука. 2004. № 1. С. 43-49.
13. Чухно А. Г. Этнокультурная модель регионального образования // Среднее профессиональное образование. 2006. № 2. С. 38-39.
References
1. Arzamastseva N. G. Formirovaniye etnokul'turnoy kom-petentnosti budushchikh uchiteley v kontekste ikh profession-al'noy podgotovki [Formation of ethno-cultural competence of future teachers in the context of their professional training]. Vestnik moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universi-teta = Bulletin of Moscow State Regional University, Moskow, no. 4, 2012, pp. 20-27. (In Russ.)
2. Arzamastseva N. G. Razvitiye etnicheskoy tolerantnosti studentov v protsesse obucheniya v vuze [Development of ethnic tolerance of students in the process of studying at the university]. Sovremennyye problemy nauki i obrazovaniya = Modern issues of science and education, no. 1, 2014. (In Russ.)
3. Arzamastseva N. G., Kondratenko Ye. V., Kondratenko I. B. Podgotovka uchitelya k professional'noy deyatel'nosti v po-lietnicheskoy obrazovatel'noy srede: problemy i perspektivy [Teacher training for professional activities in a multiethnic educational environment: problems and prospects]. Etnopeda-gogicheskiye dominanty v obrazovanii XXI veka: problemy, poiski, resheniya = Ethnopedagogical dominants in the education of the 21st century: problems, researches, solutions, Yosh-kar-Ola, 2014, pp. 5-11. (In Russ.)
4. Ivanova O. V., Kondratenko Ye. V. Formirovaniye in-formatsionnoy kompetentnosti budushchikh uchiteley inostran-nogo yazyka na osnove lichnostno oriyentirovannogo podkhoda [Formation of information competence of future teachers of a foreign language on the basis of a personally oriented approach]. Yoshkar-Ola, 2012, 203 p. (In Russ.)
5. Kondratenko Ye. V. Tekhnologii organizatsii pedagogi-cheskoi praktiki na osnove kompetentnostnogo podkhoda [Technologies of the organization of pedagogical practice on the basis of a competence approach]. Tekhgnologii realizatsii kompetentnostno-oriyentirovannogo obucheniya v sovremennom vuze = Technology of competence-oriented learning implementation in a modern university, Yoshkar-Ola, 2014, pp. 149-1179. (In Russ.)
6. Kondratenko Ye. V, Rybakov A. V, Andreyeva I. N. Kraye-vedcheskiy muzey kak sredstvo formirovaniya etnokul'turnoy kompetentnosti v polikul'turnoy studencheskoy srede [Museum of local lore as a means of forming ethno-cultural competence in a multicultural student environment]. Sovremennyye problemy nauki i obrazovaniya = Modern problems of science and education, no. 6, 2016. (In Russ.)
7. Konstantinova V. V. Alekseyeva Ye. V. Podgotovka budushchego uchitelya nachal'nykh klassov k formirovaniyu etnokul'turnoy kompetentnosti sovremennykh shkol'nikov [Future teacher of primary classes training for the formation of ethno-cultural competence of modern schoolchildren]. Sintez nauki i obshchestva v reshenii global'nykh problem sovremen-nosti = Synthesis of science and society in solving global problems of the present. Saint Petersburg, 2017, pp. 37-39. (In Russ.)
8. Konstantinova V. V. Andreyeva I. N. Muzeynaya peda-gogika v kontekste etnokul'turnoy podgotovki budushchikh pedagogov [Museum pedagogy in the context of ethnocultural training of future teachers]. VestnikMariyskogo gosudarstvennogo universiteta = Vestnik of the Mari State University, Yoshkar-Ola, no. 3, 2017 (27). C. 13-20. (In Russ.)
9. Komarovskaya Ye. P. Kul'turno-obrazovatel'naya deyatel'nost' muzeyev i muzeynaya pedagogika [Cultural and educational activities of museums and museum pedagogy]. Vestnik Moskovskogo universiteta Ser. 20. Pedagogicheskoye obrazovaniye = Bulletin of Moscow University. Ser. 20. Pedagogical Education, no. 1, 2009, pp. 69-72. (In Russ.)
10. Mitrokhina T. N. Kompetentnostnyy podkhod v Ros-siyskoy vysshey shkole: innovatsiya ili regress? [Competence approach in the Russian higher school: innovation or regression?]. Vestnik VGU = Bulletin of Voronezh State University, Ser. 4. Ist., 2013, no. 1 (23), pp. 158-161. (In Russ.)
11. Seryakova S. B. Kompetentnostnyy podkhod v opredele-nii obrazovatel'nykh strategiy vysshey shkoly [Competence approach in determining the educational strategies of higher
education]. Perspektivy nauki = Perspectives of science, no. 10, 2011, pp. 314-316. (In Russ.)
12. Slastenin V. A. Osnovnyye tendentsii modernizatsii vysshego obrazovaniy [Main tendencies of modernization of higher education]. Pedagogicheskoye obrazovaniye i nauka = Pedagogical education and science, Moskow, no. 1, 2004, pp. 43-49. (In Russ.)
13. Chukhno A. G. Etnokul'turnaya model' regional'nogo obrazovaniya [Ethnocultural model of regional education]. Sredneye professional'noye obrazovaniye = Secondary vocational education, no. 2, 2006, pp 38-39. (In Russ.)
Статья поступила в редакцию 21.12.2017 г.
Submitted 21.12.2017.
Для цитирования: Арзамасцева Н. Г., Кондратенко Е. В. Формирование этнокультурной компетентности студента - будущего педагога средствами музейной педагогики // Вестник Марийского государственного университета. 2018. Т. 12. № 1. С. 19-24.
Citation for an article: Arzamastseva N. G., Kondratenko E. V. Formation of an ethno-cultural competence of the student - the future teacher by means of museum pedagogics. Vestnik of the Mari State University. 2018, vol. 12, no. 1, pp. 19-24.
Арзамасцева Наталья Геннадьевна,
кандидат педагогических наук, доцент, Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, natta69@mail.ru
Кондратенко Елена Валентиновна, кандидат педагогических наук, доцент, Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, elena_kondratenko12@mail. т
Natal'ya G. Arzamaszeva, Ph. D. (Pedagogy), associate professor, Mari State University, Yoshkar-Ola, natta69@mail.ru
Elena V. Kondratenko, Ph. D. (Pedagogy), associate professor, Mari State University, Yoshkar-Ola, elena_kondratenko12@mail.ru