Научная статья на тему 'Этническое самосознание личности студента как показатель сформированности его этнокультурной компетентности'

Этническое самосознание личности студента как показатель сформированности его этнокультурной компетентности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
297
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЭТНИЧЕСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Арзамасцева Наталья Геннадьевна, Константинова Валентина Васильевна

Современная Россия представляет собой многонациональное государство, в связи с этим особое внимание уделяется проблемам поликультурного образования, межнациональным отношениям, этнокультурной компетентности личности. В настоящее время перед нашим обществом стоит серьезная задача подготовки будущих педагогов, обладающих этнокультурными знаниями, умениями, понимающих особенности социальной среды, в которой они проживают, уважающих традиции, историю и культуру народов, населяющих Россию. Целью исследования является разработка и апробация модели развития этнического самосознания личности студента в процессе обучения в вузе. Основными методами исследования являются: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, анализ результатов анкетирования студентов Марийского государственного университета. На сегодняшний день научное сообщество не выработало единой точки зрения по поводу сущностной характеристики понятия этническое самосознание. Обобщая взгляды ученых, этническое самосознание рассматривается нами как часть этнического сознания, отражающая восприятие и представление индивидов о себе как представителях своей этнической общности. Развитие этнического самосознания личности проходит несколько этапов, наиболее активными институтами этносоциализации становятся семья, школа, вуз. Следует отметить, что этническое самосознание личности студента рассматривается нами как один из показателей сформированности его этнокультурной компетентности. Этнокультурная компетентность определяется как необходимая совокупность личностных качеств педагога, включающая в себя высокий профессионализм, знания, умения и навыки, позволяющие свободно использовать культурные средства и объекты в этнокультурной среде. Развитие этнокультурного самосознания личности студента приобретает сегодня особое значение в деятельности современного педагога, который должен иметь представление о культуре и традициях народов, проживающих в России; о месте национальной культуры в мировом историко-культурном процессе; знать особенности полиэтнической образовательной среды; уметь использовать накопленный опыт в образовании и воспитании личности учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Арзамасцева Наталья Геннадьевна, Константинова Валентина Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ethnic self-awareness of student’s personality as an indicator of his ethno-cultural competence formation

Modern Russia is a multinational state, in this regard special attention is paid to the problems of multicultural education, interethnic relations, ethno-cultural competence of the individual. At present, our society faces a serious task of training future teachers, with ethno-cultural knowledge and skills, understanding the peculiarities of the social environment in which they live, respecting the traditions, history and culture of the peoples inhabiting Russia. The aim of the research is to create and approbate the model of development of ethnic self-awareness of the student's personality in the process of studying at a university. The main research methods are: theoretical analysis of the literature on the problem of the research, analysis of the results of the Mari State University students’ survey. To date, the scientific community has not developed a single point of view on the essential characteristics of the concept of ethnic self-awareness. Summarizing the views of scientists, ethnic self-awareness is considered by us as part of ethnic consciousness, reflecting the perception and representation of individuals about themselves as representatives of their ethnic community. The development of ethnic self-awareness of the individual goes through several stages, the most active institutions of ethnic socialization become family, school, university. It should be noted that the ethnic self-awareness of the student's personality is considered by us as one of the indicators of the formation of his ethno-cultural competence. Ethno-cultural competence is defined as a necessary set of personal qualities of a teacher, which includes high professionalism, knowledge, skills and abilities, allowing free use of cultural means and objects in the ethno-cultural environment. The development of ethno-cultural self-awareness of the student's personality is now acquiring special significance in the activity of a modern teacher who must have an idea of the cultures and traditions of the peoples living in Russia; the place of national culture in the world historical and cultural process; know the features of a multi-ethnic educational environment; to be able to use the accumulated experience in the education and upbringing of the students' personality.

Текст научной работы на тему «Этническое самосознание личности студента как показатель сформированности его этнокультурной компетентности»

УДК 371.13,37.048.45 DOI: 10.30914/2072-6783-2018-12-4-14-19

Этническое самосознание личности студента

как показатель сформированности его этнокультурной компетентности Н. Г. Арзамасцева, В. В. Константинова

Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола

Современная Россия представляет собой многонациональное государство, в связи с этим особое внимание уделяется проблемам поликультурного образования, межнациональным отношениям, этнокультурной компетентности личности. В настоящее время перед нашим обществом стоит серьезная задача подготовки будущих педагогов, обладающих этнокультурными знаниями, умениями, понимающих особенности социальной среды, в которой они проживают, уважающих традиции, историю и культуру народов, населяющих Россию. Целью исследования является разработка и апробация модели развития этнического самосознания личности студента в процессе обучения в вузе. Основными методами исследования являются: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, анализ результатов анкетирования студентов Марийского государственного университета. На сегодняшний день научное сообщество не выработало единой точки зрения по поводу сущностной характеристики понятия этническое самосознание. Обобщая взгляды ученых, этническое самосознание рассматривается нами как часть этнического сознания, отражающая восприятие и представление индивидов о себе как представителях своей этнической общности. Развитие этнического самосознания личности проходит несколько этапов, наиболее активными институтами этносоциализации становятся семья, школа, вуз. Следует отметить, что этническое самосознание личности студента рассматривается нами как один из показателей сформированности его этнокультурной компетентности. Этнокультурная компетентность определяется как необходимая совокупность личностных качеств педагога, включающая в себя высокий профессионализм, знания, умения и навыки, позволяющие свободно использовать культурные средства и объекты в этнокультурной среде. Развитие этнокультурного самосознания личности студента приобретает сегодня особое значение в деятельности современного педагога, который должен иметь представление о культуре и традициях народов, проживающих в России; о месте национальной культуры в мировом историко-культурном процессе; знать особенности полиэтнической образовательной среды; уметь использовать накопленный опыт в образовании и воспитании личности учащихся.

Ключевые слова: компетентность, этнокультурная компетентность, этническое самосознание, образовательная деятельность.

Ethnic self-awareness of student's personality

as an indicator of his ethno-cultural competence formation N. G. Arzamastseva, V. V. Konstantinova

Mari State University, Yoshkar-Ola

Modem Russia is a multinational state, in this regard special attention is paid to the problems of multicultural education, interethnic relations, ethno-cultural competence of the individual. At present, our society faces a serious task of training future teachers, with ethno-cultural knowledge and skills, understanding the peculiarities of the social environment in which they live, respecting the traditions, history and culture of the peoples inhabiting Russia. The aim of the research is to create and approbate the model of development of ethnic self-awareness of the student's personality in the process of studying at a university. The main research methods are: theoretical analysis of the literature on the problem of the research, analysis of the results of the Mari State University students' survey. To date, the scientific community has not developed a single point of view on the essential characteristics of the concept of ethnic self-awareness. Summarizing the views of scientists, ethnic self-awareness is considered by us as part of ethnic consciousness, reflecting the perception and representation of individuals about themselves as representatives of their ethnic community. The development of ethnic self-awareness of the individual goes through several stages, the most active institutions of ethnic socialization become family, school, university. It should be noted that the ethnic self-awareness of the student's personality is considered by us as one of the indicators of the formation of his ethno-cultural competence. Ethno-cultural competence is defined as a necessary set of personal qualities of a teacher, which includes high professionalism, knowledge, skills and abilities, allowing free use of cultural means and objects in the ethno-cultural environment. The development of ethno-cultural self-awareness of the student's personality is now acquiring special significance in the activity of a modern teacher who must have an idea of the cultures and traditions of the peoples living in Russia; the place of national culture in the world historical and cultural process; know the features of a multi-ethnic educational environment; to be able to use the accumulated experience in the education and upbringing of the students' personality.

Keywords: competence, ethno-cultural competence, educational activity, ethnic self-awareness, practical activity.

© Арзамасцева Н. Г., Константинова В. В., 2018

Россия исторически является многонациональным государством, поэтому одной из главных задач вузовского образования становится формирование этнокультурной компетентности студентов. Университеты и институты становятся местом поликультурного образования личности, позволяя ей освоить традиционные ценности, особенности культурного уклада самих студентов. Личность студента принято рассматривать как объект этнокультурного воздействия и как субъект, создающий этнокультурную среду.

Вопросы этнокультурной компетентности являются предметом исследования таких ученых, как Г. Н. Волков, А. А. Волчкова, Л. Н. Гумилев, Н. Д. Никандров и других. В контексте этнокультурной компетентности они расматривали и проблему формирования этнического самосознания личности, отношение к другим культурам, этнокультурное воспитание. Анализ литературы по данной проблеме и опыт организации этнокультурного воспитания студентов в современном вузе позволил нам выделить ряд значимых проблем. Среди них -новые требования общества к содержанию формирования этнокультурной компетентности студентов поликультурной образовательной среды, что в свою очередь влияет на развитие их этнического самосознания; недостаточный уровень практических умений и навыков молодых специалистов в использовании этнокультурных знаний в педагогической деятельности.

В науке интерес к понятию этническое самосознание возник во второй половине XVIII века. В России этого периода изучением этнического самосознания личности занимались литераторы, этнографы и языковеды. Многими исследователями этническое самосознание рассматривалось как процесс осознания членами этноса своей принадлежности к нему.

А. А. Волчкова, В. А. Тишков и др. рассматривают понятие «этническое самосознание» как совокупность представлений членов этнической группы о своем и других этносах, включая психологические установки и стереотипы. Ученые утверждают, что этническое самосознание подразумевает изучение взглядов на свою нацию, ее характер, роль в обществе, представлений о национальном характере, выявление национальных идеалов и осознание человеком своих действий, чувств, мыслей и мотивов поведения [5].

Ю. В. Бромлей в структуре этнического самосознания выделяет следующие элементы:

- представление о типичных чертах своей общности, ее свойствах как целого;

- представление об общности исторического прошлого народа;

- представление о территориальной общности;

- представление о государственной общности при определенных конкретно-исторических условиях;

- осознанное отношение к материальным и духовным ценностям нации, его достижениям и ориентациям на них.

Ю. В. Арутюнян выделяет четыре «этнических» источника, которые направлены на развитие этнического самосознания личности:

- «родовой» источник - общность происхождения и исторических судеб народа, объединяющих «своих по роду и племени» в своей или ино-этнической среде;

- «психологический» источник - накопленные народом духовные идеалы;

- «этнокультурные» стимуляторы национального самосознания, диктуемые реальными культурными интересами, приобщенностью людей к национальной культуре: нормам поведения, языку, социально-нравственным представлениям, обычаям, обрядам и другим атрибутам повседневного образа жизни, имеющим национальные оттенки;

- «социальный» источник, представленный социальной позицией и социальными интересами этноса.

Развитие этнического самосознания личности проходит несколько этапов, наиболее активными институтами этносоциализации становятся семья, школа, вуз.

Интерес для нашего исследования представляют подходы Е. Л. Ясюченя, которая выделяет четыре этапа развития этнического самосознания личности:

- начальный этап - дошкольный и младший школьный возраст (5-10 лет). Характерные особенности этого периода: нечеткое осознание ребенком общности с представителями своей национальности, слабые этнические знания и умения. Развитие этническогое самосознания ребенка происходит в семье.

- второй этап - подростковый возраст (11-15 лет). Для этого периода характерно формирование системы представлений и оценок об этнокультурных особенностях своей общности в сравнении с иноязычным окружением; формирование этнической самоидентификации «Я такой же, как мой народ».

- третий этап развития этнического самосознания - юношеский (16-17 лет). Происходит укрепление осознания своей этнической принадлежности, определяется мотивация выбора своей деятельности, конструируется этническое мировоззрение.

- четвертый этап - студенческий (18-22 года). Этот период является наиболее решающим этапом развития, упрочения и закрепления этнического самосознания.

В системе вузовской подготовки развитие этнического самосознания студентов осуществляется при изучении ряда дисциплин: педагогики, философии, культурологи, истории, этнопедаго-гики, музейной педагогики, поликультурное образование, этнопсихология и других.

Обобщая теоретические положения исследуемой проблемы, мы придерживаемся мнения, что процесс развития этнического самосознания личности студента включает в себя познавательный, развивающий, воспитывающий и учебный аспекты.

В контексте познавательного аспекта этническое самосознание рассматривается как средство обогащения духовного мира личности. Формирование этнического самосознания принято рассматривать на уровне восприятия (для этого достаточно иметь представление о фактах культуры своего и других народов); на социальном уровне (необходимо владеть этнокультурными понятиями и уметь совершать какое-либо действие, например, транслировать традиции учащихся, владеть основами национальных искусств и ремесел); на уровне личностного смысла (необходимы суждения, связанные с личностным эмоционально-ценностным отношением к образцам и фактам культуры).

В развивающем аспекте рассматривают внутренние и внешние цели:

1) внутренние - формирование самостоятельной, культурной личности студента на основе национальных традиций, развитие ее духовных, нравственных качеств;

2) внешние - развитие всех сущностных сил индивида, включение его в социальную, культурную, трудовую деятельность по реализации этнокультурных ценностей на практике.

Воспитательный аспект предполагает развитие этнического самосознания личности студента с учетом процессов саморазвития в системе взаимодействия и отношений, основу которого составляет семья, коллектив, социальные общности.

Учебный аспект. В процессе обучения в вузе студенты овладевают знаниями, умениями и на-

выками как в области общечеловеческой, так и национальной культуры, а именно: прививается любовь к родному языку, истории, традициям; студенты приобщаются к лучшим достижениям мировой цивилизации и национальной культуры. Учебно-воспитательный процесс строится в духе сопереживания, понимания, сочувствия к ближнему, что способствует выработке умения, навыков, способствующих саморазвитию личности и ее активной деятельности в этнокультурной среде.

Таким образом, процесс развития этнического самосознания личности студента охватывает три важнейшие сферы - образовательную, воспитательную и практическую - и реализуется с учетом таких принципов поликультурного образования, как: сохранение целостности культурного и образовательного пространства России; приобщение подрастающего поколения к духовному наследию народов России; формирование навыков, необходимых для профессиональной деятельности педагога и другие.

Область образовательной деятельности складывается из трех взаимосвязанных компонентов -изучение психолого-педагогических и специальных дисциплин, а также дисциплин по выбору студента, участие в научно-исследовательской работе.

Вуз выполняет функции коррекции, обогащения, развития и совершенствования этнокультурного опыта человека, опираясь на научные зания. Сближение теоретических знаний и практического опыта происходит в ходе учебного процесса.

Большое значение в формировании этнического самосознания студентов отводится изучению дополнительных спецкурсов: «Этнопедаго-гика», «Культура межнационального общения». «Поликультурное образование» и других. Программы дополнительных спецкурсов строятся на основе современных требований к профессиональной подготовке кадров, основными задачами которых становятся формирование устойчивого интереса к изучению особенностей национальных культур субъектов поликультурного образовательного пространства.

Наш опыт показал, что внедрение в образовательную деятельность вуза подобных спецкурсов позволяет качественно изменить процесс формирования этнического самосознания студентов.

Второй важной областью формирования этнического самосознания личности студента становится организация воспитательной деятельности вуза. Воспитательная система вуза предполагает

организацию культурно-просветительской и педагогической деятельности со студентами с учетом их профилей и направлений подготовки, а также возможностей и традиций учебного заведения.

Большое значение в организации воспитательной работы университета приобретает вопрос о видах деятельности, которые обеспечивали бы развитие этнического самосознания личности. К ним относятся:

- образовательно-научная деятельность, целью которой является воспитание активной и творческой личности студента;

- профессионально-трудовая деятельность предполагает вовлечение студентов в общественно полезный труд с целью приобщения их к будущей профессии, знакомство с ее спецификой, развитие педагогического мышления;

- социально-общественная работа содействует социализации личности, формирует ее гражданскую и этническую культуру. Положительное влияние оказывают встречи студентов с политическими деятелями, писателями, юристами;

- культурно-эстетическая работа способствует развитию культуры личности студента, приобщает ее к духовным ценностям, воспитывает потребность видеть, ощущать прекрасное. Обучение и воспитание студентов по этому направлению осуществляется по следующей схеме: вуз -библиотека - музей - концертный зал - театр;

- спортивно-оздоровительная работа предполагает приобщение студентов к здоровому образу жизни, что неразрывно связано с воспитанием культуры и духовных ценностей личности;

- досуговая деятельность включает студентов в различные внеурочные мероприятия.

В системе профессиональной подготовки будущих педагогов важная роль принадлежит педагогической практике, которая обеспечивает соединение теоретической подготовки будущих педагогов с их практической деятельностью, дополняет и углубляет теоретические знания, прививает интерес к профессии, развивает творческие способности личности.

Результаты развития этнического самосознания студента могут включать в себя готовность и способность обучающегося:

- уважать культуры и традиции своего и других народов;

- изучать многообразие этнических культур с целью мирного сосуществования в полиэтнической среде;

- применять полученные знания о культуре других народов для решения проблем во взаимодействии и взаимопонимании;

- анализировать и систематизировать знания об этнических культурах с целью нахождения и признания в них общего и различного (специфичного);

- включаться в межэтническое взаимодействие в виде активного сотрудничества.

С целью выявления уровня сформированно-сти этнического самосознания студентов Марийского государственного университета нами было проведено анкетирование. В эксперименте участвовали 122 студента 3-4-х курсов, обучающихся по УГСН «Образование и педагогические науки» (профили «Психология и педагогика начального образования», «Родной язык и литература начальное образование», «Технология и информатика», «Декоративно-прикладное искусство и дизайн»). Студентам предлагалось ответить на 12 вопросов.

Вопрос 1. Выскажите мнение о важности этнической принадлежности?

Результаты показали, что для большинства студентов (60 %) чувство этнической принадлежности является малозначимым, остальные (40 %) считают национальную принадлежность важной и необходимой.

Вопрос 2. Респондентам было предложено определить свою этническую принадлежность. Были получены следующие данные: 40 % считают себя россиянами, 35 % - представителями своего этноса (мари, татары, чуваши), остальные (25 %) затрудняются ответить.

Вопрос 3. Назовите определяющие признаки национальности? Большинство (80 %) студентов выделили культуру, язык, быт, национальность родителей, традиции.

Вопрос 4. Нами были представлены факторы, формирующие этническое самосознание студентов. Респондентам предлагалось выбрать наиболее важные для них: 40 % студентов выбрали народные праздники; 30 % - чтение национальной литературы, 5 % считают, что главным фактором является религия, остальные отмечают историческое прошлое своего народа.

Вопрос 5. Ощущаете ли вы трудности в общении с людьми другой национальности? 65 % студентов ответили, что не испытывают никаких трудностей; 35 % считают, что иногда испытывают трудности в общении с людьми другой национальности.

Вопрос 6. Ваше отношение к смешанным бракам? 87 % студентов ответили, что национальность

человека не может стать препятствием для заключения брака, остальные (13 %) считают, что основой счастливого брака является принадлежность партнеров к единой этнической группе.

Вопрос 7. Стоит ли проводить в образовательных учреждениях Республики Марий Эл мероприятия, посвященные культуре и национальным традициям народов, проживающих на территории нашего региона? 70 % студентов считают, что такие мероприятия проводить надо, это сближает и роднит людей; 25 % молодежи против; 5 % затрудняются ответить.

Вопрос 8. Бывают ли в Марий Эл конфликты, связанные с национальными вопросами? 90 % учащихся ответили, что не бывает, 10 % - затрудняются ответить.

Вопрос 9. Определите ваш уровень интереса к телевизионным и радиопередачам об обычаях и традициях народа мари. 15 % опрошенных ответили, что им мало интересны такие передачи и их они не смотрят; 45 % молодежи ответили, что вместе с родителями постоянно следят за местными новостями на марийском языке; остальные ответили, что они не знают о таких передачах.

Вопрос 10. Владеете ли вы национальным языком? Где вы приобрели знание языка?

Следует отметить, что для 20 % студентов национальный язык является функционально родным, они овладели им в семье, в кругу родителей или родственников и сейчас свободно общаются

на нем. Большинство молодых людей местом приобщения к национальной культуре и языку назвали родную школу.

Вопрос 11. Посещаете ли вы национальные концерты и спектакли?

75 % студентов ответили, что не посещают, потому что не хватает свободного времени; 1 5 % посещают часто, остальные посещают от случая к случаю.

Вопрос 12. Посещаете ли вы национальные и религиозные праздники?

Все респонденты (100 %) ответили, что им нравится посещать национальные праздники, в том числе и в Марий Эл. Национальные праздники, как правило, сопровождаются приготовлением национальных блюд. Из бесед со студентами можно сказать, что они показывают неплохие знания по данной теме.

Таким образом, развитие этнического самосознания личности студента - сложный многоуровневый процесс, направленный на развитие личностных качеств. Этническое самосознание вклю-включает знания, умения, которые студент может использовать в этнокультурной среде. Формы и методы, применяемые в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов, положительно влияют на формирование этнического самосознания студентов, что является показателем уровня этнокультурной компетентности студентов.

Литература

1. Арзамасцева Н. Г. Формирование этнокультурной компетентности будущих учителей в контексте их профессиональной подготовки // Вестник Московского государственного областного университета. 2012. № 4. С. 20-27.

2. Арзамасцева Н. Г. Развитие этнической толерантности студентов в процессе обучения в вузе // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 2.

3. Арзамасцева Н. Г., Кондратенко Е. В., Кондратенко И. Б. Подготовка учителя к профессиональной деятельности в полиэтнической образовательной среде: проблемы и перспективы // Этнопедагогические доминанты в образовании XXI века: проблемы, поиски, решения / Мар. гос. ун-т. Йошкар-Ола, 2014. С. 5-11.

4. Волчкова А. А. Этносоциальная культура молодежи в условиях большого города. Самара: Изд-во МГПУ. 2005. 144 с.

5. Кондратенко Е. В., Рыбаков А. В., Андреева И. Н. Краеведческий музей как средство формирования этнокультурной компетентности в поликультурной студенческой среде // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 6.

6. Константинова В. В. Алексеева Е. В. Подготовка будущего учителя начальных классов к формированию этнокультурной компетентности современных школьников // Синтез науки и общества в решении глобальных проблем современности. СПб., 2017. С. 37-39.

7. Константинова В. В. Андреева И. Н. Музейная педагогика в контексте этнокультурной подготовки будущих педагогов // Вестник Марийского государственного университета. 2017. № 3. С. 13-20.

8. Комаровская Е. П. Культурно-образовательная деятельность музеев и музейная педагогика // Вестник Московского университета Сер. 20: Педагогическое образование 2009. № 1. С. 69-72.

9. Серякова С. Б. Компетентностный подход в определении образовательных стратегий высшей школы // Перспективы науки. 2011. № 10. С. 314-316.

10. Сластенин В. А. Основные тенденции модернизации высшего образования // Педагогическое образование и наука. 2004. № 1. С. 43-49.

11. Чухно А. Г. Этнокультурная модель регионального образования // Среднее профессиональное образование. 2006. № 2. С. 38-39.

References

1. Arzamastseva N. G. Formirovanie etnokul'tumoi kompetentnosti budushchikh uchiteley v kontekste ikh professional'noi podgotovki [Formation of ethno-cultural competence of future teachers in the context of their professional training]. Vestnik Moskovskogo gosudarstven-nogo oblastnogo universiteta = Bulletin of Moscow State Regional University. Moscow, no. 4, 2012, pp. 20-27. (In Russ.).

2. Arzamastseva, N. G. Razvitie etnicheskoi tolerantnosti studentov v protsesse obucheniya v vuze [Development of ethnic tolerance of students in the process of studying at the university]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya = Modern problems of science and education, no. 1, 2014. (In Russ.).

3. Arzamastseva N. G., Kondratenko E. V., Kondratenko I. B. Podgotovka uchitelya k professional'noi deyatel'nosti v polietnicheskoi obrazovatel'noi srede: problemy i perspektivy [Teacher training for professional activities in a multi-ethnic educational environment: problems and prospects]. Etnopedagogicheskie dominanty v obrazovanii XXI veka: problemy, poiski, resheniya = Ethnopedagogical dominants in the education of the 21st century: problems, search, solutions, Mari st. un-ty, Yoshkar-Ola, 2014, pp. 5-11. (In Russ.).

4. Volchkova A. A. Etnosotsial'naya kul'tura molodezhi v usloviyakh bol'shogo goroda [Ethnosocial culture of youth in a big city], Samara, Izd. MGPU, 2005, 144 p. (In Russ.).

5. Kondratenko E. V., Rybakov A. V., Andreeva I. N. Kraevedcheskii muzei kak sredstvo formirovaniya etnokul'turnoi kompetentnosti v polikul'turnoi studencheskoi srede [Local Lore Museum as a means of forming ethno-cultural competence in a multicultural student environment]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya = Modern problems of science and education, no. 6, 2016. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Konstantinova V. V. Alekseeva E. V. Podgotovka budushchego uchitelya nachal'nykh klassov k formirovaniyu etnokul'turnoy kompetentnosti sovremennykh shkol'nikov [Preparation of the future primary school teacher for the formation of ethno-cultural competence of modern schoolchildren]. Sintez nauki i obshchestva v reshenii global'nykh problem sovremennosti = Synthesis of science and society in solving global problems of our time, Saint Petersburg, 2017, pp. 37-39. (In Russ.).

7. Konstantinova V. V. Andreeva I. N. Muzeinaya pedagogika v kontekste etnokul'turnoy podgotovki budushchikh pedagogov [Museum pedagogy in the context of ethnocultural training of future teachers]. Vestnik Marijskogo gosudarstvennogo universiteta = Vestnik of the Mari State University, Yoshkar-Ola, no. 3, 2017, pp. 13-20. (In Russ.).

8. Komarovskaya E. P. Kul'turno-obrazovatel'naya deyatel'nost' muzeev i muzeinaya pedagogika [Cultural and educational activities of museums and museum pedagogy]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Ser. 20: Pedagogicheskoe obrazovanie = Bulletin of Moscow University. Ser. 20, Pedagogical Education, no. 1, 2009, pp. 69-72. (In Russ.).

9. Seryakova S. B. Kompetentnostnyi podkhod v opredelenii obrazovatel'nykh strategii vysshei shkoly [Competence approach in determining educational strategies of higher education]. Perspektivy nauki = Perspectives of science, no. 10, 2011, pp. 314-316. (In Russ.).

10. Slastenin V. A. Osnovnye tendentsii modernizatsii vysshego obrazovaniya [The main trends of modernization of higher education]. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka = Pedagogical education and science, Moscow, no. 1, 2004, pp. 43-49. (In Russ.).

11. Chukhno A. G. Etnokul'turnaya model' regional'nogo obrazovaniya [Ethnocultural model of regional education]. Srednee professional'noe obrazovanie = Secondary professional education, no. 2, 2006, pp. 38-39. (In Russ.).

Статья поступила в редакцию 17.05.2018 г.; принята к публикации 19.08.2018 г.

Submitted 17.05.2018; revised 19.08.2018.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

All autors have read and approved a final version of the manuscript.

Для цитирования:

Арзамасцева Н. Г., Константинова В. В. Этническое самосознание личности студента как показатель сформированности его этнокультурной компетентности // Вестник Марийского государственного университета. 2018. Т. 12. № 4. С. 14-19. DOI: 10.30914/2072-6783-2018-12-4-14-19

Об авторах

Арзамасцева Наталья Геннадьевна, кандидат педагогических наук, доцент, Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола,

natta69@mail. ru

Константинова Валентина Васильевна, кандидат педагогических наук, доцент, Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола,

mar.pedegogy@gmail. com

Citation for an article:

Arzamastseva N. G., Konstantinova V. V. Ethnic self-awareness of student's personality as an indicator of his ethno-cultural competence formation. Vestnik of the Mari State University. 2018, vol. 12, no. 4, pp. 14-19. DOI: 10.30914/2072-6783-2018-124-14-19 (In Russ.).

About the authors

Natal'ya G. Arzamastseva, Ph. D. (Pedagogy), Associate Professor, Mari State University, Yoshkar-Ola, natta69@mail.ru

Valentina V. Konstantinova, Ph. D. (Pedagogy), Associate Professor, Mari State University, Yosh-kar-Ola, mar.pedegogy@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.