УДК 371.13, 37.048.45 DOI: 10.30914/2072-6783-2019-13-3-313-318
Особенности формирования этнической толерантности обучающихся
в поликультурной образовательной среде вуза Н. Г. Арзамасцева, В. В. Константинова
Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола
В последние годы проблема формирования этнической толерантности личности становится одной из приоритетных образовательных задач во всем мире. Значимость и важность изучаемой нами проблемы подтверждается множеством международных и российских законодательных актов, в которых говорится о том, что содержание образования должно содействовать взаимодействию между представителями разных народов, обеспечивая развитие духовно-нравственных, социокультурных качеств личности. Мы придерживаемся мнения о том, что поликультурная образовательная среда вуза становится сегодня местом развития личности студента, его традиционных культурных ценностей, поведенческих особенностей, социальных установок, этнической толерантности. Целью исследования является изучение особенностей формирования этнической толерантности студентов в поликультурной образовательной среде вуза. Основными методами исследования являются: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, анализ результатов анкетирования студентов Марийского государственного университета. Этническая толерантность рассматривается как социально-психологическая характеристика личности, характеризующая готовность взаимодействовать с представителями этнических групп, которая может проявляться в форме социальных убеждений, волевой направленности поведения. В современной педагогике этническая толерантность трактуется как качество личности, характеризующее уважительное отношение к представителям другой национальности, их религии, культуре, взглядам, обычаям. Этническая толерантность личности не присуща человеку с рождения, она приобретается в процессе жизни, под воздействием множества факторов, наиболее активными институтами этносоциализации становятся семья, школа, высшее учебное заведение.
Ключевые слова: толерантность, этническая толерантность, образовательная среда, поликультурная образовательная среда, образовательная деятельность, поликультурное образование.
Features of students' ethnic tolerance formation
in a multicultural educational environment of the university N. G. Arzamastseva, V. V. Konstantinova
Mari State University, Yoshkar-Ola
In recent years, the problem of the formation of ethnic tolerance of the individual has become one of the priority educational tasks throughout the world. The significance and importance of the problem under study is confirmed by a number of international and Russian legislative acts, which state that the content of education should facilitate the interaction between representatives of different nations, ensuring the development of spiritual, moral, socio-cultural qualities of the individual. We are of the opinion that the multicultural educational environment of a university is today becoming a place for the development of a student's personality, his traditional cultural values, behavioral characteristics, social attitudes, ethnic tolerance. The aim of the research is to study the characteristics of the formation of students' ethnic tolerance in the multicultural educational environment of the university. The main research methods are: theoretical analysis of the literature on the research problem, analysis of the results of questioning students of the Mari State University. Ethnic tolerance is considered as a socio-psychological characteristic of a person, characterizing the willingness to interact with representatives of ethnic groups, which can manifest itself in the form of social beliefs, strong-willed behavior. In modern pedagogy, ethnic tolerance is interpreted as a personality quality that characterizes a respectful attitude towards representatives of other nationalities, their religion, culture, views and customs. Ethnic tolerance is not inherent in a person from birth, it is acquired in the process of life, under the influence of many factors; family, school, higher educational institution become the most active institutions of ethnosocialization.
Keywords: tolerance, ethnic tolerance, educational environment, multicultural educational environment, educational activities, multicultural education.
В последние годы проблема формирования этнической толерантности личности становится одной из приоритетных образовательных задач во всем мире. Значимость и необходимость формирования этнической толерантности в поликультурной образовательной среде вуза подтверждается множеством международных и российских законодательных актов, в которых говорится о том, что содержание образования должно способствовать взаимодействию между представителями разных народов, обеспечивать развитие духовно-нравственных, социокультурных качеств личности. Мы придерживаемся мнения о том, что поликультурная образовательная среда вуза становится сегодня местом развития личности студента, его традиционных культурных ценностей, поведенческих особенностей, социальных установок.
Существенный интерес для нашего исследования представляют труды А. Н. Джуринского, Н. М. Лебедевой, М. Н. Рамазановой и др., посвященные проблемам формирования этнической толерантности личности, ее отношения к многообразию национальных культур, сущности поликультурного образования. Анализ научной литературы по проблеме исследования и опыт формирования этнической толерантности студентов в современном вузе позволил выделить ряд противоречий, среди которых - новые требования к организации поликультурной образовательной среды вуза и развитию этнической толерантности студентов в условиях, когда образовательная практика не в полной мере может удовлетворять этнокультурные потребности всех обучающихся, и недостаточный уровень знаний, умений и навыков самих педагогов в данной области.
Термин «поликультурное образование» рассматривается как образовательный процесс, способствующий приобщению студентов к национальной и мировой культуре, этническим ценностям и развитию на этой основе этнокультурного сознания личности, формированию социальной готовности жить в современном мире.
В педагогической науке термин «поликультурное образование» стал активно использоваться в 1990-х годах. Это связано со сменой государственной политики, идеологии, признанием этнических особенностей граждан, национального языка. В начале XXI века был разработан документ «Концепция поликультурного образования в России», в котором были выделены
основные задачи и направления организации поликультурного образования: создание благоприятных условий для взаимодействия между представителями разных этнических групп, развитие способности и готовности к пониманию других национальных культур, сохранение и транслирование национальных культур, включение в Федеральный государственный образовательный стандарт этнокультурного компонента содержания образования.
Поликультурное образование многими исследователями рассматривается как специально организованная социально-психологическая среда, в которой каждый субъект учебно-воспитательного процесса независимо от своей этнической принадлежности будет иметь равные возможности для личностной самореализации, социального развития и самосовершенствования.
О. В. Хухлова выделяет следующие цели поликультурной образовательной среды вуза:
- формирование готовности личности к жизнедеятельности в многонациональном государстве, умению вступать в равный диалог с представителями иной культуры;
-гармонизация отношений между представителями разных социальных и этнических групп;
- воспитание уважения к культуре и традициям разных этнических групп [2].
К основным принципам организации поликультурной образовательной среды относят: сохранение целостности этнокультурного и образовательного пространства России; приобщение подрастающего поколения к духовному и нравственному наследию народов России; формирование морально-этнических установок и навыков поведения, необходимых для профессиональной деятельности и другое.
Выделяют следующие этапы организации поликультурной образовательной среды в вузе.
На первом этапе происходит знакомство с культурой и традициями разных народов, проживающих в России, их ремеслами, народным творчеством, музыкой, литературой и так далее.
Следует отметить, что ни одна изучаемая национальная культура не должна выступать эталоном или оценкой для других.
На втором этапе содержание учебной деятельности наполняется дополнительными спецкурсами, в процессе изучения которых происходит развитие этнической толерантности и личностной идентичности.
Третий этап характеризуется тем, что большинство дел, организуемых в вузе, способствует развитию межкультурных отношений между студентами. Например, в ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет» ежегодно проводятся национальные форумы, конференции, праздники, которые способствуют формированию у студентов этнического самосознания, уважения к этнокультурному многообразию, уважению к культурным традициям представителей разных народов.
Целью нашего исследования стало изучение особенностей формирования этнической толерантности обучающихся в поликультурной образовательной среде вуза. Следует отметить, что этническая толерантность как научная категория имеет множество значений. Сегодня этническая толерантность - это объективная необходимость, которая рассматривается как социально-психологическая характеристика личности, ее готовность взаимодействовать с представителями этнических групп.
Понятие «этническая толерантность» формировалось на протяжении многих веков. К взаимным уступкам, сотрудничеству, толерантности призывали Вольтер, А. Маслоу, Л. Н. Толстой и другие. Толерантность рассматривается ими как добродетель, направленная на сохранение мира, многообразия культур, уважения и терпимости к представителям другой национальности, их религии, взглядам. В. А. Тишков утверждает, что в современном обществе понятие «толерантность» незаслуженно подменяют такими терминами, как «терпение» и «терпеливость». Терпение, по мнению автора, выражает чувство человека или его негативное действие, а терпимость предполагает уважение или признание этнокультурного равенства, отказ от насилия.
В современной педагогике этническая толерантность трактуется как качество личности, характеризующее уважительное отношение к представителям другой национальности, их религии, культуре, взглядам, обычаям, это способ мирного сосуществования между людьми [1].
Мы придерживаемся мнения о том, что этническая толерантность личности не присуща человеку с рождения, она приобретается в процессе жизни, под воздействием множества факторов. Наиболее активными институтами этносоциали-зации становятся: семья, школа, вуз.
М. Н. Рамазанова выделяет пять этапов развития этнической толерантности личности обучающихся в поликультурной среде:
1 этап: формирования феномена - «Я», поиск ответа на вопрос «Что Я есть такое?».
2 этап: осознание того, что Я не один, есть еще другие, и Я могу с ними дружить.
3 этап: понимание, что окружающие меня люди другие, они отличаются от меня, у них другая культура, ценности, взгляды.
4 этап: понимание, что окружающие меня люди могут быть моими друзьями, союзниками.
5 этап: проявление индивидуальности, стремления к сотрудничеству, диалогу.
В структуре этнической толерантности личности выделяют следующие компоненты: когнитивный, эмоциональный, поведенческий.
Особая роль в формировании этнической толерантности студентов принадлежит организации учебно-воспитательного процесса вуза, который может быть реализован по следующим направлениям:
- целенаправленное включение принципов этнической толерантности в преподавание таких дисциплин, как: педагогика, психология, история, это оказывает положительное влияние на развитие этнического сознания студентов, формирование навыков поведения в многонациональном социуме;
- формирование у студентов социальной активности, пропаганда общекультурных ценностей, развитие стремления взаимодействовать с представителями разных народов в ходе проведения разнообразных социальных и воспитательных мероприятий, проводимых в вузе.
В педагогической литературе представлен огромный практический опыт по использованию методов и форм в формировании этнической толерантности обучающихся в поликультурной образовательной среде вуза, особое внимание из которых заслуживают интерактивные образовательные технологии (форсайт-технология, деловая игра, проведение дискуссий и др.). В ходе организации учебной деятельности особую популярность у студентов приобретает метод case-study. Например, студентам может быть предложен педагогический кейс, содержащий следующую информацию: педагог провела классный час на тему «Национальные праздники Республики Марий Эл». В рамках классного часа педагогом были использованы различные интерактивные методы обучения: групповое обсуждение, ролевая игра «Масленица у народа мари» и другие. Учащимся было предложено назвать национальные
праздники, которые празднуются жителями Республики Марий Эл, какие элементы праздника им больше всего запомнились.
Студентам необходимо прочесть содержание кейса и ответить на следующие вопросы:
• При проведении классного часа удалось ли педагогу интегрировать компоненты национальной и мировой культуры?
• Какие воспитательные задачи были реализованы?
• Какие приемы использовал педагог при формировании этнической толерантности учащихся?
В ходе реализация интерактивных образовательных технологий педагогу необходимо решить следующие педагогические задачи: формирование знаний об истории, культуре, обычаях разных народов; развитие потребности в сохранении культурных ценностей народов, проживающих в России; развитие готовности студентов к взаимодействию между представителями разных культур и другие.
Результаты формирования этнической толерантности студентов в поликультурной образовательной среде вуза могут выражаться в:
- отрицании насильственных методов разрешения межнациональных конфликтов;
- ответственности за собственные поступки;
- ценностном отношении и восприятии общекультурных ценностей;
- восприятии культуры, обычаев, традиций других народов.
Показателями сформированности этнической толерантности студентов нами были выбраны:
- социально-поведенческие установки, характеризующие личностное отношение студента к представителям других этнокультур, умение общаться, взаимодействовать в многонациональном социуме;
- отношение к браку с представителями другой национальности;
- участие студентов в мероприятиях, посвященных проблемам сохранения национальных культур, традиций, языка;
- владение приемами предупреждения и разрешения конфликтов, возникающих на национальной почве;
- владение навыком устной и письменной речи на родном языке.
Результаты опроса позволили сделать следую -щие выводы.
Поликультурная образовательная среда ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет»
характеризуется отсутствием проблем национального характера, что еще раз подтверждает мнение о том, «чем выше уровень учебного заведения, тем более толерантно его внутренняя среда по отношению к другим национальностям» [2]. 80 % респондентов никогда не сталкивались с трудностями при общении со студентами других национальностей. Основной причиной в общении с иностранными студентами становится языковая среда. Следует отметить, что никто из студентов не отметил, что кто-то из числа студентов был обижен или ущемлен в интересах в ходе обучения в вузе. Все 100 % респондентов отметили, что они с удовольствием участвуют в мероприятиях, посвященных проблемам сохранения национальных традиций народов, проживающих в России. По мнению участников опроса, именно такие мероприятия позволяют им приобрести новые знания о национальных праздниках, кухне различных народов, формировать представление об особенностях культур разных народов. Большинство респондентов положительно относятся к смешанным бракам и не видят проблем в том, чтобы создать семью с человеком другой национальности. Практически все студенты отметили, что для них важнее личностные качества человека, а не его национальность. Студенты отметили, что наиболее распространенными проблемами, которые могут возникнуть в смешанных браках, являются - языковой барьер, взаимоотношения с родственниками и другие. Необходимо отметить, что 46 % студентов свободно говорят на родном языке. Большинство из них отметили, что приобрели эти знания в семье. Всего лишь 30 % опрошенных считают, что их знания национального языка довольно высокое, так как они свободно говорят, читают национальную литературу, пишут, посещают национальные спектакли, концерты.
Таким образом, результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод, что поликультурная образовательная среда вуза достаточно спокойна, бесконфликтна и благополучна, что способствует формированию этнической толерантности студентов. Опыт работы вуза убеждает в необходимости постоянного поиска эффективных способов и путей организации студенческой жизни для воспитания толерантной молодежи, готовой к профессиональной деятельности в поликультурной среде.
Литература
1. Арзамасцева Н.Г. Формирование этнокультурной компетентности будущих учителей в контексте их профессиональной подготовки // Вестник Московского государственного областного университета. 2012. № 4. С. 20-27.
2. Арзамасцева Н.Г. Развитие этнической толерантности студентов в процессе обучения в вузе // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 2. С. 17-25.
3. Арзамасцева Н.Г., Кондратенко Е.В., Кондратенко И.Б. Подготовка учителя к профессиональной деятельности в полиэтнической образовательной среде: проблемы и перспективы // Этнопедагогические доминанты в образовании XXI века: проблемы, поиски, решения: сб. статей / Мар. гос. ун-т. Йошкар-Ола, 2014. С. 5-11.
4. Волчкова А.А. Этносоциальная культура молодежи в условиях большого города. Самара : Изд-во МГПУ. 2005. 144 с.
5. Кондратенко Е.В., Рыбаков А.В., Андреева И.Н. Краеведческий музей как средство формирования этнокультурной компетентности в поликультурной студенческой среде // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 6. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27695149 (дата обращения: 19.05.2019).
6. Константинова В.В., Алексеева Е.В. Подготовка будущего учителя начальных классов к формированию этнокультурной компетентности современных школьников // Синтез науки и общества в решении глобальных проблем современности. СПб., 2017. С. 37-39.
7. Константинова В.В. , Андреева И.Н. Музейная педагогика в контексте этнокультурной подготовки будущих педагогов // Вестник Марийского государственного университета. 2017. № 3. С. 13-20.
8. Комаровская Е.П. Культурно-образовательная деятельность музеев и музейная педагогика // Вестник Московского университета. Сер. 20. Педагогическое образование. 2009. № 1. С. 69-72.
9. Серякова С. Б. Компетентностный подход в определении образовательных стратегий высшей школы // Перспективы науки. 2011. № 10. С. 314-316.
10. Сластенин В.А. Основные тенденции модернизации высшего образования // Педагогическое образование и наука. 2004. № 1. С. 43-49.
11. Чухно А.Г. Этнокультурная модель регионального образования // Среднее профессиональное образование. 2006. № 2. С. 38-39.
References
1. Arzamastseva N.G. Formirovanie etnokul'turnoi kompetentnosti budushchikh uchitelei v kontekste ikh professional'noi podgo-tovki = [Formation of ethno-cultural competence of future teachers in the context of their professional training]. Vestnik moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta = Bulletin of the Moscow Region State University, Moscow, 2012, no. 4, pp. 20-27. (In Russ.).
2. Arzamastseva N.G. Razvitie etnicheskoi tolerantnosti studentov v protsesse obucheniya v vuze [Development of ethnic tolerance of students in the process of studying at a university]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya = Modern problems of science and education, 2014, no. 2, pp. 17-25. (In Russ.).
3. Arzamastseva N.G., Kondratenko E.V., Kondratenko I.B. Podgotovka uchitelya k professional'noi deyatel'nosti v polietnicheskoi obrazovatel'noi srede: problemy i perspektivy [Teacher training for professional activities in a multiethnic educational environment: problems and prospects]. Etnopedagogicheskie dominanty v obrazovanii XXI veka: problemy, poiski, resheniya = Ethnopedagogical dominants in the education of the 21st century: problems, searches, solutions, Yoshkar-Ola, Mari State Un-ty, 2014, pp. 5-11. (In Russ.).
4. Volchkova A.A. Etnosotsial'naya kul'tura molodezhi v usloviyakh bol'shogo goroda [Ethnosocial culture of youth in a large city]. Samara, MSPU publ., 2005, 144 p. (In Russ.).
5. Kondratenko E.V., Rybakov A.V., Andreyeva I.N. Kraevedcheskij muzei kak sredstvo formirovaniya etnokul'turnoi kompetentnosti v polikul'turnoi studencheskoi srede [The Regional Museum as a means of formation of ethno-cultural competence in a multicultural student environment]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya = Modern problems of science and education, 2016, no. 6. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=27695149 (accessed 19.05.2019). (In Russ.).
6. Konstantinova V.V., Alekseeva E.V. Podgotovka budushchego uchitelya nachal'nykh klassov k formirovaniyu etnokul'turnoi kompetentnosti sovremennykh shkol'nikov [Training of the future primary school teacher for the formation of ethno-cultural competence of modern schoolchildren]. Sintez nauki i obshchestva v reshenii global'nykhproblem sovremennosti = Synthesis of science and society in solving global problems of the present, Saint Petersburg, 2017, pp. 37-39. (In Russ.).
7. Konstantinova V.V. Andreeva I.N. Muzeynaya pedagogika v kontekste etnokul'turnoy podgotovki budushchikh pedagogov [Museum pedagogy in the context of ethnocultural training of future teachers]. Vestnik Marijskogo gosudarstvennogo universiteta = Vestnik of the Mari State University, Yoshkar-Ola, 2017, no. 3, pp. 13-20. (In Russ.).
8. Komarovskaya E.P. Kul'turno-obrazovatel'naya deyatel'nost' muzeev i muzeinaya pedagogika [Cultural and educational activities of museums and museum pedagogy]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Ser. 20. Pedagogicheskoe obrazovanie = The Moscow University Bulletin, series 20. Pedagogical Education, 2009, no. 1, pp. 69-72. (In Russ.).
9. Seryakova S.B. Kompetentnostnyi podkhod v opredelenii obrazovatel'nykh strategy vysshej shkoly [Competence-based approach in determining educational strategies of university education]. Perspektivy nauki = Science Prospects, 2011, no. 10, pp. 314-316. (In Russ.).
10. Slastenin V.A. Osnovnye tendentsii modernizatsii vysshego obrazovaniya [The main tendencies of modernization of higher education]. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka = Pedagogical Education and Science, Moscow, 2004, no. 1, pp. 43-49. (In Russ.).
11. Chukhno A.G. Etnokul'turnaya model' regional'nogo obrazovaniya [Ethnocultural model of regional education]. Srednee professional'noe obrazovanie = Secondary Vocational Education, 2006, no. 2, pp. 38-39. (In Russ.).
Статья поступила в редакцию 23.05.2019 г.; принята к публикации 5.06.2019 г.
Submitted 23.05.2019; revised 5.06.2019.
Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
All authors have read and approved the final manuscript.
Для цитирования:
Арзамасцева Н.Г., Константинова В.В. Особенности формирования этнической толерантности обучающихся в поликультурной образовательной среде вуза // Вестник Марийского государственного университета. 2019. Т. 13. № 3. С. 313-318. DOI: 10.30914/2072-6783-2019-13-3-313-318
Об авторах
Арзамасцева Наталья Геннадьевна
кандидат педагогических наук, доцент, Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, [email protected]
Константинова Валентина Васильевна
кандидат педагогических наук, доцент, Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, [email protected]
Citation for an article:
Arzamastseva N.G., Konstantinova V.V. Features of students' ethnic tolerance formation in a multicultural educational environment of the university. Vestnik of the Mari State University. 2019, vol. 13, no. 3, pp. 313-318. DOI: 10.30914/2072-6783-201913-3-313-318 (In Russ.).
About the authors Natalya G. Arzamastseva
Ph. D. (Pedagogy), Associate Professor, Mari State University, Yoshkar-Ola, [email protected]
Valentina V. Konstantinova
Ph. D. (Pedagogy), Associate Professor, Mari State University, Yoshkar-Ola, mar.pedagog@gmail. com