Научная статья на тему 'Музейная педагогика в контексте этнокультурной подготовки будущих педагогов'

Музейная педагогика в контексте этнокультурной подготовки будущих педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
629
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙ / СОЦИАЛЬНЫЙ ПАРТНЕР / ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГ / МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА / ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андреева Ирина Николаевна, Константинова Валентина Васильевна

В данной статье рассматривается вопрос о формировании этнокультурной компетенции будущих педагогов с помощью музейной педагогики. Целью исследования является определение значения музейной педагогики для формирования этнокультурной компетентности студентов в поликультурной студенческой среде российского вуза. Основными методами исследования являются теоретический анализ литературы по проблеме исследования, анализ результатов анкетирования студентов Марийского государственного университета педагогического направления подготовки, обучающихся в поликультурном вузе. В статье анализируются результаты проведенной диагностической работы по этнокультурной компетентности студентов Марийского государственного университета и рассматриваются составляющие этнокультурной компетенции: содержательный, эмоционально-ценностностный и нравственно-патриотический компоненты. Подвергается анализу влияние музейной педагогики на воспитание подрастающего поколения в работах немецких ученых XIX века: А. Лихтварка, Г. Фройденталя, Г. Кершенштайнера. Дается анализ значения краеведческий музеев и музейной педагогики в формировании этнокультурной компетенции будущих педагогов. Рассматривается важная черта музейной педагогики сначала показать и описать музейный предмет и только потом давать сведения о его истории, определить методы подготовки и проведения занятий. Музейная педагогика в настоящее время наиболее эффективно проявляет себя в условиях содружества вуза и музея, создавая педагогически целесообразно организованное культурно-образовательное пространство. Сегодня при таком многообразии музеев студент по собственному желанию может выбрать интересующий его музей, определить объем и содержание информации, которую хотел бы получить, выбрать формы и время общения с музейными ценностями. Музеи максимально и успешно должны удовлетворить, развить и обогатить эти интересы студента, будущего педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Андреева Ирина Николаевна, Константинова Валентина Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Museum pedagogy in the context of ethnocultural training of future teachers

The article focuses on the formation of ethnocultural competence of future teachers with the help of museum pedagogy. The aim of the study is to determine the value of museum pedagogy for the formation of ethno-cultural competence of students in multicultural student environment of a Russian University. The main methods of research are theoretical analysis of the literature on the research problem, the analysis of results of questionnaire of students of the Mari state pedagogical University areas of training enrolled in a multicultural University. The paper shows the results of diagnostic work on ethnic and cultural competence of the students of Mari State University and the article envisages the components of ethnocultural competence: substantial, emotional and valuable, moral and patriotic components. The research covers the works of some German scientists of the XIXth century (A. Likhtvark, G. Freudenthal, G. Kerschensteiner) devoted to the influence of museum pedagogy on the rising generation. The paper analyses the significance of the museum of local lore and museum pedagogy in the formation of ethnocultural competence of future teachers. The article considers an important feature of museum pedagogy, that is to show and describe a museum exhibit and only then to reveal information about its history, define the methods of planning and teaching the class. Nowadays museum pedagogy is becoming quite efficient in the context of cooperation between the university and museum, creating pedagogically fruitful and structured cultural and educational space. As there is a huge variety of museums, a student can choose any museum that seems interesting to him, define the amount and contents of the information that he would like to get, choose the ways and time that he might spend watching museum exhibits. Museums should meet, develop and enrich the interests of students who will become teachers in the future.

Текст научной работы на тему «Музейная педагогика в контексте этнокультурной подготовки будущих педагогов»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ Pedagogics

УДК 378.18

МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА В КОНТЕКСТЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

И. Н. Андреева, В. В. Константинова

Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола

В данной статье рассматривается вопрос о формировании этнокультурной компетенции будущих педагогов с помощью музейной педагогики. Целью исследования является определение значения музейной педагогики для формирования этнокультурной компетентности студентов в поликультурной студенческой среде российского вуза. Основными методами исследования являются теоретический анализ литературы по проблеме исследования, анализ результатов анкетирования студентов Марийского государственного университета педагогического направления подготовки, обучающихся в поликультурном вузе. В статье анализируются результаты проведенной диагностической работы по этнокультурной компетентности студентов Марийского государственного университета и рассматриваются составляющие этнокультурной компетенции: содержательный, эмоционально-ценностностный и нравственно-патриотический компоненты. Подвергается анализу влияние музейной педагогики на воспитание подрастающего поколения в работах немецких ученых XIX века: А. Лихтварка, Г. Фройденталя, Г. Кершенштайнера. Дается анализ значения краеведческий музеев и музейной педагогики в формировании этнокультурной компетенции будущих педагогов. Рассматривается важная черта музейной педагогики - сначала показать и описать музейный предмет и только потом давать сведения о его истории, определить методы подготовки и проведения занятий. Музейная педагогика в настоящее время наиболее эффективно проявляет себя в условиях содружества вуза и музея, создавая педагогически целесообразно организованное культурно-образовательное пространство. Сегодня при таком многообразии музеев студент по собственному желанию может выбрать интересующий его музей, определить объем и содержание информации, которую хотел бы получить, выбрать формы и время общения с музейными ценностями. Музеи максимально и успешно должны удовлетворить, развить и обогатить эти интересы студента, будущего педагога.

Ключевые слова: музей, социальный партнер, этнокультурная компетентность, образование, педагог, музейная педагогика, поликультурная образовательная среда.

Благодарности: исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Правительства Республики Марий Эл в рамках научного проекта № 16-16-12006.

MUSEUM PEDAGOGY IN THE CONTEXT OF ETHNOCULTURAL TRAINING OF FUTURE TEACHERS

I. N. Andreeva, V. V. Konstantinova

Mari State University, Yoshkar-Ola

The article focuses on the formation of ethnocultural competence of future teachers with the help of museum pedagogy. The aim of the study is to determine the value of museum pedagogy for the formation of ethnocultural competence of students in multicultural student environment of a Russian University. The main methods of research are theoretical analysis of the literature on the research problem, the analysis of results

© Андреева И. Н., Константинова В. В., 2017

of questionnaire of students of the Mari state pedagogical University areas of training enrolled in a multicultural University. The paper shows the results of diagnostic work on ethnic and cultural competence of the students of Mari State University and the article envisages the components of ethnocultural competence: substantial, emotional and valuable, moral and patriotic components. The research covers the works of some German scientists of the XIXth century (A. Likhtvark, G. Freudenthal, G. Kerschensteiner) devoted to the influence of museum pedagogy on the rising generation. The paper analyses the significance of the museum of local lore and museum pedagogy in the formation of ethnocul-tural competence of future teachers. The article considers an important feature of museum pedagogy, that is to show and describe a museum exhibit and only then to reveal information about its history, define the methods of planning and teaching the class. Nowadays museum pedagogy is becoming quite efficient in the context of cooperation between the university and museum, creating pedagogically fruitful and structured cultural and educational space. As there is a huge variety of museums, a student can choose any museum that seems interesting to him, define the amount and contents of the information that he would like to get, choose the ways and time that he might spend watching museum exhibits. Museums should meet, develop and enrich the interests of students who will become teachers in the future.

Keywords: museum, social partner, ethnic and cultural competence, education, teacher, museum pedagogy, multicultural educational space.

Acknowledgment: the research was carried out with the financial support of RHSF and the Republic of Mari El according to the research project № 16-16-12006.

Введение

Республика Марий Эл, как и другие субъекты Российской Федерации, является поликультурным регионом. Народы, живущие на данной территории, имеют общую многовековую историю, с уважением относятся к культуре других народов, не посягают на их традиционный образ жизни, не пытаются установить этническую иерархию, многонациональность населения не приводит к конфронтации этнических групп. Сегодня развитие современного мирового сообщества невозможно без взаимодействия разных по своему составу, мировоззрению, взглядам национальных, этнических, культурных и религиозных социальных категорий. Разнообразие интересов, социальных установок, норм и культурных традиций требует выстраивания новых траекторий общения, стилей взаимодействия, а часто и изменений сложившихся отношений между участниками межнационального общения [5].

Недопустимость превращения поликультурной образовательной среды вуза в источник конфликтов по межнациональным, конфессиональным, историческим, социально-бытовым и другим вопросам требует формирования у обучающихся этнокультурной компетентности, которая современными авторами определяется как «свойство личности, выражающееся в наличии совокупности объективных представлений и знаний о той или иной этнической культуре, реализующейся через умения, навыки и модели поведения, способствующие эффективному межэтническому взаимопониманию и взаимодействию» [8].

Решение задач интеграции студентов в поликультурную среду современного российского вуза связано с разрешением противоречия между необходимостью организации целенаправленной воспитательной деятельности по формированию этнокультурной компетентности студентов и недостаточной разработанностью системы форм, методов и средств данного вида деятельности. На наш взгляд, существенным потенциалом для разрешения данного противоречия обладает музейная педагогика, ориентированная на знакомство студентов с этнокультурным окружением, его традициями и историей средствами музеев города Йошкар-Олы и Марийского государственного университета.

Один из действенных методов, на наш взгляд, формирования этнокультурной компетентности студентов - это погружение в музейную среду. Еще в XIX веке немецкие ученые А. Лихтварк, Г. Фройденталь, Г. Кершенштайнер говорили о необходимости использования потенциала музеев в воспитании подрастающего поколения.

Первым, кто сформулировал идеи об образовательном назначении музея и предложил новый подход к посетителю как участнику диалога, был А. Лихтварк. Он использовал на практике метод «музейных диалогов» и определил роль посредника, который может помочь посетителю в общении с искусством, развить его способности видеть и наслаждаться художественными произведениями (позднее такой посредник и получил название «музейный педагог»)1.

1 Медведева Е. Б. Музейная педагогика в Германии и России: История и современность: учебное пособие. М.: АПРИКТ, 2003. 92 с.

Г. Фройденталь в своей книге «Музей - образование - школа» в 1931 году дал новый термин «музейная педагогика». Таким образом, можно сделать вывод, что уже в XIX веке немецкие ученые, изучая педагогические возможности музея, обосновали основные представления о развивающем характере музейной среды.

В России педагогическая деятельность музеев зародилась по инициативе органов народного образования Санкт-Петербурга в 1864 году. Из истории известно, что в 1865 в России возник Русский педагогический музей, который стал просветительским, общественным и научным и центром, где разрабатывались актуальные вопросы педагогической науки.

Опыт немецких педагогов оказал большое влияние на развитие музейного дела в России. И можно считать, что с 1860 по 1940 годы в музееведческой теории и практике шли формирование музейно-педагогического методологического аппарата и организация образовательного процесса в музее.

Далее развитие музейной педагогики было связано с идеей Международной организации по вопросам культуры (ЮНЕСКО) о привлечении в музеи широкой детско-юношеской аудитории (1940-1980-е годы). Известные музееведы, педагоги и психологи теоретически осмысливали и научно обосновывали новое понимание роли музея в образовательно-воспитательном процессе школьников и приобщении их к межкультурному диалогу.

Формирование отечественной теории музейной педагогики можно отнести к концу XIX и началу XX веков. Так, музейная педагогика получила достаточное обоснование в трудах Н. А. Гейнике, И. М. Гревса, Б. Е. Райкова (основоположников русской экскурсионной школы), Н. Д. Бартрама, А. У. Зеленко, В. Коховского, М. В. Новорусского, М. С. Страховой, Н. А. Флерова, Ф. И. Шмита (сторонников образования и широкого использования в педагогических целях школьных и детских музеев), А. В. Бакушинского (основоположника системы эстетического воспитания средствами художественных музеев) и других. Взгляды этих ученых, обогащенные концепцией нового педагогического мышления, в основе которого лежали идеи гуманизации и гуманитаризации образования через обращение к мировой культуре, истории, духовным ценностям, в период становления музейной педагогики как научной дисциплины стали особенно актуальными.

Проблемы взаимодействия музея и школы серьезно стали изучать в нашей стране еще в конце

1980-х годов, когда в целом произошло переосмысление понятия «коммуникация» в контексте музееведческой науки и наблюдались новые подходы к проектированию экспозиционно-выс-тавочной среды. Именно в эти годы были выделены основные формы образовательной деятельности музея - экспозиция и экскурсия, а в теорию и практику музейной педагогики было введено понятие музейной коммуникации в качестве диалогического взаимодействия субъектов в предметно-пространственной среде музея.

В теории музейной педагогики в качестве предмета научного исследования в 1980-1990-е годы были выделены культурно-образовательные аспекты музейной коммуникации1.

Понятие музейной коммуникации получило дальнейшее развитие в ХХ веке в трудах В. Глу-зинского, М. Б. Гнедовского, Н. А. Никишина, Д. Портера, Ю. Ромедера, Р. Стронга и некоторых других известных отечественных и зарубежных ученых. Так, Н. А. Никишин в своей работе в качестве одного из базовых понятий вводит понятие «язык музея», которое служит средством коммуникации между музеем и экскурсантами.

К области развития представлений о музейно-педагогическом процессе следует отнести и исследования новых разработок музейной педагогики. Среди авторов первого учебника по музейной педагогике можно выделить Б. А. Столярова, который определяет это понятие как «системно организованное и четко направленное взаимодействие музейного педагога и учащихся, обеспечивающее единство развития, воспитания и обучения в условиях музейной среды на основе целостности и общности всех элементов его структуры (музейный предмет, музейный педагог, музейный зритель)»2.

Таким образом, современные музеи, выступая социальными партнерами, имеют значительный потенциал в воспитании подрастающего поколения, в том числе и в подготовке будущих педагогов к работе в поликультурной образовательной среде [8].

На современном этапе развития педагогической науки музейная педагогика - одно из наиболее значимых направлений, которое образовалось на стыке музееведения, педагогики, психологии, искусства и краеведения.

На наш взгляд, важной чертой музейной педагогики является сначала показ и описание

1 Юхневич М. Ю. Я поведу тебя в музей: учеб. пособие по музейной педагогике. М., 2001. 223 с.

2 Столяров Б. А. Музейная педагогика. История, теория, практика: учеб. пособие. М.: Высш. шк., 2004. 216 с.

музейного предмета, только потом даются сведения о его истории, определяются методы подготовки и проведения занятий. Музейная педагогика способна создавать педагогически целесообразно организованное культурно-образовательное пространство и эффективно проявлять себя в именно в условиях содружества вуза и музея, которое так необходимо студентам, т. к. ни для кого не секрет, что нынешнее молодое поколение мало знает и понимает историческое прошлое своего края, города, села и даже народа.

В нашем обществе сейчас так много разных музеев, что любой студент может самостоятельно выбрать именно тот, который заинтересует его, и самостоятельно определить объем и содержание информации, которую хотел бы получить. Кроме того, сегодня есть возможность выбирать формы и время общения с музейными ценностями. Популярными среди молодого поколения становятся интернет-экскурсии (виртуальные). Совершая такие экскурсии, студенты получают первоначальные сведения об имеющейся информации в музее, что позволяет сделать выбор, какой из них посетить, и увидеть реальные экспонаты.

Музеи максимально и успешно должны удовлетворить, развить и обогатить эти интересы студента, будущего педагога.

Цель исследования

Целью исследования является определение значения музейной педагогики для формирования этнокультурной компетентности студентов в поликультурной студенческой среде российского вуза.

Методы исследования

Основными методами исследования являются: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, анализ результатов анкетирования студентов Марийского государственного университета педагогического направления подготовки, обучающихся в поликультурном вузе, моделирование ситуаций межкультурного общения в системе воспитательной работы вуза.

Результаты исследования

В ходе исследования нами была проведена диагностика по выявлению уровня этнокультурной компетентности студентов Марийского государственного университета. В эксперименте приняли участие 96 студентов педагогического направления подготовки, обучающихся на 1-3 курсах. Уровень сформированности этнокультурной компетентности обучающихся определялся с учетом содержа-

тельного, эмоционально-ценностного и нравственно-патриотического компонентов.

Остановимся на обсуждении результатов по каждому из вышеназванных компонентов.

Под содержательным компонентом мы рассматривали совокупность этнокультурных знаний своего народа: традиций, быта, обрядов, этикета, религии, словесного фольклора, экономики, народной музыки, поэзии, драматического фольклора, изобразительного искусства и др. К сожалению, знание этнокультуры не находится на должном уровне. Например, вызвало затруднение простое перечисление традиционных народных праздников - свыше двух назвали около четверти студентов первых и вторых курсов, больше половины назвали студенты третьих курсов, к сожалению, никто не назвал все. Более полные ответы студенты дали при перечислении национальных блюд, особенно марийских: перемеч, подкоголь, коман менлан, туара, салмагинде. В целом в группах от 27 % до 69 % студентов в перечень включили 3-4 названия и 40 % - до двух. Конкретные ответы о народных танцах практически отсутствуют -студенты чаще называют просто «марийский танец», «русский танец». Количество респондентов, не ответивших на вопрос, в разных группах колебалось от 31 % до 62 %. Результаты исследования свидетельствуют о недостаточной осведомленности студентов об известных в прошлом и настоящем общественно-политических деятелях, ученых своей национальности. Следует отметить, что более высокую осведомленность студенты показали в вопросах о деятелях музыкального и художественного искусства, литературы и драматургии. В большей степени это касалось писателей и поэтов - 45 % опрошенных назвали до 3-4 представителей и 55 % - до двух.

Эмоционально-ценностный компонент предполагал выяснение отношения студентов к национальной культуре, степени осознанности и необходимости ее изучения, понимания расширения опыта взаимодействия с этнокультурным наследием.

Анализ результатов показал, что большинство респондентов от первого до третьего курса проявили большое желание и понимание необходимости изучения культуры своего народа (от 82 до 100 %). Соблюдение обычаев, обрядов и праздников является показателем уважения его исконных традиций, понимания их значения. В то же время понимание ценности владения местными ремеслами проявилось очень слабо - подавляющее большинство дало ответ «не владею», вероятно, в силу

отстраненности молодежи от постоянной практической работы, искоренения натурального хозяйства на селе и стремления освободить время для других занятий. Среди ответов чаще других встречались «вязание» - 34 %, «вышивание» -21 %, «рыболовство» - 18 %.

Нравственно-патриотический компонент был направлен на выявление стремления студентов к овладению, изучению, сохранению богатых традиций и исторического прошлого своего народа, народов России, развитию интереса к культурному наследию, самореализации и самосовершенствования как гражданина, служащего своему Отечеству. Результаты свидетельствуют о высоком самосознании, гражданственности студентов - от 80 до 100 % респондентов дорожат историей республики, страны. У подавляющего большинства (54-73 %) принадлежность к своему народу вызывает чувство гордости и у 27-41 % - чувство спокойной уверенности.

Более успешными выглядят результаты изучения понимания студентами роли музеев как источника этнокультуры. 86-94 % студентов отметили, что при посещении музеев получили новые знания о жизни народов нашего края, от 55 до 85 % считают, что посещение необходимо, чтобы узнать историю республики, от 58 до 80 % -познакомиться с обычаями и традициями народов нашего края. Значительно меньше в каждой группе (варьирование от 8 до 13 %) студентов, считающих, что посещение музеев необходимо для развлечения и в двух группах (6 и 14 %) - по настоянию педагогов. Анкетирование выявило, что посещение музея может стать мощным стимулом к углублению изучения своего края.

Выводы

В Марийском государственном университете обучаются не только представители Республики Марий Эл, но и студенты из других регионов Российской Федерации и зарубежных стран, поэтому важно в таком национальном многообразии с первых дней учебы погружать студентов, будущих педагогов, в историю и культуру Республики Марий Эл. Это возможно осуществить средствами музейной педагогики. Сегодня музеи в своем большинстве выступают социальными партнерами вузов в деле подготовки педагогических кадров. Одним из социальных партнеров Марийского государственного университета является национальный музей Республики Марий Эл им. Т. Евсеева, расположенный в г. Йошкар-Оле. Научные

работники и специалисты музея принимают участие в подготовке будущих педагогов: читают лекции, проводят экскурсии и народные праздники, показывают мастер-классы по изготовлению поделок, народных кукол, костюмов, и т. д. [6].

В прошлом Марийский государственный педагогический институт им. Н. К. Крупской, а ныне Марийский государственный университет были и находятся в поиске новых действенных методов и направлений воспитания будущих педагогов, в том числе и в формировании умений и навыков для работы в поликультурной образовательной среде.

Сохранение языка и культуры марийского народа, этнографии, изучение истории края, природного и животного мира является одним из приоритетных направлений деятельности Марийского государственного университета. Эта работа может и должна осуществляться средствами музейной педагогики. Музеи сегодня являются такими учреждениями, которые способны сблизить поколение отцов и детей. Потенциал данных музеев используют все институты и факультеты университета как для проведения учебных занятий, так и воспитательной работы.

Таким образом, проведенная диагностическая работа позволила выявить уровень этнокультурной компетентности студентов Марийского государственного университета, а теоретические исследования в области музейной педагогики дают основания для дальнейшего планирования работы в этой области. Использование воспитательного потенциала музеев города и университета будет оказывать положительное влияние на формирование способности студентов педагогического направления подготовки «верно оценивать специфику и условия взаимодействия, взаимоотношений с представителями других этнических сообществ, находить адекватные формы сотрудничества с ними с целью поддержания атмосферы согласия и взаимного доверия»1, что и составляет суть этнокультурной компе-тентости.

Литература

1. Белянкова Н. М. Возможности музейной педагогики в организации исследовательской работы младших школьников // Начальная школа. 2011. № 9. С. 62-64.

1 Медведева Е. Б. Музейная педагогика в Германии и России: История и современность: учеб. пособие. М.: АПРИКТ, 2003. 92 с.

2. Вилкова И. М. Социально-культурное партнерство музея и школы как фактор формирования духовной культуры школьников. URL: dslib.net> Педагогические науки> Теория, методика и организация культу... копия (дата обращения: 17.06.2017).

3. Воронович В. М. Управление учебно-воспитательным процессом средствами музейной педагогики. URL: do.gendocs.ru/ docs/index-95043.html (дата обращения: 17.06.2017).

4. Кетова Л. М. Музейная педагогики как инновационная педагогическая технология. URL: https://cyberleninka.ru/article/ nmuzeynaya-pedagogika-kak-innovatsionnaya-pedagogicheskaya-tehnologiya (дата обращения: 18.06.2017).

5. Кондратенко Е. В., Рыбаков А. В., Андреева И. Н. Краеведческий музей как средство формирования этнокультурной компетентности в поликультурной студенческой среде // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 6. URL: http://www.science-educationru/article/view?id=25548 (дата обращения: 18.11.2016).

6. Константинова В. В. Музей как социальный партнер в формировании этнокультурной компетентности будущих педагогов. URL: http://www.apriori-journal.ru/index.php/...копия (дата обращения: 17.06.2017).

7. Константинова В. В. Потенциал музейной педагогики в образовании и воспитании подрастающего поколения // Современные тенденции развития науки и технологий. 2015. № 4-6. С. 48-51.

8. Поштарева Т. В. Формирование этнокультурной компетентности // Педагогика. 2005. № 3. С. 35-42.

9. Фёдорова С. Н. Этнокультурная компетентность педагогов: сущность, компоненты, развитие: монография: LAR LAMBERT Academic Publishing GmbH CO.KG, 2012. 409 с.

10. Чесняк М. Г. Новый взгляд на музей: формирование толерантности как фактора развития профессиональных компетенций студентов // Социально-культурные и исторические аспекты развития региона: история и современность: материалы конкурса, посвященного Международному дню толерантности. Ставрополь: СевКавГТУ, 2011.

References

1. Belyankova N. M. Vozmozhnosti muzeinoi pedagogiki v organizatsii issledovatel'skoi raboty mladshikh shkol'nikov [The possibilities of museum pedagogy in the organization of research work of junior schoolchildren]. Nachal'naya shkola = Primary school, 2011, no. 9, pp. 62-64. (In Russ).

2. Vilkova I. M. Sotsial'no-kul'turnoe partnerstvo muzeya i shkoly kak faktor formirovaniya dukhovnoi kul'tury shkol'nikov [Socio-cultural partnership of the museum and the school as a factor in the formation of the spiritual culture of schoolchildren]. Available from: dslib.net (accessed 17.06.2017). (In Russ).

3. Voronovich V. M. Upravlenie uchebno-vospitatel'nym protsessom sredstvami muzeinoi pedagogiki [Management of the educational process by means of museum pedagogy]. Available from: do.gendocs.ru/docs/index-95043.html (accessed 29.06.2017). (In Russ).

4. Ketova L. M. Muzeinaya pedagogiki kak innovatsion-naya pedagogicheskaya tekhnologiya [Museum pedagogy as an innovative pedagogical technology]. Available from: https://cyberleninka.ru/article/n/muzeynaya-pedagogika-kak-innovatsionnaya-pedagogicheskaya-tehnologiya (accessed 17.06.2017). (In Russ).

5. Kondratenko E. V., Rybakov A. V., Andreeva I. N. Kraevedcheskii muzei kak sredstvo formirovaniya etnokul'turnoi kompetentnosti v polikul'turnoi studencheskoi srede [Local Lore Museum as a Means of Formation of Eth-nocultural Competence in the Multicultural Student Environment]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya = Modern Problems of Science and Education, 2016, no. 6. Available from: http://www.science-education.ru/article/view?id=25548 (accessed 17.11.2016). (In Russ).

6. Konstantinova V. V. Muzei kak sotsial'nyi partner v formi-rovanii etnokul'turnoi kompetentnosti budushchikh pedagogov [Museum as a social partner in the formation of ethno-cultural competence of future pedagogues]. Available from: http://www. apriori-journal.ru/index.php/...kopiya (accessed 17.06.2017). (In Russ).

7. Konstantinova V. V. Potentsial muzeinoi pedagogiki v obrazovanii i vospitanii podrastayushchego pokoleniya [Potential of museum pedagogy in the education and upbringing of the younger generation]. Sovremennye tendentsii razvitiya nauki i tekhnologii = Co-temporary tendencies in the development of science and technology, 2015, no. 4-6, pp. 48-51. (In Russ).

8. Poshtareva T. V. Formirovanie etnokul'turnoi kompetentnos-ti [Formation of ethnocultural competence]. Pedagogika = Pedagogy, 2005, no. 3, pp. 35-42. (In Russ).

9. Fedorova S. N. Etnokul'turnaya kompetentnost' peda-gogov: sushchnost', komponenty, razvitie [Ethnocultural competence of teachers: essence, components, development]. LAR LAMBERT Academic Publishing GmbH CO.KG, 2012, 409 p. (In Russ).

10. Chesnyak M. G. Novyi vzglyad na muze: formirovanie tol-erantnosti kak faktora razvitiya professional'nykh kompetentsii stu-dentov [New view of the museum: the formation of tolerance as a factor in the development of professional competencies of students]. Sotsial'no-kul'turnye i istoricheskie aspekty razvitiya regiona: istoriya i sovremennost': materialy konkursa, posvyash-chennogo Mezhdunarodnomu dnyu tolerantnosti = Proceedings of the competition dedicated to the International Day of Tolerance "Socio-cultural and historical aspects of the development of the region: history and modernity", Stavropol': SevKavGTU, 2011. (In Russ).

Статья поступила в редакцию 17.06.2017 г.

Submitted 17.06.2017.

Для цитирования: Андреева И. Н., Константинова В. В. Музейная педагогика в контексте этнокультурной подготовки будущих педагогов // Вестник Марийского государственного университета. 2017. № 3 (27). С. 13-19.

Citation for an article: Andreeva I. N., Konstantinova V. V. Museum pedagogy in the context of ethnocultural training of future teachers. Vestnik of the Mari State University. 2017, no. 3 (27), pp. 13-19.

Андреева Ирина Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент, Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, andreeva_67@mail т

Константинова Валентина Васильевна,

кандидат пед. наук, доцент, Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, mar.pedagog@gmail. com

Andreeva Irina N., Ph. D. (Pedagogy), associate professor, Mari State University, Yoshkar-Ola, andreeva_67@mail ru

Konstantinova Valentina V., Ph. D. (Pedagogy), associate professor, Mari State University, Yoshkar-Ola, mar.pedagog@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.