УДК 39:371.4Вол(470.343)
С. Н. Федорова
НАУЧНАЯ ШКОЛА Г. Н. ВОЛКОВА В РЕСПУБЛИКЕ МАРИЙ ЭЛ
Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, Россия
Аннотация. В статье представлена содержательная характеристика научной школы Г. Н. Волкова в Республике Марий Эл. Охарактеризован его вклад в становление этнопедагогиче-ской школы республики, проанализированы материалы интервьюирования его учеников (С. И. Фоминой, П. А. Апакаева, С. Н. Федоровой и др.) об их встречах со своим учителем, раскрыты основные направления научных исследований этнопедагогов республики: использование экологических традиций народа мари в воспитании младших школьников, историко-педагогические и этнопедагогические основы демократизации образования в Марийском крае, формирование этнокультурной компетентности будущих педагогов.
Ключевые слова: научная школа, учитель, ученики, этнопедагогика, исследования, Республика Марий Эл.
Актуальность исследуемой проблемы. Нами представлена информация, отражающая развитие научной школы Г. Н. Волкова в Республике Марий Эл.
Материал и методика исследований. В ходе исследования изучались труды представителей научной школы Г. Н. Волкова в Республике Марий Эл С. И. Фоминой, П. А. Апакаева и др. Методом теоретического анализа и интервьюирования определены основные достижения исследователей этнопедагогики в республике.
Результаты исследований и их обсуждение. Геннадий Никандрович Волков - имя этого великого человека знают все, кто так или иначе связан с педагогической профессией. Основоположник этнопедагогической науки как педагогики национального спасения, создатель своей научной школы, разработчик научно-методологической базы национально-регионального содержания образования, оказавший огромное влияние на развитие образования и культуры народов РФ и других стран СНГ.
В Республике Марий Эл есть много учеников и сподвижников Геннадия Никандро-вича Волкова. Прежде всего необходимо отметить первую его аспирантку из этой республики - Светлану Ивановну Фомину, ставшую кандидатом педагогических наук, долгие годы работавшую доцентом кафедры педагогики начального образования факультета начальных классов Марийского государственного университета.
С. И. Фомина вспоминает: «В жизни и судьбе каждого из нас может встретиться человек, который поможет осуществиться желанию, мечте, окажет поддержку добрым словом и делом. Причем сделает это искренне, тактично, от всего сердца и абсолютно бескорыстно. Таким человеком, оказавшим мне всемерную поддержку в период поступления в аспирантуру в НИИ национальных школ г. Москвы (1986-1988), во время учебы и после ее окончания стал мой Учитель - Геннадий Никандрович Волков. Человек широкой души, большого сердца, гениальный ученый-этнопедагог России.
© Федорова С. Н., 2017
Федорова Светлана Николаевна - доктор педагогических наук, профессор кафедры дошкольной и социальной педагогики Марийского государственного университета, г. Йошкар-Ола, Россия; e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 03.04.2017
С особой теплотой, с глубоким чувством искренней признательности и благодарности к уважаемому Геннадию Никандровичу я вспоминаю годы учебы в аспирантуре и работу над кандидатской диссертацией. В этнолаборатории, руководимой Геннадием Никандровичем Волковым, к которой мы, молодые аспиранты, были прикреплены, всегда царила творческая атмосфера сотрудничества, взаимопонимания и доминировали добрые отношения. Геннадий Никандрович и все сотрудники были очень внимательны и добры к нам, аспирантам, всегда были рады оказать нам необходимую помощь, проконсультировать по разным педагогическим проблемам. В институте и в лаборатории, которой руководил Г. Н. Волков, проводилась интересная и содержательная работа с аспирантами по разным направлениям.
Основы и азы науки этнопедагогики мы постигали в различных формах: научные конференции, экзамены, защита диссертаций, семинары, дискуссии, подготовка публикаций, публичные выступления, посещение лекций ведущих ученых, общение в научных кружках. Такая деятельность, несомненно, помогла нам лучше познать науку, понять происходящие события и явления жизни, а также самих себя. Запомнились творческие, яркие семинары Г. Н. Волкова для аспирантов, на которых обсуждались сложные педагогические проблемы, блестящие выступления Геннадия Никандровича на защитах кандидатских и докторских диссертаций, на научных конференциях. Это для всех нас была настоящая научная школа становления.
Геннадий Никандрович поощрял нас не только работать в библиотеках, но и проводить воспитательную работу с детьми, подростками в интернате, который находился рядом с нашим институтом. Его мы посещали с большим желанием, общались с воспитанниками, организовывали разные мероприятия: беседы, игры, экскурсии и праздники. Такая творческая деятельность помогла нам лучше понять методику воспитательной работы с детьми разного возраста. Именно благодаря Геннадию Никандровичу были созданы для нас благоприятные условия, способствующие проявлению инициативы, самостоятельности в постижении научных истин.
Помню, Геннадий Никандрович дал мне добрый совет: больше общаться с хорошими людьми, учеными, впитывать все лучшее, а также посещать методические и методологические семинары в экологической лаборатории, руководимой академиком И. Д. Зверевым. Несмотря на огромную занятость, Геннадий Никандрович ни разу не отказал мне в индивидуальной консультации, помощи, поддержке. Все это мне очень помогло в работе над диссертацией и, конечно, способствовало моему становлению как педагога» [6, с. 17-18].
Под руководством Г. Н. Волкова Светлана Ивановна подготовила и защитила кандидатскую диссертацию на тему «Прогрессивные идеи и опыт народной педагогики мари в экологическом воспитании младших школьников», в которой подчеркнула, что педагогическое творчество марийского народа содержит в себе ценный воспитательно -образовательный потенциал, который должен быть обязательно использован в экологическом воспитании младших школьников. Анализ различных источников марийской народной педагогики позволил ей выделить основополагающие идеи, отражающие мировоззрение и идеалы народа, связанные с экологическим воспитанием (бережное отношение к земле, гуманное отношение к растительному и животному миру, ответственное, охранительное отношение к природе в целом) [11, с. 22].
Петр Андреевич Апакаев, профессор кафедры педагогики начального образования факультета начальных классов Марийского государственного университета, написал докторскую диссертацию именно под руководством Г. Н. Волкова. П. А. Апакаев пишет: «Размышляя о Геннадии Никандровиче и его народно-педагогических воззрениях, радуюсь, что судь-
ба снисходилась и свела меня с ним. Первый раз я его узнал в НИИ национальных школ МП РСФСР, где начал работать в этом научном учреждении в 70-е годы минувшего века. Его выступления на ученых советах, консультации, руководство аспирантами приближали меня к ученому. Затем... близкое знакомство, "погоня" за его идеями о народной педагогике, увлеченное чтение как естественный процесс сделали его передо мною человеком, носителем всего благоухающего, чтимым, признанным учителем» [6, с. 10-13].
Раскрывая историко-педагогические и этнопедагогические основы демократизации образования в Марийском крае, П. А. Апакаев обозначил взаимосвязь педагогики и этно-педагогики в решении задач образования и воспитания личности, подчеркивая, что:
1) учет народного характера воспитания позволяет увидеть тенденцию нормативности и определенной системы обучения и воспитания, выявить проникновение народных принципов воспитания в официальную школу, в государственное образование;
2) историко-педагогический подход к национальной школе, теоретический, логический, сравнительно-исторический и критический анализ проблем ее демократизации способствуют усовершенствованию современной системы образования и воспитания подрастающего поколения [1, с. 97].
Мы, ученики Г. Н. Волкова, всегда помним и вспоминаем своего дорогого Учителя только хорошими словами.
Мое заочное знакомство с Геннадием Никандровичем началось с книги «Этнопедаго-гика» [2]. Тогда это слово не наполняло меня таким благоговейным трепетом, как сейчас, потому что оно не ассоциировалось с именем великого человека. Эту книгу мне показал Николай Артемьевич Семенов, мой коллега по кафедре, умнейший человек, очень образованный и начитанный. Я не помню дословно всей фразы, связанной с представлением данной книги, но одно зафиксировалось в моей памяти точно - высокая оценка, данная ей и ее автору. «Запомни эту фамилию и постарайся попасть к нему в аспиранты», - сказал мне мой мудрый коллега, и я до сих пор благодарна ему за это наставление. Тогда Геннадий Никандрович работал в Институте национальных проблем образования НИИ национальных школ в г. Москве. Я приехала поступать в аспирантуру с надеждой познакомиться с ним, но, увы, мне не повезло - Г. Н. Волков был в командировке. Меня прикрепили к другому руководителю, тоже очень хорошему человеку - Талибу Сарымсаковичу Саидбаеву. Впоследствии, когда мы уже наконец-то лично познакомились с Геннадием Никандровичем, он сказал: «Почему ко мне не подошла насчет аспирантуры?» Я начала оправдываться, что приезжала, но его не оказалось на месте, а сама уже в тот момент понимала, что к такому человеку нужно приезжать не один раз и молиться о том, чтобы он согласился взять к себе в аспиранты, как это, собственно, и делали многие соискатели, приезжавшие из разных уголков страны.
«Очная ставка» с ним тоже была незапланированной: я раздумывала над формулировкой диссертации в один из первых приездов в ИНПО, когда находящийся рядом Игорь Аркадьевич Богданов, очень известный исследователь этнической музыки, один из талантливейших учеников Геннадия Никандровича, посоветовал мне обратиться к самому и подсказал, где его найти: тогда он уже руководил лабораторией этнопедагогики в Институте семьи и воспитания РАО. Я тут же поехала на Погодинскую, 8, и, к моему великому изумлению, академик с мировым именем, очень занятый и всем необходимый человек - Волков Геннадий Никандрович - тут же меня принял без всяких договоренностей о встрече. Мало того, он внимательно выслушал меня и дал ценные советы. С самой первой минуты удивляла простота его общения с людьми: недаром говорят, что чем человек умнее, тем он меньше всего «корчит» из себя гениального. Такого легкого в обще-
нии человека и такого гениального, как Геннадий Никандрович, найти далеко не просто. За каждым его словом - лавина мысли, за каждой его мыслью - сила духа, неиссякаемая жизненная мудрость и доброта!
Наше первое собеседование было кратким, но очень поучительным: каждый раз, вспоминая эту встречу, я старалась соответствовать полученному образцу душевного, отзывчивого отношения к людям. Открытием для меня стала и удивительная память Г. Н. Волкова, когда, встретившись с ним на одной из защит кандидатской диссертации, я обнаружила, что он помнит меня. Кстати, надо отметить, что роль Геннадия Никандрови-ча на этой защите была определяющей, впрочем, как и на любой другой, где он присутствовал. В одну минуту он повернул настроение ученой аудитории от решительного «против» к восторженному «да»! Этот его великий дар увидеть в каждом человеке внутренний потенциал, раскрыть перспективность его развития таким образом, что все остальные с удовольствием соглашаются с его мнением, а про себя втихомолку удивляются: как они сами это проглядели!
Я благодарна судьбе за то, что моим консультантом по докторской диссертации оказался именно Геннадий Никандрович: поступив в докторантуру при кафедре педагогики высшей школы факультета педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета, я узнала, что там работает и он. Более того, после обсуждения темы моего диссертационного исследования мне его назначили консультантом. Мою радость поймут все, кому посчастливилось хоть краешком соприкоснуться с этим удивительным человеком! Все наши последующие встречи, беседы о жизни, науке, классиках, теплая отеческая улыбка, ласковое «доча»... - это мое богатство, неиссякаемый источник желания жить и творить, стараясь хоть в чем-то походить на своего великого Учителя.
Судьба недаром выбрала именно Г. Н. Волкова для освещения, воскрешения, пропагандирована народно-педагогических воззрений. Лучше, чем он, глубже, чем он, ярче, чем он, проникновеннее, душевнее, глобальнее. вряд ли кто мог это сделать. Нужно иметь такой аналитический ум, как у Геннадия Никандровича, такую жизненную мудрость, любовь к ближнему (и дальнему), всепонимающую и всепрощающую святость души, чтобы вытянуть на своих плечах заброшенный, почти забытый гениальный опыт народов. Причем вытянуть так, чтобы тебя поддержали, заразились твоими идеями и плотными рядами пошли изучать, анализировать и пропагандировать педагогику своего народа.
Я горжусь тем, что могу назвать себя членом многочисленной и многонациональной семьи волковских учеников, отличающихся особым духовным родством друг с другом на основе глубочайшего уважения и любви к Геннадию Никандровичу, идущих по жизни с особой волковской философией - педагогикой любви! [6, с. 13-16].
Моя диссертация на соискание степени доктора педагогических наук была посвящена проблеме формирования этнокультурной компетентности будущих педагогов [8]. Она нами рассматривалась как системное, интегральное личностное образование в единстве его статических и динамических характеристик, отражающее деятельность педагога как субъекта этнокультурно направленного образовательного процесса. В качестве содержательных компонентов этнокультурной компетентности педагога обозначались этнопедагогический, этнопсихологический и поликультурный аспекты, которые также являются компетент-ностными характеристиками. При этом этнопедагогическая субкомпетентность как структурный элемент этнокультурной компетентности находит выражение в системе этно-педагогических знаний, умений, навыков и личностных качеств учителя как этнопедагога: знание основ народной педагогики, функций, факторов, средств и методов национального
воспитания; стремление к развитию личностных качеств в соответствии с идеей совершенного человека программы народного воспитания; наличие умений грамотного использования воспитательного опыта народа с детьми разного возраста, навыков интеграции народных традиций в современный учебно-воспитательный процесс и т. д. Этнопсихологическая субкомпетентность тесно связана с этнопедагогической и включает совместный поиск путей эффективного воспитательного воздействия педагога на детей посредством анализа психологической сущности и ценностных ориентаций представителей этнических коллективов, учет своеобразия национальной психологии в воспитательно-образовательном процессе, использование наиболее эффективных при работе с детьми той или иной национальности форм и методов педагогического воздействия, этносенситивную чувствительность и понимание мира ребенка и т. д. И наконец, поликультурная субкомпетентность, одна из наиболее актуальных на современном кризисном этапе развития межнациональных отношений, выражается в наличии у педагога способности объективно оценивать, принимать и уважать этническое разнообразие и культурную самобытность групп населения, создавать в многонациональном детском коллективе доброжелательную атмосферу межкультурного взаимодействия, использовать разнообразные техники для развития собственных качеств этнотолерантности, эмпатийности, дипломатичности и т. д. [7].
Г. Н. Волков помогал не только своим аспирантам и докторантам, но и даже тем, кому оппонировал. Так, В. А. Сокольникова, кандидат психологических наук, доцент, декан психологического факультета Марийского филиала Московского открытого социального университета, член-корреспондент АПСН, отмечает: «Есть такие встречи, которые запоминаются на всю жизнь. Судьба подарила мне такую необыкновенную встречу с Геннадием Никандровичем Волковым. Это было в Москве в 1995 году. Я заканчивала аспирантуру в Российской академии государственной службы при Президенте РФ и готовилась к защите кандидатской диссертации на тему "Особенности психологии марийского этноса". В диссертации был материал по народной педагогике. Мой научный руководитель профессор Попов Владимир Дмитриевич предложил в качестве официального оппонента Геннадия Никандровича. Как я волновалась, переживала и даже боялась этой встречи, думая о том, а как такая научная величина посмотрит на мою работу?
Встреча превзошла все мои ожидания. Я встретила очень доброго человека, с отцовским отношением, внимательного и отзывчивого, но и строгого учителя, энциклопедически образованного. Геннадий Никандрович очень внимательно изучил мою диссертацию, дал положительный отзыв. Мы долго разговаривали с ним о его родной Чувашии, о его друзьях и знакомых, живущих в Марий Эл, о великих людях, о парадоксальном феномене, характеризующем глубинные явления этнопсихологии марийцев.
Новым и невероятно удивительным был пример, что "Вара варалана" на чувашском и марийском языках звучит одинаково, что до сих пор никто не может решить, чья "Песня одиночества" - марийцев или чувашей. И чего стоит признание С. М. Михалкова-Яндуша: "Я как первый писатель миллиона черемис и чуваш. ".
Тогда впервые я узнала от Геннадия Никандровича о многих неординарных личностях, например о Гумере Баширове. Запомнилось, с каким уважением к этому человеку процитировал его признание: "Прочитал сборник марийских народных песен с радостным изумлением: как мудр и поэтичен мой скромный сосед! Со страниц этой удивительной книги пахнуло не только ароматом цветущих лугов и смолистых лесов. В этих песнях раскрывается своеобразие поэтического мира народа, его ум и веками накопленная мудрость".
Прошли годы. К сожалению, мне больше не удалось встретиться с Геннадием Ни-кандровичем, но я всегда помнила его поддержку и похвалу за серьезное отношение к народной педагогике, рассмотрение ее как эффективного ключа к расшифровке механизма формирования этнических особенностей. Сегодня я разработала и читаю курс "Этнической психологии", где особое место отведено взаимодействию этнической и народной педагогики с этнопсихологией, а Геннадий Никандрович навсегда остался для меня личностью, ученым, достойным подражания, патриотом, любившим свою Родину, свой народ, Человеком с большой буквы».
Ученики Г. Н. Волкова в Республике Марий Эл продолжают работу в русле основных идей своего великого Учителя. Проводятся многочисленные конференции, форумы, семинары, на которых обсуждаются наиболее актуальные проблемы этнопедагогики и этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса в современных условиях [5], [12], разрабатываются новые направления этнопедагогических исследований: научно-методическое и психолого-педагогическое сопровождение развития этнотуризма для детей и юношества [3], [9], этнокультурные образовательные технологии в гражданско-патриотическом воспитании молодежи [4], [10] и др.
Резюме. Все эти исследования, форумы, мероприятия свидетельствуют о том, что дело великого Учителя живо и продолжает развиваться в делах его учеников. Значит, научная школа Г. Н. Волкова в Республике Марий Эл действенна и имеет перспективу дальнейшего развития.
ЛИТЕРАТУРА
1. Апакаев П. А. Историко-педагогические и этнопедагогические основы демократизации образования: на материале марийских национальных школ : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01. - М., 1998. - 97 с.
2. Волков Г. Н. Этнопедагогика. - Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 1974. - 355 с.
3. Научно-методическое и психолого-педагогическое сопровождение развития этнотуризма для детей и юношества в Республике Марий Эл : сб. науч. тр. / под ред. С. Н. Федоровой. - Йошкар-Ола, 2014. - 160 с.
4. Применение этнокультурных образовательных технологий в гражданско-патриотическом воспитании : методическое пособие / С. Н. Федорова и др. - М. : Издательство центра современных образовательных технологий, 2016. - 160 с.
5. Развитие этнокультурного образования в условиях современной образовательной среды : материалы Междунар. науч.-практич. конф. / под ред. С. Н. Федоровой. - Йошкар-Ола, 2013. - 210 с.
6. Ученый-педагог Г. Н. Волков : сб. ст. / авт.-сост. С. Н. Федорова ; под ред. В. А Егорова. - Йошкар-Ола, 2007. - 32 с.
7. Федорова С. Н. Системный подход к этнокультурологической подготовке будущих педагогов. -Йошкар-Ола : Мар. гос. ун-т, 2008. - 436 с.
8. Федорова С. Н. Формирование этнокультурной компетентности будущих педагогов : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.08. - М., 2006. - 527 с.
9. Федорова С. Н., Константинова В. В., Алексеева Е. В. Формирование этнокультурной компетенции обучающихся средствами этнического туризма [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 4. - Режим доступа : https://science-education.ru/ru/article/view?id=20983.
10. Федорова С. Н., Медведева З. В. Этнокультурные образовательные технологии: сущность, компоненты, методика использования в гражданско-патриотическом воспитании молодежи. - Йошкар-Ола : Мар. гос. ун-т, 2014. - 248 с.
11. Фомина С. И. Прогрессивные идеи и опыт народной педагогики мари в экологическом воспитании младших школьников : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. - М., 1990. - 22 с.
12. Этнопедагогическая направленность современного образования: содержательные и технологические основы : сб. науч. тр. IX Международных Волковских чтений / под ред. С. Н. Федоровой, И. Н. Андреевой. - Йошкар-Ола, 2014. - 264 с.
UDC 39:371.4Bon(470.343)
S. N. Fedorova
G. N. VOLKOV'S SCIENTIFIC SCHOOL IN THE REPUBLIC OF MARI EL
Mari State University, Yoshkar-Ola, Russia
Abstract. The article presents the essential characteristic of G. Volkov's scientific school in the Republic of Mari El. It characterizes G. Volkov's contribution to the formation of the ethno-pedagogical school in the Republic, it analyzes the materials of his successors' interviewing (S. I. Fomina, P. A. Apa-kaev, S. N. Fedorova) on the meetings with their teacher, it reveals the main directions of research works of ethno-pedagogists of the Republic (the use of ecological traditions of Mari people in younger school-children's education, historical-pedagogical and ethno-pedagogical bases of democratization of education in the Mari region, the formation of ethno-cultural competence of future teachers).
Keywords: scientific school, teacher, pupils, ethno-pedagogy, research works, Republic of Mari El.
REFERENCES
1. Apakaev P. A. Istoriko-pedagogicheskie i jetnopedagogicheskie osnovy demokratizacii obrazovanija: na materiale marijskih nacional'nyh shkol : avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk : 13.00.01. - M., 1998. - 97 s.
2. Volkov G. N. Jetnopedagogika. - Cheboksary : Chuvash. kn. izd-vo, 1974. - 355 s.
3. Nauchno-metodicheskoe i psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie razvitija jetnoturizma dlja detej i junoshestva v Respublike Marij Jel : sb. nauch. tr. / pod red. S. N. Fedorovoj. - Joshkar-Ola, 2014. - 160 s.
4. Primenenie jetnokul'turnyh obrazovatel'nyh tehnologij v grazhdansko-patrioticheskom vospitanii : metodicheskoe posobie / S. N. Fedorova i dr. - M. : Izdatel'stvo centra sovremennyh obrazovatel'nyh tehnologij, 2016. - 160 s.
5. Razvitie jetnokul'turnogo obrazovanija v uslovijah sovremennoj obrazovatel'noj sredy : materi-aly Mezhdunar. nauch.-praktich. konf. / pod red. S. N. Fedorovoj. - Joshkar-Ola, 2013. - 210 s.
6. Uchenyj-pedagog G. N. Volkov : sb. st. / avt.-cost. S. N. Fedorova ; pod red. V. A Egorova. - Joshkar-Ola, 2007. - 32 s.
7. Fedorova S. N. Sistemnyj podhod k jetnokul'turologicheskoj podgotovke budushhih pedagogov. - Josh-kar-Ola : Mar. gos. un-t, 2008. - 436 s.
8. Fedorova S. N. Formirovanie jetnokul'turnoj kompetentnosti budushhih pedagogov : dis. ... d-ra ped. nauk : 13.00.08. - M., 2006. - 527 s.
9. Fedorova S. N., Konstantinova V. V., Alekseeva E. V. Formirovanie jetnokul'turnoj kompetencii obucha-jushhihsja sredstvami jetnicheskogo turizma [Jelektronnyj resurs] // Sovremennye problemy nauki i obrazovanija. -2015. - № 4. - Rezhim dostupa : https://science-education.ru/ru/article/view?id=20983.
10. FedorovaS. N., Medvedeva Z. V. Jetnokul'turnye obrazovatel'nye tehnologii: sushhnost', komponenty, metodika ispol'zovanija v grazhdansko-patrioticheskom vospitanii molodezhi. - Joshkar-Ola : Mar. gos. un-t, 2014. - 248 s.
11. Fomina S. I. Progressivnye idei i opyt narodnoj pedagogiki mari v jekologicheskom vospitanii mladshih shkol'nikov : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.01. - M., 1990. - 22 s.
12. Jetnopedagogicheskaja napravlennost' sovremennogo obrazovanija: soderzhatel'nye i tehnologiche-skie osnovy : sb. nauch. tr. IX Mezhdunarodnyh Volkovskih chtenij / pod red. S. N. Fedorovoj, I. N. Andreevoj. - Josh-kar-Ola, 2014. - 264 s.
© Fedorova S. N., 2017
Fedorova, Svetlana Nikolaevna - Doctor of Pedagogics, Professor of the Department of Preschool and Social Pedagogy, Mari State University, Yoshkar-Ola, Russia; e-mail: [email protected]
The article was contributed on April 03, 2017