Научная статья на тему 'Научная школа Г. Н. Волкова в Республике Марий Эл'

Научная школа Г. Н. Волкова в Республике Марий Эл Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
352
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНАЯ ШКОЛА / УЧИТЕЛЬ / УЧЕНИКИ / ЭТНОПЕДАГОГИКА / ИССЛЕДОВАНИЯ / РЕСПУБЛИКА МАРИЙ ЭЛ / SCIENTIFIC SCHOOL / TEACHER / PUPILS / ETHNO-PEDAGOGY / RESEARCH WORKS / REPUBLIC OF MARI EL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федорова Светлана Николаевна

В статье представлена содержательная характеристика научной школы Г. Н. Волкова в Республике Марий Эл. Охарактеризован его вклад в становление этнопедагогической школы республики, проанализированы материалы интервьюирования его учеников (С. И. Фоминой, П. А. Апакаева, С. Н. Федоровой и др.) об их встречах со своим учителем, раскрыты основные направления научных исследований этнопедагогов республики: использование экологических традиций народа мари в воспитании младших школьников, историко-педагогические и этнопедагогические основы демократизации образования в Марийском крае, формирование этнокультурной компетентности будущих педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Федорова Светлана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

G. N. VOLKOV’S SCIENTIFIC SCHOOL IN THE REPUBLIC OF MARI EL

The article presents the essential characteristic of G. Volkov’s scientific school in the Republic of Mari El. It characterizes G. Volkov’s contribution to the formation of the ethno-pedagogical school in the Republic, it analyzes the materials of his successors’ interviewing (S. I. Fomina, P. A. Apakaev, S. N. Fedorova) on the meetings with their teacher, it reveals the main directions of research works of ethno-pedagogists of the Republic (the use of ecological traditions of Mari people in younger schoolchildren’s education, historical-pedagogical and ethno-pedagogical bases of democratization of education in the Mari region, the formation of ethno-cultural competence of future teachers).

Текст научной работы на тему «Научная школа Г. Н. Волкова в Республике Марий Эл»

УДК 39:371.4Вол(470.343)

С. Н. Федорова

НАУЧНАЯ ШКОЛА Г. Н. ВОЛКОВА В РЕСПУБЛИКЕ МАРИЙ ЭЛ

Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, Россия

Аннотация. В статье представлена содержательная характеристика научной школы Г. Н. Волкова в Республике Марий Эл. Охарактеризован его вклад в становление этнопедагогиче-ской школы республики, проанализированы материалы интервьюирования его учеников (С. И. Фоминой, П. А. Апакаева, С. Н. Федоровой и др.) об их встречах со своим учителем, раскрыты основные направления научных исследований этнопедагогов республики: использование экологических традиций народа мари в воспитании младших школьников, историко-педагогические и этнопедагогические основы демократизации образования в Марийском крае, формирование этнокультурной компетентности будущих педагогов.

Ключевые слова: научная школа, учитель, ученики, этнопедагогика, исследования, Республика Марий Эл.

Актуальность исследуемой проблемы. Нами представлена информация, отражающая развитие научной школы Г. Н. Волкова в Республике Марий Эл.

Материал и методика исследований. В ходе исследования изучались труды представителей научной школы Г. Н. Волкова в Республике Марий Эл С. И. Фоминой, П. А. Апакаева и др. Методом теоретического анализа и интервьюирования определены основные достижения исследователей этнопедагогики в республике.

Результаты исследований и их обсуждение. Геннадий Никандрович Волков - имя этого великого человека знают все, кто так или иначе связан с педагогической профессией. Основоположник этнопедагогической науки как педагогики национального спасения, создатель своей научной школы, разработчик научно-методологической базы национально-регионального содержания образования, оказавший огромное влияние на развитие образования и культуры народов РФ и других стран СНГ.

В Республике Марий Эл есть много учеников и сподвижников Геннадия Никандро-вича Волкова. Прежде всего необходимо отметить первую его аспирантку из этой республики - Светлану Ивановну Фомину, ставшую кандидатом педагогических наук, долгие годы работавшую доцентом кафедры педагогики начального образования факультета начальных классов Марийского государственного университета.

С. И. Фомина вспоминает: «В жизни и судьбе каждого из нас может встретиться человек, который поможет осуществиться желанию, мечте, окажет поддержку добрым словом и делом. Причем сделает это искренне, тактично, от всего сердца и абсолютно бескорыстно. Таким человеком, оказавшим мне всемерную поддержку в период поступления в аспирантуру в НИИ национальных школ г. Москвы (1986-1988), во время учебы и после ее окончания стал мой Учитель - Геннадий Никандрович Волков. Человек широкой души, большого сердца, гениальный ученый-этнопедагог России.

© Федорова С. Н., 2017

Федорова Светлана Николаевна - доктор педагогических наук, профессор кафедры дошкольной и социальной педагогики Марийского государственного университета, г. Йошкар-Ола, Россия; e-mail: svetfed65@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 03.04.2017

С особой теплотой, с глубоким чувством искренней признательности и благодарности к уважаемому Геннадию Никандровичу я вспоминаю годы учебы в аспирантуре и работу над кандидатской диссертацией. В этнолаборатории, руководимой Геннадием Никандровичем Волковым, к которой мы, молодые аспиранты, были прикреплены, всегда царила творческая атмосфера сотрудничества, взаимопонимания и доминировали добрые отношения. Геннадий Никандрович и все сотрудники были очень внимательны и добры к нам, аспирантам, всегда были рады оказать нам необходимую помощь, проконсультировать по разным педагогическим проблемам. В институте и в лаборатории, которой руководил Г. Н. Волков, проводилась интересная и содержательная работа с аспирантами по разным направлениям.

Основы и азы науки этнопедагогики мы постигали в различных формах: научные конференции, экзамены, защита диссертаций, семинары, дискуссии, подготовка публикаций, публичные выступления, посещение лекций ведущих ученых, общение в научных кружках. Такая деятельность, несомненно, помогла нам лучше познать науку, понять происходящие события и явления жизни, а также самих себя. Запомнились творческие, яркие семинары Г. Н. Волкова для аспирантов, на которых обсуждались сложные педагогические проблемы, блестящие выступления Геннадия Никандровича на защитах кандидатских и докторских диссертаций, на научных конференциях. Это для всех нас была настоящая научная школа становления.

Геннадий Никандрович поощрял нас не только работать в библиотеках, но и проводить воспитательную работу с детьми, подростками в интернате, который находился рядом с нашим институтом. Его мы посещали с большим желанием, общались с воспитанниками, организовывали разные мероприятия: беседы, игры, экскурсии и праздники. Такая творческая деятельность помогла нам лучше понять методику воспитательной работы с детьми разного возраста. Именно благодаря Геннадию Никандровичу были созданы для нас благоприятные условия, способствующие проявлению инициативы, самостоятельности в постижении научных истин.

Помню, Геннадий Никандрович дал мне добрый совет: больше общаться с хорошими людьми, учеными, впитывать все лучшее, а также посещать методические и методологические семинары в экологической лаборатории, руководимой академиком И. Д. Зверевым. Несмотря на огромную занятость, Геннадий Никандрович ни разу не отказал мне в индивидуальной консультации, помощи, поддержке. Все это мне очень помогло в работе над диссертацией и, конечно, способствовало моему становлению как педагога» [6, с. 17-18].

Под руководством Г. Н. Волкова Светлана Ивановна подготовила и защитила кандидатскую диссертацию на тему «Прогрессивные идеи и опыт народной педагогики мари в экологическом воспитании младших школьников», в которой подчеркнула, что педагогическое творчество марийского народа содержит в себе ценный воспитательно -образовательный потенциал, который должен быть обязательно использован в экологическом воспитании младших школьников. Анализ различных источников марийской народной педагогики позволил ей выделить основополагающие идеи, отражающие мировоззрение и идеалы народа, связанные с экологическим воспитанием (бережное отношение к земле, гуманное отношение к растительному и животному миру, ответственное, охранительное отношение к природе в целом) [11, с. 22].

Петр Андреевич Апакаев, профессор кафедры педагогики начального образования факультета начальных классов Марийского государственного университета, написал докторскую диссертацию именно под руководством Г. Н. Волкова. П. А. Апакаев пишет: «Размышляя о Геннадии Никандровиче и его народно-педагогических воззрениях, радуюсь, что судь-

ба снисходилась и свела меня с ним. Первый раз я его узнал в НИИ национальных школ МП РСФСР, где начал работать в этом научном учреждении в 70-е годы минувшего века. Его выступления на ученых советах, консультации, руководство аспирантами приближали меня к ученому. Затем... близкое знакомство, "погоня" за его идеями о народной педагогике, увлеченное чтение как естественный процесс сделали его передо мною человеком, носителем всего благоухающего, чтимым, признанным учителем» [6, с. 10-13].

Раскрывая историко-педагогические и этнопедагогические основы демократизации образования в Марийском крае, П. А. Апакаев обозначил взаимосвязь педагогики и этно-педагогики в решении задач образования и воспитания личности, подчеркивая, что:

1) учет народного характера воспитания позволяет увидеть тенденцию нормативности и определенной системы обучения и воспитания, выявить проникновение народных принципов воспитания в официальную школу, в государственное образование;

2) историко-педагогический подход к национальной школе, теоретический, логический, сравнительно-исторический и критический анализ проблем ее демократизации способствуют усовершенствованию современной системы образования и воспитания подрастающего поколения [1, с. 97].

Мы, ученики Г. Н. Волкова, всегда помним и вспоминаем своего дорогого Учителя только хорошими словами.

Мое заочное знакомство с Геннадием Никандровичем началось с книги «Этнопедаго-гика» [2]. Тогда это слово не наполняло меня таким благоговейным трепетом, как сейчас, потому что оно не ассоциировалось с именем великого человека. Эту книгу мне показал Николай Артемьевич Семенов, мой коллега по кафедре, умнейший человек, очень образованный и начитанный. Я не помню дословно всей фразы, связанной с представлением данной книги, но одно зафиксировалось в моей памяти точно - высокая оценка, данная ей и ее автору. «Запомни эту фамилию и постарайся попасть к нему в аспиранты», - сказал мне мой мудрый коллега, и я до сих пор благодарна ему за это наставление. Тогда Геннадий Никандрович работал в Институте национальных проблем образования НИИ национальных школ в г. Москве. Я приехала поступать в аспирантуру с надеждой познакомиться с ним, но, увы, мне не повезло - Г. Н. Волков был в командировке. Меня прикрепили к другому руководителю, тоже очень хорошему человеку - Талибу Сарымсаковичу Саидбаеву. Впоследствии, когда мы уже наконец-то лично познакомились с Геннадием Никандровичем, он сказал: «Почему ко мне не подошла насчет аспирантуры?» Я начала оправдываться, что приезжала, но его не оказалось на месте, а сама уже в тот момент понимала, что к такому человеку нужно приезжать не один раз и молиться о том, чтобы он согласился взять к себе в аспиранты, как это, собственно, и делали многие соискатели, приезжавшие из разных уголков страны.

«Очная ставка» с ним тоже была незапланированной: я раздумывала над формулировкой диссертации в один из первых приездов в ИНПО, когда находящийся рядом Игорь Аркадьевич Богданов, очень известный исследователь этнической музыки, один из талантливейших учеников Геннадия Никандровича, посоветовал мне обратиться к самому и подсказал, где его найти: тогда он уже руководил лабораторией этнопедагогики в Институте семьи и воспитания РАО. Я тут же поехала на Погодинскую, 8, и, к моему великому изумлению, академик с мировым именем, очень занятый и всем необходимый человек - Волков Геннадий Никандрович - тут же меня принял без всяких договоренностей о встрече. Мало того, он внимательно выслушал меня и дал ценные советы. С самой первой минуты удивляла простота его общения с людьми: недаром говорят, что чем человек умнее, тем он меньше всего «корчит» из себя гениального. Такого легкого в обще-

нии человека и такого гениального, как Геннадий Никандрович, найти далеко не просто. За каждым его словом - лавина мысли, за каждой его мыслью - сила духа, неиссякаемая жизненная мудрость и доброта!

Наше первое собеседование было кратким, но очень поучительным: каждый раз, вспоминая эту встречу, я старалась соответствовать полученному образцу душевного, отзывчивого отношения к людям. Открытием для меня стала и удивительная память Г. Н. Волкова, когда, встретившись с ним на одной из защит кандидатской диссертации, я обнаружила, что он помнит меня. Кстати, надо отметить, что роль Геннадия Никандрови-ча на этой защите была определяющей, впрочем, как и на любой другой, где он присутствовал. В одну минуту он повернул настроение ученой аудитории от решительного «против» к восторженному «да»! Этот его великий дар увидеть в каждом человеке внутренний потенциал, раскрыть перспективность его развития таким образом, что все остальные с удовольствием соглашаются с его мнением, а про себя втихомолку удивляются: как они сами это проглядели!

Я благодарна судьбе за то, что моим консультантом по докторской диссертации оказался именно Геннадий Никандрович: поступив в докторантуру при кафедре педагогики высшей школы факультета педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета, я узнала, что там работает и он. Более того, после обсуждения темы моего диссертационного исследования мне его назначили консультантом. Мою радость поймут все, кому посчастливилось хоть краешком соприкоснуться с этим удивительным человеком! Все наши последующие встречи, беседы о жизни, науке, классиках, теплая отеческая улыбка, ласковое «доча»... - это мое богатство, неиссякаемый источник желания жить и творить, стараясь хоть в чем-то походить на своего великого Учителя.

Судьба недаром выбрала именно Г. Н. Волкова для освещения, воскрешения, пропагандирована народно-педагогических воззрений. Лучше, чем он, глубже, чем он, ярче, чем он, проникновеннее, душевнее, глобальнее. вряд ли кто мог это сделать. Нужно иметь такой аналитический ум, как у Геннадия Никандровича, такую жизненную мудрость, любовь к ближнему (и дальнему), всепонимающую и всепрощающую святость души, чтобы вытянуть на своих плечах заброшенный, почти забытый гениальный опыт народов. Причем вытянуть так, чтобы тебя поддержали, заразились твоими идеями и плотными рядами пошли изучать, анализировать и пропагандировать педагогику своего народа.

Я горжусь тем, что могу назвать себя членом многочисленной и многонациональной семьи волковских учеников, отличающихся особым духовным родством друг с другом на основе глубочайшего уважения и любви к Геннадию Никандровичу, идущих по жизни с особой волковской философией - педагогикой любви! [6, с. 13-16].

Моя диссертация на соискание степени доктора педагогических наук была посвящена проблеме формирования этнокультурной компетентности будущих педагогов [8]. Она нами рассматривалась как системное, интегральное личностное образование в единстве его статических и динамических характеристик, отражающее деятельность педагога как субъекта этнокультурно направленного образовательного процесса. В качестве содержательных компонентов этнокультурной компетентности педагога обозначались этнопедагогический, этнопсихологический и поликультурный аспекты, которые также являются компетент-ностными характеристиками. При этом этнопедагогическая субкомпетентность как структурный элемент этнокультурной компетентности находит выражение в системе этно-педагогических знаний, умений, навыков и личностных качеств учителя как этнопедагога: знание основ народной педагогики, функций, факторов, средств и методов национального

воспитания; стремление к развитию личностных качеств в соответствии с идеей совершенного человека программы народного воспитания; наличие умений грамотного использования воспитательного опыта народа с детьми разного возраста, навыков интеграции народных традиций в современный учебно-воспитательный процесс и т. д. Этнопсихологическая субкомпетентность тесно связана с этнопедагогической и включает совместный поиск путей эффективного воспитательного воздействия педагога на детей посредством анализа психологической сущности и ценностных ориентаций представителей этнических коллективов, учет своеобразия национальной психологии в воспитательно-образовательном процессе, использование наиболее эффективных при работе с детьми той или иной национальности форм и методов педагогического воздействия, этносенситивную чувствительность и понимание мира ребенка и т. д. И наконец, поликультурная субкомпетентность, одна из наиболее актуальных на современном кризисном этапе развития межнациональных отношений, выражается в наличии у педагога способности объективно оценивать, принимать и уважать этническое разнообразие и культурную самобытность групп населения, создавать в многонациональном детском коллективе доброжелательную атмосферу межкультурного взаимодействия, использовать разнообразные техники для развития собственных качеств этнотолерантности, эмпатийности, дипломатичности и т. д. [7].

Г. Н. Волков помогал не только своим аспирантам и докторантам, но и даже тем, кому оппонировал. Так, В. А. Сокольникова, кандидат психологических наук, доцент, декан психологического факультета Марийского филиала Московского открытого социального университета, член-корреспондент АПСН, отмечает: «Есть такие встречи, которые запоминаются на всю жизнь. Судьба подарила мне такую необыкновенную встречу с Геннадием Никандровичем Волковым. Это было в Москве в 1995 году. Я заканчивала аспирантуру в Российской академии государственной службы при Президенте РФ и готовилась к защите кандидатской диссертации на тему "Особенности психологии марийского этноса". В диссертации был материал по народной педагогике. Мой научный руководитель профессор Попов Владимир Дмитриевич предложил в качестве официального оппонента Геннадия Никандровича. Как я волновалась, переживала и даже боялась этой встречи, думая о том, а как такая научная величина посмотрит на мою работу?

Встреча превзошла все мои ожидания. Я встретила очень доброго человека, с отцовским отношением, внимательного и отзывчивого, но и строгого учителя, энциклопедически образованного. Геннадий Никандрович очень внимательно изучил мою диссертацию, дал положительный отзыв. Мы долго разговаривали с ним о его родной Чувашии, о его друзьях и знакомых, живущих в Марий Эл, о великих людях, о парадоксальном феномене, характеризующем глубинные явления этнопсихологии марийцев.

Новым и невероятно удивительным был пример, что "Вара варалана" на чувашском и марийском языках звучит одинаково, что до сих пор никто не может решить, чья "Песня одиночества" - марийцев или чувашей. И чего стоит признание С. М. Михалкова-Яндуша: "Я как первый писатель миллиона черемис и чуваш. ".

Тогда впервые я узнала от Геннадия Никандровича о многих неординарных личностях, например о Гумере Баширове. Запомнилось, с каким уважением к этому человеку процитировал его признание: "Прочитал сборник марийских народных песен с радостным изумлением: как мудр и поэтичен мой скромный сосед! Со страниц этой удивительной книги пахнуло не только ароматом цветущих лугов и смолистых лесов. В этих песнях раскрывается своеобразие поэтического мира народа, его ум и веками накопленная мудрость".

Прошли годы. К сожалению, мне больше не удалось встретиться с Геннадием Ни-кандровичем, но я всегда помнила его поддержку и похвалу за серьезное отношение к народной педагогике, рассмотрение ее как эффективного ключа к расшифровке механизма формирования этнических особенностей. Сегодня я разработала и читаю курс "Этнической психологии", где особое место отведено взаимодействию этнической и народной педагогики с этнопсихологией, а Геннадий Никандрович навсегда остался для меня личностью, ученым, достойным подражания, патриотом, любившим свою Родину, свой народ, Человеком с большой буквы».

Ученики Г. Н. Волкова в Республике Марий Эл продолжают работу в русле основных идей своего великого Учителя. Проводятся многочисленные конференции, форумы, семинары, на которых обсуждаются наиболее актуальные проблемы этнопедагогики и этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса в современных условиях [5], [12], разрабатываются новые направления этнопедагогических исследований: научно-методическое и психолого-педагогическое сопровождение развития этнотуризма для детей и юношества [3], [9], этнокультурные образовательные технологии в гражданско-патриотическом воспитании молодежи [4], [10] и др.

Резюме. Все эти исследования, форумы, мероприятия свидетельствуют о том, что дело великого Учителя живо и продолжает развиваться в делах его учеников. Значит, научная школа Г. Н. Волкова в Республике Марий Эл действенна и имеет перспективу дальнейшего развития.

ЛИТЕРАТУРА

1. Апакаев П. А. Историко-педагогические и этнопедагогические основы демократизации образования: на материале марийских национальных школ : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01. - М., 1998. - 97 с.

2. Волков Г. Н. Этнопедагогика. - Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 1974. - 355 с.

3. Научно-методическое и психолого-педагогическое сопровождение развития этнотуризма для детей и юношества в Республике Марий Эл : сб. науч. тр. / под ред. С. Н. Федоровой. - Йошкар-Ола, 2014. - 160 с.

4. Применение этнокультурных образовательных технологий в гражданско-патриотическом воспитании : методическое пособие / С. Н. Федорова и др. - М. : Издательство центра современных образовательных технологий, 2016. - 160 с.

5. Развитие этнокультурного образования в условиях современной образовательной среды : материалы Междунар. науч.-практич. конф. / под ред. С. Н. Федоровой. - Йошкар-Ола, 2013. - 210 с.

6. Ученый-педагог Г. Н. Волков : сб. ст. / авт.-сост. С. Н. Федорова ; под ред. В. А Егорова. - Йошкар-Ола, 2007. - 32 с.

7. Федорова С. Н. Системный подход к этнокультурологической подготовке будущих педагогов. -Йошкар-Ола : Мар. гос. ун-т, 2008. - 436 с.

8. Федорова С. Н. Формирование этнокультурной компетентности будущих педагогов : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.08. - М., 2006. - 527 с.

9. Федорова С. Н., Константинова В. В., Алексеева Е. В. Формирование этнокультурной компетенции обучающихся средствами этнического туризма [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 4. - Режим доступа : https://science-education.ru/ru/article/view?id=20983.

10. Федорова С. Н., Медведева З. В. Этнокультурные образовательные технологии: сущность, компоненты, методика использования в гражданско-патриотическом воспитании молодежи. - Йошкар-Ола : Мар. гос. ун-т, 2014. - 248 с.

11. Фомина С. И. Прогрессивные идеи и опыт народной педагогики мари в экологическом воспитании младших школьников : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. - М., 1990. - 22 с.

12. Этнопедагогическая направленность современного образования: содержательные и технологические основы : сб. науч. тр. IX Международных Волковских чтений / под ред. С. Н. Федоровой, И. Н. Андреевой. - Йошкар-Ола, 2014. - 264 с.

UDC 39:371.4Bon(470.343)

S. N. Fedorova

G. N. VOLKOV'S SCIENTIFIC SCHOOL IN THE REPUBLIC OF MARI EL

Mari State University, Yoshkar-Ola, Russia

Abstract. The article presents the essential characteristic of G. Volkov's scientific school in the Republic of Mari El. It characterizes G. Volkov's contribution to the formation of the ethno-pedagogical school in the Republic, it analyzes the materials of his successors' interviewing (S. I. Fomina, P. A. Apa-kaev, S. N. Fedorova) on the meetings with their teacher, it reveals the main directions of research works of ethno-pedagogists of the Republic (the use of ecological traditions of Mari people in younger school-children's education, historical-pedagogical and ethno-pedagogical bases of democratization of education in the Mari region, the formation of ethno-cultural competence of future teachers).

Keywords: scientific school, teacher, pupils, ethno-pedagogy, research works, Republic of Mari El.

REFERENCES

1. Apakaev P. A. Istoriko-pedagogicheskie i jetnopedagogicheskie osnovy demokratizacii obrazovanija: na materiale marijskih nacional'nyh shkol : avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk : 13.00.01. - M., 1998. - 97 s.

2. Volkov G. N. Jetnopedagogika. - Cheboksary : Chuvash. kn. izd-vo, 1974. - 355 s.

3. Nauchno-metodicheskoe i psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie razvitija jetnoturizma dlja detej i junoshestva v Respublike Marij Jel : sb. nauch. tr. / pod red. S. N. Fedorovoj. - Joshkar-Ola, 2014. - 160 s.

4. Primenenie jetnokul'turnyh obrazovatel'nyh tehnologij v grazhdansko-patrioticheskom vospitanii : metodicheskoe posobie / S. N. Fedorova i dr. - M. : Izdatel'stvo centra sovremennyh obrazovatel'nyh tehnologij, 2016. - 160 s.

5. Razvitie jetnokul'turnogo obrazovanija v uslovijah sovremennoj obrazovatel'noj sredy : materi-aly Mezhdunar. nauch.-praktich. konf. / pod red. S. N. Fedorovoj. - Joshkar-Ola, 2013. - 210 s.

6. Uchenyj-pedagog G. N. Volkov : sb. st. / avt.-cost. S. N. Fedorova ; pod red. V. A Egorova. - Joshkar-Ola, 2007. - 32 s.

7. Fedorova S. N. Sistemnyj podhod k jetnokul'turologicheskoj podgotovke budushhih pedagogov. - Josh-kar-Ola : Mar. gos. un-t, 2008. - 436 s.

8. Fedorova S. N. Formirovanie jetnokul'turnoj kompetentnosti budushhih pedagogov : dis. ... d-ra ped. nauk : 13.00.08. - M., 2006. - 527 s.

9. Fedorova S. N., Konstantinova V. V., Alekseeva E. V. Formirovanie jetnokul'turnoj kompetencii obucha-jushhihsja sredstvami jetnicheskogo turizma [Jelektronnyj resurs] // Sovremennye problemy nauki i obrazovanija. -2015. - № 4. - Rezhim dostupa : https://science-education.ru/ru/article/view?id=20983.

10. FedorovaS. N., Medvedeva Z. V. Jetnokul'turnye obrazovatel'nye tehnologii: sushhnost', komponenty, metodika ispol'zovanija v grazhdansko-patrioticheskom vospitanii molodezhi. - Joshkar-Ola : Mar. gos. un-t, 2014. - 248 s.

11. Fomina S. I. Progressivnye idei i opyt narodnoj pedagogiki mari v jekologicheskom vospitanii mladshih shkol'nikov : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.01. - M., 1990. - 22 s.

12. Jetnopedagogicheskaja napravlennost' sovremennogo obrazovanija: soderzhatel'nye i tehnologiche-skie osnovy : sb. nauch. tr. IX Mezhdunarodnyh Volkovskih chtenij / pod red. S. N. Fedorovoj, I. N. Andreevoj. - Josh-kar-Ola, 2014. - 264 s.

© Fedorova S. N., 2017

Fedorova, Svetlana Nikolaevna - Doctor of Pedagogics, Professor of the Department of Preschool and Social Pedagogy, Mari State University, Yoshkar-Ola, Russia; e-mail: svetfed65@rambler.ru

The article was contributed on April 03, 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.