УДК 37.035
Стрельцова Ксения Александровна
аспирант Консерватории Краснодарского государственного университета культуры и искусств [email protected]
КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ СТАНОВЛЕНИЯ ЭТНОХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАННОСТИ СТУДЕНТОВ-МУЗЫКАНТОВ В ВУЗЕ
Streltsova Kseniya Aleksandrovna
PhD student, Conservatory Department, Krasnodar State University of Culture and Arts
CONCEPTUAL MODEL OF ETHNIC ART KNOWLEDGE DEVELOPMENT OF STUDENTS AT A MUSIC HIGHER SCHOOL
Аннотация:
В статье раскрывается концептуальная модель формирования этнохудожественной образованности студентов-музыкантов в высших учебных заведениях. Конкретизируется структура модели, определяются ее разделы: концептуальный, нормативный, организационно-методический, результативно-диагностический, а также формулируются цель и задачи модели. Уточняется понятие «этнохудожественная образованность», его компоненты и критерии.
Ключевые слова:
этнокультура, этнокультурное образование, содержание образования, этнохудожественное образование, музыкальный фольклор, культурное поле социума и личности, поликультурная образовательная среда, концептуальная модель.
Summary:
The article deals with a conceptual model of ethnic art knowledge development of music higher school students. The author specifies the model’s structure and its parts: concept, guidelines, methodology, examination; and formulates targets and tasks of the model. The ethnic art knowledge conception, its categories and criteria are clarified in the paper.
Keywords:
ethnic culture, ethno-cultural education, content of education, ethnic art education, folk music, cultural field of society and personality, multicultural educational environment, conceptual model.
К началу XXI в. человечество погрузилось во всеобъемлющий процесс глобализации, который имеет неоднозначную характеристику в работах социологов, политиков, идеологов, а также философов. Мы получили сверхобщество, целью которого стало мировое господство, а разрыв в развитии стран-лидеров и «стран третьего мира» не только не сократился, но и еще более отдалил их друг от друга.
Пожиная плоды европеизации, специалисты пришли к выводу, что наметилась тенденция резкой потери национальной и культурной идентичности стран и регионов. Вопросы развития личности стали рассматривать в категориях «культура», «поликультура», а также «этническая идентичность».
Как утверждает Г.Л. Тульчинский, «многомерное развитие личности - несомненный путь к преодолению социальной отчужденности и агрессии, развития личности, способной к обитанию в полиморфной социально-культурной, интеллектуальной и духовной среде» [1, с. 500].
Оказавшись в кросс-культурной ситуации, от человечества потребовалось осознание поли-культурного начала общества, умения выстроить диалог с ним, проявить понимание и уважение в отношении к другим людям. Культура - явление многоликое. Многие жизненные искания человека обусловлены поисками культурной идентичности. Человек стремится понять себя, освобождаясь от кажущихся ему несущественными условностей [2].
Именно личность способна к осознанному освоению культуры не только своей нации, но и наций других людей. Изучая культуры своего народа, человек начинает принимать культуру другого, и наоборот, познавая культуры другого народа, индивид познает свою. Следовательно, культурный и образовательный процессы - это неотделимые друг от друга составляющие единого целого.
C момента становления музыкального образования вопросам этнокультуры уделяется большое внимание. Важной проблемой является построение музыкального обучения, которое интересует многих фольклористов, педагогов-музыкантов прошлого (Е.Э. Линева, А.Л. Маслов, А.Н. Карасев, С.И. Миропольский и другие) и настоящего (Ю.Б. Алиев, Т.И. Бакланова, С.С. Балашова, Л.С. Беляева, В.В. Васильева, И.В. Козлова, Л.Л. Куприянова, Л. Мекалина, Н.К. Мешко, Г.М. Науменко, В.С. Попов, Л.В. Шамина, Т.С. Шенталинская, Н. Ширяева и другие).
В работе Л.И. Васехи отмечено, что этнокультура - это сложный и внутренне противоречивый организм «сакральных и профанных идеалов». Выстраивая их иерархию, этнокультура «солидали-зирует» людей, аккумулирует их деятельность воедино. Следовательно, этнокультура интегрирует человека в разумное и умелое существо, а также позиционирует его как транслятора «межнационального, религиозного и этнического смысла» [3, с. 178].
В научных трудах, посвященных проблеме этнокультурного образования средствами музыкального фольклора, также указывается на актуальность данной проблемы. Тем не менее, отечественные и зарубежные исследователи еще не готовы ответить на все пристальные вопросы. Не получает достаточного отражения ряд проблем, касаемых формулировки и внедрения педагогических условий этнохудожественного образования в вузе.
Содержание и структура концептуальной модели исходит из предмета исследования, его методологии и задач. Разделы модели как основные составляющие данной структуры соответствуют необходимым базовым закономерностям построения и реализации педагогических условий формирования этнохудожественной образованности личности.
Опираясь на исследование Е.С. Бабуновой, мы взяли предложенную и обоснованную методику построения структурно-содержательной модели и соотнесли ее с принципами формирования эт-нохудожественной образованности:
1) целостности и системности образовательного процесса;
2) этнопедагогизации образовательной среды на основе регионализации содержания этноху-дожественного образования;
3) интеграции содержания, средств, форм, методов и приемов этнохудожественного образования.
Определение данных принципов обеспечивается методологическими подходами (личностноориентированным, компетентностным, системным), направленными на процесс становления этнохудожественной образованности студентов.
Теоретической основы системного анализа и моделирования социальных процессов и явлений на данном этапе достаточно для разработки концептуальной модели формирования этнохудо-жественной образованности студентов-музыкантов в вузе. В качестве успешного примера разработки и реализации концептуальной модели, нами был использован опыт Е.С. Бабуновой, адаптированный в условиях образовательного процесса в вузе [4].
Конкретизируя структуру модели, определим следующие ее разделы: концептуальный, нормативный, организационно-методический, результативно-диагностический. В содержательном плане цель модели сформулирована как разработка и реализация педагогических условий становления этнохудожественной образованности студентов-музыкантов в вузе.
В соответствии с обозначенной целью были сформулированы следующие задачи:
1) выявить (диагностировать) исходный уровень этнохудожественной образованности студентов;
2) разработать пути повышения этнохудожественной образованности студентов;
3) контролировать процесс становления и развития этнохудожественной образованности студентов;
4) оценить эффективность реализации педагогических условий формирования этнохудоже-ственной образованности студентов-музыкантов в вузе.
Обозначенные цели и задачи модели напрямую связаны с социальным заказом общества в формировании личности, обладающей этнокультурной (и, как ее составляющей этнохудожествен-ной) образованностью.
Точкой опоры для построения модели стал концептуальный раздел, поскольку он связан не только с определением основной ее цели, но и с обоснованием теоретико-методологических подходов создания педагогических условий, а также принципов их реализации. Первый ее раздел, именуемый концептуальным, представлен следующими структурными элементами:
1) нормативно-правовой базой в области этнохудожественного образования;
2) проектом государственного стандарта высшего образования;
3) методологическими подходами;
4) принципами формирования педагогических условий.
В нормативный раздел входят:
1) цель, реализующая социальный заказ;
2) задачи этнокультурного образования в вузе, способствующие становлению этнохудоже-ственной образованности студентов-музыкантов;
3) содержание, представленное авторским спецкурсом для студентов-музыкантов «Этноху-дожественное воспитание студентов на основе музыкального народного творчества»;
4) критерии и показатели освоения программы спецкурсом для студентов-музыкантов «Этно-художественное воспитание студентов на основе музыкального народного творчества»; критерии и показатели готовности студентов-музыкантов к осуществлению этнохудожественного образования в рамках своей профессии.
Организационно-методический раздел включает:
1) характеристику этапов и педагогических условий;
2) методы содержания этнохудожественного образования в вузе;
3) формы организации высшего этнохудожественного образования.
Результативно-диагностический раздел представлен:
1) набором методик, выявляющих исходный уровень сформированности этнохудожественной образованности личности студентов-музыкантов;
2) уровнями этнохудожественной образованности;
- 21З -
3) ожидаемым результатом;
4) расшифровкой и анализом результатов.
Данный раздел служит для определения уровня формирования этнохудожественной образованности студентов-музыкантов в вузе.
Следовательно, этнохудожественная образованность - это свойство, приобретаемое личностью в процессе изучения музыкального искусства. Сущностная характеристика этнокультурного образования выражается в определенной мере овладения (усвоения, освоения) личностью этнокультурным опытом (наследием), наличия эмоционально-ценностного отношения к нему, а также в способности личности пользоваться усвоенным опытом в сфере непрерывного профессионального музыкального образования.
Основными компонентами образованности выступают: система знаний о народном музыкальном творчестве; эмоциональный отклик, интерес к явлениям народной музыкальной культуры; опыт творчества в этнокультурной традиции, в региональной специфике, в современных формах. Данные компоненты рассматриваются нами в виде критериев усвоения студентами в ходе образовательного процесса содержания программно-методического обеспечения.
Ссылки:
1. Проективный философский словарь: новые термины и понятия / под ред. Г.Л. Тульчинского и М.Н. Эпштейна. СПб., 200З.
2. Лурье Л.И., Социокультурная многомерность образовательной деятельности // Социокультурная многомерность образовательной деятельности: мат-лы Всероссийской науч.-практ. конф. Пермь, 2011. С. 102-111.
3. Проблемы этнологии и этнопедагогики: сб. ст. и мат-лов / под ред. Л.И. Васеха. Новосибирск, 1999. Вып. S. 1SS с.
4. Бабунова Е.С. Педагогическая стратегия становления этнокультурной образованности детей дошкольного возраста: моногр. Магнитогорск, 200S. 370 с.