Научная статья на тему 'Этнохудожественное образование в высшей школе: методологический аспект'

Этнохудожественное образование в высшей школе: методологический аспект Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
428
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этнохудожественное образование в высшей школе: методологический аспект»

выдающегося музыканта современности М.Л. Ростроповича, который говорил: «Хорошо известно педагогам, что, заметив просчёт в чьей-либо работе, ученик значительно охотнее и податливее воспринимает критику собственных недостатков » [1, с. 165].

Таким образом, творческая лаборатория, организованная на основе единого разновозрастного инструментального класса-коллектива, располагает необходимыми механизмами для качественного профессионального обучения, художественного воспитания, раннего самоопределения учащихся. Именно в этих условиях оптимально осуществляется многокомпонентный процесс становления будущего музыканта с осознанной установкой на полноценную творческую деятельность. Заложенное в творческой лаборатории стремление всехчленов коллектива к самосовершенствованию и самореа-

лизации даёт надежду на оптимистичную перспективупрофессиональной и социальной деятельности каждого выпускника.

A. SMIRNOV. MODERN APPROACH TO MUSICAL TRAINING

The article touches upon one of the effective models of training to play special instruments - creative laboratory in musical college. It provides effective pedagogical interaction of teacher and pupils in a collective instrumental class consisting of pupils of different ages and enables to master playing musical instrument in atmosphere of creativity and enthusiasm.

Литература

1. Хентова С. Ростропович. СПб.: Культ-Ин-форм-Пресс, 1993. 303 с.

И.Ю. ПАВЛОВА, доцент Казанский государственный университет культуры и искусств

Со вступлением России в Болонский процесс значительно расширились функции образовательных учреждений, в которых стали учитываться не только потребности государства и общества, но и интересы развития личности, сохранения ее уникальности, неповторимости, приоритетности создания условий для наиболее полного выявления ее возможностей. Следуя интеграции России в международное образовательное пространство, высшее образование меняет свои ориентиры в направлении реализации новой педагогической парадигмы, что предполагает поворот от «знание-центризма» к «культуроцентризму», т.е. к осознанию, освоению и реализации в образовательной практике гуманитарных и культурных ценностей общества. «Обучай куль-туросообразно!» - этот принцип, сформу-

Этнохудожественное образование в высшей школе: методологический аспект

лированный А. Дистервегом, означает обучение в контексте культуры, освоение ее достижений и их воспроизводство. В современных условиях образование является не только средством усвоения готовых обще-признанныхнаучных знаний, оно становится способом информационного обмена личностей друг с другом, ведущим к обретению ими компетентности и эрудированности.

В основу отечественного высшего образования заложена национальная идея, и в этом контексте особую актуальность приобретает этнохудожественное образование как целенаправленный непрерывный педагогический процесс приобщения личности к этнической культуре (или культурам) в образовательных учреждениях. В Концепции этнохудожественного образования подчеркивается, что она «.. .способна явить-

48

Высшее образование в России • № 2, 2009

ся одной из основ для преодоления духовно-нравственного кризиса современного российского общества, для патриотического воспитания граждан России на основе лучших традиций нашей многонациональной культуры, для возрождения и дальнейшего развития самобытных национально-культурных традиций народов России в едином федеральном культурном и образовательном пространстве, а также для сохранения культурного многообразия страны и повышения ее международного статуса в условиях надвигающейся глобализации» [1]. Концепция раскрывает роль этнокультурного образования в современном российском обществе, намечает перспективы развития этнохудожественного образования в единстве его целей, задач, содержания, принципов, организационных форм и условий развития.

Поиск моделей этнохудожественного образования, соответствующих определенному типу культуры и отвечающих новому этапу развития нашего общества, составляет одну из актуальных проблем современной педагогики. В качестве основной задачи при этом выступает необходимость разработки теоретических основ учебно-воспитательного процесса применительно к таким категориям, как содержание, методы, принципы обучения ит.д. К настоящему времени сложились следующие методологические подходы к развитию системы этно-художественного образования.

Культурологический подход позволяет рассматривать процессы этнокультурного образования в русле концепций культуро-генеза (А.Я. Флиер) и этногенеза (Л.Н. Гумилев), при этом в качестве предмета изучения выступает этническая культура личности, человеческих общностей и в целом человеческой цивилизации. Этот подход открывает пути для исследования человека и человеческих общностей в разных этнонацио-нальных культурных системах, на разных стадиях истории развития человечества и отдельных народов. Теоретическое осмысление закономерного характера взаимосвязи образования и культуры, их изоморфной

тождественности [2] приводит к мысли о перспективности и продуктивности использования культурологического подхода в качестве концептуальной основы модернизации содержания высшего образования, при этом культуросообразность становится важнейшим условием развития этнохудоже-ственного образования.

В центре внимания художественно-эстетического подхода - процесс этнохудо-жественного образования с воспитанием эстетической культуры личности на основе освоения специфики художественно-образной системы разных пластов искусства. Любое произведение народного искусства может быть рассмотрено как своего рода текст, в котором закодирована богатейшая этнокультурная информация. Прочтение этих знаков, символов, понимание и освоение средств художественной выразительности, с помощью которых «кодируется» текст, - необходимое условие присвоения личностью эстетических и духовных ценностей, заложенных в глубинах содержания произведений искусства.

Интегративный подход обеспечивает качественно новый уровень в изучении народной художественной культуры. В процессе формирования целостной личности немаловажное значение приобретает интегрирующее начало, которое способно комплексно воздействовать на различные уровни индивидуальности (психофизиологический, психический, личностный). Такими универсальными интегрирующими качествами, обеспечивающими художественно-эстетический синтез разных уровней, видов и типов народного художественного творчества, обладает синкретичная и полифункциональная традиционная художественная культура, прежде всего - народное искусство. Данный подход предполагает согласованность, непрерывность и преемственность ценностных ориентиров, концептуальных оснований,интегративность содержания образования и образовательных технологий.

Личностно-ориентированный подход означает, что центром учебно-воспитатель-

ного процесса является растущая личность, что в целом обеспечивает полноценное вхождение личности в культуру. Этот под-ходпозволяет видеть процесс становления личности в контексте гуманизации образовательной системы и рассматривать народную культуру и искусство как феномены, способные комплексно воздействовать на различные уровни индивидуальности. При этом применение данного подхода в обучении и воспитании предоставляет обучаемому право лично участвовать в творческой интерпретации известных ему образцов народного художественного творчества;

Этнорегиональный подход дает возможность органично внедрять в практику вузовского образования региональный компонент, идентифицировать субъективный опыт личности с этнокультурными особенностями своего региона, соотносить психологию этноса со спецификой национальных обычаев и традиций. В целом он способствует формированию национального самосознания, уважительному, толерантному отношению к иным культурам и народам.

Экологический подход означает сохранение единства и связи человека с родной землей, с природой как основой художественного творчества. Природа в народной культуре и искусстве - это субстанция красоты, добра, она слита с нравственным миром, и потому «природное » выступает как критерий человеческих ценностей. Этот подход предполагает включение в содержание этно-художественного образования изучение широкого спектра народных художественных традиций разных регионов, общение с которыми поможет сформировать у учащихся ценностное отношение кокружающему при-родномумиру единой планеты Земля.

Деятельностный подход акцентирует внимание на неразрывности теоретической и практической сторон обучения и воспитания на основе использования народных традиций. Он способствует формированию естественной мотивации к художественному творчеству, способности контролировать и оценивать его результаты. Данный подход позволяет педагогу выстраивать

гибкую методику обучения, апеллирующую к опыту сохранения и развития традиций народной культуры того или иного региона, а студентам - самостоятельно осваивать локальную этнокультурную среду, непосредственно участвовать в различных программах и проектах возрождения и развития национально-культурных традиций того или иного народа.

Применение вышеуказанных методологических подходов в учебно-воспитательном процессе предполагает использование в содержании этнохудожественного образования как монокультурного, так и поликультурного компонентов. Монокультурный компонент означает освоение только одной этнической культуры, он позволяет раскрыть уникальность образа жизни того или иного народа, его верований, нравственных ценностей, жизненных приоритетов, обусловленных географическими, историческими, психологическими особенностями этноса. Поликультурный компонент - это изучение и сравнительный анализ нескольких этнических культур, а также выявление в них общего и особенного, он отражает народную художественную культуру как «единство в многообразии», а культурные достижения любого этноса России - как составную часть российской и мировой культуры.

Особый интерес в методологии этноху-дожественного образования представляет поликультурный компонент. В современной педагогике обосновывается значимость поликультурного компонента и утверждается, что с целью его эффективного использования «необходимо придать поликультурности статус одного из важных дидактических принципов в ряду с такими, как научность, системность, последовательность, связь обучения с жизнью и др.» [3, с. 6]. При этом, по мнению В.П. Борисен-кова, «.дидактический принцип поликультурности обретет эффективность лишь в том случае, если он будет пронизывать всю методику преподавания, и эти вопросы требуют детальной теоретической и прикладной разработки» [3, с. 7].

50

Высшее образование в России • № 2, 2009

Реализация принципа поликультурности средствами обучения заключается в создании учебно-методической базы процесса обучения и воспитания, в частности, в издании соответствующих учебных пособий и учебников.

Приведем примеры использования принципа поликультурности в педагогической практике этнохудожественного образования в высшей школе. Например, в Казанском государственном университете культуры и искусств для студентов специальности «Народное художественное творчество » введен курс «Песенно-хоровое творчество народов Поволжья», который имеет фундаментальное значение в подготовке специалиста, ориентированного на работу в поликультурной социосреде. С учетом поликультурной направленности курса на лекционных и практических занятиях происходит знакомство студентов с хоровой культурой и исполнительскими коллективами (академическими, народными хорами, фольклорными ансамблями) того или иного народа Среднего Поволжья. Одной из основных задач курса является обогащение слухового опыта студентов произведениями разных жанров, различными песенными стилями, характерными для национальных культур различных народов, а также выявление их межкультур-ныхвзаимосвязей. Развитие народной традиции и пропаганда народно-певческого искусства как в бытовой сфере, так и в форме концертного исполнения возможны лишь на основе знания культуры разных народов.

Важная роль в реализации принципа поликультурности отводится разработке учебно-методического обеспечения лекционного курса, и с этой целью издано учебное пособие «Хрестоматия по хоровому дирижированию » [4] в пяти частях, где собран музыкальный хоровой материал республик Поволжья и Приуралья. Обработки народных песен, оригинальные сочинения композиторов республик Башкортостана, Марий Эл, Татарстана, Чувашии, Мордовии и Удмуртии имеют яркий мело-

дико-ритмический колорит и другие неповторимые национальные особенности. Основное предназначение хрестоматии -сохранение истинных шедевров национальной народной музыки и бесценного творческого наследия композиторов - классиков Поволжья с целью обучения и дальнейшего их распространения среди современной молодежи.

Применение принципа поликультурности не ограничивается простым введением в образовательный процесс ряда тем, он также не может быть представлен только в рамках каждого отдельного предмета, так как его задача - пронизывать весь учебно-воспитательный процесс, причем не только всю учебную, но и внеучебную деятельность студентов. В этой связи культурно-досуговую деятельность следует воспринимать как одну из образовательных, воспитательных и развивающих социально-педагогических систем, пересекающуюся с другими сферами человеческой деятельности. В процессе этнохудожественного образования ей принадлежит роль одного из средств, способствующих межкультурному диалогу. Культурно-досуговая деятельность имеет широкий выход на социум -это работа в культурно-досуговыхучреждениях, парках культуры, центрах народных ремесел, традиционной культуры, национальных культур и т.д. Данными учреждениями могут осуществляться интересные культурные программы, направленные на активизацию молодежной инициативы, широкое международное и межнациональное сотрудничество. В некоторых регионах России культурно-досуговые учреждения проводят в рамках межкультурного взаимодействия фестивали, конкурсы самодеятельных народных коллективов, организуют фольклорные экспедиции, различные мероприятия в рамках программ «Дни национальных культур», «Национальные праздники», «Сохранение культурного наследия» и т.д. Реализации поликультурного компонента могут содействовать и организованные на базе этих учреждений группы по интересам: фольклорные коллекти-

вы, просветительские объединения по пропаганде народных традиций, краеведческие объединения, поисковые клубы, занимающиеся изучением истории города, края и т.д. Информационная среда общества также предоставляет большие возможности для эффективного использования поликультурного компонента в контексте межкультурного взаимодействия.

Освоение содержания этнохудоже-ственного образования в высшей школе в целом осуществляется на основе следующих основных принципов:

а) воспитательная и развивающая направленность этнохудожественного образования;

б) вариативность содержания этноху-дожественного образования, гибкое сочетание в нем монокультурного и поликультурного компонентов;

в) приоритет российских этнокультурных традиций по отношению к зарубежным в содержании этнохудожественного образования;

г) непрерывность и преемственность различных уровней этнохудожественного образования;

д) взаимодействие высших образовательных заведений с учреждениями культуры и средствами массовой информации.

Таким образом, методология этнохудо-жественного образования многообразна. Она содействует решению таких задач, как

формирование и развитие этнокультурной компетентности всех социальных и возрастных групп населения, обучение их базовым знаниям, умениям и навыкам в области народной художественной культуры; формирование представлений об общечеловеческих ценностях, свойственных каждой конкретной национальной культуре, на основе практического освоения различных видов этнохудожественной деятельности. Совершенствование методологии этноху-дожественного образования в образовательных учреждениях различного типа -один из факторов сохранения и развития культурно-исторических и национально-культурных традиций народов России, приобщения к ним подрастающего поколения.

Литература

1. Шпикалова Т.Я, Бакланова Т.И, Ершова

Л.В. Концепция этнокультурного образования в Российской Федерации // Непрерывное этнохудожественное образование: методология, проблемы, технологии. Шуя, 2005.

2. См.: Руденко В.Н. Образование в контек-

сте культуры // Славянская педагогическая культура. 2002. № 1.

3. Борисенков В.П. Вызовы современной эпо-

хи и приоритетные задачи педагогической науки // Педагогика. 2004. №1.

4. Дьяконов В.П, Кибяков А.В. Хрестома-

тия по хоровому дирижированию. Казань, 1999. Вып.1-5.

Мастерство будущего

А.П. ЧЕРВАТЮК, доцент музыканта:

Московский городской роль исследовательской

педагогический университет деятельности

Научно-исследовательская деятельность будущего музыканта на протяжении всех лет обучения в вузе рассматривается как основа постоянного совершенствования его личности, формирования высокого теоретико-методологического, методического и практического потенциала, необходимого для осуществления в дальнейшем многогранной профессиональной деятельности.

Ключевые слагаемые мастерства совре- лению профессиональной исполнительской, менного музыканта - способности, знания, просветительской, воспитывающей, духов-умения, навыки - способствуют осуществ- но и нравственно развивающей миссии, ко-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.