Научная статья на тему 'Педагогическое творчество как значимый компонент профессиональной деятельности учителя'

Педагогическое творчество как значимый компонент профессиональной деятельности учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1565
176
Поделиться
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ / ТВОРЧЕСКИЙ ПОДХОД / ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / PEDAGOGICAL CREATIVITY / PROFESSIONAL ACTIVITY / CREATIVE PERSON / CREATIVE APPROACH / CREATIVE POTENTIAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Буховцева Ольга Васильевна, Мухортова Ксения Эркиновна

В статье описаны компоненты, составляющие профессиональную деятельность педагога. Раскрыта сущность понятий «творческая личность», «педагогическое творчество». Рассмотрены условия развития педагогического творчества. Обозначены факторы, препятствующие проявлению творческого потенциала студентов. Приведены результаты диагностического исследования, направленного на выявление творческого потенциала студентов в вузе. Представлены условия развития творческого подхода к профессиональной деятельности у будущих учителей.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Буховцева Ольга Васильевна, Мухортова Ксения Эркиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

PEDAGOGICAL CREATIVE WORK AS AN IMPORTANT COMPONENT OF PROFESSIONAL ACTIVITY OF THE TEACHER

This article describes the components that make up the professional work of the teacher, the essence of the concepts of «creative person», «pedagogical creativity», the conditions for the development of pedagogical creativity, the factors affecting the expression of the creative potential of students. The results of the diagnostic studies are aimed at identifying the creative potential of students in a high school. We present conditions of development of creative approach to professional activities of future teachers.

Текст научной работы на тему «Педагогическое творчество как значимый компонент профессиональной деятельности учителя»

УДК 378.1

О. В. Буховцева, К. Э. Мухортова

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО КАК ЗНАЧИМЫЙ КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ

В статье описаны компоненты, составляющие профессиональную деятельность педагога. Раскрыта сущность понятий «творческая личность», «педагогическое творчество». Рассмотрены условия развития педагогического творчества. Обозначены факторы, препятствующие проявлению творческого потенциала студентов. Приведены результаты диагностического исследования, направленного на выявление творческого потенциала студентов в вузе. Представлены условия развития творческого подхода к профессиональной деятельности у будущих учителей.

Ключевые слова: педагогическое творчество, профессиональная деятельность, творческая личность, творческий подход, творческий потенциал.

«... профессии кажутся нам самыми возвышенными, если они пустили в нашем сердце глубокие корни, если идеям, господствующим в них, мы готовы принести в жертву нашу жизнь и все наши стремления. Они могут осчастливить того, кто имеет к ним призвание, но они обрекают на гибель того, кто принялся за них поспешно, необдуманно, поддавшись моменту. »

К. Маркс

Профессиональное педагогическое образование выступает ведущим социокультурным институтом развития современного российского общества. Зачастую оценка профессионализма будущего педагога строится на результатах экзаменов, тогда как должна основываться на анализе его деятельности во время обучения в вузе. При этом особо важным является то, насколько развиты способности будущего специалиста критически мыслить, рассуждать, находить креативные решения поставленных задач, обнаруживать нестандартные пути устранения возникающих трудностей, переносить известные способы действий в незнакомые ситуации и открывать новые методы и приёмы деятельности.

Буховцева Ольга Васильевна — магистр педагогики, старший преподаватель (Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема, Биробиджан); e-mail: luxurygrase@mail.ru.

Мухортова Ксения Эркиновна — студент (Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема, Биробиджан); e-mail: ksyusha_muhortova@mail.ru.

© Буховцева О. В., Мухортова К. Э., 2016

94

К основным компонентам, составляющим профессиональную деятельность педагога, относятся профессиональные знания и умения, дидактические, коммуникативные, организаторские, исследовательские и творческие способности. Среди перечисленных элементов педагогической деятельности одним из наиболее значимых является творческий, ведь обществу сегодня нужен специалист, не только имеющий функциональную готовность к профессиональной деятельности, но и развивающийся как творческая личность, имеющая ярко выраженные целевые установки.

Созидающая личность стремится к непрерывному саморазвитию, самосовершенствованию, самореализации в том или ином виде творческой деятельности. Такая личность познаёт мир через раскрытие своего творческого начала — внутренний фактор, имеющий безграничные психологические, интеллектуальные и физические возможности. Она способна выходить за пределы того пространства, в котором познаёт мир на основе интегрального мышления и интуиции. Л. С. Выготский отмечал, что для того, чтобы понять внутренние психологические процессы творческой личности, нужно выйти за пределы её организма и искать объяснение в отношениях этого организма с общественной средой [4].

Креативная личность склонна к творческой деятельности, заинтересована в творении чего-то нового и способна созидать. Её творчество — не повторение опыта предшественников, а оригинальный, своеобразный, востребованный продукт деятельности.

Педагогическое творчество, как отмечает А. К. Маркова, — это поиск и нахождение чего-то нового, ранее неизвестного: для себя (выявление педагогом вариативных нестандартных способов решения педагогических задач) или для себя и для других (создание оригинальных подходов и приёмов, перестраивающих традиционный педагогический опыт) [8]. Его предпосылкой является пластичность человеческого мышления, которая проявляется в способности личности к многогранному видению мира.

В. А. Кан-Калик и Н. Д. Никандров, рассматривая творческую сущность педагогической деятельности, отмечают: «своеобразие педагогического творчества заключается в том, что творческий характер носит не только акт решения педагогической задачи, но и сам процесс воплощения этого решения в общении с детьми» [6, с. 56].

По Г. М. Коджаспировой, творческий подход учителя к своей профессиональной деятельности предполагает:

- комплексное и вариативное использование совокупности теоретических знаний и практических умений;

- видение разнообразных педагогических проблем и нестандартных способов их решения;

- понимание и принятие ребенка как данность, готовность в любой ситуации встать на его позицию;

- способность к критической оценке самого себя как в заранее запланированных, так и спонтанно возникающих педагогических ситуациях [7].

95

Творческий педагог обладает особым творческим самочувствием, которое включает в себя:

1) поглощённость ведущей задачей урока, его идейно-познавательным и воспитательным смыслом;

2) прицел на «сверхзадачу» — могущественный стимулятор творческой деятельности педагога;

3) видение всех учеников и каждого в отдельности;

4) способность контролировать себя, проводить самоанализ.

Процесс развития педагогического творчества является сложным

и многофакторным. Он зависит от ряда взаимодополняемых условий:

- педагогическая компетентность;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- стремление к творческому поиску;

- владение педагогической техникой, педагогический опыт;

- актёрские способности;

- воображение и интуиция;

- наблюдательность;

- гибкость мышления;

- психологическая грамотность и т. д. [6].

Как показывают исследования, в настоящее время творческий потенциал студентов, в том числе педагогических специальностей, не всегда проявляется в достаточном объёме. Результаты диагностического исследования, проведённого нами в Приамурском государственном университете имени Шолом-Алейхема, это подтверждают. Студентам 1—4-х курсов, обучающимся по направлению подготовки Педагогическое образование (направленность Начальное образование, история и филология), был предложен тест на тему «Ваш творческий потенциал». Результаты показали, что у 20 % студентов заложен значительный творческий потенциал. Средним уровнем обладают 57 % студентов. У 23 % студентов низкий уровень творческого потенциала.

Таким образом, у большинства опрашиваемых творческий потенциал находится на среднем уровне. Это означает, что более чем у половины студентов присутствуют качества, позволяющие им творить, но имеются и барьеры. Главный из них — страх. Боязнь неудачи сковывает воображение, которое является основой творчества. У таких студентов существуют сложности с развитием и реализацией творческого потенциала, что существенно может повлиять на их будущую педагогическую деятельность.

Это может быть обусловлено личностными особенностями студентов, своеобразием среды образовательного учреждения, спецификой организации учебно-воспитательного процесса, особенностями взаимодействия между преподавателями и студентами и т. д.

Анализ современной литературы показал, что для развития творческого подхода к профессиональной деятельности необходимо уже в вузе у будущих учителей создавать условия для развития гибкого продуктивного мышления, способности к самосовершенствованию, самообра-

96

зованию, рефлексии собственной деятельности и её результатов, воображения, импровизации, основанной на знании и интуиции. Это позволит генерировать разнообразные оригинальные идеи, решать нетривиальные, сложные задачи, оперировать противоречивой информацией. Для эффективного осуществления данного процесса необходимо оптимизировать подготовку педагогических кадров, совершенствовать содержание, методы и формы образовательной деятельности в вузе.

По мнению Т. Н. Щербаковой, большим потенциалом в развитии творчества будущих педагогов обладает эстетически грамотно организованная среда вуза, которая включает в себя такие компоненты, как внешнее оформление здания, интерьер помещений, эстетическая организация учебного процесса, предметы эстетического цикла [10].

При изучении педагогических дисциплин необходимо знакомить студентов с проектной деятельностью, давать выполнять творческие задания, применять интересные формы воспитательной работы, организовывать игры, инициировать работу с интернет-ресурсами и т. д. Необходимо создавать условия для изучения студентами теоретических основ инновационных технологий обучения и воспитания, для формирования и развития умений выявлять и решать педагогические проблемы, для совершенствования навыков эффективного педагогического общения и успешной совместной деятельности в образовательном процессе.

В группе студентов 2-го курса направления подготовки Педагогическое образование нами было организовано занятие с помощью метода модерации. Тема — «Факторы, влияющие на развитие творческих способностей будущих педагогов». Результатом совместной работы студентов стали их собственные предложения по развитию творческих способностей. Сформулированные идеи были объединены в смысловые группы, названия которых придумали также студенты.

В группу «Получение опыта» студенты отнесли такие внешние факторы, как мастер-классы, организованные опытными педагогами; встречи студентов с творческими людьми из разных сфер деятельности; творческие кружки; конкурсы (в том числе творческие) между преподавателями и студентами.

Во вторую группу под названием «У всех понемножку» второкурсники отнесли педагогические форумы; круглые столы, посвящённые обсуждению различных педагогических проблем; олимпиады и конкурсы, в которых студенты будут принимать активное участие.

В группу «Наша работа» студенты определили собственные проекты (их разработку и реализацию); работу со школьниками; мероприятия, организованные самими студентами; день самоуправления в вузе.

В целом студенты считают, что активному развитию творческих способностей могут способствовать мероприятия, организованные преподавателями для студентов; организованные студентами совместно с преподавателями и организованные студентами самостоятельно.

97

Таким образом, в образовательной среде вуза должно быть место активному поиску, реализации способностей и интересов студентов, накоплению личного творческого опыта. Всё это будет способствовать развитию творческих способностей студентов, которые они смогут реализовать в дальнейшей педагогической деятельности.

Список литературы

1. Альтшуллер Г. С., Верткин И. М. Как стать гением: жизненная стратегия творческой личности. Мн., 1994. 479 с.

2. Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития: инновационный курс: в 2 кн. Казань: Изд-во Казанского университета, 1998. Кн. 2. 338 с.

3. Буховцева О. В. Педагогическое сопровождение как фактор социализации студентов 1 курса в образовательном пространстве вуза / / Педагогическое образование и наука. № 3. 2012. С. 97 — 100.

4. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6-ти томах. Т. 2. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1982. 504 с.

5. Загвязинский В. И. Педагогическое творчество учителя. М.: Педагогика, 2002. 160 с.

6. Кан-Калик В. А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М., 2003. 144 с.

7. Коджаспирова Г. М. Педагогика: учебник. М.: КНОРУС, 2010. 744 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Маркова А. К. Психология труда учителя: книга для учителя. М.: Просвещение, 2003. 192 с.

9. Тутолмин А. В. Формирование профессионально-творческой компетентности студента-педагога. Глазов: Изд-во Глазов. гос. пед. ин-та, 2006. 256 с.

10. Щербакова Т. Н. Творчество в деятельности современного педагога / / Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV международной научной конференции, г. Уфа, ноябрь 2013 г. Уфа: Лето, 2013. С. 21—25.

* * *

Bukhovtseva Olga V, Muhortova Xenia I.

PEDAGOGICAL CREATIVE WORK AS AN IMPORTANT COMPONENT OF PROFESSIONAL ACTIVITY OF THE TEACHER

(Sholom-Aleichem Priamursky State University, Birobidzhan)

This article describes the components that make up the professional work of the teacher, the essence of the concepts of «creative person», «pedagogical creativity», the conditions for the development of pedagogical creativity, the factors affecting the expression of the creative potential of students. The results of the diagnostic studies are aimed at identifying the creative potential of students in a high school. We present conditions of development of creative approach to professional activities of future teachers.

Keywords: pedagogical creativity, professional activity, creative person, creative approach, creative potential.

References

1. Altshuller G. S., Vertkin I. M. Kak stat' geniem: zhiznennaya strategiya tvorcheskoy lichnosti (How to become a genius: Life strategy of creative personality), Minsk, 1994. 479 p.

2. Andreev V. I. Pedagogika tvorcheskogo samorazvitiya: innovatsionnyy kurs (Pedagogy

98

of creative self-development: Innovative course), 2nd book, Kazan: Publishing House of Kazan University, 1998. 338 p.

3. Bukhovtseva O. V. Pedagogical support as a factor of socialization of the 1st year students in the educational space of the university [Pedagogicheskoe soprovozhdenie kak faktor socializacii studentov 1 kursa v obrazovatel'nom prostranstve vuza], Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka, 2012, no. 3, pp. 97—100.

4. Vygotskiy L. S. Sobranie sochineniy (Collected Works): in 6 volumes, vol. 2. Problemy obshchey psikhologii (Problems of general psychology), Moscow, Pedagogika Publ., 1982. 504 p.

5. Zagvyazinsky V. I. Pedagogicheskoe tvorchestvo uchitelya (Pedagogical creativity of the teacher), Moscow, Pedagogika Publ., 2002. 160 p.

6. Kan-Kalik V. A., Nikandrov N. D. Pedagogicheskoe tvorchestvo (Pedagogical creativity), Moscow, 2003. 144 p.

7. Kodzhaspirova G. M. Pedagogika (Pedagogy), Moscow, KNORUS Publ., 2010. 744 p.

8. Markova A. K. Psikhologiya truda uchitelya (Work Psychology teacher): book for teachers, Moscow, Prosveshchenie Publ., 2003. 192 p.

9. Tutolmin A. V. Formirovanie professional'no-tvorcheskoy kompetentnosti studenta-pedagoga (Formation of is professional-creative competence of the student-teacher), Glazov, GGPI Publ., 2006. 256 p.

10. Shcherbakova T. N. Creativity in the activities of the modern teacher [Tvorchestvo v dejatel'nosti sovremennogo pedagoga], Aktual'nye voprosy sovremennoj pedagogiki: materialy IV mezhdunardnoy nauchnoy konferenzii (Actual problems of modern pedagogy: Proceedings IV International. scientific. Conf., Ufa, November 2013), Ufa, Leto Publ., 2013. pp. 21 — 25.

•Jc -Jc -Jc

99