Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/ Том 7, №4 (2015) http ://naukovedenie. ru/index.php?p=vol7-4 URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/56PVN415.pdf DOI: 10.15862/56PVN415 (http://dx.doi.org/10.15862/56PVN415)
УДК 378.6
Буренина Валентина Игоревна
ФГБОУ ВПО МГТУ им. Н.Э. Баумана
Россия, Москва1 Старший преподаватель РИНЦ: http://elibrary.ru/author profile.asp?id=677879
E-mail: [email protected]
Концептуальные принципы формирования творческого педагогического потенциала будущего педагога в условиях
университетского образования
1 105005, г. Москва, ул. 2-ая Бауманская, д. 5
Аннотация. В статье рассмотрены концептуальные вопросы формирования творческого потенциала будущего преподавателя. Автор проанализировал этапы профессионального становления будущего педагога: уровень педагогической умелости, уровень педагогического мастерства, уровень педагогического творчества и уровень педагогического новаторства. Выявил, что системообразующим фактором формирования творческого потенциала становится личность в общем творческом взаимодействии. Автор пришел к выводу, что в процессе развития творческих способностей происходит методический поиск, который имеет свои стадии развития: проблема, желание решить проблему, накопление информации, конструирование продукта методического поиска и анализ результата. Соответственно данная схема приводит к следующим этапам творческой актуализации: информационно-целевой этап, этап проектирования результата и конструирования модели учебно-воспитательного взаимодействия, этап реализации стратегии учебы и рефлекторно-оценочный этап. Проанализирован процесс развития творческого потенциала и методологических принципов его актуализации. Автор рассмотрел зарубежные методики формирования креативного потенциала студентов-педагогов, соответственно выявил, что наиболее подходящими являются методы проблемного обучения, развивающее обучение, педагогическая инженерия и эвристическое обучение. Соответственно необходимо развивать в будущем педагоге-инноваторе понимание необходимости профессионально-педагогических знаний и способов деятельности, осмысление собственной деятельности и способность к конструктивному мышлению.
Ключевые слова: творческий педагогический потенциал; формирование; преподаватель; высшее образование; развитие педагогического потенциала; взаимодействие; инновация.
Ссылка для цитирования этой статьи:
Буренина В.И. Концептуальные принципы формирования творческого педагогического потенциала будущего педагога в условиях университетского образования // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №4 (2015) http://naukovedenie.ru/PDF/56PVN415.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/56?^415
Цель исследования. Проанализировать современное состояние проблемы и сформировать собственную концепцию формирования творческого педагогического потенциала будущих педагогов в условиях университетского образования.
Материал и методы исследования. Философские аспекты творчества рассмотрены в трудах М.Н. Берулавы, Д.С. Ермакова, К.Г. Кязимова, Б.П. Мартиросяна [3, 5, 6], а также В.С. Библера [2], Т.Ю. Циббизовой [10, 11] и др. Кроме того, процесс формирования творческого потенциала учителя занимает ведущее место в исследованиях психологов и педагогов (И.Н. Семенов, Т.П. Скрипкина, Г.В. Сорокоумова) [8, 9].
В то же время, концептуальные вопросы формирования творческого потенциала будущего педагога в условиях университетского образования остаются актуальной проблемой психолого-педагогической науки.
Результаты исследования. Понятие «креативность» (от лат. creatio - «создание») вошло в отечественную лексику в 70-х годах прошлого века и означает способность человека находить решение в нестандартных ситуациях, создавать что-то новое, оригинальное, раньше неизвестное.
Главным признаком творческой личности считают ее креативные качества, то есть индивидуальные психологические особенности человека, которые отвечают требованиям творческой деятельности и являются условием ее успешного выполнения [7].
Преподаватель становится творчески сформированным благодаря овладению категориями на мотивационном, когнитивном и операционном уровнях при создании оптимальных условий для включения в разные виды деятельности будущий специалист.
Ориентированность учебного-воспитательного процесса на формирование творческого потенциала у будущих педагогов нуждается в изменении организации всего процесса обучения.
За последнее время, во многих исследованиях обоснована необходимость многоуровневой подготовки педагогов (О.В. Акимова, Г.М. Соломина, А.С. Франц, И.Г. Шендрик, Л. Кларика и др.) [1, 12]. Доказано, что преподаватель в профессиональном становлении проходит ряд уровней:
1. Уровень педагогической умелости, который достигается после окончания ВУЗа и совершенствуется в школе, базируется на достаточной теоретической и практической подготовке, образуя основу профессионализма учителя.
2. Уровень педагогического мастерства, то есть доведенный до высшей степени уровень педагогической умелости, который отображает высокий уровень методов и приемов использования психолого-педагогической теории на практике, благодаря чему обеспечивается высокая эффективность учебно-воспитательного процесса.
3. Уровень педагогического творчества, который характеризуется включением в учебно-воспитательную деятельность тех или других методических модификаций, рационализации приемов и методов учебы.
4. Уровень педагогического новаторства - наивысший уровень профессиональной деятельности учителя, который органично выдвигает и реализует новые, прогрессивные идеи, принципы и приемы в процессе обучения, что существенно повышает его качество.
Системообразующим фактором формирования творческого педагогического потенциала студента-педагога становится личность в общем творческом взаимодействии. Сотворческое взаимодействие является условием усвоения ценностей творческой педагогической деятельности.
Общий принцип взаимодействия - актуализация творческого потенциала будущего преподавателя должна быть главной составляющей непрерывного профессионального педагогического образования.
Принцип индивидуального взаимодействия - актуализация творческого потенциала будущего педагога отображает процесс профессиональной подготовки в зависимости от личностных качеств будущих преподавателей и уровня их готовности к инновационной профессиональной деятельности. В данной плоскости должно быть формирование профессиональной концепции «Я - будущий педагог-инноватор».
Творческий методический поиск имеет такие стадии развития: проблема - желание ее решить - накопление информации - конструирование продукта методического поиска - его анализ. Эта общая схема конкретизируется в процессе профессиональной подготовки и имеет следующие этапы творческой актуализации:
I этап - информационно-целевой - выполняет ориентировочно-диагностическую функцию и предусматривает осмысление и первичную оценку (диагностику) учебной ситуации, на основе чего выделяется дидактико-методическая проблема. Творческий характер методической деятельности педагога на этом этапе заключается в том, что он в каждой конкретной ситуации должен сформулировать условия задания, определенные не извне, но в четкой мотивационной направленности личности на творческое, не стереотипное решение проблемы.
II этап - проектирование результата и конструирование модели учебно-воспитательного взаимодействия. Осуществляется прогнозирование возможных вариантов решения поставленной проблемы и выбор самого оптимального из них. На основе проекта конструируется самостоятельный вариант модели решения учебной ситуации с максимальным учитыванием конкретных психолого-педагогических условий и индивидуально-личностных черт как преподавателя, так и студентов.
Творчество учителя на этом этапе оказывается в умении адаптировать рекомендованные методической наукой способы решения заданий к конкретным условиям, оригинально комбинировать уже известные элементы, экспериментировать, искать и принимать принципиально новые решения.
III этап - реализация стратегии учебы - осуществляется в процессе практического воплощения сконструированной модели путем решения организационных и коммуникативных заданий. Если на занятии возникают непредсказуемые моменты, что вызывает расхождение между составленным проектом и реальной учебной ситуацией, то появляется потребность педагогической импровизации - мгновенной постановки и решения конкретного задания. Импровизация представляет собой творческий характер деятельности на этом этапе.
IV этап - рефлекторно-оценочный - содержит анализ результатов учебно-воспитательного взаимодействия в соответствии с поставленной целью. Творческий характер предопределяется способностью педагога критически оценивать результаты своего труда, корректировать и совершенствовать разработанную модель урока.
На основе методологических исследований современной креасофии и креалогии (О.Н. Капиренкова, Н.Ф. Вишнякова, Л.А. Балановская и др.), можно утверждать, что не может
считаться творческой педагогическая деятельность, которая включает лишь репродуктивные действия и преимущественно традиционные, стереотипные приемы и средства учебы. Творческим является такой труд, в котором личность сознательно изменяет ее программу, применяет или создает оригинальные приемы и средства, которые обеспечивают получение нового продукта.
Заслуживают внимания советы для преподавателей ВУЗов, способствующие актуализации творческого педагогического потенциала будущих педагогов в процессе профессиональной подготовки, систематизированные Л.Б. Ермолаевой-Томиной на основе исследований зарубежных психологов [4]:
Внимательно относиться ко всем проявлениям творческой активности студентов. Поэтому первый же совет для преподавателей ВУЗов - изменить свою позицию в отношении будущих педагогов, создать для них благоприятную атмосферу, «теплый климат», стимулирующий творческое развитие студентов. Для этого преподаватель ВУЗа, прежде всего, должен позволить студенту излагать свои творческие идеи, быть внимательным слушателем, быть восприимчивым слушателем, находить для этого время. Он также должен помочь студенту понять самого себя и свою креативность;
Изменить внутренние стереотипы в своем отношении к студентам, научиться распознавать потенциальные творческие способности в каждом из них.
Преподаватели ВУЗов должны уметь видеть творческие проявления своих подопечных не только во время учебных занятий, но и в любой другой деятельности. Это предопределено тем, что творческие способности лучше всего выражаются именно в той деятельности, к которой есть специальные способности. Поощрение проявления специальных способностей будущих педагогов может способствовать формированию в них индивидуального, креативного стиля деятельности.
Нужно стремиться сформировать у студентов достаточно высокую самооценку, которая стимулировала бы их к деятельности. Для этого преподаватель должен отмечать индивидуальные достижения учеников, при этом оценка должна быть объективной, а форма поощрения гибкой: если поощрение становится привычным, его надо прекратить.
Студент-педагог должен научиться развивать свою креативность. Чтобы в будущем развивать творческие способности учеников, он сам должен быть творческой личностью.
Подобных трактовок принципов и факторов, на основе которых должно основываться формирование креативности будущего педагога, в научной литературе существует достаточно.
В то же время, рассмотрим некоторые из методик формирования креативного потенциала учащихся. Одна из первых методик развития креативного мышления была разработана R.S. Crutchfield [13, 14]. Он исходил из представлений, что творческие способности могут быть развиты через решение творческих заданий. Своим ученикам он предлагал небольшие книги (по 16-20 страницы в каждой), где рассказывалось о приключениях двух подростков, которым постоянно приходилось разбираться в детективных историях. В процессе поиска они выдвигали самые неожиданные версии, им приходилось неоднократно менять свои предположения о событии, прежде чем появлялась правильная версия. Книги были разработаны таким образом, что внимательный читатель находил правильный ответ немного раньше, чем ее герои. Кроме того, в рассказах содержалось много советов по развитию творческого мышления. Проведенный L. Postman, R.S. Crutchfield эксперимент доказал, что учащиеся из экспериментальной группы сумели развязать втрое больше заданий, чем учащиеся контрольной группы, причем достигнутый эффект сохранялся в течение 6 месяцев [15].
Е.Р. Тоггапсе предложил собственную поэтапную систему развития творческого мышления. На первом этапе испытуемому предлагаются задание и анаграммы, он должен максимально быстро выделить среди хаоса гипотез единственно верную, сформулировать правило, которое ведет к разгадке проблемы. Потом испытуемому предлагаются изображения. Он должен назвать разные невероятные обстоятельства, которые привели к данной ситуации, всевозможные ее последствия. На втором этапе испытуемому предлагаются предметы, которые имеют определенное значение, и необходимо назвать разные способы их применения. По результатам исследования проводятся анализ и делаются выводы относительно уровня развития творческого мышления человека [16].
В наше время учеными предлагаются различные методики развития креативности. В соответствии с этим, разрабатываются методы учебы. Рассмотрим некоторые из них, которые, на наш взгляд, больше всего подходят для актуализации творческого педагогического потенциала:
• метод проблемного обучения, целью которого является усвоение студентами наглядного материала путем решения специальных познавательных заданий -проблем и моделирования сложных ситуаций;
• развивающее обучение, которое акцентировано на учебной деятельности, содействует развитию теоретического мышления и личности каждого студента;
• педагогическая инженерия, которая сместила акценты из передачи знаний на организацию образовательной деятельности с целью получения авторизованной учебной продукции;
• эвристическое обучение, которое, в отличие от предыдущих методик, исключило из процесса учебы элементы репродуктивной деятельности. Эта методика имеет целью не только развивать будущего педагога, но и сделать его субъектом и конструктором собственного образования, организатором своих знаний.
Процесс актуализации творческого педагогического потенциала студента имеет целевую и личностную стадии. Исходя из вышеупомянутого, стремление студента к актуализации собственного творческого профессионально-педагогического становления может происходить в трех взаимосвязанных плоскостях и рассматриваться:
1) как понимание необходимости профессионально-педагогических знаний и способов деятельности, субъективных предпосылок творческой педагогической деятельности, субъектной потребности определения профессионально-педагогических ценностей (целей, мотивации, ценностей профессиональной самоактуализации) - информационно-когнитивная парадигма;
2) как осмысление себя, осознание положительных и отрицательных аспектов собственной деятельности, оценка и самооценка собственного чувства, регулирование самореализации, своих отношений и принятия решений -индивидуально-смысловая парадигма;
3) как способность к конструктивному, нестандартному мышлению и поведению, а также осознанию и развитию своего опыта, как результата креативной деятельности - креативно-деятельная парадигма.
В итоге, по нашему мнению, на основе анализа методологических принципов актуализации творческого потенциала будущих преподавателей можно заключить следующее:
• процессом развития креативности личности можно руководить, поскольку существует взаимосвязь между творчеством и развитием личности;
• творческая деятельность индивида влияет одновременно на внешний и внутренний мир, выполняя функцию эффективного средства развития креативности;
• одним из сенситивных периодов для формирования творческого потенциала личности есть временной промежуток между 18 и 25 годами, когда человек получает профессиональное образование;
• эффективное развитие креативности в процессе обучения в ВУЗе возможно при сочетании благоприятных внешних и внутренних факторов креативной среды и ослаблении действия антистимуляторов творчества.
В то же время, следует сказать, что подготовка будущего педагога в системе университетского образования должна базироваться на следующих принципах: ориентация на систему общечеловеческих ценностей, учитывание современных тенденций развития образования, ориентация на реализацию субъект-субъектного взаимодействия в воспитании, формирование готовности обучать на принципах свободы, творчества, толерантности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Акимова О.Б., Соломина Г.М., Франц А.С. и др. Педагогическая акмеология: коллективная монография / под. ред. О.Б. Акимовой. - Екатеринбург. - 2012. -251 с.
2. Библер В.С. Мышление как творчество // Вопросы философии. - 1976. - №10. -С. 142.
3. Ермаков Д.С. Образование для устойчивого развития в РФ // Педагогика. - 2013.
- №6. - С. 44-48.
4. Ермолаева-Томина Л.Б. Психология художественного творчества. - М.: Академический проект. - 304 с.
5. Кязимов К.Г. Актуальность подготовки квалифицированных рабочих кадров // Профессиональное образование. Столица. - 2011. - №6. - С. 6a.
6. Мартиросян Б.П. Повышение качества инновационной деятельности в образовательных учреждениях // Педагогика. - 2008. - №7. - С. 25-31.
7. Особов И.П. Педагогическая креативность и компетентность как факторы профессионального развития студентов // Гуманитарные научные исследования.
- 2011. - №3(3). - С. 2.
8. Семенов И.Н. Психолого-педагогическое обеспечение инновационного профессионального образования // Вопросы психологии. - 2010. - №2. - С. 153156.
9. Сорокоумова Г.В. Инновационный подход к изучению и развитию творческого потенциала педагогов // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. - 2010. - №3. - С. 151-158.
10. Цибизова Т.Ю. Интеграция науки и образования как элемент системы непрерывности профессионального образования // Интеграция образования. -2011.-№4. - С. 25.
11. Цибизова Т.Ю. Профильное обучение как компонент системы непрерывного профессионального образования // Профильная школа - 2012.-№4. - С. 9-13.
12. Шендрик И.Г. Образование профессионала в условиях инновационного развития // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. - 2012. - №1. - С. 56-60.
13. Crutchfield R.S. Social psychology and group processes // Ann. Rev. Psychol. - 1954.
- Vol. 5. - P. 171-202.
14. Helson R., Crutchfield R.S. Creative types in mathematics. // Jour. Pers. - 1970. -Vol. 38. - N 2. - P. 177-197.
15. Postman L., Crutchfield R.S. The interaction of need, set, and stimulus-structure in a cognitive task // Amer. Jour. Psychol. - 1952. - Vol. 65. - N2. - P. 196-217.
16. Тоггапсе E.P. Can we teach children to think creatively? // Journal of Creative Behavior. - 1972. - N6. - P. 114-143.
Рецензент: Цибизова Татьяна Юрьевна, д.п.н., доцент кафедры «Системы автоматического управления», начальник Управления образовательных технологий, ФГБОУ ВПО «Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана».
Burenina Valentina Igorevna
Moscow State Tehnical University n.a. N.E. Baumana
Moscow, Russia E-mail: [email protected]
Abstract. The article considers the conceptual issues of development of creative potential of future teachers. The author analyzes the stages of professional formation of future teachers: the level of pedagogical competence, the level of pedagogical skills, the level of pedagogical creativity and levels of pedagogical innovation. Revealed that the main factor in the formation of the creative potential becomes personality in General creative interaction. The author came to the conclusion that in the process of development of creative abilities are methodical search, which has its own stage of development: the problem and the desire to solve the problem, gathering information, designing product methodical search and analysis of the result. Accordingly, this scheme leads to the following stages of creative actualization: information-task stage, the design stage result and constructing a model of educational interaction, the strategy implementation stage of study and reflection and evaluation stage. Analyze the process of development of creative potential and methodological principles of mainstreaming. The author considered foreign methods of formation of the creative potential of students, respectively, revealed that are the most suitable methods of problem-based learning, developmental education, teacher training engineering and discovery learning. Accordingly, it is necessary to develop in the future the teacher-innovator understanding of the need for professional pedagogical knowledge and ways of activity, self-awareness activities and the ability to engage in constructive thinking.
Keywords: creative pedagogical potential; formation; teacher; higher education; development of teaching capacity; collaboration; innovation.
REFERENCES
1. Akimova O.B., Solomina G.M., Frants A.S. i dr. Pedagogicheskaya akmeologiya: kollektivnaya monografiya / pod. red. O.B. Akimovoy. - Ekaterinburg. - 2012. - 251 s.
2. Bibler V.S. Myshlenie kak tvorchestvo // Voprosy filosofii. - 1976. - №10. - S. 142.
3. Ermakov D.S. Obrazovanie dlya ustoychivogo razvitiya v RF // Pedagogika. - 2013. -№6. - S. 44-48.
4. Ermolaeva-Tomina L.B. Psikhologiya khudozhestvennogo tvorchestva. - M.: Akademicheskiy proekt. - 304 s.
5. Kyazimov K.G. Aktual'nost' podgotovki kvalifitsirovannykh rabochikh kadrov // Professional'noe obrazovanie. Stolitsa. - 2011. - №6. - S. 6a.
6. Martirosyan B.P. Povyshenie kachestva innovatsionnoy deyatel'nosti v obrazovatel'nykh uchrezhdeniyakh // Pedagogika. - 2008. - №7. - S. 25-31.
7. Osobov I.P. Pedagogicheskaya kreativnost' i kompetentnost' kak faktory professional'nogo razvitiya studentov // Gumanitarnye nauchnye issledovaniya. -2011. - №3(3). - S. 2.
8. Semenov I.N. Psikhologo-pedagogicheskoe obespechenie innovatsionnogo professional'nogo obrazovaniya // Voprosy psikhologii. - 2010. - №2. - S. 153-156.
9. Sorokoumova G.V. Innovatsionnyy podkhod k izucheniyu i razvitiyu tvorcheskogo potentsiala pedagogov // Izvestiya Yuzhnogo federal'nogo universiteta. Pedagogicheskie nauki. - 2010. - №3. - S. 151-158.
10. Tsibizova T.Yu. Integratsiya nauki i obrazovaniya kak element sistemy nepreryvnosti professional'nogo obrazovaniya // Integratsiya obrazovaniya. - 2011.-№4. - S. 25.
11. Tsibizova T.Yu. Profil'noe obuchenie kak komponent sistemy nepreryvnogo professional'nogo obrazovaniya // Profil'naya shkola - 2012.-№4. - S. 9-13.
12. Shendrik I.G. Obrazovanie professionala v usloviyakh innovatsionnogo razvitiya // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Pedagogika.
- 2012. - №1. - S. 56-60.
13. Crutchfield R.S. Social psychology and group processes // Ann. Rev. Psychol. - 1954.
- Vol. 5. - P. 171-202.
14. Helson R., Crutchfield R.S. Creative types in mathematics. // Jour. Pers. - 1970. -Vol. 38. - N 2. - P. 177-197.
15. Postman L., Crutchfield R.S. The interaction of need, set, and stimulus-structure in a cognitive task // Amer. Jour. Psychol. - 1952. - Vol. 65. - N2. - P. 196-217.
16. Torranse E.P. Can we teach children to think creatively? // Journal of Creative Behavior. - 1972. - N6. - P. 114-143.