УДК 378.1
Р. К. Серёжникова
КОНЦЕПТУАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ АКТУАЛИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЕГО ТВОРЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ
В статье рассматривается концептуально-теоретическая модель формирования творческих компетенций будущего педагога через совокупность знаний и способов деятельности, необходимых для создания, усовершенствования, оптимизации нравственных и духовных ценностей, удовлетворяющих потребности педагогической деятельности в контексте взаимодействия двух развернутых во времени процессов: внутренне детерминированного личностно-профессионального развития и внешнего — относительно личности студента, обучения, которые представлены, с одной стороны, уровнем «осознанного», а с другой — «информационного». Этим мотивировано осмысление актуализации творческого педагогического потенциала будущего педагога как процесса осознания самим субъектом своих возможностей, проявления субьектообразуемости с использованием саморефлексии студента и дополнительных функциональных звеньев в его креативном самовыражении в процессе профессиональной самоактуализации.
Ключевые слова: творческие компетенции, творческий педагогический потенциал, профессиональная самоактуализация будущего педагога, саморефлексия студента.
Сегодня общепризнанным становится не только компетентностный подход к образовательной деятельности в высшей школе, но и формирование конкурентоспособной творческой личности специалиста, востребованной на рынке труда. Поэтому развитие творческих способностей необходимо рассматривать в контексте данного подхода в профессиональной подготовке как готовность реализовать на практике свой творческий потенциал.
Особый интерес в рамках нашего рассуждения представляет терминологическая характеристика понятий «творческие компетенции», «творческий потенциал», «творческий педагогический потенциал будущего педагога».
По мнению ученых, «творческие компетенции» необходимо рассматривать как «совокупность знаний и способов деятельности, необходимых для создания, усовершенствования, оптимизации материальных и духовных ценностей, удовлетворяющих потребности общества» [3, с. 14].
Серёжникова Раиса Кузьминична — доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики (Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема, Биробиджан); e-mail: seryozhnikova@mail.ru
© Сережникова Р. К., 2015
89
В классификации компетенций, предложенной И. Зимней, С. Коломиец творческие компетенции выделены в отдельную группу и определяются «как способности выявления новых подходов, нестандартных решений, противоречий» [4; 5, с. 85]. Н. Пахтусова определяет профессионально-творческую компетентность как «комплексную характеристику педагога, отражающую его готовность выполнять эффективную педагогическую деятельность на творческом уровне и способность к личностному и профессиональному развитию [6, с. 162].
Обзор научных источников позволил определить понятие «творческий потенциал личности» как интегрированное свойство самокреативной личности, принимающей решения в ходе преобразования предусмотренного результата на основании саморефлектирования прошлого опыта в соответствии с реальными действиями. Отражением саморефлексивного аспекта творчества является рефлексивно-инновационный процесс (И. Семенов, С. Степанов) [7].
«Творческий педагогический потенциал будущего педагога — это динамическое состояние рефлексивного отношения студента к себе как самокреативной личности и своего поведения в профессиональной деятельности соответственно осмыслению педагогических ценностей и взаимодействия с другими» [7, с. 211].
Другими словами, творческий педагогический потенциал будущего педагога рассматривается как возможность актуализации субъектно-креативной активности личности в реальной учебно-профессиональной преобразующей практике, ориентированной на формирование творческих компетенций.
Необходимо отметить, что внимание ученых акцентируется на специалистах с ярко выраженными способностями к профессионально-педагогическому творчеству, которым присуще новое педагогическое мышление, ценностной установкой которого является преимущество творческой индивидуальности над единомыслием (И. Зязюн, Ф. Гоноболин, В. Загвязинский, Н. Кузьмина, М. Лещенко, В. Семиченко и др.) [1; 7], саморазвития, самосовершенствования, самореализации — над унифицированными условиями «передачи» знаний (А. Богуш, Г. Балл, Н. Борытко, И. Воротилкина, Н. Кичук, А. Орлов, Г. Сергеев, Р. Сережникова, О. Шаповалова и др.) [8; 3; 10].
Ретроспективный анализ научных концептуальных подходов к профессионально-педагогической подготовке позволил определить личност-но-ценностную концепцию, ориентированную на творческое развитие личности и отражающую проблему профессионально-педагогической подготовки в трех взаемопроникающих плоскостях: в плоскости творческого развития личности студента (индивидуально-креативный аспект), в плоскости отношения будущего специалиста к педагогической деятельности (мотивационно-ценностный аспект) и в плоскости субъектной активности (рефлексивно-инновационный аспект) [9], что определило воз-
90
можность рассмотреть механизм актуализации творческого потенциала будущего педагога в контексте формирования его творческих компетенций через операционную и ценностную сферы.
В нашем понимании, процесс актуализации творческого педагогического потенциала будущего педагога следует рассматривать как системную организацию становления субъектности студента в учебно-познавательной деятельности, что обеспечивает: достижение органического сочетания процессов развития как самодвижения, основой которого является инициатива, активность личности обучающегося, с одной стороны, обучение как целенаправленное управление личностно-ценностным, профессионально-творческим развитием студента — с другой; адекватность воспитательного воздействия определенным индивидуально-креативным особенностям каждого студента.
Теоретический анализ позволил обусловить концептуально-теоретическую модель актуализации творческого педагогического потенциала будущего педагога в «поперечном» и «продольном» срезах, что позволяет проследить содержательно-операционную особенность модели и практическо-действенную особенность модельного представления об исследуемом феномене (см. схему).
Раскрывая сущность модели, поясним «поперечный» срез — это структурная характеристика творческого педагогического потенциала будущего педагога, основой которой является триединое и интегративное развитие: педагогическая рефлексия, субъектная активность и самокреативность личности. Педагогическая рефлексия — внутренняя работа: соотнесение себя, возможностей своего «Я» с требованиями педагогической профессии. Субъектная активность характеризуется как интегративное свойство личности, позволяющее осуществлять целеполагание, креативно оперировать способами деятельности, вариативно прогнозировать результаты, рефлексивно влиять на творческий педагогический процесс. Самокреативность — это самозарождение и самоорганизация. Самозарождение запускается механизмами креативности. Самоорганизация проявляется в открытости и нелинейности системы при наличии в ней креативных источников энергии и креативных процессов обмена с окружающей средой.
Структурная характеристика творческого педагогического потенциала будущего педагога представлена как иерархизированная параллельно развернутая во времени совокупность процессов субъектной активности и креативной индивидуальности, аккумулирующих «состояние творческого педагогического потенциала» в личности студента. Подсистемами выступают такие составляющие, как: профессиональная самоактуализация (когнитивная функция), педагогическая рефлексия (регулятивная функция) и самокреативность (конативная функция), а также индивидуальность субъекта педагогической деятельности (сфера самопознания).
91
Этапы процесса
Стадии креативной самактуа-лизации
Фазы субъектного становления
Творческий потенциал
Ценность
механизм отражения и преобразования
Форма активности
Фактор творческого потенциала Студент - будущий педагог как субъект _профессиональной рефлексии_
Субъект будущего действия
Субъктобразуемость
Субъект целепола гания
Субъект учебно-креативног о действия
Восприятие себя как субъекта креативного поведения
? о
Подражательное твор-
Мастерство
Творческое
подражание
Технологическое творчество
Субъектная фаза
Студент как творческий субъект профессиональной деятельности (Обучающий)
Субъектно-функциональная фаза
Студент как субъект образовательных функций
(Обучающийся)
^Переосмысление профессионально-личностного - „ становления,
Осмысление профессионального опыта на основе овладения функциями профессиональной рефлексии (ценностно-смысловой, самоопределения, мотива-ционно — стимулирующей, сигнально — регулирующей, преобразующей). " «.
РЕФЛЕКСИЯ ТВОРЧЕСКОГО ^ ^ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ" -
'смысление профессиональной позиции. Овладениеопытом рефлексии. Рефлексивный^ашлиз эффективности применяемого профессионального инструментария на основе тенденций образования и научных психолого-педагогических достижений.
РЕФЛЕКСИЯ ПРОФЕССИОНАЛА _ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Копирование
Типичность
Объектная фаза
Студент как объект образовательных требований и установок (Обучаемый)
ание профессиональной миссии, ценностей, требований, профессиональных знаний. Осмысление личностных качеств студентом (в частности — рефлексивности). Самоанализ деятельности и адаптивного периода, за «заданными образцами» (установка на преодоление будущих трудностей с опорой на сильные стороны личности студента). Рефлексия образовательного опы
РЕФЛЕКСИЯ ВХОЖДЕНИ В КРЕАТИВНУЮ СРЕДУ.
СТАДИИ СУБЪЕКТОГЕНЕЗА
Схема. Концептуально-теоретическая модель актуализации творческого потенциала будущего педагога
Поскольку под «клеточкой» творческого потенциала понимается интеллектуальная активность (П. Кравчук), то творческий педагогический потенциал представлен через преломление мотивации, в связи с чем системообразующая роль отводится педагогической рефлексии [7, с. 188]. К тому же в познавательной сфере доминирующее значение приобретает научно-педагогический стиль мышления студента. А «профессионально-
92
творческую направленность мышления» студента определяет мотиваци-онно-ценностная сфера как подсистема творческого педагогического потенциала будущего педагога.
Структурная характеристика творческого педагогического потенциала будущего педагога способствует осмыслению указанного феномена на уровне «общего», «особенного» и «единичного», то есть с позиции диалектической логики. Уровень «общего» представлен «поперечным срезом», а «особенного» и «единичного» — «продольным срезом».
В «продольном срезе» выделяем три взаимосвязанных, взаимозависимых и взаимообусловленных компонента: мотивационно-ценностный, рефлексивный и креативный в контексте двух пространств самореализации студента — личность в преобразовательной деятельности и личность студента, преобразующего самого себя. Актуализация творческого потенциала студентов, таким образом, культивирует личностный смысл творческого отношения к себе и творческой педагогической деятельности, проявляющийся в профессионально-творческой позиции будущего педагога.
Функционально-динамический характер концептуально-теоретической модели прослеживается в логике и последовательности прохождения этапов и фаз субъектной активности в решении актуальных противоречий в самореализации студента. Субъектно-рефлексивная динамика роста студента «по вертикали» в «продольном срезе» в соответствии с субъект-объектным подходом включает три стадии профессионально-творческого становления будущего педагога (типичность, технологическое творчество, мастерство).
Итак, формирование творческих компетенций будущего педагога включает в себя фазы субьектообразуемости, успешное прохождение которых в пределах того или иного этапа («по горизонтали») последовательно обогащает и расширяет профессионально-творческие возможности студента на каждом последующем этапе и позволяет студенту воспринимать себя как субъекта педагогической рефлексии, что в целом способствует эффективности процесса профессиональной самоактуализации в контексте стадии преобразования, проявляющейся в самокреативности личности.
Продуктивное прохождения указанных стадий в контексте актуализации творческого педагогического потенциала студентом обеспечивается внутренней регуляцией целеустремленной профессионально-творческой самореализацией, через субъектность действенного, конструктивного характера, определяемую в данном случае фактором формирования творческого педагогического потенциала будущего педагога. Так, будущий педагог в процессе овладения новым для него видом деятельности может проявлять при этом подражательную активность и креативность. Он последовательно проходит в процессе образовательной деятельности три известных в науке стадии: копирование, творческое подражание, подражательное творчество. Одновременно реализуются особенности личностного становления студента: а) профессионально-педагогическое самоопределение; б) выбор образца для подражания; в) достижение первичной идентификации с лич-
93
ностью образца; г) освобождение от отработанной идентификации и нахождение самостоятельной творческой личностной идентификации.
Резюмируя, необходимо сказать, что становление творческой позиции личности — это диалектический процесс, включающий в себя получение нового через переход потенциального в актуальное, через нивелирование устаревших образований и формирование новых в условиях интенсификации творческой деятельности.
Потенциальные возможности личности — это совокупный результат ее субъектной активности жизнетворчества, что отражает движение в будущее, одновременно включая актуальные полученные результаты. И если потенциальные особенности отражают тенденции становления личности, а также преобразование их в актуальные и наоборот, то это является существенным механизмом ее творческого роста, характеризующим динамику, движение, появление новообразований. Исходя из этого именно в субъектной активности кроется потенциал человеческого творчества и созидания самого себя и своего окружения, и именно от того, как будут раскрываться свойства личности, зависит путь студента к профессиональному мастерству как высшему уровню проявления педагогического творчества.
Становление творческой позиции будущего педагога является взаимной эволюцией его ценностей и потенциала (экзистенциального и практического планов учебно-образовательного бытия студента). Экзистенциальный уровень учебного бытия, когда студент выходит за пределы стереотипов своего социокультурного контекста и становится создателем ценностей, целей и смыслов профессионально-педагогической подготовки. Если создаваемая студентом экзистенция превосходит его имеющиеся возможности, то его творческий потенциал закономерно проявляется в его учебной деятельности.
Этот процесс касается всех уровней проявления студента в профессиональном становлении (индивид, личность, индивидуальность), что приводит его к новому витку самоопределения, то есть к эволюции его творческого педагогического потенциала.
Основными критериями проявления актуализации творческого педагогического потенциала студента выступают: интерес к педагогическим явлениям, оперативность «переноса», «видение» педагогической проблемы (педагогические ситуации), научно-обоснованный подход к ее решению.
Виды творческой образовательной деятельности в совокупности с профессионально-педагогическими ценностями составляют общую форму проявления творческого потенциала будущих специалистов — профессионально-творческую позицию будущего педагога.
Одним из основных понятий, характеризующих творческий потенциал студента, является творческая позиция, выступившая интегральным показателем результативности педагогического потенциала будущего педагога.
94
Для выявления эффективности и динамичности концептуально-теоретической модели формирования творческого педагогического потенциала будущего учителя начальных классов были определены критерии профессионально-творческого становления студента в контексте механизма актуализации его творческого педагогического потенциала в процессе профессионально-педагогической подготовки: мотивационно-ценностный, рефлексивный и креативный, с соответствующими показателями. Мотива-ционно-ценностный компонент — преобразование личности на основе присвоенных ценностей (ценности-знания) (усвоение системы психолого-педагогических знаний; методологических, теоретических, методических и технологических); ценности-умения (овладение профессионально-педагогическими умениями: аналитические, прогностические, проективные, рефлексивные, организаторские, коммуникативные, диагностические, исследовательские); ценности-отношения (собственная профессиональная позиция как совокупность отношений к педагогической деятельности, к себе, к ученикам.); ценности-цели (личностная концепция «Я-профессиональное»); рефлексивный компонент — присвоение личностью педагогических ценностей: познавательный педагогический интерес (осознание педагогической миссии, ценностей); осмысление личностных качеств будущего педагога (качества личности, способствующие успеху в творческой педагогической деятельности); самооценка своих способностей к педагогической деятельности (понимание своего назначения как учителя начальных классов), педагогическая рефлексия (Я-образ, ориентация в мире ценностей творческой педагогической профессии); креативный компонент — творческая самостоятельность (познавательная самостоятельность в процессе психолого-педагогической подготовки); освоение содержания образования (качественно-количественные показатели освоения содержания образования); творческая самореализация (творческое проявление в оформлении результатов своей деятельности (рефераты, эссе, научные работы, участие в квазипрофессиональной деятельности).
Педагогическими условиями эффективной реализации механизма актуализации творческого педагогического потенциала студента в процессе профессионально-педагогической подготовки в университете выступили:
— научно-методическое обеспечение профессионально-творческого становления будущих специалистов;
— креативное управление процессом обучения студентов;
— ориентация педагогического процесса на разработанную концептуально-теоретическую модель формирования творческого педагогического потенциала будущего педагога, экстраполяция ее основных положений на содержание учебной и практико-ориентированной подготовки;
— оптимальность комплекса организационно-методических средств, направленных на развитие субъектной активности и педагогической рефлексии будущего педагога.
95
Итак, речь идет об эволюции жизненного потенциала (Ш. Бюллер) студента, то есть поступательное развитие его творческих, профессиональных, личностных и других возможностей и ресурсов в реальной образовательно-педагогической деятельности. При этом рассматриваем профессиональное обучение студента в контексте вышеупомянутого как его способность организовать свое профессионально-педагогическое становление в соответствии с его собственным осмыслением. Исходя из представления об акме профессионализма педагога как о педагогическом мастерстве определяем профессиональную подготовку как единый творческий акт, направленный на наиболее сложные для студента учебные задачи в любой сфере университетского образования, которые требуют от него актуализации возможностей. Такая творческая реализация профессионального становления является единством творческого отношения студента: к своим образовательным ценностям, своему профессиональному потенциалу, практической реализации собственных ценностей в педагогическом мастерстве. Причем, как показали результаты исследования, последний аспект зависит от двух предыдущих, то есть возможность достижения будущим педагогом педагогического мастерства, основанием которого является сформированная творческая позиция, зависит от соотношения двух процессов — эволюции его образовательных ценностей (субъектная позиция) и эволюции его профессионального потенциала (профессиональная позиция).
Становление субъектности студента является процессом и результатом роста его самореализации в социокультурной, образовательной среде университета. В соответствии с этим образовательный процесс рассматривается как средство и условие субъектного преобразования его участников (студентов и преподавателей) в едином пространстве взаимодействия и творческого развития. Так, на начальном этапе, когда студент находится в позиции обучаемого (объект), его деятельность носит репродуктивный характер (он выполняет требования преподавателя); с переходом на позицию обучающегося (субъект) студент сам определяет содержание, характер, уровень сложности своей деятельности, сам регулирует собственную познавательную деятельность и т. д.; и позиция обучающего (творческий субъект) соответствует роли, когда студент — будущий педагог осуществляет не учебно-познавательную деятельность, а педагогическую как учебно-профессиональную деятельность, квазипрофессиональную. В условиях обучения в университете смена позиций не означает резкого перехода — это постепенный процесс, порой противоречивый (удобнее быть ведомым, чем ведущим), продолжительность которого у каждого студента индивидуальна.
Наибольшего развития творческая позиция достигает тогда, когда студент сознательно выбирает ценность творческого бытия. Это стало основанием для определения стратегий профессиональной подготовки через типологию образовательной активности студентов «инициатива — ответствен-
96
ность». Все это проявляется в педагогической позиции, являющейся по отношению к педагогической деятельности открытой, т. е. творческой задачей, когда необходимо вышти за пределы своей определенности, — и внешней (социокультурная ситуация), и внутренней (рефлексия), в зону свободной самодетерминации, в процессе чего студент сам должен осознанно культивировать ценности и цели профессионально-педагогического быпия, наращивать адекватный для них творческий педагогический потенциал, а студент созидается от репродуктивного исполнителя до мастера, творца.
Предпосылками разработки концептуально-теоретической модели актуализации творческого потенциала будущего педагога послужило понимание: основной целью самопознания, самоопределения, самоактуализации является осознание, осмысление и переосмысление студентом средств осуществления педагогической деятельности и себя как ее субъекта, что обеспечивает: а) способность студента к рефлексивным средствам осуществления и анализа педагогической деятельности с целью ее корректировки; б) саморегуляцию студента как субъекта творческой учебной деятельности, опосредованной профессиональной самоактуализацией; в) актуализацию внутренних потенциальных возможностей личности, проявляющуюся в креативном поведении и являющуюся основанием для становления творческой позиции.
Действенным механизмом активизации и обогащения творческих педагогических возможностей студента, его творческого потенциала при этом должна стать креативная (творческая) направленность системы психолого-педагогического образования в университете. А креативность определяется не столько критическим отношением студента к новому с точки зрения имеющегося опыта, сколько открыгтостью к новому и восприимчивостью нового, она увеличивает вероятность творческих достижений будущего педагога при наличии высокой мотивации к творчеству и овладение необходимыми творческими умениями.
Список литературы
1. Баженова Н. Г. Самоорганизация студенчества: заданность или данность? // Высшее образование в России. 2012. № 3. С. 81—86.
2. Воротилкина И. М. Самостоятельность студентов в учебном процессе // Высшее образование в России. 2012. № 3. С. 92 — 97.
3. Вострокнутова Е. В., Разуваев С. Г. Сущность понятия «творческие компетенции» в спектре категориально-понятийного поля педагогики // Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). 2012. № 2(117). С. 13—18.
4. Зимняя И. А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека //Высшее образование сегодня. 2005. № 11. С. 14 — 20.
5. Коломиец С. М. Творческие компетенции студентов социально-экономических специальностей: монография. М.: Перо, 2010. 181 с.
6. Пахтусова Н. А. Профессионально-творческая компетентность как системное качество подготовки будущего педагога//Вестник Челябинского гос. пед. унта. 2010. № 10. С. 160 — 166.
97
7. Сережникова Р. К. Ценностно-синергетический подход к организации педагогического процесса в высшей школе / / Высшее образование в России. 2012. № 3. С. 77-81.
8. Сережникова Р. К. Становление субъектности студента в процессе профессиональной подготовки как актуализация его творческого потенциала / / Педагогическое образование и наука. 2012. № 3. С. 70 — 74.
9. Сережникова Р. К. Синергетический подход к сущности личности студента как субъекту саморазвития / / Педагогическое образование и наука. 2013. № 3. С. 83 — 89.
10. Шаповалова О. Е. Психологическая культура будущих педагогов // Высшее
образование в России. 2012. № 3. С. 97 — 103.
* * *
Serezhnikova Raisa K.
CONCEPTUAL-THEORETICAL MODEL OF ACTUALIZATION OF THE CREATIVE POTENTIAL OF FUTURE TEACHERS IN THE CONTEXT OF THE FORMATION OF THEIR CREATIVE COMPETENCE
(Sholom-Aleichem Priamursky State University, Birobidzhan)
The article considers the conceptual-theoretical model of formation of creative competence of the future teacher through a complex of knowledge and methods of activities required to create, improve, optimize moral and spiritual values that meets the needs of pedagogical activity in the context of cooperation between the two deployed in time processes: internally determined personal and professional development and external — about the identity of the student learning that are presented, on the one hand, the level of «conscious», and, on the other hand, «information». This motivated understanding of the actualization of creative pedagogical potential of future teachers as a process of awareness by the subject of their capabilities, manifestations of subject-building using student reflection and additional functional elements in his creative self-expression in the process of professional self-actualization.
Keywords: creative competence, creative pedagogical potential, professional self-actualization of the future teacher, student self-reflection.
References
1. Bazhenova N. G. Self-organization of students: the givenness or reality? [Samo-organizatsiya studenchestva: zadannost' ili dannost'?], Vysshee obrazovanie v Rossii, 2012, no. 3, pp. 81 — 86.
2. Vorotilkina I. M. The autonomy of the student in the learning process [Samostoyatel'nost' studentov v uchebnom protsesse], Vysshee obrazovanie v Rossii, 2012, no. 3, pp. 92—97.
3. Vostroknutova E. V., Razuvaev S. G. The essence of the concept «creative competence» in the spectrum of categorical-conceptual field of pedagogy [Sushchnost' ponyatiya «tvorcheskie kompetentsii» v spektre kategorial'no-ponyatiynogo polya pedagogiki], Vestnik TGPU (TSPU Bulletin), 2012, no. 2(117), pp. 13—18.
4. Zimnyaya I. A. Common culture and social and professional competence of the person [Obshchaya kul'tura i sotsial'no-professional'naya kompetent-nost' cheloveka], Vysshee obrazovanie segodnya, 2005, no. 11, pp. 14—20.
5. Kolomiets S. M. Tvorcheskie kompetentsii studentov sotsial'no-ekonomicheskikh spetsial'nostey (Creative competence of students socio-economic specialties), Moscow, Pero, 2010. 181 p.
6. Pakhtusova N. A. Professional-creative competence as a system quality of training of future teachers [Professional'no-tvorcheskaya kompetentnost' kak sistemnoe
98
kachestvo podgotovki budushchego pedagoga], Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 2010, no. 10, pp. 160—166.
7. Serezhnikova R. K. Value-a synergistic approach to organization of educational process in higher school [Tsennostno-sinergeticheskiy podkhod k organizatsii pedagogicheskogo protsessa v vysshey shkole], Vysshee obrazovanie v Rossii, 2012, no. 3, pp. 77 — 81.
8. Serjozhnikova R. K. The formation of the subjectivity of the student in the process of professional preparation as the actualization of his creative potential [Stanovlenie sub"ektnosti studenta v protsesse profes-sional'noy podgotovki kak aktualizatsiya ego tvorcheskogo potentsiala], Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka, 2012, no. 3, pp. 70 — 74.
9. Serjozhnikova R. K. A synergistic approach to the essence of the personality of the student as the subject of self-development [Sinergeticheskiy podkhod k sushchnosti lichnosti studenta kak sub"ektu samorazvitiya], Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka, 2013, no. 3, pp. 83 — 89.
10. Shapovalova O. E. The psychological culture of future teachers [Psikhologicheskaya
kul'tura budushchikh pedagogov], Vysshee obrazovanie v Rossii, 2012, no. 3, pp. 97—103.
* * *
99