Научная статья на тему 'Концепция актуализации творческого потенциала студентов и учителей и ее реализация в образовательном процессе'

Концепция актуализации творческого потенциала студентов и учителей и ее реализация в образовательном процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1029
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
актуализация / Творческий потенциал / психолого-дидактические затруднения / условия актуализации творческого потенциала / actualization / Creativity / psychoeducational difficulties / conditions of actualization of creative potential

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никольская Ольга Лазаревна

Рассматриваются концепция актуализации творческого потенциала и пути ее реализации в учебном процессе педагогического вуза и в системе повышения квалификации педагогов. Представлены диагностический, образовательный и ресурсный компоненты системы актуализации творческого потенциала. Анализируются психолого-дидактические затруднения педагогов в освоении творческой инновационной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the conception of actualization of students and teachers creative potential and explains the way of its implementation in education at the teacher training university and in the system of professional teachers development. The author presents diagnostic, educational and recourse system components of actualization of creative potential and analyzes the psychoeducational teachers difficulties in the development of creativity and innovation.

Текст научной работы на тему «Концепция актуализации творческого потенциала студентов и учителей и ее реализация в образовательном процессе»

УДК 159.9:37.015.3; 159.9:7.01

О. Л. Никольская

КОНЦЕПЦИЯ АКТУАЛИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ И УЧИТЕЛЕЙ И ЕЕ РЕАЛИЗАЦИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Рассматриваются концепция актуализации творческого потенциала и пути ее реализации в учебном процессе педагогического вуза и в системе повышения квалификации педагогов. Представлены диагностический, образовательный и ресурсный компоненты системы актуализации творческого потенциала. Анализируются психолого-дидактические затруднения педагогов в освоении творческой инновационной деятельности.

Ключевые слова: актуализация, творческий потенциал, психолого-дидактические затруднения, условия актуализации творческого потенциала

Согласно национальной образовательной инициативе «“Наша Новая школа” в условиях решения... стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни» [1]. Для того чтобы воспитать личность с вышеуказанными качествами, современному педагогу необходимо самому обладать ими, поэтому в системе подготовки и переподготовки педагогических кадров значимым является решение проблем, связанных с актуализацией творческого потенциала.

Творческие элементы присутствуют во всех сферах педагогической деятельности, хотя в педагогическом труде и функционирует определенная совокупность стереотипных приемов и навыков. «Педагогическая деятельность, направленная на подготовку творчески работающих педагогов, студентов, будущих учителей, должна осуществляться в соответствии с тезисами: творческие способности можно развивать только в процессе творческой деятельности; готовность к инновационной деятельности можно формировать только в процессе инновационной деятельности», - считает Л. Ф. Алексеева [2]; при этом под «инновациями» понимается «создание и внедрение различного рода новшеств, порождающих значимые изменения в социальной практике» [3].

В ряде работ обсуждается, каким образом создать условия для лучшего проявления творческого потенциала. Предлагается ряд методов, активизирующих мышление, например: мозгового штурма, коллективного обучения, постановки перед учащимися проблемных вопросов [4]. При переносе в педагогический процесс соответствующие задачи формулируются как задачи обеспечения творческой ситуации в рамках учебного процесса [5].

Кроме того, учеными исследуется влияние типа учебного заведения (государственный-негосудар-ственный) на развитие творческого потенциала студентов. «Творческий потенциал личности преподавателя поддерживает и развивает творчество

студентов как государственного, так и негосударственного вуза». Активизирует потенциал «стремление создать творческую атмосферу на занятиях».

О. Г. Степановой отмечается корреляция между творческими качествами студентов и преподавателей, при этом указывается, что процесс развития творческого потенциала идет не стихийно, он управляется преподавателем. По результатам исследования констатируется, что тип учебного заведения не влияет на фиксируемый творческий потенциал [6, с. 66-67].

В связи с освоением приемов педагогического творчества усложняется педагогическая деятельность учителя, что, в свою очередь, предъявляет более высокие требования к актуализации его творческого потенциала. Реализация творческого потенциала характеризуется личностным и профессиональным ростом педагога. Проблема заключается в том, что далеко не все студенты педагогического вуза и учителя начальных классов проявляют и реализуют свой творческий потенциал в учебной и профессиональной деятельности.

Однако для работы по инновационным технологиям и в системе деятельности по новым образовательным стандартам, требующим от педагога умений формирования универсальных учебных действий (УУД) у учащихся, необходим, на наш взгляд, более высокий уровень развития профессионально важных качеств педагога, позволяющий развивать способности учащегося, обеспечивать его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному освоению знаний и умений, включая организацию этого процесса) [7].

Исходя из вышесказанного, информационная основа деятельности должна включать не только разработанные кем-то учебники, методические пособия, но и самостоятельные разработки педагога, творческие задания, ориентированные на учащихся с разным уровнем развития способностей. Поэтому можно сделать вывод о необходимости формирования инновационной, творческой деятельности в образовательном процессе.

В связи с вышесказанным возникла огромная потребность в подготовке учителей к инновационной деятельности, что сказывается на деятельности институтов повышения квалификации работников образования. Нами разрабатывались и реализовывались концепция и инновационная система актуализации творческого потенциала в процессе подготовки учителей и студентов педвуза. Основными вопросами являлись разработка образовательных технологий и эффективная подготовка учителей к инновационной деятельности.

Согласно нашим исследованиям, проводимым на курсах повышения квалификации при кафедре педагогики и психологии Томского института повышения квалификации учителей (1995-2010 гг.) и на кафедре педагогики и методики начального образования Томского государственного педагогического университета, педагоги при освоении инновационных технологий сталкиваются с целым рядом психолого-дидактических затруднений (ПДЗ), под которыми мы понимаем некие препятствия в освоении новых видов деятельности. Их возникновение сопровождается объективными, субъективными или смешанными профессиональными переживаниями учителя, вызванными сложностями в овладении теоретическими сведениями, методическими рекомендациями и практическими приемами обучения. Затруднения классифицированы нами на 5 групп: 1. ПДЗ осмысления категориального аппарата и механизмов инновационной технологии (ИТ). 2. ПДЗ практического применения знаний по ИТ. 3. ПДЗ, связанные с переходом от традиционной к инновационной деятельности. 4. Трудности самовыражения. 5. Трудности, встречающиеся у педагогов в процессе разработки творческих заданий и приемов для учащихся [8, 9].

Сущность психолого-педагогической концепции актуализации творческого потенциала студентов и педагогов начальных классов заключается в следующем: выявление ПДЗ, возникающих у педагогов при их подготовке к творческой деятельности, позволило установить недостаточный уровень актуализации их творческого потенциала. Это явилось основанием для установления условий актуализации потенциала в образовательном процессе педагогического вуза и системе курсов повышения квалификации и для разработки дидактического инструментария, технологий, методов и форм обучения, обеспечивающих его актуализацию [8, 9].

Ведущими положениями нашей концепции являются, во-первых, представления об актуализации как «моменте проявленности в настоящем того, что в прошлом обнаруживалось лишь в потенции (в свернутом виде)» [10]. Актуализация творческого потенциала является динамическим процессом и обеспечивает процессуальность раз-

вития личности педагога, студента и его профессионализма. Во-вторых, необходимость разрешения противоречий между значимостью актуализации творческого потенциала педагогов, студентов для реализации ими творческой деятельности и преодоления ими ПДЗ, возникающими в процессе освоения данной деятельности. Выявление и разрешение противоречий, присущих профессиональной инновационной деятельности, становится движущей силой профессионального саморазвития педагога, студента. В-третьих, в выделении деятельностного аспекта актуализации, направленного на преобразование собственных свойств и качеств, необходимых для реализации творческой деятельности как деятельности по освоению существующих форм и методов обучения и воспитания, созданию новых целей и средств ее реализации; представления о том, что в ходе становления личности с помощью педагогического обеспечения возможно актуализировать то, что потенциально заложено внутри человека. Одним из элементов педагогического обеспечения является тренировка умений решать творческие задачи на всех этапах обучения: и в процессе осмысления учебного материала, и на этапе его эмпирического и теоретического обобщения, а также при практическом применении, всегда находить широкие возможности для активизации и интенсификации учебно-творческой деятельности студентов, педагогов. В-четвертых, представление о том, что для освоения студентами, педагогами ИТ творческой деятельности необходимо актуализировать следующие компоненты творческого потенциала: комплекс способностей интеллекта, свойств креативности и комплекс личностных проявлений.

Концепция актуализации творческого потенциала наглядно представлена на рисунке.

Актуализация творческого потенциала связана с развитием его компонентов, обозначенных нами как первоначальный уровень актуализации компонентов творческого потенциала (первая часть рисунка).

Как правило, имеющийся первоначальный уровень актуализации компонентов творческого потенциала (первая часть рисунка), обеспечивающий готовность к творческой деятельности, не соответствует необходимому и проявляется в «недостаточном уровне актуализации компонентов творческого потенциала» (вторая часть рисунка). Как выяснилось, у педагогов, студентов в процессе подготовки к инновационной и творческой деятельности возникают ПДЗ, а также страхи, связанные с реализаций ИТ в собственной профессиональной деятельности (затруднения и барьеры творческой деятельности). Эти недостатки порождают барьеры и затруднения в психологическом плане. Достиже-

Концепция актуализации творческого потенциала студентов педагогического вуза и педагогов начальных классов

Имеющийся уровень развития способностей

Направленность на творческую педагогическую х______деятельность

"У г,

мение идентифицировать и преодолевать барьеры и затруднения освоения творческой деятельности

' Определенный уровень^^ развития общего интеллекта и интеллектуальной продуктивности ^

Определенный уровень ^ развития профессиональнопедагогических способностей у

^ Необходимый уровень развития психологической ч системы деятельности

<Определенный уровень развития творческих способностей

{Недостаточный уровень\ развития способностей у

-щ Ригидность мышления-----------

Установка на репродуктивную деятельность

■йе

^достаточный уровень\ развития системного I мышления I

Не

Іедостаточньїи уровень' развития проектировочных способностей ,

^Недостаточный уровень' развития творческих способностей у

3

А

I

р

У

а

н

Е

И

{Дидактические материалы, методы и формы

преодоления затруднений и барьеров, ]____

направленные на актуализацию творческого I ______________потенциала_________________ У

Актуализация творческого потенциала

Интеллектуальная разминка. Методы формирования навыков интеллектуальной мыследеятельности и системного мышления.

V Мозговой штурм. Коллективное творчество )

{ Методы развивающих учебных заданий,

ориентированных на определенное затруднение или установку учителей. Разработка творческих заданий для учащихся под руководством преподавателя.

Тренинги общения, личностного роста, тренинги развития профессиональных способностей, ролевой тренинг педагогических ситуаций. Предметы; «Психология творчества», «Психолого-педагогический практикум» ^

Г 4

г Формирование системного мышления в - поисковой, исследовательской деятельности.

^ Предмет «Экспериментальная психология» ^

/Нормирование проектировочных способностей поисковой, исследовательской, творческой деятельности, в ходе изучения предметов: «Экспериментальная психология»,

_____«Интеллектуальный тренинг» и др.______^

Формирование и развитие творческих способностей в поисковой, исследовательской, творческой деятельности. Предметы: «Экспериментальная психология», «Психология творчества» и др. Разработка творческих заданий для учащихся под руководством преподавателя. Тренинги общения, личностного роста,

V______профессиональных способностей________у1

нию высокого уровня актуализации творческого потенциала педагогов, студентов препятствуют следующие недостатки в развитии их творческого потенциала и профессиональных способностей: установка на репродуктивную деятельность; недостаточный уровень развития комплекса свойств интеллекта (в том числе системного мышления), проектировочных способностей; комплекса свойств креативности. На рисунке видно, что проявлению высокого уровня актуализации компонентов творческого потенциала препятствуют барьеры, также можно увидеть, что существует некое соответствие между наличным уровнем развития способностей и барьерами, например: между имеющимся уровнем диагностируемых проектировочных способностей и проявлением их недостаточного уровня в ходе реализации инновационной деятельности; между первоначальным уровнем актуализации комплекса свойств креативности и их недостаточным уровнем актуализации; между имеющимся уровнем развития умений идентифицировать и преодолевать барьеры творческой деятельности и наличием у педагогов ригидности мышления и установок на репродуктивную деятельность, что характеризует недостаточный уровень развития данных способностей.

Поэтому мы приходим к выводу о необходимости актуализации компонентов творческого потен-

циала, развития способностей студентов, педагогов к творческой деятельности. Иными словами, в процессе обучения необходимо диагностировать и снимать ряд наиболее выраженных в данной учебной группе психолого-дидактических затруднений. Необходимость диагностики имеющихся ПДЗ как в обучении, так и в ходе внедрения инновационной технологии в практику начальной школы, осуществление тренировки способностей преодолевать эти ПДЗ и необходимость развития способностей к инновационной деятельности стали основой реализуемого подхода к организации инновационного учебного процесса, представленного в нашей концепции.

В нашей работе представлена система методов, форм преодоления барьеров, сформулированы и апробированы условия актуализации творческого потенциала (они представлены в третьей части рисунка). Это, прежде всего, психолого-педагогиче-ская система, состоящая из трех компонентов: 1) диагностического, 2) образовательного и 3) ресурсного. Первый ориентирован на анализ уровня развития компонентов творческого потенциала: интеллект и интеллектуальная продуктивность (креативность), специальные профессиональные способности и др. В ходе диагностики решается проблема, насколько студенты готовы к освоению творческой деятельности, что этому препятствует

и что способствует. Когда диагностика проведена и исходный уровень способностей и возможностей каждого студента выявлен, необходимо обозначить ожидаемый результат развития способностей (уровень готовности и возможности студентов легко осваивать творческую деятельность и выполнять свои профессиональные функции).

Кроме вышеназванных критериев развития творческого потенциала студентов, будущих педагогов, в работе диагностировался уровень освоения ими практических навыков: наличие творческих, самостоятельных, оригинальных дидактических материалов в курсовых работах; присутствие в работах оригинального оформления, проявление нестандартного подхода к решению поставленных задач, наличие в курсовых работах самостоятельно разработанных уроков, учитывающих индивидуальные особенности обучаемых; письменные ответы по проблемным вопросам каждой темы.

Ресурсный компонент системы развития творческого потенциала включает определение студентом своих профессиональных способностей как ресурсов для развития творческого потенциала (диагностика способностей была проведена на примере предыдущего компонента).

Образовательный компонент направлен на поиск, овладение и применение преподавателем пси-холого-педагогических средств и условий, обеспечивающих освоение студентами творческой деятельности. Рассматриваемый компонент реализуется на основе разработанных нами учебно-методических комплексов (УМК) - систем нормативных и методических документов, определяющих цели обучения и содержания дисциплины, методы и средства формирования у студентов знаний, умений, навыков, профессионально важных качеств

[11]. Основой УМК является рабочая программа учебной дисциплины, в содержание которой помимо основных дидактических единиц, предусмотренных государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, нами был включен теоретический и практический материал по проблеме актуализации творческого потенциала будущих педагогов [12-14].

Большое значение в структуре УМК придается дидактическим материалам, а также заданиям для самостоятельной работы студентов, выполнение которых способствует актуализации творческого потенциала будущих педагогов: студентам предлагаются задания познавательного, проблемного, творческого характера, на рефлексию индивидуально-психологических особенностей личности.

Рассмотрев основные средства, приемы, технологии, направленные на создание условий для актуализации творческого потенциала студентов педвуза, необходимо отметить, что, несмотря на то, что на всем протяжении формирующего эксперимента развитию подлежали все выделенные компоненты творческого потенциала, на каждом этапе обозначалось приоритетное направление по формированию одного из компонентов, что было обусловлено спецификой и логикой образовательного процесса в педвузе.

По результатам проведенного исследования необходимо отметить: в результате реализации концепции и системы, предложенной в исследовании, были найдены способы преодоления барьеров профессиональной, творческой деятельности и было доказано, что возникновение вышеописанного феномена связано с необходимостью актуализации творческого потенциала и развития профессиональных способностей педагогов и студентов.

Список литературы

1. Национальная образовательная инициатива «Наша Новая школа»: Указ Президента РФ от 4 февраля 2010 г. Пр-271.

2. Алексеева Л. Ф. Психолого-педагогические основания инновационной подготовки преподавателей вузов: моногр. Томск, 2005. 268 с.

3. Словарь практического психолога / сост. С. Ю. Головин. Минск: Харвест, 1998. 800 с.

4. Дозморова Е. В., Гельфман Э. Г. Возможности вопроса в развитии творческого мышления обучающихся на уроках математики в МКШ // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2009. Вып. 12 (90). С. 93-96.

5. Андреев В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань, 1988. 229 с.

6. Степанова О. Г. Тенденции развития творческого потенциала личности студента в негосударственном вузе // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2001. Вып 2 (27). С. 66-69.

7. Стандарты второго поколения. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. М.: Просвещение, 2010.

8. Никольская О. Л. Психолого-дидактические затруднения учителей при освоении инновационных технологий // Педагогика. 2005. № 6. С. 31-37.

9. Никольская О. Л. Подготовка студентов и учителей начальных классов к творческой деятельности: моногр. Томск, 2006. 236 с.

10. Колесникова И. А. Педагогическая реальность: опыт межпарадигмальной рефлексии: Курс лекций по философии педагогики. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. (Серия «Педагогическое образование»).

11. Жданова И. П. УМК - основа реализации креативных принципов обучения // Прилож. к журн. «Среднее профессиональное образование». 2003. № 3. С. 12-14.

12. Никольская О. Л. Психология. Возрастная и педагогическая психология. Личность учителя в педагогической деятельности: метод. указания для студ. 4 курса ППФ. Томск: Центр учебно-метод. литературы ТГПУ, 2004. 40 с. (20/20 в соавт. с Владимировой Л. В.)

13. Никольская О. Л. Подготовка студентов и учителей к творческой деятельности в процессе освоения курса «Психология творчества» в условиях педагогического вуза: мат-лы регион. научн.-практ. конф. 12-13 октября, 2005 «Качество подготовки специалиста в вузе: теория и практика». Волгоград: Перемена, 2005. С. 62-65.

14. Никольская О. Л. Основы специальной педагогики и психологии. Дидактические факторы трудностей младших школьников в обучении: учеб. пос. Томск, 2006. 92 с.

Никольская О. Л., кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061.

E-mail: laz27@sibmail.com

Материал поступил в редакцию 15.07.2011.

O. L. Nikolskaya

THE CONCEPTION OF ACTUALIZATION OF STUDENTS’ AND TEACHERS’ CREATIVE POTENTIAL AND ITS

IMPLEMENTATION IN EDUCATION

The article considers the conception of actualization of students’ and teachers’ creative potential and explains the way of its implementation in education at the teacher training university and in the system of professional teachers’ development. The author presents diagnostic, educational and recourse system components of actualization of creative potential and analyzes the psychoeducational teachers’ difficulties in the development of creativity and innovation.

Key words: actualization, creativity, psychoeducational difficulties, conditions of actualization of creative potential.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.

E-mail: laz27@sibmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.