Научная статья на тему 'Сущность и структура исследовательского потенциала студентов педагогического вуза'

Сущность и структура исследовательского потенциала студентов педагогического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
666
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКТУАЛИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА / СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОТЕНЦИАЛА / МЕХАНИЗМЫ АКТУАЛИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОТЕНЦИАЛА / ACTUALIZATION OF THE RESEARCH POTENTIAL OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY STUDENTS / ESSENCE AND STRUCTURE OF THE RESEARCH POTENTIAL / THE MECHANISMS OF ACTUALIZATION OF THE RESEARCH POTENTIAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ведерникова Л.В., Кузеванова Е.В.

Современная система образования в России предъявляет к будущим педагогам требования относительно проявления самостоятельности и ответственности при решении нестандартных учебных ситуаций, создания необходимых условий для творческого развития учащихся, организации их исследовательской деятельности. Студенты педагогического вуза в процессе профессиональной подготовки должны усвоить необходимые знания и умения для когнитивно-операционального ориентирования в области исследовательской деятельности. Важное значение приобретает такая организация образовательного процесса студентов педагогического вуза, которая создает условия для актуализации их исследовательского потенциала, формирования исследовательской позиции, знаний и умений в области проектирования. В данной статье рассмотрена сущность исследовательского потенциала студентов педагогического вуза, специфика профессиональной подготовки студентов педагогического вуза, даны определения понятий «актуализация», «потенциал», «исследовательский потенциал», «актуализация исследовательского потенциала». Предложена структура процесса актуализации исследовательского потенциала студентов педагогического вуза, а также механизмы (способы и средства) данного процесса. Выделены компоненты исследовательского потенциала: мотивационный, когнитивно-операциональный, интерактивный и смысловой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ведерникова Л.В., Кузеванова Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESSENCE AND STRUCTURE OF THE RESEARCH POTENTIAL OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY

The modern system of education in Russia imposes requirements for future teachers in manifestation of their independence and responsibility in dealing with non-standard learning situations, in creating the necessary conditions for creative development of students, in organization of their research activities. In the process of professional training students of pedagogical university must learn the necessary knowledge and skills for cognitive-operational orientation in the field of research activities. The organization of the educational process of pedagogical university students, which creates conditions for actualization of their research potential, formation of their research position, knowledge and skills in the field of projection becomes very important today. The essence of the research potential of pedagogical university students and the specificity of their professional training are observed in this article, the definitions of “actualization”, “potential”, “research potential”, “actualization of the research potential” are given. The structure of the process of actualization of the research potential of pedagogical university students as well as mechanisms (ways and means) of this process are presented. The components of the research potential, such as motivational, cognitive-operational, interactive and meaningful, are selected and presented in the article.

Текст научной работы на тему «Сущность и структура исследовательского потенциала студентов педагогического вуза»

УДК 378.147.88

СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

© Л. В. Ведерникова, Е. В. Кузеванова*

Тюменский государственный университет Ишимский филиал Россия, Тюменская обл., 627750 г. Ишим, ул. Ленина, 1.

Тел./факс: +7 (34551) 2 3 7 69.

*Email: helen. ishim@yandex.ru

Современная система образования в России предъявляет к будущим педагогам требования относительно проявления самостоятельности и ответственности при решении нестандартных учебных ситуаций, создания необходимых условий для творческого развития учащихся, организации их исследовательской деятельности. Студенты педагогического вуза в процессе профессиональной подготовки должны усвоить необходимые знания и умения для когнитивно-операционального ориентирования в области исследовательской деятельности. Важное значение приобретает такая организация образовательного процесса студентов педагогического вуза, которая создает условия для актуализации их исследовательского потенциала, формирования исследовательской позиции, знаний и умений в области проектирования. В данной статье рассмотрена сущность исследовательского потенциала студентов педагогического вуза, специфика профессиональной подготовки студентов педагогического вуза, даны определения понятий «актуализация», «потенциал», «исследовательский потенциал», «актуализация исследовательского потенциала». Предложена структура процесса актуализации исследовательского потенциала студентов педагогического вуза, а также механизмы (способы и средства) данного процесса. Выделены компоненты исследовательского потенциала: мотивационный, когнитивно-операциональный, интерактивный и смысловой.

Ключевые слова: актуализация исследовательского потенциала студентов педагогического вуза; сущность и структура исследовательского потенциала; механизмы актуализации исследовательского потенциала.

Мы проанализировали определение понятия «актуализация» в словарных и справочных источниках. Например, Н. И. Конюхов в своем справочном издании интерпретирует актуализацию как процесс перевода определенных психических и физиологических явлений (зафиксированной в памяти информации, какой-либо потребности и т.д.) в структуру текущей деятельности [1]. По словарю С. В. Воробьевой, Ю. А. Коршунова, актуализация — действие, направленное на приспособление

Самостоятельной деятельности студентов педагогических вузов сегодня отводится значительное количество времени, усвоение необходимой системы исследовательских знаний и умений определяет их успешную учебную и будущую профессиональную деятельность. Важное значение приобретает такая организация образовательного процесса, которая создает условия для актуализации исследовательского потенциала студентов, формирования их исследовательской позиции, знаний и умений в области проектирования.

Изменения, происходящие в современной системе профессионального образования и новые требования, которые предъявляются будущим учителям, обозначили направление нашего исследования. Изучая сущность процесса актуализации исследовательского потенциала студентов педагогического вуза, мы обратимся к таким понятиям как «актуализация», «потенциал» и «исследовательский потенциал».

чего-либо к условиям данной ситуации [2]. В философском словаре под редакцией И. Т. Фролова актуализация (от лат. асШаШ — деятельный) - переход бытия, явления из состояния возможного в состояние действительное. Актуальным считается то, что желательно и необходимо претворить в жизнь [3, с. 45]. Различные интерпретации понятия «актуализация» можно встретить в диссертационных исследованиях, монографиях. Интересное, на наш взгляд, понимание актуализации дает в своей монографии А. В. Гришин: «Актуализация — это механизм развития личности, который означает процесс перехода его потенциальных возможностей в актуальные и проявляется в двух компонентах: 1) содержательном компоненте, который определяет конкретные особенности личности, являющиеся потенциальными; 2) процессуальном компоненте, он указывает на те действия, которые актуализируют, выявляют данные особенности» [4, с. 75]. Такое определение актуализации довольно близко к нашему пониманию данного термина. Мы рассматриваем актуализацию как процесс перехода некоего явления из состояния потенциального в состояние актуальное. В нашем случае актуализация - это процесс перехода потенциальных исследовательских возможностей студента в актуальные исследовательские способности.

К изучению исследовательского потенциала обучающихся или педагога обращаются многие ученые, предлагая самые разные точки зрения на

понимание его сущность. В последнее время среди них И. В. Клещева, представляющая исследовательский потенциал как комплекс личностных качеств учащегося, обеспечивающих его интеллектуальную и психологическую готовность, предрасположенность к учебно-исследовательской деятельности в целом или ее отдельным этапам [5]; Г. В. Макотрова, полагающая, что исследовательский потенциал школьника — это динамичный ресурс, включающий единство развитых природных задатков, ценностно-смыслового отношения к результатам исследования, обобщенных знаний о Вселенной, живой природе и человеке. Умений использовать научные методы познания окружающего мира [6, с. 33—46]. Изучением исследовательского потенциала учителей занимается А. А. Севрюкова, интерпретирующая его как характеристику личности, отражающую совокупность возобновляемых ресурсов (исследовательских знаний, умений, опыта, представленных в педагогической практике, а также мотивации, инновационного мышления, организаторских способностей и личностных особенностей), которые вместе взятые обеспечивают способность учителя результативно вести педагогическое исследование в школе, направленное на достижение у учащихся новых образовательных результатов [7, с. 93-97]; Л. А. Торцова, которая полагает, что исследовательские способности лежат в основе исследовательской деятельности, которая является фундаментом для развития исследовательского потенциала учителя [8].

В переводе с латинского языка potential означает возможность, мощность, источники, средства, запасы, которые могут быть использованы для решения задач, достижения определенной цели [9, c. 652]. Исходя из этого, мы считаем, что исследовательский потенциал студента может быть рассмотрен как его исследовательские возможности, которые под влиянием педагогических условий и механизмов актуализации исследовательского потенциала переходят в исследовательские способности, то есть умения, качества и отношения, имеющиеся у студента и необходимые для осуществления эффективной исследовательской деятельности. Исходя из этого, исследовательский потенциал студента имеет две формы: потенциальную и актуальную. Потенциальная форма исследовательского потенциала - это потенциальные исследовательские возможности студента, актуальная форма -исследовательские способности студента, проявившиеся под влиянием механизмов и педагогических условий актуализации исследовательского потенциала. Таким образом, актуализация исследовательского потенциала студентов педагогического вуза - это процесс перехода исследовательского потенциала студентов из потенциальной в актуальную форму под влиянием механизмов и педагогических условий данного процесса.

Прежде чем определить структуру исследовательского потенциала студентов педагогического вуза, мы изучили специфику их профессиональной подготовки и определились с пониманием исследовательской деятельности студента педагогического вуза.

Специфика профессиональной подготовки студентов педагогического вуза заключается в подготовке будущих учителей к самостоятельной организации учебно-воспитательного процесса в школе. Таким образом, студент готовится к выполнению функций учителя. Одной из основных функций современного учителя, согласно профессиональному стандарту педагога [10], является развивающая деятельность, что предполагает развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей и т.д. Учитель должен уметь организовать самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе исследовательскую, владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектной деятельностью, проведением лабораторных экспериментов и т.п. С этой целью в процессе профессиональной подготовки в педагогическом вузе студентам необходимо создавать условия для получения необходимых знаний и умений организации исследовательской деятельности учащихся. Для этого студенты должны вначале стать участниками, а не организаторами этой деятельности, накопить необходимый опыт, актуализировать свои исследовательские возможности, включиться в творческое взаимодействие с другими студентами. Только после этого на этапе учебно-педагогической практики студенты получают возможность попробовать себя в роли организатора исследовательской деятельности обучающихся.

Исследовательская деятельность является эффективным видом учебной деятельности, предполагающим максимальное проявление самостоятельности и творческой инициативы. Разнообразие форм исследовательской деятельности дает возможность вовлекать в нее студентов на всех этапах профессиональной подготовки. В настоящее время наметилась тенденция повышения интереса к исследовательской деятельности в системе образования, обусловленная произошедшими изменениями и новыми требованиями, предъявляемыми личности в проявлении большей самостоятельности и инициативности. Сегодня внимание также акцентируется на адекватном соотношении нормативной и творческой составляющей исследовательской деятельности как образовательной технологии и создании оптимальных педагогических условий для актуализации исследовательского потенциала студентов.

Исследовательская деятельность рассматривается нами как самостоятельная деятельность студентов, направленная на поиск и познание нового. Творческий характер исследовательской деятельности определяется ее результатом, а именно со-

зданием нечто нового или новой интерпретацией. Наиболее эффективной, на наш взгляд, исследовательская деятельность становится, когда она представляет собой процесс совместного поиска и познания нового, то есть процесс творческого взаимодействия его участников. Этим мы хотим показать, что в совместном субъект-субъектном взаимодействии возможно достижение высокого результата исследовательской деятельности, а также формирование гуманного отношения к другому Я, коллективу в целом как ценности и исследовательской позиции студента. Мы считаем, что исследовательская деятельность должна иметь гуманистическую направленность и представлять собой процесс, где студент - субъект, а преподаватель создает условия для продвижения студента, опираясь на его внутреннюю мотивацию, чувство успеха, утверждение сил и способностей, осмысление ценности исследовательской деятельности.

Для того, чтобы исследовательский процесс протекал эффективно и продуктивно, необходима потребность, заинтересованность студентов в осуществлении исследовательской деятельности, то есть важное значение имеет мотивация. Исследовательская деятельность не будет результативной во всех отношениях, если студенты не находят в ней личностных смыслов, не понимают ее ценности для успешной учебной и будущей профессиональной деятельности, не умеют выстраивать взаимодействие с участниками исследовательского процесса, а значит, не имеют гуманного отношения к другому Я и коллективу как ценности, а также не умеют адекватно оценивать свои действия и принимать критику других во взаимодействии, что особенно важно для будущих учителей. Кроме того, для эффективного осуществления исследовательской работы необходимо наличие у студентов исследовательских знаний и умений. Понимание этого повлияло на определение структуры исследовательского потенциала студентов педагогического вуза, которая включает в себя четыре компонента: моти-вационный, когнитивно-операциональный, интерактивный и смысловой.

Мотивационный компонент предполагает наличие мотивов исследовательской деятельности, в основе которых лежит интерес к ней как средству удовлетворения собственных и общественных потребностей. В процессе обучения в вузе у студентов формируются потребности к активной познавательной деятельности. Стремление студентов реа-лизовывать в исследовательской деятельности свои творческие идеи и замыслы складывается из осознания ценности получаемых знаний для достижения жизненных целей и будущей профессиональной самореализации, нахождения смыслов осуществляемой деятельности.

Интерес к исследовательской деятельности, соответствующие смысловые установки, исследовательская активность являются основными факто-

рами, определяющими результативность исследовательской деятельности. Формирование мотивации исследовательской деятельности возможно через активизацию побуждения (через предвосхищение результата и собственного эмоционального состояния при его достижении или не достижении) и динамику смысловых установок, приводящих к мотивационным сдвигам [11, с. 190].

Готовность студента к исследовательской деятельности, наличие устойчивых мотивов выбора профессии во многом определяет готовность студента к предстоящей педагогической деятельности. Мотивационный компонент исследовательского потенциала предполагает осознание своих потребностей, ценностей исследовательской деятельности и педагогической деятельности в целом, осознание целей, достижение которых приведет к удовлетворению потребностей, как самой личности, так и общества.

Без соответствующих знаний и умений невозможно реализовать свои творческие замыслы и идеи. Поэтому в структуре исследовательского потенциала мы выделяем когнитивно-операциональный компонент, который представляет собой совокупность исследовательских и проектно-организа-торских знаний и умений студента, определяющих успешность проектно-исследовательской и учебно-педагогической деятельности, а, в дальнейшем, и профессиональной деятельности.

Под исследовательскими знаниями мы понимаем систему понятий о способах, приемах, логике и методах исследовательской деятельности, а также о передовом исследовательском опыте в профессиональной области.

Знание методологии педагогики является очень важным, оно расширяет кругозор студента как исследователя и служит ориентиром для его исследовательской деятельности. Без методологических знаний невозможно построить и провести педагогическое исследование. Когнитивный компонент складывается из:

- общефилософских и общенаучных знаний;

- знаний результатов методологических исследований в области педагогики и будущей профессиональной деятельности;

- знаний системы диагностических процедур;

- знания и понимания логики и процедуры исследования;

- знания основ исследовательского прогнозирования;

- знания способов практического применения методов, обеспечивающих решение поставленных задач, а также способов изучения передового исследовательского опыта;

- знания способов анализа, рефлексии, интерпретации и оформления результатов исследования.

Кроме того, когнитивный компонент - это знания различных форм исследовательской деятельности и способов их организации; знания осо-

бенностей деятельности учителя и ученика в процессе исследовательской деятельности и особенностей организации каждого этапа исследовательской работы ученика и учителя во взаимодействии.

Операциональный компонент определяется наличием определенных исследовательских умений. Под исследовательскими умениями мы понимаем совокупность способностей совершать последовательные и логичные исследовательские действия с целью выявления, создания, открытия нечто нового. Понимая функцию как действие или операцию субъекта в рамках некоторой системы, которой он принадлежит, операциональный компонент, на наш взгляд, можно квалифицировать и как владение студентом умениями выполнять определенные исследовательские функции.

Так, Т. П. Сальникова полагает, что эффективное осуществление исследовательской деятельности обеспечивается конкретными функциями исследователя (функцией диагностики, уточнения логики и процедуры исследования, прогнозирования результатов, практического преобразования функции анализа, обобщения, апробации и изложения результатов исследования) [12, с. 22—23]. Операциональный компонент также включает умение рассматривать свою деятельность с точки зрения требуемого задачей результата, умение осуществлять способы корректировки своей исследовательской деятельности, умение критически относиться к себе как исследователю, быть открытым в осмыслении своих действий и самооценки.

Операциональный компонент будущего педагога также должен включать умения организовывать формы исследовательского взаимодействия учителя и учащихся в учебном процессе, поэтапную проектно-исследовательскую деятельность учащихся, планировать занятия по проектному обучению, исполнять роль модератора и фасилита-тора в исследовательском процессе.

Таким образом, когнитивно-операциональный компонент исследовательского потенциала складывается из совокупности исследовательских знаний и умений студента, необходимых ему для успешной исследовательской деятельности.

Интерактивный компонент является необходимым компонентом в структуре исследовательского потенциала студентов педагогического вуза, а значит будущих учителей, и представляет собой направленность на взаимодействие, кооперацию и сотрудничество с другими участниками исследовательской деятельности. Понимание необходимости осуществлять исследовательскую деятельность в диалогичных другодоминантных взаимоотношениях, через гуманное отношение к другой личности и к коллективу в целом как ценности является особо значимым для будущего учителя.

Формирование ценностной направленности на другую личность возможно лишь в общении. Исследовательская деятельность студентов — деятель-

ность зачастую совместная и не может осуществляться вне общения, которое должно реализовы-ваться в субъект-субъектных взаимоотношениях. В процессе совместной исследовательской деятельности перед студентом открываются разнообразные возможности творческой самореализации и самоопределения, происходит осознание ценности получаемых знаний как для себя (успешная реализация себя в учебной, а затем и профессиональной деятельности), так и для общества (профессиональная активность и, как следствие, высокие результаты в профессиональной области и их признание).

Гуманное отношение к другому Я является основой педагогического взаимодействия. Организация диалогического взаимодействия в процессе осуществления исследовательской деятельности студентов ведет к актуализации их ценностного отношения к другим, осознанию себя как исследователя и своего места во взаимосвязи с другими в исследовательском процессе. Таким образом, интерактивный компонент предполагает наличие гуманно-ценностного отношения к каждому участнику исследовательской деятельности и коллективу в целом.

Реализуя в исследовательской деятельности свои творческие идеи, личность стремится к воплощению своих намерений и образа жизни, наделяет свою деятельность личностным смыслом. Понимание этого повлияло на выявление в структуре исследовательского потенциала студента смыслового компонента, представляющего собой совокупность личностных смыслов исследовательской деятельности, определяющих ее продуктивность и эффективность.

Чтобы исследовательская деятельность протекала успешно и вела к формированию у студентов понимания этой деятельности и ее результатов, формированию исследовательской позиции, необходимо ее осмысление и наличие личностного значения этой деятельности для ее исполнителя. Другими словами, исследовательская деятельность должна быть проникнута личностными смыслами.

Эффективность исследовательской деятельности во многом зависит от понимания студентом ее ценности и для себя, и для общества. Смысл наполняется ценностями: если ценностей нет, то и смысла нет. Понятия «ценность» и «смысл» тесно переплетены друг с другом. Ценно для личности то, что имеет для нее смысл.

Наличие у студентов личностных смыслов в исследовательской деятельности определяет ее результативность. Это такие смыслы, как: смысл — познание окружающей действительности, смысл — самопознание, смысл — общение, смысл — творческое саморазвитие, смысл — самоутверждение.

Смысл — познание окружающей действительности заключается в том, что исследовательская деятельность выступает для ее исполнителя как целенаправленный процесс получения и совершен-

ствования новых знаний с целью их дальнейшего практического применения. В данном случае исследование - это средство получения необходимых знаний. Личность является субъектом окружающей его действительности, которая не является статичной, а постоянно видоизменяется. Чтобы личность могла эффективно существовать в окружающем мире, она должна действовать соответственно его изменениям. С этой целью личность стремится получать посредством последовательных исследовательских операций новые знания об окружающей действительности, и они становятся для нее лич-ностно-значимыми. Цель исследовательской деятельности в высшем образовании — это приобретение учащимся навыка исследования как способа освоения действительности, развитие способности к исследовательскому мышлению, становление исследовательской позиции в образовательном процессе на основе самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного студента.

Смысл — самопознание раскрывается в самом понятии «самопознание». Самопознание — это изучение и понимание своей внутренней сущности в процессе деятельности, познание, направленное на самого себя. Реализуется с помощью восприятия и осмысления своего поведения, действий, переживаний, результатов деятельности. Сложность самопознания в его ориентированности на внутренний мир, богатый индивидуально-субъективными, самобытными моментами. Развитие самопознания позволяет человеку, познавая свой внутренний мир и переживая внутренние мотивы, цели, ценности, понимать его и определенным образом относиться к самому себе. В самопознании соотносятся мотивы и поступки, одни желания, влечения, стремления человека с другими. В результате личность самоопределяется [13].

Через самопознание происходит самоопределение личности, в том числе и профессиональное. Самопознание необходимо для успешного развития личности, оптимального осуществления исследовательской деятельности, становления исследовательской позиции. Самопознание в исследовательской деятельности — это познание себя как субъекта исследовательской деятельности, которое происходит через создание представления о себе как исследователе в результате самонаблюдения, самооценки, самовосприятия и самоотчета о результатах своей деятельности. Все это дает возможность личности самоопределиться.

Смысл — общение: общение следует рассматривать и как сторону любой совместной деятельности, и как особую деятельность. В общении можно выделить три взаимосвязанные стороны: коммуникативную, интерактивную и перцептивную. Коммуникативная сторона состоит в обмене информацией. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между индивидами, то есть в взаимообмене знаниями, идеями, отношени-

ями и действиями. Перцептивная сторона — это процесс восприятия друг друга общающимися партнерами и установления взаимопонимания между ними.

Посредством общения исследовательская деятельность организуется и обогащается. Построение плана совместной деятельности требует от каждого ее участника оптимального понимания ее целей, задач, уяснения специфики ее объекта и даже возможностей каждого из участников. В процессе общения передается и усваивается социальный опыт, формируется разнообразие человеческих индивидуальностей, происходит социализация личности. Общение существует не только в силу необходимости осуществления определенной деятельности, но и личной необходимости индивидов друг для друга. В общении индивид получает не только рациональную информацию, формирует способы мыслительной деятельности, но и посредством подражания и заимствования, сопереживания и идентификации усваивает человеческие эмоции, настроения, формы поведения. В результате общения в процессе исследовательской деятельности осуществляется рациональное, эмоциональное и волевое взаимодействие ее участников, формируется общность чувств, мыслей и взглядов, достигается взаимопонимание и согласованность действий.

Смысл — творческое саморазвитие, которое представляет собой особый вид творческой субъект-субъектной ориентации, направленной на интенсификацию и повышение эффективности процессов «самости» [14, с. 85].

Г. А. Медяник рассматривает творческое саморазвитие как процесс непрерывного самосозидания и самосовершенствования творческих качеств личности [15]. Творческое саморазвитие необходимо для того, чтобы личность, поднимаясь на более высокий уровень, научилась решать различные творческие задачи и жизненные проблемы. Творческое саморазвитие является, по нашему мнению, одним из основных смыслов исследовательской деятельности в процессе подготовки будущих педагогов в педагогическом вузе.

Смысл — самоутверждение, что предполагает стремление личности к достижению и поддержанию определенного статуса в обществе. Самоутверждение личности студента в исследовательской деятельности происходит непосредственно во взаимодействии с другими участниками данного процесса. Студент стремится проявить себя в качестве реального участника исследовательского процесса, способного вести диалогичное общение, использовать приемы исследовательской деятельности, применять творческие методы и формы работы, достигать поставленные цели и доказывать их значимость перед другими в ходе выступлений (защиты исследовательского проекта). Самоутверждение происходит через осознание своей деятельности, себя в качестве исследователя и самооценку своих результатов. Таким образом, самоутверждение невозможно без рефлексии.

Рисунок. Структура процесса актуализации исследовательского потенциала студентов педагогического вуза

На сегодняшний день от преподавателя педагогического вуза требуется особое построение исследовательской деятельности, способной обеспечить самоутверждение студентов, будущих учителей, как социально значимых членов общества. В частности, это требует развертывания такой исследовательской деятельности, которая обеспечивает целенаправленное осуществление процесса индивидуализации студентов, создающего возможности для развития своей социальной сущности и самовыражения в профессиональной деятельности и обществе. Именно в деятельности, в частности, исследовательской, совершаемой вначале с помощью преподавателя, а затем самостоятельно, студент проходит путь от самовосприятия через самоутверждение к самоопределению, социально ответственному поведению и самореализации.

Таким образом, исследовательский потенциал студента включает в себя следующие компоненты: мотивационный, интерактивный, когнитивно-операциональный и смысловой. Процесс актуализации исследовательского потенциала студентов педагогического вуза можно представить схематично следующим образом (рис).

Актуализация исследовательского потенциала студентов педагогического вуза происходит под влиянием педагогических условий и механизмов данного процесса (способов и средств). К способам актуализации исследовательского потенциала относятся исследовательская активность и творчество исследовательской деятельности. Средствами актуализации исследовательского потенциала являются самовоспитание, самообучение и самообразование студентов. Результатом актуализации исследова-

тельского потенциала, на наш взгляд, является не только актуализация потенциальных исследовательских возможностей, но и формирование исследовательской позиции студентов педагогического вуза.

ЛИТЕРАТУРА

1. Конюхов Н. И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы. Концепции, методы: справочное издание. М., 1992. URL: http://vocabulary.ru

2. Воробьева С. В, Коршунов Ю. А. Новейший философский словарь. URL: http://enc-dic.com/philosophy

3. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. 4-е изд. М.: Политиздат, 1981. 445 с.

4. Гришин А. В. Проблема актуализации социально-педагогической инициативы специалистов профессиональной школы: монография. Челябинск: Акме-Проф, 1999. 110 с.

5. Клещева И. В. Факторы развития исследовательского потенциала учащихся при изучении математики // Электронное научное издание (научно-педагогический интернет-журнал) «Письма в Эмиссия. Оффлайн». URL: http://www.emissia.org/offline

6. Макотрова Г. В. От Культуроосвоения к культуротворче-ству: развитие исследовательского потенциала старшеклассников // Сибирский учитель. 2013. №6(91). С. 33-46.

7. Севрюкова А. А. Методика развития исследовательского потенциала учителя в системе дополнительного профессионального образования // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2013. №6 (134). С. 93-97.

8. Торцова Л. А. Развитие исследовательского потенциала учителей инновационного учебного заведения: автореф. ... канд. пед. наук. Саратов, 2002. 17 с.

9. Новейший словарь иностранных слов и выражений. М.: ООО «Издательство АСТ», Минск, Харвест, 2002. 976 с.

10. Профессиональный стандарт «Педагог (Педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель). URL: http://www.consultant.ru.

11. Филимонова О. Г. Профессиональные позиции и взаимодействия в педагогическом пространстве гимназии // Исследовательская работа школьников. 2004. №»2. С. 190-195.

12. Ковтун Г. В. Формирование гуманистической позиции подростка в процессе коллективной деятельности // Российский гуманитарный журнал. 2014. Т. 3. №2. С. 114121. DOI: 10.15643/libartrus-2014.2.6

13. Акмеологический словарь / Под общ. ред. А. А. Деркача. М.: РАГС, 2004. 161 с.

14. Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития (Кн.1). Инновационный курс. Казань, 1996. 567 с.

15. Ахметжанова Г. В., Руденко И. В., Груздова И. В., Дрыги-на Е. Н., Кустов Ю. А., Медяник Г. А., Сундеева Л. А. По-лиаспектная подготовка современного педагога: монография. М.: Академия Естествознания, 2011. URL: http:// www.monographies.ru

16. Ведерникова Л. В., Кузеванова Е. В. Становление творческой исследовательской деятельности студентов педвуза: учебно-методическое пособие для бакалавров педагогических вузов. Прага: Vedecko vydavatelske centrum «Sociosfe-ra-CZ», 2013. 45 с.

17. Ведерникова Л. В., Поворознюк, О. А. Система организации научно-исследовательской работы студентов педаго-

гического вуза // Педагогическое образование и наука, 2009. №1. С. 57-59.

18. Ведерникова Л. В. Педагогическая практика как среда профессионального самоопределения студентов // Сибирский педагогический журнал, 2006. №2. С. 98-107.

19. Ведерникова Л. В. Педагогическая практика как среда профессионального самоопределения студентов // Сибирский педагогический журнал, 2006. №2. С. 98-107.

20. Кузеванова Е. В. Формирование исследовательской позиции студентов педагогического вуза // Сибирский педагогический журнал. Новосибирск: НГПУ, 2010. №3. С. 47-52.

21. Кузеванова Е. В. Вовлечение в исследовательскую деятельность в рамках спецкурса «Основы проектно-исследовательской деятельности» как условие актуализации творческой самореализации студентов педвуза // Интернет-журнал «Науковедение». М., 2013. №1(6). URL: http://naukovedenie.ru/sbornik6/4.pdf [дата обращения: 16.08.2014г.].

22. Сальникова Т. П. Исследовательская деятельность студентов. М.: ТЦ Сфера, 2005. 96 с.

23. Титова Е. В. Методологический потенциал концепции коллективного творческого воспитания // Российский гуманитарный журнал. 2014. Т. 3. №3. С. 203-213. DOI: 10.15643/libartrus-2014.3.7

Поступила в редакцию 23.02.2015 г.

ESSENCE AND STRUCTURE OF THE RESEARCH POTENTIAL OF STUDENTS OF

PEDAGOGICAL UNIVERSITY

© L. V. Vedernikova, E. V. Kuzevanova*

Tyumen State University, Ishim branch 1 Lenin St., 627750 Ishim, Tyumen region, Russia.

Phone: (34551) 2 3 7 69.

*Email: helen. ishim@yandex.ru

The modern system of education in Russia imposes requirements for future teachers in manifestation of their independence and responsibility in dealing with non-standard learning situations, in creating the necessary conditions for creative development of students, in organization of their research activities. In the process of professional training students of pedagogical university must learn the necessary knowledge and skills for cognitive-operational orientation in the field of research activities. The organization of the educational process of pedagogical university students, which creates conditions for actualization of their research potential, formation of their research position, knowledge and skills in the field of projection becomes very important today. The essence of the research potential of pedagogical university students and the specificity of their professional training are observed in this article, the definitions of "actualization", "potential", "research potential", "actualization of the research potential" are given. The structure of the process of actualization of the research potential of pedagogical university students as well as mechanisms (ways and means) of this process are presented. The components of the research potential, such as motivational, cognitive-operational, interactive and meaningful, are selected and presented in the article.

Keywords: actualization of the research potential ofpedagogical university students, essence and structure of the research potential, the mechanisms of actualization of the research potential.

Published in Russian. Do not hesitate to contact us at bulletin_bsu@mail.ru if you need translation of the article.

REFERENCES

1. Konyukhov N. I. Prikladnye aspekty sovremennoi psikhologii: terminy, zakony. Kontseptsii, metody: spravochnoe izdanie [Applied aspects of modern psychology: terms, laws. Concepts, methods: reference edition]. Moscow, 1992. URL: http://vocabulary.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Vorob'eva S. V, Korshunov Yu. A. Noveishii filosofskii slovar'. URL: http://enc-dic.com/philosophy

3. Filosofskii slovar' [Philosophical dictionary]. Ed. I. T. Frolova. 4-e izd. Moscow: Politizdat, 1981.

4. Grishin A. V Problema aktualizatsii sotsial'no-pedagogicheskoi initsiativy spetsialistov professional'noi shkoly: monografiya [The problem of actualization of socio-pedagogical initiatives of specialists of professional schools: monograph]. Chelyabinsk: Akme-Prof, 1999.

5. Kleshcheva I. V. Faktory razvitiya issledovatel'skogo potentsiala uchashchikhsya pri izuchenii matematiki. Elektronnoe nauchnoe izdanie (nauchno-pedagogicheskii internet-zhurnal) «Pis'ma v Emissiya. Offlain». URL: http://www.emissia.org/offline

6. Makotrova G. V Sibirskii uchitel'. 2013. No. 6(91). Pp. 33-46.

7. Sevryukova A. A. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2013. No. 6 (134). Pp. 93-97.

8. Tortsova L. A. Razvitie issledovatel'skogo potentsiala uchitelei innovatsionnogo uchebnogo zavedeniya: avtoref ... kand. ped. nauk. Saratov, 2002.

9. Noveishii slovar' inostrannykh slov i vyrazhenii [The newest dictionary of foreign words and expressions]. Moscow: AST, 2002.

10. Professional'nyi standart «Pedagog (Pedagogicheskaya deyatel'nost' v sfere doshkol'nogo, nachal'nogo obshchego, osnovnogo obshche-go, srednego obshchego obrazovaniya) (vospitatel', uchitel'). URL: http://www.consultant.ru.

11. Filimonova O. G. Issledovatel'skaya rabota shkol'nikov. 2004. No. 2. Pp. 190-195.

12. Kovtun G. V Liberal Arts in Russia. 2014. Vol. 3. No. 2. Pp. 114-121. DOI: 10.15643/libartrus-2014.2.6

13. Akmeologicheskii slovar' [Acmeological dictionary] / Pod obshch. red. A. A. Derkacha. Moscow: RAGS, 2004.

14. Andreev V I. Pedagogika tvorcheskogo samorazvitiya (Kn.1). Innovatsionnyi kurs [Pedagogy of creative self-development (Vol. 1). Innovative course]. Kazan', 1996.

15. Akhmetzhanova G. V., Rudenko I. V, Gruzdova I. V, Drygina E. N., Kustov Yu. A., Medyanik G. A., Sundeeva L. A. Poliaspektnaya podgotovka sovremennogo pedagoga: monografiya [Poly-aspectual training of the modern teacher: monograph]. Moscow: Akademiya Estestvoznaniya, 2011. URL: http://www.monographies.ru

16. Vedernikova L. V., Kuzevanova E. V. Stanovlenie tvorcheskoi issledovatel'skoi deyatel'nosti studentov pedvuza: uchebno-metodicheskoe posobie dlya bakalavrov pedagogicheskikh vuzov [Formation of creative research activity of students of pedagogical universities: textbook for bachelors of pedagogical universities]. Praga: Vedecko vydavatelske centrum «Sociosfera-CZ», 2013.

17. Vedernikova L. V., Povoroznyuk, O. A. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka, 2009. No. 1. Pp. 57-59.

18. Vedernikova L. V. Sibirskii pedagogicheskii zhurnal, 2006. No. 2. Pp. 98-107.

19. Vedernikova L. V. Sibirskii pedagogicheskii zhurnal, 2006. No. 2. Pp. 98-107.

20. Kuzevanova E. V Sibirskii pedagogicheskii zhurnal. Novosibirsk: NGPU, 2010. No. 3. Pp. 47-52.

21. Kuzevanova E. V. Vovlechenie v issledovatel'skuyu deyatel'nost' v ramkakh spetskursa «Osnovy proektno-issledovatel'skoi deyatel'nos-ti» kak uslovie aktualizatsii tvorcheskoi samorealizatsii studentov pedvuza. Internet-zhurnal «Naukovedenie». Moscow, 2013. No. 1(6). URL: http://naukovedenie.ru/sbornik6/4.pdf [data obrashcheniya: 16.08.2014g.].

22. Sal'nikova T. P. Issledovatel'skaya deyatel'nost' studentov [Research activities of students]. Moscow: TTs Sfera, 2005.

23. Titova E. V Liberal Arts in Russia. 2014. Vol. 3. No. 3. Pp. 203-213. DOI: 10.15643/libartrus-2014.3.7

Received 23.02.2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.